Правовое регулирование бухгалтерского учета шпоры

Понятие, правовое регулирование и основные правила ведения Бухгалтерского Учета (БУ)

БУ представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами БУ являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Основными задачами БУ являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

На современном этапе система нормативного регулирования БУ в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по БУ . Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, определяет порядок организации и ведения БУ, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы БУ и отчетности.

В соответствии с Программой реформирования БУ, Минфином России утверждаются Положения по БУ (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения БУ и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы БУ и т.п.). В настоящее время приняты и действуют следующие ПБУ:

Третий уровень системы — методические указания, рекомендации, инструкции (Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Приказ Минфина России от 28.06.1995 № 49). Один из важнейших документов этого уровня — План счетов БУ финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н. План счетов БУ представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в БУ. В нем приведены наименования и номера счетов.

Общее методологическое руководство БУ в РФ осуществляет Правительство РФ . От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Минфин России . Право регулирования БУ предоставлено также.

2. БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ — рублях . БУ по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

3. Требование имущественной обособленности заключается в том, что имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственника и других организаций.

4. Требование непрерывности БУ, в соответствии с которым учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

5. Требование сплошного учета означает, что правомерным является такое его ведение, когда все хозяйственно-финансовые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах БУ без каких-либо пропусков и изъятий.

6. Ведение БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах БУ, включенных в рабочий план счетов БУ. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах БУ: по дебету одного счета и кредиту другого.

7. В БУ организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

8. Документирование хозяйственных операций. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые называются первичными. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам (утверждаемым Росстатом). Документы, форма которых отличается от унифицированной, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона о БУ. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

9. Требование бухгалтерской регистрации. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах БУ. Хозяйственные операции отражаются в регистрах БУ в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам БУ. Наиболее распространенными являются журнально-ордерная и мемориально-ордерная формы счетоводства, применять которые следует с учетом отраслевых указаний, разработанных федеральными органами исполнительной власти на основе типовых для предприятий подведомственных отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.).

10. Ведение БУ осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

11. Требование оценки имущества и обязательств. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования. Правила об оценке различных видов имущества содержатся в ПБУ и Методических указаниях.

12. Требование инвентаризации имущества и обязательств. Инвентаризация представляет собой выявление фактического наличия имущества в сравнении с данными БУ. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются локальным актом предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены статьей 12 Закона о БУ. Например, инвентаризация проводится в обязательном порядке при передаче имущества в аренду, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при ликвидации или реорганизации организации. Выявленные расхождения отражаются на счетах БУ в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения;
  • недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

В настоящее время в России сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Третий (методологический) уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, Методическое указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и т. д.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием или консультационными фирмами по заказу предприятия. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций в организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

1. Понятие и виды бухгалтерского учета. Показатели, используемые в учете, функции, объекты и задачи бухгалтерского учета Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,

2.6. Формы бухгалтерского учета Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, связью между документами и регистрами, а также между регистрами и способом записи в них, т. е. использованием тех или иных

2.7. Организация бухгалтерского учета Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (составляющих) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и

2. Понятие бухгалтерского учета Любое предприятия требует организации наблюдения за его хозяйственной деятельностью. Это необходимо для контроля над выполнением плановых заданий и обеспечения соответствующих подразделений предприятия необходимыми для принятия

4.1. Понятие, определения и нормативное регулирование консолидированной отчетности Понятие консолидированной отчетности возникло на рубеже XX в. в США. Потребность консолидации финансовой отчетности связана с процессами концентрации и централизации капитала, создания

5. Предмет бухгалтерского учета Бухгалтерский учет отражает наличие хозяйственных средств предприятия. В процессе хозяйственной деятельности хозяйственные средства изменяются, совершают кругооборот, который также отражает бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет

6. Метод бухгалтерского учета. Документы и формы ведения бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета– это совокупность способов и приемов получения информации об объектах учета.Основными способами и приемами являются:1) документирование, т. е. все сведения о

32. Принципы бухгалтерского учета Обеспечивают однозначное понимание информации:1) денежное выражение;2) принципы автономности предприятия (бухгалтерский учет ведется в рамках каждой хозяйственной единицы);3) принцип существенности, т. е. не следует терять время на учет

43. Регулирование бухгалтерского учета Правительство РФ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации (утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой

49. Организация бухгалтерского учета На руководителей организаций возложена ответственность за:1) организацию бухгалтерского учета в организациях;2) соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.Руководители организаций выбирают способ

30. Организация бухгалтерского учета Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной

5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета В настоящее время в России сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями Правительства

2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

Общее правовое и методологическое руководство БУ в России осуществляется правительством РФ и мин. фин. РФ. В России введена четырёхуровневая система нормативного регулирования БУ и отчетности:

1 уровень. Законы, указы президента РФ, постановления правительства, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения БУ в России (федеральный закон о БУ и отчетности от 28 ноября 1996 года).

2 уровень. Положения по БУ (ПБУ), определяющие стандарты и нормы ведения БУ и составления отчетности.

3 уровень. Методологические указания, инструкции, рекомендации, разрабатываемые отраслевыми министерствами и ведомствами. (планы счетов БУ и инструкции по их применению). 4 уровень. Рабочие документы организации, предназначенные для внутреннего пользования утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной политики. БУ в организации осуществляется бухгалтерий, возглавляемой главбухом. Когда в организации отсутствует бухгалтерская служба руководитель имеет право поручить ведение учета и отчетности специализированной организации или специалисту на договорных началах. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от неё руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. Он несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за её исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов, выполнением обязательств, отражением на счетах БУ хозяйственной информации, составление бухгалтерской отчетности, проведение экономического анализа финансово хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации.

6.Элементы метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых хозяйственная деятельность предприятия отражается в учете. Он слагается из ряда элементов, главные из которых: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс, отчетность. Документация представляет собой отражение хозяйственных операций в определенных носителях информации на бумажных бланках или технических носителях. Это письменное свидетельство осуществления хозяйственной операции, дающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Документация служит основанием для последующих бухгалтерских записей. Она обеспечивает точность, достоверность информации. Инвентаризация – способ проверки наличия товарно-материальных ценностей и денежных средств путем пересчета, взвешивания, обмера и оценки всех остатков хозяйственных средств и сопоставление с данными бухгалтерского учета. Это способ бухгалтерского учета, обеспечивающий соответствие учетных данных их фактическому наличию. Бухгалтерские счета предназначены для учета наличия и движения хозяйственных средств и их источников. Все совершаемые хозяйственных операции на основании документов записываются в бухгалтерские счета, таким образом, это вторичная регистрация совершаемых хозяйственных операций. Для каждого объекта хозяйственных средств открываются отдельных бухгалтерские счета. Двойная запись – принцип тождественного отражения хозяйственных операций на счетах, обуславливающих равенство оборотов по дебету и кредиту счетов. Каждая хозяйственная операция вызывает изменения в двух видах хозяйственных и денежных средств, или в двух видах источников, или в одном виде хозяйственных средств, и в той же сумме изменяется соответствующий вид источников. Оценка – отражение объектов бухгалтерского учета в едином денежном измерителе с целью обобщения их в целом по предприятию. то есть, это способ выражения в денежном измерителе хозяйственных явлений, подлежащих учету. Хозяйственные операции оцениваются в национальной денежной единице Украины способом суммирования расходов. Записи в бухгалтерском чете операций на валютных счетах предприятия, а также операций в иностранной валюте осуществляется в гривнах в суммах, определяемых путем перечета иностранной валюты по курсу НБУ, действующему на момент осуществления операций. Калькуляция – подсчет расходов с целью определения себестоимости продукции и услуг как в целом, так и по отдельности. Себестоимость является базой для определения цены произведенной продукции, выполнения работ или предоставления услуг. Бухгалтерский баланс – отчет о финансовом положении предприятия, отражающий его активы, обязательства и собственный капитал на определенную дату. Осуществляется в единой денежной оценке и в двух группировках: по составу и по источникам. Бухгалтерская отчетность – система взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период. Бухгалтерская отчетность должна отражать нарастающим итогом имущественной и финансовое состояние предприятия за отчетный период и основываться на данных синтетического и аналитического учета. Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Украины по согласованию с Министерством статистики Украины. Таким образом, под методами бухгалтерского учета понимают систему способов и приемов, при помощи которых отражаются объекты бухгалтерского учета с целью контроля за управлением ими.

12. Счета бухгалтерского учета.Активные и пассивные.

Сн (сальдо начальное) – наличие хоз. средств на начало периода.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представляет собой совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях и определяют компетенцию государственных органов, действующих в данной сфере. Эта система состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым законодательством порядке.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н2, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т. п.). В настоящее время приняты и действуют следующие ПБУ:

Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме.

Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета для отдельных видов организаций. Так, льготы в сфере бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предусмотрены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998г. № 64н.4

Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 9н5.

К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФпо вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Положение о Министерстве финансов Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3291.

В Законе о бухгалтерском учете отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. Право регулирования бухгалтерского учета предоставлено, в частности, Центральному банку Российской Федерации. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение ЦБР от 5 декабря 2002 г. № 205-П О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет –упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

4) источники финансирования его деятельности;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Задачи бухгалтерского учета:

-формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой,

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства,

Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Организация ведения бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя. Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Основные правила ведения бухгалтерского учета

1. Обязательность ведения бухгалтерского учета.

2.Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях.Иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ.

3. Требование имущественной обособленностизаключается в том, что имущество и обязательства учитываются обособленно от имущества и обязательств других организаций.

Требование непрерывности бухгалтерского учета.

5. требование сплошного учета. Все финансовые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации без каких-либо пропусков и изъятий.

6. ведение бухгалтерского учета методов двойной записи.Взаимосвязано отражается совершение каждой операции на двух счетах: по дебету счета и кредиту другого.

В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

8. документирование хозяйственных операций. Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами – первичными документами.

9. требование бухгалтерской регистрации.Журнально-ордерная и мемориально-ордерная формы счетоводства. Информация, содержащаяся в принятых к чету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.

10. ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке.

Требование оценки имущества и обязательств.

12. требование инвентаризации имущества и обязательств.Выявление фактического наличия имущества в сравнении с данными бухгалтерского учета.

Учетная политика

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Оформляется соответствующим приказом, распоряжением.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Тема 8. Правовые основы учета и отчетности в предпринимательской деятельности (2 часа)

1. Понятие и правовое регулирование бухгалтерского учета

2. Основные правила ведения бухгалтерского учета

3. Учетная политика организации

4. Понятие и правовое регулирование бухгалтерской отчетности

5. Правовое регулирование налогового учета и отчетности

Понятие и правовое значение бухгалтерского учета

Одним из основных требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, является ведение бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (Ст. 1 Федерального закона ≪О бухгалтерском учете≫).

Объектами бухгалтерскогоучета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе деятельности.

К основным задачам бухгалтерского учета можно отнести:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности - инвесторам, кредиторам и др.;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерская отчетность, формируемая на основе данных бухгалтерского учета, представляется в различные государственные органы: налоговые, статистические и др. Это позволяет государству контролировать правильность уплаты организацией налогов и соответствие хозяйственной деятельности предъявляемым требованиям, позволяет представить общую картину финансово-экономического положения государства. Кроме того, информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета, необходима и таким пользователям, как контрагенты, кредиторы и инвесторы, которые еще до вступления в хозяйственные отношения должны рассчитать степень предпринимательского риска, а для этого необходимо иметь достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации.

Вместе с тем, и субъекты предпринимательской деятельности основывают анализ своего финансового положения в первую очередь на данных бухгалтерского учета и отчетности, сопоставляя аналогичные показатели разных периодов, определяя ликвидность, обеспеченность собственными оборотными средствами и т. п.

Правовое регулирование бухгалтерского учета.

Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ ≪О бухгалтерском учете≫. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Сферой действия названного Закона являются все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а так-

же филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым законодательством порядке.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н2, определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, Минфином РФ утверждаются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности (учет отдельных видов имущества и операций, отдельные этапы бухгалтерского учета и т. п.).

В настоящее время приняты и действуют, в частности, следующие ПБУ:

1) Положение по бухгалтерскому учету ≪Учетная политика организации≫

2) Положение по бухгалтерскому учету ≪Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство≫

3) Положение по бухгалтерскому учету ≪Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте≫

4) Положение по бухгалтерскому учету ≪Бухгалтерская отчетность организации≫

5) Положение по бухгалтерскому учету ≪Учет материально-производственных запасов≫

6) Положение по бухгалтерскому учету ≪Учет основных средств≫

7) Положение по бухгалтерскому учету ≪События после отчетной даты≫

8) Положение по бухгалтерскому учету ≪Условные факты хозяйственной деятельности≫

9) Положение по бухгалтерскому учету ≪Доходы организации≫

10) Положение по бухгалтерскому учету ≪Расходы организации≫

Необходимость существования Положений заключается в детализации ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных бухгалтерских приемах без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме. Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы - методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета для отдельных видов организаций. К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета

и бухгалтерской отчетности, является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России).

В Законе о бухгалтерском учете отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. Право регулирования бухгалтерского учета предоставлено, в частности, Центральному банку Российской Федерации. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение ЦБР от 5 декабря 2002 г. № 205-П О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета.

Деятельность по бухгалтерскому учету представляет собой упорядоченную процедуру, состоящую из следующих стадий:

1) наблюдение объектов учета и их измерение в денежном выражении;

2) закрепление в специальной форме (форме первичных учетных документов) результатов наблюдения и измерения хозяйственных операций — юридических фактов в бухгалтерском учете;

3) обработка информации, содержащейся в первичных учетных документах — ее группировка и систематизация в определенных разрезах, формирование на ее основе регистров бухгалтерского учета;

4) формирование бухгалтерской отчетности на основе сводной информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета;

5) передача документов внутренней и внешней бухгалтерской отчетности ее пользователям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.