Понятие и признаки и классификации норм права шпора

Понятие и признаки нормы права. Классификация норм права

Норма права — общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы:

Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

Закрепляют , как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание ( представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством , закрепляются в официальных государственных актах;

Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

Носит общий характер, то есть отличается нормативностью ;

Характеризуется неперсонифицированностью — адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

Имеет многократное применение — не прекращает своего действия после ее исполнения;

Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

Содержание нормы права:

Волевое содержание — выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов .

Социально-юридическое содержание — общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества (сфере действия):

Нормы законов — нормы общего дей­ствия — распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства;

Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) — нормы ограниченного действия — имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей;

Локальные нормы — принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

2. По выполняемым функциям

регулятивные (нормы-правила поведения) — содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

ох­ранительные (нормы-стражи порядка) — направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и поря­док освобождения от наказания;

3. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме:

учредительные (нормы-принципы) — отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства;

обеспечительные (нормы-гарантии) — содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права;

декларативные (нормы-объявления) — включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления;

де­финитивные (нормы-определения) — формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);

коллизионные (нормы-арбитры) — призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

оперативные (нормы-инструменты) — устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;

4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.

Отраслевые нормы подразделяются:

материальные — предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;

процессу­альные — закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения норм права. Два вида процессуальных норм :

обслуживающие отрасль в целом — нормы уголовного, гражданского или административного процесса;

обслуживающие конкретный правовой институт — избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.

5. По методу правового регулирования:

им­перативные — категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);

диспозитивные — устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

поощрительные — предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом (shpora.su). Цель — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

рекомендательные — устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование — поощрение; игнорирование - негативные последствия).

6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

обязывающие — предписывают субъектам совершить определенные действия;

управомочивающие — предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;

запрещающие — устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

7. По времени : постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

8. По кругу лиц :

общие — распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;

специальные — распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников.

9. Специализированные нормы:

компенсационные — направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;

коллизионные — предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

10. В зависимости от характера структурных элементов:

11. По степени определенности.

абсолютно определенные — не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;

относительно определенные — не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

Нормой права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Признаки:

1. норма права имеет общеобязательный характер, т.е. по общему правилу распространяет свое действие на всех субъектов в пределах территории данного государства, а также на граждан данного государства, находящихся за границей. Исключение составляют локальные и ведомственные нормы.

2. норма права формально определена, т.е. всегда имеет объективный источник выражения и определенную структуру. В РБ основным источников правовых норм являются НП акты, в частности законы.

3. правовая норма устанавливается или санкционируется государством и обеспечивается силой государственного принуждения.

Правовые нормы фиксируют лишь основные наиболее существенные связи в обществе и не могут заранее предусмотреть все реальные ситуации, поэтому правовая норма конкретизируется в процессе применения права.

Для правовых норм характерна системность и специализация. Системность проявляется в том, что нормы права существуют и действуют в большей части, не поодиночке, а в комплексах, т.е. в совокупности с другими нормами. Специализация представляет собой закрепление за нормой права определенной юридической операции, т.е. одни номы содержат общие положения, другие вводят определенные запреты, третьи направлены на применение принудительных мер в случае совершения правонарушения.

Классификация:

1. по функции в регулировании общественных отношений:

исходные – к ним относятся: нормы-начала, которые определяют основы экономического, политического, социального и гос. устройства; нормы-принципы, которые закрепляют общеправовые принципы и принципы отдельных отраслей права; нормы-определения – они раскрывают содержание некоторых правовых понятий и категорий; определительно-установительные нормы, которые закрепляют цели и задачи правового регулирования.

нормы-правила поведения непосредственно регулируют обществ. отношения и делятся на: регулятивные (воздействуют на общественно нормальное, правомерное поведение), охранительные (начинают действие в связи с фактом правонарушения).

2. по предмету правового регулирования: нормы гражданского права, уголовного права, административного права и т.д.

3. по методу правового регулирования:

императивные – содержат строгое правило поведения, любое отступление от которого является неправомерным и влечет юридическую ответственность, при этом их требования не могут быть изменены соглашением сторон

диспозитивные – устанавливают правила поведения, от которых возможны отступления по согласованной воле участников правоотношений.

Некоторые авторы в данную классификацию включают:

рекомендательные – устанавливают модель поведения наиболее целесообразную с точки зрения государства (примерные уставы, договоры).

поощрительные – определяют меры поощрения за социально полезное поведение.

4. по форме предписания: обязывающие, запрещающие, управомочивающие;

управомочивающие – устанавливают субъективное право, которое управомоченный субъект может реализовать по своему усмотрению.

обязывающие – устанавливают юридическую обязанность, т.е. необходимость действовать определенным образом.

запрещающие – определяют вариант запрещенного поведения, который влечет юридическую ответственность.

5. по юридической силе: законодательные, подзаконные;

6. по степени определенности: абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные;

7. по территориальным пределам действия: на всю территорию, на часть ее, локального действия;

8. по назначению: регулятивные (правомерное поведение), охранительные (устанавливают ответственность);

9. по кругу лиц: общие для всех граждан РБ, специальные, касающиеся пенсионеров;

10. по способу изложения: отсылочные, бланкетные;

11. по времени действия: постоянные, временные;

12. в зависимости от целевого назначения:

материально-правовые нормы – закрепляют права и обязанности участников правоотношения либо правовые запреты, т.е. непосредственно устанавливают правила поведения

процессуальные нормы – нормы, устанавливающие порядок реализации норм материального права.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Норма права – общеобязательное правило поведения, выраженное в форме государственного властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Норма права совмещает в себе признаки социально-регулятивного характера и юридического характера (собственно правового).

Дополнительный признак: правовая норма может существовать в виде непосредственного правила (нормы-модели) и в виде опосредованного (нормы-установки).

Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям.

I. По функциональной роли:

1) Исходные нормы:

нормы-дефиниции (формулируют законодательные определения понятий);

нормы-начала (характеризуют самые важные положения);

нормы-принципы отраслей права;

2) Общие нормы-правила – характеризуют те общественные отношения, без которых не может сложиться отрасль права;

3) Конкретные нормы-правила – узкий, специальный инструмент воли государства.

II. По предмету правового регулирования

1) Конституционно правовые;

III. По методу правового регулирования

1) Императивные (полномочные);

2) Диспозитивные (альтернативные).

IV. По субъекту правотворчества

1) Нормы законов (создаются высшими гос. органами);

2) Подзаконные нормы (исполнительной властью);

3) Локальные нормы (создаются негосударственными органами или структурными элементами гос. органов).

V. По степени определенности

1) Абсолютно определенные или нормы-модели;

2) Относительно определенные:

ссылочные (адресует субъекта к тому же источнику);

отсылочные (адресуют субъекта к какому-то источнику, не называя точных норм);

3) Бланкетные нормы – вместо элемента – ссылка на этот элемент, закрепленный в другой статье, либо на бланкету.

Классификацию норм можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.

Структура правовой нормы

Выраженная в юридических терминах структура правовых норм: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – элемент правовой нормы, в котором формализуются типические ситуации соц. бытия.

1) очерчивается круг обстоятельств, в которых норма будет действовать;

2) очерчивается круг субъектов, для регулирования отношений которых предназначается данная норма.

- простые (одно обстоятельство);

- сложные (совокупность зависимых друг от друга обстоятельств);

- альтернативные (несколько независимых друг от друга обстоятельств).

Диспозиция – элемент правовой нормы, непосредственное выражение воли государства.

Санкция – элемент нормы права, характеризующий реакцию официальной гос. власти на степень исполнения диспозиции.

По характеру формализованных санкцией последствий:

Способы изложения элементов нормы права в статьях норма­тивно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою ло­гическую структуру. Нередко норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они непосредственно не совпа­дают. В наиболее общем виде все многообразие этих расхождений может быть сведено к следующим вариантам:

а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо на­оборот: норма права содержится в нескольких статьях акта или актов;

б) одна статья нормативного акта содержит несколько непос­редственно связанных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи нормативного акта;

г) одна статья нормативного акта содержит несколько гипотез или несколько диспозиций, непосредственно связанных между собой норм;

Изменения, которые наблюдаются в нынешнее время в жизни российских граждан, являются причиной стимулирования изысканий в государственной и правовой сфере. И одно, и второе социальное явление (государство и право) олицетворяют объект повышенной заинтересованности с практической стороны и им принадлежит одна из главных ролей в жизнедеятельности отдельно взятого индивида и общественности в целом.

Практически ни один вид человеческой деятельности не обойдется без задействования правовых отношений, в которых государство выступает достаточно активным участником. Имеются и правила ведения таких отношений – специальные нормы. Понятие, признаки и виды норм права — вот вопросы, которые будут затронуты в этой статье. Они характеризуются актуальностью. Причем абсолютно неважно, какой век на дворе. Поэтому садитесь поудобнее и начинайте читать.

Понятие и признаки нормы права: шпаргалка


Итак, норма права – формальное поведенческое правило, которое носит общеобязательный характер и наделяет участников отношений соответствующими возможностями и обязанностями юридической направленности. Ее автором является государство.

Оно же определяет и признаки права. Правовая норма олицетворяет еще предписание, указание, закон. При этом главным предназначением их также является регулирование общественных отношений.

Нормы права существуют абсолютно в любом государственно-организационном обществе. Как уже было сказано, те или иные нормы можно встретить во всех направлениях человеческой деятельности. Чтобы понять, что именно эта норма является правовой, необходимо знать, каковы признаки норм права, и уметь идентифицировать их.

Нормативность

Правовым нормам присущ общий характер. Они рассчитаны на все идентичные случаи, а не на конкретное жизненное событие. Это главный инструмент в регулировании отношений в обществе, суть которого выражается в статутных правах и обязанностях субъекта(ов) права, потом подвергающихся конкретике субъективного характера. Идеально рассматриваемый признак проявляется в мыслях юристов Древнего Рима относительно правовой нормы, одни из которых утверждали, что права необходимо устанавливать, другие продолжали – только для событий систематического характера (то есть они повторяются регулярно), а третьи определяли круг лиц, для которых они устанавливаются.

Системность и иерархичность

К признакам нормы права относится целостность и субординация. Общественные взаимоотношения – это весьма сложное явление, регулировать которое могут только правовые нормы в своей совокупности. Иначе говоря, ни одной норме права урегулировать отношения самостоятельно не удастся, сколько попыток не было бы сделано. Например, чтобы преступник понес наказание, следует обратиться к уголовному праву и в нем отыскать определенную норму, а после рассмотреть и множество других уголовных процессуальных неправовых норм, которые и будут идентифицировать порядок возбуждения уголовного делопроизводства, исследовательских мероприятий и рассмотрения в судебных органах.

Кроме того, системность выражается и в действующей юридической силе отдельной правовой нормы, то есть ее позиции в иерархической лестнице актов. В случае когда нормы права противоречат друг другу, находятся в различных нормативных актах, но направление имеют одно и то же (урегулирование конкретного вида отношений в обществе), большая юридическая сила достается норме того нормативного документа, который находится выше по иерархии. Соответственно, в ответе на вопрос "каковы признаки норм права" будет фигурировать и третий. Называется он иерархичностью.


Общеобязательность

Выявляют обязательность исполнения предписанной государством правовой нормы для всех граждан Российской Федерации и их организаций, независимо от статуса, должности и т. д. Следовательно, и юридические, и физические лица, зарегистрированные на территории России, имеют обязательство по выполнению ряда норм. Последние, в свою очередь, заключаются в соблюдении алгоритма действий, правил поведения и т. п.

Определенность

Ответ на вопрос "каковы признаки норм права" подразумевает и такой критерий, как определенность. Нужно уяснить, что речь идет об определенности формульного типа, которая кроется в содержании самой правовой нормы. Этот признак предоставляет характеристику социальной ценности права, дает возможность оперировать с правом для развития общественности по целевому направлению.

Неперсонифицированность

Признаком нормы права является общественное предписание. Адресатами правовых норм выступает круг лиц, который определен видовыми признаками. В норме права для идентификации тех людей, на которых она направлена, используют такие слова, как гражданин, юрлицо, каждый и другие наименования неперсонифицированных адресатов.

Многократность

Выполнение норм права обеспечивается и в принудительном порядке, если, конечно, такая необходимость существует.

Каковы признаки норм права, вы уже знаете. Теперь давайте разберемся в их структурных особенностях. Им принадлежит немаловажная роль.

Вопросы структуризации

Структура правовой нормы - это совокупность внутреннего строения предписания, его составляющих частей и связей, которые для них характерны. Данная проблема еще не имеет единого решения в юридической науке.

Нормы права не только конструируют основные поведенческие требования. Они еще указывают на ситуацию, при наступлении которой последние подлежат беспрекословному исполнению, а также показывают возможные последствия при их игнорировании. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что имеет норма права понятие, признаки. Структура также определена. Основными структурными единицам являются:

  • гипотеза;
  • диспозиция;
  • санкция.


Эти единичные элементы составляют логическое содержание, которое можно записать в виде расчетной формулы. Если в определенной ситуации субъект выполняет конкретные деяния, то наступают соответствующие последствия. Эти три структурные единицы объединяются в систему и представляют собой совокупность. В результате формируется норма права, понятие, признаки, структура ее. Для ее формирования очень важно наличие именно трех компонентов, в противном случае о юридической норме не может идти и речи. Одновременно с этим, следует обратить внимание на то, что норма права и текст правового акта могут не совпадать. И, более того, это наблюдается в большинстве случаев. Бывают случаи, когда диспозиция и гипотеза в тексте законодательного документа сливаются и очень затруднительно их разделить. Одна статья может содержать одну, две, три и более норм. Также структурные компоненты юрнормы могут содержаться в разных разделах правового документа, иначе говоря, одна правовая норма может быть представлена в нескольких статьях нормативного акта.

Гипотеза

Является структурной составляющей нормы права. Признаки, классификация, содержание гипотезы рассмотрены ниже:

Признак № 1. Обозначение условий ее выполнения. Гипотеза — определитель масштаба, благодаря чему без затруднений можно отнести или не отнести ту или иную ситуацию к действию конкретной нормы.

  • место;
  • время;
  • субъекты;
  • другие.

Гипотеза выдвигает четкие требования к вышеуказанному. То есть диктует, где должно происходить событие, в течение какого времени, при участии каких субъектов, чтобы эта жизненная ситуация считалась нормой права.

Когда все эти требования соблюдены, начинает действовать государственное предписание.

Классификация гипотез

В зависимости от раскрытия и детализации содержания различают два вида гипотез: общие и конкретные. Первые именуются еще абстрактными. Они подразумевают реализацию нормы общими признаками, а случаи, которые к ним относятся, характеризуются массовостью, и ни один не конкретизирован.

Конкретные гипотезы же, напротив, устанавливают специальные условия выполнения нормы для каждого отдельного случая. Но учитывая, что предусмотреть все возможные ситуации просто нереально, такие гипотезы практически полностью исчезли из спроса.

В зависимости от степени точности условий, гипотеза может быть:


  • Простая. Ее признак — содержание, в котором прописано лишь одно условие действия нормы правовой.
  • Сложная. В этой гипотезе содержится информация относительно численности ситуаций, которые могут быть причиной выполнения той или иной правовой нормы.

В зависимости от основания предписания гипотеза бывает односторонней и двусторонней.

  • Односторонние гипотезы подразумевают наличие либо только правомерных обстоятельств, либо только неправомерных. Так, все нормы Уголовного кодекса относятся к предписаниям, гипотеза которых односторонняя.
  • Двусторонняя гипотеза содержит обстоятельства и правомерного, и неправомерного характера, наличие которых объясняет применимое юридическое предписание. При этом идентичность правовых результатов не гарантируется и зависит от характера поведения.

Диспозиция

Является вторым элементом нормы права, который определяет поведенческую модель, характерную для субъекта права и обладающую юридическим характером. Диспозиция — это ядро юрнормы, поскольку в ее содержании идентифицировано правило поведения, подразумевающее последствия. Одновременно с этим этот структурная единица считается основополагающей регулирующей частью предписания.

Виды диспозиции

В зависимости от уровня определенности указанного поведенческого правила выделяется:

  • Казуальная диспозиция – в основе содержания перечень конкретных предписываемых или запрещающих деяний.
  • Абстрактная диспозиция – диктует конкретный тип поведения, но не указывает на детали.

В зависимости от способа высказывания:

  • Простая – указывает только поведенческое правило, не определяя его признаков в силу их очевидности.
  • Описательная – подразумевает детальную характеристику правил поведения, делая акцент на его отличительных признаках.
  • Отсылочная – является ничем иным, как ссылкой на другую правовую норму, которая содержит описание подходящей модели поведения.
  • Бланкетная — содержит описание поведенческой манеры в общей форме и не детализирует какие-либо отдельные моменты, признаки деяния. Однако разъяснения и конкретизацию к таким диспозициям можно отыскать в других нормативно-правовых документах.

В зависимости от направленности юридического характера:

  • Представительно-обязывающая – заключается в разъяснении норм поведения для двух сторон, которые вступают во взаимоотношения. Реальный пример – отношения продавец-покупатель.
  • Обязывающая – определяет поведенческий характер особы, которая является обязанной. К последним относится, например, должник по договору займа.
  • Управополномочивающая – указывает вид и меру допустимого поведения, например, собственника недвижимости.
  • Рекомендательная – делает особый акцент на желательности и целесообразности конкретной манеры поведения.
  • Ограничительная – поведение в определенных границах. Так, предписания трудового права лимитируют время продолжительности работы лица, не достигшего 18 лет.
  • Закрепительная – здесь название говорит само за себя. И касается эта диспозиция принципов и задач деятельности госорганов.


Третья и заключительная структурная единица правовой нормы, которая предусматривает правовые последствия, вызванные диспозицией. Их также несколько видов.

В зависимости от уровня определенности:

  • Определенные абсолютно – в них мера воздействия четко зафиксирована.
  • Определенная относительно – определяет граничные показания верхнего и нижнего предела наказания. Такие санкции содержат статьи особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.


В зависимости от характера наказания:

  • Негативная – подразумевает применение наказаний в различных формах, среди которых штраф и другие карательные меры.
  • Позитивная — практикует поощрительные и стимулирующие процедуры.
  • Правовосстановительная – направлена на восстановительный процесс относительно прежнего состояния. Например, возмещения причиненного вреда, отмена неправовых актов, выполнение принудительного характера ранее неосуществленной обязанности.
  • Правоотрицающая – это пассивная реакция со стороны государства на игнорирование требований нормы. Форма выражения: правовое непризнание возникающих взаимоотношений. Например, признание сделки недействительной в силу ее незаконности.

В зависимости от направления неблагоприятных последствий:

  • Личная – когда санкция касается непосредственно особы, которая нарушила право.
  • Имущественная – наказание, выраженное в сопряжении с теми или иными потерями материального плана. Например, конфискация, денежное взыскание и другие.

Классификация норм права

Понятие, признаки и классификация норм права закреплены на законодательном уровне. Первые два пункта разобрали, остался третий – классификация. Итак, с целью четкого разграничения видов правовых предписаний выделен ряд классификационных признаков.

1. В зависимости от юридической силы акта, который содержит норму:

  • нормативно-правовые;
  • законодательные;
  • предписания постановлений;
  • другие.

Если норма содержится в законе, она именуется законодательной.

2. В зависимости от отрасли права:

  • гражданские;
  • финансовые;
  • уголовные;
  • административные;
  • экологические;
  • другие.

То есть, если предписание содержится в Уголовном кодексе РФ, оно считается уголовным. Если имеются признаки норм административного права, предписание считается административным.


3. В зависимости от формы предписания:

  • императивные;
  • диспозитивные.

Признаки норм административного права этого вида характеризуются категоричностью и не разрешают отклоняться от предписания. Чего не скажешь и диспозитивных, которые допускают возможность регулирования взаимоотношений и используются в дополнительном порядке.

4. В зависимости от формы надиктованного поведения:

  • нормы управополномочения;
  • нормы обязания;
  • нормы запрета.

Управополномочивающие предписания дают правовому субъекту возможность выбора – действовать конкретным образом либо отказаться от таких деяний.

Определение и признаки нормы права обязывающего характера указывают на обязанности субъекта. Это план его действий. Причем выполнены должны быть все предписания.

Запрещающие предписания указывают недопустимость того или иного деяния.

Правовая сфера очень сложна, но знать нужно такие азы, как понятие и признаки нормы права. Шпаргалка в виде данной статьи пусть вам будет в помощь.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.