Понятие и основные элементы механизма правового регулирования шпора

ГЛАВА 21. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Механизм правового регулирования -система правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах и деяниях, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Признаки правовых средств:

1) нацелены на обеспечение интересов субъектов права, достижение поставленных целей;

2) имеют юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными элементами механизма правового регулирования;

4) их применение приводит к конкретным юридическим последствиям;

5) обеспечиваются государством.

Виды правовых средств:

1. По целевой направленности: правовые стимулы и правовые ограничения.

2.По степени сложности: первичные (субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п. ) и комплексные (договор, норма, институт, правовой режим и пр.).

3. По выполняемой роли: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты).

4. По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.

5. По характеру: материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск).

6. По значимости последствий: обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь).

7. По времени действия: постоянные (гражданство) и временные (премия).

8. По виду правового регулирования: нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей).

Основные элементымеханизма правового регулирования: юридические нормы, нормативные акты, акты официально­го толкования, правоотношения, юридические факты, акты реали­зации права, правосознание, режим законности.

Каждый из этих элементов выполняет свои определенные регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои­ми способами, что позволяет в той или иной степени достигать поставленных целей.

Нормы права - выступают как предписание, как об­разец поведения в правовых отношениях, служат базой правового регулирования, в них указано, что запрещено и что разрешено, ка­ковы последствия соблюдения или нарушения предписаний, зафик­сированных в них. Нормы права - это основа механизма право­вого регулирования, остальные его элементы носят под норматив­ный характер.

Нормативно-правовой акт- документ, содержащий нормы права, оказывающий воздействие .на поведение людей путем уста­новления правового режима (регламентации).

Акты официального толкования -документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и разъясняющие смысл правовых норм. Например, пленумом Верховного Суда РФ.

Юридические факты- это ситуации, предусмотренные реаль­ной жизнью, влекущие за собой юридические последствия: возник­новение, изменение или прекращение правовых отношений.

Правоотношения- это элемент механизма правового регу­лирования, посредством которого осуществляется связь между субъ­ектами права посредством субъективных прав и юридических обя­занностей.

Акты реализации права- это действия субъектов права по воплощению в жизнь предписаний норм. права. В таких действиях реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях ме­ры возможного или должного поведения.

Акты применения права- это индивидуализированные, вла­стные предписания, направленные на регламентацию обществен­ных отношений. Например, решение суда по конкретному юриди­ческому делу.

Субъективное право- стимул поведения, выступающий в виде обеспеченных нормой права правомочий.

Льготызаключаются в освобождении (полном либо частичном) от определенных обязанностей либо в предоставлении определен­ных преимуществ социально-нуждающимся слоям: пенсионерам, инвалидам, студентам и так далее.

Поощрения- форма и мера юридического одобрения социально-полезного поведения (повышенная стипендия).

Обязанность— это ограничение, которое выступает как вид и мера обязательного поведения. По своей сути, обязанность пред­ставляет собой долг, которому соответствует право другой стороны.

Запреты— это правовые ограничения, которые состоят в обя­занности воздержаться от противоправных действий. В сущности запрет — это обязанность, за спиной которой стоит на страже го­сударственное принуждение.

Наказание— это мера принудительного ограничения, содержанием которой является ограничение прав и свобод осужденного лица, вплоть до права на жизнь. Наказание как мера порицания применяется к виновному лицу от имени государства по приго­вору суда.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования:

  • обеспечение упорядочения общественных отношений, гарантирование справедливого удовлетворения интересов субъектов.

Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Этот формальный признак свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Правовая система и механизм правового регулирования соотносятся как целое (правовая система) и часть (механизм правового регулирования) , ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология".

    1. норма права;
    2. юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);
    3. правоотношение;
    4. акты реализации прав и обязанностей;
    5. охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

    1. формулирование общего правила поведения, модели (результат - норма права);
    2. определение специальных условий (юридических фактов) действия правила поведения;
    3. установление конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных;
    4. реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
    5. издание охранительных правоприменительных актов (факультативная).

На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель) , которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь определяется

    • круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным,
    • прогнозируются препятствия этому процессу,
    • прогнозируются возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.).

Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

На второй стадии происходит определение специальных условий , при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей , при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия является факультативной . Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

Понятие и элементы механизма правового регулирования

Основное назначение права состоит в детальном регулировании наиболее значимых общественных отношений, направлении поведения граждан общества, других субъектов права в социально полезное русло. Для этого используется целый арсенал разнообразных средств и способов правового воздействия, образующих единый механизм. Работа этого механизма в юридической науке описывается и характеризуется двумя категориями: механизм правового воздействия и механизм правого регулирования.

Механизм правового воздействия - более широкая и богатая по своему содержанию категория. Он объединяет как специально юридические, так и общесоциальные средства воздействия на человека - информационно-психологические, экономические, политические, социальные, воспитательные, обеспечивающие правомерное поведение субъектов; кроме того, правовое воздействие осуществляется не только на правовые отношения и правовые явления, но и на все социальные явления, на общество в целом. Другая его особенность проявляется в том, что правовое воздействие осуществляется не только на общественные отношения, поведение людей, но и на их сознание, внутренний духовный мир и предстает как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права и правовых явлений на общественную жизнь, сознание и поведение людей. Так, например, простое установление запрета на совершение какого-либо деяния само по себе не вызывает к жизни правоотношение, однако оказывает влияние на моральные нормы, отношение к людям, которые его совершают.

Механизм правового регулирования является более узкой категорией и отличается следующим:

1. Предмет правового регулирования более узкий и охватывает воздействие только на поведение людей, складывающееся в рамках правовых отношений, так как право не регулирует мыслительные процессы, не вмешивается в процесс формирования воли субъектов, ведь по большому счету праву, например, безразлично, по какой причине тот или иной субъект соблюдает нормы права, важно лишь то, что он следует им.

2. Правовое регулирование использует исключительно правовые инструменты и средства. Причем использование этих средств носит комплексный характер, при котором все виды правовых средств обеспечивают системное воздействие на поведение субъектов права, регулируемые правом общественные отношения.

3. В основе правового регулирования лежат нормы права, предопределяющие поведение людей через заложенные в них субъективные права и юридические обязанности, соответственно, нормы права преобразуют общественные отношения в правовые. Изменение статуса отношений приводит к их гарантированной реализации, проходящей в рамках установленных государством параметров, с возможностью обеспечения им государственной защиты.

Таким образом, складывается следующее определение. Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное регулятивное воздействие на общественные отношения с целью удовлетворения общественно полезных целей.

Рассмотрение элементов механизма правового регулирования следует начать с его объекта, т.е. общественных отношений.

Очерчивая круг общественных отношений, попадающих под правовое регулирование, можно отметить, что он не безграничен.

Конкретные типы общественных отношений, попадающих под правовое регулирование (так называемые сферы правового регулирования), различны в зависимости от страны, ее исторического развития, национально-культурных особенностей, формы государственного правления и политического режима. В большинстве государств в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, играющих ключевую роль в функционировании и деятельности не только государственного аппарата, но и всего общества.

Первая группа - это имущественные, экономические отношения, предопределяющие материальные основы жизни общества.

Вторая группа - это политические, властные отношения, связанные с управлением социальными процессами.

Третья группа - это отношения по обеспечению правопорядка и законности в обществе, которые призваны обеспечить разрешение общественных конфликтов, соблюдение установленных правил поведения.

Другими важными элементами любого механизма правового регулирования являются его цели, методы и способы, используемые для правового воздействия на общественные отношения, а также правовые средства, через которые непосредственно и осуществляется правовое регулирование.

Цели механизма правового регулирования определяются потребностями общества на том или ином конкретно-историческом этапе его развития. Они находят свое выражение и внешнюю объективацию прежде всего через политические процессы, т.е. предопределяются результатами политической борьбы в обществе и происходящими политическими событиями. Более конкретно цели механизма правового регулирования фиксируются в реализуемой правовой политике государства, которая обеспечивает их конкретизацию, приоритетность тех или иных целей, определяет пути их достижения.

Методы правового регулирования предопределяются не столько желанием законодателя, сколько, в первую очередь, характером общественных отношений, испытывающих на себе правовое регулирование. Использование методов регулирования, не соответствующих общественному отношению, будет неэффективным и приведет к излишней растрате национальных ресурсов страны, недостижению социально полезных результатов. Выделяют два основных метода правового регулирования.

1. Метод децентрализованного регулирования, основанный на координации целей и интересов сторон взаимоотношений.

Данный метод применяется для регулирования отношений, удовлетворяющих преимущественно частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера - гражданское, семейное право и т.д., где действия субъектов предопределяются прежде всего их собственной волей и интересами.

2. Метод централизованного, императивного регулирования, который, напротив, предполагает субординацию между участниками правовых отношений. Этот метод используется для защиты интересов общества и государства, соответственно, на его основе осуществляется централизованное управление социальными процессами. Императивные методы используются в публичноправовых отраслях - конституционном, административном, уголовном праве.

Способы правового регулирования характеризуют приемы воздействия на поведение людей. К основным способам правового регулирования относятся управомочивание, т.е. предоставление субъекту правоотношений субъективных прав - дозволений на совершение определенных действий; обязывание, выражающееся в возложении на участника правоотношений необходимости совершить определенные действия; запрет, заключающийся в требовании воздерживаться от определенных действий. Дополнительными способами правового воздействия являются применение мер принуждения, стимулирования, ограничения и ряда других.

Правовые средства представляют собой правовые явления и инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, осуществляется воздействие на юридически значимое поведение и обеспечивается достижение социально полезных целей. К основным из них относятся нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, запреты, поощрения, наказания и пр. Признаками правовых средств являются следующие:

Таким образом, механизм правового регулирования представляет собой важный элемент системы государственного управления, позволяющий обеспечить правовыми средствами достижение конкретно-определенных социальных целей.

Стадии механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования отражает динамичную сторону правовой реальности, позволяет увидеть процесс взаимодействия всех правовых явлений в процессе реального функционирования норм права, что помогает более полно и точно определить реальные возможности каждого из явлений правовой действительности, его связи с иными правовыми явлениями и процессами, значимость для решения тех или иных задач и достижения определенных целей. Механизм правового регулирования также позволяет увидеть деятельную сторону процесса перевода абстрактных норм права в упорядоченные общественные отношения. Таким образом, механизм правового регулирования представляет собой долговременный процесс, который состоит из нескольких стадий.

Самой первой стадией является стадия создания юридических норм государством (стадия нормативной регламентации), в рамках которой устанавливаются социально полезные цели, выявляются наиболее эффективные правовые средства, способные обеспечить их достижение, выстраивается вся последовательность предстоящего регулирования тех или иных общественных отношений. Создаваемая на этой стадии норма права не только формулирует правило поведения, но и ориентирует субъектов на конкретные цели, задачи, реализуемые в рамках формируемого механизма правового регулирования. В рамках данной стадии важнейшее значение приобретает профессионализм правотворческого органа, выражающийся в первую очередь в выполнении им представительских функций, знании правовой материи, практике реализации соответствующих общественных и правовых отношений, высоком уровне правосознания и правовой культуры.

На второй стадии, стадии возникновения правовых отношений, происходит индивидуальная регламентация общей, абстрактной нормы права. Сталкиваясь с конкретными общественными отношениями, урегулированными нормами права, субъекты определяют свое поведение в рамках установленных нормой абстрактных прав и обязанностей, т.е. переводят нормы права в практическую сферу. Появляющиеся на этой стадии правовые отношения устанавливают конкретную юридическую связь между субъектами посредством определения субъективных прав и корреспондирующих им юридических обязанностей, соответственно, определяются особенности будущих отношений сторон, пути и способы достижения тех или иных благ. Норма права в этой стадии становится уже опорной точкой формирования у субъектов определенного правового сознания, формирования собственной правовой позиции в рамках складывающихся отношений, установки конкретного поведения.

Третья стадия, стадия реализации прав и обязанностей, представляет собой осуществление сформированных правовых отношений в фактическом юридически значимом поведении субъектов права. Именно на этой стадии достигаются цели правового регулирования благодаря правореализационным действиям в форме соблюдения, исполнения, использования, иногда применения, а также обеспечивается удовлетворение интересов субъектов права, достижение социально полезных целей.

Конечно, не всегда субъекты следуют действующим нормам права, иногда нарушают их, несмотря на достигнутый в рамках правоотношений баланс прав и обязанностей. В этих ситуациях государство активно вмешивается в складывающиеся правовые отношения, пресекает правонарушения и наказывает виновных.

В связи с тем, что сама реализация норм права носит исключительно правомерный характер, можно сказать, что охранительные отношения, возникающие в связи с совершением субъектами правонарушений, являются четвертой стадией механизма правового регулирования.

Соответственно, механизм правового регулирования позволяет выстраивать всю цепочку юридически значимых событий на пути продвижения общества к социально полезных целям, выявлять слабые звенья этой цепи и комплексно реагировать на появляющиеся проблемы, локализуя в первую очередь их причины.

Эффективность механизма правового регулирования

Основное назначение механизма правового регулирования заключается в том, чтобы субъекты права действовали в соответствии с юридическими предписаниями и моделями, чтобы социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, государству, личности. В связи с этим большое значение приобретает категория эффективности, позволяющая качественно оценивать как намечаемые цели, так и продвижение к ним.

Эффективность механизма правового регулирования можно определить как степень реального достижения тех или иных социально полезных результатов, предполагавшихся при создании всего механизма регулирования. Как следствие, его эффективность напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

Соответствующая цель формируется исходя из интересов общества, государства, отдельных граждан в рамках политической системы общества, предопределяющей основные направления внешней и внутренней политики в различных сферах общественной жизни. Единая цель объединяет, интегрирует все правовые средства во взаимосогласованную систему, позволяет наиболее грамотно использовать ресурсы общества.

Однако в рамках общества всегда существует определенный паритет целей, соответственно, на каждой стадии, этапе правового регулирования предопределяются также вспомогательные, промежуточные цели. При этом степень достижения этих целей, а значит, и качество созданных для них механизмов правового регулирования, их эффективность будут предопределять достижение более важных целей.

Помимо этого, эффективность механизма правового регулирования предопределяется выбранными правовыми средствами, методами правового регулирования, проводимыми реформами по их изменению соответственно складывающейся юридической практике.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основными путями повышения эффективности правового регулирования являются комплексное, системное и целенаправленное совершенствование правотворческих процессов, материальных норм права, правоприменения и соответствующих процедур правореализации, повышение уровня правовой культуры, улучшение системы государственного контроля и надзора, а также другие меры в рамках общего механизма правового воздействия.

Основной проблемой повышения эффективности механизма правового регулирования является его комплексный характер, охват им предельно широкой сферы общественных отношений, как следствие, способы повышения эффективности механизма регулирования не ограничиваются совершенствованием только правовых инструментов. Не менее важно и качество экономического, социального, культурного, научного развития самого общества, а это означает, что реализация общезначимых, социально полезных результатов зависит от качества деятельности не только государства, но и каждого члена общества.

Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Элементы правового регулирования:

1. Норма права - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

2. Юридический факт — конкретные жизненные обстоятельства, порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения.

3. Правоприменительный акт - это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

4. Правовое отношение - связь субъектов права, основанная на норме права.

5. Акты реализации прав и обязанностей - это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

6. Законность - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов; принцип деятельности государственных органов, метод государственного руководства обществом, режим общественной жизни, основанные на всеобщем соблюдении правовых предписаний

Правовые режимы: понятие, виды

Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временные и пространственных границах те или иные субъекты и объекти права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия однородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

в зависимости от предмета правового регулирования выделя­ют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

в зависимости от их юридической природы — материальные и процессуальные режимы;

в зависимости от содержания — валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;

в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанав­ливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;

в зависимости от функций права — режим особого регулиро­вания и особой охраны;

в зависимости от формы выражения — законный и договор­ный;

в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

в зависимости от сфер использования — внутригосударствен­ные и межгосударственные (режимы территориальных вод, эконо­мических санкций и пр.).

Правовые стимулы и правовые ограничения: понятие и виды.

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Виды правовых ограничений:

§ в зависимости от элемента структуры нормы права — юридический факт- ограничение (гипотеза),юридическая обязанность, запрет, приостановление(диспозиция),наказание (санкция);

§ в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

§ в зависимости от объема -полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

§ в зависимости от времени действия -постоянные (установленные законом избирательные ограничения) ивременные(обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

§ в зависимости от содержания -материально-правовые(лишение премии) иморально-правовые (выговор).

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Виды правовых стимулов:

§ в зависимости от предмета правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

§ в зависимости от объема — основные (субъективное право),частичные (законный интерес) идополнительные(льгота);

§ в зависимости от времени действия -постоянные (право на собственность) ивременные (разовая премия);

§ в зависимости от содержания -материально-правовые(заработная плата) иморально-правовые (благодарность).

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 973 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.