Понятие и источники дипломатического и консульского права шпоры

Дипломатическое и консульское право - это отрасль международного публичного права, состоит из принципов и норм, регламентирующих и регулирующих официальные отношения и связи между государствами и другими субъектами международного права, осуществляемые помощью органов внешних сношений. Начало становления этой отрасли связан с развитием человеческой цивилизации, поэтому она считается одной из самых древних в международном публичном праве.

Под дипломатическим правом следует понимать совокупность устанавливаемых в результате соглашения и обеспечиваемых субъектами международного права принципов и норм, выражают волю субъектов международного права, участвующих в международном общении, и регулируют деятельность этих субъектов с целью поддержания и укрепления мира и мирного сосуществования.

Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из: активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом; пассивного права - это право государства принимать иностранные посольства.

Дипломатические отношения — основная форма поддержания официальных отношений между государствами в соответствии с нормами международного права и практикой международного общения.

Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.;

Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;

Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся межд. защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульские отношения представляют собой межд. административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.

Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);

различных двусторонних консульских конвенциях между государствами

Консульские отношения могут существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (например, в случае признания государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

Источниками дипломатического и консульского права являются международные нормы, содержащиеся в обычаях и договорах международного характера (политических, экономических, торговых, консульских), в регламентах и постановлениях международных конференций и организаций, регулирующих дипломатические, консульские и иные отношения дипломатического характера.

Особенностью системы источников дипломатического и консульского права является то, что у нее, наряду с такими источниками, как международный порядок и международный договор, входят и акты национального законодательства.

Конвенции регионального характера, регулирующие вопросы дипломатического и консульского права: Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 года, Каракасский конвенция о консульских функциях 1911 года, Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года, Европейская конвенция о консульских функциях 1967 года.

Многосторонние международные соглашения по вопросу привилегий и иммунитетов их персонала. По ООН: Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года и Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года.

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 1973.

Существует ряд так называемых национальных источников дипломатического и консульского права, принятые государствами в рамках внутригосударственного права.

Следует учитывать, что вся международная и внутригосударственная деятельность государств по регламентации дипломатических и консульских отношений должна отвечать следующим основным принципам и нормам:

- Закрепленным в Конституции и законах государства (в области административного, гражданского, уголовного, морского права и т.п.);

- Международного публичного и международного частного права;

- Дипломатического и консульского права;

- А также международно-правовой практике государств.

25. Дипломатические представительства: понятие, виды, функции.

Дипломатическое представительство (диппредставительство) — зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.

Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами — посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию — чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах. Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами (например, Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г., где стороны согласились установить полномасштабные дипломатические отношения на уровне послов). Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах. Так, в июне 1995 г. Правительство РФ дало согласие на открытие в Екатеринбурге отделения посольства Великобритании в РФ. Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах — лицо, временно исполняющего функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.). Класс, к которому принадлежит глава, представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между государствами об установлении дипломатических отношений

Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

- представительство своего государства в стране пребывания;

- защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;

- ведение переговоров с правительством страны пребывания;

- выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания;

- поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.

Дипломатическое представительство – это орган государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений с данным государством.

Учреждение дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению государств и выражается в различных формах достижения соглашения. В международном праве существуют следующие виды дипломатических представительств:

1) посольство – дипломатическое представительство государства в городе, где расположено правительство иного государства или при международной организации. Территория посольства (а также недвижимое и движимое имущество, например автомобиль) юридически является территорией представленного посольством государства, там действуют законы представленного посольством государства, а также существующие договоры о дипломатическом иммунитете;

2) миссии – постоянное дипломатическое представительство, которое возглавляется посланником или постоянным поверенным в делах.

Различия между ними носят не правовой, а протокольный характер.

Дипломатический персонал представительств в данном государстве образует дипломатический корпус.

Главы дипломатических представительств согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. делятся на:

1) послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств;

2) посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

3) поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Основная функция представительства состоит в представительстве своего государства. Ею определяются остальные функции, которые определены в ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., в частности:

- в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

- в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

- в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

- в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Важную роль играет информационная функция, состоящая в выяснении всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания и доведении информации до сведения своего правительства. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях функции представительства должны осуществляться таким образом, чтобы поощрять дружественные отношения с государством пребывания, развитие с ним сотрудничества в области экономики, культуры, науки.

Существенное значение имеет включение в Венскую конвенцию пункта об отсутствии препятствий к тому, чтобы дипломатическое представительство осуществляло и консульские функции (п. 2 ст. 3). Потребность в этом ощущается довольно часто.

Дипломатические представительства пользуются привилегиями и иммунитетами:

- неприкосновенность помещений представительства

- представительство освобождается от налогов, сборов, пошлин

- архивы и документы представительства неприкосновенны

Дипломатический персонал пользуется также иммунитетов, в том числе от уголовной юрисдикции.

Дата публикования: 2015-11-01 ; Прочитано: 9403 | Нарушение авторского права страницы

Дипломатическое право — наиболее древняя отрасль международного права. В самые ранние периоды истории, при самой слабой развитости международного права уже существовали два его института: посольское право и право войны. Таким образом, дипломатическое право возникло и развивалось прежде всего как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX в. посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое, т.е. в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

Дипломатическое право — совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих официальные отношения между субъектами международного права и регламентирующих правовой статус и функции органов внешних сношений государств за границей и их персонала, а также иммунитеты и привилегии международных организаций, их должностных лиц и служащих.

Первым многосторонним договором в области дипломатического права, в котором участвовало восемь европейских государств, является Венский протокол от 7 марта 1815 (Венский регламент) о классах дипломатических представителей, дополненный Аахенским протоколом 1818.

Существенный вклад в развитие дипломатического права внесла Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 (Гаванская конвенция). В ней кодифицирован хотя и на региональном уровне ряд норм обычного права. Гаванская конвенция действует в отношениях участвующих в ней латиноамериканских государств и по сей день.

В настоящее время основным договорным актом в области дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 (далее Венская конвенция 1961), носящая универсальный характер. В Венской конвенции 1961 регулируются вопросы установления дипломатических отношений между государствами, основные функции дипломатического представительства, порядок назначения главы представительства и членов дипломатического персонала, численный состав дипломатического представительства и его категории, а также иммунитеты и привилегии каждой из категорий и самого дипломатического представительства и ряд других вопросов.

Консульское право как самостоятельная отрасль международного права сформировалось только к середине XX в. Оно непосредственно связано с дипломатическим правом.

Консульское право — совокупность принципов и норм, регулирующих консульские отношения между государствами и регламентирующих порядок открытия консульских учреждений, консульские функции, иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их работников.

Основными источниками консульского права являются международный договор и обычай. В настоящее время международный договор — это основополагающий источник консульского права, поскольку в нем наиболее четко в письменной форме выражено согласие субъектов международного права относительно их взаимных прав и обязанностей.

Говоря о конкретных источниках консульского права, прежде всего договорных, необходимо отметить доминирующее место двусторонних консульских конвенций, общее число которых исчисляется сотнями.

Многосторонним договором общего характера в этой области является Венская конвенция о консульских сношениях 1963, воплотившая в себе кодификацию и прогрессивное развитие норм международного права по консульским вопросам. Конвенция регламентирует все основные вопросы консульских отношений: их установление и открытие консульских учреждений; консульские функции; привилегии и иммунитеты консульских учреждений и их работников, а также ряд других вопросов. Предусмотренные в ней нормы не отражаются на других международных соглашениях по консульским вопросам, действующих между участвующими в них государствами, и не препятствуют им заключать соглашения, подтверждающие, дополняющие или расширяющие ее положения. Тем самым была не только сохранена обширная сеть двусторонних консульских конвенций, действовавших к моменту вступления в силу Венской конвенции, но и закреплена возможность заключать и впредь такие двусторонние конвенции и иные соглашения по консульским вопросам.

Поскольку консульская деятельность осуществляется и консульскими отделами дипломатических представительств, в качестве источника консульского права определенную роль играет и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961. На консульских работников также распространяется действие Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973.

Внутригосударственные акты выполняют двоякую роль: они регулируют те элементы статуса и деятельности своих консулов, которые носят внутригосударственный характер и обычно не подвергаются международному регулированию; они могут также иметь отношение к статусу и деятельности иностранных консульских учреждений и их работников, например в области их привилегий и иммунитетов (разумеется, в той мере, в какой это не создает ограничений, противоречащих соответствующим международным нормам). К категории национально-правовых источников консульского права относятся консульские уставы и им подобные акты, как, например, Положение о Консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 1998 № 1330. В эту категорию источников консульского права входит и целый ряд положений законодательства о гражданстве, о нотариате и т.п. вопросах.

Международное право, и прежде всего его основные принципы, выступает в консульском праве в качестве конкретного источника, из которого для субъектов консульских отношений и их носителей в лице консульских должностных лиц возникает обязательство сообразовываться в своих действиях в государстве пребывания с основными принципами международного права.

В качестве источника консульского права сохраняет свое значение и обычай. Венская конвенция 1963 г. исходит из того, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, не предусмотренные ее положениями.

Дипломатическое право как подотрасль права внешних сношений представляет собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.

В отношении источников дипломатического права необходимо отметить, что дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано. Основным договорным актом в данной области является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН была также принята Конвенция о специальных миссиях, а в 1975 г. на дипломатической конференции в Вене - Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Российская Федерация является участницей Венских конвенций 1961 и 1975 гг.

Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Большинство государств предпочитает обмениваться дипломатическими представительствами - посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах. Дипломатические отношения, как правило, устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств; поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах - лицо, временно исполняющее функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.).

Класс, к которому принадлежит глава представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между государствами об установлении дипломатических отношений.

Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

  • 1) представительство своего государства в стране пребывания;
  • 2) защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;
  • 3) ведение переговоров с правительством страны пребывания;
  • 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания;
  • 5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.

Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представительства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане.

По получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе представительства выдается верительная грамота - документ, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. По прибытии в страну назначения глава представительства вручает свои верительные грамоты главе государства или министру иностранных дел (если глава представительства - поверенный в делах).

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы: дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

Административно-технический персонал - это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты, секретари и т.д.).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (водители, садовники, уборщицы и т.д.).

Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания.

Представляется необходимым рассмотреть понятие "дипломатический корпус". В узком смысле дипломатический корпус - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. Дипломатический корпус в широком смысле - совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.

Существование понятия дипломатического корпуса в первом значении обусловлено протокольными причинами дуайеном (старшиной, старейшиной) среди глав всех иностранных дипломатических представительств считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной стране (или в некоторых странах папский нунций).

Понятие дипломатического корпуса во втором значении объясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатические иммунитеты и привилегии.

В Российской Федерации установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе.

Посольство РФ является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство России в государстве пребывания.

Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством.

Посольство входит в систему МИДа России и обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания.

Основными задачами и функциями посольства являются:

  • 1) представительство Российской Федерации в государстве пребывания;
  • 2) обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания;
  • 3) выполнение поручений Президента РФ, Правительства, МИДа России, а также согласованных с МИДом поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются посольству только через МИД России;
  • 4) сбор информации о государстве пребывания, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;
  • 5) обеспечение развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания, оказание содействия государственным органам, общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с представителями государства пребывания;
  • 6) участие в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением договоров Российской Федерации с государством пребывания;
  • 7) защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц;
  • 8) выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений Российской Федерации;
  • 9) выполнение других функций.

Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации. Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве.

В случае отсутствия посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников посольства.

В соответствии с законодательством РФ в посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Консульское право - внешних сношений можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.

Источниками консульского права являются международный договор и международный обычай. В настоящее время международные обычаи продолжают являться основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.

Международные договоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Среди международных договоров, регулирующих консульские отношения, можно назвать три многосторонние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.

К источникам консульского права относятся также положения некоторых международных договоров, которые не посвящены исключительно консульским вопросам. Это, прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других.

Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять некоторые из дипломатических функций.

Различают четыре вида консульских представительств: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относятся также консульские отделы дипломатических представительств.

Местонахождение консульского учреждения и его класс определяются по соглашению с государством пребывания. Консульское представительство, в отличие от дипломатического, действует не на всей территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского округа.

В Российской Федерации консульские учреждения подчинены МИД России и действуют под руководством главы дипломатического представительства. Консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в МИД России.

Функции консульских представительств несколько уже, чем у посольств. В задачи консульских учреждений Российской Федерации входят:

  • 1) защита за границей прав и интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц;
  • 2) содействие развитию дружественных отношений с государством пребывания;
  • 3) учет постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе граждан Российской Федерации;
  • 4) воинский учет граждан Российской Федерации;
  • 5) обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы в иной форме или отбывающих наказание;
  • 6) выдача, продление, погашение виз на въезд и выезд;
  • 7) регистрация актов гражданского состояния;
  • 8) совершение нотариальных действий;
  • 9) легализация документов;
  • 10) содействие военным кораблям Российской Федерации, морским и воздушным судам;
  • 11) иные полномочия, предусмотренные законом и договорами.

Персонал консульских учреждений делится на три группы: консульские должностные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.

Консульский корпус, как и дипломатический, возглавляется дуайеном, т.е. старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.

Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления консульского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.

Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный консул - это лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:

  • 1) отозвание консула представляемым государством;
  • 2) аннулирование экзекватуры государством пребывания;
  • 3) истечение срока консульского патента;
  • 4) закрытие консульского учреждения в данном пункте;
  • 5) прекращение консульских отношений в целом;
  • 6) война между государством пребывания и представляемым государством;
  • 7) смерть консула;
  • 8) выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Отозвание консула представляемым государством наиболее распространено и в основном имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При этом государство пребывания извещается заблаговременно о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзекватура.

В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников в государстве пребывания консулу третьего государства.

Как и в дипломатическом праве, в консульском праве различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников.

Выделяются следующие привилегии и иммунитеты консульских представительств:

1) неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой "пожарной оговорке", когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях "пожарная оговорка" отсутствует.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

  • 2) консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами;
  • 3) помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;
  • 4) представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания;
  • 5) архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения;
  • 6) официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами. Они таковы:

  • 1) консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие "тяжкое преступление" определяется по законодательству страны пребывания;
  • 2) консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения;
  • 3) частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;
  • 4) консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказа получателя наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.