Понятие группы и ее основные характеристики шпора

Группа не является суммой составляющих ее людей. С момента возникновения это самостоятельное явление с собственными ха­рактеристиками, собственной историей и закономерностями.

Вы­полняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп и формируется во всех этих группах:

- рок-группа, толпа на стадионе,

- трудовой кол­лектив, Ассоциация медсестер России и т.д.

Очень важно каков будет результат этих групповых влияний,т.е.закономерности поведения людей, включенных в реальные социальные группы.

Группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.

Социальная группа- это определенная система дея­тельности, заданная ее местом в системе общественного разделе­ния труда.

Основные характеристики группы:

1. композиция группы (или ее состав) - численность, возрастной, половой состав, национальность, социальное положение;

2. структура группы - функции, которые выполняют отдельные члены группы (структуры предпочтений, власти, коммуникаций);

3. групповые процессы - групповое давление, развитие и сплочение группы, процесс принятия группового решения.

4. положение индивида в группе:

- статус - обозначающий место индивида в группе. Статус соеди­няет в себе объективно присущие индивиду характеристики, и субъективное восприятие индивида в группе;

- рольиндивида в группе. Содержание роли непостоянно, оно ме­няется от группы к группе, а также внутри самой группы;

5. система групповых ожиданий – от каждой роли в группе ожидает­ся выполнение определенных функций. Выполнение обяза­тельно оценивается другими, часто возникает рассогласованность между ожиданием и реальным поведением индивида в группе, поэтому ожидание определяется через групповые нормы и груп­повые санкции.

6. групповые нормы - это определенные правила, которые вырабо­таны группой, приняты ею и которым должно подчиняться по­ведение ее членов;

Санкции бывают:

- поощрительные и запретительные,

- позитивные и негативные.

Классификация групп

Социальные группы делятся на услов­ные и реальные.

Условная группа - это группа, подобран­ная по определенному признаку, например студенты средних ме­дицинских учебных заведений России.

Реальные группы:

Большие стихий­но возникшие группы – это толпа, публика, аудитория.

Большие ус­тойчивые группы – это этнические, профессиональные, классовые группы.

Малые группы – это семья, учебная группа, спортивная ко­манда, коллектив отделения ЛПУ и т.д.

Структура малой группы

Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном лич­ном общении.

Члены малой группы объединены общей социальной деятельнос­тью и находятся в непосредственном личном общении. Нижняя граница численности малой группы 2 человека, а верхняя должна соответствовать определению малой группы.

Структура группы рассматривается с точ­ки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены груп­пы структуры предпочтений, власти, коммуникаций.

Групповые процессы

1. Процесс группового давления.

Участники группы долж­ны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы. Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.

- сознательное, свободное принятие норм;

- вынужденное под угрозой санкций;

- демонстрация антагонизма по отноше­нию к группе (Я не такой, как вы все);

- осознанное, свободное от­вержение норм с учетом всех возможных последствий.

Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.

- внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,

- и внутрен­ний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.

Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно свя­заны с самооценкойлюди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям и наоборот.

Также конформизм связан с размером группы вероятность конформистского поведе­ния возрастает при увеличении числа членов группы.

Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и веро­ятность нонконформизма.

Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма воз­растает, при возможности отвечать письменно человек освобож­дается от опасений показаться странным или смешным перед чле­нами группы.

Уровень конформизма также зависит от пола и возраста. Жен­щины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - более, чем взрослые. Подростки склонны демонстрировать конформизм в общении со сверстниками и негативизм в общении со взрослыми. Конформизм зависит также от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.

Процесс развития группы

Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.

В группе среднего учебного заведения:

1. l-я стадия – идет процесс знакомства. Формируются представ­ления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах). Основной авторитет – преподаватель.

2. 2-я стадия - период формирования групповых норм. В процессе общения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориенти­рована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений.

3. 3-я стадия - стадия конфликта. Возникают столкновения меж­ду отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с пре­подавателями.

4. 4-я стадия сбалансиро­ванности завершает переход от конфликтности к сбалансиро­ванности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления груп­повой солидарности и сплоченности.

6. 6-я стадияэмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоцио­нальная сфера. Огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (груп­па напоминает счастливую семью).

7. 7-я стадия - высшая стадия групповой зрелости. Группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональ­ной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.

Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уров­ня развития.

Процесс сплочения группы.

На процесс сплочения могут влиять:

- эмоциональная привлекательность членов группы;

- возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сход­ство членов группы между собой;

- предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;

- особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;

- удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой дея­тельностью и своим положением в группе;

Характеристики сплочённой группы:

- четкость, слаженность, организованность при выполнении совместных заданий;

- стремле­ние к оказанию взаимопомощи, взаимовыручка в процессе выпол­нения деловых задач;

- творческое отношение членов к выполняемой деятельности, активность и инициативность, проявленные при этом, сотрудничество.


Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группы классифицируются по различным признакам (табл. 5.1.1).


Рассмотрим более подробно основные виды групп.

Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии, общественные организации, возрастные группы.

Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

Управленческие группы – группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах – совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.

Производственные группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.

Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.

Функциональные группы – группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.

Группы, созданные по интересам и на основе дружбы (дружеские),– объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.

Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.

Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.

Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.

Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.

Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.

Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.

Нереферентные группы (группы принадлежности) – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

Реальные группы – группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.

Различают основные и ситуационные характеристики группы (рис. 5.2.1).


Рис. 5.2.1. Характеристики группы

Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.

Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Брестский Государственный университет им. А.С.Пушкина

ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности неоднородны. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости к глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. Поэтому можно дать следующее определение понятию группа .

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.). Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение один перед другим. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе).

Теперь рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп (рис.1)

Рис. 1. Классификация групп

По размеру

Большая группа ( условная) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

Большая группа (реальная) значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)

Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

По общественному статусу

Формальная (официальная ) – реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд.

Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Например, студенческая группа, штат учителей и сотрудников школы и т.д. Между членами группы устанавливаются деловые контакты. Они предполагают соподчинение или равенство. Официальная группа может перестраиваться, но это совершается опять-таки на основе определенного решения. Взаимоотношения в официальных группах, даже при одной и той же инструкции, не могут быть идентичны, поскольку в контакты вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения.

Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формаль-IDD-ных групп. Например, складываются группы товарищей по совместным играм, компании рыболовов, охотников и т.д. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если же они исчезают, то группа непременно исчезает.

По непосредственности взаимосвязей

Условная группа объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту и т.д.). Например, спортивные журналисты решают образовать команду из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Игроки никогда не соберутся вместе, и команда никогда не будет выступать на соревновании. Но она составлена и условно существует.

Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами, т.е. взаимоотношения его членов, общие цели и задачи (например, группа однокурсников). Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть численно большой или малой. Она существует и функционирует как общность.

По личностной значимости

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Человек оформляет свои оценки, взгляды, находит образцы для подражания, которыми он дорожит и которым следует. Например, подросток стремится быть членом группы старших школьников или взрослых. Если же это ему не удается, то он подражает нормам поведения, бытующим у старших.

Нереферентная группа – это такая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека.

Антиреферентная группа – это такая группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

По уровню развития

Низкий уровень

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношение ее участников.

Ассоциация – группа, в которой отсутствует объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

В зависимости от общественной направленности опосредующих направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.

Просоциальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования. Например, студенческая группа в начале учебного процесса.

Асоциальные ассоциации – это группы в ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства, легко превращаются в асоциальные корпорации.

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации.

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредующихся асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.

Высокий уровень

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д. (рис.2)

Рис. 2. Основные особенности зрелого коллектива

Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в психологии. Группа, как самостоятельный субъект деятельности, может быть рассмотрена с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Основные параметры, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы – это характеристики собственно группы и характеристики, определяющие положения человека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, структура и групповые процессы. К характеристикам, определяющим человека в группе, относятся система групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы.

Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность и т.д.

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют ее отдельные члены, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

Понятие группа может рассматриваться с разных точек зрения.

Буржуазные теории групп

Буржуазные теории групп характеризуются неоднородностью исходных позиции, но их объединяет общее – стремление подменить социально-экономические, идеологические и классовые отношения буржуазного общества профессиональными, социально-психологическими, психологическими.

Многие представители этих теорий основными единицами общества считают социальную организацию и психологическую группу. Социальная организация отвечает критериям: формализованных отношений и существование иерархии власти.

Психологическая группа характеризуется такими показателями: а) взаимозаменяемость между членами группы, б) общность взглядов, убеждений, норм, в) общность цели.

Персоналисты исходят из других установок. Главный тезис персоналистов: структура группы (формальной и неформальной) не имеет никакого значения. Уровень эффективности человека зависит от его способностей, от того, как он их оценивает и в какой степени обладает ими.

Указанные концепции не выходят за рамки буржуазной идеологии. Они призваны найти способы укрепления капиталистической системы организации труда, поднять производительность, обеспечить сверхприбыль. И то и другое направление в своих теоретических и практических выводах проповедуют выгоду, прагматизм.

Методы изучения групп

Основным методом изучения групп является наблюдение. Оно позволяет выяснить содержательную сторону жизни общностей, их структкру, уровень развития и др. социальной психологии различают включенное и невключенное наблюдение. Первое предполагает вхождение наблюдателя, исследователя в состав общности на правах его члена. В этом случае он как бы изнутри изучает группу. Он не только исследует, но и сам участвует во всех делах. Невключенное наблюдение – изучение общности со стороны, без непосредственного участия в ее жизни. Учитель в силу специфики его труда и своеобразия положения по отношению к детской группе (классу, пионерскому отряду, комсомольской группе) оказывается в позиции как включенного, так и невключенного наблюдателя. В одних случаях он становится членом группы, в других – остается за пределами детской общности.

Для изучения некоторых сторон жизни группы используется естественный эксперимент. Он проводится в обычных для испытуемых условиях, содержание эксперимента соответствует деятельности данной общности. Например, в классном коллективе практикуется диспут как форма внеклассной воспитательной работы. Но диспут может быть экспериментальным, если он решает исследовательские задачи и проводится, исходя из этих задач. Поездка за город также может оказаться экспериментальной, если в ходе нее решаются некоторые исследовательские задачи.

Таким образом, группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое.

1. Общая психология Под редакцией: В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А Степанова

2. Общая психология Под редакцией академика АПН СССР А.В. Петровского

Понятие и основные характеристики групп.

Группа – это 2 и более количество людей, которые вступают в такое взаимоотношение, когда каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. В качестве группы выделяется отдел в банке, семья, студенческая группа. Наряду с понятием группа используется термин коллектив.

К основным характеристикам группы относят:

состав группы – зависит от ее вида и может быть обозначен набором тех или иных характеристик, параметров;

групповые процессы – это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы: образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений;

групповые нормы – это элементы групповой культуры, правила должного с точки зрения группы поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы.

Группа ожидает надлежащего выполнения установленных ею норм и правил поведения и при надлежащем поведении применяет санкции, направленные на корректировку (поощрение и наказание).

Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.

Классификация малых групп.

По порядку возникновения: первичные и вторичные.

Первичные: в них существуют непосредственные контакты.

Вторичные: члены группы не связаны интимностью отношений.

По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Обычно такие группы порождаются официальной структурой, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в группе.

неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это группы общения — они возникают и складываются стихийно. Здесь ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.

Практически установлено, что в действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникаю! в рамках формальных, или когда в стихийно образовавшейся группе вдруг возникает совместная деятельность. Впервые деление групп на формальные и неформальные предложил Э. Мэйо.

Референтные (эталонные) — труппы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.

Референтная группа выполняет две важные функции.

Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведе­ния, социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других

У каждого индивида может быть различное число референтных групп в зависимости от видов отношений и деятельности. Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности, что может привести к образованию у него серьезных внутриличностных конфликтов, требующих психологического или психотерапевтического консультиро­вания.

Экспериментально было установлено, что некоторые члены малых групп разделяют нормы поведения не своих групп, а других, на которые они ориентируются, хотя своим членством в них и не представлены. Впервые деление групп на референтные и группы членства ввел Г. Хаймен.

Группы членства — это группы, в которых индивид не противо­поставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя — с ним.

Понятие и основные характеристики групп.

Группа – это 2 и более количество людей, которые вступают в такое взаимоотношение, когда каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. В качестве группы выделяется отдел в банке, семья, студенческая группа. Наряду с понятием группа используется термин коллектив.

К основным характеристикам группы относят:

состав группы – зависит от ее вида и может быть обозначен набором тех или иных характеристик, параметров;

групповые процессы – это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы: образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений;

групповые нормы – это элементы групповой культуры, правила должного с точки зрения группы поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы.

Группа ожидает надлежащего выполнения установленных ею норм и правил поведения и при надлежащем поведении применяет санкции, направленные на корректировку (поощрение и наказание).

Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.