Первая помощь при ушибах переломах костей и вывихах суставов конспект урока


Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_v_8_klasse.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов,

переломах костей. 8 класс

Филькина В.И., учитель биологии

Цели: - научить различать признаки повреждения скелета,

- выработать умения оказывать первую медицинскую помощь

при повреждениях скелета и осуществлять ее обоснование,

- совершенствовать навыки работы с учебником,

- осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

бинты, косынка, пузырь или грелка со льдом.

1. Актуализация знаний.

Давайте с вами вспомним:

1) из каких отделов состоит скелет (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей).

2) Что входит в состав верхних конечностей?

3) Что входит в состав нижних конечностей?

4) Выполнение творческого задания по вариантам.

Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета верхних конечностей, расположите их в порядке очередности сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие кость.

Задание 1: Выберите номера под которыми обозначены кости скелета нижних конечностей, расположите их в порядке сверху вниз.

Задание 2: Выберите номера под которыми последовательно расположены составляющие образующие сустав.

  1. суставная головка знаюсь
  2. лопатки я вас
  3. тазовые кости труд и
  4. запястье шусь
  5. предплюсна и в этой
  6. надкостница сти
  7. ключица лю…
  8. бедро стыд
  9. компактное вещество несчаст…
  10. плечо блю…
  11. большая берцовая кость прас…
  12. фаланги пальцев кисти это
  13. лучевая кость бе
  14. суставная впадина при…
  15. надколенник на…
  16. локтевая кость хоть я
  17. суставная жидкость я
  18. фаланги пальцев стопы по…
  19. губчатое вещество ной
  20. суставная сумка ших ног
  21. пястье хоть
  22. малая берцовая ный
  23. костный мозг у ва…
  24. плюсна. глу…

Я вас люблю – хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

  1. Какими классами химических веществ образованы кости? (органическими и неорганическими) .
  2. Какое значение для кости имеют органические вещества? (придают кости гибкость и упругость).
  3. Какое значение для кости имеют неорганические вещества? (придают костям твердость), а вместе органические и неорганические вещества обеспечивают прочность кости.
  4. Решите биологическую задачу:

Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу, а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление были одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.

  1. Какое строение имеет сустав?
  2. Какое значение имеют связки?

Растяжения : В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется - растяжением.

При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.

Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей – вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.

Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.

Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.

При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.

Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу – к здоровой.

При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.

Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого – дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.

При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.

При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.

Разделы: Биология

Класс: 8

Образовательная цель: опираясь на знания, полученные учащимися при изучении скелета человека и строения костей, научить характеризовать виды травм.

Развивающая цель: научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Воспитательная цель: воспитание гигиенических правил.

Оборудование: таблицы, скелет человека, бинты, шины, портрет Рентгена, рентгеновские снимки.

Проверка знаний о строении и составе костей, типах их соединений.

Тест. Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.

2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.

3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.

4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.

5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.

6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.

7.Сустав это подвижное соединение костей.

8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.

9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость

10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.

11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.

13.Кости образованы соединительной тканью.

14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.

15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.

Правильные ответы: 1 2 4 7 9 10 11 13 15.

Учитель: Повреждение костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата. Каждый из вас может оказаться в экстремальной ситуации: в походе, на экскурсии, на реке. И все вы должны уметь оказать первую помощь. У вас было домашнее задание, поработать с дополнительной литературой, а сегодня на уроке вы практически покажите, как правильно оказать помощь при различных травмах. На уроке вы будите работаеть в группах.

Обратите внимание на доску, сегодня на уроке нам необходимы следующие понятия:

Травма (от греческого trauma – рана), повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием)

Травматология (от травма и логия), раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

Хирургия (от греческого cheir – рука, и ergon – работа) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

Ортопедия (от греческого ortos – прямой, правильный) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

Рентгенография метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

Ампутация (от латинского amputatio – отсечение) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.

1 ученик: Растяжение связок. Для того, чтобы кости не выскакивали из суставов и могли совершать многообразные, точные движения, они соединены связками. Связки похожи на гибкие и упругие ремешки. Но иногда при подвертывании стопы, голени или запястья, при большом давлении на суставы руки или ноги, а также, если в суставе было совершено резкое движение, может возникнуть травма связок или растяжение. Это серьезная травма, проявляет себя болью, иногда вокруг сустава появляется синюшный отек. В первую очередь необходимо наложить тугую повязку и приложить холод.

Чтобы избежать растяжения нужно уметь двигаться, но и уметь падать.

Вспомните, главное правило. При падении не выставляй в стороны руки или ноги, не пытайся опереться на них. Наоборот, постарайся стать “колобком”: подбородок прижимай к груди, ноги и руки к животу. Можно руками обхватить голову. И ни в коем случае не напрягайся, тело должно быть расслаблено.

2 ученик: Вывих. При вывихе происходит стойкое смещение суставных поверхностей. Обычно оно сопровождается и разрывом капсулы сустава. Для вывиха характерны укорочение или удлинение конечности, сильная боль в суставе, ограничение подвижности. Изменение сустава, вывихнутая кость выступает на новом необычном месте. При вывихе могут быть повреждены связки, сосуды и нервы. Вправлять вывих может только медицинский работник. Самим это делать ни в коем случае нельзя, так как неумелыми действиями можно еще больше травмировать связки, сосуды и нервы. Первая помощь заключается, прежде всего, в том, чтобы создать поврежденной конечности неподвижность. Для этого накладывается тугая повязка, чтобы уменьшить боль и отек прикладывается холод. Пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

3 ученик: Переломы грудины и ребер часто бывают при сдавлении грудной клетки, резкий удар при падении. Чаще страдают средние ребра 4, 5, 6, 7. Распознать перелом ребра нетрудно. При глубоком дыхании пострадавший ощущает боль. Особенно при кашле и чихании. В месте перелома можно увидеть небольшой отек. Пострадавшему необходимо сделать глубокий выдох и в таком положении наложить тугую давящую повязку, для этого грудь обернуть полотенцем или простыней и закрепить ткань булавками. В травмпункте сделают снимки и окажут квалифицированную помощь.

4 ученик. Перелом ключицы может быть следствием удара по ней или падение. Распознать перелом несложно. При любой попытке движения рукой пострадавший ощущает резкую боль, в области ключицы наблюдается отек, рука повисает, костные отломки отчетливо проступают под кожей.

Ни в коем случае не пытайтесь вправлять выступающие под кожей отломки! Первое, необходимо поврежденной конечности пострадавшего придать неподвижность. Для этого необходимо отвести руки назад, заложить за спину любую палку, так чтобы он удерживал ее в локтевых сгибах. В таком положении пострадавшего доставляют в медицинское учреждение. Или поврежденную руку повесить на косыночной повязке под прямым углом.

5 Ученик. Часто могут возникать травмы костей голени при падении в результате дорожно-транспортного проишествия.

В области перелома быстро нарастает отек, возникает острая боль. Поэтому поврежденной ноге необходимо придать правильное положение, сразу снять обувь. Необходимо наложить шины. Можно использовать подручные средства, прутья, досточки, их нужно обернуть мягкой тканью. Зафиксировать необходимо два сустава: коленный и голеностопный. В крайнем случае, поврежденную ногу можно прибинтовать к здоровой. Если нет бинтов, закрепите шину с помощью шарфа, рубашки, полотенца. Пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в медицинское учреждение на носилках.

6 ученик. Как “склеить” сломанную кость?

Если подозрение на перелом кости, обязательно нужно отправиться к врачу. А врач, даже самый опытный, обязательно сделает рентгеновский снимок повреждения. Только рентген – единственный надежный, способ узнать, сломана ли кость и в каком она состоянии. Если снимок подтвердит наши неприятные подозрения, начинается лечение. Оно напоминает починку разбитой чашки. Все кусочки нужно сложить вместе. Если кусочков много или они далеко друг от друга, то под наркозом делают операцию и специальными гвоздями скрепляют отломки. Если же кость разломилась пополам, и половинки не разошлись в стороны, то обходятся без операции. Когда все кусочки на местах накладывают гипсовую повязку. Сначала эта повязка мокрая и мягкая, а когда высохнет, становится твердой, как камень, и не дает поврежденной кости двигаться После травмы на месте перелома с огромной скоростью начинают образовываться новые клетки. Уже через три дня трещинки будто смазаны молодой костной тканью. Обычно после перелома, чтобы кость хорошо срослась, проходит 3 – 4 недели.

7 Ученик. Вильгельм Конрад Рентген родился в 1845 году. Он был профессором физики. Преподавал в университете. В ноябре 1895 года открыл странный вид излучения. Новые лучи свободно проникали через непрозрачное тело, бумагу, металл, живую ткань. Уже в январе следующего года Рентген с помощью открытых им лучей получил на фотопластинке изображение своей кисти, на которой были четко видны все кости. Таинственные лучи он назвал лучами Х (икс). 8 ноября 1895 года я случайно заметил, как холодным зеленоватым светом сияют кристаллы одной из солей. Это свечение я видел не раз, разбуженное солнцем. Но за окном была ночь. Недавно пробило четверть двенадцатого, и последний солнечный луч давно уже покинул засыпавший Вюрцбург. Может мираж? Устал! Вот и разрядную трубку, прикрытую чёрным колпаком, забыл выключить. Щелчок рубильника – и свечения как не бывало. Не единой искорки не осталось. Неужели трубка при прохождение тока высокого напряжения стала источником дотоле неизвестных “икс-лучей”, породивших волшебный свет? Вскоре эти лучи нашли широкое применение во многих отраслях науки и в медицине.. Они и теперь применяются для получения изображений органов, расположенных в глубине человеческого тела. За заслуги в области физики Вильгельм Конрад Рентген в 1901 году был удостоен Нобелевской премии. Слава, от которой Рентген бежал всю жизнь, нашла его после смерти. Первый в мире памятник Рентгену был установлен в Санкт-Петербурге.

8 ученик. В последние годы благодаря появлению операционных микроскопов, специального шовного материала и микрохирургических инструментов возможно приживление оторванной конечности или пальца. Необходимо остановить кровотечение, наложить тугую повязку, поврежденному месту придать возвышенное положение. Ампутированную часть конечности завернуть в чистую ткань, поместить в полиэтиленовый пакет и туго завязать. Затем положить этот пакет в другой с холодной водой или снегом. Пакет должен все время находится в подвешенном состоянии, класть его не рекомендуется. Как можно быстрее пострадавшего доставить в медицинское учреждение, где будет решен вопрос о траспортировке в центр микрохирургии.

9 ученик. Хочу рассказать о хорошем человеке. Наша республиканская больница дала многим врачам возможность достигнуть цели в жизни, самоутвердится, стать настоящим Доктором. И таковым можно назвать хирурга, обладателя звания “Человек года-95” в номинации медицина, заслуженного работника здравоохранения Республики Тыва, кандидата медицинских наук, сотрудника Московской клиники ФЦЭРИ (Федеральный центр экспертизы и реабилитации инвалидов), консультанта фирмы “Biomet” (Англия) по регионам России, о котором. московские газеты писали “Он – дар”, - это Вячеслав Судер-оолович Ондар. Вот уже восемь лет он работает в Москве, люди его любят и ценят. Когда он приезжает в родную республику в отпуск. И, верный клятве Гиппократа, никому не отказывает, так в очередном отпуске он провел десять сложных операций на позвоночнике, на тазобедренном суставе, включая микрохирургическую операцию на кисти. Слава богу, все они прошли без осложнений, хотя условия республиканской больницы оставляют желать лучшего. Эта больница дала мне путевку в большую хирургию – говорит Вячеслав Ондар. Я к этой профессии шел очень долго, чтоб почувствовать себя настоящим профессиональным врачом. Моя профессия – это моя жизнь. Работа хирурга, я считаю, самая трудная и самая ответственная из всех профессий: мы не имеем право на ошибку - это человеческие жизни.

Учитель: Мы сегодня много говорили о различных травмах, я вам предлагаю несколько вопросов, а вы по описанию должны сказать, какая это травма, и какую помощь вы бы могли оказать.

1.В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи. Как помочь пострадавшему в последующие дни?

(Пострадавшему туристу от острой боли поможет - холод. Для этого ногу можно поместить в лесной ручей или приложить полиэтиленовый мешок с холодной водой. Необходимо на голеностопный сустав наложить тугую повязку, обеспечить покой. Желательно не ходить. Это, скорее всего, растяжение связок.)

2.Мальчик после падения с велосипеда стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Больной может поднять левую руку, но боль, покраснение и опухоль свидетельствуют о травме. Какой бы вы поставили диагноз?

(Если сустав сохранил свою подвижность, при вывихе руку поднять невозможно, как и при переломе, скорее всего у пострадавшего растяжение связок или ушиб сустава, возможны разрывы суставной сумки и связок).

3. Группа туристов, пройдя пешком большое расстояние, находят место для привала на лесистом берегу реки. Сброшены тяжелые рюкзаки. Самые молодые, самые нетерпеливые, снимая на ходу одежду, бегут к реке. Один с разбега прыгает вниз головой в чистую прозрачную воду. Но почему-то он долго задержался под водой? И вот всплывает странно обмякшее, будто неживое тело. Товарищи спешат на выручку и вытаскивают ныряльщика на берег. Что же случилось?

(По видимому, юноша нырнул и ударился головой то ли о дно водоема, толи о какой-то предмет, находившийся под водой. Вероятно, произошел перелом и вывих шейного позвонка. Это очень тяжелая травма. В 70% случаев такие травмы бывают смертельными. Если пострадавшего удается спасти, то он чаще остается инвалидом. Ныряльщика необходимо подхватить под мышки, повернуть к себе спиной, приложить к бедру и плыть к берегу. Голову поддерживать под водой. На берегу уложить его на спину на твердую ровную поверхность. Поворачивать и наклонять голову нельзя ее необходимо обездвижить. Вызвать скорую помощь. Прежде чем нырять, узнайте глубину водоема, обследуйте его дно. Помните, ваша жизнь и безопасность зависят от вашей осторожности).

4. При переломах первая помощь заключается в том, что у пострадавшего

Необходимо обездвижить поврежденное место, почему?

(Обездвиживают пострадавшее место, чтобы уменьшить боль и предупредить смещение обломков кости, которые могут повредить своими острыми краями окружающие ткани)

5.В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?

А. Доставить пострадавшего к врачу.
Б. Обездвижить конечность.
В. Наложить холод на поврежденное место.
Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав.

6. Ваши действия при переломе локтевой кости.

А. Наложить шину.
Б. Отправить пострадавшего к врачу.
В. Обернуть конечность мягким материалом.
Г. Прибинтовать шину к конечности.

Домашнее задание: Заполните таблицу о мерах первой помощи при повреждении скелета.

Повреждения Симптомы Меры первой помощи Обоснование помощи

1.Л. Г. Воронин Р. Д. Маш “Методика опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека” М. “Просвещение” 1983 г.

2.И. Д. Зверев “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”. М. “Просвещение” 1978 г.

3.Г. М. Муртазин “Активные формы и методы обучения биологии”. М. “Просвещение” 1989 г.

4.А. Г. Хрипкова “Анатомия, физиология и гигиена человека”. М. “Просвещение” 1975 г.

5.Энциклопедия для детей Человек том 18. Издательский центр “Аванта” 2001 г.

6.Детская энциклопедия “Я познаю мир” “Тайны человека”. М. Астрель 2000 г.

7.Детская энциклопедия “Я познаю мир” “Медицина” М. АСТ 1995 г.

Жакупова Алмагуль Серекпаевна

КГУ «Костанайская коррекционная школа-интернат№2

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

УОАКО, Республика Казахстан

Учитель биологии и естествознания

Разработка урока по естествознанию в 9 классе для детей с умственной отсталостью

Тема урока: Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.
Цели урока:

образовательные : систематизация углубления знаний об особенностях строения скелета человека ; ознакомление с оказанием доврачебной помощи при вывихах и переломах, растяжениях;

коррекционно- развивающие : развитие познавательного интереса, сообразительности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, вести учебный диалог, научить оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихах суставов, при переломах костей; воспитательные : воспитаниебережного отношения к своему здоровью, формирование представления о правилах поведения по предотвращению рассмотренных повреждений.
Тип урока: комбинированный

Методы обучения:
- Методы организации учебно-познавательной деятельности – объяснительно- иллюстративный: использование плакатов.

- Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный: рассказ, беседа, объяснение, практический: задания.

- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций, неожиданность, занимательность.

Структура урока
I. Оргмомент
II. Ориентировочно-мотивационный этап
III. Актуализация знаний и практических умений
IV. Операционно-исполнительский этап
V. Коррекция и первичная проверка знаний
VI. Домашнее задание
Ход урока
I. Оргмомент
Добрый день ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас!
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное - работайте дружно и тогда у нас все получится! А я сделаю все возможное, чтобы вы приобрели сегодня на уроке необходимые знания и навыки.

II. Ориентировочно-мотивационный этап
Учитель. Каждый живой организм, в том числе и человек, способен к движению. На предыдущих уроках мы рассмотрели строение скелета человека. А сегодня мы попробуем проверить, как вы его усвоили.

III. Актуализация знаний и практических умений

1. Фронтальный опрос

1. Какие функции выполняет скелет? (опорная и защитная).

2. Из каких отделов состоит скелет человека (скелет головы, скелет туловища, скелет верхних конечности, скелет нижних конечностей).

3. Как иначе называется скелет головы? (череп).

4. Скелет головы состоит из двух отделов: каких? (мозговой и лицевой) .

5. Какие отделы скелета туловища вам известны? (позвоночник и грудная клетка) .

6. Перечислить отделы скелета верхней конечности. (плечо, предплечье, кисть) .

7. Перечислить отделы нижней конечности. (бедро, голень, стопа) .

10. Какие известны виды соединения костей. . . (неподвижное, полуподвижное, подвижное).

11. Подвижное соединение костей называется …. (сустав).

12. Назвать кости мозгового отдела и показать их (лобная, затылочная, височные, теменные).

13. Из каких химических веществ состоит кость( органических и неорганических).

14. Что обеспечивают кости органические вещества (гибкость и упругость)

15. Что придают костям неорганические вещества (твердость).

Определите, какое из выражений лишнее в каждой строке. Ответы обоснуйте.

А) Скуловая кость, височная, нижнечелюстная.

Б) Бедренная, плечевая кость, лучевая.

В) Грудина, рёбра, лопатка.

3. Работа в группах по 2 человека

Определите, каким отделам скелета соответствуют кости. (Задания раздаются в конвертах для каждой группы. После завершения обсуждения, представитель от каждой группы дает устный ответ.)
1-я группа
Грудина. (Грудная клетка.)
Теменная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Малая берцовая кость. (Скелет нижней конечности.)
Ребро. (Грудная клетка.)

2-я группа
Шейный позвонок. (Шейный отдел позвоночника.)
Скуловая кость. (Лицевой отдел черепа.)
Затылочная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Большая берцовая кость. (Скелет нижней конечности.)
3-я группа
Лопатка. (Скелет плечевого пояса.)
Бедренная кость. (Скелет нижней конечности.)
Пяточная кость. (Скелет нижней конечности.)
Носовая кость. (Лицевой отдел черепа.)
4-я группа
Лучевая кость. (Скелет верхней конечности.)
Поясничный позвонок. (Позвоночник.)
Малая берцовая кость. (Скелет нижней конечности.)
Кости предплечья. (Скелет верхней конечности.)

IV. Операционно-исполнительский этап

В различных житейских ситуациях с каждым из нас, могут произойти несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? Нужно ли уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, как вы считаете?

Запись темы урока в тетрадях.
Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Растяжение связок - это повреждение связок суставной сумки сустава

Причины – неловкое движение, удар по суставу.

Проявление - сильная боль, припухлость, кровоизлияние.

Первая помощь – охладить сустав, туго забинтовать, обратиться к врачу

Вывих сустава - это смещение костей в суставной сумке.

Причины – неловкое резкое движение.

Проявление – при малейшем движении сильная боль.

Первая помощь – охладить сустав, полный покой суставу, доставить к врачу

Перелом – это нарушение целостности кости

Открытый перелом – повреждается кость, мышцы и кожа.

Закрытый перелом - повреждается кость.

Причины – сильный удар по кости, сильное давление на кость.

Проявление – сильная или тупая боль, повреждение мышц, кожи, припухлость, кровотечение.

Первая помощь – обработать рану, наложить давящую ватно-марлевую повязку, наложить шину, доставить к врачу.

Примечания к методике наложения шины.

Шина – твердая пластина.

Обездвижить сустав выше и ниже перелома.

Мягкая прокладка между шиной и телом.

Техника наложения косыночной повязки (показать практически)

V. Коррекция и первичная проверка знаний

Я зачитываю детям ситуации, они рассказывают приёмы оказания первой помощи.

- Человек подвернул стопу, у него сильная боль и припухлость стопы. Ваши действия.

- У человека изменена форма сустава, конечность теряет подвижность, сильная боль. Ваши действия.

- У человека после ушиба очень сильная боль, которая усиливается при попытке движения. Ваши действия.

Вот и кончился урок, И подводим мы итог!
VI. Домашнее задание Параграф 10, стр 35-37. читать, ответить на вопросы после параграфа. Оценки за урок:

Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. На память об уроке я угощаю вас йогуртами. Как вы думаете, почему я выбрала именно такой подарок? /Молочные продукты содержат кальций, необходимый для укрепления костей./ Берегите себя, избегайте травм, занимайтесь спортом и правильно питайтесь. Желаю вам крепкого здоровья!

Грудина.
Теменная кость.

Малая берцовая кость.
Ребро.

Затылочная кость
Большая берцовая кость.

Бедренная кость.
Пяточная кость.
Носовая кость.

Лучевая кость.
Поясничный позвонок.
Малая берцовая кость.
Кости предплечья.

- Человек подвернул стопу, у него сильная боль и припухлость стопы. Ваши действия.

- У человека изменена форма сустава, конечность теряет подвижность, сильная боль. Ваши действия.

- У человека после ушиба очень сильная боль, которая усиливается при попытке движения. Ваши действия.

Выберите верные утверждения.
Если вы согласны с утверждением – ставите цифру 1, если не согласны – 0. (Индивидуальная работа в тетрадях.)
1. Перелом – это выход суставной головки из суставной впадины.
2. Вывихи вправляют при оказании первой медицинской помощи.
3. Резкая боль, припухлость, невозможность движений – признаки перелома.
4. Наложение холода и тугой повязки – это первая помощь при растяжении связок.
5. При повреждении позвоночника человека нужно уложить на спину, под голову положить валик и отправить его в больницу.

- Человек подвернул стопу, у него сильная боль и припухлость стопы. Ваши действия.

- У человека изменена форма сустава, конечность теряет подвижность, сильная боль. Ваши действия.

- У человека после ушиба очень сильная боль, которая усиливается при попытке движения. Ваши действия.

Выберите верные утверждения.
Если вы согласны с утверждением – ставите цифру 1, если не согласны – 0. (Индивидуальная работа в тетрадях.)
1. Перелом – это выход суставной головки из суставной впадины.
2. Вывихи вправляют при оказании первой медицинской помощи.
3. Резкая боль, припухлость, невозможность движений – признаки перелома.
4. Наложение холода и тугой повязки – это первая помощь при растяжении связок.
5. При повреждении позвоночника человека нужно уложить на спину, под голову положить валик и отправить его в больницу.

Косынка является самой старой формой повязки. В настоящее время чаще всего ее приме­няют для подвешивания руки при заболеваниях и повреждениях кисти, предплечья, плеча, переломах ключицы и др. Руку сгибают в локте до прямого угла и косынку подводят под нее так, что один (верхний) из длинных концов укладывается над ключицей со стороны больной руки, а второй конец свешивается вниз, верхушка же косынки выходит кнаружи из-под локтя. Завернув нижний конец вверх спереди от предплечья больной руки, проводят его на надплечье здоровой стороны и сзади на шею, где связывают с другим концом косынки. Верхушку косынки загибают вокруг локтя и укрепляют впереди локтя булавкой к повязке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.