Общение как коммуникативная деятельность шпора

В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействия людей. Так, Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает:

коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении), перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).

А. А. Леонтьев и Б.Х. Бгажников выделяют два типа коммуникативной деятельности: лнчностно-ориентированный, социально-ориентированный.

Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

Как отмечает Б.Х. Бгажников, высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика Она, согласно И.А. Зимней, проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходить только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

- предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении - это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке;

- коммуникативные мотивы - это, то ради чего предпринимается общение; действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два вида действий в общении - инициативные и ответные);

- задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

- средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

- продукт общения - это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта-организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса.

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организадионно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. это происходит в трех основных коммуникативных формах:

1. монологической (преобладают коммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов - участников общения);

2. диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);

3. полилогических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно ее реализовать).

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов.

Каждый акт определяется:

- субъектом - инициатором общения;

- субъектом, которому адресована инициатива;

- нормами, по которым организуется общение;

- целями, которые преследуют участники общения;

- ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

1. вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;

2. оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);

3. ориентация в коммуникативной ситуации;

4. выбор другою субъекта для возможного взаимодействия;

5. постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;

6. выработка, подхода к субъекту взаимодействия;

7. пристройка к субъекту - партнеру по взаимодействию;

8. привлечение субъектом - инициатором внимания субъекта-партнера;

9. оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;

10. самонастройка субъекта-инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера;

11. выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;

12. коммуникативное воздействие субъекта-инициатора на субъекта-партнера;

13. оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие;

Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.

Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берет эту инициативу на себя назван субъектом-инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, - субъектом-партнером.

3. Классификация видов общения. (Таблица)

4. Основные характеристики общения.

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем. Содержание общения может быть различным:

- передача (от человека к человеку) информации;

- восприятие друг друга;

- взаимооценка партнерами друг друга;

- управление групповой и массовой деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

- инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);

- синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

- трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.) Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия, К ним относятся: коммуникативная активность в группе общения; интенсивность действий в общении; технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:

- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным н т.д.);

- поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т.д.);

- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной и т.д.)

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанция свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная - на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

- особенности коммуникативных возможностей человека;

- сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;

- психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

Средства общения делятся на пять основных групп:

- оптико-кинестические (жесты, мимика, пантомимика);

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);

- экетралингвнстические (паузы, смех, плач, темп речи);

- пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т.е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики н фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т.е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:

- воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);

- вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);

- риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);

- эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);

- инверсией (т.е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи.

Психотехника речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи - это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистическне и экстралингвистические - его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный -утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места

Дикция, т.е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека

Мимика -это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика- это динамическое состояние позы в конкретный момент общения,

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

5. Механизмы взаимопонимания в общении.

Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы:

1. идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

2 стереотипизация - это классификация форм поведения и интепретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениями, социальным стереотипам;

3. рефлексия - это осмысление субъектом того., какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению;

4. обратная связь - это получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Воздействие, таким образом слагается из органического единства трех действий: словесного; оптико-кинетического; психотехнического.

Воздействие - это фактическое выражение коммуникативности общения.

Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения:

- дистанцией - расстоянием, причем физическим, между партнерами по общению;

пристройкой - позицией, выражающей отношение одного партнера к другому;

временем, местом, ситуацией - условиями общения, определяющими напряженный или спокойный характер взаимодействия, комфорт ил дискомфорт общения.

Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.

Общение- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие ипонимание другого человека. В узком смысле слова общение- это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности.

В психологии общениеопределяется как взаимодействие двух или болеелюдей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом: С1 ---------- С2. Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Во множестве определений общения выделяют:

• общение как вид самостоятельной человеческой деятельности;

• общение как атрибут других видов человеческой деятельности;

• общение как взаимодействие субъектов.

Общение как деятельность представляет собой систему элемен­тарных актов.Каждый акт определяется:

а) субъектом - инициатором общения (субъект-инициатор);

б) субъектом, которому адресована инициатива (субъект-партнер);

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Структура акта общения.Каждый акт общения состоит из цепи вза­имосвязанных коммуникативных действий:

1.Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.

2.Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).

3.Ориентация в коммуникативной ситуации.

4.Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5.Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей си­туации общения.

6.Подход к субъекту взаимодействия.

7.Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8.Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9.Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие.

10.Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психоло­гическое состояние субъекта-партнера.

11.Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъек­тов общения, формирование общего эмоционального фона.

12.Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъ­екта-партнера.

13.Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воз­действие.

Содержание общения.Общение может иметь различное содержа­ние, которое выражается в следующем:

1. Передача от человека к человеку информации.

2. Восприятие партнерами по общению друг друга.

3. Взаимооценка партнерами по общению друг друга.

4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.

5. Взаимодействие партнеров друг с другом.

6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения.Функции общения выделяются в соответствии с

Различают четыре основные функцииобщения:

1. Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

2.Интегративная функция раскрывает общение как средство объединениялюдей.

3.Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

4.Трансляционная функция - функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

5.Экспрессивная - функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний;

6.Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.

7.Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т. д. (oрганизация совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений).

В психологии выделяют следующие виды общения:

2.Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3.Деловое общение, целью которого является организация и оптими­зация того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.

4.Светское общение определяется формальной вежливостью. Его осо­бенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы испол­няют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.

5.Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глу­бинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием.

Цели общения:

• цель общения - вне самого взаимодействия субъектов;

• цель общения - в нем самом;

• цель общения - приобщение партнера к опыту и ценностям инициато­ра общения;

• цель общения - приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера;

• цель общения - удовлетворение потребностей партнеров по общению (в престиже, доминировании, аффилиации, в безопасности, в индивидуально­сти, в покровительстве, в познании, в красоте и др.).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В специальной социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Мы касались этого вопроса при оценке взглядов М. И. Лисиной на общение, но теперь рассмотрим его более основательно.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г. М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).

А. А. Леонтьев и Б. X. Бгажноков выделяют два типа коммуникативной деятельности:

  • личностно-ориентированный,
  • социально-ориентированный.

Эти типы коммуникативной деятельности различаются коммуникативными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

Как отмечает Б. X. Бгажноков, высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая, характеристика. Она, согласно И. А. Зимней, проявляется в социальной и индивидуально-психологической репрезентативности этого процесса.

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может происходил только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "коммуникативную деятельность", рассмотрим ее основные структурные компоненты:

  • предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект;
  • потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;
  • коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;
  • действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);
  • задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
  • средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
  • продукт общения — это образования материального и духовного' характера, создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б. Ф. Ломов). Каждый такой "сопряженный акт" — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М. М. Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации "сопряженных актов".

Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса.

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной Деятельности, а общение с группой (коллективом) — как личностно групповой, общение с массой — как личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т. д. Это происходит в трех основных коммуникативных формах:

  • монологической (преобладают коммуникативные действия- высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов — участников общения);
  • диалогический (субъект взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);
  • полилогических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно ее реализовать).

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

  • субъектом — инициатором общения;
  • субъектом, которому адресована инициатива;
  • нормами, по которым организуется общение;
  • целями, которые преследуют участники общения;
  • ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:

  1. вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
  2. оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т. д.);
  3. ориентация в коммуникативной ситуации;
  4. выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;
  5. постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения;
  6. выработка подхода к субъекту взаимодействия;
  7. пристройка к субъекту — партнеру по взаимодействию;
  8. привлечение субъектом — инициатором внимания субъекта-партнера;
  9. оценка эмоционально-психологического состояния субъекта — партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;
  10. самонастройка субъекта — инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта — партнера;
  11. выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;
  12. коммуникативное воздействие субъекта — инициатора на субъекта-партнера;
  13. оценка субъектом — инициатором реакции субъекта — партнера на воздействие;
  14. стимулирование "ответного хода" субъекта — партнера;
  15. "ответный ход" субъекта — партнера по общению.

Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.

Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива.

Поэтому субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами субъектом — инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, — субъектом — партнером.

Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.


Структура общения в психологии

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.


Стороны общения

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.


Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.


Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.


Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

  • наличие общих мотивов и целей;
  • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
  • единое время и пространство для совместного труда;
  • присутствие координации действий.

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Разделение структуры общения на уровни

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.


Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Видео

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.