Номинализм и реализм в средневековой схоластике шпора

Под схоластикой следует понимать способ преподавания и то, что именно преподавали в средневековых школах и университетах. Осо­бенность схоластики, как было отмечено выше, — это опора на логи­ку и рассуждения, которые в свою очередь отталкивались от Священ­ного Писания. То есть схоластическое преподавание охватывало в основном вопросы богословия и то, что с ними связано.

Наиболее значительными мыслителями схоластического периода являются Ансельм д'Аоста (Ансельм Кентерберийский), Пьер Абе­ляр, Фома Аквинский, Иоанн Скот Эриугена (810-877), Бонавентура (1221-1274), Иоанн Дунс Скот (ок. 1266/70-1308), Уильям Оккам (1300-1349/1350).

Центральной проблемой схолас­тики является вопрос о соотношении Бога и мира, Бога и человека. Как Бог, сотворивший мир и человека, соотносится с ними и что че­ловек, отталкиваясь от свойств сотворенного мира, может знать о его Творце, т.е. о Боге.

Центральная проблема распадается на четыре направления:

1) вопрос о доказательстве Божественного бытия (может ли чело­век, существо несовершенное, вообще что-либо знать о совершенном Боге и, в частности, логически доказывать Его существование?);

3) проблема реализма и номинализма (насколько реальны вещи чувственного мира и могут ли они рассматриваться как нечто само­стоятельное);

4) проблема соотношения разума и веры и их роли в познании Бога. Рассмотрим, как та или иная проблема решалась в схоластичес­ком мировоззрении.

Существует три основных типа доказательства бытия Бога:

1) космологическое — аргументы, связанные с так называемым путем первопричин. Например, отталкиваясь от факта наличия дви­жения в мире, можно прийти к необходимости существования его первопричины и т.п.;

2) телеологическое — отталкивается от факта целесообразности природы. В природе все устроено разумно, значит, должен существовать ее разумный устроитель;

Апостериорные доказательства бытия Бога. Принцип построения апостериорных доказательств Божественного бытия наиболее четко отражен в работах выдающегося католического теолога и мыслителя Фомы Аквинского (1221-1274).

Он предложил пять типов доказа­тельств:

1) доказательство от движения. Вещь может быть приведена в действие только тем, кто уже активен. Все движущееся и меняющееся должно быть приведено к началу неподвижному и необходимому, т.е. к Богу;

2) путь действующей причины. Неизвестно случая, когда вещь была бы причиной самой себя, ведь тогда она должна была бы предшество­вать себе, что невозможно. Поэтому каждая вещь есть результат дейст­вия особой причины, которая есть результат действия своей причины, и так до бесконечности. Но движение в бесконечность абсурдно, по­этому необходимо допустить существование первой причины, которая все производит, но сама не произведена, имя ее — Бог;

3) путь возможности. То, чего еще нет, может начать быть лишь благодаря тому, что уже существует. Если бы ничего не было, то и ничто не могло бы начаться, однако существование окружающего мира означает, что должна быть необходимая причина его существо­вания. Эта причина должна иметь свою необходимую причину, и так до бесконечности. Но движение в бесконечность абсурдно, поэтому необходимо допустить существование того, кто имеет собственную необходимость в себе. И это — Бог;

4) путь степеней совершенства. В реальности существует градация существ на более или менее добрых, правдивых, благородных. Следо­вательно, есть то, что должно быть максимально добрым, благород­ным и истинным. Этот максимум совершенства есть Бог;

5) путь финализма. Даже вещи, лишенные разума, ведут себя так, чтобы максимально достичь наилучших результатов, стремясь к не­коему финалу. То, что лишено сознания, не может двигаться к цели иначе, как направляемое кем-то разумным. Так, за летящей стрелой мы всегда угадываем лучника. Поэтому существует сила всеведущая, направляющая природные существа к цели. Эта сила есть Бог.

Априорные доказательства бытия Бога. Принцип построения ап­риорных доказательств Божественного бытия рассмотрим на приме­рах, предложенных Августином Аврелием:

Бог совершенен. Понятие совершенства включает в себя суще­ствование. Это значит, что Бог существует.

2) мир вокруг нас несовершенен. Но откуда мы это знаем? Оце­нивать что-то как несовершенное можно, лишь имея представления о совершенстве, но это представление о совершенстве нельзя извлечь из несовершенного мира. Следовательно, представления о совершен­стве кем-то в нас вложены, и этот кто-то — Бог.

Проблема теодицеи. Теодицея, или богооправдание — это совокупность учений, которые пытаются согласовать идею всеблагого и всесовершенного Бога с нали­чием зла и несправедливости в мире, который Сам Бог и создал. По христианскому вероучению Бог создал все, в том числе и людей. Но если человек не совершенен, если он творит зло, кто ответственен за его несовершенство и почему человек должен нести наказание за то, что он создан несовершенным?

Реализм как философский принцип восходит к Платону. По своим взглядам к этому течению можно отнести Августина Аврелия, Ансельма д'Аоста, Фому Аквинского. Главным теоретиком реализма является Вильгельм из Шампо (1070-1121).

В качестве пояснения приведем следующий пример. Части (или отдельные предметы) складываются в целое, которое обнаруживает свойства, отсутствующие у частей, из которых оно состоит. В этом смысле целое есть нечто отличное от своих частей, но воспринимает­ся нами только через эти части. Например, муравейник можно рас­сматривать как единый живой организм, реально существующий, хотя мы можем воспринять только конкретных муравьев.

Согласно номинализму реальностью обладают только отдельные единичные предметы и вещи, а универсалии или общее как что-то реальное не существуют. Универсалии есть лишь имена вещей. Сто­ронники крайнего номинализма вообще считали, что общие поня­тия — это лишь полезные фикции.

Росцелин учил, что ни одна из вещей не состоит из частей, а де­лимы только слова, которыми мы обозначаем вещи. В объективном мире существуют только замкнутые единства. Всякое различие, заме­чаемое в вещах, происходит только на уровне нашего мышления.

Соотношение разума и веры и их роль в познании Бога. К XII в. сформировались несколько точек зрения по этому вопросу:

- рационалистическая точка зрения. Наиболее известным вырази­телем является Пьер Абеляр (1079-1142). Он считал, что все положе­ния веры надо подвергнуть оценке разума и то, что противоречит ра­зуму, — отбросить. Таким образом, на первом месте выступает разум человека;

2) теория двойственной истины. Эту точку зрения представлял Аверроэс (1126-1198). Он считал, что между наукой и верой могут быть противоречия, но каждая из них по-своему ценна и истинна;

3) полное отрицание ценности науки и разума. Эта традиция вос­ходит к Тертуллиану, а в XI в. ее развивает Петр Дамиани.

4) теологическая точка зрения. Ее представлял Фома Аквинский и в конце концов именно она и утвердилась в католической церкви. Философия и наука выполняют лишь вспомогательные функции по отношению к богословию, но они необходимы. Ум человеческий слаб и убог и поэтому приходится опираться на разум, но не для того, чтобы доказать истину богословия, а для облегчения понимания истин веры. Если положения истины и науки противоречат друг другу, то это результат неверного научного рассуждения.

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.

2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

3. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

6. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой филосо­фии. Архангельск, 1995.

7. Ориген. О началах. Самара, 1993.

8. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

9. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

Отв.:

Схоластика – от греческого схоластикос, т.е. школьный, ученый, это тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. К этому направлению философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот. Ее главным центром был парижский университет. Основной жанр – "сумма" – энциклопедический свод ответов на вопросы.

Схоластика проходит в своем развитии следующие периоды:

Прежде всего это классическая схоластика, в свою очередь распадающаяся на этапы:

ранняя схоластика (11 –12 вв.);

зрелая или поздняя схоластика (13–14 вв.

Затем рассматривают неосхоластику, или так называемую "вторую схоластику". Это ряд течений католической философской мысли, ориентированных на возрождение схоластики, осуществляемое в рамках: контрреформации (15– 16 вв.).

Теоретическими источниками формирования схоластики выступают: византийская теология и патристика (прежде всего, сочинения Августина Блаженного). От неоплатонизма в христианской переработке схоластика унаследовала мировоззренческую ориентацию на соединение иррационально-мистических предпосылок с рассудочностью выводов и методологическую установку на герменевтическую работу с текстом как познавательную типовую процедуру. Христианская теологическая традиция раннего средневековья, иногда рассматривается в качестве предсхоластики, своего рода нулевого цикла культурных усилий по концептуализации христианской веры. В его рамках были сделаны первые шаги по направлению к систематизации и философскому обоснованию теологии: систематизация патристики Иоанном Дамаскиным (675 – 753), энциклопедическая системность произведений Иоанна Скота Эриугены, глобальные работы Исидора Севильского.

"Диалектика" Алкуина (735 – 804) – глава сыгравшая значительную роль в истории средневековой образованности школы при дворе Карла Великого. От этой традиции схоластика наследует основной жанр масштабных компилятивно-энциклопедических компендиумов-систематизации, впоследствии развившийся в характерные для схоластики "Суммы".

Эволюция схоластики органично связана с эволюцией в средневековой культуре образования и образованности. Если оформление ранней схоластики связано с возникновениями городских школ как центров образованности, то зрелая схоластика связана с университетским образованием (прежде всего, Парижским и Оксфордским университетами). Понятая одновременно и как принадлежность к интеллектуальной элите ("ученость"), и как принадлежность к определенной интеллектуальной традиции ("выучка"), схоластика предполагает специальную подготовку (школу), необходимо предваряющую самостоятельные занятия теологией. Помимо философии в средневековых школах преподавали семь "свободных искусств". Этот комплекс был разработан в основном Боэцием. Он включал в себя "тривиум") и "квадриум" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Эти науки назывались искусствами потому, что наукой в Средние века было принято называть только теологическое знание. А всё то, что было свободно от его влияния, именовали "свободными искусствами".

Развитие схоластики осуществлялось на основе и в рамках концепции "двойственной истины". Она предполагает непротиворечивое и независимое сосуществование истины знания и истины веры при неоспоримом примате веры. В этой связи с точки зрения содержания схоластика представляет собой интеллектуальное движение в сфере, которую можно обозначить как классический теизм, естественно подразумевающий креационизм и провиденциализм. Эта основополагающая принадлежность схоластики обусловливает и характерную для нее проблематику, которая неизменно связана с христианским вероучением.

Предметом постоянного внимания в схоластике выступают догматы о троичности Бога, о предопределении, о сотворении мира из ничего, о первородном грехе и воздаянии, о воскресении. Однако, несмотря на внешнюю заданность неизменно канонической проблематики, внутри схоластики оформляются вариативные и зачастую глубоко оригинальные и яркие модели видения последней, порождая достаточно острые противостояния различных схоластических учений. Примером может служить обсуждение проблемы, совершаются ли деяния Божии на основе его свободной воли или на основе божественного разума, подчиняющего себе божественную волю. Дискуссия не только приходит в противоречие с каноническим тезисом о "неисповедимости путей Господних", но и инспирирует оформление в контексте схоластики глубоко оригинального выражения идей волюнтаризма в концепции Иоанна Дунса Скота, построенной в форме традиционно схоластической системы. При проявлении подобных противоречий в глобальном для схоластики масштабе они задают своего рода базовые парадигматические оппозиции, детерминирующие основные тенденции развития схоластики на том или ином этапе ее истории.

Так, центральной для ранней схоластики была оппозиция "реализм – номинализм", оформившаяся в ходе схоластического обсуждения проблемы природы универсалий. Наряду с реализмом (Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо и др.) и номинализмом (Беренгар Турский, Иоанн Росцелин, Уильям Оккам, Николай Орем, Жан Буридан и др.) как экстремальными позициями в споре об универсалиях может быть выделен концептуализм (Петр Абеляр). Иоанн Дунс Скот продвигается до интерпретации общего как имеющего основу в единичных вещах.

Основным камнем преткновения в споре реализма, номинализма и концептуализма выступала проблема индивидуации, т. е проявления бытия как множества сходных в основе, но не тождественных индивидов. Генетически идея индивидуации восходит еще к стоикам, но в рамках схоластики приобретает критериальную остроту. Реализм видел основу качественной индивидуации в форме как источнике "определенности" и "отделенности" вещи. Концептуализм основывался на тезисе, что типологические различия вещей создает форма, а индивидуальные – материя. Номинализм же все сущее полагает единичным и индивидуальным.

Рассмотрим труды и мировоззрение Фомы Аквинског, как одного из ведущих философов средневековья. Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

– движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;

– причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;

– случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

– степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог; -

– цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.

Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

– разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение – одна из ключевых идей католичества;

– подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

– подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

– считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

– доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

– сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим – Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

– все состоит из материи и формы (идеи);

– суть любой вещи – единство формы и материи;

– форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

– форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

– идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

– откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

– вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

– вера и разум дают истинное знание;

– если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

– все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

– разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

– не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

– философия и теология – разные науки;

– философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

– все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

– даны пять доказательств существования Бога;

– закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

– доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

– выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

– вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

– разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

– логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1400 ;

Во время господства христианства главным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (от латинского schole). Это философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века и в университетах.

Один из вопросов, обсуждаемых схоластами, представляет и сегодня сложную проблему. Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который сам не сможет поднять? Любой ответ на этот вопрос приводит к выводу о том, что Бог не всемогущ.

Обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному, или спор об универсалиях, возникший при обсуждении догмата о Троице. Библия кроме Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа называет еще и Бога. Возникает вопрос: кто он?

Одни утверждали, что существуют три отдельных бога — Отец, Сын, Святой Дух, а Бог — это просто общее имя — номин для всех троих [как фамилия у людей]. Тех, кто так считал, назвали номиналистами.

Другие же утверждали, что Бог существует реально. Их назвали реалистами.Но им нужно было ответить на вопрос, кто же Отец, Сын и Святой Дух. Реалисты считали, что это — три лица, три ипостаси, которыми нам является один и тот же реально существующий Бог.

Впоследствии был сформулирован современный философский вопрос: как соотносятся общее и единичное? И сегодня при ответе на этот вопрос философов можно разделить на номиналистов и реалистов.

Еще в античности все варианты решения этого вопроса были рассмотрены. У Платона общее существует до вещей как идея. У Аристотеля общее существует как форма в единичных вещах. Схоласты только повторили эти варианты. Это значит, что этот вопрос для философии является вечным.

Наиболее выдающимся реалистом был Фома Аквинский (1225-1274). Он из итальянского графского рода. Был профессором в Париже. Член ордена доминиканцев. Причислен к лику святых.

Цель учения Фомы — показать, что вера и разум не различны, а образуют единство, гармонически согласуются между собой. Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматом веры. По мнению Фомы, в этом случае ошибается разум, так как в божественном откровении ошибок нет. Но философия и религия имеют общие положения, поэтому существуют и истины разума, и лучше понимать, чем просто верить. Есть истины, которые недоступны рассудку, а есть истины, которые он может достичь. Например, о том, что Бог есть. Но постигать эту истину трудно. Для тех, кто не хочет взять на себя этот труд, Бог проявил милосердие и спасительную предусмотрительность, приписав принять на веру и то, что способен исследовать рассудок. Теперь каждый может быть причастен к Богу.

В философии Фома опирается на Аристотеля. Основные понятия у него — это возможность (материя) и действительность (форма, которую приняла материя). Форма может существовать без материи, но для телесных вещей природного мира необходимо соединение формы и материи.

Сущность и существование реально совпадают только в Боге. В остальных вещах сущность отличается от существования.

Единство веры и разума у Фомы достигается доказательством бытия Бога. По его мнению, бытие Бога, коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть нам доказано через свои, доступные нашему познанию средства.

Фома приводит пять доказательств.

1. Из понятия о движении.

Не подлежит сомнению и подтверждается чувствами, что в этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет источник движения. Следовательно, должен быть перводвигатель, так как не может быть бесконечной цепи движущих предметов. Другого не может быть, так как само ничто не движется: посох сообщает движение, так как сам движим рукою. А перводвигатель — это Бог.

2. Из понятия производящей причины.

Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога, как верховной причины всех реальных явлений и процессов, ибо невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной. А если бы ряд причин уходил в бесконечность, то не было бы и конечного следствия. А это ложно.

3. Из понятия возможности и необходимости.

Люди видят, что вещи возникают и гибнут. Рано или поздно они перейдут в небытие. Но если все может быть, а может и не быть, то когда-нибудь в мире ничего не будет. Если это так, то уже сейчас ничего не должно быть. Но так как не все существующее случайно, значит, в мире нечто должно быть необходимо, которое должно иметь внешнюю причину своей необходимости. А так как не может быть бесконечности, значит необходимо полагать некую необходимую сущность — Бога.

4. Из различных степеней в вещах.

Люди находят в вещах совершенные, истинные. Но насколько они лучше, мы можем говорить, если имеется приближенность к какому-либо пределу. Значит, то, что обладает этим предельным качеством, имеет причину этого качества. Так, огонь есть причина всего теплого. Значит, есть некоторая сущность, которая есть причина для всех сущностей. Это Бог.

5. Исходя из распорядка природы.

Все предметы, лишенные разума, подчиняются целесообразности. Все их действия направлены к наилучшему исходу. Отсюда они достигают цели не случайно, а будучи ведомы сознательной волей. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности, лишь поскольку их направляет некто одаренный разумом. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Это Бог.

Как видим, первые три доказательства основаны на убеждении, что бесконечности нет. Признание ее существования сразу же делает эти доказательства неверными. Четвертое доказательство опирается на то, что само нуждается в доказательстве: почему нужна причина сущности. Пятое доказательство основано на убеждении, что все неразумное не существует. А это надо еще доказать. Но даже если все доказательства Фомы Аквинского неверны, это не может служить опровержением существования Бога.

Вопросы для повторения:

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

См. в вопросе 12.

Схоластическая философия (9- первая пол. 14 в.) в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. На первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного (спор о природе общих понятий, или уни версалий).

Этот последний вопрос о том, существует ли общее понятие лишь в уме (как имя, а значит реально существуют только единичные вещи) или реально (в виде некой сущности). По этому вопросу в схоластике были 2 направления: номинализм и реализм.

Номинализм (от лат. Nomen – род, падеж, nominis – имя, наименование) – философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (от лат. Universalis – общий), общих понятий. Представители: Росцелин, Иоганн Дунс Скот, Оккам и др.

Номиналисты считали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Реально существуют лишь единичные вещи, и только они могут быть предметом познания. Универсалии – это только имена вещей. А это равносильно материалистическому тезису о примате материи. Универсалии – это только имена вещей.

Реализм(от позднелатинского – realis – вещественный, действительный) в средневековой философии – один из основных вариантов решения спора о природе общих понятий, универсалий. Представители: Иоганн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и другие. Крайний реализм: общее существует только вне вещей.

КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ(см. Вопрос 23)

Классическая и неклассическая философия – это две эпохи развития европейской философии. В широком смысле слова классическая философия начинается с именами Платона и Аристетеля и заканчивается немецкой классической философией (до второй половины 19 в.; Фейербах ее последний представитель и первый критик).

Неклассическая философия - это тип философствования, который начинается со второй половины 19 в. и продолжает свое развитие до настощего времени. Неклассическая философия полемизирует в мягкой или жесткой форме с классикой. Ее лозунги: “Назад к Канту! (неокантианство, 60-е гг. 19 в.), “Назад к Гегелю” (неогегельянство); неотомизм (70-е гг. 19 в.) призывает возродить и обновить учение Фомы Аквинского, особенно его теорию гармонии веры и разума).

Неклассическая философия полемизирует с классической по следующим позициям:

1. Классика полагала разум внутренней структурой мира (субстанцией), что гарантировало миру упорядоченность и направленность развития. Неклассическая же философия противопоставляет этой “философии разума” “философию жизни”. То есть основой мира она провозглашает жизнь как исходную стихию, наделенную собственными формами активности и самоорганизмации, как первичную основу бытия - целостную, изначальную, живую, спонтанную, не разделенную на объективное и субъективное (Шопенгауэр – бессознательная мировая воля; Ницше – воля к власти как усилие организовать завоеванное пространство жизни; Бергсон – “жизненный порыв).

2. Если классическая философия ориентировалась на рациональное познание (познание в понятиях) и выявление причинно-следственных цепочек, то неклассическая считает, что понятийными средствами (средствами разума) жизнь не постичь, она может открыться только интуиции, переживанию, ее можно описывать только художественными средствами.

3. Классика считала разум человека фундаментальной характеристикой человека. То есть не только социум можно переустроить на разумных основаниях (принципах разума), но и индивидуальную жизнь можно познать средствами разума и переустроить на принципах разума, с помощью рациональной рефлексии. Неклассическая философия полагает первичным и более фундаментальным спонтанный, дорефлексивный, дорациональный слой человеческого опыта. Разум и рефлексия – производны, вторичны. Это означает, что все первоначальные смыслы рождаются на дорефлексивном уровне, все решения принимаются до всякой рефлексии. Рефлексия “приходит слишком поздно” (Сартр).

4. Если классическая философия безгранично верила в разум, науку, прогресс, то неклассическая выступает с критикой этой веры.

Неклассическая философия развивается по трем основным направлениям:

- Социальное критическое (марксизм, марксистско-ленинская философия, неомарксизм, фрейдо-марксизм, “марксизированный экзистенцизм” и др.)

- Критико-аналитическая программа (позитивистская линия философии, или философия науки; структурализм, аналитическая философия)

- Иррационалистическая линия философствования (философия жизни, из которой в 20 в. развились такие направления, ка кфеноменология, экзистенциализм, герменевтика, персонализм).

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения - почти целое тысячелетие. В средневековой философии выделяются две основных фазы: патристика и схоластика. Патристика хронологически включает II - VIII века, а схоластика – IX - XV века. Высшие точки развития данных фаз связаны с Августином Блаженным (патристика) и Фомой Аквинским (схоластика).

В патристике обычно выделяются три этапа: 1) апологетика (II - III века); классическая патристика (IV - V века); 3) заключительный период (VI - VIII века).

Во-первых, проблема сущности бога и его тройственности. Бог один по своей сущности, но существует в качестве трёх личностей: Бог - отец, Бог - сын и святой дух.

Для заключительного этапа патристики (Боэций 480 - 524 гг.) характерным является отсутствие новых оригинальных идей.

Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития.

Ранняя её форма сложилась в XI - XII веках и представлена такими философами как Эриуген, Абеляр, Росцелин, Ансельм Кентерберийский.

Наиболее яркими представителями поздней схоластики являются Дунс Скот и Оккам (XIII - XIV века), уравнявшие в правах разум и веру.

В целом схоластика стала заметным этапом в развитии философии, в течение которого много внимания уделялось логике, диалектике. Вместе с тем, её отличает чрезмерная умозрительность, излишнее внимание форме в ущерб существу дела.

Отличительной чертой, символом средневековой схоластики стала острая борьба между реализмом и номинализмом, растянувшаяся на несколько столетий, в выяснении вопроса о том, обладают ли общие понятия (универсалии) реальным существованием.

Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109 гг.) например, утверждал, что если у человека есть мысль о Боге, то Бог существует в действительности. Значит, то, что есть в мысли, то есть и в бытии. Но в мысли есть общие понятия, а значит, они существуют реально.

Достаточно оптимальный, применительно к средневековью, вариант решения спора об универсалиях с позиции умеренного реализма принадлежит Фоме Аквинскому (1225 – 1274 гг.). По его мнению, общее существует вполне реально, но не в уме, а в Боге. Общее – это бытие, созданное Богом. Все вещи связаны между собой через их бытие, то есть через Бога. Этот блестящий ход великого схоласта надолго снял остроту противоборства номиналистов и реалистов.

Говоря о соотношении науки и религии, Фома Аквинский утверждал, что они обладают разными способами достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в откровении, Священном писании, то наука и философия приходят к истинам посредством опыта и разума.

Особое место в учении Фомы Аквинского занимают доказательства бытия Бога. Их у него пять.

Первое основано на том, что всё что движется, движимо чем-то другим. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.

Второеисходит из того, что каждое явление имеет свою причину. Но и эти причины имеют свои причины… И так до бесконечности, точнее, до самой главной из них – до первопричины, т.е. опять приходим к Богу.

Третье доказательство вытекает из взаимодействия случайного и необходимого. Случайное зависит от необходимого, первой необходимостью является Бог.

Четвёртым доказательством служат степени качеств, которые есть везде, поэтому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог.

Пятое доказательство – телеологическое. Всё в природе направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог.

В своих этических воззрениях Фома Аквинский придерживался позиции признания свободной воли, так как в противном случае с человека снималась бы ответственность за свои поступки. Свобода воли позволяет человеку делать выбор между добром и злом, моральными и аморальными поступками.

Философия Фомы Аквинского явилась вершиной ортодоксальной схоластики и была признана католицизмом как официальная философская доктрина.

Для этапа поздней схоластики характерно наметившееся стремление отделить философию от теологии. Этому способствовало развивавшееся естествознание, а также появляющиеся материалистические настроения.

Характерные чертой средневековой философии:

2. Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты считается Бог. Причина всего сущего тоже Бог.

3. Монотеизм. Античному признанию многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Монотеизм способствовал консолидации государств, приданию управлению большей жёсткости.

4. Креационизм – учение о сотворении мира из ничего.

5. Провиденциализм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.