Министерство чрезвычайных ситуаций шпора

Идет подписка на официальную газету "Спасатель МЧС России". Телефон для справок 8 (499) 995-59-99 доб. 5116

В 2020 году из 6 вузов МЧС России выпустятся около 1 800 специалистов

В места складирования на территории ТЭЦ-3 в Норильске вывезено более 143,8 тыс.тонн загрязненного грунта

Пожарно-спасательные подразделения МЧС России ликвидировали 1010 пожаров, спасли 39 человек

Пожарно-спасательные подразделения МЧС России при ликвидации последствий ДТП спасли 150 человек

Спасательные подразделения на акваториях спасли одного человека

Пиротехнические подразделения МЧС России обезвредили один взрывоопасный предмет

Психологами МЧС России оказана психологическая помощь в 74 случаях

Идет подписка на официальную газету "Спасатель МЧС России". Телефон для справок 8 (499) 995-59-99 доб. 5116

В 2020 году из 6 вузов МЧС России выпустятся около 1 800 специалистов

В места складирования на территории ТЭЦ-3 в Норильске вывезено более 143,8 тыс.тонн загрязненного грунта

Пожарно-спасательные подразделения МЧС России ликвидировали 1010 пожаров, спасли 39 человек

Пожарно-спасательные подразделения МЧС России при ликвидации последствий ДТП спасли 150 человек

Спасательные подразделения на акваториях спасли одного человека

Пиротехнические подразделения МЧС России обезвредили один взрывоопасный предмет

Психологами МЧС России оказана психологическая помощь в 74 случаях

Пресс-центр



26 июня в подмосковном Жуковском состоялось торжественное мероприятие, посвященное 25-ой годовщине создания авиации МЧС России.



26 июня в торжественной обстановке 252 выпускника Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России получили дипломы о высшем образовании и звание лейтенанта внутренней службы.

26 июня 2020 года прогнозируются опасные погодные явления на территории СКФО

По данным Гидрометцентра России и ВНИИ ГОЧС (ФЦ) 25 июня 2020 года существует вероятность возникновения нарушений работы объектов энергетики, связи, ЖКХ, жизнеобеспечения населения, в работе всех видов транспорта в Северо-Кавказском федеральном округе, на территории на территории Республики Северная Осетия-Алания, Ставропольского края (сильный дождь в сочетании с грозой, градом, шквалом 20-25 м/с)


Силами МЧС России проведена специальная санитарная обработка более 25,8 млн кв. метров социально значимых объектов по всей стране.


Силами МЧС России проведена специальная санитарная обработка более 25,5 млн кв. метров социально значимых объектов по всей стране.


Силами МЧС России проведена специальная санитарная обработка более 25,3 млн кв. метров социально значимых объектов по всей стране


Силами МЧС России проведена специальная санитарная обработка более 25,2 млн кв. метров социально значимых объектов по всей стране.

На практике управление рисками ЧС социального характера сводится к повышению уровня социальной безопасности. Безопасность социума представляет собой, во-первых, отсутствие опасностей и угроз в пределах некоторого приемлемого для общества риска, во-вторых, достаточную степень его устойчивости к ним, т. е. наличие определенного иммунитета, и, в-третьих, способность и готовность защищаться от этих опасностей и угроз, устранять их, восстанавливать состояние благополучия. В связи с этим для повышения уровня безопасности в социальной сфере необходимо обеспечить:

• совершенствование социальной системы и ее объектов (структур, институтов, организаций, отношений между ними, политики и т. п.);

• подготовку персонала, способного эффективно и целенаправленно работать над решением этой задачи;

• способность и готовность социальных структур и персонала к ликвидации последствий ЧС.

Управление рисками открывает принципиально новые возможности повышения безопасности социума. К политическим, организационным, административным, техническим добавляются экономические методы управления рисками. К последним относятся: страхования, денежные компенсации ущерба, платежи за риск и т.

54. Понятие и классификация природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации возникает угроза здоровью и жизни людей, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

По сфере возникновения

Техногенные, природные, экологические, социально-экономические

По масштабу возможных последствий

Локальные, местные, территориальные, региональные и федеральные, трансграничные

По ведомственной принадлежности

На транспорте, в строительстве, в промышленности, в сельском хозяйстве

По характеру лежащих в основе событий

Пожар, авария, землетрясение, погодные условия

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др.

Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций:

- Транспортные аварии (катастрофы): аварии товарных поездов; аварии пассажирских поездов, поездов метрополитенов; аварии речных и морских грузовых судов; аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов; авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах; авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов; аварии на автодорогах; аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях; аварии на магистральных трубопроводах.

- Пожары, взрывы, угроза взрывов: пожары в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов; пожары на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ; пожары на транспорте; пожары в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах; пожары в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения; пожары на химически опасных объектах; пожары на радиационно-опасных объектах; обнаружение неразорвавшихся боеприпасов; утрата взрывчатых веществ.

- Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ: аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) ХОВ; образование и распространение ХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии; аварии с химическими боеприпасами; утрата источников ХОВ.

- Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ: аварии на АС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ; аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла; аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом РВ на борту; аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ; аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки; утрата радиоактивных источников.

- Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ: аварии с выбросом (угрозой выброса) БОВ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ; утрата БОВ.

- Внезапное обрушение зданий, сооружений: обрушение элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных зданий и сооружений; обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.

- Аварии на электроэнергетических системах: аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей; аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электроконтактных сетей.

- Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения: аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года; аварии в системах снабжения населения питьевой водой; аварии на коммунальных газопроводах.

- Аварии на очистных сооружениях: аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

- Гидродинамические аварии: прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений; прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием прорывного паводка; прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.

Классификация чрезвычайные ситуации природного характера:

- Геофизические опасные явления: землетрясения; извержение вулканов.

- Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления): оползни; сели; обвалы, осыпи; лавины; склоновый смыв; просадка лессовых пород; просадка (провал) земной поверхности в результате карста; абразия (процесс механического разрушения волнами и течениями коренных пород. Особенно интенсивно абразия проявляется у самого берега под действием прибоя (наката), эрозия (разрушение горных пород текучими водами и льдом); курумы (вид земной поверхности, представляющий собой сомкнутые группы крупнообломочных глыб горных пород, застилающие в виде чехла подстилающий их горизонт нерасчлененных горных пород.); пыльные бури.

- Метеорологические и агрометеорологические опасные явления: бури (9-11 баллов); ураганы (12-15 баллов); смерчи, торнадо; шквалы; вертикальные вихри; крупный град; сильный дождь (ливень); сильный снегопад; сильный гололед; сильный мороз; сильная метель; сильная жара; сильный туман; засуха; суховей (ветер с высокой температурой и низкой относительной влажностью воздуха в степях, полупустынях и пустынях); заморозки.

- Морские гидрологические опасные явления: тропические циклоны (тайфуны); цунами;сильное волнение (5 баллов и более); сильное колебание уровня моря; сильный тягун в портах; ранний ледяной покров и припай; напор льдов, интенсивный дрейф льдов; непроходимый (труднопроходимый) лед; обледенение судов и портовых сооружений; отрыв прибрежных льдов.

- Гидрологические опасные явления: высокие уровни воды (наводнения); половодье; дождевые паводки; заторы (нагромождение льдин во время ледохода в сужениях и излучинах русла реки, на мелях и в др. местах, где проход льдин затруднён. Вследствие З. л. уровень воды резко повышается, иногда на несколько метров, вызывая наводнения) и зажоры (скопление шуги, донного льда и других видов внутриводного льда в русле реки в период осеннего шугохода и в начале ледостава, стесняющее живое сечение потока и приводящее к подпору (подъему уровня воды); ветровые нагоны (вертикальный подъем уровня воды на подветренной стороне водоема, вызванный воздействием ветра на водную поверхность); низкие уровни воды; ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках.

- Гидрогеологические опасные явления: низкие уровни грунтовых вод; высокие уровни грунтовых вод.

- Природные пожары: лесные пожары; пожары степных и хлебных массивов; торфяные пожары; подземные пожары горючих ископаемых.

- Инфекционная заболеваемость людей: единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; групповые случаи опасных инфекционных заболеваний; эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний; эпидемия; пандемия; инфекционные заболевания людей не выявленной этиологии.

- Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных: единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; энзоотии; эпизоотии; панзоотии; инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных не выявленной этиологии.

- Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями: прогрессирующая эпифитотия; панфитотия (массовое заболевание растений и резкое увеличение вредителей сельскохозяйственных растений на территории нескольких стран или континентов.); болезни сельскохозяйственных растений не выявленной этиологии; массовое распространение вредителей растений.

Нарушены условия жизнедеятельности

Граница зон распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации

Совсем скоро исполнится двадцать семь лет с даты появления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эта знаменательная дата будет отмечаться через два дня после католического Рождества, однако история создания МЧС уходит корнями в пятнадцатый век. Считается, что в этот период времени остро назрела потребность в создании особой государственной структуры, которая помогала бы населению справляться со всевозможными катастрофами, в том числе и стихийными бедствиями. Конечно, созданная организация была далека от эффективно реагирующей на все ЧС современной структуры. Но все же она положила начало государственной защите населения от всевозможных бед. Так как история создания системы МЧС очень интересна, то мы посвятили ей данную статью. Из нее вы узнаете предысторию формирования этой структуры, ее цели и задачи, а также некоторые интересные факты о ней.


История создания МЧС: начало

Каждый день люди сталкиваются с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями. Им приходится справляться с последствиями разрушений, а также пытаться восстановить привычную жизнь. Сделать все это в одиночку довольно сложно, поэтому на помощь россиянам всегда готовы прийти сотрудники МЧС. Сегодня сложно даже представить, что когда-то этой структуры не существовало, но историки считают, что начало истории создания МЧС было положено в конце пятнадцатого века.

Царь Иван III в середине своего правления издал указ о формировании пожарной службы. Изначально это была небольшая команда, действующая на крайне ограниченном пространстве. Но вскоре она разрослась, а с легкой руки царя даже обрела противопожарные правила, регламентирующие ее деятельность. Все население России был ознакомлено с этими правилами и обязано было их придерживаться.

Чуть позже Петр I распорядился о введении пожарной повинности. Ее должны были нести мужчины, что значительно увеличило количество пожарных команд в России.

С течением времени российская промышленность стала выходить на новый уровень развития. Повсюду стали возникать горнообогатительные предприятия, нефтедобывающие комплексы, развивалось морское дело и химическая промышленность. Этот промышленный скачок спровоцировал большое количество аварий, несчастных случаев и травм. В связи с этим стали появляться специализированные команды спасателей, имеющие опыт только в узконаправленной деятельности. Постепенно эти группы обрастали различными актами, правилами и нормативами, требовавшими объединения и слияния в одну структуру.

Несколько слов о гражданской обороне в советское время

Окончательно этот процесс завершился в начале шестидесятых, когда в государстве появилась хорошо развитая и поддерживаемая нормативными актам система ГО. Она стала своеобразным руководством для граждан в критических ситуациях.

Двадцать седьмого декабря девяностого года двадцатого столетия вышел указ о формировании небольшой самостоятельной спасательной команды, которая и положила начало современной истории создания МЧС России.


Заключительный этап формирования Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Если говорить об истории создании МЧС России кратко, то можно отметить, что буквально через несколько месяцев новая структура доказала свою эффективность, взяв на себя руководство всеми происшествиями, попадающими в разряд чрезвычайных. Весной девяносто первого руководителем корпуса спасателей (РКС) стал Сергей Шойгу.

Через некоторое время он выступил с инициативой переименовать существующую структуру из-за масштабности поставленных перед ней задач. В итоге появился Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям. За последующие годы это подразделение еще не раз меняло свое название. Постепенно в его состав вошли различные пункты спасения и контроля, созданные еще в советские времена. Их эффективность была доказана годами работы, поэтому они и стали частью новой структуры.

Буквально через четыре года после своего создания организация доросла до размеров самостоятельного министерства, которое возглавил бессменный Сергей Шойгу. Можно подумать, что на этом закончилась история создания и развития МЧС. Однако на самом деле в девяносто четвертом году прошлого века начался очередной этап становления данной структуры, ставшей одной из самых мощных и эффективных не только в России, но и среди других стран.

Численность структуры

Пятнадцать лет назад численность сотрудников МЧС не превышала семидесяти тысяч человек, но вошедшие в состав министерства триста тысяч пожарников заметно расширили возможности подразделения и усилили его. На сегодняшний день российские сотрудники министерства имеют очень высокий уровень подготовки и нередко вылетают на ликвидацию последствий стихийных бедствий и тушение пожаров за границу.

История МЧС России кажется крайне простой, но в реальности эта структура не является статичной. Она постоянно видоизменяется и совершенствуется, чтобы полностью соответствовать потребностям современности. Об этом нам тоже хочется рассказать читателям.

Что сегодня представляет собой МЧС?

Об истории создания МЧС в РФ мы вам уже поведали, но многие до сих пор довольно плохо представляют, чем именно занимается эта структура и каким образом она функционирует.

С самого первого момента своего образования подразделение реагирует и выезжает на ликвидацию последствий природный катастроф, эпидемий, а также техногенных происшествий. К последней группе относятся выбросы энергий, взрывы, пожары и серьезные аварии на заводах, фабриках и других производственных объектах.

Отличительной чертой министерства, которая сформировалась еще на самых первых этапах развития МЧС в России (история создания и предыстория появления этой структуры нами уже была озвучена ранее), является совместная и слаженная работа с различными организациями. В случае возникновения чрезвычайной ситуации руководящие органы сразу же переключается на МЧС и все остальные службы, имеющиеся в регионе, выполняют его указания. Это позволяет решать задачу быстро и практически мгновенно реагировать на все возникающие в процессе работы трудности. Впрочем, именно этим и славятся российские спасатели во всем мире.


Так как история создания современной системы МЧС связана с возникновением чрезвычайных ситуаций на территории России, то нам хочется дать этому термину максимально четкое определение.

Заглянув в словарь, вы сможете узнать, что под ЧС понимается возникновение условий, которые на определенной территории нарушают нормальный уклад жизни, нанося урон государственному и частному имуществу, вызывая угрозу жизни и здоровью людей, а также меняя экосистему. В общей массе эти процессы являются обратимыми, но в случаях, когда чрезвычайная ситуация возникла в результате техногенной катастрофы, ликвидировать ее последствия может быть практически невозможно.

Думаем, теперь нашим читателям стало более понятно, с чем ежедневно сталкиваются сотрудники МЧС и какие сложные задачи они решают. Впрочем, к основным задачам этой государственной структуры мы вернемся немного позже.


Характеристика работы сотрудников МЧС

Так как министерство является государственной структурой, то оно воплощает именно видение государства о необходимости и целесообразности тех или иных реакций. В информационный центр этой структуры стекается вся информация о ЧС и мерах по их ликвидации. Можно представить МЧС в виде огромного мозгового центра, который принимает, анализирует и классифицирует информацию. Параллельно принимаются решения о необходимости вмешательства сотрудников министерства в решение ситуаций, ведь зачастую проблему вполне можно решить на местном уровне силами спасательных подразделений, имеющихся в регионе.

При необходимости, когда происходят масштабные катастрофы, сотрудники МЧС прибывают на место происшествия в течение четырех часов. Это время уходит на подготовку оборудования, инструктаж спасателей относительно ситуации и дорогу до места пожар, аварии или катастрофы. Во многих случаях в качестве транспорта используются вертолеты.

Считается вполне нормальным, если МЧС оказывается на месте происшествия уже после милиции, спасательных служб региона и медицинских работников. Эта специфика известна каждому, кто сотрудничал с данным министерством.

Организационная структура

Сразу хочется заметить, что МЧС имеет довольно разветвленную структуру, которая уже многие годы показывает себя очень эффективной. Мы представляем ее в виде списка:

1. Центральный аппарат.

Сюда входит административный аппарат, производящий управление всей структурой целиком. К этой группе относится министр, его замы, секретари, а также военный эксперт и главный пожарный инспектор.

2. Управления, входящие в состав министерства.

Их насчитывается десять. Каждое выполняет свои функции и поставленные задачи. К примеру, информационное управление отвечает за своевременное обеспечение данными о катастрофах и их анализ.

На всей территории России функционируют девять департаментов МЧС. Среди них можно назвать, например, департаменты управления и финансово-экономический.

Подобная организационная структура формировалась на протяжении нескольких лет и считается законченным вариантом.

Научно-исследовательские учреждения

Такая мощная структура, как МЧС, должна обладать значительной научной базой, поэтому в состав министерства входят несколько учреждений, ведущих серьезную исследовательскую работу.

На сегодняшний момент таких институтов пять.


Обучение

В современном мире престиж МЧС поднялся очень высоко и многие молодые люди видят свое будущее именно в данной структуре. По результатам социологических опросов не только юноши, но и немалое количество девушек хотели бы связать жизнь с работой спасателя или пожарного.

На сегодняшний день обучение будущих сотрудников МЧС проводится в восьми высших учебных заведениях. Они располагаются в разных городах России. К примеру, свой институт имеется в Санкт-Петербурге, в Иванове и на Дальнем Востоке.

Интересно, что в данной структуре существует и институт культуры МЧС России, состоящий из шести отделов.

Коммерческие услуги

Более двух лет существует особый перечень услуг, оказываемых на коммерческой основе. На сегодняшний день он достаточно широк и включает в себя массу пунктов. К примеру, сотрудники МЧС могут оказать содействие в тушение пожара на частной территории или выставить противопожарные посты.

Стоит отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у населения, поэтому их перечень планируется в ближайшее время еще расширить.


МЧС РФ: основные задачи

История создания структуры нам уже хорошо известна, но немаловажно ознакомиться и со списком реализуемых задач МЧС, который остается в неизменном виде уже несколько лет. Периодически в него вносятся незначительные коррективы, но в целом он не подвергается сколько-нибудь существенным изменениям:

  • решение вопросов пожарной безопасности;
  • защита в случае возникновения ЧС;
  • помощь всем гражданам в зоне катастрофы;
  • реагирование на ситуации за пределами страны;
  • регулирование всех организационных и нормативных вопросов структуры;
  • координация действий разных организаций в процессе разрешения возникшей проблемы;
  • сбор, классификация и обмен информацией о ситуации в разных регионах страны.


Заключение

Сегодня мы постарались максимально подробно рассказать читателям об МЧС России. История создания, структура и функция этого государственного ведомства теперь не будут для вас секретом. А главное, теперь вы точно знаете, почему именно двадцать седьмого декабря россияне празднуют день спасателя.

Урок 15
МЧС России - федеральный орган управления
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций




Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

История создания МЧС России начинается с Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1990 г., решением которого был образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Основные цели его создания: прогнозирование: предотвращение и ликвидация последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями; координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях.

Позже Указом Президента РФ от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Через два года, 10 января 1994 г., этот госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В Положении о министерстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ, указывалось, что оно является федеральным органом исполнительнои власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны. предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями с применением возможным противником средств поражения, проведением подводных работ особого назначения. В настоящее время в систему МНС России входят:

• региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий;
• органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• Государственная противопожарная служба;
• войска гражданской обороны:
• образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.


Фасад здания МЧС


Эмблема МЧС

Основными задачами МНС России являются:

• реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;
• осуществление по решению Президента и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами страны;
• осуществление в соответствии с законодательством нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
• осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;
• осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет следующие основные мероприятия:

• издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;
• проводит в установленном порядке проверки готовности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий гражданской обороны;
• в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;
• привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной докумен- таций в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
• осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, граж данами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законодательством;
• заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи и др.

Приоритетными направлениями деятельности МЧС России на ближайший период являются:

• развитие и совершенствование в установленном порядке нормативной правовой базы единого государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
• разработка основных технических регламентов в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах;
• развитие и совершенствование нормативной правовой базы и нормативно-методической базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и пожарной безопасности на территориальном и местном уровнях в соответствии с современными требованиями федерального законодательства;
• совершенствование деятельности единых органов управления ГОЧС и ГПС на территориальном и местном уровнях;
• развитие и совершенствование единой дежурной диспетчерской службы на базе телефона 01 на региональном, территориальном и местном уровнях;
• повышение готовности авиации МЧС России и водных сил России для действий во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;
• повышение защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений;
• осуществление комплекса мероприятий по защите населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, в первую очередь химически и радиационно опасных;
• развитие и совершенствование единой государственной системы обучения всех категорий населения, популяризация знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
• улучшение обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты и приборами радиационного и химического контроля;
• поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны;
• разработка и совершенствование пожарной техники, позволяющей работать как в мегаполисах с высотными зданиями, так и в сельской местности, огнетушащих веществ, систем и средств пожарной автоматики, робототехники;
• обеспечение реализации первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов в целях снижения количества пожаров и сокращения числа погибших и пострадавших.


Пожарный расчет в боеготовности на заводе по уничтожению химического оружия в пос. Горный (Саратовская обл.)


Практические занятия по гражданской обороне курсантов Академии гражданской защиты (Москва)

Одним из важных направлений в деятельности МЧС России является совершенствование сил РСЧС и системы реагирования на чрезвычайные ситуации.

Основу функционирующей в круглосуточном режиме системы реагирования на чрезвычайные ситуации составляют силы постоянной готовности, в состав которых входят войска гражданской обороны, формирования Государственной противопожарной службы, поисково-спасательные формирования МЧС России, аварийно-спасательные службы и формирования других федеральных органов исполнительной власти, авиация и специальные подразделения.

Традиционно одним из важных направлений деятельности МЧС России остается формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, пожарной безопасности.

Не менее важным направлением в деятельности МЧС России является обеспечение безопасности людей на водных объектах.

В Российской Федерации ежегодная гибель людей на во дах составляет 14—16 тыс. чел.

Поэтому главной задачей Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России является: улучшение надзора и контроля за соблюдением правил пользования маломерными судами, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах.

Роль МЧС России в целях защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в деле формирования общей культуры в области безопасности жизнедеятельности у населения и особенно среди учащейся молодежи неоспоримо эффективна и высока Мы уже все привыкли к тому, что в самых трудных ситуациях в любых регионах России первыми оказываются представители МЧС России.

МЧС России постоянно прилагает максимум усилий для оказания помощи людям, попавшим в беду. Об этом убедительно свидетельст вуют сухие цифры, характеризующие деятельность МЧС России в 2006 г., приведенные в докладе министра МЧС России на Всероссийском сборе руководящего состава (декабрь 2006 г.).

Силами РСЧС было проведено более 16,6 тыс. спасательных операций, спасено более 100 тыс. человек; пожарные подразделения привлекались к тушению пожаров более 200 тыс. раз. Спасено на пожарах свыше 97 тыс. человек. В результате целенаправленной работы удалось добиться снижения общего числа пожаров по сравнению с 2005 г. на 4 %.

Инспекторами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России совместно со спасателями проведено более 46 тыс. рейдов, выявлено и пресечено более 41 тыс. нарушений правил пользования водными объектами, спасено более 2,6 тыс. человек.

1. Когда и с какой целью в нашей стране было создано Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)?

2. Какие основные задачи решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?

3. Какие силы МЧС России обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайной ситуации?

4. Какова роль МЧС России в современных условиях по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?

5. Почему одним из важнейших направлений деятельности МЧС России является формирование культуры безопасности жизнедеятельности у всего населения страны?

Узнайте и запишите в дневнике безопасности номер единого телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану и спасателей МЧС России.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.