Международным уголовным судом шпора

Формы конвенционного сотрудничества:

1) Двустороннее сотрудничество (заключение двусторонних соглашений по вопросам оказания правовой помощи по УД, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются).

Пример (соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью РФ с Финляндией, Швецией, США и другими странами).

2) Региональные сотрудничество:

а) члены Организации американских государств приняли Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за него 1971;

б) государства – члены ЕС заключают соглашения о выдаче преступников, признании приговоров по УД, правовой помощи, борьбе с легализацией преступных доходов;

в) страны СНГ подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 (регламентирует сотрудничество по вопросам выдачи преступников, осуществления уголовного преследования, обмена информацией об обвинительных приговорах и судимости).

Двустороннее и региональное сотрудничество, ограничиваясь узким кругом участников, не позволяет в полной мере координировать деятельность государств в борьбе с преступлениями международного характера, затрагивающими интересы международного сообщества в целом.

3) Универсальное сотрудничество (осуществляется на основе многосторонних международных договоров, являющихся источниками международного уголовного права).

Характерные черты указанных договоров:

1) фиксация права всех без исключения государств быть их участниками;

2) определение состава преступления в качестве общего стандарта;

3) обязательства государств – участников обеспечить соответствие международной и национальной регламентации, гарантирующее законодательную квалификацию преступления международного характера как уголовно наказуемого;

4) решение вопроса о разделении юрисдикции государств – участников.

102. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

Основание привлечения к уголовной ответственности ф/л – совершение ими международного преступления или уголовного преступления международного характера.

Ф/л (граждане государств и лица без гражданства), совершившие указанные преступления, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с:

1) действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения;

2) национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают.

За совершение отдельных преступлений (пиратство или угон воздушного судна) ф/л могут быть привлечены к уголовной ответственности по законам государства, захватившего пиратов или угонщиков воздушного судна.

К ф/л применимы положения:

1) Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968;

2) конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений;

3) конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам.

Главный принцип – неотвратимость наказания за совершение указанных преступлений.

Международный уголовный суд (МУС) (Статут МУС принят в 1998 г. на Дипломатической конференции ООН, вступил в силу с 01.07.2002; Ассамблея государств – участников избрала 18 судей).

МУС учрежден как постоянный орган, уполномоченный осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за международные преступления, и дополняет национальные органы уголовной юстиции (обладает юрисдикцией в отношении преступлений геноцида; преступлений против человечества; военных преступлений и преступлений агрессии).

Принципы деятельности МУС:

1) принцип индивидуальной уголовной ответственности (не влияет на ответственность государств по МП);

2) принцип комплементарности (дополнительности) (уголовное преследование за совершение международных преступлений осуществляет национальная юстиция, а МУС дополняет ее в случаях, когда государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом).

Полномочия МУС ограничены во времени и в пространстве:

1) уполномочен рассматривать только международные преступления, совершенные после 01.07.2002;

2) к суду привлекаются только граждане государств, ратифицировавших Статут, или те, кто соверши преступления на территории данных государств.

Лицо, совершившее преступление, подпадающее под юрисдикцию МУС, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию, если это лицо:

1) совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо;

2) приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление (если это преступление совершается или имеет место покушение на преступление);

3) с целью облегчить совершение такого преступления пособничает, подстрекает или иным образом содействует его совершению, включая предоставление средств для его совершения;

4) любым другим образом способствует его совершению или покушению на совершение группой лиц, действующих с общей целью (содействие должно оказываться умышленно или в целях поддержки преступной деятельности).

1) не применяется в отношении лиц, не достигших 18 лет на момент совершения преступления;

2) применяется в отношении всех лиц независимо от их должностного положения;

3) устанавливает ответственность командиров и других начальников за деяния подчиненных;

4) закрепляет отсутствие сроков давности по преступлениям, подпадающим под юрисдикцию МУС;

5) устанавливает, что лицо не подлежит уголовной ответственности, если в момент совершения деяния оно в момент совершения деяния (страдало психическим заболеванием; находилось в состоянии интоксикации; действовало разумно для защиты себя, другого лица или имущества, являвшегося особо важным для их выживания).

Органы МУС (Президиум, Апелляционное отделение, Судебная палата, Палата предварительного производства, Канцелярия прокурора, Секретариат).

В своей деятельности МУС применяет Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания, а там, где уместно – применимые договоры, принципы и нормы МП.

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (учрежден СБ ООН в 1993 г.; процессуальная деятельность определяется Статутом 1993 и Правилами процедуры и доказывания 1994).

Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:

1) нарушающих законы и обычаи войны (применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищенные населенные пункты или здания);

2) совершающих геноцид;

3) ответственных за следующие преступления, совершаемые в ходе вооруженного конфликта международного и внутреннего характера и направленные против гражданского населения (убийство; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнасилование; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам).

Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).

Органы Трибунала (Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (судьи Трибунала избираются ГА ООН из представляемого СБ ООН списка; обвинитель назначается СБ ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН),

Государства сотрудничают с Трибуналом в вопросах расследования и судебного преследования лиц , обвиняемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права.

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 01.01.1994 по 31.12.1994 (Статут Трибунала утвержден резолюцией СБ ООН 1994; процессуальная деятельность определяется Статутом и Правилами процедуры и доказывания).

Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:

1) совершивших геноцид и другие международные преступления;

2) совершивших или отдавших приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 о защите жертв войны.

Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).

Органы Трибунала (две Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (Обвинитель Трибунала по бывшей Югославии является также Обвинителем Трибунала по Руанде),

103. Международная борьба с преступлениями на воздушном транспорте. Конвенции. Примеры

1) Токийская конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях на борту ВС 1963 (указанные деяния не квалифицировались как преступления; конвенция носила рекомендательный характер).

2) Конвенция о борьбе с незаконным захватом ВС 1970 (подготовлена в рамках ИКАО):

а) преступлением является незаконный захват ВС или осуществление контроля над ним путем насилия, угрозы применения насилия и любой другой форы запугивания, а также соучастие в совершении таких действий;

б) на совершенное преступление распространяется юрисдикция государства регистрации ВС, или государства, на территории которого приземлилось ВС с преступниками на борту, или государства, на чьей территории скрываются преступники;

в) Конвенция применяется только в случае, если место взлета или фактической посадки ВС, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов территории государства регистрации ВС.

Для целей Конвенции ВС находится в полете с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.

3) Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 – к преступлениям относятся:

а) совершение акта насилия по отношению к лицу, находящемуся на борту ВС в полете;

б) разрушение или повреждение ВС, находящегося в эксплуатации;

в) установка на судне или помещение вещества с целью разрушения ВС;

г) повреждение или разрушение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию;

д) сообщение заведомо ложных сведений и создание этим угрозы безопасности полета.

4) Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию 1988 к Монреальской конвенции – любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:

а) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслуживающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;

б) разрушает или серьезно повреждает оборудование и сооружения аэропорта, обслуживающего международную гражданскую авиацию, либо расположенные в аэропорту ВС, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта (если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэропорту).

Для целей Конвенции ВС находится в эксплуатации с начала его предполагаемой подготовки наземным персоналом или экипажем для конкретного полета до истечения 24 часов после посадки.

Конвенции применяются только к гражданским ВС (в случае совершения действий, перечисленных в конвенциях, пот отношению к государственным ВС применяется принцип юрисдикции государства флага).


  1. Общие сведения о трибунале
  2. Учреждение Международного уголовного суда
  3. Государства-участники
  4. Структура суда
  5. Судебный орган
  6. Президиум
  7. Председатель
  8. Первый вице-председатель
  9. Второй вице-председатель
  10. Судьи
  11. Канцелярия Прокурора
  12. Секретариат
  13. Предметная юрисдикция
  14. Временная юрисдикция
  15. Персональная и территориальная юрисдикция
  16. Ситуации и дела
  17. Ежегодные доклады суда
  18. Документы Ассамблеи государств-участников

Коротко о Международном уголовном суде

Международный уголовный суд (МУС) — первый постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, а также, с 2010 г., за преступления агрессии. Учреждён на основе международного договора – Римского статута Международного уголовного суда, принятого в 1998 году. Действует с момента вступления Римского статута в силу, то есть с июля 2002 года.

Международный уголовный суд создан, чтобы помочь положить конец безнаказанности лиц, совершающих наиболее серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества.

Как явствует из самого названия, МУС является уголовным судом. Это означает, что его юрисдикция распространяется исключительно на физических лиц. Установление ответственности организаций и государств в его компетенцию не входит. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов и трибуналов, МУС является постоянно действующим и неретроактивным судебным органомего личная и территориальная юрисдикция не связана с конкретным вооруженным конфликтом или каким-либо событием, и в его компетенцию входят только преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Главными юридическими документами, определяющими полномочия МУС и порядок его работы, являются: его Устав (Римский статут), Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания и Регламент суда. Важное значение для деятельности суда имеют также Регламент Секретариата, Соглашение о привилегиях и иммунитетах, Финансовые правила и некоторые другие документы.

МУС состоит из Президиума, Судебного органа (включающего Апелляционное отделение, Судебное отделение и Отделение предварительного производства), Канцелярии Прокурора и Секретариата.

Резиденция МУС расположена в Гааге (Нидерланды), однако по воле Суда его заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

После того как Комиссия сделала вывод о том, что учреждение международного суда для преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других преступлениях аналогичной тяжести, является как желательным, так и возможным, Генеральная Ассамблея создала комитет для подготовки предложений, касающихся учреждений такого суда. Комитет подготовил проект статута в 1951 году и пересмотренный проект статута в 1953 году. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить рассмотрение проекта статута до принятия определения агрессии.

С того времени вопрос об учреждении международного уголовного суда периодически поднимался, однако в ситуации Холодной войны невозможно было добиться необходимого для разрешения этого вопроса уровня международной кооперации. Содержательное обсуждение проблемы стало возможным лишь в конце 1980-х гг.

Вскоре после этого Комиссия международного права успешно завершила свою работу над проектом Статута Международного уголовного суда и в 1994 году представила проект Статута Генеральной Ассамблее. Для рассмотрения основных вопросов существа, вытекающих из этого проекта Статута, Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет по вопросу об учреждении международного уголовного суда, который собирался дважды в 1995 году. После того как Генеральная Ассамблея рассмотрела доклад Комитета, она создала Подготовительный комитет для международного уголовного суда для подготовки пользующегося широкой поддержкой сводного проекта текста для представления дипломатической конференции. Подготовительный комитет, который собирался в период с 1996 по 1998 года, провел свою заключительную сессию в марте и апреле 1998 года и завершил работу над составлением проекта текста.

На своей пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении Международного уголовного суда, которая и состоялась в Риме15 июня — 17 июля 1998 года.

17 июля 1988 г. на Дипломатической конференции в Риме 120 государств — членов Организации Объединенных Наций заключили договор для учреждения впервые за всю историю постоянного Международного уголовного суда. Этот договор — Римский статут Международного уголовного суда вступил в силу 1 июля 2002 года, через 60 дней после того, как 60 государств стали участниками Статута посредством ратификации или присоединения.

К настоящему моменту участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 122 государства. Из них 34 — африканские государства, 18 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 — в Восточной Европе, 27 — в Латинской Америке, 25 — в Западной Европе и других регионах.

Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 г., однако до сих пор его не ратифицировала и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является.

Судебный орган состоит из 18 Судей, работающих в составе трех отделений — Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства.

Судьи

В соответствии с Римским статутом, Суд обычно состоит из 18 Судей. В то же время Президиум, действуя от имени Суда, может представить Ассамблее государств-участников МУС предложение об увеличении числа Судей, предусмотренного в Статуте, указав причины, в силу которых это представляется надлежащим или необходимым.

В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Все Судьи избираются в качестве членов Суда, выполняющих свои функции на постоянной основе, и находятся в распоряжении Суда для выполнения своих функций на этой основе с начала срока их полномочий. Судьи независимы при выполнении своих функций. Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости. Судьи, от которых требуется выполнять свои функции на постоянной основе в месте пребывания Суда, не должны посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

Судьи выбираются из числа лиц высоких моральных качеств, являющихся беспристрастными и независимыми, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их соответствующих государствах для назначения на высшие судебные должности. Каждый кандидат на избрание в состав Суда должен обладать признанной компетентностью в области уголовного и процессуального права и необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства. Альтернативно, он должен обладать признанной компетентностью в таких областях, как международное гуманитарное право и право прав человека, а также обширным опытом профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда. Кроме того, каждый кандидат на избрание в состав Суда должен в совершенстве знать по меньшей мере один из рабочих языков Суда и свободно говорить на нем.

Кандидатуры на избрание в состав Суда могут выдвигаться каждым государством – участником Римского статута. При проведении выборов каждое государство-участник может выдвинуть одного кандидата, который не обязательно должен быть гражданином этого государства-участника, но в любом случае должен быть гражданином какого-либо государства-участника.

Судьи избираются на заседании Ассамблеи государств-участников путем тайного голосования. Избранными в состав Суда являются 18 кандидатов, получивших наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств-участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании.

Государства-участники при отборе Судей учитывают необходимость обеспечения в составе Суда представительства основных правовых систем мира, справедливого географического представительства и справедливого представительства Судей женского и мужского пола. Государства-участники также принимают во внимание потребность в наличии Судей, обладающих опытом юридической деятельности по специальным вопросам, в том числе по вопросам, касающимся насилия в отношении женщин или детей.

Судьи занимают свою должность в течение девяти лет и не имеют права на переизбрание. При первых выборах одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение трех лет; одна треть Судей, отбираемых по жребию, остается в должности в течение шести лет, а остальные Судьи остаются в должности в течение девяти лет. Судья, выбранный на трехлетний срок, имеет право быть переизбранным на полный срок.

Несмотря на вышеизложенные положения, Судья, назначенный в Судебную или Апелляционную палату, остается в должности до завершения любого судебного или апелляционного разбирательства, слушания по которому уже были начаты в данной Палате. Этим обеспечивается соблюдение принципа несменяемости состава Суда по делу.

Отделения и палаты

Судебный орган имеет трехступенчатую структуру и состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. Каждое из отделений включает Палаты (Камеры). Постановления и решения Судебных палат и Палат предварительного производства может быть обжаловано Сторонами процесса в Апелляционной палате.

Апелляционное отделение состоит из Председателя и еще четырех Судей, Судебное отделение – не менее чем из шести Судей и Отделение предварительного производства – не менее чем из шести Судей. Назначение Судей в состав отделений осуществляется с учетом характера функций, которые возлагаются на каждое отделение, квалификации и опыта избранных Судей, с тем чтобы в каждом отделении существовало подходящее сочетание Судей, являющихся специалистами в области уголовного права и процесса и в области международного права. Судебное отделение и Отделение предварительного производства состоят преимущественно из Судей, обладающих опытом ведения судебного разбирательства по уголовным делам.

Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении Палатами.

Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя Судьями Отделения предварительного производства, либо одним Судьей этого Отделения в соответствии с Римским статутом и Правилами процедуры и доказывания МУС.

Судьи, назначенные в Судебное отделение и Отделение предварительного производства, выполняют свои функции в этих отделениях в течение трех лет и по истечении данного срока – до завершения рассмотрения любого дела, слушания по которому уже были начаты в соответствующем отделении; Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции в этом Отделении в течение всего срока своих полномочий. Судьи, назначенные в Апелляционное отделение, выполняют свои функции только в этом Отделении. Однако не исключается временное назначение Судей Судебного отделения в Отделение предварительного производства либо наоборот, если Президиум считает, что этого требуют интересы эффективного регулирования объема работы Суда, при условии, что ни при каких обстоятельствах Судья, участвовавший в предварительном производстве по делу, не будет иметь права заседать на слушаниях по этому же делу в Судебной палате.

Хотя, в соответствии с Римским статутом, Президиум МУС является самостоятельным подразделением в структуре Суда, его формирование и функционирование непосредственно связаны с судебным органом.

Президиум несет ответственность за надлежащее управление делами Суда, за исключением Канцелярии Прокурора, и выполняет другие функции, возлагаемые на него в соответствии с Римским статутом. При выполнении своих обязанностей Президиум координирует деятельность с Прокурором и заручается согласием последнего по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.

Президиум состоит из трех судей: Председателя (Президента), Первого вице-председателя (вице-президента) и Второго вице-председателя (вице-президента).

Председатель и Первый и Второй вице-председатели избираются абсолютным большинством голосов Судей МУС из их числа. Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве Судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз.

Первый вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель отсутствует или отведен. Второй вице-председатель заменяет Председателя в случае, если Председатель и Первый вице-председатель отсутствуют или отведены.

Персональный состав Президиума и Судебного органа

В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на три, шесть и девять лет Ассамблеей государств-участников. Срок полномочий каждого члена истекает в тот год, который указан рядом с названием страны.

Основными юридическими последствиями международно-противоправного деяния являются обязанность несущей ответственность стороны прекратить противоправное деяние и предоставить полное возмещение за причиненный этим деянием ущерб. В тех случаях, когда противоправное деяние представляет собой серьезное нарушение обязательств, вытекающих из императивных норм международного права, оно может влечь за собой дополнительные последствия, как для несущей ответственность стороны, так и для других субъектов. В частности, все государства в таких случаях обязаны сотрудничать с целью прекращения нарушения, не признавать созданную им ситуацию законной и не оказывать помощь или содействие несущей ответственность стороне в сохранении сложившейся ситуации.

Соответствующее положение в Статьях об ответственности государств имеет следующий вид:

Статья 28. Юридически последствия международно-противоправного деяния

Приведенная статья не исключает возможности того, что международно-противоправное деяние может приводить к возникновению юридических последствий между несущим ответственность государством и лицами или образованиями, не являющимися государствами.

Международное уголовное право - это система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами, как отрасль международного права оно стало формироваться в XIX в. и совершенствоваться по мере обобщения опыта государств в борьбе против рабства, фальшивомонетничества, наркопреступлений, нарушений законов и обычаев войны и т. д. Круг его норм первоначально ограничивался вопросами подсудности, действием национальных норм уголовного права в пространстве и недопустимости их распространения на территории других государств, выдачи преступников и т. п.

Среди основных принципов международного уголовного права выделяются следующие:

  • запрещение агрессивной войны;
  • неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, которое по международному праву считается преступным;
  • если государство не устанавливает наказания за действия, которые международным правом отнесены к категории преступлений против мира и человечества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;
  • должностное положение лица, совершившего международное преступление, не освобождает его от личной ответственности;
  • исполнение лицом преступного приказа своего правительства или начальника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен.

В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:

  • Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.;
  • Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;
  • Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.;
  • Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
  • Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.;
  • Конвенция о наркотических веществах 1961 г.;
  • Конвенция о психотропных веществах 1971 г.

В современном международном праве признается индивидуальная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества.

Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица — уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.

Официальный статус лица (глава государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности.

После окончания второй мировой войны для суда над главными военными преступниками были созданы два Международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года. В вязи с разработкой проекта Кодекса преступлении против мира и безопасности человечества в Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.

Международное право исходит из неприменения срока давности к ответственности за международные преступления. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года указывает, что представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.

Международный уголовный суд — первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Официально начал свою работу с 1 июля 2002 года.

В отличие от других международных специальных (ad hoc) и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. Местопребыванием является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Суд является постоянно действующим органом и обладает юрисдикцией в отношении физических лиц, виновных в совершении: преступления геноцида; преступлений против человечности; военных преступлений; агрессии.

Сотрудничество государств при расследовании по уголовным делам осуществляется через центральные органы юстиции государства. Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороной, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.

Выдача преступников - по общему правилу, это передача физического лица, совершившего уголовное преступление, одним государством (запрашиваемым), на территории которого он находится, другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление или гражданином которого является преступник, в целях привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу приговора в отношении данного лица.

Правовыми основаниями экстрадиции являются двусторонние соглашения о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

В практике сотрудничества государств в области выдачи преступников выделяются различные способы закрепления условий выдачи:

  1. закрепляется перечень преступлений, за совершение которых предполагается выдача преступника;
  2. в зависимости от тяжести совершенного преступления;
  3. смешанный способ (предусматривающий два выше указанных способа).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.