Международный валютный фонд шпора

75 лет назад — 22 июля 1944 года — в американском городе Бреттон-Вудс завершилась конференция, на которой 44 страны решали, как восстанавливать экономики разных стран после Второй мировой. Итогом стал переход от системы золотого стандарта к твердым обменным курсам валют (Бреттон-Вудская система, позднее эволюционировала в Ямайскую систему плавающих курсов), а также создание Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР, кредитное учреждение Всемирного банка).

ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ СИСТЕМ

1.Золотой стандарт — система, в которой стоимость банкнот или монет выражается в определенном количестве золота. Деньги в любой момент можно обменять на золото, и, таким образом, они не могут выпускаться в неограниченном количестве и терять из-за этого свою ценность.

2.Бреттон-Вудская система (фиксированный валютный курс) сменила в 1944 году золотой стандарт. Американский доллар тогда стал международной расчетной валютой — его курс привязали к золоту, а курсы остальных мировых валют — к нему.

3.Ямайская система заменила Бреттон-Вудскую систему в 1976 году. Основные принципы: валюты, в том числе доллар, больше не привязаны к золоту и не обмениваются на драгоценный металл; многие страны перешли на плавающий валютный курс, который определяется исходя из спроса и предложения на рынке.

Разделение на два ведущих мировых финансовых института было сознательным, но для непосвященных наблюдателей их деятельность во многом похожа. Мы попытались разобраться, чем же она отличается на самом деле.

Общие черты

Созданные в одно время МВФ и Всемирный банк (ВБ) на первый взгляд довольно похожи:

- обе организации фактически управляются правительствами 189 стран-участниц, то есть практически всеми государствами в мире;

- занимаются экономическими проблемами и концентрируются на развитии и укреплении экономик государств-членов.

Всемирный банк — главный источник финансовой и технической помощи развивающимся странам. В самом начале выдавал кредиты разрушенным после войны государствам, но когда те восстановили инфраструктуру, переориентировался на борьбу с бедностью.

Сейчас состоит из пяти организаций — МБРР, Международной ассоциации развития (МАР), Международной финансовой организации (IFC), Многостороннего агенства по инвестиционным гарантиям (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). В отличие от МВФ, остается институтом, в первую очередь отвечающим за развитие.

МВФ призван обеспечить стабильность международной валютно-финансовой системы, обменных курсов и международных расчетов. По сути, фонд надзирает за денежно-кредитной и валютной политикой стран и не является кредитным учреждением в чистом виде.

Кому и как помогают

МВФ выделяет деньги любым странам-членам, которые столкнулись с дефицитом платежного баланса. То есть задача фонда — предотвращать валютные кризисы, когда государство становится неплатежеспособным.

Всемирный банк предоставляет кредиты по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты развивающимся странам — на крупные проекты или структурные реформы целых отраслей, часто — под гарантии правительства. Также организация консультирует бедные страны по стратегическим вопросам развития

Откуда берут деньги

Важнейший источник средств для МВФ — взносы государств-членов, рассчитанные по квотам. Эти квоты назначают при вступлении в организацию, и они отражают примерное положение страны в мировой экономике. От размера этой квоты также зависит число голосов страны при принятии решений и сумма, которую государство может получить от фонда.

Сейчас страны МВФ как раз обсуждают очередной пересмотр квот — ранее глава фонда Кристин Лагард взяла время до октября 2019 года, чтобы выработать окончательную позицию организации. Как ситуация изменится после отставки Лагард, пока неизвестно, но в российском Минфине считают, что это осложнит переговоры. Больше всего об их результатах беспокоятся страны с развивающимися экономиками, потому что считают, что их участие в фонде недооценено.

Чтобы вступить в МБРР, в свою очередь, страна должна сначала стать участницей МВФ, то есть членство в обеих организациях напрямую связано. Финансовые ресурсы ВБ складываются из взносов государств-участников, размер которых определяет опять же квота страны в МВФ, банковской деятельности и выпуска облигаций.

Кто управляет

По негласному соглашению Всемирным банком руководит американец, а во главе МВФ стоит европейский представитель.

Недавно эту традицию продолжил американец Дэвид Малпасс, который в апреле возглавил Всемирный банк. МВФ после отставки француженки Кристин Лагард пока остается под управлением ее заместителя Дэвида Липтона.

Перспективы

Представители развивающихся стран все сильнее критикуют обе организации, и в особенности МВФ — за прозападный характер действий, неэффективность рекомендаций и за то, что они не учитывают их интересы и возрастающую роль в мировой экономике. Появление и работа региональных объединений — например, Нового банка развития (банк БРИКС) или Азиатского банка инфраструктурных инвестиций только отражает, по мнению экспертов, желание развивающихся экономик исправить сложившуюся ситуацию.

Изменение мировой парадигмы признают и в МВФ: его руководство отметило, что с усилением развивающихся стран доля развитых экономик в мировом производстве будет уменьшаться — с половины до трети в следующие 25 лет. Так что 75-летие фонда на фоне отставки Кристин Лагард могло бы стать хорошим шансом решить вопросы управления институтами и рассмотреть на пост главы МВФ кандидатуру представителя не из Европы, пишут в South China Morning Post.

75 лет назад — 22 июля 1944 года — в американском городе Бреттон-Вудс завершилась конференция, на которой 44 страны решали, как восстанавливать экономики разных стран после Второй мировой. Итогом стал переход от системы золотого стандарта к твердым обменным курсам валют (Бреттон-Вудская система, позднее эволюционировала в Ямайскую систему плавающих курсов), а также создание Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР, кредитное учреждение Всемирного банка).

  1. Золотой стандарт — система, в которой стоимость банкнот или монет выражается в определенном количестве золота. Деньги в любой момент можно обменять на золото, и, таким образом, они не могут выпускаться в неограниченном количестве и терять из-за этого свою ценность.
  2. Бреттон-Вудская система (фиксированный валютный курс) сменила в 1944 году золотой стандарт. Американский доллар тогда стал международной расчетной валютой — его курс привязали к золоту, а курсы остальных мировых валют — к нему.
  3. Ямайская система заменила Бреттон-Вудскую систему в 1976 году. Основные принципы: валюты, в том числе доллар, больше не привязаны к золоту и не обмениваются на драгоценный металл; многие страны перешли на плавающий валютный курс, который определяется исходя из спроса и предложения на рынке.

Разделение на два ведущих мировых финансовых института было сознательным, но для непосвященных наблюдателей их деятельность во многом похожа. Мы попытались разобраться, чем же она отличается на самом деле.

Общие черты

Созданные в одно время МВФ и Всемирный банк (ВБ) на первый взгляд довольно похожи:

  • обе организации фактически управляются правительствами 189 стран-участниц, то есть практически всеми государствами в мире;
  • занимаются экономическими проблемами и концентрируются на развитии и укреплении экономик государств-членов.

Всемирный банк — главный источник финансовой и технической помощи развивающимся странам. В самом начале выдавал кредиты разрушенным после войны государствам, но когда те восстановили инфраструктуру, переориентировался на борьбу с бедностью.

Сейчас состоит из пяти организаций — МБРР, Международной ассоциации развития (МАР), Международной финансовой организации (IFC), Многостороннего агенства по инвестиционным гарантиям (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). В отличие от МВФ, остается институтом, в первую очередь отвечающим за развитие.

МВФ призван обеспечить стабильность международной валютно-финансовой системы, обменных курсов и международных расчетов. По сути, фонд надзирает за денежно-кредитной и валютной политикой стран и не является кредитным учреждением в чистом виде.

Кому и как помогают

МВФ выделяет деньги любым странам-членам, которые столкнулись с дефицитом платежного баланса. То есть задача фонда — предотвращать валютные кризисы, когда государство становится неплатежеспособным.

Всемирный банк предоставляет кредиты по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты развивающимся странам — на крупные проекты или структурные реформы целых отраслей, часто — под гарантии правительства. Также организация консультирует бедные страны по стратегическим вопросам развития.

Откуда берут деньги

Важнейший источник средств для МВФ — взносы государств-членов, рассчитанные по квотам. Эти квоты назначают при вступлении в организацию, и они отражают примерное положение страны в мировой экономике. От размера этой квоты также зависит число голосов страны при принятии решений и сумма, которую государство может получить от фонда.

Сейчас страны МВФ как раз обсуждают очередной пересмотр квот — ранее глава фонда Кристин Лагард взяла время до октября 2019 года, чтобы выработать окончательную позицию организации. Как ситуация изменится после отставки Лагард, пока неизвестно, но в российском Минфине считают, что это осложнит переговоры. Больше всего об их результатах беспокоятся страны с развивающимися экономиками, потому что считают, что их участие в фонде недооценено.

Чтобы вступить в МБРР, в свою очередь, страна должна сначала стать участницей МВФ, то есть членство в обеих организациях напрямую связано. Финансовые ресурсы ВБ складываются из взносов государств-участников, размер которых определяет опять же квота страны в МВФ, банковской деятельности и выпуска облигаций.

Кто управляет

По негласному соглашению Всемирным банком руководит американец, а во главе МВФ стоит европейский представитель.

Недавно эту традицию продолжил американец Дэвид Малпасс, который в апреле возглавил Всемирный банк. МВФ после отставки француженки Кристин Лагард пока остается под управлением ее заместителя Дэвида Липтона.

Перспективы

Представители развивающихся стран все сильнее критикуют обе организации, и в особенности МВФ — за прозападный характер действий, неэффективность рекомендаций и за то, что они не учитывают их интересы и возрастающую роль в мировой экономике. Появление и работа региональных объединений — например, Нового банка развития (банк БРИКС) или Азиатского банка инфраструктурных инвестиций только отражает, по мнению экспертов, желание развивающихся экономик исправить сложившуюся ситуацию.

Изменение мировой парадигмы признают и в МВФ: его руководство отметило, что с усилением развивающихся стран доля развитых экономик в мировом производстве будет уменьшаться — с половины до трети в следующие 25 лет. Так что 75-летие фонда на фоне отставки Кристин Лагард могло бы стать хорошим шансом решить вопросы управления институтами и рассмотреть на пост главы МВФ кандидатуру представителя не из Европы, пишут в South China Morning Post.

Международный валютный фонд является международной валютно-финансовой организацией ООН. Создание и функционирование МВФ регламентируется Статьями соглашения Международного валютного фонда.

Идея создания МВФ зародилась на конференции ООН в Бреттон- Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 г. 44 страны, представленные на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х гг. [24].

Предназначение МВФ — укрепление международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечение финансовой стабильности, развитие международной торговли, содействие высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращение бедности.

Целями деятельности Международного валютного фонда

  • 1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  • 2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  • 3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  • 4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  • 5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
  • 6. Сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Организационная структура МФВ отражена в Статьях соглашения МВФ. Схематично современная организационная структура представлена на рис. 11.

Организационная структура МВФ состоит из Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя и штата сотрудников, а также Совета, вместо которого в настоящее время действует Международный валютно-финансовый комитет.


Рис. И. Организационная структура МВФ Источник: [5]

Официальное название — Объединенный министерский комитет Совета управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам.

Высшим органом управления является Совет управляющих, в который каждое государство-член назначает управляющего и его заместителя. Управляющим обычно назначается министр финансов или председатель центрального банка страны. Заседания Совета управляющих проводятся, как правило, один раз в год — на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка. Заседания Совета управляющих созываются по просьбе пятнадцати государств-членов либо по просьбе государств-членов, имеющих одну четверть от общего числа голосов. Совет управляющих принимает решения по основным вопросам политики, но ответственность за повседневное принятие решений делегируется Исполнительному совету. На уровне Совета управляющих действуют два комитета: Международный валютнофинансовый комитет и Объединенный министерский комитет Совета управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам. Международный валютно-финансовый комитет (ранее Временный комитет) был создан в 1974 г. для оперативного воздействия на реформирование валютной системы и перехода к плавающим валютным курсам. В настоящее время Международный валютно-финансовый комитет рассматривает важнейшие вопросы, касающиеся развития международной валютной системы. Заседания комитета проводятся два раза в год. Объединенный министерский комитет Совета управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам — совместный комитет Совета управляющих МВФ и Всемирного банка, который консультирует управляющих и отчитывается перед ними по политике в области развития и другим вопросам, представляющим интерес для развивающихся стран.

Исполнительный совет ведет текущую работу МВФ. Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров, и его председателем является директор-распорядитель. Из общего числа исполнительных директоров пять назначаются пятью государствами- членами, имеющими наибольшие размеры квот, девятнадцать избираются остальными государствами-членами. В составе Исполнительного совета пять крупнейших акционеров МВФ (Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция и Соединенное Королевство), а также Китай, Россия и Саудовская Аравия имеют собственные места. Остальные шестнадцать исполнительных директоров избираются на двухлетний срок соответствующими группами стран. Заседания Исполнительного совета обычно проводятся в течение полного рабочего дня три раза в неделю или чаще в случае необходимости. Директор-распорядитель является председателем Исполнительного совета, но не имеет права голоса, за исключением права решающего голоса в случае равного распределения голосов. Он может участвовать в заседаниях Совета управляющих, но не голосует на таких заседаниях. Директор-распорядитель освобождается от своей должности по решению Исполнительного совета. Директор-распорядитель возглавляет рабочий штат сотрудников Фонда и ведет дела Фонда под руководством Исполнительного совета. Он несет ответственность за организацию, назначение и увольнение сотрудников Фонда, оставаясь под общим контролем Исполнительного совета.

Квота государства-члена имеет значение не только при голосовании, но и определяет взносы и доступ к финансированию. Согласно квоте определяется взнос государства-члена в МВФ, который необходимо в полном объеме внести при вступлении в МВФ. До 25% необходимо внести в СДР или в широко принимаемых валютах (доллар США, евро, японская иена, английский фунт стерлингов), остальное в национальной валюте государства-члена. На основе квоты определяется также доступ государства-члена к финансированию от МВФ.

Источниками средств МВФ являются взносы государств- членов и заемные средства. Взносы государств-членов составляют основу капитала МВФ. По состоянию на сентябрь 2014 г. МВФ насчитывает 188 стран-членов, среди которых числится и Российская Федерация. Для каждого государства-члена устанавливается квота, выражаемая в СДР. Совокупный размер квот по состоянию на сентябрь 2014 г. составлял 238 млрд СДР [24]. Размер квоты подлежит пересмотру каждые пять лет и зависит от удельного веса страны в мировой экономике.

При необходимости МВФ может прибегать к заимствованиям для пополнения своих ресурсов. Существуют два постоянных механизма получения займов:

  • 1. Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), учрежденные в 1962 г., в которые входят 11 участников (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). ГСЗ предусматривает открытие странами участниками или их центральными банками кредитных линий МВФ на возобновляемой основе в случаях, когда необходимо предотвратить или устранить расстройство мировой валютной системы. Первоначально максимальная сумма такого заимствования была оговорена в размере 6,5 млрд СДР, а в 1983 г. лимит был увеличен до 17 млрд СДР. ГСЗ приводился в действие 10 раз, в последний раз в 1998 г. Получение средств по ГСЗ засчитывается в счет обязательства государства- члена по Новым соглашениям о займах, и наоборот.
  • 2. Расширенные Новые соглашения о займах (НСЗ). Впервые были введены в 1997 г. В апреле 2010 г. Исполнительный совет утвердил предложение о расширении и повышении гибкости НСЗ, в результате чего объем ресурсов по НСЗ увеличился до приблизительно 367,5 млрд СДР (примерно 560 млрд дол. США) с включением в число участников механизма 13 новых стран и организаций, в том числе ряда стран с формирующимся рынком, которые внесли значительный вклад в это крупное расширение НСЗ. В качестве нового участника 15 ноября 2011 г. к НСЗ присоединился Национальный банк Польши, в результате чего общая сумма средств возросла до приблизительно 370 млрд СДР (около 570 млрд дол. США), а число новых участников механизма увеличилось до 14 [24]. В настоящее время расширенные новые соглашения о займах представляют собой набор кредитных соглашений между МВФ и 38 странами и учреждениями.

Помимо этих соглашений МВФ может прибегать к займам и на двусторонней основе.

Основными направлениями деятельности МВФ являются:

  • 1. Осуществление наблюдения за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике государств-членов и на глобальном уровне, предоставление государствам-членам рекомендаций по вопросам экономической политики, способствующих предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности. Страновой и глобальный надзор дополняется периодической оценкой изменений в регионе, в том числе изменений экономической политики, проводимой в рамках официальных региональных договоренностей (валютных союзов).
  • 2. Предоставление финансирования государствам-членам с целью помощи в урегулировании проблем платежного баланса.
  • 3. Оказание технической помощи и содействия странам-членам в подготовке кадров в целях помощи в формировании базы знаний и институтов, необходимых для проведения обоснованной экономической политики.

Надзорная деятельность МВФ осуществляется на уровне стран- членов и в глобальном масштабе.

При вступлении в МВФ каждая страна принимает обязательства сотрудничать с МВФ и другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и содействии стабильности системы обменных курсов. В частности, каждое государство-член:

  • — прилагает усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен, с учетом существующих обстоятельств;
  • — стремится содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев;
  • — избегает манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами- членами;
  • — проводит валютную политику, не противоречащую принятым обязательствам.

На МВФ возлагается обязанность осуществлять надзор за выполнением странами-членами данных обязательств. МВФ, в лице сотрудников, осуществляет регулярные визиты в страны-члены, проводя официальные консультации. Группа из числа сотрудников МВФ проводит сбор экономических и финансовых данных и обсуждает с должностными лицами правительства и центрального банка изменения в экономике за период после предыдущих консультаций, а также проводимую страной курсовую, денежно-кредитную, налогово-бюджетную, структурную политику и политику в отношении финансового сектора. По итогам этой деятельности подготавливается резюме заключений и рекомендаций по экономической политике, которое передается властям страны. Данная группа готовит доклад с описанием экономической политики, переговоров с властями и оценкой политики страны, который предоставляется Исполнительному совету МВФ для рассмотрения и обсуждения. Резюме мнений членов Исполнительного совета МВФ также передается правительству страны. В результате такого анализа мировое сообщество дает каждому из своих государств-членов советы и рекомендации по экономической политике, выработанные на основе международного опыта.

Кроме того, Исполнительный совет оценивает экономическую ситуацию и политику в государствах-членах, получающих займы от МВФ, и проводит частые неформальные заседания, на которых обсуждается ситуация в отдельных странах.

МВФ тесно сотрудничает с другими группами, такими как Группа двадцати промышленно развитых стран и стран с формирующимся рынком (Группа 20-ти) и начиная с 2009 г. поддерживает действия Группы 20-ти по обеспечению устойчивого международного сотрудничества посредством процесса взаимной оценки. МВФ проводит анализ того, соответствует ли осуществляемая государствами- членами политика целям устойчивого и сбалансированного глобального экономического роста.

Наряду с надзором Исполнительный совет осуществляет рассмотрение и утверждение запросов государств-членов на предоставление финансовой помощи и поддержки в рамках программ, направленных на ликвидацию проблем платежного баланса. Программа экономических преобразований, поддерживаемая финансированием МВФ, разрабатывается страной-членом в сотрудничестве с МВФ. Исполнительный совет проводит регулярные обзоры результатов, достигнутых заемщиками в рамках программ, и в большинстве случаев средства фактически предоставляются по мере выполнения целевых показателей по программам.

Предоставление кредитов осуществляется в рамках определенных механизмов, условия которых зависят от характера проблем платежного баланса и обстоятельств, на которые ориентированы данные кредиты.

В настоящее время действуют следующие механизмы кредитования МВФ:

Техническая поддержка и подготовка кадров осуществляется по запросу государств-членов и предназначена для оказания им содействия в выполнении принятых при вступлении в МВФ обязательств. Техническая помощь и подготовка кадров направлены на укрепление человеческого и институционального потенциала в целях повышения эффективности экономической политики и финансов.

Деятельность, связанная с технической помощью и подготовкой кадров, управляется из штаб-квартиры МВФ в Вашингтоне, округ Колумбия, а также через сеть из девяти региональных технических центров (РЦТП), семи региональных центров и программ подготовки кадров (РЦПК и РППК), восьми тематических трастовых фондов и многочисленных видов деятельности, поддерживаемых средствами доноров на двусторонней основе. МВФ работает в тесном сотрудничестве с другими организациями, обеспечивающими подготовку кадров и техническую помощь, а также с партнерами-донорами [24].

Техническую помощь оказывают следующие Департаменты МВФ:

  • — Департамент денежно-кредитных систем и рынков капитала — в области денежно-кредитной политики и иных аспектов деятельности центральных банков, в сфере надзора и регулирования финансовых рынков, в области управления долгом и активами государственного сектора. Помощь включает предоставление центральным банкам и учреждениям финансового надзора рекомендаций по укреплению институтов и мер политики, повышению соответствия международным стандартам, кодексам и надлежащей практики.
  • — Департамент по бюджетным вопросам — в области совершенствования странами бюджетно-налоговой политики.
  • — Статистический департамент — в сфере распространения международных стандартов данных, повышения их качества, улучшения национальных статистических систем.
  • — Юридический департамент — в укреплении правовых основ стран-членов, особенно в области финансовых систем, налогообложения и управления бюджетом, а также борьбы с отмыванием денег и пресечением финансирования терроризма.

Разработкой общей политики МВФ в отношении технической помощи и ее координацией занимается Комитет по вопросам развития потенциала при помощи Отдела по управлению технической помощью в консультации с другими департаментами МВФ.

Перспектива развития технической помощи связана с внедрением четырех стандартизованных инструментов оценки и надзора, которые были разработаны МВФ в консультации с заинтересованными сторонами. Эти инструменты придадут технической помощи МВФ по налогово-бюджетным вопросам более четкую концептуальную и аналитическую ориентацию и улучшат отслеживание результатов [5]:

  • — Инструмент бюджетной информации налоговой администрации (RA-FIT) позволяет собирать и анализировать налоговую и таможенную информацию с целью установления базовых показателей для оценки результатов сбора налогов в государствах-членах МВФ. Первый доклад, основанный на представленных 85 странами данных, был подготовлен в апреле 2014 г.
  • — Программа анализа пробелов в налогообложении (RA-GAP) позволяет оценивать разрыв между текущими и потенциальными поступлениями доходов.
  • — Инструмент диагностической оценки налоговой администрации (TADAT) обеспечивает основу для стандартизированных оценок результатов деятельности налоговой администрации, которые помогут улучшить определение приоритетов и последовательности реформ. Это международный общественный товар, разработанный и управляемый в тесном сотрудничестве с международными партнерами.
  • — Оценка фискальной прозрачности заменяет налоговобюджетный модуль в Докладах о соблюдении стандартов и кодексов (РОСК). Она заостряет внимание на выявлении и регулировании бюджетных рисков и создает условия для лучшей интеграции с вопросами прозрачности природных ресурсов.

Работа в области подготовки кадров организуется в основном Институтом МВФ, который проводит курсы, практические семинары и другие мероприятия по подготовке кадров для должностных лиц из государств-членов, часто в сотрудничестве с другими департаментами МВФ по следующим областям: макроэкономическое управление, политика в отношении финансового сектора, вопросы государственного бюджета и платежного баланса, включая методы укрепления статистической, правовой и административной основы в этих сферах.

Международные валютно-финансовые и кредитные органи­зации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регу­лирующее начало и определенную стабильность в функциониро­вание валютно-расчетных отношений. Во-вторых, они призва­ны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отно­шений между странами, причем эта их функция неизменно уси­ливается. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, ана­лиза и обобщения информации о тенденциях развития и вы­работки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хо­зяйства.

МВФ

Международный валютный фонд (МВФ) — одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций. Фонд уч­режден в 1944 г., реально он начал функционировать в 1946 г. Местопребывание — Вашингтон (США). В МВФ входят 182 стра­ны, в том числе Россия Ресурсы формируются за счет взносов стран — членов Фонда.

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме про­дажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на наци­ональную валюту страны-должника, а погашается кредит посред­ством выкупа национальной валюты заемщиком за СКВ или СДР

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой ста­билизации и корректировок платежного баланса. В своей деятель­ности МВФ руководствуется принципом обусловленности, со­гласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Кредиты М ВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся стра­нам. В эту группу входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -главная составляющая группы Всемирного банка. Основан 1945 г. Сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредите относительно богатым развивающимся странам. Часто этот банк называют Всемирным.

2. Международная ассоциация развития (MAP). Образована I960 г. Осуществляет предоставление особо льготных кредите беднейшим развивающимся государствам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

3. Международная финансовая корпорация (МФК). Основан в 1956 г. Занимается содействием экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 г. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых не­коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестицион­ных споров (МЦУИС). Основан в 1966 г. Осуществляет содейст­вие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информа­цией об инвестиционном законодательстве различных Стран.

МБРР — Всемирный банк

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), как уже отмечалось, часто называют Всемирным банком. Его место­пребывание — Вашингтон (США). В настоящее время он объеди­няет более 180 стран мира.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в том числе СНГ. Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в перио­ды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР являются такие структурные преоб­разования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляют­ся кредиты по льготным, сильно заниженным процентным став­кам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кре­диты предназначаются для финансирования конкретных инвес­тиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь прави­тельству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэконо­мических связей. В этом случае кредит — не обеспечение опре­деленного инвестиционного проекта, а средство общего финан­сирования государственного бюджета в соответствии с кардиналь­ным изменением экономической политики.

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосудар­ственный банк, организованный в Базеле (Швейцария) в 1930 г. как международный банк, координирующий действия националь­ных банков. Его учредителями были банки Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Главной задачей БМР было облегчение расчетов по репатриационным платежам Германии и военным долгам. В его функции входило также содействие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними.Свою основную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор.

ЕБРР

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — третья влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1991 г. (при­ступил к операциям в апреле 1991 г.) специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание — Лондон (Великобритания). В ЕБРР входит 59 стран.

Россия является крупнейшим получателем помощи от ЕБРР. В России ЕБРР действует по следующим направлениям: укрепление мелкого бизнеса и новых частных предприятий; укрепление финансовой системы в России; создание возможностей для "ступа российских предприятий к инвестиционному капиталу. Особая роль отведена программам финансирования внешнеторговых операций. ЕБРР взаимодействует со своей родственной организацией – МБРР, с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.Цели ЕБРР заключаются в том, чтобы осуществлять финансо­вую помощь новым государствам Евразии и Восточной Европы в проведении эк-х реформ, в частности в финансирова­нии "программ приватизации" и поощрения "частной инициати­вы" и "духа предпринимательства". Более эффективной была бы деятельность этого банка, если бы его руководство перешло на формы сотрудничества с новыми государствами непосредственно на уровне самих банковских ор­ганизаций, например, через обучение их персонала современным методам работы банков в развитых странах рыночной экономики или в новых инд-х странах, в которых они действуют с высокой эффективностью.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.