Международное-торговое право шпоры

71. Формы и виды международного экономического сотрудничества государств. Виды международных экономических договоров. Способы разрешения межгосударственных экономических споров

Международное торговое право (в современной системе международных экономических связей торговля занимает центральное место, другие виды экономических связей сопутствуют торговым (перевозки, страхование, расчеты) ли включают элементы торговли (научно-техническое, производственное сотрудничество)).

Источники международного торгового права:

1) Торговые договоры (заключаются на двусторонней основе и устанавливают общую правовую основу торговли между договаривающимися государствами; решают большой круг вопросов (определяют субъектов; предоставляют правовой режим в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности ф/л и ю/л одной стороны на территории другой; содержат общий порядок расчетов)).

В развитие торговых договоров (иногда вместо них) заключаются межправительственные соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве (пример: соглашение между правительствами РФ и Египта 1992).

2) Соглашения о товарообороте (устанавливают контингенты товаров, составляющих товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе; основное содержание (обязательства государств обеспечить выдачу лицензий на ввоз и вывоз в пределах согласованных контингентов товаров)).

3) Основной универсальный акт – Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 (основные цели – либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации в области торговли; содержало положения о режиме наибольшего благоприятствования, о национальном режиме, о недискриминации).

С развитием и расширением ГАТТ оно превратилось в основное торговое объединение государств (Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) 1994 вместо ГАТТ).

На основе деятельности международных торговых организаций создаются комплексы норм, регулирующих торговые связи (включают правовые нормы договорного характера и неправовые нормы, создаваемые резолюциями организаций).

Право международной торговли (включает международно-правовые и национально-правовые нормы, резолюции и решения международных органов, организаций и конференций, судебные и арбитражные решения, торговые обычаи и обыкновения).

Унификацией норм, регулирующих международную торговлю, занимаются:

1) Гаагская конференция по МЧП с 1955 (унификация коллизионного права, включая нормы, решающие коллизии права разных государств в области международной торговли);

2) Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) с 1926 (унификация различных отраслей частного права, в том числе относящегося к торговле);

3) Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСИТРАЛ) 1966 (унификация права международной торговли, а также содействие кодификации международных торговых обычаев);

4) Международная торговая палата (МТП) 1920 (обобщает торговые обычаи и практику, подготавливает и публикует своды обычаев, применяемых в различных областях международной торговли).

Международное финансовое право (совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения (иногда именуется международным валютным правом)).

Источники международного финансового права:

1) двусторонние договоры (основное регулирование валютно-финансовых отношений; нормы содержатся в общих договорах по торговому или экономическому сотрудничеству; не исключено наличие специальных соглашений валютно-финансового характера);

2) клиринговые соглашения (определяют порядок взаимных расчетов путем зачета встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической сфере, без перевода иностранной валюты; цель соглашений – сбалансировать взаимные платежи; включают валютную оговорку, позволяющую перечитать наличность на счетах при изменении курса валют);

3) расчетно-клиринговые соглашения (предусматривают перевод в конкретной валюте остатков, образовавшихся на счетах после взаимного зачета требований);

4) платежные соглашения (регламентируют расчеты в согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов);

5) кредитные соглашения (определяют условия предоставления займа, его формы и условия);

6) многосторонние договоры (Маастрихтский договор 1992 (соглашение между странами Западной Европы о порядке расчетов в евровалюте); Соглашение о создании платежного союза государств СНГШ 1994).

Унификация норм, регулирующих финансовые отношения:

1) Женевские конвенции об унификации права, относящегося к векселям 1930 и Женевские конвенции об унификации права, относящегося к чекам 1931 (не участвуют страны англо-американского права) (Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 не сгладила противоречий и не вступила в силу);

2) Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и о международном факторинге 1988 (посвящены коммерческому финансированию (финансовому обеспечению частно-правовых контрактов)).

3) Унификация правил международных денежных расчетов осуществляется в рамках Международной торговой палаты (главную роль в механизме реализации играют банки – национальные ассоциации банков и отдельные банки уведомляют МТП о принятии правил и их применении либо их применение оговаривается в корреспондентских соглашениях, заключаемых банками разных стран).

Примеры (Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (ред. 1993)), Унифицированные правила по инкассо (ред. 1995), Унифицированные правила для гарантий по требованию (1992), Унифицированные правила по договорным гарантиям (1978)).

Международное инвестиционное право (система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу капиталовложений).

Основной принцип (каждое государство имеет право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и в соответствии со своими национальными целями и задачами).

Источники международного инвестиционного права:

1) двусторонние договоры – основной источник (регулируют вопросы (установления правового режима иностранным инвесторам (обычно, национальный режим); система предоставляемых гарантий; порядок рассмотрения споров между иностранным инвестором и государством));

2) многосторонние соглашения (Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 193 в рамках СНГ (стороны предоставляют друг другу национальный режим во всей совокупности инвестиционной деятельности; обязались сотрудничать в разработке и осуществлении согласованной инвестиционной политики; предусмотрен высокий уровень защиты инвестиций).

Национализация иностранных инвестиций (право государство национализировать иностранную собственность признано МП, но обусловлено требованиями (национализация не может быть произвольной; может осуществляться в исключительных случаях, в общественных интересах и на основе закона; должна сопровождаться быстрой выплатой эффективной и адекватной компенсации)).

Обязанность государств выплачивать компенсацию при национализации вытекает из международно-правового обычая.

Международное транспортное право (совокупность принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения по перевозке пассажиров и грузов).

Источники правового регулирования международных перевозок:

1) международные соглашения – основной источник (Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом 1989);

Ж/д транспорт (Соглашение о международных перевозках (КОТИФ) 1980 (РФ не участвует); Соглашение о международном прямом смешанном ж/д-водном грузовом сообщении (МЖВС); Соглашение о международном ж/д сообщении 1951; двусторонние договоры по вопросам регламентации ж/д перевозок).

Морской транспорт (Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978; Международная конвенция об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961; Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974; Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций 1974; двусторонние соглашения).

Воздушный транспорт (Конвенция о Международной гражданской авиации 1944, Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929, Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999; двусторонние договоры).

Автомобильный транспорт (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956, Конвенция о дорожном движении 1971, Соглашение об общих условиях выполнения международных пассажирских перевозок автобусами 1970, Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажира и багажа 1997,двусторонние договоры).

Внутренний водный транспорт (Конвенция по охране и использованию транспортных водотоков и международных озер 1992, Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения 1996, Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям 2000, Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям, двусторонние договоры).

Экономические споры между государствами разрешаются на основе МП (значительную роль в их разрешении играют международные организации)

Споры между ф/л и ю/л относятся к национальной юрисдикции (могут рассматриваться судами общей юрисдикции или арбитражными судами государств либо международными коммерческими арбитражами (МКА))

МКА учреждается по национальному праву и руководствуется им (Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), в РФ – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ).

Функции МЭП в области разрешения международных экономических споров:

1) Унификация арбитражных процессуальных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств.

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 (содержит правила относительно формирования арбитража, порядка рассмотрения дела, вынесения решения).

Типовой закон о международном коммерческом арбитраже (подготовлен комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНИСИТРАЛ), принят резолюцией ГА в 1985 г., рекомендован государствам в качестве модели национального закона – Закон РФ о международном коммерческом арбитраже 1993).

2) Создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других государств.

Проблема принудительного исполнения решений арбитража при уклонении одной из сторон (Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений – участвуют 102 государства).

Соглашение о порядке рассмотрения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 в рамках СНГ (решает вопросы, связанные с рассмотрением споров в арбитраже и в суде; содержит нормы о взаимном признании и исполнении арбитражных и судебных решений, а также исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых в исполнении может быть отказано).

3) Создание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (учрежден в 1965 г. на основе Вашингтонской конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами).

72. Территория в МП: понятие и виды

Территория в широком смысле – такие пространства, как сухопутная и водная поверхность земного шара, его недра, воздушное пространство, космос, включая Луну и другие небесные тела.

Территория с точки зрения МП – юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства (его материальная основа наряду с населением).

1. Понятие и содержание коммерческого права

Коммерческим правом принято называть торговое право, т. е. область торговых отношений, возникающих между тремя субъектами: производителем, торговым посредником и потребителем. Торговое право относится к наиболее древней и хорошо разработанной отрасли частного права – обязательственному праву. Это один из видов возникающих между людьми договорных отношений, которые с незапамятных времен скреплялись устными или письменными соглашениями, регулирующими процесс продажи, транспортировки и приема товара.

В древности этим процессом занимались купцы или сообщества купцов (купеческие гильдии). Возникающие разногласия (связанные с банкротством, порчей имущества, его утратой) регулировались на основе местного законодательства. Со временем в результате увеличивающегося количества торговых сделок коммерческое право выделилось в отдельную отрасль права. Если в древнем праве сделки осуществлялись, как правило, между отдельными физическими лицами, то в современном коммерческом праве речь идет о сделках между коммерческими структурами – производственными, осуществляющими перевозки, и торговыми. Таким образом, современное коммерческое право регулирует сделки между юридическими, а не физическими лицами.

Розничная торговля не входит в круг вопросов, которыми занимается коммерческое право. Оно изучает проблемы, связанные с приобретением товара у производителя (фирмы, заводы, кооперативы и т. п.), перевозками крупных партий товаров морским, наземным или воздушным транспортом и продажей партий товара торговым организациям, которые впоследствии продают его в розничной торговле. Сама розничная торговля остается за рамками рассмотрения данного процесса коммерческим правом. Именно поэтому под производителем товара в коммерческом праве понимается крупный производитель, а под потребителем – торговая организация.

Иными словами, коммерческое право – это совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями в процессе осуществления торговых сделок.

2. Виды торговли в коммерческом праве

Коммерческое право рассматривает все вопросы – с момента продажи производителем своего товара до момента перепродажи его организациям, приобретающим товар для собственных нужд или осуществляющим его продажу в розничной сети.

Общепринятой считается традиционная классификация видов торговли:

1. По месту проведения торговых операций:

а) внутренняя – осуществляемая в пределах одного государства между местными производителями и потребителями, регулируется национальным правом;

б) внешняя – осуществляемая между производителями и потребителями, принадлежащими к разным странам, регулируется международными соглашениями и международным коммерческим правом;

в) экспортная – осуществляемая между отечественными производителями и иностранными потребителями, регулируется как национальным законодательством, так и международным коммерческим правом;

г) импортная – осуществляемая между иностранными производителями и отечественными потребителями, которая регулируется как национальным законодательством, так и международным коммерческим правом;.

д) транзитная – осуществляемая между иностранными производителями и потребителями при содействии отечественных посредников, также регулируется как национальным законодательством, так и международным коммерческим правом.

2. По степени приближения товара к потребителям:

а) оптовая – осуществляемая от торговца к торговцу;

б) розничная – непосредственная продажа товара конечному потребителю.

3. По средствам передвижения товаров:

а) сухопутная – перевозка товара автомобильным и железнодорожным транспортом;

б) морская – осуществляемая силами торгового мореплавания, которое во многих странах на протяжении веков имеет особое законодательное регулирование (с морской торговлей всегда связывались наивысшие риски из-за невозможности связаться с кораблем, перевозящим груз, и из-за сложившихся исторически полномочий капитана корабля, имеющего право в случае угрозы для судна выбросить груз за борт);

в) воздушная – часто рассматривается в рамках сухопутной.

3. Коммерческое право как подотрасль гражданского права

В праве существует правило, что единственным основанием деления системы права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. В коммерческом праве предметом изучения является торговый оборот, иными словами, часть имущественного оборота, которая регулируется нормами гражданского права. В то же время коммерческое право регулирует вопросы организации торговой деятельности, которые не относятся к гражданскому праву.

Таким образом, коммерческое право по предмету изучения оказывается в рамках гражданского права, но этот предмет рассматривается шире, чем в гражданском праве, и включает в себя элементы, которые в нем отсутствуют. Тем самым коммерческое право не может полностью находиться в рамках гражданского права.

Необходимо, однако, учитывать, что в гражданском праве основным методом регулирования выступает диспозитивный метод, который применяется и в коммерческом праве. На этом основании коммерческое право и не выделено в особую отрасль права, а считается подотраслью гражданского права.

Коммерческое право в связи с изменяющимися условиями, в которых действует гражданское право, включает в себя новые вопросы, выдвигаемые жизнью. Например, в последнее время в коммерческое право были введены вопросы, связанные с договорами маркетинга, торгового агентирования, создания и распространения рекламы, передачи и обработки коммерческой информации, защиты коммерческой информации, и т. п.

В любом случае коммерческое право рассматривает вопросы регулирования торговой деятельности исходя из трех этапов ее осуществления: 1) сбыта изготовителями произведенных товаров; 2) деятельности оптовых торговых и иных посреднических организаций; 3) действий субъектов права по приобретению товаров, обеспечению своих потребностей необходимыми ресурсами.

Следовательно, торговая деятельность является содержанием и предметом регулирования в коммерческом праве, а само коммерческое право включено в спектр гражданского права – как национального, так и международного. В связи с расширением торговой деятельности вопросы международного характера становятся ведущими на современном этапе развития коммерческого права.

4. Коммерческое право как ответвление частного права

Частное право как таковое регулирует взаимоотношения между частными лицами; отношения между частными лицами и государством регулируется публичным правом. Последнее включает в себя конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, таможенное право и т. д.

Частное право включает в себя гражданское и торговое (коммерческое) право. Разделение права на публичное и частное характерно для романо-германской системы права. Для англо-американской системы права характерно прецедентное право, т. е. разрешение всех спорных вопросов происходит в рамках Common Law, или общего права.

В Российской Федерации традиционно применяется романо-германская система права, выросшая на основе римского права, и в ней используется понятие частного права и разделение этого права на две сферы применения – гражданское право и коммерческое право.

Благодаря сложившемуся за века разделению частного права на гражданское и коммерческое, в России существуют и два кодекса – Гражданский кодекс РФ и Торговый кодекс, а точнее – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, поскольку сводного Торгового кодекса в стране нет. Такое положение дел связано с особенностями исторического развития частного права в России.

Страна прошла три этапа развития торгового права. В Средние века русские купцы ориентировались на нормы итальянского купеческого права, в новое время – на французский Торговый кодекс 1673 г. (Ordonance de Commerce) и так называемый Торговый кодекс Наполеона 1808 г. С XIX века ориентация шла на Германию (Общенемецкий вексельный устав 1847 г., Общенемецкий торговый кодекс 1861 г., Германское гражданское уложение 1896 г. и Германское торговое уложение 1897 г.).

Коммерческое право в России как неотъемлемая часть гражданского права входило в Свод законов Российской империи, а Свод законов гражданских регулировал и вопросы торговли. В современной России принятие специального Торгового кодекса было признано нецелесообразным.

5. Особенности коммерческого права РФ

К особенностям коммерческого права в РФ относится то, что специального свода законов, регулирующих коммерческую деятельность, не существует.

Вопросы регулирования коммерческой деятельности органически входят в Гражданский кодекс РФ (две его части), причем из сугубо коммерческих вопросов в ГК признаются только два договора: коммерческая концессия и контрактация, все иные договоры не обозначают круг лиц, которые их имеют право заключать.

Вопросы торговых перевозок регламентируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

Вопросы постторговой деятельности регламентируются обычаями делового оборота, которые прописаны в Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. и Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г., которые и применяются покупателем (получателем) товара в случаях, предусмотренных условиями договора поставки.

Во многих странах мира регулированию коммерческим правом подлежат следующие вопросы: правовой статус коммерсантов, специальные торговые договоры (контракты), торговое мореплавание (морская торговля), неплатежеспособность (банкротство), вексельное обращение.

Государствами приняты и кодексы, регулирующие данные вопросы. В РФ так или иначе данные вопросы получили отражение в ГК РФ, а поскольку торговля переросла национальный уровень, то чаще всего вопросы, которые должно регулировать национальное коммерческое право, регулируются международными договорами и соглашениями. Основными регулирующими актами признаны: Общеевропейский кодекс частного права 1994 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Принципы международных договоров УНИДРУА 1994 г., Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) 2000 г.

6. Источники коммерческого права в РФ

В РФ источниками коммерческого права (по убывающей) являются:

1. Международные договоры, приоритет которых над национальным законодательством закреплен в ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, которая провозглашает такие принципы торгового оборота как единство экономического пространства, поддержку конкуренции, защиту собственности и т. п.

3. Федеральные законы, в том числе и кодифицированные акты – Гражданский кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Воздушный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и множество иных законов, не относящихся специально к области коммерции, а имеющих общегражданский характер, но которые применяются для урегулирования взаимоотношений субъектов торговых отношений.

4. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

5. Обычаи делового оборота, которые изначально были источниками современного торгового права, но в настоящее время их применение происходит согласно ст. 5 ГК РФ и только в тех случаях, когда в законодательстве отсутствует необходимая норма; наибольшее количество обычных норм включено в существующий Кодекс торгового мореплавания РФ.

6. Документы судебно-арбитражной практики, которые, хотя РФ и не ориентируется на прецедентное право, были введены в качестве таковых постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, т. е. высшим судебным и высшим арбитражным органами РФ, или информационными письмами Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ для нижестоящих судебных инстанций, на которые должны ориентироваться суды при принятии своих решений; а также вновь созданными правовыми нормами ввиду невозможности применить закон, руководствуясь непонятной или устаревшей старой нормой.

Использование обычного и прецедентного права в коммерческом праве РФ – меры вынужденные, это связано с отсутствием в стране Торгового кодекса. Иногда для решения каких-то вопросов приходится даже не создавать новые нормы, а пересматривать все существующее законодательство по данному вопросу или заново прописывать нормы, если вопрос прежде не рассматривался гражданским правом.

7. Субъекты коммерческой деятельности

Коммерческую деятельность вправе осуществлять следующие субъекты торговли: торговые общества и частные лица (коммерсанты). Коммерсантов в РФ принято именовать индивидуальными предпринимателями. В РФ коммерсант – это синоним прежнего обозначения купца или торговца. Коммерсант в РФ обладает всеми гражданскими правами, как и любой иной гражданин, но в то же время его деятельности придаются правомочия, находящиеся на стыке правомочий отдельного лица и юридического лица.

Коммерсант обязан пройти государственную регистрацию (как и всякое юридическое лицо) и (не всегда) получить лицензию на осуществление своей деятельности, при этом за отсутствие регистрации коммерсант может быть привлечен к суду и лишен свободы, если его доход (за год) превысил 250 000 рублей. В том случае если он не прошел регистрацию, но имел указанный доход, он признается лицом, занимающимся незаконной предпринимательской деятельностью. Регистрация предпринимателей служит только одной цели – сбору налогов, поскольку предприниматель обязан платить государству определенный налог со своих доходов.

Индивидуальные предприниматели могут объединяться в организации, имеющие право заниматься коммерческой деятельностью. Некоторые организации – учреждения – не имеют права заниматься коммерческой деятельностью: это некоммерческие организации, занимающиеся осуществлением управленческих, социально-культурных и иных функций. Для ведения коммерческой деятельности могут создаваться хозяйственные товарищества, имеющие не менее пяти учредителей и общее имущество.

Большинство торговых обществ – это юридические лица, т. е. коммерческие или некоммерческие организации, прошедшие соответствующее оформление, имеющие учредителей, членство, устав. Некоммерческие организации имеют право заниматься коммерческой деятельностью, если это записано в уставе, и ведение такой деятельности не является основным занятием организации, а полученная прибыль направляется на уставные цели. Коммерческую деятельность не имеют права вести только объединения юридических лиц. Коммерческой деятельностью могут заниматься также общественно-правовые организации, приравненные по статусу к юридическим лицам.

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине "Коммерческое право".

Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину "Коммерческое право".

Коллектив авторов
Коммерческое право: Шпаргалка

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПРИНЦИПЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

Коммерческое право – это комплексный институт гражданского права, состоящий из правовых норм, регулирующих торговые отношения в сфере бизнеса.

Коммерческое право основывается на единых с гражданским правом методах регулирования и принципах.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения.

Предметом регулирования коммерческого права является торговая деятельность (товародвижение) как вид предпринимательской деятельности по продвижению товаров от изготовителей через организации оптовой и розничной торговли к потребителям на основе гражданско-правовых сделок. Товародвижение включает поставку, перевозку товаров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение товаров, комплектование торгового ассортимента, сортировку, фасовку, подготовку товаров к продаже, реализацию в розницу. Эти операции в своей совокупности образуют взаимосвязанные звенья технологической цепи товародвижения.

Движение товаров из сферы производства в розничную торговую сеть проходит в двух формах: транзитной и складской. Под транзитом понимается такая форма товародвижения, когда товары из сферы производства направляются в розничные организации, минуя склады оптовых организаций. Складская форма товародвижения характеризуется различной звенностью, включая оптовое складское звено, посреднические организации, торговый зал магазина и т. д.

Таким образом, товарный рынок – это совокупность отношений, образованных товародвижением.

Методом правового регулирования любой отрасли права является совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

Для коммерческого права характерны следующие принципы:

1. Принцип экономической свободы.

2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты.

3. Принцип единого экономического пространства.

4. Принцип поддержания конкуренции.

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип систематического получения прибыли.

7. Принцип законности.

8. Принцип инициативности и добросовестности предпринимателя.

9. Принцип свободы договора.

10. Принцип информационной безопасности.

11. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя.

2. ТОРГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Торговое законодательство состоит из совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти, в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, в которых содержатся нормы о товародвижении от производителя к потребителю.

Основным законом РФ, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ, где содержатся принципиальные для рыночной экономики установления, ставшие принципами коммерческого права.

Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Вторым по значению нормативно-правовым актом, регулирующим торговые отношения, является Гражданский кодекс РФ (ГК).

Классификация федеральных законов, регулирующих коммерческую деятельность:

1) законы, устанавливающие государственные требования к предпринимателю и его бизнесу, например ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ФЗ "О бухгалтерском учете", ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";

2) законы, определяющие правовой режим отдельных объектов коммерческого оборота: ГК РФ, ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" и т. д.;

3) законы, формирующие основные правила устройства и функционирования товарного рынка: ФЗ "О защите конкуренции", Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле";

4) законы, устанавливающие правовое положение и функционирование коммерческих организаций: ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "О производственных кооперативах", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и т. д.

Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, как двусторонние (например, о торговле), так и многосторонние (например, Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988 г.) и др.).

ГК предотвращает возможные коллизии международного и национального российского законодательства, решая вопрос в пользу международного.

Подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

3. НЕЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В связи с образованием многих крупных компаний в рыночной экономике возрастает роль корпоративного права, которое формируется из нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами (в основном хозяйственными обществами) в целях регулирования собственного организационного устройства и предпринимательской деятельности. К корпоративным актам относятся: устав, положения об общем собрании участников (акционеров), о совете директоров, об исполнительном органе хозяйственного общества; положения о филиале и об отделе и т. д.

В тех случаях, где предпринимательская деятельность субъектов не урегулирована нормативно-правовыми актами и договором, может применяться еще один источник права – обычай делового оборота. Согласно ст. 5 ГК обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового оборота не должен вступать в противоречие с условиями заключенного между сторонами договора.

Обычаи делового оборота зачастую формулируются в документах авторитетных общественных организаций (например, издаваемые Международной торговой палатой различные типовые договоры, правила расчетов, правила ИНКОТЕРМС).

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственный контроль в сфере торговли представляет собой совокупность норм, методов и средств, применяемых государственными органами в целях создания оптимальных условий для коммерческой деятельности и соблюдения необходимых правил на товарном рынке.

Государственное регулирование коммерческой деятельности строится на совмещении прямых (административных) и косвенных (экономических) форм регулирования.

К формам прямого государственного регулирования относятся государственная регистрация, исполнение обязательств по уплате налогов и неналоговых платежей; лицензирование, порядок согласования с региональными исполнительными органами размещения предприятий и характера избранных видов предпринимательской деятельности с учетом экологических, демографических и иных последствий, соблюдение норм природопользования, санитарии и гигиены, соблюдение требований по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, стандартов, сертификации продукции и услуг, единства измерений, обеспечение качества и безопасности товаров, работ и услуг, природопользования, экологического законодательства; единообразной бухгалтерской, статистической и иной информационной отчетности; законодательства о защите прав потребителей; порядка ценообразования; противопожарной безопасности и т. д.

Косвенные формы государственного регулирования предполагают всяческую поддержку со стороны государства наиболее приоритетных направлений и форм развития экономики путем создания особых экономических зон, проведения конкурсов и аукционов для наиболее успешных компаний, предоставления льготных кредитов, дотаций, субсидий, льготный режим малого предпринимательства и т. п.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.