Метод научного познания шпоры

четверг, 10 марта 2011 г.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько.
Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы исследования и изложения и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на пять основных групп:

Общие научные подходы и методы исследований, получившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относятся такие понятия, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. д.

Частнонаучные методы, т. е. совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных (социальных) наук.

Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследо^ния.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средства научного исследования, применяемые на разных его этапах и уровнях.

Научными методами эмпирического исследования являются наблюдение-целенаправленное восприятие явлений действительности (связанное с их описанием и измерением), сравнение и эксперимент, где происходит активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы."

1. Формализация-отображение содержательного знания в знаковом формализме
(формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью
исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об
объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков
заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет
существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводиться с разной степенью
полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод-даже при
последовательном его проведении-не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты).

2. Аксиоматический метод-способ построения научной теории, при котором в ее основу
кладутся некоторые 1гсходые положения-аксиомы (постулаты), из которых все остальные
утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

Для вывода теорем из аксиом формулируются специальные правила вывода.

3. Гипотетико-дедуктивный метод-способ теоретического .исследования, сущность
которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из
которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот
метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное зачение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпирическому
базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего формальной структуры "готового знания" и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разновидностью гипотетико- дедуктивного метода является метод математической гипотезы..
В научном исследовании широко используются так называемые общелогическае методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:

Анализ-реальное или мысленное разделение объекта на составные часта, и синтез-их объединение в единое целое.

Абстрагирование-процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Идеализация-мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", идеальный газ", "абсолютно черное тело" и т. п.). Данные объекты не есть "чистые фикции", а весьма сложное н очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.

Индукция-движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция-восхождение процесса познания от общего к единичному.

Аналогия (соответствующее, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. 'На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод-умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С Обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

Моделирование-метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте-модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)-оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство)-в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

Системный подход-совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:

выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того,
что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных
элементов, так и свойствами ее структуры;

исследование механизма взаимодействия системы и среды;

изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

— система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (наука, политика, искусство);

— учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Метод – это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Каждый метод – безусловно важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:

— недооценивать метод и методологические проблемы, считая это все незначительны делом, отвлекающим от настоящей работы, подлинной науки (методологический негативизм);

Методология как общая теория метода сформировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Теснейшая связь и взаимодействие установились между методологией, с одной стороны, и философией с логикой, с другой стороны.

Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны. Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же. Они взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов, которые возвращаются в теорию, так как их применяют в качестве предписаний в ходе познания и изменения окружающего мира по необходимым законам.

Основные различия теории и метода:

1) теория – результат предыдущей деятельности, а метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

2) главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.д.), метода – регуляция и ориентация действительности;

3) теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта; метод – система правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

4) теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный объект, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Каждый метод обусловлен своим предметом (то есть тем, что именно исследуется), предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, а также теорией, на которой он основан.

Метод как способ исследования должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Истинность метода всегда определяется содержанием предмета.

Характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.

Классификация методов научного познания.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. Что касается методов науки, то оснований для их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и так далее. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и так далее. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные методы, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные методы и так далее.

В современной науке применяется многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по общности и широте применения):

1) Философские методы , среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический методы. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и другие.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Важная роль общенаучных методов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

3) Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии, социально-гуманитарных наук.

4) Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5) Методы междисциплинарного исследования – как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

. Структура научного познания.

Научное познание включает в себя следующие элементы:

1.субъект познания – это носитель познавательной деятельности. Субъект имеет социальную природу: это исследователь, научный коллектив или сообщество, усвоившие накопленный предшествующей наукой опыт, методологию познания, систему ценностных и целевых установок и т.д., т.е. это общество в целом;

2.объект и предмет познания. Объект познания – это часть объективной реальности, на которую направлено научное исследование. Предмет познания – отдельные стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые вовлечены в познавательный процесс (т.е. предмет конкретизирует объект);

3.фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;

4.система методов и приемов (см. вопрос №5);

5.научное оборудование: аппаратура, приборы, инструменты и т.д.;

6.научный язык: терминология и искусственные знаковые системы (знаки, символы, формулы и уравнения и т.д.;

7.идеалы и нормы научного познания – совокупность ценностных, методологических и др. установок, свойственных науке на каждом конкретном этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути и способы решения научных задач. Идеалы и нормы научности всегда формируются в конкретных социокультурных условиях и определяются спецификой изучаемых объектов;

8.философские основания науки – философские идеи и принципы, которые дают общие ориентиры для научного познания. илософские основания науки выполняют мировоззренческую, методологическую, эвристическую (участвуют в построении новых теорий) функции;

9.научное знание как результат познавательной деятельности.

5. Уровни и методы научного познания.

В научном познании можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень основан на чувственном познании мира, здесь объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Содержанием знания на эмпирическом уровне являются научные факты.

Теоретический уровень характеризуется преобладанием рационального мышления. На теоретическом уровне происходит познание внутренних свойств, связей и закономерностей явления. Содержанием теоретического уровня научного познания являются научные понятия, категории, законы.

Эти два уровня познания находятся в тесной диалектической взаимосвязи; на теоретическом уровне происходит рациональная обработка, обобщение и систематизация эмпирических данных. В то же время они существенно различаются:

- на эмпирическом уровне фиксируются внешние признаки вещей и явлений, на теоретическом – обосновываются их существенные признаки;

- на эмпирическом уровне происходит фиксация фактов (сбор, накопление и обобщение опытных данных), на теоретическом – объяснение и интерпретация фактов;

- на эмпирическом уровне объектом исследования являются природные и социальные объекты, на теоретическом – идеальные образы.

Методы научного анализа можно разделить на три группы:

1)специальные, или частнонаучные – применяются в рамках отдельных наук. Их объективной основой являются специальные законы и теории частных наук (*метод спектрального анализа в химии и физике, следственный эксперимент в юриспруденции).

2)общенаучные – характеризуют ход познавательной деятельности во всех науках. Их объективная основа – общие гносеологические принципы и закономерности (*эксперимент, наблюдение, метод моделирования и т.д.).

3)универсальные, или всеобщие – характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах человеческой познавательной деятельности. Их объективная основа – общефилософские закономерности понимания мира, человека, мышления (*диалектичекий метод, принцип историзма и др.).

В соответствии с двумя уровнями научного познания различают эмпирические и теоретические методы.

На эмпирическом уровне выделяют следующие методы: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное систематическое изучение предмета, основанное на его чувственном восприятии. В ходе наблюдения исследователь получает знание о внешних свойствах предмета. Научное наблюдение может быть непосредственным и опосредованным (с использованием специальных приборов и оборудования, которые расширяют возможности наблюдателя, превращают явления, недоступные органам чувств, в эмпирические объекты).

Описание является итогом наблюдения, это фиксация посредством языка или других знаковых систем данных об изучаемом объекте.

Измерение – метод, с помощью которого определяется отношение величины объекта к другой однородной величине, принятой за единицу измерения.

Сравнение – метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними.

Эксперимент – метод исследования, при котором исследователь активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления его свойств. Эксперимент – это наиболее сложный метод эмпирического познания, опирающийся на другие эмпирические методы. Эксперимент может быть исследовательским – направленным на обнаружение новых явлений или их свойств, и проверочным – направленным на подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез.

На теоретическом уровне выделяют следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, гипотеза.

Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого предмета на составные части, стороны с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей с целью получения знаний о целом объекте, выделения существенных связей и отношений.

Абстрагирование – метод исследования, заключающийся в мысленном выделении отдельных интересующих исследователя признаков или свойств предмета или явления и отвлечение от других признаков, которые в данном исследовании являются несущественными (*при формировании общего понятия о классе предметов мысленно отвлекаются от свойств отдельных предметов этого класса).

Аналогия – метод, состоящий в том, что на основе сходства объектов по некоторым свойствам выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях. Вывод по аналогии не является достоверным и требует дальнейшего обоснования и проверки.

Моделирование – метод исследования, при котором исследуемый объект замещается другим объектом, подобным первому. Первый объект называется оригиналом, а второй – моделью. В дальнейшем на основании аналогии знания о модели переносятся на оригинал. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно из-за его размеров или связано с риском.

Гипотеза. Это понятие используется в двух значениях: 1) обоснованное предположительное знание, характеризующееся проблематичностью, 2)метод обоснования предположений, направленный на установление принципов, закономерностей и причин исследуемых явлений. Метод гипотезы предполагает три этапа: 1)построение гипотезы (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предположения для их объяснения); 2)проверка гипотезы (дедуктивное выведение следствий, проверка их на логическую непротиворечивость, сопоставление следствий с фактами); 3)экспериментальное подтверждение или опровержение. В доказанном виде гипотеза превращается в теорию – систему обобщенного достоверного знания о той или иной области действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает ее функционирование и развитие.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми можно достичь цели. Учение о методе берет свое начало в науке нового времени (Бэкон, Декарт)

Методология — учение о методе

Важнейшая задача методологии — изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы познания принято подразделять по степени их общности, то есть по широте применимости на:

. всеобщие (диалектический, метафизический)

  • общенаучные (используемые в разных областях наук, имеющие широкое спектральное применение)
  • частнонаучные (используемые только в рамках исследования конкретной науки) Они как правило включают в себя те или иные общенаучные методы, то есть специфическое применение общенаучных приемов для изучения конкретной области.

Общенаучные методы могут использоваться только на теоретическом уровне познания, только на эмпирическом уровне или на обоих.

Эмпирический уровень — основа теоретического, но он не может существовать без результатов теоретического

  • Наблюдение — чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира

Это исходный метод эмпирического познания, позволяющий получать первичные сведения об объекте.

1) целенаправленное (должно вестись для решения конкретной задачи)

3) активное (исследователь должен активно искать нужные моменты)

4) включает описание объекта

5) описание результатов исследования образует эмпирический базис науки

Наблюдение стало сопровождаться экспериментом в результате последовательного развития науки. В наблюдении отсутствует деятельность направленная на преобразование из-за недоступности, нежелательности и отсутствии технических и иных возможностей в постановке эксперимента

По способу проведения наблюдение может быть непосредственным (изменения отмечаются непосредственно органами чувств человека) и опосредованным (с использованием технических средств).

  • Эксперимент — активное, целенаправленное и строгоконтролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект, для выявления и изучения тех или иных его сторон

Экспериментатор может преобразовывать объект, создавать искусственные условия изучения, вмешиваться в естественные процессы

  • Измерения — процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств и сторон изучаемого объекта с помощью специальных технических устройств

Большинство научных экспериментов и наблюдений включают в себя проведение разнообразных измерений. Важной стороной процесса измерения является методика его проведения — совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерения

Теоретический уровень

  • Абстрагирование — мысленное отвлечение от менее существенных свойств и сторон объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон этого объекта

Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных объектов. В процессе абстрагирования происходит восхождение от чувственно-воспринимаемого конкретного объекта к воспроизводимому в мышлении абстрактному представлению о нем. Результат абстрагирования — абстракция. Абстракция достигается путем упрощения при переходе от чувственно-конкретного к абстрактному. Она дает возможность лучше понять изучаемый объект, раскрыть его сущность.

Абстракция отождествления — понятие, полученное в результате отождествления некоторого множества предметов и объединения их в особую группу.

Изолирующая абстракция — абстракция, полученная путем выделения некоторых свойств, отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира в самостоятельной сущности (устойчивость, растворимость и т.д.)

Формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а является лишь средством разностороннего глубокого познания конкретного (необходимо дальнейшее восхождение обратно к конкретному). Полученное на этом этапе знание будет качественно иным по сравнению с полученным на этапе чувственного познания.

Исследователь в результате использования данного метода получит целостную картину явления во всем богатстве его содержания.

  • Идеализация, мысленный эксперимент — мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований
  • Формализация — особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описания их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов.

Для любой формализационной системы необходимо:

1. знание алфавита

  • Метод индукции — формально логическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основе частных посылов (от единичного к общему)
  • Метод дедукции — выведение, получение частных посылов на основе общих положений

Эмпирический и теоретический

  • Анализ — разделение объекта на составные части с целью отдельного изучения.

Но для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиться анализом, необходим синтез.

  • Синтез — изучение объекта как единого целого.

В процессе синтеза производится соединение расчлененных в результате анализа частей объекта. Синтез раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность. Анализ и синтез — 2 стороны одного аналитического метода познания.

  • Аналогия
  • Моделирование

Тема 7. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования

1. Сущность метода.

2.Виды методов научного познания.

3.Функции методов научного знания.

1. Сущность метода.

Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).

Генезис метода. Он происходит из практики. Обобщается в науке. Проникает в философию, там совершенствуется, опять возвращается в обогащенном виде в науку. Это - методологический круговорот. Иногда метод диктует прибор (микроскопия), но тогда такой метод ограничено годен.

2.Виды методов научного познания.

Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:

Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях.

Методы научного познания.

Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Выделяют (в зависимости от характера модели) следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое. Модель - объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.

Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это - целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога).

Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.

Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.

Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.

Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.

Классификации методов.

Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.

Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.

Тройственный подход, который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.

Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.

3.Функции методов научного знания.

Есть мнение, что заниматься методологией –бесмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример: дорога со светофором и без него.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.