Логические операции с понятиями шпора

Основными логическими операциями с понятиями являются обобщение, ограничение и деление.

Логические операции обобщения и ограничения основаны на законе обратного соотношения между содержанием и объёмом понятия и являются взаимообратными.

Обобщение понятия – это логическая операция перехода от некоторого понятия к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием. Например, равнобедренный треугольник – треугольник, история России - история. Пределом обобщения является универсальное понятие (категория), например, сознание, время, функция государства, тип государства и т.п.

Ограничение понятия – это логическая операция перехода от некоторого понятия к понятию с меньшим объёмом, но большим содержанием. Таким образом, ограничение – это операция, обратная операции обобщения. Например, история России – история России 20 века. Пределом ограничения является единичное понятие, например, Пермь, Россия, самое глубокое озеро России и т.п.

Деление понятия – это логическая операция, с помощью которой объём делимого понятия распределяется по классам с точки зрения некоторого признака. Операция деления раскрывает объём понятия, показывает из каких подмножеств состоит множество.

В структуре деления различают:

- делимое – родовое понятие, объём которого подвергается делению;

- члены деления – видовые понятия, которые получаются в результате деления;

- основание деления – признак, по которому производится деление.

Например, по форме правления государство бывает монархией или республикой. Делимое понятие – государство, члены деления – монархия и республика, основание деления – форма правления.

Существует два способа деления.

Дихотомическое деление (от греч. – рассечение на две части) – это деление объёма понятия на два класса, понятия о которых находятся в отношении противоречия. Например, государственно-правовой режим бывает демократическим и недемократическим; растения делятся на цветущие и нецветущие.

Деление по видоизменению основания предполагает, что делимое понятие рассматривается в качестве родового и делится на ряд видовых по определённому признаку. Например, по полу людей делят на мужчин и женщин; по функции различают мышцы-сгибатели, разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие внутрь и наружу; а по форме мышцы делят на широкие, длинные, короткие, круговые.

Операции деления подчиняются следующим правилам:

- соразмерность деления – объём делимого понятия должен быть равен объединению объёмом членов деления. Нарушение этого правила ведёт к следующим ошибкам: а) неполное деление, когда названы не все члены деления (например, времена года делятся на зиму, весну и осень); б) избыточное деление – деление с лишними членами (например, нормативно-правовые акты делят на законы, подзаконные акты и решения; химические элементы делятся на металлы, неметаллы и сплавы);

- члены деления должны исключать друг друга, то есть не иметь общих элементов. Пример, связанный с нарушением этого правила: войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные;

Деление понятия необходимо отличать от деления целого на части. В последнем случае очевидно, что часть не обладает признаками целого, а при делении понятия всякий член деления (вид) обладает признаками делимого (рода).

Многоступенчатое, разветвлённое деление объёма понятия называется классификацией. Результат классификации – система соподчинённых понятий, в которой каждый вид делится на подвиды.

Классификация – это определённая система знания о предметах какой-либо области действительности, характеризующаяся специфическими особенностями, отличающими её от простого, обычного деления:

- в качестве основания деления должен быть положен наиболее существенный признак, в противном случае классификация не выдерживает требований деления объёма понятий и приводит к ложным следствиям;

- это должна быть устойчивая система распределения понятий, предназначенная для выявления связей между этими понятиями или классами объектов; она сохраняет своё значение до тех пор, пока не будет выработана более совершенная классификация;

- деление при классификации производится с учётом движения от низшего к высшему, от простого к сложному; поэтому она представляет собой обычно широко разветвлённую систему уровней видовых понятий;

- цель классификации состоит в том, чтобы на её основе можно было сделать максимальное число выводов о свойствах и отношениях данного предмета; классификация даёт возможность обнаружить закономерности в изменениях свойств исследуемых предметов, позволяет увидеть существование ещё не обнаруженных звеньев, предсказать их основные признаки;

- классификация строится по единому принципу, это позволяет рассматривать всю совокупность её объектов целостно, в единстве взаимосвязей и взаимодействий всех её частей, установить специфику их существования, закономерности их функционирования и развития; здесь предметы не просто расставлены по местам, приведены в определённый порядок, организованы в единую систему, но и объясняются с единой точки зрения.

Различают два вида классификации: естественная (научная) и искусственная (вспомогательная). Естественная классификация использует для упорядочивания объектов их существенные признаки, при этом мы можем судить о свойствах предмета. Например, периодическая система Д.И. Менделеева стала мощным орудием дальнейшего развития не только химии, но и всего естествознания. Искусственная классификация – это распределение предметов по группам на основании их несущественных признаков, она не даёт возможности судить о свойствах предмета. Например, каталоги в библиотеках, справочники и т.д. Тем не менее искусственные классификации чрезвычайно полезны и важны. Ими надо широко пользоваться, но понимать их нужно как служебный аппарат, поскольку для этого они и предназначены. Цель такой классификации состоит в том, чтобы быстро отыскать нужный предмет среди подобных ему предметов, это определяет и её основание.

Близка к классификации типология, то есть группирование объектов на основе их подобия некоторому образцовому предмету, который именуется типом. Для типологии в принципе допустимы нарушения правил классификации, а именно: 1) выделенные типы могут не исчерпывать множество, подвергающееся группировке; 2) допустимо существование объектов, относимых одновременно к нескольким типам.

Определение понятий.

Определение – это логическое действие, посредством которого раскрывается содержание понятия; это логическая операция, заключающаяся в придании точного смысла языковому выражению, который позволяет, когда это требуется, указать или уточнить значение этого выражения. Определение решает следующую задачу: выделяет систему признаков, общую и отличную для предметов, обозначаемых термином.

В генетических определениях в качестве видового отличия выступает способ происхождения, образования, конструирования предметов. Генетические определения достаточны лишь при определении простых объектов. Например, круг можно определить как фигуру, получающуюся в результате вращения отрезка прямой вокруг одного из его концов в плоскости.

Операциональными являются определения, в которых предметы выделяются посредством указания операций, с помощью которых эти предметы можно распознать. Например, кислота – это жидкость, в которой лакмусовая бумажка окрашивается в красный цвет.

Неявные определения чёткой структуры не имеют. Виды неявных определений: контекстуальное, через систему аксиом, индуктивное.

Не следует путать определение понятий с приёмами, сходными с определением, но таковыми не являющимися, такими как остенсивное определение, сравнение, описание, характеристика, различение, разъяснение посредством примера и др.

Разъяснение через пример – это определение родового понятия через перечисление некоторых его видов. Например, разъяснить, что такое дерево можно через перечисление отдельных его видов: берёза, клён, дуб, осина, сосна, ель и т.п.

Различение – приём, который позволяет установить отличие предмета от тех, которые наиболее сходны с ним. Примером может быть ситуация розыска людей, когда фиксируют какие-то особые приметы разыскиваемого человека.

Одной из задач данного курса является овладение способностью оперирования понятиями. Поэтому мы переходим к одной из основных частей раздела о понятии логические операции с понятиями. Мы рассмотрим следующие операции с понятиями: обобщение, ограничение, деление (классификация).

Обобщение понятия – это операция образования из одного понятия нового с более широким объемом.

Ограничение понятия – это операция перехода от некоторого понятия к понятию с меньшим объемом в пределах объема обобщаемого понятия.

Практическое применение: 1) обобщение формулировок законов науки, для более широкого их применения, 2) ограничение формулировок законов науки для более частного их применения.

Операции обобщения и ограничения понятий тесно связаны с законом обратного отношения объема и содержания понятий. Так ограничение понятия есть переход от понятия с более широким объемом и бедным содержанием к понятию с более узким объемом и богатым содержанием, и объем второго понятия является частью первого. А обобщение есть переход от понятия с более узким объемом и богатым содержанием к понятию с более широким объемом и бедным содержанием, и содержание второго понятия является частью содержания второго, а объем первого – частью объема второго.

Обобщение и ограничение понятий не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого, так как отношение часть – целое есть отношение предметное, а не логическое.

Деление понятий

Деление понятия – это операция с понятием, заключающаяся в раскрытии объема понятия.

Деление понятия – это операция разбиения объектов, мыслимых в этом понятии, то есть происходит деление объема понятия на виды.

Каждое делимое понятие будет в конечном счете результатом ограничения, выявлением возможных видовых отличий. Подобное различение производится по некоторым признакам предметов.

Цель деления понятия состоит в том, чтобы выделить все возможные виды предметов каждый раз по некоторому определенному основанию. А это необходимо для осуществления систематического отбора мыслимых в понятии предметов. При этом осуществляется конкретизация понятия и раскрытие его содержания. Выбор основания зависит обычно от познавательной задачи, в связи с которой возникает потребность деления понятий.

В составе каждого деления можно выделить: делимое понятие, основание деления и члены деления.

Члены деления – это видовые понятия по отношению к исходному, выделенные по данному основанию.

Делимое понятие – это исходное понятие, которое подвергается делению.

(Иначе говоря, делимое – объем исходного понятия; члены деления – его подклассы).

Основание деления – это аспект, признак по которому производится деление.

Например, предметы мебели можно различать по удобству (удобные и неудобные), практичности (практичные и непрактичные), цене (дорогие и недорогие) и пр.

В основе деления лежит операция разбиения класса (разделения множества предметов на взаимно непересекающиеся и непустые подклассы, объединение которых составляет исходное множество).

Важно обратить внимание на то, что не всякое разбиение объема понятия на подклассы представляет собой деление понятия. Например, мы можем разбить партию товара из 100 коробок на 20, 30 и 50 коробок, не основывая подобную группировку партии на каких-либо ее свойствах или качествах.

Правила деления

Деление является правильным, если оно удовлетворяет следующим условиям, правилам деления.

1. Правило одного основания.Деление должно происходить по одному определенному основанию. Например, партию продуктовых товаров мы можем разделить по сроку хранения (просроченный/непросроченный товар), по производителю (российского/импортного производства), по цене (дорогой/дешевый). Данное требование не исключает того, что основание деления может представлять собой сочетание двух или даже большего числа различных оснований. Например, объединяя основания деления партии продуктовых товаров по производителю и по сроку хранения мы можем получить новое деление:

ТОВАР НА СКЛАДЕ
Дорогой, но просроченный Дешевый и просроченный Дорогой и непросроченный Дешевый и непросроченный

3) Правило соразмерности деления (скачок в делении). Члены деления как классы должны исчерпывать объем исходного понятия, т.е. объединение их должно быть равно этому объему. И ни один из членов деления не должен быть пустым классом. Таким образом, между объемом делимого понятия и совокупностью членов деления должно быть равенство.

Виды деления понятий

Таксономическое деление. Операция деления объема понятия на виды в свою очередь имеет различные виды. В основном они выделяются по характеру оснований деления.

1. Деление по видоизменению признака. Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия.

Основанием деления могут быть различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач. В качестве основания деления может быть взята обычная числовая функция, представляющая собой ту или иную количественную характеристику предмета.

Например, функция роста применительно к человеку будет определенной на множестве людей. Если при этом множество возможных значений функции представляют собой какие-то качественные градации роста (низкий, средний, высокий) или какие-то числовые градации, то согласно этому множеству значений мы можем получить множество видов людей, как результат деления людей по данному основанию.

2) Дихотомическое деление. Дихотомическое деление означает двухчленное деление. Однако не любое двухчленное деление является дихотомическим. В дихотомическом делении два члена деления, один из которых говорит о наличии некоторого свойства, а второй об отсутствии того же свойства. В качестве основания берется наличие или отсутствие определенного свойства.

Дихотомическое деление может быть простым и сложным. Сложное деление – основанием такого деления является наличие или отсутствие каждого из свойств некоторого множества.

Например, студентов таким образом можно поделить на способных и трудолюбивых, способных, но не трудолюбивых, неспособных, но трудолюбивых, неспособных и не трудолюбивых.

Классификация – это разновидность деления, в котором сначала производится деление объема некоторого исходного понятия, затем полученных при этом членов и т.д.

Например, классификация понятий в логике, предложений – в лингвистике, животных и растений – в биологии, химических элементов в химии. Классификация широко используется в науке. Такое же значение имеет классификация книг в библиотеках, инструментов на складах и т.п.

В зависимости от того, какого рода признаки используются в классификации различают классификации естественные и искусственные.

Искусственные классификации. Например, классификация книг в библиотеке по первым буквам фамилий авторов, сортировка писем по адресам, списки студентов по группам и фамилиям. Для практических целей искусственная классификация полезна, но для познавательных целей важна именно естественная классификация, так как при искусственной классификации мы не можем получить никакой информации о существенных признаках предметов, к которым она нас отсылает. По начальной букве фамилии автора книги мы не можем судить ни о самой книге, ни о ее авторе, но мы можем быстро найти необходимую нам книгу, если мы знаем ее автора.

Естественные классификации. Например, классификация книг в библиотеке по областям знаний, классификация химических элементов таблицы Менделеева. С каждой рубрикой, выделяющей отдельный элемент, ряд или столбец этой таблицы, как мы знаем, связана определенная совокупность знаний о соответствующих химических элементах. Рубрики подобной классификации содержат информацию о предмете, его характеристику.

Нарушение правил деления может привести к классификации, которую приводит Х.Л.Борхес в своем произведении:

М.Фуко пишет о подобной классификации:

Классификация может выступать как способ запоминания, так как то, что классифицировано, легко воспроизводится. Поэтому при подготовке к экзамену важно не просто прочитать информацию, а классифицировать ее.

Определение

Определение – это логический способ установления или уточнения связи языкового выражения с тем, что оно обозначает как знак языка.

Этот способ состоит в придании выражению некоторого смысла (или уточнении, углублении имеющегося смысла), который выделяет то, что должно быть предметным значением данного выражения.

Определяемое – это выражение языка, к которому относится определение.

Определяющее – это знаковая форма, выражающая смысл придаваемый определяемому.

Например: Животные – это одна из двух основных групп мира живых существ (другая группа – растения), гетеротрофные организмы (т. е. питаются готовыми органическими соединениями и не способны ассимилировать неорганические вещества).

Виды определений

По тому, какую функцию выполняет определение, на какой вопрос оно дает ответ можно выделить номинальные и реальные определения

По структуре, в зависимости от того выделяются ли в качестве самостоятельных (непересекающихся) частей определяемое выражение и определяющее можно выделить явные и неявные определения.

Неявные определения. Неявные определения отличаются от явных тем, что в них нельзя выделить в качестве самостоятельных частей определяемое и определяющее выражения и, значит, нельзя представить в виде равенства или эквивалентности.

Правила определения – это необходимое условие логической правильности такой операции. Есть ряд правил, существенных для определения выражений в естественных языках:

1. Определение должно быть ясным. Поскольку определение приписывает смысл определяющему, он должен быть доступен по крайней мере пониманию. Ясность определяющей части зависит от выполнения синтаксических и семантических требований к построению предложения. Должны быть известными предметные значения входящих в его состав терминов. Последние в свою очередь тоже могут быть определены посредством терминов, значения которых известны, однако этот процесс нельзя продолжать бесконечно.

В составе теорий некоторое множество (по возможности минимальное) терминов принимается за исходное в качестве основы для определения всех других, употребляемых в этой теории. Предметные значения неопределяемых терминов разъясняются посредством тех или иных приемов, сходных с определением. О ясности или неясности определения с указанной точки зрения надо решать с учетом ситуации, в которой дано определение, аудитории, для которой оно предназначено.

2. В определении не должно быть круга. Термин, встречающийся в определяющей части, не должен определяться через определяемый термин.

Частным случаем этой ошибки является попытка определить некоторый термин через самого себя (хотя возможно, и в сочетании с другими терминами).

3. Определение должно быть соразмерным. Это правило относится только к реальным определениям, и по существу только к определениям общих имен. Определяющая часть должна выделять именно тот класс предметов, который представляет определяемая. Различают три рода ошибок, связанных с нарушением правила соразмерности:

1) определяющая часть представляет лишь подкласс того класса, который имеется в виде при определении. В этом случае говорят, что определение является слишком узким.

2) класс, который представляет определяющая часть, то есть объем понятия, которое приписывается в качестве смысла определяемому термину, шире того класса, который имеется в виду под определяемым термином (определение является слишком широким).

Например, определение окружности как замкнутой линии, все точки которой отстоят на равном расстоянии от некоторой точки, называемой центром окружности. (Необходимо добавить замкнутая плоская фигура.)

3) определение является в некотором отношении слишком широким, а в другом – слишком узким; таким, что в класс предметов, выделяемый в определяющей части, попадают не все предметы, которые должны в нем быть, а предметы, которые не относятся к нему туда попадают.

2) S1, S2…..Sn - элементы (части) класса К.

Всем предметам класса К присущ признак Р.

В основе логического перехода от посылок к заключению в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысячелетней практикой положение о закономерном развитии мира, всеобщем характере причинной связи, проявлении необходимых признаков явлений через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно эти методологические положения оправдывают логическую состоятельность и эффективность индуктивных выводов.

Основная функция индуктивных выводов в процессе познания - генерализация, т. е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер - от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы.

Важное место принадлежит индуктивным выводам в судебно-следственной практике - на их основе формулируются многочисленные обобщения, касающиеся обычных отношений между людьми, мотивов и целей совершения противоправных действий, способов совершения преступлений, типичных реакций виновников преступления на действия следственных органов и т. п.

В зависимости от полноты и законченности эмпирического исследования различают два вида индуктивных умозаключений: полную индукцию и неполную. В неполной индукции различают популярную и научную в зависимости от способа отбора исходного материала. Научная индукция делится в зависимости от способа исследования на индукцию методом отбора и индукцию методом исключения.

53. ПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Полная индукция - это умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Индуктивные умозаключения такого типа применяются лишь в тех случаях, когда имеют дело с закрытыми классами, число элементов в которых является конечным и легко обозримым. Напр., число государств в Европе, количество промышленных предприятий в данном регионе, число субъектов федерации в данном государстве и т. п.

Представим, что перед аудиторской комиссией поставлена задача проверить состояние финансовой дисциплины в филиалах конкретного банковского объединения. Известно, что в его состав входят пять отдельных филиалов. Обычный способ проверки в таких случаях - анализ деятельности каждого из пяти банков. Если окажется, что ни в одном из них не обнаружено финансовых нарушений, то тем самым можно сделать обобщающее заключение: все филиалы банковского объединения соблюдают финансовую дисциплину.

Схема умозаключения полной индукции имеет следующий вид:

1) S1 имеет признак Р;

S2 имеет признак Р;

Sn имеет признак Р.

2) S1, S2…..Sn - составляют класс К.

Всем предметам класса К присущ признак Р.

Выраженная в посылках этого умозаключения информация о каждом элементе или каждой части класса служит показателем полноты исследования и достаточным основанием для логического переноса признака на весь класс. Тем самым вывод в умозаключении полной индукции носит демонстративный характер. Это означает, что при истинности посылок заключение будет необходимо истинным.

Познавательная роль умозаключения полной индукции проявляется в формировании нового знания о классе или роде явлений. Логический перенос признака с отдельных предметов на класс в целом не является простым суммированием. Знание о классе или роде - это обобщение, представляющее собой новую ступень по сравнению с единичными посылками.

В судебном исследовании нередко используются доказательные рассуждения в форме полной индукции с отрицательными заключениями. Напр., исчерпывающим перечислением разновидностей исключается определенный способ совершения преступления, способ проникновения злоумышленника к месту совершения преступления, тип оружия, которым было нанесено ранение, и т. п.

Применимость полной индукции в рассуждениях определяется практической перечислимостью множества явлений. Если невозможно охватить весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции.

54. НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Неполная индукция - это умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

Логические операции с понятиями

1. Обобщение и ограничение понятий.

2. Определение понятия. Виды связи видовых признаков в определяющем понятии.

Основными логическими операциями с понятиями являются обобщение, ограничение, деление и определение.

Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию – с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение). Эти процессы мы можем изобразить при помощи следующей схемы


2. Определение понятия. Виды связи видовых признаков в определяющем понятии. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемымили дефиниендум (сокр. Dfd). Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия называется определяющим или дефиниенсом (сокр. Dfn). Общая структура определения Dfd= Dfn.

Определения делятся на номинальные и реальные; явные и неявные.

1.Деление по видоизменению признака. Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Частным случаем деленияпо видоизменению признака является классификация. Это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Например, классификация видов преступления в уголовном праве.

2. Дихотомическимназывается деление на две части, в одну из которых входят предметы, обладающие признаком, в другую – не обладающие признаком, взятым в качестве основания. Например, обоснованный и необоснованный приговор.

Практические задания

1. Ограничьте понятие: а) конфискация товара; б) противоправное деяние; в) функции государства; г) политический режим.

2. Обобщите понятие: а) Конституция РФ; б) Государственная Дума; в) тоталитаризм; г) правовой обычай.

3. Какое правило деления нарушено в приведенных примерах: а) мотивами преступления могут быть корысть, месть, ревность; б) соучастники преступления делятся на исполнителей, организаторов, подстрекателей, пособников и укрывателей; в) формы государственного устройства делятся на федерацию, конфедерацию и унитарное государство; г) республики бывают унитарными, президентскими и парламентскими.

4. Установите, какое правило нарушено в следующих определениях: а) обычай – это правило поведения, которое формируется в обществе;
б) эксцентричность – это своеобразная идиосинкразия; в) юрист – человек, занимающийся юриспруденцией; г) философия – не уголовное право.

Образец выполнения практического задания

Формулировка:

2. Определите вид деления (по видоизменению признака, дихотомическое).

3. Проверьте правильность проведения данной операции.

4. Аргументируйте ответ на основе:

а) определения структурных элементов этой операции;

б) перечисления примененных правил;

в) объяснения, как осуществлялась проверка правильности данной логической операции по каждому из правил.

2. Данное деление является дихотомическим.

3. Проверка правильности проведения данной логической операции осуществлялась по следующим правилам:

а) соразмерность делимого понятия и членов деления;

б) одно основание деления;

в) исключение членов деления друг от друга.

4. Все правила соблюдены, так как:

а) объем делимого понятия совпадает с объемом членов деления по данному основанию (можно проверить по указанному словарю);

б) основание деления проведено по одному простому признаку;

в) объемы членов деления не совпадают, так как они находятся в отношении соподчинения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет




Операции с понятиям

В процессе мышления совершаются четыре основные операции: обобщение, ограничение, определение и деление понятий.

Операции обобщения и ограничения понятий часто применяются в процессе мышления: переходя от понятия с одним объемом к понятию с более узким или, наоборот, более широким объемом, мы уточняем предмет нашего мышления, делаем мышление более определенным, последовательным, точным.

Рассмотрим виды определений:

Неявные определения - такие, в которых содержание понятий раскрывается косвенным путем. К ним принадлежат:

К приемам, заменяющим определения, относятся описание, характеристика, сравнение.

В процессе мышления следует соблюдать следующие четыре основные правила определения.

Правила определения (касаются структуры, формы определения).

Итак, определение раскрывает содержание понятий. Но понятие, как мы уже знаем, состоит из содержания и объема. К объему понятий применима операция деления понятий.

Деление понятий - это логическая операция, раскрывающая объем понятия. В процессе деления объем понятия распределяется на группы. Элементами деления являются: делимое - понятие, объем которого требуется раскрыть; члены деления - соподчиненные виды, на которые делится понятие; основание деления - признак, по которому производится деление. Например, учеников в школе можно разделить на классы, в классах - на группы по различным признакам: спортсмены и неспортсмены; изучающие английский язык, немецкий и французский языки и т. п. Сделки (соглашения) можно разделить на многосторонние, двусторонние и односторонние.

Различают деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление. По видообразующему признаку деление может производиться - по какому-то основанию - на несколько разных видов; в дихотомическом деление производится на два вида.

Видом операции деления является классификация. Классификация - распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Вспомним классификацию химических элементов в периодической таблице Менделеева или распределение книг в библиотеке по предметному или алфавитному каталогу. Например, в Особенной части Уголовного кодекса все составы преступлений делятся сначала по различию в объекте посягательства: преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против государственной власти; преступления против воинской службы и преступления против мира и безопасности человечества. Затем каждый из этих видов делится в свою очередь на подвиды. Таким образом, все виды преступлений распределяются по группам, причем каждый вид (группа) занимает строго определенное место, закрепленное соответствующей статьей Уголовного кодекса.

Чтобы правильно производить операцию деления, необходимо знать правила деления понятий.

1. Деление должно быть соразмерным, т. е. объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов всех членов деления.

Возможные ошибки при нарушении этого правила:

Операция деления (и классификация) помогает глубже познавать класс предметов в целом и каждый предмет в отдельности. Эта операция имеет большое значение в работе юриста. Например, она лежит в основе таких действий, как: планирование расследования преступлений, классификация следственных версий и т. д.; в криминалистике классифицируются лица, совершившие преступления, предметы (орудия преступления, следы, документы и т. п.). Знание правил деления и классификации необходимо при изучении больших групп явлений и для их упорядочивания. Операция деления позволяет глубже изучить свойства предметов, найти какие-то закономерности во взаимосвязях предметов и их свойствах, облегчает поиск необходимых предметов (как, например, ту или иную книгу в библиотеке, ученика по номеру класса или группы, в которой он учится, и т. п.).

Итак, понятие - мысль, отражающая предметы со стороны их существенных признаков. Каждая отрасль знаний или отдельный ее фрагмент имеют свою терминологию, выражающую систему понятий, в которых зафиксирована накопленная информация о закономерных и наиболее существенных связях и отношениях между соответствующими объектами. Овладение конкретной областью знаний предполагает прежде всего уяснение системы употребляемых в ней понятий.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.