Легитимность и легальность государственной власти шпоры

Политическая власть в обществе может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.

Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления.

Государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, общественными организациями и т.п.

Государственная власть – это публично – политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственная власть - разновидность общественной власти, осуществляемая государством как непосредственно, так и выступающими от его имени и по его поручению субъектами.

В науке давно возник спор, являются ли политическая и государственная власть синонимами.

Большинство ученых справедливо говорят о тождественности этих понятий. Политика, в переводе с греческого - искусство управления государством. Поэтому политическая власть в прямом смысле этого слова власть государственная.

Характерные черты государственной власти (признаки):

1.Государственная власть носит групповой, или классовый характер. Она выражает интересы определенной группы людей, а не всего общества. В родовом строе власть выражала интересы всех членов коллектива.

2.Носит публично – политический характер;

3.Государственная власть опирается на государственное принуждение. В отличие от других видов общественной власти, основанных на общественном мнении и подкрепляемых общественным принуждением, государственная власть опирается на основанное на законе государственное принуждение. Для этого государственная власть создает специальные карательные органы - аппарат принуждения.

4.Государственная власть осуществляется с помощью специального аппарата управления. Только государственная власть осуществляется через специально обученный профессиональный коллектив служащих, именуемый аппаратом управления, или государственным аппаратом.

5.Государственная власть в качестве материальной основы обладает бюджетом, пополняемым за счет налогов. Налоги не были известны власти родового строя и не являются основой для деятельности иных видов общественной власти. В качестве аналогии в некоторых социальных общностях используются взносы, НАПРИМЕР, партийные или религиозные. Но в отличие от налогов они носят добровольный характер.

6.Государственная власть распространяется на территориально организованное население. Территория является пространственным пределом распространения власти.

7.Легитимность и легальность государственной власти и т.п.

Свойства государственной власти:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство.

2. Государственная власть публична, осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна - независимость вовне и верховенство внутри страны.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой, т.е. исключительным правом, на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Важнейшими характерными чертами государственной власти являются легальность и легитимность. Оба эти термина рассматриваются как законность.

Легальность подразумевает, что государственная власть установлена законным путем, т.е. на основании действующего в момент его установления законом.

Таким образом, легальность – юридическое свойство власти; легитимность – фактическое свойство власти.

Власть может быть легальной, но не легитимной.

Власть считается легитимной в том случае, если народ исполняет ее веление, повинуясь государственной воли, т.е. власть поддерживается народом.

Легитимность стала означать не только законность происхождения и способ установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения.

Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес немецкий ученый Макс Вебер. Согласно разработанной им и ставшей классической теории легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.

Основания (источники) легитимности власти:

· идеологические принципы и убеждения граждан в справедливом и передовом характере государственной власти (политического строя);

· привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (НАПРИМЕР, традиции парламентаризма в Великобритании);

· преданность власти благодаря положительной оценки личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра);

· политическое (или государственное) принуждение; оно существует при любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот как фактор ее неминуемого падения.

Легитимность власти характеризуется следующими основными чертами (признаки легитимности):

1)Формальная легальность;

2)Истинная легитимность, т.е. поддержка народа;

Приемущественность власти, т.е. власть должна устанавливаться законным путем, а не путем переворотов.

Три теории легитимности:

1 – Традиционная легитимность – народ поддерживает власть, потому что он привык к ней. Власть носит длительный устойчивый характер. Она в большей мере характеризует государство с абсолютной монархической формой правления.

2 – Харизматическая легитимность – в данном случае власть поддерживается народом, так как народ верит в личностные характеристики руководителя. Такая форма легитимности характерна для государств с авторитарными политическими режимами (Сталин).

Достоинство государственной власти – является то, что она определенным способом прогнозирует общественные отношения.

Недостатки государственной власти – стремление его к абсолютизации и централизации государственной власти.

3. Основные характеристики власти: легальность и легитимность

4. Соотношение легальности и легитимности

6. Список литературы

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. legitimus — законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти — явления в определенной мере совпадающие.

Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти.

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Власть – это не только политика. Она является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в производственном коллективе, в организациях, в государстве, в семье… Что же такое власть?

Существует много определений власти, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной стороне, на отдельных проявлениях власти. Вот некоторые важнейшие направления в трактовке власти.

Телеологическое: власть – способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.

Бихевиористические трактовки, согласно которым власть – особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие – подчиняются.

Структурно-функционалистская трактовка: власть – способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.

Психологическая интерпретация, согласно которой стремление к власти и обладание ею – это компенсация физической и духовной неполноценности. Власть возникает при взаимодействии, когда одни готовы к властвованию, а другие – к подчинению.

Любая власть, в том числе и родителей над детьми, старших над младшими, начальников над подчиненными и т.п., отражает определенные отношения, при которых воля и действия одних господствует над волей и действиями других Властные отношения объективно присущи общественной жизни.

В самом обобщенном виде можно предложить следующее определение власти: власть – право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определенное влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Итак, власть в общесоциологическом понимании предполагает способность отдельного индивида или группы людей с помощью различных средств и методов утверждать в сфере социальных отношений собственную волю. Без властных отношений невозможно функционирование общества в целом, а также его элементов, их организация и взаимодействие.

Политическая власть является одной из разновидностей власти. В отличии от нравственной, семейной власти политическая власть имеет не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Для политической власти имеют значения не столько интересы частных лиц, сколько общие интересы всех групп и социальных слоев общества. Политическую власть можно определить как реальную способность индивида, группы людей к проявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса. Политической властью является всякая основанная на принуждении власть группы в отношении другой группы людей, если это взаимодействие имеет политический характер.

Основные характеристики власти: легальность и легитимность.

Важными характеристиками власти являются легитимность и легальность.

Легальность власти – это её нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах.

Политическая легитимность – это общественное признание власти и её права на управление.

С понятием легитимности отождествляют оценочный, этический характер власти, с легальностью – юридический.

Понятие легитимности впервые ввел в социологию М.Вебер; им обозначен такой порядок, который представлял значимость для индивидов и которому они подчинялись в силу его рационально признанной ценности. М.Вебер разработал концепцию о трех типах легитимности власти, отражающих особенности мотивов подчинения или отторжения индивидами определенных типов социального порядка в виде норм, правил, обычаев, законов.

Во-первых, власть может обрести легитимность согласно традиции, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность веками существующих порядков. Например, переход власти по наследству в странах с монархическим режимом осуществляется в соответствии с традицией.

Во-вторых, политическая власть приобретает законность в глазах членов общества вследствие особой популярности государственного деятеля, достигающей масштабности культа его личности. Такой тип власти М.Вебер назвал харизматическим.

В-третьих, легальная и рационально-правовая легитимность. Люди признают такую власть потому, что она опирается на целесообразные, добровольно принимаемые ими законы. Этот тип легитимности основан на доверии граждан не к отдельным личностям, лидерам, а к устройству государства и характерен для демократических государств.

С этой классификацией М.Вебер связывает и типологию власти: государственной, при её рациональном обосновании, и личной, когда она основана на традиционных и харизматических легитимирующих началах. Эта типология и в современной западной политической науке.

Население может покорится власти, но в душе презирать её, смеяться над ней, при малейшей возможности уклоняться от неё. В этом случае власть прибегает к принуждению, применению силы. Власть, основанная на страхе, не может быть легитимной. Легитимация означает повиновение, согласие, политическое участие без принуждения. Легитимная власть авторитетна и эффективна, она характеризуется как правомерная и справедливая. Каковы же признаки легитимности политической власти?

Первейшим признаком является доверительное отношение к ней подавляющего большинства населения, основанное на вере в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, а власть способна решить важные для общества и индивидов проблемы.

Другим признаком легитимности власти является признание обществом значимости, ценности как самой власти, так и её организации. Власть воспринимается не как зло, с которым неизбежно нужно уживаться, а как фактор, обеспечивающий порядок в обществе, охраняющий жизнь людей. Легитимность власти утверждается тогда, когда она проводит политику, отвечающую интересам, пониманию граждан.

Еще одним, не менее важным признаком легитимности власти является одобрение массами политики, проводимой политическим и государственным руководством, выражающееся в согласии с их основными целями, методами и средствами. Этот признак раскрывает субъективное отношение людей к конкретному правительству, лидеру. Массы с пониманием относятся к использованию даже непопулярных средств и методов, в том числе и насильственных.

Легитимность политической власти сочетается с противоположным ей явлением делегитимации – утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Разочарование в идеалах, концепциях политики, в её целях и методах, людях, которые её представляют, — один из аспектов политической жизни общества, такая же движущая сила развития политики, как и сама легитимация. Делегитимация может происходить вследствие следующих причин:

— противоречие между ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты, результатом чего является отсутствие поддержки власти народом;

— противоречие между демократией и социально-политической практикой, когда многие проблемы решаются не демократическим, а силовым путем, нажимом на средства массовой информации, ограничением прав и свобод граждан;

— растущее социальное неравенство, массовое обнищание большинства населения, в результате чего формируется оппозиция власти (как правило, из интеллектуалов);

— во многонациональном государстве – национализм, этнический сепаратизм, когда местные власти отвергают правомочность федеральной власти.

Соотношение легальности и легитимности.

Рассмотрим соотношение легальности и легитимности. Легальность и легитимность власти – однопорядковые, но не тождественные понятия. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной политики может утратить доверие граждан и стать нелегитимной. Так, законно избранный в 1996г. Президент России Б.Ельцин в конце 1999г. пользовался доверием не более 10% российских граждан, т.е. полностью утратил свою легитимность. И напротив, власть, не имеющая законных оснований, в результате эффективной политики может обрести доверие народа и стать легитимной. Например, пришедший к власти в Чили в результате военного переворота в 1973г. генерал А.Пиночет в результате эффективной экономической политики впоследствии стал вполне легитимным и законным президентом страны.

Легитимная, но не легальная власть как бы получает карт-бланш (полномочия) от народа на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, а уже потом установить законные основания власти. Законная, но не легитимная власть лишается поддержки своего народа и в дальнейшем может прибегнуть к незаконным средствам в политике.

Иногда люди, наделенные властью или стремящиеся к власти, искренне верят в то, что они являются основными выразителями общественных интересов и что граждане одобряют и поддерживают их политическую деятельность, хотя это не соответствует действительности. Такое самомнение политиков называется легитимным самозванством.

3. Политология. Учебник для вузов. 2002.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванченко Юрий Александрович

Исследуется сфера легитимации государственной власти в контексте теоретических характеристик смежных понятий с различных точек зрения.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванченко Юрий Александрович

The relationship between the concepts of legitimacy, legalization and legality of state power: theoretical aspects

In the article the sphere of legitimation of state power is explored in the context of the theoretical characteristics of the related concepts from different points of view.

УДК 340.11 ББК 67.0

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЛЕГИТИМНОСТИ, ЛЕГАЛИЗАЦИИ И ЛЕГАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНЧЕНКО,

преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук,

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуется сфера легитимации государственной власти в контексте теоретических характеристик смежных понятий с различных точек зрения.

Ключевые слова: легитимация, государственная власть, легализация, легальность.

Annotation. In the article the sphere of legitimation of state power is explored in the context of the theoretical characteristics of the related concepts from different points of view.

Keywords: legitimation, government, legalization, legality.

Как известно, ценность государственной власти проявляется в ее социальном назначении, в обеспечении нормального существования общества. Однако, государственная власть в обществе может играть не только позитивную, созидательную роль. При определенных условиях она может быть разрушительной для экономических, социальных и культурных основ общества. С теоретической точки зрения все это выражается в убежденности, присутствующей в общественном сознании, что государственная власть соответствует своему социальному назначению.

В общественном сознании находит свое отражение легитимность государственной власти. Согласие общества на моральное право государственной власти управлять им определяется не столько соответствием последней некоему идеальному представлению о ней в общественном сознании, сколько способностью власти влиять на формирование позитивного представления о ней, в том числе и посредством навязывания обществу критериев соответствующей ее оценки.

Легитимность есть следствие легитимации, в силу чего легитимация государственной власти как

динамический процесс достижения и формирования легитимности, с одной стороны, представляет собой процесс приобретения государственной властью легитимного статуса, с другой, — оценивание государственной власти обществом, которое выражено в ценностях массового сознания. Другими словами, это процесс приведения деятельности государственной власти в соответствие с системой ожиданий общества, которые во многом определяются его особенностями и состоянием: в политизированном обществе, — соответственно, политические ожидания, в обществе потребления, — экономическая направленность деятельности государства на социальную сферу. Суть легитимации — придание государственной власти ценности, осознание ценности государственной власти.

Как мы считаем, легитимность государственной власти представляет собой состояние, имеющее различные уровни. При этом уровень легитимности государственной власти определяется эффективностью форм реализации социальных ожиданий и оценок в отношении деятельности государственной власти. Поддержание уровня обоснованности государственной власти невозможно без осуществления в реальности форм легитимации государственной власти, характеризующих способность субъектов коммуникативной системы находить и устанавливать конкретные действия как отвечающие либо не отвечающие определенным критериям. От того, как взаимодействуют органы государственной власти и общество зависит уровень легитимации государственной власти.

Источником процесса легитимации государственной власти, скорее всего, является государственное начало. Так как сущность легитимации заключается в признании и обосновании определенного интереса, то в случае легитимации государственной власти происходит объяснение собственной ценности, поэтому отсюда и возникает характерная направленность на государство. Государственная власть при взаимоотношениях с обществом изначально направлена на достижение компромиссов, однако если сущность государственной власти заключается в том, чтобы обосновать собственные интересы, то легитимация представляет собой самообъяснение.

Однако, необходимо понимать, что при таком варианте позиции государственной власти устойчивы при условии, если процесс постоянной общественной трансформации находится на уровне стагнации. В условиях, когда общество переходит из одного состояния в другое не плавно, а скачком, процесс формирования и отражения ценностей не успевает за изменяющейся реальностью. Прежние ценности переосмысливаются, вытесняются в неосознаваемое, а на их место приходят новые, наслаиваясь на старые2. В этой динамичной ситуации происходит нарушение достигнутых государственной властью и обществом компромиссов.

Установление правопорядка связано с легальностью государственной власти как суверенной и определяет социально-правовую легитимность. Легальность и легитимность — два оценочных критерия, позволяющих дать представление о содержании и сущности государственной власти3.

Легитимность имеет, по крайней мере, две стороны: формальную и содержательную. С точки зрения формальной, она означает принятие власти надлежащим органом или лицом и в установленном порядке. Если эти требования соблюдены, то государственная власть, подчеркнем, формально легитимна, поскольку проблема легитимности не может быть сведена только к соблюдению установленных процедур, а легитимность не может рассматриваться и пониматься в отрыве от существа государственной власти, ее способов, методов и форм реализации.

Опыт различных государств показал, что государственная власть, будучи формально легитимной (легальной), т.е. полученная надлежащими органами или лицами и в надлежащем порядке, часто не получает поддержки людей, оставаясь при этом фактически нереализованной и в этом смысле фактически не легитимной. Именно эффективность деятельности органов государственной власти, видимые результаты этой деятельности являются определяющими критериями в решении проблемы легитимности государственной власти. Это и будет свидетельствовать о различии между формальной и фактической легитимностью.

С содержательной точки зрения, легитимность государственной власти зависит от различных ее составляющих, прежде всего, от ее сущности. Идеальным является совпадение содержательной легитимности и легальности государственной власти. Если такое совпадение достигается, проблема легитимности вообще не возникает: власть воспринимается как позитивное демократическое явление, ее действия воспринимаются положительно и она эффективно осуществляет свои функции.

Проблема легитимности возникает тогда, когда содержательная легитимность и легальность государственной власти не совпадают. В силу этого создается пространство для различных комбинаций: в

одних странах государственная власть может быть легальной, но нелегитимной, в других — легитимной, но нелегальной, в третьих — и легальной и легитимной.

В юриспруденции к вопросу о соотношении понятий легитимности и легальности следует подходить с учетом существования различных подходов к пониманию права. С позиции нормативного подхода рассматриваемые понятия будут тождественны независимо от содержательных характеристик при условии формального соответствия действующему законодательству. Иная ситуация будет в том случае, если соотношение этих понятий рассматривать с позиции широкого правопонимания, в рамках которого имеет место противопоставление права и закона. В данном случае легитимной будет признаваться лишь та государственная власть, которая опосредована законом, полностью соответствующим праву.

Как видим, легитимность и легальность государственной власти являются смежными, но не совпадающими понятиями. Легальность проявляется в юридическом оформлении государственной власти, которая выражается в принятии различного рода нормативных правовых актов, в том числе конституции. Также заметим, что легализованная государственная власть не всегда может быть легитимной, как и легитимная власть не обязательно легализована. Но каждая только что учрежденная власть, в первую очередь, старается легализовать себя на территории государства, что и происходит в большинстве случаев без особой сложности, в то время как обрести легитимность значительно труднее.

В таких характеристиках, как легальность и легитимность наиболее выразительным становится единство инструментального и ценностного аспектов государственной власти. Качество легальности выражает способность государственной власти действовать в рамках ею же устанавливаемых пределов, готовность нести ответственность. Нивелирование государственной властью этих аспектов нарушает коммуникативную систему отношений государственной власти и общества, и, следовательно, предопределяет дальнейшую неэффективность и неприемлемость этой власти для общества, а в конечном итоге — нелегитимность.

В связи с этим справедливо возникает вопрос о первичности легитимации или легализации государственной власти. Если легализация представляет собой следствие легитимации, то это, по сути, содержательное наполнение ее форм, а если легитимация есть следствие легализации, тогда это представляет собой процесс легитимации государственной власти по содержанию.

Для более четкого уяснения соотношения понятий легитимации и легализации государственной власти обратимся к проблеме функционирования правового государства. По нашему мнению, в правовом государстве легитимация первична: современное правовое государство становится правовым тогда, когда государство заботится о том, чтобы государственная власть была легитимирована. Это подразумевает, во-первых, внутреннее объяснение целесообразности той или иной деятельности государственной власти, во-вторых, ее законодательное оформление. В неправовом государстве, как мы видим, все происходит совсем наоборот: сначала издаются законы, а потом идет их объяснение.

В целом концептуальное различие между легализацией и легитимацией государственной власти не всегда улавливается сторонниками юридического подхода. Это происходит потому, что постоянное взаимодействие политического и правового регулятивных механизмов порождает их относительную самостоятельность. Возникает круговая зависимость легитимации (легализации) государственной власти и права в целом.

Подводя итог изложенному выше, сформулируем основные выводы.

1. Легитимность государственной власти является результирующим следствием взаимосвязи двух процессов — формирования позитивного восприятия государственной власти обществом и соответствующего ему отношения государственной власти к обществу.

2. Основным источником процесса легитимации государственной власти является сама государственная власть. Одной из важнейших задач, проистекающих из самой сущности государственной власти, является узаконение (легализация) своих собственных (государственных) интересов, в той или иной степени отличающихся от интересов всего общества. Тем самым легитимация представляет

собой самообъяснение и дальнейшее самовоспроизводство с помощью всего арсенала идеологических, политических, экономических и правовых средств. Но легитимация как процесс самообоснования государственной власти, выраженного в правовой идеологии и политике, а также в правотворчестве, еще сама по себе не обеспечивает обретения легитимности государственной властью.

3. Идеальным случаем является совпадение легитимности и легальности государственной власти. Но в таком случае проблема легитимности вообще не возникает, так как государственная власть воспринимается обществом как полностью соответствующая своему социальному предназначению. Проблема легитимности возникает при несовпадении содержательной легитимности и легальности; государственная власть может носить легальный характер и, в то же время, быть нелегитимной.

4. Обретение и использование государственной власти даже в соответствии с установленны-

ми и принявшими форму права правилами еще не является прочной и стабильной основой для того, чтобы государственная власть могла считаться легитимной, потому что сам установленный властью порядок обретения легитимности еще нуждается в оправдании и принятии обществом. Государственная власть становится легитимной только в том случае, когда установленные законом правила обретения государственной власти и распоряжения ею получили обоснование в общественном сознании.

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 252.

3 Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 8.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (В ТРЕХ ВЫПУСКАХ). ВЫПУСК ВТОРОЙ. ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК УЧЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В ДВУХ ЧАСТЯХ).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ КОНСТРУКЦИИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЧЕРВОНЮК,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Е-таИ. v.chervonyuk@yandex.ru

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история правовых учений Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обоснован принципиально новый подход к пониманию полицейского права в качестве: (1) крупной нормативной общности, представленной как отдельными отраслями права, так и комплексными правовыми институтами и иными структурно упорядоченными нормативными образованиями внутригосударственного и трансграничного действия и предназначенной исключительно или главным образом для целей правоохраны; (2) науки о правоохране. Представлен анализ полицейского государства как типа государства, отчуждающего право от управления полностью или оставляющего для него локальные сферы действия, устанавливающего государственные порядки, основанные на умалении гражданских

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.