Культурология шпора что такое культурология

Вопросы к экзамену по Культурологии

1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей

2. Подходы к изучению культуры

3. Структурные элементы и функции культуры

4. Элитарная, народная и массовая культура

5. Религия и атеизм как культурные явления

6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.

7. Современное искусство

8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.

9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.

10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.

11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции Н.Я Данилевского, О.Шпенглера.

12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции А. Тойнби

13. Возникновение и становление постмодернизма.

14. Постмодернизм как образ жизни.

15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.

16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.

17. Культура и личность.

18. Культура и образование. Образование в современном мире.

19. Возникновение культуры. Материальная культура первобытного общества.

20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.

21. Культура древней Индии.

22. Культурное наследие Древнего Китая.

23. Культура древней Японии.

24. Культура средневековой Японии.

25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях.

26. Характеристика Византийской культуры.

27. Культура западноевропейского средневековья.

28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века.

29. Характеристика культуры эпохи Возрождения.

30. Культура России первой половины XVIII века.

31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.

33. Культура России во второй половине XIX века.

35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX –XX вв.

36. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.

37. Экология и экологическая культура.

1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей

Культурология – это наука о культуре, это наука, изучающая человеческое общество, но отличающаяся от других подобных наук, так как предметом культурологи являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, демографические, этнические (т.е. искусственная среда, язык как универсальное средство общения, знания и т.д.), которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека.

Культурология рассматривает вопросы теории и истории мировой культуры. Курс культурологи дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

На земле одновременно соседствует множество культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? Некоторые культуры выглядят странными, патриархальными, отражают древнее самосознание человека. А другие культуры, напротив, уже достаточно продвинулись в собственном развитии, приобрели современный облик.

Итак, культурология – это наука о множественности культур, об их уникальности. Это системное знание о культуре – в рамках исторического, философского и антропологического знания.

Цель курса культурологии:

· обеспечить будущих специалистов знаниями в области культуры, пониманием ее роли в жизнедеятельности любого общества и каждого человека;

· развить чувство уважения к традициям, истории и культуре своего народа и к духовному наследию всего человечества;

· сформировать представление о культурно-исторических центрах и цивилизациях мира, особенностях их развития;

· научить ценить достижения культуры и представлять значение культуры для настоящего.

1) Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни.

2) Другие - лишь явления искусства, литературы.

Термин культура многозначен. Им можно характеризовать культуру определённой эпохи, народа, той или иной сферы жизни (например: культура Возрождения, культура славян, культура труда).

Исторически термин культура возник в Древнем Риме и означал обработку, возделывание, земледелие, а затем и просвещённость, воспитанность, образованность человека.

В настоящее время понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях.

Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, философия, эстетика, религия и т. д. Каждая наука даёт своё определение культуры. Дискуссии по вопросу о понятии культуры продолжаются до сих пор. По подсчетам американских культуроведов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, их число составляет более 500, а некоторые исследователи выделяют около 1000 определений культуры.

Американские ученые Д. Кребер и К. Клакхон пошли по пути синтеза всех определений. Они выделили три основные характеристики, на которые обращают внимание большинство исследователей:

1) культура - это то, что отличает человека от животньх, то, что свойственно только человеческому обществу;

2) культура - это то, что не передается биологически, а предпoлагает передачу посредством обучения; культура создана человеком; культура противоположна природе;

3) культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т. д..) и связана с идеями.

Под культурой обычно понимают, прежде всего то, что преобразовано, создано, обработано человеком, возникло в результате человеческой жизнедеятельности. Это технические, хозяйственные сооружения, средства производства, средства передвижения, язык, научные знания, произведения искусства и т.д. Культура тесно связана с деятельностью людей, существует благодаря ей. Субъектом культурной деятельности является не отдельный изолированный индивид, а люди, находящиеся между собой в определенных взаимоотношениях. Культура – это не только результаты человеческой деятельности, но и сама деятельность: знания, навыки, формы. Существует тесная связь культуры, общества и личности. Нет общества без культуры, но нет и культуры без общества.

Предлагаем два широких, обобщающих определения культуры.

Культура – это активная творческая деятельность субъектов (индивидов) по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, передаются, распределяются, обмениваются, потребляются общественно значимые материальные и духовные ценности, а также совокупность самих этих ценностей.

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Итак, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Культура изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живёт.

2. Современные подходы к пониманию культуры

Культура - это сложное, многоаспектное явление.

Культура предполагает определенный вещный мир, так же как и мир идей и образов.

Культура – это определенные сферы деятельности, а значит система учреждений и организаций.

Культура – это техника и технология, производство и потребление.

Культура – это средства массовой коммуникации и потоки информации.

Культура – это традиции и нормы, обычаи и предпочтения, оценки и вкусы, интересы и потребности.

Культура – это определенные действия и поступки людей, их типичный для данного общества образ жизни.

В каждой из областей исследования культуру определяют по-своему.

Поэтому существует несколько самостоятельных подходов к рассмотрению феномена культуры:

1. Антропологический подход Антропология – наука о происхождении и эволюциичеловека. Антропосоциогенез – процесс совместного зарождения и развития человека и общества. Выделяют: · физическую антропологию, · философскую антропологию,· социальную антропологию,· культурную антропологию, · психологическую антропологию т.д.Антропологический подход к культуре разработан следующими учеными, зарубежными и российскими этнографами, этнологами (история этнографии) и антропологами: Д.Н. Анучин, К. Клакхон, А.Л. Кребер, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Л. Морган, Э.Б. Тайлор и др. Антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. Первоначально объектом анализа социальной и культурной антропологии были изолированные племена и отдельные деревни, сегодня – это современные промышленные предприятия, отдельные учреждения, школы, вузы, больницы и т. п. Основным объектом и предметом остается область повседневных взаимодействий в рамках жизненного мира человека. Антропологический подход к исследованию культуры отличается целостностью анализа социокультурных явлений. В региональных исследованиях антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. При этом антрополог не отрицает значения специализированных исследований, проводимых социальными психологами, экономистами, юристами, политологами.
2. Философский подход Философский подход стремится к рациональному объяснению всего бытия. Философия выступает теоретическим выражением человеческих ценностей и человеческого отношения к миру.
3. Аксиологический – ценностный подход Аксиология – это наука о ценностях. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданнъх человечеством. Ценности – это осознанные, социально значимые для духовного и физического развития людей явления и процессы. Культура содержит:· ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природе.Нормы – это правила поведения людей в обществе.· материальные вещи, которые производят люди. Культура воплощает в себе все самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества людей - то, что они хотели бы поддержать и сохранить для будущих поколений.
4. Деятельностный подход; системный подход Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность – основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура – процесс творческой деятельности человека.
5. Функциональный подход; личностно-атрибутивный подход Культура – характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, его отношение к миру – это есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре.
6. Семиотический (символический) или знаковый подход Семиотика - наука о знаках. Культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, символов, текстов, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом, при осмыслении природы и в практической деятельности. Знаковые системы:- язык, при помощи которого мы общаемся и передаем информацию;-мифы;- фольклорные и литературные произведения,- картины,- фильмы, - религиозные ритуалы и т.д.Они несут огромную информацию о мире и о том, как он устроен, сообщают о том, как должны себя вести члены общества, что хорошо, а что плохо, что считается правильным, а что неправильным. Именно поэтому говорят, что культура - это небиологическая знаковая система.
7. Технологический подход Культура представляет определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества, его энерговооруженности, технологии и других параметров. Рассматривают культуру с точки зрения развития техники и технологий.

3. Структурные элементы и функции культуры.


Шпаргалка Шпаргалка по "Культорологии". Вопрос 1. Культурология: предмет, задачи, методы, основные разделы. Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 04.9.2014. Год: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru:

Вопрос 6. Типология культуры: этническая, национальная, мировая, региональная культуры.
Типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры. Типология культуры - это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу .
В основе любой типологической схемы лежит общее представление о том, что история человечества включает в себя два основных периода: архаический (первобытный) и цивилизационный.
Стоит различать понятия типологизация культур - это метод культурно-исторического анализа, а типология культур – это система выделенных типовых моделей культур, результат применения метода.
В типологии выделяют следующие типы культуры:

    Этническая культура – культура определенного этноса (социальная общность людей), творческая форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия. В основе выделения этнической культуры лежит этническая общность : она изначально имеет биологическую природу , самые древние восходят к доисторическим временам. В их основе лежат общие наследственные психофизиологические особенности людей, связанные единством происхождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. Этническая культура – совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижений, жилище, знания, верования, виды народного искусства. Формирование этнической культуры происходит в процессе :
    синтеза первичных факторов: языка, освоения территории, местоположения, климатических условий, особенностей ведения хозяйства и быта;
    синтеза вторичных генеративных факторов: системы межличностной коммуникации, эволюции городов, преобладания той или иной религии; становления определенного хозяйственно-культурного типа в экономике; создания системы образования, идеологии, пропаганды; влияние политических факторов;
    психологических особенностей, стереотипов поведения, привычек, ментальных установок; внешних взаимодействий с другими этносами в рамках национального государства и за его пределами.
    Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровнородственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения. Понятие национальной культуры невозможно определить вне существования в этой культуре государственных структур. Таким образом, нации могут быть моноэтничными и полиэтничными . Следует отличать понятия "нация" и "народ". Нация – территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию . Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Этнические культуры входят в состав национальной культуры.
    Мировая – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету .
    Региональная культура - Региональная культура — вариант общенациональной культуры и одновременно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования. Ее отличает наличие своего набора функций, продуцирование специфической системы социальных связей и собственного типа личности, способность оказывать влияние на общенациональную культуру в целом. За дифференциацией понятий кроется понимание, что существуют формы и механизмы, которые превращают культуру региона в региональную культуру. С другой стороны, это позволяет включить понятие региональной культуры в типологический ряд историко-культурных явлений.

Вопрос 15. Концепция социокультурных стилей П.А. Сорокина.
Русский ученый Питирим Сорокин (1889-1968) создал оригинальную концепцию социологии культуры, считая, что подлинной причиной и условием закономерного развития общества или "мира социума" является существование мира ценностей, значений чистых культурных систем. Человек является носителем системы ценностей, а значит, представляет собой и определенный тип культуры . По мнению Сорокина, каждый тип культуры определяется социальной системой, культурными системами общества и самим человеком, носителем культурных значений. Тип культуры раскрывается в представлениях людей о природе существующего реального мира, о природе и существе их потребностей, и о возможных методах их удовлетворения. Эти представления характеризуют и три главных типа культуры - чувственный, идеациональный и идеалистический. Первый из них, чувственный тип культуры, основывается на чувственном восприятии мира человеком, который и является основным определителем моциокультурных процессов. С точки зрения Сорокина, современная чувственная культура находится под знаком неизбежного краха и кризиса. Идеациональный тип культуры, по мнению ученого, представляет собой господство рационального мышления, и он характеризует разные народы в определенные периоды их развития. Этот тип культуры, считает Сорокин, особенно характерен для стран Западной Европы. И наконец, третьим типом культуры является идеалистический тип, для которого характерно господство интуитивных форм познания мира.
Если для мира современной культуры характерны увлечение наукой и господство материализма, то в будущем человечество должно отойти от этих ценностей и создать новый тип социокультурных процессов, основанных на ценностях религии и творческого альтруизма.
Творчество Сорокина оказало значительное влияние на работы других культурологов, обратив их особое внимание на изучение истоков древних культур Азии и Африки. Исследуя системы ценностных ориентаций того или иного общества, культурологи получают данные о воздействии ценностей на различные стороны социокультурной жизни - право и законодательство, наука и искусство, религия и церковь, социальная структура подчиненной определенной системе ценностей.
Согласно П. А. Сорокину, определенный тип культуры должен обладать следующими признаками: а) чисто пространственным или же временным соседством; б) косвенными причинными связями; в) прямыми причинными связями; г) смысловым единством; д) причинно - смысловой связью.
Собственно типология должна обладать следующими признаками: во-первых, перечисление в этом виде связей обычно исчерпывает само себя; во - вторых, типология всегда имеет единое основание, то есть у всех признаков есть единая основа. Однако, созданию типологии могут мешать во - первых, зыбкость самих культурных характеристик, во - вторых, в ходе развития различия между теми или иными культурами могут стираться; в - третьих, присущее всякой культуре идейно - смысловое ядро может вызывать неодинаковые социальные последствия; в - четвертых, при сближении культур в пределах господствующей культуры возникают некие, первоначально незаметные, противоположные ее духу явления, которые в будущем могут существенно преобразить сам облик этой культуры.


Вопрос 16. О. Шпенглер о соотношении и судьбах культуры и цивилизации.
Книга Освальда Шпенглера(1880-1936) " Закат Европы " стала одним из самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры, философии истории и философии культуры. Всемирная история представляет собой чередование и сосуществование различных культур, каждая из которых имеет неповторимую душу. Название работы Шпенглера "Закат Европы" выражает ее пафос. Он утверждает, что расцвет западноевропейской культуры завершился. Она вступила в фазу цивилизации и не может дать ничего оригинального ни в области духа, ни в области искусства . История распадается на ряд независимых, неповторимых замкнутых циклических культур, которые имеют сугубо индивидуальную судьбу, приговорены пережить рождение, становление и закат . Философы обычно относят к культуре все, что возвышается над природой. Огромный этнографический материал, собранный исследователями после Шпенглера, свидетельствует: Культура- это на самом деле уникальный творческий импульс. Это действительно сфера духа, которая далеко не всегда воодушевляется потребностями практической пользы. Первобытный человек, если глядеть на него современными глазами, не понимал собственной выгоды. Однако вслед за Шпенглером можно сказать, что всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию . Цивилизация есть судьба, рок культуры . Переход от культуры к цивилизации - это бросок от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических "деяний" к "механической работе". Цивилизация, по мнению Шпенглера, обычно кончается смертью, ибо она есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация же, как полагает Шпенглер, есть воля к мировому могуществу. Культура национальна, цивилизация же интернациональна. Цивилизация- это мировой город . Империализм и социализм - одинаково цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны . Культура органична, цивилизация же механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться в количествах. Культура аристократична, цивилизация демократична . Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию . Закат Европы, прежде всего закат старой европейской культуры, истощение в ней творческих сил, конец искусства, философий, религий. Европейская цивилизация еще не кончается. Она будет долго праздновать свои победы. Но после цивилизации наступит смерть для западноевропейской культурной расы. После этого культура может расцвести только в других расах, в других душах.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.