Административно правовые режимы шпоры

В общественной жизни государства всегда возникают нетрадиционные или неординарные ситуации, когда административно-правовые нормы не могут обеспечить устойчивость и динамичность развития управленческих отношений в различных сферах и областях государственной и общественной жизни. Особо это касается развития негативных явлений, например, обострения межнациональных вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, массовых заболеваний населения или животных, когда действующим административным законодательством эти общественные отношение не могут быть урегулированы и стабилизированы.

Административно-правовые режимы - это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения.

При этом в условиях чрезвычайного положения в соответствии с пунктом 3 ст. 56 Конституции РФ «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20,21. 23 (часть 1). 24, 28, 34 (часть 1). 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ.

При осуществлении мер обеспечения различных административно-правовых режимов особое значение имеют федеральные законы, касающиеся соблюдения прав и свобод человека и гражданина участвующими органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами, а также непосредственными исполнителями обеспечивающими действие этого правового режима.

В федеральных законах регламентированы общие и особые права и обязанности субъектов управленческих отношений в сфере осуществления задач и функций административно-правового режима, которые в свою очередь могут быть изменены подзаконными актами, что требует установления особых режимов административно-предупредительного характера.

В итоге административно-правовой режим как совокупность государственных мер и средств административно-правового характера, основанных на нормах законодательства и определяющих особый порядок осуществления административно-правовых отношений в неординарных для них условиях с целью уменьшения вероятности дезорганизации отношений в сфере государственного управления и последующего приведения управленческих отношений к упорядочению и стабилизации.

В условиях действия административно-правового режима существенно изменяется объем административной правосубъектности граждан, оказавшихся в поле его действия.

Рассмотрим основные виды административно-правовых режимов.

К ним относятся:

З.Иные административно-правовые режимы (1, с. 476-479), также ограничивают права человека и гражданина и в соответствии с пунктом 3 ст. 55 Конституции РФ, эти права должны регламентироваться федеральными законами, включая регламентацию действий и решений субъектов, участвующих в осуществлении этих административно-правовых режимов.

Справедливо считают, что этот административно-правовой режим является комплексным и включает в себя иные административно-правовые режимы, например, режим санитарно-защитной зоны со специальными режимами функционирования объектов, режим лабораторного обследования и медицинского наблюдения за возможными инфекционно-больными и др. (1. С. 477—478). Этот вид административно-правового режима является по характеру административно-предупредительным и отношения по его реализации в конкретных условиях может регламентироваться и подзаконными актами.

Существуют также менее распространенные административно-правовые режимы закрытых административно-территориальных образований, специфические административно-правовые режимы регистрации населения, автомототранспорта, оборота оружия и боеприпасов, наркотических и психотропных веществ, режимы исполнения и отбывания уголовного наказания - все эти режимы регламентируются административно-правовыми нормами.

Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Административному праву".

Ответы Адм-Право.docx

К мерам административного пресечения можно отнести: приостановление работ - может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является - прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения. - Временное отстранение от работы используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения

37. Режим закрытого административно- территориального образования.

Решение о создании или упразднении ЗАТО принимается През. по представлению Прав-ва РФ. ЗАТО является ад-терр-ной единицей, в кот. действуют ОМСУ, однако его территория может не совпадать с тер-ей субъектов Федерации и районов, входящих в их состав. Эта тер-я определяется исходя из необходимости надлежащего обеспечения особого режима, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов, входящих в состав ЗАТО или прилегающих к его территории.
Функц-ние ЗАТО находится в ведении фед органов гос власти по вопросам установления админ. подчиненности и границы, полномочий органов гос власти субъектов Федерации в отношении ЗАТО, обеспечения действия особого режима, в том числе ограничений прав граждан и организаций. Особый режим ЗАТО устанавливается в целях обеспечения гос и общественной безопасности, защиты сведений, составляющих гос тайну, пресечения противоправных действий в отношении охраняемых предприятий и объектов, обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан, защиты окружающей среды. Особый режим ЗАТО включает в себя:
• режим запретной зоны и режим контролируемой зоны — границы запретной и контролируемой зон обозначаются хорошо видимыми знаками, надписями, оборудуются заграждениями и тех. средствами охраны;

• огранич-на въезд и пост. проживание;• огр-ния на полеты летательных аппаратов над тер-ей ЗАТО;
• ограничения на ведение хоз. и предприн-ой деят-ти, владение, пользование и распоряж. землей, прир. ресурсами, недвижимым имуществом.Положения о режимах конкретных ЗАТО утверждаются Прав-ом РФ132.

Режим запретной зоны устан. внутри территории ЗАТО вокруг предприятия или объекта и предназначен для исключения доступа граждан на указанную тер-ю без производ-ой необходимости. Отв-сть за организацию и обеспечение особого режима в запретной зоне возлагается на начальника предприятия или объекта.
Режим контролируемой зоны уста-ся на всей территории ЗАТО (за исключением территории объекта) для ограничения доступа граждан на данную тер-ю. Для осуществления санкционированного доступа граждан и проезда трансп. средств оборудуются КПП. Для постоянного проживания на территорию ЗАТО разрешается въезд гражданам, если они заключили труд. дог. с администрацией объекта или иными юр лицами, располож. на его территории, военнослуж. и сотрудникам ОВД, прох. службу на территории ЗАТО, а также членам семей указанных лиц. Кроме того, въезд разрешается лицам, постоянно прож. в населенных пунктах, вх. в состав ЗАТО.Для временного пребывания на тер-ию контролир. зоны разрешается въезд гр-ам, кот. являются родственниками лиц, постоянно прож. на территории ЗАТО, заключили труд. договор с юр. лицами, располож. на территории зато, имеют на территории ЗАТО недвиж. имущество. В случае производ. необходимости или для удов-ния соц.-культ. потребностей жителей ЗАТО м.б. разрешен въезд и иных лиц.
Граждане, утратившие труд. отн-ия с орг-ми, нах. на тер-ии ЗАТО, могут быть переселены за пределы ЗАТО.Пропускной режим на тер-ю ЗАТО включает в себя порядок входа и выхода граждан и трансп. средств, порядок ввоза и вывоза грузов, документов и мат. ценностей, перечень должн. лиц, имеющих право на выдачу соответ. вида пропусков, контроль за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения.

38. Паспортный режим в РФ.

Паспортизация и регистрация граждан решает четыре главные задачи:

1. Обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских счетов, получение лицензий, поступление в вуз, на государственную службу, участие в голосовании, использование авиационного и железнодорожного транспорта и т. д.).

2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава проживающего на определенной территории населения (для образования избирательных округов и проч.).

3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т. п.

4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курортных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений. Регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции.

Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели режима, создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также — способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.

Система названных актов закрепляет в России паспортный режим то есть совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основу паспортной системы. Для ее существования необходимы также организационные (система компетентных органов, служб, организаций), материально-технические условия и деятельность субъектов во исполнение соответствующих правил.

Паспортный режим — часть общего административного режима страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от таких специальных административно-правовых режимов, как режимы закрытого административно- территориального образования, чрезвычайного положения, пограничной зоны.

39. Режим государственной тайны.

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.

Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне.

40. Режим чрезвычайного положения.

Чрезвыча́йное положе́ние — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.

Режим чрезвычайного положения предполагает ограничение прав и свобод граждан, юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

  • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ на всей территории Российской Федерации сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом Президента.

При введении чрезвычайного положения на всей территории страны Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода его действия, а при введении чрезвычайного положения на части территории Российской Федерации выборы и референдумы не проводятся до момента отмены чрезвычайного положения при автоматическом продлении срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно-исправительной системы, федеральные органы безопасности и внутренние войска, однако в исключительных случаях допускается привлечение Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

41. Режим военного положения.

АП режим – совокупность АП средств регулирования, обусловленная централизованным порядком, императивным методом юр. влияния, которая выражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юр. неравные позиции.

Характерными признаками АП режимов являются:

- определенное специальными нормами права поведение физ. и юр. лиц;

- вынужденная детальная регламентация деятельности гос. орг. и общ. организаций;

- введение дополнительных правил или изъятие из общеобязательных правовых норм;

- установление особого контроля за надлежащим соблюдением правопорядка в сфере действия особого режима и установление некоторых ограничительных мер;

- устанавливаются в сфере деятельности публичной власти, в связи с выполнением орг. публичной власти своих обязанностей обеспечивать безопасность, охрану и защиту;

- содержат предписания запрещающего или обязывающего характера, которые ограничивают правосубъектность физ. и юр. лиц;

- регулируют отношения, возникающие между населением и орг. исп. вл., по поводу соблюдения режимных правил;

- нарушение влечет за собой меры дисциплинарного и адм. принуждения.

Виды АП режимов:

По подведомственности:

По предмету:

1. режим чрезвычайного положения

2. режим военного положения

3. природоохранный режим

4. режим госграницы (пограничный)

5. режим государственной тайны

6. режимы закрытых административно-территориальных образований и т.д.

Чрезвычайное положение -В соответствии с ФКЗ от 2001 г. "О ЧП" ЧП - вводимый в соответствии с КРФ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности орг. гос. вл., органов МСУ, организаций независимо от орг--правовых форм и форм собственности, их долж. лиц, общ. объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общ. объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение ЧП является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Целями введения ЧП являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конст. строя РФ.

ЧП на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД. Указ Президента о введении ЧП незамедлительно передается на утверждение СФ. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.

Военное положение -В соответствии с ФКЗ от 2002 г. "О ВП" под ВП понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с КРФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии. Режим ВП включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на достижение этой цели.

Целью введения ВП является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. Период действия ВП начинается с даты и времени начала действия ВП, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении ВП, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) ВП.

В период действия ВП могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их долж. лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. В частности, они обязаны выполнять НПА РФ по вопросам ВП, а также требования обеспечивающих его режим органов и долж. лиц; являться по вызову в эти органы, а также в военные комиссариаты адм.-территориальных образований, на территории которых граждане проживают.

ВП на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ. Президент РФ незамедлительно сообщает о введении военного положения СФ и ГД. Указ Президента РФ о введении ВП незамедлительно передается на утверждение СФ.

Граждане пользуются всеми правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено ФЗ.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления.

Признаки административно-правовых режимов:

- устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;

- регламентируются, в основном, нормами административного права;

- закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;

- вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;

- широко применяются административные методы воздействия;

- вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;

- нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

Административно- правовые режимы назначаются:

- для обеспечения бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение;

- определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;

- установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне;

- обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;

- создания условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.

Элементы содержания административно-правовых режимов:

- принципы административно-правовых режимов;

- общественные отношения (объект), регулируемые режимом;

- административно-правовой статус субъектов режима;

- средства обеспечения режима.

Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Принципы административно-правовых режимов:

- разделение административных и судебных властей;

- минимализация ограничений прав и свобод граждан;

- ответственность государственных органов и должностных лиц за превышение полномочий.

Объект административно-правового режима - совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно-правового режима. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений нормами административно-правового режима это расценивается как нарушение законности

Виды средств обеспечения:

- специальное государственное регулирование, направленное на создание нормативных условий функционирования отдельных объектов;

- широкое применение прямого государственного принуждения;

- разрешительный способ реализации прав и свобод, выполнение определенных работ, осуществление деятельности при условии предварительного согласования;

- систематическое наблюдение уполномоченных субъектов за функционированием объектов государственного управления;

- организационно-техническое обеспечение установленных режимных правил.

По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют:

- режимы обеспечения безопасности государства (государственной тайны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в Российскую Федерацию и др.);

- режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации);

- режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы;

- административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.);

- комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

В зависимости от субъекта установления разделяют федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти), региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ) и местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

По времени действия различают постоянные (действуют непрерывно) и временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

В зависимости от объекта – носителя режима принято выделять территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.), объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания и др.), режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим), функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

Административное пресечение: понятие и виды. Административное задержание граждан.

Административно-принудительные меры являются средством охраны общественных отношений от возможных нарушений, наступления вредных последствий.

Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления.

Наиболее типичные из них связаны:

- с требованием прекратить противоправное деяние;

- административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение;

- принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

- временным отстранением от работы инфекционных больных;

- запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям;

- запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;

- непосредственным физическим воздействием;

- применением специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применением и использованием оружия и др.

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Черты мер административного пресечения:

1. Главная отличительная черта – для применения мер пресечения всегда должно иметь место противоправное действие, выражающееся в правонарушении (вне зависимости от отраслевой принадлежности).

2. Как правило, силовые меры, предполагающие ограничение личных прав.

3. Применяются в условиях ограниченности времени и неочевидности всех обстоятельств.

4. Применяются к самому широкому кругу субъектов.

Виды мер пресечения:

1. Общие меры пресечения - требование прекратить противоправное поведение - требование устранить допущенные нарушения

Могут применяться в самом широком перечне ситуаций. Специфика мер: связаны с наименьшим ограничением прав и свобод, имеют наиболее простой порядок применения, применяются ко всем – самый широкий круг субъектов.

2. Специальные меры пресечения. - применение физической силы - применение специальных средств- применение огнестрельного оружия

Чем значимее ограничиваемое право и чем более неблагоприятным последствиям могут привести применение меры – тем больше требований к данным мерам пресечения, тем больше обстоятельств, при которых конкретная мера специального пресечения не может быть применена в принципе.

Регламентация применения осуществляется в отношении каждого специального средства или в отношении оружия.

3. Процессуальные меры пресечения Особая цель их применения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, его задержание, замена исправительных работ арестом.

Исходя из целей, характера и объекта воздействия, их можно подразделить на меры пресечения:

- применяемые к нарушителю (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

- имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего ружья, снос самовольно возведенных строений и др.)

- технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий в виду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности)

- санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

- финансово-кредитного характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

Административное задержание является уже кратковременным ограничением свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В частности, административное задержание может осуществляться, чтобы установить личность нарушителя, а затем составить протокол об административном правонарушении.

В ст. 27.3 КоАП РФ, регламентирующей основания и порядок административного задержания, ничего не говорится о такой его цели, как пресечение административного правонарушения. Однако в предыдущем параграфе указывалось, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым относится и административное задержание, применяются в том числе в целях пресечения административного правонарушения.

Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных конституционных прав граждан. Согласно ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Однако административное задержание может осуществляться только при наличии административного правонарушения. Исключением является административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих их людей или их самих. В этой связи представляется незаконной получившая широкое распространение в ряде городов страны практика административного задержания лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, если только там не установлен специальный административный режим, запрещающий нахождение лиц вне дома без документов, удостоверяющих их личность.

Административное задержание не должно также производиться при малозначительности административного правонарушения; целесообразности его пресечения другими способами; возможности установить его обстоятельства и личность нарушителя на месте совершения правонарушения; наличии оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения.

В ст. 27.3 КоАП РФ перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание. Его, в зависимости от выявленных правонарушений, вправе производить: должностные лица органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы. Перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Лица, допустившие правонарушения в сфере дорожного движения, могут быть подвергнуты административному задержанию начальниками и заместителями начальников, дежурными подразделений ГИБДД, командирами строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, инспекторами дорожно-патрульной службы и другими сотрудниками милиции.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется, как правило, лишь в дневное время.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В частности, это лицо имеет право знать, за совершение какого административного правонарушения оно задержано, требовать проверки прокурором правомерности задержания и др. О заявленном требовании задержанного орган или должностное лицо должно немедленно сообщить прокурору.

Административному задержанию не подлежат: Президент РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий; депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания; депутаты представительных органов государственной власти субъектов РФ.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице.

Подчеркнем, что об административном задержании в обязательном порядке составляется свой, самостоятельный протокол. Срок административного задержания в общем случае не должен превышать трех часов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.