Кто такие крестцовые попы

ДУХОВЕНСТВО православное, как отдельный класс общества, или особое сословие Российского государства, имеет свою интереснейшую и весьма сложную историю. Для отчетливого представления постепенного хода формирования духовенства именно в виде отдельной общественной группы, его история может быть разделена на четыре периода: домонгольский (988—1237 г.), северно-русской митрополии (1237—1588 г.) патриарший (1589—1700 г.) и синодальный (от 1700 г. до настоящего времени).

Так, еще при Петре оно было избавлено от подушного оклада и рекрутства. Но другие повинности были очень велики. Особенно был тяжел воинский постой, снятый лишь в 1724 г. Затем до 1736 г. духов. несло тяжелую повинность рогаточных караулов на улицах и дежурств на съезжих дворах; пожарная же повинность духов. просуществовала до времен Елизаветы Петровны. В этом же периоде постепенно складываются те привилегии духов. по суду, которые перешли в настоящий период. Но окончательно вопрос о сословном положении духов. решен не был. Известно, что Екатерина II имела намерение отнести духов. к среднему роду людей, против чего возражали лучшие представители дух. власти. В результате — положение духов. в действующих законах о состоянии, второе за дворянством и выше других сословий. Но если вопрос о сословности не разрешался с точностию, то привилегии духов. продолжали расти; за избавлением от личных податей и повинностей последовало избавление иеромонахов и священников от телесного наказания. Именно в 1767 г. было запрещено их наказывать духовным властям и командам. В 1771 г. это запрещение было распространено и на диаконов. Но от телесных наказаний по приговорам светских судов оно не было освобождено и после того, — не было освобождено даже после издания жалованной грамоты городам, по которой освобождались от телесного наказания именитые граждане и купцы. Павел I утвердил представление Синода об освобождении священников и диаконов от кнута; но так как вскоре было восстановлено телесное наказание и для дворян, то не были освобождены от него и духовные. Окончательное освобождение от телесного наказания священников и диаконов последовало при императоре Александре I, в 1801 г., а в 1808 г. льгота эта была распространена и на их семейства. Но церковнослужители не пользовались этой привилегией до 17 апреля 1862 г., когда вышел указ, отнесший их с детьми к числу лиц, избавленных от телесного наказания. При Павле I установилась новая и весьма важная привилегия духов. — право на получение орденов и знаков отличия. Привилегия эта была весьма важна потому, что награждение орденом сообщало право потомственного дворянства, что в свою очередь давало право на приобретение населенных имений. Но особенно возвысилось оно с 60-х годов прошлого столетия, когда с падением крепостного права было устранено уничижающее влияние на духов. дворян-помещиков, когда оно получило право собираться на съезды для обсуждения своих польз и нужд, получило доступ в земские собрания и т. п. Относительно материального обеспечения духов. весь период представляет собой целый ряд мер, выражающих заботу правительства о духовенстве. Так уже по Регламенту был проектирован определенный взнос с каждого приходского двора на содержание причта с тем, чтобы уже он не домогался платы за требы, но, к сожалению, как эта мера, так и последовавшее в 1732 г. требование, чтобы при каждой церкви были дома для причта, не были осуществлены на практике. С 1765 г. началось генеральное межевание земли, причем церквам в сёлах было приказано намежевать по 33 десятины. В то же время приходскому духов. было дозволено пользоваться помещичьими и другими лесами, кроме заповедных, для своих нужд. В 1765 г. духов. освобождено от разорительных сборов на епархиального архиерея, его чиновников, певчих, ризницу, духовную школу и богадельню; в 1766 г. отменен подможный сбор на военное духов. В 1765 г. и 1768 г. последовали распоряжения, имевшие целью оградить духов. от волокиты и поборов при поставлении и получении мест. В 1791 г. было положено основание пенсионному капиталу для духов. В 1799 г. было обращено внимание на беспомощное состояние вдов и сирот духовного звания, которые прежде обыкновенно кормились благодаря наследственности церковных мест, указаны разные способы их призрения. При Александре I был поднят вопрос о казенном жаловании для духов., но, за недостатком средств, блестящий проект особого комитета по этому поводу, к сожалению, не получил осуществления и казенное жалованье стало назначаться лишь в следующее царствование (к концу царствовании императора Николая I считалось 55.163 священно-церковно-служителя, пользовавшихся казенным жалованьем при 13.214 церквах в 32 епархиях). При Александре II предоставление казенного жалованья продолжалось, но особенно энергично дело это пошло в царствование Александра III, — напр. в 1889 г. причтов, получающих казенное жалованье, считалось 18 тысяч, на что было отпущено из государственного казначейства 6 мил. руб. Параллельно с этим изыскивали другие средства содержания приходского духов. Так в 60-х гг. были изданы положения о приходских попечительных и братствах, которые, между прочим, обязываются заботиться о благосостоянии своего местного причта. В свою очередь общество проявляло заботливость о материальном обеспечении своих причтов. Например, в период 1866—70 гг. таврическая губерния обеспечила жалованьем 112 приходских причтов. В 1866 г. вышли временные правила о пенсиях духовенству, действовавшие до издания настоящего пенсионного устава. Все это конечно значительно способствовало поднятию духов. в материальном отношении; но далеко не сделало его обеспеченным классом. Правда, городское духов., в большинстве занимающее различные должностные места по епархиальному управлению, занимающееся законоучительством в светских учебн. заведениях и y частных людей, пользуется достатком; но духов. сельских приходов, при замечаемом обеднении современной деревни, при случающихся неурожаях, болезнях и т. п. бедствиях, должно быть отнесено к наименее обеспеченным классам общества — даже там, где есть казенное жалованье, к сожалению, совершенно недостаточное при современной дороговизне.

* Николай Федорович Марков,
кандидат кан. права Спб. университета,
помощник управляющего канцелярией Св. Синода.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 89. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Сильное развитие в обществе аскетических идей способствовало росту числа монастырей. К тому же исчезла опасность татарских набегов. К концу 16 в., т.е. к началу патриаршества возникло свыше 400 монастырей. Итак, скажем одним словом, в домонгольский период численно преобладали мирские монастыри, городские и подгородные. Правда, были и отшельнические монастыри.

Так вот в изучаемый период (с 1459-й по 1589 г.) монастыри были по размерам крупные и ничтожные. К крупнейшим относились Троице-Сергиев монастырь, (Лаврой монастырь стал с 1744 г.), Иосифо-Волоцкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Симонов монастырь.

Иосифо-Волоцкий монастырь находится в 200-х километрах от Москвы (г. Волоколамск). Кирилло-Белозерский монастырь находится в Заволжье, возле Вологды. Ферапонтов м-рь находится севернее Кирилло-Белозерского монастыря на 25 км. Симонов м-рь — в самой Москве. Я вам говорил, что такое Заволжье? Это верхняя Волга, которая течет по параллели, потом делает поворот вниз, с Севера на Юг. Так вот Заволжье севернее верхней Волги. Есть Заволжье Саратовское, есть — Нижегородское, это уже левый берег Волги, текущей с Севера на Юг.

Заволжские монастыри были ничтожно малыми. Здесь было по 6, 5, 3, 2 насельника. Монастыри, обычно, подчинялись епархиальным епископам, но были и такие, которые зависели от патриарха — Симонов мон-рь, от митрополита и князя. Таковых было 11 в разных епархиях. Были только княжеские: Покровский, Лыщиков монастыри в Москве. Вот эти лица были не только покровителями, но и распорядителями монастырей. Они назначали монастырское начальство.

Были монастыри приписные, т.е. к крупным монастырям приписывали маленькие. У Троице-Сергиева монастыря были приписные обители, Кирилло-Белозерского. Иногда к мужским монастырям приписывали женские, например — Хотьков монастырь был приписан к ТСЛ.

Были обители смешанные. Название Оптина монастыря будто происходит от того, что население его было общим. Против них боролась церковная власть, например митрополит Фотий. Московский Собор 1503 г. запретил такие монастыри. Стоглавый Собор 1551 г. О чем это говорит? Соборы постановляют, а монастыри сохраняются!

В общежительных монастырях было все общим, даже вода выдавалась только в трапезной, как в египетской Фиваиде. Доходы тоже были общими. В отшельнических монастырях и скитах было больше самостоятельности, своя келья, находящаяся на определенном расстоянии от других.

Источники доходов в монастырях:

1. От поступающих в монастыри требовались вклады. (до 300-400 р.) В 1551 г. вклады были запрещены Стоглавом.

2. Сбор пожертвований.

3. Пожертвования богомольцев, паломников.

4. Руга от правительства (это избранным монастырям).

5. Вклады богомольцев на помин живых и умерших.

7. А главный источник доходов — земля. Промыслы соляные, рыбные и т.д. Самыми богатыми монастырями были: Троице-Сергиев монастырь, кот. к концу 17 в. имел целую волость в 88 больших сел, что составляло 113 тыс. десятин (десятина — гектар). Ежегодный доход ТСМ составлял 100000 руб.! Кирилло-Белозерский монастырь тоже был очень богат.

Отрицательные черты монастырей: бродяжничество, в некоторых монастырях был свободный доступ мирян, деспотическое отношение настоятелей к инокам, монастырское начальство порой отказывалось от общей трапезы, при больших монастырях возникает класс профессиональных нищих.

Монастыри вопреки церковным правилам отдавали деньги в рост, особенно в суду своим крестьянам. Иногда, как пишет известный нестяжатель, друг Максима Грека, Вассиан Косой, налагали лихву на лихву, проценты на проценты. У несостоятельного должника отнимали корову или лошадь, а самого с женой и детьми сгоняли с земли.

Приходское духовенство.Приходское духовенство делилось на городское и сельское.

К городскому духовенству относились:

Ø поповские старосты в городах (как благочинные),

Ø десятские священники (для надзора за сельским духовенством, сбора святительской дани и десятинной пошлины)

Ø протопопы (раньше на город приходился 1 протопоп!)

Кроме сельского духовенства было еще и бродяжье, безместное: это крестцовые попы. Кто такие крестцовые попы? Это священники, которые стояли на перекрестках дорог и предлагали свои услуги. Городской священник, если занемог, заболел или ему надо выехать куда-то, то он выходил на перекресток и нанимал безместного попа для совершения треб.

На Руси издавна существовал обычай в силу которого прихожане избирали причт для совей церкви, а епископы посвящали избранника, за что брал ставленую пошлину. Но выбирали не всегда хорошо. Порой выбирали безграмотных, малограмотных, двоеженцев.

К церковному причту принадлежали: священник, дьякон, дьячок, пономарь и просвирня.


Бывший настоятель одного из храмов Санкт-Петербурга Владислав Анцибор заявил, что прекращает священническое служение, поскольку уже давно сменил мировоззрение, в качестве повода к отречению от сана использовав. коронавирус.

"Чертей со сковородкой я уже не боюсь" – именно таким, весьма странным и даже глумливым заявлением завершил своё первое после отречения от православной веры интервью бывший протоиерей Владислав Анцибор. Человек, прослуживший в священном сане около четверти века и неожиданно для многих верующих публично от него отрекшийся (в качестве формального предлога использовав коронавирус, к которому Церковь якобы относится "не так"). Формально бывший настоятель одного из храмов Северной столицы ещё не "расстрижен" (в церковной древности был такой обряд, однако он уже давно не применяется, достаточно указа об извержении из сана), но по факту "расстригой" уже стал.

Понимая, что случившееся – глубокая трагедия не только для самого гражданина Анцибора, пусть даже сам он этого и не осознаёт, но и для Санкт-Петербургской епархии и всей Русской Православной Церкви, считаю недопустимой даже малейшую иронию по поводу случившегося. Но поскольку информация уже разлетелась очень широко, предлагаю коротко разобрать проблему, слегка приоткрыв церковную "внутреннюю кухню" и ответив на вопрос: почему некоторые священники отрекаются от сана и какие из этого стоит делать выводы.

Для начала стоит сказать, что сама эта проблема не нова. Даже среди двенадцати учеников Христа, первых апостолов, нашёлся Иуда Искариот, предавший своего Учителя, но не нашедший сил для покаяния, а потому закончивший свои дни трагически – в петле. Статистика сегодняшних священнических отречений далеко не столь печальна. Но и важно отметить, далеко не каждого клирика, оставившего сан, можно сравнивать с евангельским Иудой. Дело в том, что служение оставляют не только из-за отречения от веры или предательства Церкви. Существуют куда более прозаические причины.

Самая распространённая – это кризис семейной жизни. Помните поговорку "последняя у попа жена"? Возможно, не все понимают её смысл, а он предельно прост: согласно древним церковным правилам, которые не вправе отменить ни Патриарх, ни даже Архиерейский собор, священнослужитель имеет право жениться один раз и только до принятия сана. Развод или смерть одного из супругов – трагедия для любой христианской семьи, но если миряне в исключительных случаях имеют право жениться и выходить замуж до трёх раз, то клирики только единожды. В противном случае они автоматически лишаются сана (исключения бывают, но это является серьёзным каноническим нарушением).


Семья дореволюционного священника. Сегодняшние священнические семьи тоже обычно многодетные. Фото: pravoslavie.ru

Но как быть, к примеру, ещё относительно молодому священнику-вдовцу, да ещё и с несколькими детьми "по лавкам"? В случае с несовершеннолетними детьми вариант принятия монашества отпадает. Каждый ли мужчина сможет жить в миру один, сохраняя целомудренный образ жизни, только исключительно ради сохранения священного сана? Увы, ответ очевиден. А потому число второбрачных расстриг во все времена было немалым. И здесь перед священноначалием стоит очень серьёзная задача: не допустить, чтобы оставивший сан по этой, скажем так, "уважительной причине" отошёл от Церкви. Желательно – предоставить ему такое церковное послушание (работу), которое позволит кормить семью.

Другая проблема – конфликты со священноначалием. Все мы живые люди и нередко конфликтуем со своим руководством, порой забывая о рисках. Но если поскандалившему со светским начальником найти новую работу возможно даже в условиях финансового кризиса, то священнослужителю перевестись в другую епархию к другому архиерею – куда труднее. И в этом есть своя правда: каждый служитель Церкви даёт присягу, во многом напоминающую воинскую. А представить, чтобы какой-нибудь командир роты самовольно перешёл в другую военную часть, просто невозможно.

В итоге ряды расстриг, а чаще – не лишённых сана, но запрещённых в служении священников, нередко пополняются и из-за "производственных конфликтов". И вот именно здесь у клириков нередко возникает соблазн уйти в раскол. То есть продолжить свою прежнюю деятельность, только не в Церкви, а в каких-либо псевдоправославных сообществах, именующих себя "Церквами". Самые яркие примеры – советские раскольники-обновленцы и украинская националистическая лжецерковь ПЦУ, созданная на базе так называемого Киевского патриархата, основанного бывшим митрополитом – расстригой Филаретом (в итоге преданным анафеме гражданином М. А. Денисенко). Увы, есть подобные структуры и в России (благо, менее массовые и активные).

Важно понимать: с церковной точки зрения, уход в раскол – грех куда больший, нежели оставление сана при сохранении верности Церкви. Здесь аналогия с Иудой уже работает по полной. Хотя есть абсолютно искренне убеждённые в том, что именно их раскол – это "Церковь", а настоящая Церковь – это "раскол". Однако это уже другая, очень сложная и объёмная тема, к которой мы, быть может, ещё вернёмся.

Наконец, у некоторых людей, таких, как уже упомянутый Владислав Анцибор, случаются мировоззренческие кризисы. Очевидно: "невольник – не богомольник", заставить верить неверующего – невозможно. А наверное, каждый верующий сталкивался с проблемой "выгорания" веры. Это происходит по разным причинам, нередко семейно-бытовым, иногда из-за тех же "производственных" конфликтов. В итоге личные кризисы некоторые священнослужители выдают за мировоззренческие и религиозные и оставляют не только сан, но и Церковь.

Более того, иные из расстриг начинают активно хулить Церковь, обличая действующих священнослужителей так, как до этого обличали, к примеру, сектантов. То есть использовать полученный в церковных стенах проповеднический опыт с противоположным знаком, а по сути, плевать в колодец, из которого сами же вчера пили.

Порой же, как в случае с профессором Ленинградской духовной академии, бывшим протоиереем, в итоге преданным анафеме Александром Осиповым, проблемы в личной и служебной жизни сочетаются с внешним давлением. Так, советская власть сделала всё, чтобы усугубить личную трагедию Осипова и сделать бывшего служителя алтаря атеистическим агитатором-пропагандистом.

Куда реже случаются такие трагические случаи, когда священнослужитель, например, будучи за рулём, невольно причинил кому-то смерть. Даже невольное убийство является каноническим препятствием к служению. Как, впрочем, и многие другие уголовные преступления. Благо, подобные случаи являются крайне редкими, и то, что о них громко слышно, связано исключительно с любовью нашей журналистской братии к подобным "жареным фактам".

Кроме того, некоторые служители алтаря подменяют пастырское, в том числе социальное, служение политическим активизмом. Самый печальный тому пример – поп-расстрига Георгий Гапон, ставший революционером и в итоге завершивший земную жизнь подобно Иуде – в петле. В наши дни тоже можно встретить такие примеры, начиная с уже умершего бывшего священника Глеба Якунина, одного из "пламенных" либералов-западников 1990-х, заканчивая некоторыми сегодняшними клириками, активно выступившими в поддержку зачинщиков прошлогодних московских массовых беспорядков. К сожалению, подобный политический активизм нередко завершается уходом из Церкви.

Эти апостольские слова, вынесенные в подзаголовок, начертаны на каждом священническом кресте, которые священники Русской Православной Церкви получают при рукоположении. В этих словах, полностью звучащих следующим образом: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1Тим. 4:12), есть две составляющих. Первое – то, что пастырь должен быть примером, образом всем христианам, а второе – сам факт именования верующих "верными".


Священнический наперсный крест. Фото: pravoslavie.ru

Вера и верность – это важнейшие основы нашей земной Церкви. Ещё одна основа – нелицемерность, отсутствие притворства. И недавняя петербургская трагедия, с одной стороны, очень печальна, а с другой, несомненно, полезна для Церкви и верующих. К сожалению, протоиерей Владислав Анцибор несколько лет совершал священническое служение, будучи неверующим. Он лгал на проповедях, лгал в алтаре, когда совершал Евхаристию (хотя мы знаем, что по Милости Божией церковные таинства являются действительными, даже когда их совершают недостойные клирики), лгал всем окружающим. И то, что наконец случился момент истины, гораздо лучше, чем затянувшееся лицемерие.

С другой стороны, Церковь готова принять любого Иуду, если только он принесёт покаяние. Разумеется, если этот Иуда был в сане, то его ему уже не вернут. Но в новейшей церковной истории есть куда менее печальный и поистине обнадёживающий пример, когда человек, по ряду причин прекративший священническое служение, остался глубоко верующим и верным Церкви, и есть надежда, что ещё вернётся к пастырской деятельности. Это – широко известный актёр и режиссёр отец Иоанн Охлобыстин. Благо, осознав невозможность сочетания священства и актёрства, он добровольно попросил временно запретить его в служении, сана же лишён не был.

Мы же, миряне, должны понимать, насколько тяжело священническое служение, а потому максимально поддерживать наших пастырей и молиться о них. Ведь христианская жизнь в Церкви без служителей алтаря невозможна.

Изменение нормального положения копчика из слегка направленного вперед положения на любое другое и есть его смещение (загиб). Копчик позволяет нормально распределить нагрузку на таз, его органы, нижние конечности, тазовые кости. Нарушение естественного положения может привести к серьезным последствиям.

Причины смещения копчика

Загиб копчика может быть последствием механической травмы или изменения тазовых костей у женщины в период беременности. Подобная деформация существенно осложняет родовой процесс. Но это явление может быть спровоцировано неправильным осуществлением родовспоможения, когда женщина, пытаясь избежать болей, тужится неправильно, изгибая или смещая копчик под разным углом. Какой бы причиной не было вызвано смещение в копчиковом сегменте, оно должно быть своевременно устранено во избежание патологических процессов.

Искривление копчика может быть вызвано несколькими причинами. Аномальная направленность кокцигеальной верхушки или изменение угла ее наклона бывает обусловлена причинами индивидуальных анатомических особенностей строения человека, последствиями полученных травм копчика.


К травмам относят перелом, ушибы, вывихи, подвывихи, разрыв копчиково-крестцовых связок, процесс беременности и патологического изменения вследствие этого положения тазовых костей, неправильно осуществленный процесс родов. Травма копчика, полученная в детстве – одна из частых причин изменения привычного положения и последующих болей в этой области.

Отклонения от нормальной дислокации остроконечного окончания копчика, неминуемо ведут к нарушениям нормальной деятельности нижней части тела, органов таза, конечностей, мышц и связок, приводят к нарастающим болевым ощущениям.

У 30% людей с неправильным положением остроугольной части кости может стать врожденная особенность анатомического строения. Еще более распространенной причиной является деформация позвоночного столба в поясничной области, произошедшая в результате протекания хронических и системных заболеваний, которые ведут за собой неминуемые отклонения в расположении конечной части поясничного отдела.

Симптомы загиба копчика

Нахождение копчика в нормальном состоянии обусловлено тем, что к нему крепятся нервные окончания, связки и мышцы, отвечающие за функционирование прямой кишки и мочеполовой системы. Смещение копчика приводит к нарушению нормальной деятельности органов. У многих людей при рентгенографическом исследовании можно обнаружить отклонения остроконечной пирамидки, которую представляет собой копчик, от положения, которое считается нормальным. Примерно у 10% из них это врожденное, еще у 20% ставшее следствием заболеваний или травм.


Характерным проявлением такой аномалии, как загиб копчика, становится болевой синдром, протекающий достаточно характерно. Со временем симптомы начинают ощущаться довольно интенсивно, поэтому важно вовремя обратиться к врачу.

Причины, сыгравшие свою роль в образовании деформации, загибания или выпирания не играют никакой роли в характере болей. Они одинаково интенсивны и локализуются в поврежденном участке, непрестанно усиливаясь при любом телодвижении. Продолжением сценария становится боль в заднем проходе, ввиду которой подавляющая часть страдающих людей, не связывает ее этиологию со смещением копчиковой кости.

Мало кто задумывается о том, как лечить подобное заболевание, в особенности женщины, у которых она появилась во время беременности или после родов, считающие, что это просто последствия деторождения и со временем все пройдет само. Многие стоически терпят подобный негатив в течение длительного промежутка времени.

Подобная деформация становится следствием сразу нескольких причин, одна из которых – хроническое заболевание позвоночника. В этом случае, необходимость обращения к врачу и длительного лечения еще более очевидна. Разные варианты, которые приобретает смещение, могут дать варианты осложнений с весьма серьезными последствиями.

Варианты смещения


Существует несколько вариантов травматического смещения, что обусловлено разным характером травм и вариабельными условиями, при которых они могли быть получены. Сегменты копчика могут отклоняться вправо, влево, вперед, в сторону, одновременно в сторону и вперед.

Угловая деформация часто становится последствием родовой деятельности. Нехарактерные трансформации могут привести к тому, что один позвонок сместится назад, а два других – в противоположном направлении, вправо или влево.

Если подобная травма получена при профессиональной деятельности, занятиях танцами или любым видом спорта, она существенно затруднит или сделает невозможными их продолжение. Смещение приводит также к нарушениям в процессе дефекации, ее болезненности, депрессии, подавленному состоянию. Болевой синдром станет пролонгированным и переместится в пах или на внутреннюю сторону бедра. На поздней стадии начнутся нарушения деятельности позвоночника.

Позвоночник – органокомплекс, в котором все взаимосвязано, он не может остаться невредимым при повреждении в одном из его сегментов, и патология одного отдела непременно приведет к функциональным нарушениям во всех сегментах.

Диагностика и лечение


Диагностика осуществляется на основании сбора анамнеза, ручного обследования на предмет установления месторасположения и варианта смещения. Затем может потребоваться рентгенографический снимок органов таза, пояснично-крестцового отдела в нескольких проекциях, компьютерная и магнитно-резонансная томография.

Методы лечения определяет только соответствующий специалист, который выбирает тактику устранения болевого синдрома, с учетом степени и характера поражения, прогрессирования синдрома, возможных негативных последствий. В этом случае, медицина категорически отрицает возможность самолечения и пользования народными средствами без выставления правильного диагноза.

Данный тип лечения широко применяется при кокцигодинии – ярко выраженном болевом синдроме, вызванном смещением копчика, отклонением его от физиологического положения. Используются лекарственные блокады, НПВС, миорелаксанты для устранения мышечных спазмов и поражений мышечной ткани, витамины группы В, антидепрессанты и даже опиоидные анальгетики (Трамадол). В некоторых случаях могут использоваться лекарственные блокады.

При хирургическом вмешательстве есть вероятность удаления копчика, либо частичной деструкции нервных тканей. Однако оба метода проблемные и чреваты длинным списком возможных осложнений.

В острый период противопоказаны физические нагрузки, массаж, горячие ванны, компрессы, согревающие мази, лежание на спине, сидение без специальной подушечки. В период ремиссии рекомендована физиотерапия (электрофорез и другие методы), массаж, мануальная терапия, остеопатия, ЛФК – все, что может привести к коррекции аномалии. Но все это должно осуществляться под строгим контролем врача.


Боль в ягодицах свидетельствует о наличии патологий, таких как:

  • пояснично-крестцовый радикулит,
  • образование флегмон и абсцессов,
  • остеомиелит,
  • фурункул
  • или считается следствием перенапряжения мышц.

Причиной боли в ягодицах также бывает:

  • остеохондроз,
  • киста копчика,
  • межпозвоночная грыжа.

При заболевании нижних отделов позвоночника в виду особенностей расположения нервов боль может отдавать в ноги или ягодицы.

Чтобы диагностировать причину болевого синдрома, больному следует определить характер, интенсивность и болезненное место. Рекомендуем вам обратиться к опытным врачам проктологам.

Боль в попе возникает в любом из шаров. Болевой процесс в ягодицах свидетельствует о последствиях травмы, о наличии инфекционного либо воспалительного процесса в организме, о мышечных патологиях.

Симптомы, которые сопровождают боль в попе

Боль в попе сопровождается рядом симптомов, которые беспокоят больного.

  • дискомфорт и боли при дефекации;

Появление болей в попе спровоцировано анальными трещинами и геморроем. Причинами появления анальных трещин называют нарушение гигиены, запоры, механические повреждения слизистых оболочек.

Симптомами трещин считаются:

  1. постоянные боли в попе,
  2. кровотечения,
  3. трудности при дефекации и дискомфорт.

Анальные трещины часто появляются у женщин после естественных родов.

  • боль в соседних областях;

Кроме ягодичной области, у больного отмечаются боли в пояснице, крестце, копчике, бедре. Болевой синдром сопровождается повышенным тонусом в ягодичных мышцах, мышцах поясницы и нижних конечностей. В результате изменений в позвоночнике и повышенного мышечного напряжения происходит ограничение движений в позвоночном столбе и тазобедренном суставе.

  • общее нарушение самочувствия: недомогание, слабость;

Больной ощущает сильную слабость мышц бедра и голени, снижение чувствительности, неприятные ощущения. Иногда боли в организме сопровождаются дискомфортом в зоне ягодиц. Больной жалуется на отсутствие аппетита и ухудшение состояния после приема пищи. В таком случае необходим совет диетолога и уролога.

  • повышенная температура;

Состояние больного сопровождается повышением температуры. Этот процесс свидетельствует о воспалении или инфекции.

  • головные боли и головокружение;

Появляются жалобы на головную боль, мигрень, головокружения. Иногда возможны случаи потери сознания.

  • тошнота и рвота;

Воспалительные процессы в ягодицах тщательно связаны с желудочно-кишечным трактом. Пациент жалуется на тошноту и рвоту, на отрыжку.

  • нарушение стула;

У больного появляются нарушения кала, расстройство и запоры, метеоризм, вздутие в живота, дискомфорт в области ягодиц и других органов.

  • потери сознания и нарушение координации;

В тяжелых случаях резкая боль в ягодице и повышение температуры тела сопровождаются нарушением сознания – пациент впадает в кому;

Причины болей в ягодицах

Медицинские эксперты выделяют такие причины болей в попе:

  • грыжи межпозвонковых дисков в поясничном отделе;

Острые сильные боли, отдающие в ягодицу, отмечаются при грыжах межпозвонковых дисков в поясничном отделе. Боли сначала возникают в пояснице – непосредственно в месте, где находится пораженный диск, затем спускаются в ягодицу и ниже по задней поверхности бедра. Боль беспокоит только справа или слева, в зависимости от того, с какой стороны поражен нерв. Возникает слабость в ноге на стороне поражения, нарушается кожная чувствительность, отмечаются неприятные ощущения в области ануса.

  • пояснично-крестцовый радикулит;

Больной ощущает неприятные ощущения в ягодицах. Состояние сопровождается тянущей болью.

  • чрезмерное мышечное напряжение;

Сильные боли в попе свидетельствует о чрезмерном мышечном напряжении. Такие симптомы наблюдаются у спортсменов и людей, занимающихся физическим трудом.

  • невралгия седалищного нерва;

При невралгии седалищного нерва у больного наблюдается сильная боль в районе бедра и в анусе. Болевой синдром усиливается при движении и повороте.

  • инфекции женских половых путей;

Сильная режущая боль в анусе может наблюдаться у женщин, которые имеют проблемы с женскими половыми органами. Для установки точного диагноза следует посетить гинеколога.

  • артрит и артроз;

При артрите и артрозе у больного фиксируют воспаление суставов других органов. Главным симптомом этой болезни считается боль между ягодицами во время ходьбы. Для предотвращения развития артрита и артроза больному следует посетить невролога и ортопеда. Медицинские работники припишут лекарственные препараты, заживляющие мази, лечебную физкультуру и физиотерапию.

Боль в анусе после поноса свидетельствует о наличии инфекционной болезни в человеческом организме. Больной сдает анализы и посещает уролога.

Беременность

При беременности острые боли в анусе у женщин появляются при измененных размерах матки. С каждым месяцем матка растет и давит на стенки ануса, на остальные внутренние органы. Это не критичный симптом. Если женщину сильно беспокоит боль в ягодицах, необходимо пройти комплексное обследование и обратиться к лечащему врачу.

Диагностика и лечение болей в попе

Процесс лечения болей в ягодицах полностью зависит от характера патологии. Больному нужно к врачу проктологу и посетить первичную консультацию. Врач проведет осмотр пораженного органа и проведет пальпацию. Если обнаружены гнойные выделения, кровотечения и инфекционные процессы, то мы предлагаем сделать операцию по удалению анальных трещин.

При болях в попе, полученных после травмы, пациенту приписывают обезболивающие и разогревающие мази, способные снять отечность. Лекарственные нестероидные препараты снимают болевой синдром и способствуют скорейшему заживлению мягких тканей.

При фурункулах пациентам приписывают мазь Вишневского и ихтиоловую мазь. В незапущенных случаях медицинские работники используют массажи, согревающие компрессы, физиотерапию.

После консультации врача больной начинает заниматься лечебной физкультурой. Улучшается тонус мышц и укрепляется. Врачи частной клиники „КДС Клиник” разработали специальную гимнастическую систему, которая расслабит травмированные мышцы и уменьшит болевой синдром.

Важно

Чтобы установить причину недомогания, следует сдать анализы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.