Кто из казаков носил шпоры

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Казаки и лошади

После прекрасного обучения верховой езде в Училище я думал, что умею ездить и знаю лошадь. Но во время бесконечных походов в Добровольческой армии я понял, что ровно ничего не знаю.

Тут казаки ездили совсем иначе. Разница главным образом наблюдается на рыси. Мы откидывались слегка назад и ездили облегченной рысью, то есть подпрыгивая, а казаки, наоборот, наклонялись вперед и ехали ровно, не подпрыгивая. У нас нога в укороченном стремени полусогнута, у казаков вытянута. Мы пользуемся удилами и мундштуком, казаки не знают мундштук. А кому же не знать, как ездить верхом, как не степнякам?

Так вот, я думаю, что облегченная рысь совершенно абсурдна, мучительна для лошади, неудобна для всадника, крайне некрасива и способствует набивке лошади (ранению холки). Казаки же, наклоняясь вперед, помогают лошади перенести тяжесть на передние ноги.

Ездить весь день с полусогнутой ногой просто невозможно -- она затекает. Мундштук неудобен для всадника (вторая пара поводьев), мучителен для лошади и ни к чему не служит. Простыми удилами и шпорами вы должны справиться с любой лошадью. Говорят, что есть лошади, для которых мундштук необходим. Таковых не видел и сомневаюсь в их существовании. Даже если такая лошадь есть, нельзя же из-за одной применять зря мундштук ко всем лошадям. Настоящий всадник никогда мундштуком пользоваться не будет. Казаки и не пользуются. Может быть, что лошадь из-за мундштука и бесится.

Казаки не носят шпор. Шпоры очень хорошее изобретение европейцев. Они освобождают правую руку для работы шашкой или пикой, и в то же время вы можете шпорами послать лошадь вперед. Плетью (у казаков) это сделать трудней. Английское седло и облегченную рысь выдумали англичане, а укороченные стремена придумали итальянцы. Но ни у англичан, ни у итальянцев никогда не было большой кавалерии.

В большом бою, под Моспиным, нам поездом подвезли резервы — Терскую казачью конную дивизию. Состав товарных вагонов подошел к самому фронту, остановился на высокой насыпи, двери вагонов открылись и оседланных лошадей просто выпихивали из вагонов. Они падали на откос и катились вниз, вскакивали и отряхались как собаки. Казаки за ними следовали, поправляли седла, и сотни тут же строились и шли в бой. Наша батарея вела огонь поблизости, и я мог с интересом наблюдать эту выгрузку. Было несколько поломанных седел, но ни одна лошадь не была покалечена — все пошли в бой. На место первого эшелона пришел второй и также выгрузился. Выгрузка двух эшелонов длилась минут двадцать. Выгрузились сотни лошадей — и ни одной поломки ног. Думаю, что откос был выбран с намерением. Лошади по нему катились, он ослаблял удар.

Приходится слышать, что казаки плохо ездят верхом и посадка их ненормальна. Но тот, кто видел их в деле или присутствовал на джигитовке, этого утверждать не будет. Мнение это вызвано неудачей казаков на конкурах, где главным образом прыжки, забава. Может, тут они слабей других. Но в серьезном деле, в войне они имеют большие преимущества.

Джигитовка - высокая акробатика на седле, причем вольтижировка бледнеет перед джигитовкой. Казаки для джигитовки связывают стремена под животом лошади и пользуются высокой лукой. Остальное — умение. Причем джигитуют на скачущей прямо лошади, что трудней, а вольтижируют на кругу, что значительно легче.

Помню полк, 1-й Запорожский, возвращающийся из боя. Песенники поют залихватский мотив, а впереди один, стоя в седле, танцует. Плясун был подъесаул Павличенко, впоследствии генерал, командир корпуса.

Однажды в тумане мы наткнулись на красную кавалерию. Один казак остался без лошади. Но другой казак проскакал рядом с ним, схватил его за пояс, положил его поперек седла и, не уменьшая аллюра, увез его буквально из-под носа красных.

Донцы носят пики. Кубанцы и терцы пик не носят. Донцы одеты в фуражку, гимнастерку, синие шаровары с широким красным лампасом. Кубанцы и терцы носят папахи и черкески. Шашки у казаков без дужки (гарды), у донцов — казенного образца, у кубанцев и терцев — черные, часто в серебре.

Шпор казаки не носят, а нагайку. Она надевается на кисть правой руки или накидывается на высокую переднюю луку седла.

Для различных казачьих войск была установлена следующая униформа:

ДОНСКИЕ КАЗАКИ (80 полков по 500 сабель, пятисотенного состава; Атаманский полк в военное время – десять сотен, около 1000 сабель). Зимой – длинные синие кафтаны, летом – короткие куртки, с красными выпушками. Отделка кафтанов и лампасы на штанах устанавливались полковыми командирами. Атаманскому полку первоначально полагалась голубая отделка, которая сохранялась даже после того, как для всех донских казаков в 1812 году был установлен красный приборный цвет. Шапки с красным шлыком. Офицерам полагались белые султаны с черно-оранжевым основанием, и шнуры из смеси серебряных, черных и оранжевых нитей; с 1805 года – серебряное шитье на воротнике и обшлагах; обычные офицерские шарфы. С 1809 года пышные султаны из перьев заменены узкими, из конского волоса. Серебряные шнуры на плечах в 1814 году заменены эполетами. Урядники носили на шапках белые султаны с черно-оранжевыми кончиками, а позже – унтер-офицерские галуны. Пики с красными древками, без флюгерков.


Традиционное восприятие казака европейским художником (Horace Vernet). Всадник одет в кафтан, мешковатые шаровары и .матерчатую шапку без козырька. Вооружение — пика, пистолет и шашка. Кони казаков показаны небольшого роста (англичане классифицировали казачьих лошадей как пони). Однако экстерьер показанных на гравюре коней очень далек от характерного для довольно нескладных с виду, но чрезвычайно выносливых местных пород. Еще одна ошибка художника — шпоры на ногах всадника: казаки традиционно шпор не носили, управляя конями при помощи нагайки.

БУГСКИЕ КАЗАКИ (сформированы в 1803 году; три полка пятисотенного состава). Черные меховые шапки с белыми султанами с черным основанием и с султанами из смеси белых и черных нитей. Синие куртки с белыми выпушками на обшлагах, воротнике и погонах; пуговицы белого металла, кушаки белые. Рейтузы синие с белыми лампасами. Черные кожаные ремни с пистолетными кобурами по обеим сторонам пояса. Вальтрап или чепрак синий с белой выкладкой. Флюгерок на пике – белый верх, синий низ. Офицерам полагались серебряные плечевые шнуры, серебряное шитье на воротнике и обшлагах, и серебряная галунная выкладка вальтрапа.

ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ (один полк, десять сотен). Униформа как у донских казаков, но отделка малиновая; флюгерок пики – малиновый с белым.

ЧУГУЕВСКИЕ КАЗАКИ (переведены в улан в 1808 году). Темно-зеленый кафтан, красная куртка, отделанная темно-зеленым, белые кольца на воротнике и обшлагах (серебряные у офицеров).

УКРАИНСКИЕ КАЗАКИ (четыре полка, сформированы в 1812 году). Отделка в 1-м полку малиновая, во 2-м -красная, в 3-м – голубая, в 4-м – белая. Меховые шапки со шлыком приборного цвета, без султанов и шнуров. Синие короткие куртки без пол, на крючках, с воротником, обшлагами и выпушкой погон прикладного цвета. Уланского типа кушак цвета прикладного сукна, с синей отделкой. Серые рейтузы с лампасами прикладного цвета. Ремни черной кожи, с кобурами на поясе. Флюгерки на пиках – прикладного цвета верх, белый низ. Вместо чепрака – серый потник. Урядники – с золотой галунной обшивкой воротника; урядники украинских казачьих полков были вооружены пиками (в других полках казачьи унтер- офицеры пик не носили). Офицерам полагались черные меховые шапки с козырьками, с серебряными шнурами и металлическими щечными чешуями, со шлыками прикладного цвета; куртки синие однобортные, цветом как у рядовых казаков; вальтрапы гусарского образца, синие с выкладкой прикладного цвета и металлическими галунными вензелями в задних углах. Приборный металл желтый для первых двух полков, белый для остальных. 16 фланкеров в каждой сотне вооружались штуцерами.

УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ (сформированы в 1805 году, десять полков пятисотенного состава). Малиновый кафтан с белыми галунами и высокой шапкой. Голубые панталоны с белыми лампасами. Чепрак малиновый с белыми галунами. Офицерам полагались кафтаны с обшивкой золотым галуном, поверх голубых курток. Куртки и панталоны – с серебряными галунами. После 1806 года получили униформу по типу донской казачьей, с малиновой отделкой. Кушаки синие. Чепраки синие, с малиновой обкладкой. Офицерам полагались малиновые кушаки, серебряные плечевые шнуры и шитье на воротниках и обшлагах.



В статье рассматривается эволюция казачьей военной формы, в основном происходившая в течение XIX века. От традиционной одежды разных казачьих областей до формы единого образца. В качестве иллюстраций представлены рисунки-реконструкции автора.



На реконструкции 2 изображен конный бородатый казак под Казанью, пышно украшенный птичьими перьями (по описаниям Ригельмана). В холодную погоду он одет в синий зипун — удобную для верховой езды распашную одежду из грубого сукна или шерсти, без ворота, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими длинными рукавами, с застежкой справа налево на крючки или кожаные пуговицы. На зипун одета кольчуга, на которую, в свою очередь, наброшена самодельная куртка из рыси мехом наружу. Голова защищена шлемом с бармицей, поверх которого надета шапка с широким мерлушчатым околышем и цветным суконным колпаком. На ногах — традиционные шаровары, заправленные в мягкие сапоги: без них невозможно было скакать на лошади и управлять ею. Всадник вооружен луком со стрелами, саблей и пикой, к древку которой вверху привязан пук птичьих перьев.

Парадный кафтан имел пышные рукава, по воротнику, борту и на прорезях под мышками обшивался галуном широким или узким, смотря по званию: широким — у старшин и узким — у младших чинов. Галун на кафтанах нашивался и сзади по швам — от талии до мышц или плеч. Кафтан подпоясывался цветным кушаком с золотистыми кистями.

В середине 1770-х годов правительство сделало попытку регламентировать традиционную одежду и установить казачьим формированиям цвета парадной одежды. При этом бешмет был назван полукафтаном, папаха — меховой шапкой. Одежду предполагалось шить из светло-синего, красного, малинового и коричневого сукна. На местах не последовали этому начинанию, некоторый отклик оно нашло только в среде казачьей старшины.


На полях сражений своим видом выделялись уральские казаки. Они предпочитали кафтану привычный им широкий халат. Он кроился с боковыми клиньями и шалевидным воротником, с широкими рукавами, позволявшими в холодную и ветреную погоду убирать вожжи вместе с кистями рук в рукав. Халат не имел застежек и запахивался на правую или на левую сторону, что зависело от желания казака. Шился из шерстяных, часто пестрого цвета, тканей; для летнего времени — из нанки и других легких материй. Были распространены халаты, сшитые из шкур мехом внутрь, а также изготовленные из конских шкур мехом наружу. Для подвязывания халата использовался длинный кушак.


На реконструкции 4 изображен уральский казак на марше. Он одет в халат-яргак, сшитый из шкурок двух-трехмесячных жеребят, шерстью вверх. Яргак надевался поверх основных одежд и хорошо защищал от ветра и дождя, не портился от влажности. Одежда подвязана малиновым кушаком, за который заткнут пистолет. На поясной портупее под кушаком — восточная сабля и принадлежности для стрельбы — сумки для пуль и пороха, натруска. На ремне через правое плечо висит ружье с вилообразной подставкой, прикладом вперед с обернутым тонкой шкурой ударным замком. Пика — с металлическими оковами древка (для прочности). На голове традиционная шапка с высоким малиновым колпаком, в правой руке — нагайка.

В 1801 году было принято решение ввести единую казачью форму одежды, предварительно испытав ее на строевых казаках Донского казачьего войска. Власти пошли путем соединения кафтана и бешмета. В результате получился новый вид одежды — однобортный длинный чекмень. Попутно бешмет укоротили и переделали в куртку.

Первые форменные чекмени шились из темно-синего сукна, со стоячим воротником и застежкой на крючки. Воротники и пришивные обшлага по швам полагалось обшивать красным кантом. Куртка делалась короткой или удлиненной, но заправлялась в шаровары и пристегивалась к ним с внутренней стороны на пуговицы. Место соединения надежно скреплялось широким цветным кушаком. Прежние шаровары с мотней немного сузили и боковые швы закрыли широкими цветными лампасами, с этих пор ставшими официальным отличием степовых казаков. В качестве головного убора ввели меховой кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. Новшеством также стали погоны у казаков, витые жгуты (затем — эполеты), шарфы-пояса и шпоры у казачьих офицеров. Позднее эту форму одежды с некоторыми особенностями распространили на другие казачьи войска.


На реконструкции 5 представлен собирательный образ строевого донского казака, развернувшегося в атаку с походного положения. Он надел на войну форменный чекмень с погонами, походные шаровары, обшитые кожей, и самодельную высокую фуражку с козырьком. Шаровары нового образца (с красными лампасами) выпущены на сапоги с каблуками. Чекмень подпоясан портупеей, на которой висит легко-кавалерийская сабля. Портупея закрыта широким черным кожаным ремнем с накладным карманом посередине и двумя кобурами по бокам, в которые вставлены кремневые пистолеты. Через правое плечо перекинуто ружье, подготовленное к стрельбе, через левое — одета перевязь с лядункой. В руке, прижатой к боку, казак держит пику с красным древком, которую по донской привычке положил между ушами лошади.


В ходе военных кампаний казаки усовершенствовали свой костюм. Большинство нижних чинов стали носить произвольные суконные фуражки, а на шапках — черные чехлы. Широкие и свободные шаровары приспособили для того, чтобы в них можно было заправлять всю куртку. Верх их настолько удлинили, что порой он доходил до середины груди, дополнительно утепляя ее после тугого стягивания кушаком. Такие шаровары защищали казака от ветра и переохлаждения. Для прочности их наиболее трущиеся части нередко обшивали кусками кожи. В холодное время года поверх одежды одевали бурки, полушубки, позднее — шинели. Бурка в походе считалась незаменимой. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки. Надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости. Большой популярностью пользовался балахон — валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи.

Колоритные образы казаков мы видим на зарисовках с натуры, выполненных художниками К. Вагнером, X. Гейслером, И.А. Клейном, С. Кристофором и другими. Содержащаяся в их работах информация об одежде, вооружении и снаряжении, особенностях их ношения и применения позволяет скорректировать сложившиеся представления о казаках в период войн с Наполеоном.

Все свое имущество донец везет с собой. Оно уложено в походные сумы и приторочено с обоих боков лошади. Вещи укрыты синим суконным чепраком с красной обшивкой. Сверху закреплена кожаная подушка, на которой сидит всадник.

В таком виде казаки возвращались победителями домой. Овеянные славой чекмень и шаровары с лампасами прижились на Дону, их стали носить не только на службе, но и донашивать дома. Таким образом казак всегда был одет по форме и готов в любое время выступить в поход.

Казаки обладали способностями быстро приспосабливаться к условиям честности, где приходилось воевать. Это помогло им успешно выдержать испытания, выпавшие на их долю на Северном Кавказе.

Донские казаки, вернувшиеся с Кавказской войны, дополнили домашний гардероб черкеской, кавказским бешметом и наборным ремешком, которые долго сохраняли популярность.


Приспосабливаться к умелому противнику пришлось и потомкам запорожских казаков — черноморцам. Они сменили форменные мундиры на трофейные черкески, одели кавказские папахи, поменяли обувь. В целях безопасности сняли с одежды погоны и отпустили бороды по местному фасону. Представление о военных буднях казаков дают акварели и зарисовки с натуры художников Г.Г. Гагарина, Ф.Ф. Горшельта, В.Ф. Тимма и других.


На реконструкции 7 на переднем плане изображен черноморец-пластун с кавказским ружьем. Он носит трофейную черкеску, бешмет и папаху. С одежды сняты погоны. Сходство с горцами усиливают кавказские кинжал и шашка, а также популярные суконные ноговицы (аналог казачьих гамаш). Они обшивались по верхнему и нижнему краю тесьмой (галуном), одевались сверху на икры, имели внизу подножники (штрипки). Ноговицы плотно облегали ногу, защищая шаровары от конского пота, от цепляния за ветки и острые края камней. На ноговицы надевались наколенники в виде коротких широких трубок. Вся конструкция закреплялась на ноге при помощи подвязок и шнурков.

На заднем плане виден стреляющий с коня казак-линеец в изношенной черкеске. У него за спиной пистолет в кобуре. На папаху наброшен широкий длинный башлык. На ногах — чувяки (сапожки из мягкой кожи без каблуков).

С разделением казачьих войск на кавказские и степовые отличительной особенностью первых на долгие годы стала форменная одежда, в основу которой была положена легендарная черкеска.

Эта практичная и приспособленная для войны одежда нашла применение даже за Уралом, в Оренбургском казачьем войске. После зимней Хивинской экспедиции генерала Перовского (1839-1840), сопровождавшейся огромными потерями из-за некачественного регламентированного обмундирования, оренбургские казаки озаботились своей экипировкой для дальних походов в восточную степь. С началом военных действий в Средней Азии войсковое начальство негласно разрешило оренбуржцам, участвовавшим в восточных военных экспедициях, носить одежду, более подходящую для климата с резким перепадом температур. Об этом было принято не распространяться, и только в 1930-х годах казаки, эмигрировавшие в Китай, опубликовали эту информацию. Один комплект одежды у казаков составляли: фуражка с козырьком в белом чехле (с 1869 года с назатыльником), длинная светло-синяя рубаха со стоячим воротником и съемными светло-синими погонами, полотняная черкеска без напатронников, шаровары темно-зеленого сукна без лампасов (позднее, кожаные красные штаны (чембары), сапоги с длинными голенищами. Офицерская форма отличалась от формы нижних чинов съемными погонами соответственно чину и напатронниками на белых черкесках, в которые вставлялись по десять газырей с каждой стороны. В холодное и зимнее время разрешалось носить все, что позволяло чувствовать себя комфортно.


Казаки, служившие в жарких районах, всегда брали с собой комплект облегченной одежды. Она никем не регламентировалась и отличалась разнообразием: холщовые рубахи и шаровары, шелковые бешметы, полотняные укороченные чекмени, кожаные штаны. Изучив опыт ношения такой одежды, правительство в 1862 году ввело в регулярных частях гимнастические рубахи, которые затем составили основу летней формы одежды частей Туркестанского военного округа. В 1867-м было официально разрешено казакам носить летом в местности с жарким климатом облегченную одежду. Этим сразу воспользовались в Астраханском казачьем войске, посылавшем наряды в район Аму-Дарьи.


На реконструкции 9 изображен астраханский казак в регламентированном холщовом кителе, одинакового покроя с мундиром, и холщовых шароварах. Воротник и обшлага кителя обшиты тонкой желтой тесьмой, на шароварах — кант того же цвета. Казак вооружен капсульной винтовкой, шашкой и пикой.



В 1889 году эта инициатива была одобрена властями, и уральским казакам был установлен новый мундир, созданный на основе почитаемого ими халата. Мундир был длинным, на 14 сантиметров ниже колен, со стоячим воротником с выпушкой, с тремя карманами (один накладной на груди и два прорезных с боков), подкладкой произвольного цвета, шился он из синего сукна с таким расчетом, чтобы можно было надеть под него теплую одежду или полушубок, для чего существовал второй ряд крючков. Новый мундир стали называть татаркой. К нему полагались красные кожаные шаровары (чембары), которые носили все чины независимо от места нахождения полков и времени года. Одновременно уральским казакам разрешили носить папахи из местной длинношерстной овчины с суконным колпаком малинового цвета.


На реконструкции 11 изображен уральский казак на местных маневрах. Он одет в мундир-татарку, чембары и высокие сапоги. На голове — фуражка с синей тульей и малиновым околышем, которая символизировала принадлежность к уральскому казачеству и была отличительным знаком уральцев в Средней Азии. За плечами у казака — винтовка, в правой откинутой руке — пика


Такую же форму, но темно-зеленого цвета с желтым (прикладным) сукном и без чембар получили нижние чины Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. В 1891 году татарки были установлены и для офицеров, но с небольшими изменениями, которые касались также уральцев: у генералов воротник прямой, со скошенными концами застегивался на крючки спереди, у остальных офицеров концы воротника были закругленными, у штаб- и обер-офицеров нашивались петлицы: одна серебряная на воротнике и две галунные на обшлагах. Новым в казачьей форме стали чекмени-татарки, отличавшиеся от мундиров отсутствием галунов и петлиц и закругленными воротниками на генеральских чекменях. Эта удобная и практичная одежда, которая пришлась по душе казакам, вскоре была положена в основу нового казачьего обмундирования всех степовых казачьих войск и просуществовала до 1909 года.

В Забайкалье и на Дальнем Востоке, где суровый климат, для зимних походов использовался дополнительный комплект одежды. Казак надевал на теплое нижнее белье форменный мундир и утепленные шаровары с лампасами. Поверх мундира — ватную куртку и овчинный короткий полушубок с погонами и форменными пуговицами. Ноги защищали волчьи чулки, на которые натягивались козьи унты. На руки надевались пуховые перчатки, а поверх них большие меховые рукавицы мехом внутрь. Голову утепляли вязаной шерстяной шапочкой, прикрывавшей шею, и сверху — традиционной папахой с длинным мехом. Поверх всего набрасывался башлык, обмотанный вокруг шеи. В седельной подушке возили смену белья, погоны, кушак, теплые чулки и форменные сапоги.


Казачий офицер в такой одежде представлен на реконструкции 12. Основу его обмундирования составляет меховой полушубок образца 1862 года: двубортный, из овчин хорошей мягкой выделки, со стоячим овчинным воротником, с двумя косыми боковыми карманами, длиной чуть ниже колен. В отличие от рядовых казаков офицерам разрешалось носить полушубок из любого меха, оторачивать этим же мехом борта, рукава и низ, покрывать его материей защитного цвета и делать произвольные карманы. На полушубок надето походное снаряжение с портупеями, кобурой и ремнями для крепления шашки. На шее висит регламентированный футляр для бинокля. Завершает образ казачьего офицера накинутый на папаху башлык, который, несмотря на временную замену его вязаным шлемом, продолжали носить, а регламентированный шлем одевали под папаху.

  • Марки (873)
  • Живопись (741)
  • Города России (488)
  • Авиация (421)
  • Война (412)
  • Оружие (386)
  • Военная история (380)
  • История (359)
  • ЖЗЛ (326)
  • История СССР и России (317)
  • Эротика (262)
  • Картинки и рисунки (241)
  • юмор (240)
  • Астрономия (231)
  • Военная техника (225)
  • ККИ (218)
  • Автомобили и пр. (217)
  • Фурри (182)
  • Космонавтика (153)
  • Кино, актеры (143)
  • Ордена, медали, нагрудные знаки (128)
  • История вещей (124)
  • Животные (122)
  • Корабли (121)
  • Памятники и скульптура (121)
  • Нумизматика (121)
  • Архитектура - дома, мосты и пр. (117)
  • Бронетехника (108)
  • Сделано в СССР (103)
  • Старые фото (101)
  • Геральдика (98)
  • Красивые девушки (96)
  • моё фото (96)
  • Города и страны (91)
  • Мифология (89)
  • Техника и технологии (88)
  • Деньги (86)
  • Флот (85)
  • Поезда, трамваи, ж/д станции и пр. (84)
  • Мультфильмы и мультперсонажи (82)
  • Птицы и звери (79)
  • Авиакатастрофы (78)
  • Ювелирка (76)
  • Бытовая и радиотехника (74)
  • Униформа (73)
  • Минералы и геология (71)
  • природа (71)
  • География и путешествия (69)
  • Спорт (66)
  • Религия (63)
  • поэзия (60)
  • Искусство (57)
  • Археология (52)
  • Лагерь "Чайка" (47)
  • заметки (47)
  • Загадки и тайны (46)
  • Писатели, поэты и их произведения (45)
  • Еда и напитки (41)
  • Демотиваторы (39)
  • Открытки (37)
  • Одежда, национальные костюмы (36)
  • Рисунки боевой техники (34)
  • Праздники и юбилеи (32)
  • Техногенные катастрофы (31)
  • видео (31)
  • Герои СССР и России (29)
  • Страны - бывшие республики СССР (27)
  • Храмы, церкви, монастыри и пр. (26)
  • Палеонтология (25)
  • Терроризм (24)
  • Морские катастрофы (23)
  • Клады и сокровища (23)
  • Музыка и песни (20)
  • Рукописи (20)
  • Змеиногорск (18)
  • Атом - мирный и военный. (17)
  • Ориджинал "Перекресток Десяти Миров" (16)
  • Фанфики (16)
  • Антиквариат (16)
  • Политика (15)
  • Календарь, Гороскоп (15)
  • Книги (15)
  • Замки и крепости (15)
  • Наука (14)
  • Афоризмы (14)
  • Природные катастрофы (13)
  • Реки, моря, озера и пр. (13)
  • Моё село (13)
  • Музеи (12)
  • Доспехи, мечи, рыцари и пр. (12)
  • Эмблемы, этикетки, логотипы (11)
  • Безопасность и самооборона (11)
  • Разное (9)
  • Снаряжение (8)
  • Криминал (7)
  • Армия (7)
  • Фанфик 'Взломщик Бильбо Бэггинс" (6)
  • Медицина и здоровье (6)
  • Племена, народы, этнос (6)
  • Полезные советы (4)
  • Архивы, документы (4)
  • Криптозоология (3)
  • Робототехника (2)
  • мои рисунки (2)
  • Семья (1)
  • Уфология (0)

Что представляет собой оружие ромфея, которым рубили хоботы боевым слонам Нож – одно из древнейши.

Какая интересная карикатурка 1938 года Как-то даже неудобно получается, а, венгры и поляки?И меда.

false ShinMaywa US-2 .

Что за мохнатые шапки на головах у русских казаков и зачем они им нужны Наверняка многим приходил.

Под малиновый звон шпор.

"Звенят серебряные шпоры,

блестит драгунский эполет.

Красавиц радостные взоры

тебя приветствуют, корнет".

Садовский Б.А. ,1900


Малиновый звон

Появилось это выражение в России после победы над Наполеоном, и пошло оно из бельгийского города Малин - так он тогда назывался. Там русские офицеры заказывали у местных умельцев шпоры, которые отличались особой мелодичностью и были своеобразным шиком.И звон этот стали называть малиновым, с ударением на первом слоге.

На Руси шпоры стали применять ещё в 11 веке. Древняя Русь внесла свой вклад в совершенствование их конструкции.

Так, в древнерусских землях в 13 веке впервые в Европе появились колесиковые шпоры и называли их остроги (острый, колющий предмет).

В результате военных реформ Петра 1 в 18 веке в русском языке укоренился термин - ШПОРЫ, происходящий из немецкого языка.

В 14 - 17 веках шпоры на Руси использовались реже, так как русские воины ездили на коротких стременах и свободно поворачивались во все стороны.

Но значение шпор как символа благородства и знатности сохранялось. Великие московские князья награждали знатных людей золотыми шпорами в знак признательности и уважения их заслугам. Удостоенных такой чести называли

"кавалерами золотых шпор".

В русской армии роль шпор возросла в 18 веке, когда были сформированы полки регулярной конницы, обученной европейской езде на лошади. Гусары и кавалергарды, кирасиры и уланы звенели шпорами, однако казаки по-прежнему применяли нагайку.

В России 18-20 веков полагалось носить ШПОРЫ не только военным, но и высшим придворным чинам:

гофмейстеру, шталмейстеру, егермейстеру и т.д.




"И Лермонтов один выходит на дорогу, серебряными шпорами звеня. "

На серебряные шпоры

Я в раздумии гляжу:

За тебя, скакун мой скорый,

За бока твои дрожу.


Наши предки их не знали

И, гарцуя средь степей,

Толстой плёткой погоняли

Но с успехом просвещенья

Вместо грубой старины

В наше время кормят, холют,

Берегут спинную часть.

Прежде били - нынче колют!

Что же выгодней? - Бог весть!



"Не скрою - очень нравилась красивая, элегантная кавалерийская форма, малиновый звон ШПОР, особая лихость и дух подтянутых и щеголеватых офицеров".

(В, Трубецкой.Записки кирасира.)

". К слитному гулу голосов, несшемуся нам навстречу из помещения эскадрона, так знакомому мне по корпусу, здесь, однако, примешивался нежный, металлический звук, заставивший сладко сжаться мое мальчишеское сердце.

"Шпоры"! — мелькнула у меня в голове радостная догадка, и на душе сразу стало тепло и весело.

Это был, действительно, звон многочисленных шпор, неизменный признак кавалерии, но здесь,

в Школе, он отличался особенной мелодичностью и густотой, благодаря знаменитому мастеру старого Петербурга — Савельеву, поставлявшему своим клиентам шпоры с "малиновым звоном".

Под этот мелодичный звон началась для меня и на многие годы потекла моя дальнейшая кавалерийская жизнь."

". Шпоры были, как выше говорилось, марки знаменитого Савельева и, независимо от их разновидности, издавали мелодичный "малиновый" звон, хотя и различных тонов, начиная от солидного баритона и до нежного дисканта."



"На Невском звон гвардейских ШПОР

По следу лаковых ботинок. "

из "Записок кирасира":

Так, если вы слышали сзади себя на улице громкое воинственное и вызывающее бряцание, вы не оглядываясь могли смело сказать, что за вами идет либо жандарм, либо какая-нибудь штабная крыса из комендантского управления.

Если до вас доносился тонкий, задорный, кокетливый или же крикливый перезвон , — вы знали уже, что г де-то рядом шествует приехавший в столицу провинциальный ухарь-армеец, гусар-красноштанник.


Но если до вашего слуха доносилась мягкая и благородно дзинькующая мелодия, — тонкий, воспитанный гвардейский офицер, искушенный в правилах приличия и хорошего тона — офицер, носящий знаменитые савельевские шпоры, приготовленные из какого-то волшебного и, конечно, очень дорогого сплава".

"Ещё всегда в городе были *тихие* звуки. Звенели шпоры военных.

За звоном своих шпор офицеры следили. ШПОРЫ часто были серебряные".


И ведь это был знаменитый магазин, все знали, где он находится, - Петербург город военных.

Савельевские шпоры

Служили символом изысканного вкуса гвардейских офицеров
С давних пор в Петербурге было много военных училищ. Особенно престижным считалось служить в гвардии. А при производстве в офицеры необходимо было обзавестись долгожданной новенькой формой.
Для облегчения этой задачи в центр е сто лицы в 1 9 0 9го ду откр ылся Торговый до м Гвардейского экономического общества, известный в советское время как ДЛТ.



Из воспоминаний Мамонтова:

"Несмотря на громадную кавалерию, в России хорошие шпоры продавались лишь в магазине Савельева в Петербурге. Из нержавеющей стали с тихим малиновым звоном, каждая шпора звенела по-разному.


. Шпоры нужно носить умеючи. Плохо надетые шпоры вызовут насмешливую улыбку специалиста. Нужно носить их горизонтально или слегка наклонно, но не задранными петухом.

Носят их низко, надетыми у самой щиколотки вы не сможете пришпорить лошадь.

Шпорами нужно пользоваться возможно реже, не злоупотреблять, покупать шпоры с колесиком, а не со звездой, шпоры небольшие, чтобы никого не задевать.

От величины шпор не зависит быстрота езды. Носить шпоры и стек просто глупо, как если бы вы носили два галстука".


Шпорный мастер Савальев

Кто же э тот Савельев? Любопытные подробности из летописи савельевских шпор установил член Общества ревнителей истории Стрельны Константин Четвертак.

В 1859 году родился сын Василий (прадед нашего следопыта из Стрельны), в 1870 году – Николай, и была еще дочь Вера. Вот и задумал Петр Савельевич перенести свою мастерскую из морской крепости в столицу.
Узнав в 1885 году, что в доме генерала Роде за Казанским собором есть свободные квартиры, шпорный мастер Савельев снял в доме № 14 по Казанской улице две квартиры на втором этаже, да еще сарай во дворе для инвентаря. Все это ему стоило больших денег – 1200 рублей за год. Квартира № 9, состоявшая из шести комнат, была приспособлена под шпорную мастерскую и торговое помещение. Квартира № 10, состоявшая из двух комнат и кухни, отводилась для жилья семьи мастера.



Зуервейд - обер-офицер Кавалергардского полка

Петр Савельевич обладал удивительным умением предугадывать спрос на простые, казалось бы, но так необходимые людям вещи. Узнав о беде со штрипками, он придумал и начал выпускать их для офицеров. Штрипки – это крепкая тесьма (лямка), пришитая к нижнему краю форменных брюк и охватывающая ступню. Военные тогда носили брюки не навыпуск, а со штрипками, чтобы брюки выглядели стройными и натянутыми без складок. Если штрипки со временем растягивались или рвались, то это приводило к большому конфузу. Крепкие, изготовленные по цвету формы савельевские штрипки стали пользоваться спросом у офицеров, и в 1900 году пришлось сменить вывеску на Казанской, добавив:

Гебенс -группа офицеров и солдат Кавалергардского Ея Величества полка

Вы, . чьи шпоры весело звенели

И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след -

Очаровательные франты

Минувших лет.



Балы, гусары, локоны, корсеты,

Звон шпор и свечи в канделябре на столе -

Всё это века прошлого приметы,

Но почему при этой мысли

Нет мне не жаль богатства тех нарядов,

А жаль тех тонких чувств, изысканных манер,

Когда из-за улыбки, из-за взгляда

В ночь скачет сотню вёрст


Слышен малиновый звон.

Как-то раз в программе "Время" услышала новость о том, что к сапогам солдат кремлевского полка прикрепили шпоры и что теперь, как во времена царской России, ранним утром на плацу, у стен Кремля, слышен малиновый звон.

В стране незакатного солнца
Был слышен малиновый звон,
Он снова теперь раздается
От шпор у Кремля, то – не сон.
Так многое к жизни вернулось,
Надежды затеплился свет.
Россия светло улыбнулась

Довольно ей горя и бед.


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.