Комплекс упражнений при парезах верхних конечностей

1. И. п. – кисть прямая (ладонью вверх), пальцы сомкнуты. Пассивное сгибание и разгибание всей кисти, затем поочередно пальцев.

2. И. п. – то же (ладонью вниз). Разведение и сведение пальцев.

3. И. п. – то же, что в упражнении 1. Поочередное сгибание пальцев в ногтевых и средних фалангах и пассивное удержание в этом положении.

4. И. п. – то же, что в упражнении 2. Поочередное поднимание пальцев (отрывая их от поверхности).

5. И. п. – то же. Отведение и вращение первого пальца, затем его приведение.

6. И. п. – кисть согнута (ладонью вниз), ногтевые фаланги упираются в поверхность. Смещение кисти в разные стороны с сохранением опоры.

7. И. п. – кисть прямая (ладонью вверх), пальцы разведены. Поочередное сгибание пальцев и удержание в этом положении; затем сжимание пальцев в кулак.

8. И. п. – то же. Поочередное поднимание пальцев вверх, перпендикулярно ладони, и удержание в течение 1-2 с.

9. И. п. – то же, пальцы сомкнуты. Одновременное сжимание четырех пальцев в кулак и отведение первого пальца.

10. И. п. – обе ладони на поверхности, пальцы разведены. Поочередное надавливание пальцами одной руки на пальцы другой. То же, поменяв положение рук.

11. И. п. – то же, пальцы переплетены. Содружественные движения в лучезапястных суставах: вращения, разгибания, отведения и т.д.

12. И. п. – то же, что в упражнении 10. Поочередное разведение и сведение пальцев на обеих руках.

13. Прокатывание ладонью цилиндров различного диаметра.

14. Прокатывание ладонью резиновых мячей.

15. Захватывание и перемещение поролоновых кубиков обеими руками.

При спастических парезах верхних конечностей повышенный тонус сгибателей сводит пальцы в кулак; объем активных движений значительно снижен, координация пальцев нарушена. Кожные покровы грубые, с участками гиперкератоза в области возвышения первого пальца. Движения кисти прерывистые, сопровождаются синкинезиями в пальцах и лучезапястных суставах.

В раннем периоде для профилактики развития контрактур кисти используют лонгеты или прибинтовывание к ладони теннисного мяча.

Физические упражнения направлены на коррекцию и снижение тонуса мышц, растяжение спазмированных мышечных групп, восстановление активных сокращений и расслаблений.

Примерный комплекс упражнений для рук при спастических парезах

2. И. п. – рука в упоре на локоть, предплечье поднято. Сгибание и разгибание пальцев (активное и пассивное).

3. И. п. – то же. Вращение кисти в лучезапястном суставе.

4. И. п. – кисть на поверхности (ладонью вверх), пальцы согнуты. Поочередное разгибание пальцев и фиксация этого положения в течение 3-4 с.

5. И. п. – то же. Поочередное разгибание и разведение пальцев.

6. И. п. – то же, пальцы выпрямлены. Поочередное сведение первого пальца и ногтевых фаланг остальных пальцев, их разгибание.

7. И. п. – ладонь установлена на ребро, пальцы выпрямлены. Поочередное сближение ногтевых фаланг первого и остальных пальцев и их отставление; возвращение в и.п.

8. И. п. – то же, пальцы согнуты. Поочередное разгибание, разведение и вращение выпрямленных пальцев.

9. И.п. – кисть на поверхности (ладонью вниз), пальцы прямые. Поочередное приподнимание пальцев.

10. И. п. – то же. Поочередное разведение и приведение пальцев. Одновременное отведение и приведение первого и пятого пальцев.

11. И. п. – то же, пальцы разведены. Разгибание и отрыв ладони от поверхности при сохранении положения пальцев.

12. И. п. – руки в упоре на локти, ладони соединены, пальцы разогнуты и противопоставлены. Поочередное давление каждым пальцем на ногтевую фалангу противоположного. Поочередное и одновременное разведение и приведение пальцев.

13. Упор в поверхность ногтевых фаланг первого и каждого последующего пальца с целью растягивания (шпагат).

15. Пружинящие, сжимающие движения пальцами при захвате резинового мячика.

16. Прокатывание ладонью цилиндров и шаров по поверхности.

Гидрокинезотерапия для больных с ТБСМ

Методика ЛФК в воде для больных с последствиями спинномозговой травмы основана на уменьшении массы тела в водной среде и оказании мягкого сопротивления движениям. Это позволяет больным более длительно удерживать статические напряжения, использовать минимальные мышечные сокращения для воспроизведения движений с максимальной амплитудой, что важно при восстановлении произвольных движений. Температурный фактор воды (30-35°С) используется для мышечного расслабления.

Для занятий ЛФК в воде могут быть использованы как ванны, так и специально оборудованные бассейны. После погружения в ванну больной выполняет пассивные и активные движения с ограниченной амплитудой в проксимальных отделах и максимальной – в дистальных отделах. Поочередно выполняются упражнения для верхних и нижних конечностей в и.п. лежа на спине, на боку, на животе. При вялых парезах нижних конечностей во избежание всплытия ног используются утяжелители, надеваемые на голеностопы. Количество повторений упражнений в воде для ослабленных мышечных групп – 10-16, для спазмированных мышц – 25-30 раз. Продолжительность занятия – 30-35 мин.

При наличии бассейна, оборудованного специальным подъемником, в промежуточном периоде ТБСМ целесообразно проводить обучение ходьбе в воде, используя эффект уменьшения нагрузки на парализованные мышцы.

Методические приемы обучения ходьбе включают: поочередное сгибание ног в и.п. стоя, удерживая эту позу руками; поочередное отведение ног вперед, назад и в сторону и т.д. Затем переходят к ходьбе на месте с постановкой стопы на пятку. Только после этого осваиваются шаговые движения с перемещением вдоль плавательных дорожек, натянутых на уровне груди. Важным элементом силовых тренировок в воде является плавание на груди и на спине с буксировкой пенопластовой доски. Больным с ТБСМ, не умеющим плавать, для проведения занятий ЛГ в воде надевают спасательные жилеты и утяжелители для ног.

Контрольные вопросы и задания

2. Дайте характеристику периодов ТБСМ.

3. Задачи и средства ЛФК в раннем периоде ТБСМ.

4. Задачи и средства ЛФК в промежуточном периоде ТБСМ.

5. Характеристика основных клинических проявлений травмы спинного мозга на уровне шейного отдела.

6. Особенности методики ЛФК при травме шейного отдела спинного мозга.

7. Методика восстановления функции ходьбы при ТБСМ.

8. Организация восстановительного лечения в позднем периоде ТБСМ.

У недоношенных детей эта патология встречается реже, чем у рожденных в срок. Однако если у вашего ребенка это заболевание диагностировано, приступать к занятиям нужно безотлагательно. Начинать заниматься надо с 3—4-недельного возраста, получив врачебную консультацию и обучившись у инструктора лечебной физкультуры (массажиста).

Родители должны настроить себя на то, что заниматься с малышом надо длительно, без перерыва, до его выздоровления.

Лечение положением. Рука с первых дней жизни должна быть фиксирована в следующем положении: плечо отведено,

повернуто кнаружи, рука должна быть согнута в локтевом суставе, пальчики слегка разогнуты, в полусогнутые пальчики вкладывается и прибинтовывается к ним ватный валик.

Перед началом занятий целесообразно немного (в теченйе 10 мин) согреть плечевой сустав теплой пеленкой, а затем сделать легкий поглаживающий массаж надплечья, плеча[3]. После чего перейти к осторожным движениям во всех суставах ослабленной руки, сочетая их с легким поглаживающим массажем всей руки, плечевого сустава, надплечья.

С месячного возраста надо проводить дифференцированный массаж, который ребенок должен получить в поликлинике.

Как тренировать ослабленную руку? Прежде всего необходимо фиксировать своей рукой плечевой сустав ослабленной руки (рис. 61), а затем медленно пластично проводить сгибание руки (верхней ее части) кпереди, разгибание кзади, отведение, при-


ведение, повороты вдоль оси плеча и круговые движения, а также обязательно повороты руки ладонью кверху и книзу.

С самого начала мать должна особенно внимательно заниматься этими упражнениями, выполняя их по нескольку раз в день (не менее 8—10 раз). Лишь такое упорное проведение рекомендуемых упражнений поможет избежать тугоподвижности в суставах руки, закрепления неправильных поз. При этом надо внимательно отнестись к упражнениям для пальцев, особенно большого пальца.

Если заболевание диагностировано не в первые месяцы жизни, то, для того чтобы активнее стимулировать движение ослабленной руки, можно рукав распашонки со стороны здоровой руки зашить или мягко припеленать ее к туловищу. Можно это делать на время занятий, когда мать старается любимой, яркой, звучащей игрушкой привлечь внимание ребенка и вызвать у него желание потянуться к игрушке, дотронуться до нее. С 4—5 мес мать следит за тем, чтобы ребенок подносил руку ко рту ладонью, а не тыльной стороной. К концу года, когда малыш начинает самостоятельно передвигаться, мать затевает игры с большим мячом и др.

Все упражнения и массаж для ослабленной руки ребенка должны выполняться на фоне общего массажа, формирования и укрепления опорно-двигательного аппарата, психического и речевого развития.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ НЕКОТОРЫХ НАРУШЕНИЯХ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Врожденная мышечная кривошея. При кривошее наблюдается наклон головы в сторону пораженной мышцы и поворот ее в противоположную сторону.

Опыт показал, что раннее, своевременно начатое лечение, проводимое систематически, дает, как правило, хорошие результаты.

Пренебрежение рекомендациями по лечению в раннем периоде может привести к осложнениям: асимметрии лица, головы, изменению в зубочелюстном аппарате, придаточных полостях носа, в позвоночнике и др.

Лечение положением. 1. Ребенка кладут в постель таким образом, чтобы свет, игрушки были со стороны кривошеи.

При кривошее массаж и лечебную гимнастику проводят в условиях поликлиники.

Лечение положением — это самая первая помощь. В первые 3 мес жизни ребенка пеленают с разведением бедер, кладя вчетверо сложенную пеленку или валик в виде трапеции нижним основанием к стопам. Валик или сложенную пеленку фиксируют между ногами к телу ребенка пеленкой. Можно одеть и специальные штанишки.

Разводя бедра, не следует допускать резких движений, насилия. Для расслабления мышц, приводящих бедра, делают точечный массаж (см. рис. 1,б, точка 7). Одновременно с целью расслабления проводят вибрационный массаж разведенных ног (рис. 62).

Перед проведением укладок детям с дисплазией тазобедренных суставов также с целью расслабления мышц ног следует проводить качательные движения таза и согнутых в коленях ног ребенка.

В некоторых случаях при данных нарушениях врач рекомендует специальные шины, которые ограничивают движения ног ребенка. Шины накладывает врач-ортопед. При этом ребенок требует большего ухода и внимания (общеукрепляющие упражнения, дыхательный массаж).

После массажа в положении ребенка лежа на спине мать отводит бедра кнаружи. Вначале сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и медленно, плавно отводит кнаружи. Упражнение повторять 2—4 раза.

Помимо специальных упражнений, детям с дисплазией тазобедренных суставов проводят также общеукрепляющие упражнения и массаж в объеме, соответствующем возрасту ребенка, под койтролем врача с учетом особенностей заболевания.

Нельзя делать упражнения в ходьбе, подтанцовывание, садиться на корточки, на четвереньки. Срок введения этих упражнений в общий комплекс определяет ортопед.

Пупочная грыжа встречается как у недоношенных, так и у доношенных детей. Обычно она определяется самой мамой, которая видит в области пупка выпячивание округлой формы.

В положении лежа на спине, когда ребенок спокоен, грыжа легко вправляется в брюшную полость. При напряжении брюшной стенки во время движений, плача она вновь выпячивается. Нередко врач одновременно с пупочной грыжей определяет и расхождение прямых мышц живота в результате слабости мышц брюшной стенки.

Специальные физические упражнения, массаж, начатые выполняться своевременно, как правило, устраняют этот дефект. При этом обязательно соблюдение рационального гигиенического режима и режима питания, а также повторное проведение процедур до 3—5 раз в день.

Лечение положением. Перед каждым кормлением ребенка следует класть на живот от 3 до 30 мин. Такое положение способствует укреплению всех мышц, так как малыш, лежа на животе, двигает руками, ногами, поднимает голову, напрягает мышцы туловища.

Помимо упражнений и массажа, рекомендуемых здоровым недоношенным детям в соответствии с их возрастом (см. рис. 1—45), используются специальные упражнения, укрепляющие мышцы живота и области поясницы.

1. С первого же месяца жизни можно применять следующие упражнения (см. рис. 21, 24, 26, 28, а, 29, з, 34, а, 38, а, б, в, 44, а, б, в).

2 И. п. — лежа на руках взрослого на боку на весу (попеременно на правом и на левом; рис. 63). При этом ребенок удерживает голову, туловище, ноги горизонтально.

3. Все упражнения (и массаж) для укрепления мышц живота, спины, ног проводить как показано на рис. 26, 28, а, 29, 34, а, б, 38, а, б, в, 44, а, б, в.

Врожденная косолапость. Она связана с врожденным недоразвитием и укорочением определенных групп связок и сухожилий стопы. При этом стопа повернута внутрь и находится в положении подошвенного сгибания и опирается на свой наружный край.

Лечение врожденной косолапости нужно начинать как можно раньше, проконсультировав ребенка в поликлинике у врача лечебной физкультуры и пройдя подготовку по массажу и гимнастике у массажиста.

корригирующие упражнения, лечение положением (корригирующие повязки, бинтование) (см. рис. 53).

Массаж. Приемы для расслабления мышц с повышенным тонусом внутренней и задней поверхности голени. Используются приемы поглаживания и вибрации с одновременным растягиванием пяточного сухожилия (рис. 64).

Для укрепления ослабленных передненаружных мышц голени применяют поглаживание, растирание, поверхностное и глубокое разминание, а также специальные корригирующие упражнения.

1. И. п.—лежа на спине. Для устранения приведения стопы внутрь необходимо провести ее отведение кнаружи, насколько это возможно. Для этого взрослый фиксирует голеностопный сустав, большой палец — на наружной лодыжке, указательный — на внутренней, пятка ребенка лежит на ладонной поверхности кисти взрослого между большим и указательным пальцем (рис. 65). Одновременно взрослый обхватывает стопу рукой (правой — правую, левой — левую). При этом большой палец располагается на наружном крае стопы (рядом с большим пальцем другой руки), а согнутый средний палец—на внутренней поверхности стопы, указательный — на тыльной ее стороне и этой рукой производится отведение стопы кнаружи (рис. 66).

2. И. п. — то же. Для устранения поворота стопы внутренним краем вверх необходимо сделать осторожные вращательные движения вокруг продольной оси стопы, опуская внутренний ее край. С этой целью взрослый обхватывает стопу одноименной рукой, располагая большой палец на подошвенной поверхности стопы, а другие пальцы — на тыльной стороне стопы. Другой рукой обхватывает пятку снизу, прочно фиксируя ее (рис. 67). Надавливая большим пальцем снизу вверх на наружный край





стопы, а остальными пальцами сверху вниз на внутренний край, опускают его вниз.

3. И. п. — то же. Для придания стопе тыльного сгибания необходимо осторожно разноименной рукой прижать голень ребенка к столу, упираясь большим и указательным пальцами сверху вниз в лодыжки. Ладонь одноименной руки взрослый должен прижать к подошвенной поверхности стопы ребенка, делая движения снизу вверх (рис. 68).

Для достижения лучшей коррекции эти упражнения необходимо повторять по 4—6 раз в сочетании с массажем.

По достижении корригированного положения стопы проводится лечение положением — бинтование с лонгетой (см. рис. 53), При этом надо проследить, чтобы пальчики не стали холодными, а кожа не посинела.

При косолапости со значительными изменениями в опорнодвигательном аппарате лечение оперативное. Однако и после него для укрепления достигнутого результата должен быть проведен курс массажа и гимнастики. Больший эффект достигается, когда гимнастику выполняют после теплой ванны для ног или сразу же после сна ребенка.

Содержание:


Парез нижних конечностей – патологическое состояние, которое связано со слабостью некоторых мышц. Основная причина этого – нарушение связей мышечных волокон и нервной системы. Причём парез – это не самостоятельная болезнь, а последствие какой-либо патологии, например, инсульта, рассеянного склероза, поражения спинного мозга или травмы.

Поэтому следует понимать, что лечение пареза никогда не должно проводиться отдельно от лечения того заболевания, которое стало причиной этого состояния. Наравне с ЛФК, при парезе нижних конечностях врачом назначается приём медикаментов, массаж и физиопроцедуры.

Основные упражнения

Выполняемые упражнения будут зависеть от того, какие именно мышцы оказались повреждены. Однако есть ряду универсальных упражнений, которые могут выполнять все пациенты с этим диагнозом.

  1. Лёжа на спине. Поднять правую ногу и вдохнуть, опустить правую ногу и выдохнуть. Те же движения проделать другой ногой.
  2. Также на спине. Согнуть одну ногу в колене и притянуть её как можно сильнее в груди. Оставаться в этом положении некоторое время, затем вытянуть ногу. Повторить также другой ногой.
  3. Лёжа на спине. Чертить в воздухе круги сначала одной ногой, потом второй.
  4. Поднимание и опускание ног с помощью блока. Важно следить за дыханием. При поднятии ног делать вдох, а при возвращении в исходное положение – выдох.
  5. На спине. Поворот тела в правую или левую сторону с закидыванием противоположной повороту ноги в бок.
  6. Имитировать плавание – делать движения ногами как в воде при плавании брассом.
  7. Лёжа на спине. Поднять ногу и начертить носком ноги в воздухе круг. После этого повторить другой ногой.
  8. Лёжа на спине сгибать и разгибать пальцы ног. При этом надо стараться соблюдать последовательность, то есть сначала согнуть пятый палец, потом четвёртый, далее третий, второй и первый. При разгибании пальцы на ногах желательно растопыривать.
  9. Лёжа на спине. Тянуть стопы ног на себя. Можно делать по очереди, а можно одновременно двумя ногами.
  10. Поворачивать стопы влево и вправо. Можно выполнять как лёжа, так и сидя.
  11. Сгибать и разгибать ноги в колене.
  12. Лёжа на спине. Стопу правой ноги тянуть на себя, стопу левой ноги – от себя.

Все упражнения делать очень медленно, при плохом самочувствии лучше отменить все занятия. Для выполнения пассивных движений нужно использовать дополнительные приспособления. Также для этого может потребоваться помощь инструктора. Общая длительность занятий не должна быть более 15 – 20 минут, у ослабленных пациентов и лежачих – не более 10 минут. Каждое упражнения надо повторять по 3 – 4 раза. При этом пациент не должен испытывать усталости, одышки, либо других признаков, которые могут негативно сказаться на его здоровье.

Когда выполнять


Особенность ЛФК в том, что выполнять упражнения можно практически в любое время суток. Это может быть утренняя гимнастика, которая оказывает немалое положительное воздействие на организм. Причём, если пациент не может встать с кровати, он может их выполнять лёжа.

Это может быть самостоятельное занятие, которое также проводится в домашних условиях.

Это могут быть занятия в специализированных центрах ЛФК, под контролем инструктора. В этом случае сначала будут проводиться дыхательные упражнения, затем основные, и заключительная часть, которая включает в себя упражнения на релаксацию.

Это может быть дозированная ходьба на свежем воздухе, или дозированные восхождения и спуски по специально проложенным маршрутам.

Противопоказания

Не всегда при парезах конечностей могут назначаться ЛФК. У этой процедуры, как и у многих других, связанных со здоровьем человека, есть свои противопоказания, о которых надо обязательно помнить.

Так, например, основными противопоказаниями следует считать отсутствие контакта с пациентом из-за тех или иных психических нарушений. Занятия нельзя проводить при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. Также следует отложить на время упражнения и тогда, когда пациент жалуется на болевые ощущения.

К другим противопоказаниям можно отнести:

  1. Тромбозы или риск тромбоза.
  2. Эмболию или риск эмболии.
  3. Кровотечения или угроза его появления.
  4. Повышенная температура тела.
  5. Повышенное СОЭ.
  6. Повышенное артериальное давление, особенно опри цифрах 200 на 120 и выше.
  7. Все злокачественные новообразования.
  8. Метастазы.

Это значит, что прежде, чем начинать заниматься, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

Процесс самореабилитации осуществляется на основе персонального тренинга. Персональный тренинг представляет собой совместную деятельность инструктора-методиста и больного. Этот процесс состоит из следующих фаз: подготовка, диагностика, планирование действий, реализация, завершение. Каждая фаза имеет конкретное содержание (рис. 3).

Методика применения лечебной гимнастики в сочетании с самомассажом в процессе двигательной самореабилитации для больных после выписки из стационара осуществляется с использованием специальных физических упражнений, методов (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения) и приемов, способствующих овладению методическими, двигательными, бытовыми, профессиональными умениями и навыками, их восстановлению и укреплению.

Лечебная гимнастика включает целенаправленные физические упражнения: дыхательные и силовые упражнения; упражнения на формирование и закрепление навыка правильной осанки, координацию движений парализованных конечностей, из которых формируются комплексы физических упражнений.

Важным дополнением к лечебной гимнастике является выполнение самомассажа с применением следующих приемов: поглаживание, растирание, разминание, потряхивание. Самомассаж выполняется после лечебной гимнастики [60].


Рис. 3. Содержание персонального тренинга

Особенность методики заключается в постепенном переходе от специальных упражнений, применяемых в лечебной гимнастике, к упражнениям на блоках, разработанным В.И. Дикулем [34]. Тренировочные занятия на блоках основываются на принципах построения силовой тренировки с отягощениями на начальном этапе для лиц с низким уровнем физической подготовленности:

а) развить общие физические качества (силу, быстроту, ловкость, гибкость) при помощи физических упражнений;

б) усвоить отдельные детали выполнения техники упражнений, сформировать новые или восстановить ранее имевшиеся специальные навыки;

в) увеличить силу отдельных мышечных групп, особенно отстающих в развитии;

г) повысить уровень специальной выносливости посредством постепенного увеличения общего количества подъемов на занятиях [58].

В разработанной нами методике двигательной самореабилитации больных после выписки из стационара комплексы упражнений В.И. Дикуля динамического характера дополняются статическими упражнениями (удержание определенной позы или положения). Исключаются физические упражнения, способные вызвать повторение травмы. К ним мы относим упражнения, при выполнении которых происходит значительная вертикальная нагрузка на позвоночник (травмированные позвонки). Содержание лечебной гимнастики предполагает последовательное выполнение комплексов физических упражнений в конкретном периоде и этапе с определением цели.

При выполнении упражнений на координацию не допускается значительное утомление парализованных конечностей.

Продолжительность занятия 20-25 минут: 1 подход по 5-6 повторений в каждом упражнении, темп средний. Содержание разработанной методики направлено на повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем, восстановление основных физических качеств, формирование навыков правильной осанки больного после полученной травмы с помощью комплексов физических упражнений лечебной гимнастики и силовых упражнений на блоках. Направленность упражнений и компоненты физической нагрузки зависят от цели периода и задачи конкретного этапа (табл. 7).

Первый период (восстановительный-постстационарный). Все упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и животе. Частота занятий - 3 раза в неделю.

Первый этап (до 30 дней)

На данном этапе выполняются упражнения лечебной гимнастики (общеразвивающие, специальные дыхательные упражнения, упражнения на осанку). Продолжительность занятия на первом этапе курса реабилитации составляет 10-15 минут: 1 подход по 2-4 раза в каждом упражнении, темп медленный.

Большое внимание уделяется обучению больных правильному дыханию: грудному и брюшному для устранения изменений, связанных с длительным нахождением больного в положении лежа. Не допускается подъем ног выше 45 °.

Таблица 7. Содержание лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе конечностей

Второй этап (31-60 дней)

К упражнениям первого этапа добавляются упражнения на развитие координации поврежденных конечностей: ходьба с сохранением правильной осанки (ходьба с высоким подыманием бедра, поворотами на 90°, прохождение по прямой линии и т.д.); выполнение двигательных действий на развитие моторики рук (ловля и броски предметов, лепка из пластилина, поделки из бумаги и т. д.).

Второй период (переходный). Упражнения выполняются в исходных положениях: лежа на спине, животе, коленно-кистевое, на коленях, стоя. При выполнении упражнений в исходном положении коленно-кистевое спина должна быть прогнута, т. к. в этом положении происходит разгрузка позвоночника.

Частота занятий - 3 раза в неделю. Характеризуются возрастанием продолжительности занятия до 45 минут. Упражнения лечебной гимнастики, используемые в предыдущих этапах выполняются по 2 подхода в среднем темпе, на блоках - по 1-3 подхода в медленном темпе.

Третий этап (61-120 дней)

К упражнениям первых двух этапов добавляются 7 упражнений на блоках, которые выполняются в положении стоя. Упражнения на блоках необходимо начинать с 1 подхода и постепенно доводить до 3-х к концу этапа. Отдых между подходами 2-3 минуты. Упражнения выполняются с опорой о стену, стул, вес подбирается так, чтобы больной не испытывал значительного напряжения. Не рекомендуется допускать болевых ощущений в месте травмы во время выполнения упражнений.

При работе на блоках обратить внимание на правильность осанки (при осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и сер едину стопы) [90,65].

Продолжительность занятия 30-35 минут. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз. Темп медленный и средний.

Четвертый этап (121-180 дней)

К упражнениям на блоках, кроме выполнения в исходном положении стоя, добавляются 2-3 упражнения в положении лежа. Они выполняются по той же схеме третьего этапа. Продолжительность занятия 40-45 минут. Упражнения выполняются по 810 раз. Темп медленный и средний.

Во втором периоде упражнения лечебной гимнастики по мере адаптации к нагрузкам необходимо усложнять. Некоторые упражнения можно усложнять путем соединения различных простых упражнений в одно, другие упражнения выполняются с гантелями разного веса, утяжелителями, с сопротивлением, создаваемым инструктором.

В восстановительный и переходный периоды выполнение лечебной гимнастики в процессе тренировочных занятий осуществляется в следующей последовательности:

  1. комплекс целенаправленных физических упражнений;
  2. комплекс упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки;
  3. комплекс упражнений на восстановление координации движений в поврежденных конечностях.

Направленность физических упражнений в занятиях в течение недели распределяется следующим образом: занятие 1 - мышцы ноги; занятие 2 - мышцы руки; занятие 3 - мышцы спины.

Третий период (тренировочный). Исходные положения для выполнения упражнений усложняются. Увеличивается объем нагрузки до 10-12 повторений в каждом упражнении. Частота занятий (3 раза в неделю) и продолжительность занятия (40-45 минут) остаются такими же, как и на 4 этапе.

Пятый этап (181-240 дней)

Вводятся упражнения, выполняемые в положении сидя, при выполнении упражнений лежа ноги рекомендуется поднимать до 90°.

Комплексы упражнений лечебной гимнастики выполняются по 2 подхода, а на блоках - в исходном положении стоя и лежа - 3 похода, сидя - 1-3 подхода. Темп медленный и средний.

Шестой этап (241-360 дней)

В процессе рассматриваемого этапа выполняются упражнения только на блоках и количество подходов увеличивается до 5. Темп средний.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному из предложенных вариантов:

  1. понедельник, среда, пятница;
  2. понедельник, вторник - выполнение упражнений на блоках; среда - отдых;
  3. четверг, пятница - выполнение упражнений на блоках; суббота - отдых.

Для снижения физической нагрузки необходимо все упражнения одного занятия разделить на два комплекса по воздействию на группы мышц: мышцы ног и спины; мышцы живота и рук.

При занятиях по предложенной методике вес отягощений необходимо подбирать так, чтобы упражнение не вызывало трудности при выполнении и не было болевых ощущений в области травмы; не допускается вертикальная нагрузка на позвоночник, т. к. велика вероятность повторения полученной травмы; по мере тренированности организма необходимо увеличивать долю выполняемых упражнений, а в дальнейшем полностью перейти на блочные упражнения, потому что упражнения, применяемые на начальных этапах методики, становятся малоэффективными.

Комплексы упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки необходимо выполнять не реже 3 раз в неделю, выполнение данных упражнений менее 3 раз в неделю снижает приобретенный оздоровительный эффект.

Комплексы упражнений на восстановление координации парализованных конечностей применяются со 2 этапа реабилитации и после упражнений на осанку.

Если движения выполняются со значительным усилием и практически не контролируются больным, то используются на парализованную конечность пассивные, изометрические упражнения и добавляются дыхательные упражнения.

После того как больной начинает контролировать выполняемые действия больной конечности, применяются упражнения со скольжением конечности по гладкой поверхности, а также упражнения, выполнение которых облегчается путем сгибания конечностей.

При самостоятельном передвижении больного используются упражнения, направленные на улучшение координации движений (упражнения на осанку с постепенным усложнением: ходьба с остановками, выполнение полуприседов с сохранением правильной осанки), на восстановление координации парализованной руки, эффективны упражнения с ловлей и метанием предметов (клубок ниток или мячик). Обязательное условие усложнения - выполнение бросков, увеличение веса предмета и уменьшение его размеров по мере выздоровления больного (прил. 2).

Анализ научно-методической литературы [8, 34, 41, 91] и исследования констатирующего эксперимента позволили выявить, что практически все упражнения, воздействующие на мышцы спины и брюшного пресса, должны выполняться с задержкой положения в крайней точке движения. Время задержки по мере тренированности возрастает с 1-2 секунд до 15-20 секунд.

Организационно-педагогические условия:

самопознание (стимулирование и развитие у больного опыта самодиагностики);

формирование внутренней и внешней мотивации к восстановлению профессионально-важных способностей;

учет индивидуальных особенностей полученной травмы, возможных затруднений и способов их преодоления;

наличие четко заданной цели и программы ее достижения;

обучение больного теоретическим знаниям, практическим умениям и навыкам самоконтроля в области физической реабилитации.

При составлении комплексов физических упражнений по возможности не включать упражнения, способствующие развитию силы мышц рук. Таким путем устраняется возможность развития заместительной функции рук и ног.

При выполнении пассивных упражнений: пассивная разработка проводится по направлению от центра к периферии (тазобедренный, коленный, голеностопный, пальцы - это для нижней конечности). В последующем, кроме проработки суставов от центра к периферии, присоединяется проработка и от периферии к центру. Темп выполнения медленный[91]. Обязательное условие при выполнении пассивных упражнений - следить за дыханием [60]. При выполнении движений необходимо проговаривание выполняемых действии.

Прежде чем рассмотреть особенности организации двигательной самореа- билитации больных пожилого возраста после выписки из стационара необходимо определить возрастные рамки и особенности организма данного периода жизни. Пожилой возраст: 55-60 до 75 лет у женщин и мужчин. Характеристикой данного возраста является неуклонное снижение возможностей организма, таких как физиологические качества, работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50 % тех значений, которые были у того же человека в 25-35 лет, даже если он оставался всё время здоровым [30].

Методика двигательной самореабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения включает трудотерапию, комплексы целенаправленных физических упражнений в комплексе с самомассажем и специальным питанием.

При составлении комплексов физических упражнений необходимо учитывать не только особенности травмы и нарушения функций организма вследствие ее получения, но и происходящие возрастные изменения в организме в данном возрасте. Одним из серьезных осложнений, возникающих при двигательной само- реабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга, является развитие такого заболевания как остеопороз. Необходимо включить в рацион питания больных продукты богатые витаминами и микроэлементами. Особое внимание следует уделить восстановлению потребности организма в кальции и витамина D [86]. В молоке кальций находится в наилучшей форме для усвоения [88].

Как указано выше, одной из особенностей данного возраста является снижение работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в результате травмы наблюдается резкое снижение ЖЕЛ вследствие нахождения больного в условиях гиподинамии. Это способствует еще большему негативному влиянию на организм больного. Поэтому необходимо в течение дня выполнять дыхательные упражнения [90]. Для увеличения эффекта от выполнения дыхательных упражнений необходимо перед ними выполнить самомассаж груди и живота. Кроме этого самомассаж живота способствует нормализации деятельности внутренних органов.

Важным дополнением к вышеуказанным средствам двигательной самореа- билитации является применение солнечных и воздушных ванн. Особенно полезны занятия на свежем воздухе. Некоторые авторы рекомендуют проводить больному весь день на свежем воздухе[60,61]. Воздух и солнечное излучение благотворно влияют на организм больного. Солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина D, вследствие чего происходит заживление ран (пролежней). Кроме этого, солнечные и воздушные ванны способствуют повышению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Во избежание ожогов от воздействия солнечных лучей то можно надевать на больного легкую одежду, через которую может проходить до 50-70 % солнечных лучей, особенно хорошо пропускают ультрафиолетовые лучи ткани из капрона и нейлона. Необходимо учитывать следующие условия комфортного применения воздушных ванн: температура воздуха летом + 23-25 ° C, скорость движения воздуха 0,2-0,4 м/с. относительная влажность воздуха 50 % [66].

Не рекомендуются перерывы в занятиях, если нет особых противопоказаний: высокая температура, давление, невыносимые боли и т.д. В случае, если тяжело справиться с нагрузкой, можно снизить интенсивность занятий, количество повторений, но ни в коем случае не прекращать заниматься ни на один день. Также необходимо рациональное лечебное питание. Только такое отношение к процессу двигательной самореабилитации позволит в максимально короткие сроки восстановить утраченные функции.

Таким образом, разработанная методика лечебной гимнастики, включающая комплексы физических упражнений, позволяет эффективней восстановить ослабленные функции организма, устранить побочные явления травмы: снижение мышечного тонуса, сухожильных, периостальных и кожных рефлексов, чувствительности и нарушения трофики; укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную систем.

Штоколок В.С. Методика обучения двигательной самореабилитации.

Дата публикации (обновления): 17 апреля 2016 г. 14:08

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.