Классификация и эволюция функций государства шпора

В функциях государства выражается его назначение, главную роль которого государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

1. Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь делятся на охранительные и регулятивные.

Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдение режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений. Согласно конституции России 1993г. человек, его права и свободы – высшая ценность, их обеспечение и охрана – главная обязанность государства. В реализации данной задачи должны участвовать все государственные органы. Правопорядок – состояние урегулированности социальных связей, система общественных отношений, в которых их субъекты ведут себя правомерно. Правоохранительные органы: прокуратура, суда, милиции т.п. призваны реализовать правопорядок, поддерживать его.

Регулятивные функции характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для оформления личности. В этих целях государство осуществляет регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии людей. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, функцию налогообложения и взимание налогов и др. Экономическая функции государства сводится к: а) выработке экономической политики; б) управлению государственными предприятиями и организациями; в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики; г) регулированию внешнеэкономических отношений государства. Практически это означает: принятие, исполнение бюджета и контроля за ним; принятие иных нормативно-правовых актов в экономической сфере; сбор налогов; выпуска денежных знаков; предоставление кредитов, льгот и т.д. Осуществление социальной функции государства предполагает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Она выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д. Налогообложение и взимание налогов (финансовый контроль) – важнейшая функция государства. Бюджет государства состоит из различных налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Культурная функция выражается в поддержке государством: библиотек, музейного дела, театра, кино, литературы и т.д. Экологическая функция государства выражается в установлении режима природопользования, к принятию иных мер по охране окружающей природной среды и т.п.

2. Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде: обороны страны и поддержания мирового порядка; внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество.

Функция обороны страны и поддержания мирового порядка основываются на принципе достаточного уровня обороноспособности страны, обеспечивающего требования национальной безопасности, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории. Это функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами, а также наличием эффективных вооруженных сил, необходимого числа боеприпасов, обороной инфраструктуры, иных средств. Поддерживая мировой порядок, государство участвует в деятельности международных организаций (ООН, ОБСЕ), является членом оборонительных военных союзов, подписывает и соблюдает международные договоры и конвенции, выдвигает мирные инициативы и участвует в урегулировании региональных конфликтов.

Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважение прав и свобод человека и т.д. Для этого открываются дипломатические и консульские учреждения, международные организации, проводятся встречи, визиты руководителей государств, налаживается народная дипломатия и т.д. В функциях государства наименее изменчивы и наиболее стабильны общесоциальные содержания, т.е. то, которое формируется для решения основных социальных, политических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. К обшесоциальным функциям относятся: обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ, поддержка здравоохранения и многое другое.

Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к сущности и форме государства являются классовые функции государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю этого класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе. К ним относятся: подавление господствующим классом с помощью государства своих классовых противников.

Наряду с назваными функциями государства большое значение всегда имело и национальное содержание функций. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который и является создателем государства, субъектом всемирной истории.

В марксистской теории функции делятся на основные и дополнительные (неосновные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах существования государственности вообще (охрана существующего государственного и политического строя, защиты существующих форм собственности и т.п.). Дополнительные же функции подкрепляют основные задачи государства (строительство дорог, борьба со стихийными бедствиями и т.п.)

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же – на определенных этапах и прекращают свое действие с решением этих задач.

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Классификация функций государства —

выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

1) по сфере деятельности государства:

а) внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

– функция обеспечения правопорядка;

– функция социальной защиты;

б) внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

– функция обороны страны;

– функция поддержания мирового порядка;

– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;

2) по продолжительности осуществления:

а) постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

б) временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

3) по значимости и степени общности:

а) основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

4) по сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

д) фискальные (финансовый контроль);

5) по функциональному назначению:

В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества.

Отличие функций государства от функций государственных органов – функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
  • 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
  • 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
  • 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
  • 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  • 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
  • 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
  • 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
  • 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  • 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

§ 2. Классификация и эволюция функций государства

Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.

Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две основные стороны, два начала – общесоциальное и классовое. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое – его классовыми противоречиями.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию – организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, – охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций – обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т. д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, социальных, духовных, национальных). Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству приходится обращаться к демократическим, гуманистическим институтам и идеям (правового государства, господства права во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и правопорядка и т. д.).

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства – подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс – стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций – охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности – функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка – важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т. д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью – социальным правом. В таких развитых в этом отношении странах, как, например, ФРГ, уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о многообразных формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.). Во всем этом отчетливо прослеживается цель государства – обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление, сопротивления эксплуатируемых классов); б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка).

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций – охрана существующих форм собственности, обеспечение (охрана) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности – функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка – важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью, поэтому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Вторая половина ХХ столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Она имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров, контроль над экспортом и импортом, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Главное ее назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение граждан, развивать здравоохранение, образование, культуру.

В ХХI веке многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений .

Однако, как отмечает профессор В.В. Лазарев, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1. Деление функций на внутренние и внешние во многом является условным, поскольку деятельность государства внутри страны – в сферах экономики, политики, культуры и др. – зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешне-экономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как ЕС, СНГ и т.п. Здесь разделить внешние и внутренние функции зачастую просто невозможно.

2. Далеко не всегда можно различить классовые и общесоциальные функции. Естественно, что социальные силы, которые стоят у власти, осуществляют деятельность, направленную на удержание власти и использование ее в своих интересах.

3. Вряд ли всегда можно различить функции социалистического и эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относились исключительно к социалистическому государству, в частности, связанные с организацией экономики, развитием науки, культуры, образования, охраной правопорядка, социальным обслуживанием населения. Особенно это относится к современным западным государствам.

Таким образом, кроме вышеперечисленных, В.В. Лазарев, выделяет также такие функции:

– политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств);

– идеологическая (поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.).

Однако функции государства не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ, обеспечения прав и свобод граждан.

Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности – осуществления политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная .

Весьма интересна классификация функций государства, предложенная Л.А. Морозовой, которая, ссылаясь на мнение профессора Ю.А. Тихомирова о том, что генеральной тенденцией в развитии современных функций государства являются саморегулирование, начала самоорганизации и самодеятельности, делает вывод, что российскому государству на данном этапе присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая; социальная; налогообложение; экологическая; обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям относятся интеграция в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; оборона страны; поддержка мирового правопорядка; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности .

Помимо прочего, С.А. Комаров подразделяет функции по продолжительности действия на постоянные и временные. К первым относятся такие, которые присущи государству на всех этапах его существования, вторые характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах функционирования.

Внутренних и внешних функций

Классификация функций государства. Характеристика

Функции государства можно подразделить на группы по следующим основаниям:

1) по причине возникновения:

– вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов);

– вытекающие из потребностей общества в целом (экологическая, социальной защиты).

2) по времени действия:

– постоянные (осуществляемые на всех этапах существования государства – охрана правопорядка, оборона границ и т.п.);

– временные (например, информационная функция).

3) по социальной значимости:

– основные (значимы для всего населения);

– не основные (представляют интересы отдельных соц. групп).

4) по принципу разделения властей:

Эта классификация отражает механизм реализации государственной власти.

Но наиболее распространенной является классификация функций государства в зависимости от их направленности: навнутренние и внешние.

Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – направлены на поддержание взаимовыгодных отношений с другими странами и мировым сообществом в целом.

Внутренние функции, в сою очередь подразделяются по характеру воздействия на: регулятивные и охранительные.

По сфере воздействия среди внутренних функций на современном этапе развития государства выделяют: экономическую, социальную, финансовую, культурную, идеологическую, информационную, экологическую, стимулирования научно-технического прогресса, охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина.

Некоторые ученые отдельно выделяют политическую функцию (В.К. Бабаев), в содержание которой включают координацию политических отношений между партиями, общественными организациями, органами самоуправление, реализацию институтов непосредственной демократии (выборов, референдумов)

К внешним функциям следует отнести: функцию обороны страны, функцию интеграции в мировую экономику и осуществление взаимовыгодного сотрудничества, поддержание мирового правопорядка и сотрудничество в решении глобальных проблем современности.

Каждая из перечисленных функций наполнена своим содержанием, которое соответствует потребностям данного этапа развития общества и решаемым государством задачам. С изменением сущности государства, его целей и задач меняются и функции государства: появляются новые, а традиционные наполняются новым содержанием. В классовом обществе одной из главных функций было подавление сопротивления эксплуатируемых классов, защита собственности и привилегий господствующего класса. Другие функции также приобретали классовую окраску. Захватнические цели предопределяли функцию внешней экспансии, ведение завоевательных войн. По мере развития общества узкоклассовая направленность государства сменяется решением общесоциальных задач.

Так, на сегодняшнем этапе развития содержание экономической функции составляет проведение антикризисной политики, сочетание рыночного регулирования с государственно-правовым, принятием антимонопольного законодательства, осуществление лицензирования, защита прав акционеров, вкладчиков и других участников экономического процесса и т.п.

Социальная функция заключается в обеспечении нормальных условий жизни граждан, их достойного свободного развития, смягчение социальной напряженности, защиту малоимущих, развитие здравоохранения, образования и т.д.

Экологическая функция связана с обеспечением рационального использования природных ресурсов, поддержание экологически безопасного существования людей.

Новая информационная функция связана с постиндустриальным развитием общества, для которого характерна динамичная информатизация, создание всемирных информационных систем и всемирного информационного пространства. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения, расширение способов передачи информации и их использование в ходе осуществления управленческой деятельности.

Новым содержанием наполняются в ходе исторической эволюции и внешние функции.

Функция обороны обеспечивает внешнюю безопасность, неприкосновенность границ, суверенитет. С учетом геополитического положения России в основу современной концепции обороны страны положен принцип относительно небольших, но достаточно мощных вооруженных сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникает угроза безопасности страны.

Функция интеграции и взаимовыгодного сотрудничества выражается в, участии в мировых рыночных процессах, создании различных объединений государств для решения общих вопросов и осуществления совместной политической, экономической и культурной деятельности.

В связи с ростом глобальных проблем, которые не разрешимы локальными усилиями, возникает необходимость консолидироваться с другими государствами и вырабатывать общие меры их решения. К числу таких проблем относятся: надвигающаяся экологическая катастрофа, международный терроризм, развитие наркобизнеса и т.п.

Развивающееся сотрудничество связано с ростом взаимозависимости всех стран и признанием человеческих ценностей главным ориентиром в международном общении.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.