История древнего мира в шпорах

"Шпаргалку" можно использовать в 5 классе при подготовке к ВПР, а также при подготовке к итоговой контрольной работе.

(Вавилонское царство, Ассирия, Шумерские города)

Нил; папирус-материал для письма;

пороги-каменистые преграды на реке;

дельта-место, где Нил делится на рукава;

3000 лет до н.э-объединение Египта;

рельеф-выпуклое изображение, высеченное на камне;

Мемфис, Фивы-столицы Египта;

Иероглифы-знаки египетского письма;

пирамида-гробница фараона; 2600 г. до н.э.-постройка питрамиды Хеопса;

шадуф-приспособление для полива;

1500 г. до н.э.-завоевания Тутмоса 3;

Сфинкс-чудище с телом льва и головой человека;

Осирис, Исида, Хапи, Амон-Ра, Сет,Гор-боги Египта;

Библ, Тир, Сидон-города Финикии; пурпурная краска; производство стекла; пиратство; алфавит из 22 согластных букв.

Борьба евреев и филистимлян; Ветхий Завет-самая древняя часть Библии; Моисей вывел евреев из египетского плена; бог Яхве; битва Давида и Голиафа; Давид сделал Иерусалим столицей и создал единое государство; Соломон-сын Давида и правитель Иудейского царства.

Персидские цари-Кир, Дарий 1, Ксеркс; 539 г. до н.э.-завоевание Вавилона;525 г. до н.э.-завоевание Египта; сатрапии-области, сатрап-управляет сатрапией; Царская дорога.

Шумеры-древние жители Междуречья;

Клинопись-письменность в Междуречье;

792-1750-правление царя Хаммурапи в Вавилоне и его законы;

реки-Тигр и Евфрат; глина-главный строительный материал;

Ассирия- столица Ниневия, ("логовище львов и город крови"); Синнахериб и Ашшурбанапал-ассирийские цари; Ашшурбанапал создал библиотеку глиняных книг; 612 г. до н.э.-вавилоняне и мидийцы завоевали Ниневию; Навуходоносор-создал для своей дены Семирамиды-сады в Вавилоне (одно из чудес света- висячие сады Семирамиды); боги Иштар, Мардук, изразцы- обожжёная глиняная плитка;

Мохенджо-Даро- город; джунгли-непроходимые леса; варна, каста-группы людей в Индии; варны- брахманов (жрецов), варна кшатриев-(воинов); варна крестьян; варна шудр(слуг); неприкасаемые; боги Индии-Брахма, Вишна, Шив; религия буддизм-создатель мудрец Гаутама (Будда); 3 век до н.э.-создание державы Маурьев, царь Ашока;

Янцзы и Хуанхэ;религия конфуцианство; 221 г до н.э.-объединение Египта (Цинь Шихуан; Великая Китайская стена; китайцы изобрели бумагу; порох, компас

Балканский полуостров; греки-ахейцы-древней шие жители Греции; завоеватели-дорийцы; о. Крит-царь Минос, Минотавр, дочь Ариадна, лабиринт; 1200 г. до н.э.-Троянская война; боги-Зевс, Посейдон, Аид, Исида, Деметра, Аполлон, Артемида, Афродита, Арева, Афина, Гермес, Гефест; Гомер (поэт) создал поэмы "Илиада" и "Одиссея"; Эллада, эллины; полис-город-государство в Греции; акрополь-возвышенность, часть города, где стояли храмы; агора-рыночная площадь; амфора-глиняный сосуд; тиран-единоличный правитель; аристократы-знатные люди; демос-простой народ; ареопаг-гос.совет; архонты-правители; 594 г. до н.э.-реформы Солоны(долговые камни убрал); демократия-народовластие; олигархия-власть немногих; 490 г. до н.э.-Марафонская битва (Мильтиад, Дарий 1);

Фермопилы, Саламинская битва(Фемистокл, Ксеркс); остракизм-голосование черепками; 443 г. до н.э.-избрание Перикла стратегом; илоты- греки-рабы в Спарте;

Пелопонесская война-война между Спартой и Афинами(431-404 г.до н.э.);гимнасия-спортивная школа; 776 г. до н.э.-начало олимпийских игр; ипподром-место для гонки на колесницах; Фидий-скульптор; трагедии, комедии; театр-место для зрителей в греческом театре, скене- помещение где переодевались, орхестра-круглая площадка и пел хор;

Македония: Филипп, Александр Македонский; битва при Херонея-338 г.до н.э.; походы А.Македонского-334-324 г. до н.э.; 334 г.-битва приГранике, 333-битва приИсс, 331-битва при Гавгамелах; фаланга-построение греческого войска, гоплит-воин.

Аппенинский полуостров; река Тибр; 753 г. до н.э.-основание Рима Ромулом; ликторы-телохранители римских царей; Тарквиний Гордый-последний римский царь, его изгнали их Рима; сенат-совет старейшин; патриции-потомки древнейших жителей Рима, плебеи-потомки переселенцев; 509 г. до н.э.-установление республики в Риме; консулы-правители Рима; народные трибуны-представители плебеев в сенате; легион-построение римского войска; легионер-римский воин; 390 г. до н.э.-захват Рима галлами;280 г. до н.э.-парвая битва Пирра с римлянами; 264-241 г. до н.э.-Первая Пуническая война; 218-201 г. до н.э.-вторая Пуническая война; 216 г до н.э.-битва при Каннах; 133 г.-земельный закон братьев Гракхов; 74-71 г.до н.э.-восстание Спартака; 49-45 г. до н.э.-установление диктатуры Цезаря; 44 г. до н.э.-убийство Цезаря; земельный закон Гракхов; Помпей и Красс-победители Спартака; Марк Антоний, Октавиан Август; Траян, Нерон; гладиатор-раб-воин; Колизей-амфитеатр;акведук-водопровод; термы-общественные бани; 31 г.до н.э.-сражение у мыса Акций; 330 г.-столица империи Константинополь; 410 г-взятие Рима готами; 476 г.-падение Западной Римской империи

Афины были самым большим городом Аттики гористой области, расположенной в восточной части Средней Греции. Жители Аттики занимались земледелием, скотоводством,

Шпоры по истории древнего мира

Другие материалы по предмету

1. От города Ашшур к могущественной державе. В глубокой древности в верховьях реки Тигр был основан город Ашшур. Так он назывался по имени своего небесного покровителя бога Ашшура - "владыки стран" и "отца богов". По именам бога и города небольшая страна на севере Месопотамии стала называться Ашшур или Ассирия. В течение многих веков она входила в состав различных государств. Ее жители занимались охотой, скотоводством, выращивали пшеницу, ячмень и виноград.

Ашшур находился на скрещении торговых путей. Ассирийцы вели торговлю металлами, тканями, изделиями ремесла, продуктами питания. Ассирия многократно подвергалась иноземным завоеваниям. Это заставило ее жителей совершенствоваться в военном искусстве. Со временем ассирийцы превратились в жестоких покорителей народов. В 8 веке до н. э. они захватили почти все страны Ближнего Востока. Даже Египет вынужден был подчиниться власти ассирийских царей. Никто не мог противостоять натиску их армии. Ассирия стала огромной и могущественной империей, поглотившей множество стран и народов.

2. Военная мощь ассирийцев. Основную часть ассирийской армии составляла пехота, вооруженная луками, железными мечами и пращами, копьями и боевыми топорами. Пехотинцы были защищены щитами, укрепленными железными пластинами. Конные подразделения состояли из воинов-всадников, также вооруженных копьями или луками, и боевых колесниц. У ассирийцев были передвигающиеся на колесах осадные машины - тараны. С их помощью пробивали крепостные стены и ворота при осаде городов.

Ассирийцы заставляли целые народы переселяться в места, непригодные для жизни, перегоняя их, как скот, из одной местности в другую. Злодеяния ассирийцев вселяли ужас и заставляли порабощенные народы проклинать завоевателей, предрекая наступление часа расплаты. Так, ветхозаветный пророк Наум восклицал, прозревая гибель Ниневии, последней столицы Ассирии: "Разграблена, опустошена и разорена Ниневия! Горе городу кровей!"

3. Цари-завоеватели. Ассирийские владыки считали себя царями царей, властелинами мира. Они уподобляли себя великим богам. Их изображали, подчеркивая физическую мощь, с тяжелыми руками, вздутыми мышцами, в величественной застывшей позе.

Утверждению царского могущества служила охота на львов - любимое развлечение ассирийских правителей. Царь царей побеждал царя зверей, осуществляя свою власть не только над людьми, но и над природой.

Войны приводили к тому, что в руках ассирийских царей сосредоточивались огромные богатства. Разрушая чужие города, ассирийцы стремились укрепить свои собственные. По специальным планам нередко с прямоугольной планировкой улиц строились и новые города. Царские дворцы возводились на высоких платформах и снаружи были обнесены мощными стенами. Вход во дворец охраняли пятиметровые статуи фантастических крылатых быков с человеческими головами. Эти статуи имели пять ног, что при взгляде сбоку позволяло создать видимость шага животного. Крылатые быки олицетворяли добрых духов, охранявших покой царя.

С середины 19 века велись археологические раскопки на территории Ассирии. Была найдена легендарная Ниневия. Раскопаны дворец-крепость царя Саргона II, его царская резиденция. Выяснилось, что многие ассирийские правители предпочитали возводить свою собственную столицу.

За крепостными стенами скрывались не только дворцы, но и тщательно возделанные сады, где росли деревья, растения и цветы, привезенные из разных стран. Здесь были устроены искусственные бассейны, наполненные прозрачной водой, в которой резвились диковинные рыбы. А в специальных вольерах прогуливались животные из царского зоопарка. Ассирийские цари любили устраивать пиры и пышные празднества.

4. Глиняная библиотека. Несмотря на свою жестокость, ассирийские владыки не чуждались просвещения. В их дворцах создавались библиотеки. Самая знаменитая из них - библиотека царя Ашшурбанапала. Ее обнаружили во время раскопок Ниневии.

Эта библиотека представляет собой собрание сотен тысяч глиняных табличек, покрытых клинописью. Но это не просто груда табличек. Они были размещены по специальным разделам, по отдельным отраслям знаний. Таблички имели свои номера и опознавательные знаки. На полках таблички размещались в строгом порядке. Некоторые таблички хранились в нескольких экземплярах. Ими могли пользоваться несколько читателей сразу. По приказу царя во всех завоеванных странах делались копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмах или архивах. В царскую библиотеку свозились и оригиналы, и копии,

В библиотеке Ашшурбанапала были собраны все сколько-нибудь значительные произведения, в которых отразился исторический опыт цивилизаций Месопотамии. Здесь обнаружились сочинения исторические, религиозные, познавательные, книги предсказаний, судебники и многие другие. Разнообразные знания об истории и культуре шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев почерпнуты нами из табличек, найденных в этой библиотеке.

В начале 7 века до н. э. Ассирийская держава была разгромлена армиями вавилонян и их союзников. В пожаре погибла столица Ниневия, сгорел царский дворец, нашел свою смерть последний ассирийский царь. А глиняные таблички только закалились в огне. Тысячи лет пролежали они под слоем пепла и глины, чтобы после расшифровки учеными передать нам культурное наследие народов Месопотамии.

5. Государство Урарту. В начале 1 тысячелетия до н. э. у северных границ Ассирии сложилось государство Урарту. Оно объединило племена, жившие в горных долинах Закавказья. Страна Урарту была богата металлами. Урарты изготовляли прекрасные изделия и оружие из бронзы. Мастера-оружейники могли делать из железа лучшие на Востоке мечи и наконечники копий. Ассирийцы стремились захватить как можно больше урартского оружия. Урарты были храбрыми и искусными воинами. В течение двух веков они противостояли натиску Ассирии и сохраняли самостоятельность своего государства.

В Урарту было построено много городов. Одним из них был Ереван, столица современной Аpмeнии. В некоторых городах были широкие улицы, расположенные под прямым углом друг к другу. Города были хорошо укреплены, имели мощные оборонительные сооружения. Их не всегда могли разрушить даже ассирийские тараны. В конце 8 века до н. э. Ассирия предприняла самое мощное наступление на Урарту. Армия Урартов потерпела поражение, а их царь покончил с собой.

Урарту заново открыл для мира российский археолог и историк Б. Б. Пиотровский, который раскопал основные центры урартской цивилизации. Он показал ее богатство и разнообразие, расшифровал письменные памятники Урарту.

Афины были одним из крупнейших и сильнейших городов-государств Греции. Территория этого полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции.

1. Господство знати. Как и в других полисах в это время, господствующее положение в Афинах занимала знать. Знатные люди захватили плодородные земли в долинах. А крестьяне владели маленькими участками на каменистых склонах гор. Из-за этого им нередко приходилось брать у знатных людей деньги в долг. Тогда на участок крестьянина ставился долговой камень. Если долг вовремя не возвращался, земля должника переходила в собственность аристократа.

Крестьянин продолжал работать на этой земле, но часть урожая отдавал новому хозяину. Так крестьяне попадали в зависимость от знати. Иногда за долги крестьянин вынужден был продавать в рабство членов своей семьи и даже сам становился рабом.

Простые афиняне не могли больше мириться со своим тяжелым положением. Крестьяне требовали полного освобождения от долгов и передела земли. Они хотели добиться равных прав со знатью. Знать, конечно, была против этого. Крестьяне были готовы взяться за оружие. Казалось, не сегодня завтра начнется вооруженная борьба. С целью предотвратить такое развитие событий, которое ослабило бы полис, в 594 году до н. э. обратились к Солону.

2. Деятельность Солона. Солон был человек образованный и любознательный. Он родился в знатной семье, но не был богат и был честным человеком. Все уважали Солона и надеялись, что он положит конец борьбе между афинянами.

Солон начал с реформы, которую назвал "стряхиванием бремени". Со всех участков были убраны долговые камни и уничтожены все долговые обязательства. Это означало, что крестьяне освобождались от зависимости. Солон писал:

Мать черная Земля, с которой снял тогда

Столбов поставленных я много долговых.

Рабыня прежде, ныне же свободная.

Стали свободными и все, кто находился в долговом рабстве. Отныне запрещалось обращать афинских граждан за долги в рабов. Солон старался выкупить из рабства тех граждан, которые были проданы за долги на чужбину "Вернул я многих, в рабство проданных, уже забывших речь аттическую", - с гордостью писал Солон в том же стихотворении. Теперь в Афинах все рабы были людьми, привезенными из других стран.

Солон желал все высшие должности в государстве оставить за богатыми, как было прежде. А всем остальным он хотел дать право исполнять прочие должности, занимать которые они раньше не могли. Для этого он разделил всех граждан на четыре разряда. Разряд зависел от количества продуктов, которые получал гражданин со своей земли. Богатые граждане, принадлежавшие к двум первым разрядам, должны были служить в коннице. Третий разряд был самым многочисленным, в него входила большая часть крестьян. Они были гоплитами и составляли основу армии Наиболее бедные составляли четвертый разряд и были легковооруженными воинами.

3. Изменения в управлении государством. При Солоне сильно возросло значение народного собрания. На его заседаниях стали решать важные государственные дела, принимать законы. Все граждане, независимо от разряда, имели право участвовать в народном собрании и голосовать. Но на государственные должности могли быть избраны только граждане первых трех разрядов, а самые высокие долж

Выберите книгу со скидкой:


Пандемия: Всемирная история смертельных инфекций + покет

350 руб. 290.00 руб.


Всемирная история в вопросах и ответах

350 руб. 550.00 руб.


Только после Вас: Всемирная история хороших манер

350 руб. 640.00 руб.


Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов

350 руб. 790.00 руб.


Счастливый клевер человечества: Всеобщая история открытий, технологий, конкуренции и богатства

350 руб. 1330.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Аразамасков Дмитрий АлександровичНаписать 218743 31.10.2016

Номер материала: ДБ-304997

  • Всеобщая история
  • 5 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    31.10.2016 796
    31.10.2016 861
    31.10.2016 2236
    31.10.2016 621
    31.10.2016 424

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История сла­гается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, соци­альной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по ве­щественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселе­ниям, могильникам, кладам.

istoria.doc

1. Предмет истории и ее место в системе наук. Методы и принципы исторического познания

А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История сла­гается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, соци­альной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по ве­щественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселе­ниям, могильникам, кладам.

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеогра­фия — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камне, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических назва­ний; краеведение — историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее истори­ческие источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение зако­номерностей в развитии исторической науки.

История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими наука­ми, экономической теорией, математикой, математической стати­стикой, языкознанием, литературоведением и др. На современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, исто­рия музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как истори­ческая география, историческая геология и др.

Б) функции исторического познания

История выполняет несколько социально значимых функций.

*Первая — познава­тельная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении историче­ского пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

*Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития об­щества, помогает вырабатывать научно обоснованный политиче­ский курс, избегать субъективных решений.

*Третья функция — мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.

*История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патрио­тизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки об­щества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить историческими катего­риями, видеть общество в развитии, оценивать явления общест­венной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с по­следующим ходом развития событий.

В) Источники и методы познания истории

В исторической науке существует четыре категории (типа) источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и фонические. Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Отыскать достоверную информацию и получить новое историческое знание позволяют методы изучения истории. Исторический метод — это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание.К числу основных исторических методов научного исследования чаще относят четыре метода: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.

Кроме того, в истории вполне применимы и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.

*Наиболее распространенным в исторических исследованиях, является историко-генетический метод. Он наиболее универсален, гибок и доступен историку. Его суть сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. При использовании этого метода познание идет от единичного к особенному, а далее - к общему и всеобщему.

*Историко-сравнительный метод так же, как историко-генетический, один из наиболее распространенных. Объективной основой для его использования служит то, что общественно-историческое развитие - это повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс. Многие события, происходившие в разное время и разных масштабах, во многом сходны, во многом отличны друг от друга. Поэтому, сравнивая их, появляется возможность объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений.

*Право на существование в качестве самостоятельного метода имеет историко-типологический метод. Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий.

*В нынешних условиях, когда историческим исследованиям все чаще бывает свойственен целостный охват истории, все чаще используется историко-системный метод, то есть метод, при использовании которого изучается единство событий, явлений в общественно-историческом развитии.

Г) Принципы изучения исторических фактов

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Основными научными принципами являются следующие:

*Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообуслов­ленности.

*Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схе­му. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положи­тельных, так и отрицательных сторон.

*Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интере­сов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.

*Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на ос­нове анализа объективных реальностей и возможностей.

2. Основные концепции исторического процесса

Существуют исторические концепции, которые классифицируются по направленности исторического процесса. В этом случае выделяют линейные и циклические концепции.

Сторонники линейной концепции (Карл Маркс, Гегель, Бердяев) рассматривают историю как поступательную, поэтапную организацию какой-либо идеи. В линейной концепции можно выделить: христианскую концепцию истории и рационалистическую концепцию истории.

Христианская концепция(IV-XVIIIвв) в рамках религиозных воззрений формирует основные проблемы и идеи исторической науки:

1. Вопрос о смысле и содержании истории

2. Вопрос о начале и конце истории

3. Вопрос о соотношении общества и природы

Рационалистическая концепция сформировалась в период Нового времени, когда религия не могла объяснить происходящие в обществе изменения.

Рационализм – влияние разума человека на его деятельность. Отправной точкой создания рациональной концепции истории является романтический культ великой личности (Шиллер, Вальтер – Скотт, Фихте), нашедший позднее философско-теоретическое обоснование в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса. И Гегель, и Маркс считали, что история универсальна и в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит несколько степеней: у Гегеля: восточный, греко-римский и германский. Маркс выдвинул идею движения истории через общественно-экономические формации:

1. Первобытнообщинный строй

2. Рабовладельческий строй

3. Феодальный строй

4. Капиталистический строй

5. Коммунистический строй.

Маркс считал, что главным в отношениях является развитие способа производства, включающий в себя развитие производительных сил и производственных отношений. По мнению Маркса в обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, человек ценен настолько насколько он является товаром. Общество расслаивается, возникает социальное неравенство. Следствием социальной дифференциации и является государство.

Циклические или культурно-исторические концепции

В основу культурно-исторической концепции легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что историческое пространство заполнено самобытными регионо-культурными

3. Исследователь и исторический источник

В исторической науке существует несколько видов источников:

1. Вещественные (могильники, орудия труда, одежда, украшения, предметы быта и т.д.)

2. Письменные (иероглифическое письмо, клинопись, летописи, берестяные грамоты)

3. Изобразительные (наскальная живопись, карты, схемы, архитектурные сооружения и т.д)

4. Этнографические (сохранившиеся обычаи и традиции)

5. Устное народное творчество или фольклор (легенды, мифы, сказания)

6. Фонический (речи Сталина, гитлера)

7. Кино, фотодокументы

Историческими источниками занимается такая наука как источниковедение. Вспомогательная дисциплина историография изучает взгляды, идеи и концепции историков, а также закономерности в развитии исторической науки.

Интерпретация – переход исторического факта в историческую науку.

Теория пассионарности Л.Н.Гумилева:

Каждого этноса есть свой пассионарный дух – это биопсихическая энергия в сочетании с географическими, климатическими, этническими и другими особенностями. Благодаря этой энергии этнос выходит из состояния равновесия с природой, ведет завоевательные войны, создает свое государство и культуру и по мере того, как пассионарный дух угасает, этнос слабеет и становится добычей более молодого этноса, но не исчезает. А превращается в супер этнос.

Пассионарный дух продолжается около 800-1500 лет.

4. От общинно-родового строя к эпохе классообразования

Варианты периодизации древнейшей истории

Первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). В древнейшей эпохе выделяются три периода:

1. каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.):

a. древнекаменный (палеолит)

b. среднекаменный век (мезолит)

c. новый каменный век (неолит)

d. переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит)

2. бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

3. железный век (с 1 тыс. до н.э.).

Антропогенез (происхождение человека)

Процесс антропогенеза в своем развитии прошел 3 стадии:

1. появление антропогенных предков человека – австралопитеков (отличались использованием природных предметов в качестве орудий) – 4-2 млн.лет назад

2. появление древнейших и древних людей – ранние гоминиды: питекантропы и синантропы (изготовляли каменные орудия труда); возможно прародина человека находится в Африке и юго-восточной Азии (750-200 тыс лет назад)

3. появление человека современного типа – поздние гоминиды: неандертальцы и верхние палеолитические люди (250-40 тыс лет назад)

Человек современного физического типа – кроманьонец – появился на 3-ем этапе антропогенеза, это люди высокого роста с прямой походкой. На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез. Колоссальный ледник, появившийся около 100 тыс лет тому назад, делит историю первобытного общества на 3 периода:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.