Истина и заблуждение шпоры

Заблуждения многообразны по своим формам. Следу­ет, например, различать заблуждения научные и ненауч­ные, эмпирические и теоретические, религиозные и фи­лософские и т. д. Среди последних существуют такие как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догма­тизм, релятивизм и др.

Заблуждения следует отличать от лжи — преднамерен­ного искажения истины в чьих-то корыстных интересах — и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение — характеристика зна­ния, то ошибка — результат неправильности действий ин­дивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычис­лениях, в политике, в житейских делах и т. д. Выделяют ошибки логические — нарушение принципов и правил логики и фактические, обусловленные незнанием предме­та, реального положения дел и т. п.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним иде­альным содержанию и форме: истину познают люди, выра­жающие ее в определенных субъективных формах (поняти­ях, законах, теориях и т. п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве ис­тины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт по­стижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для

характеристики объективной истины как процесса приме­няются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина — это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они вы­ражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точ­ности и полноте его отражения. Между ними нет китай­ской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каж­дая из данных сторон, моментов имеет свою специфику.

Относительная истина (точнее, относительное в объек­тивной истине) выражает изменчивость каждого истинно­го знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо за­меняются новыми (например, классическая механика сме­нилась квантовой), либо опровергаются и становятся за­блуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т. п.). От­носительность истины заключается в ее неполноте, услов­ности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывает­ся из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Существует две крайние позиции в понимании отно­шения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момен­та, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что аб­
страктной истины нет, истина всегда конкретна. Это зна-
14. Философия 417

Таким образом, объективная, абсолютная, относитель­ная, конкретная и абстрактная истины — это не разные

1 Ойзерман Т. И. Существуют ли абстрактные истины? //Вопро­сы философии. 1999. № 2. С. 22—23.

сорта истин, а одно и то же истинное знание с этими сво­ими характерными признаками (свойствами).

Кроме названных, некоторые авторы выделяют такие свойства истины как непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), простота, красота, эвристичность (способность знания к саморасширению), когерентность (согласованность данного знания с фундаментальными идеями), способность к самокритичной рефлексии, анти-конъюнктурность, плюрализм знания и др.

В качестве критерия истины выдвигались общезначи­мость (то, что признается многими людьми); то, что яв­ляется выгодным, полезным, приводит к успеху — праг­матизм (от греч. pragma — дело, действие); то, что соответствует условному соглашению — конвенционализм (от лат. conventio — договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т. д.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи: важ­ная роль чувственности в постижении истины, требование ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм знания и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соедини­
ла всеобщность критерия истины с непосредственной дей-
14* 419

ствительностью путем введения в теорию познания обще­ственно-исторической практики. Последняя во всем сво­ем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена решающим — в конечном итоге — кри­терием истины. История познания подтвердила этот вы­вод.

Диалектичность практики как критерия истины явля­ется объективной основой возникновения и существова­ния иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совер­шенство и т. п.). Важное значение среди них имеют тео­ретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, произ­водный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она может окончатель­но доказать истинность тех или иных знаний.

содержит в себе критерий формально-логический, а не отвергает его.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной прин­цип философской гносеологии. Это такое их диалектичес­кое взаимодействие, в котором все же практика выше, важнее познания, и — как уже было показано ранее — исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

Кроме того, Поппер считает, что, во-первых, не следу­ет смешивать истину с критерием истины, во-вторых, уни­версальный критерий истинности, который уберег бы нас от заблуждений, по его мнению, не существует. Однако из этого не следует, что выбор между различными концепци­ями, теориями произволен и чисто субъективен.

Таким образом, все более полное приближение к абсолют­ной истине, преодоление заблуждений — важная закономер­ность развития познания.

Наука не является сводом неизменных истин. На каж­дом данном этапе исторического развития в ней содержат­ся наряду с правильными, подтвержденными опытом, практикой, теориями; немало и неточных, которые рано или поздно уточняются, развиваются. Теории, ранее казав­шиеся универсальными, ограничиваются определенным кругом явлений, относительные истины углубляются, все более приближаясь к абсолютным истинам, а ошибочные

положения, заблуждения, не выдержав испытания прак­тикой, экспериментом, отметаются, заменяются новыми представлениями.

Нельзя не сказать о том, что в своей философской гер­меневтике Гадамер в противовес позитивистским и сци-

Конечно же, надо углублять и расширять понятие ис­тины и заблуждения, но не за счет же отказа от них!

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Цель познания – достижение истины. Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям: «Не потому ты бледен, что мы правильно считаем тебя бледным, а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду

В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. Так, в философии И.Канта признаками истинности знания считаются всеобщность и необходимость, источниками которых служит не объективная реальность, а сознание индивида, априорные знания. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность.

В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества.

Истина имеет ряд особенностей:

1.Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.

2.Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.(*Лист на дереве зеленый. – Зеленый цвет листа обусловле содержанием в нем хлорофилла, который образуется за счет энергии света).

3.В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания. Примером относительной истины может послужить развитие знания о строении материи. Абсолютными истинами могут считаться точно установленные даты каких-либо событий, непреходящие константы (*гравитационная постоянная, скорость распространения электромагнитных волн, 2Х2=4 и т.д.) но эти истины не интересуют гносеологию, здесь в центре внимания - движение от относительной к абсолютной истине. При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина – это две стороны объективной истины. Абсолютное знание складывается из суммы относительных истин, а относительное содержит в себе элементы абсолютного (*относительное знание о строении материи содержит в себе абсолютное знание о существовании элементарных частиц, их заряде и проч.).Таким образом, объективная истина в процессе познания существует как абсолютно-относительная, соотношение между абсолютным и относительным меняется на разных этапах познания.

5.Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.

Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания.

Поэтому один из центральных вопросов гносеологии – вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения.

В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании.

В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.

Кроме практики, существуют другие критерии истины:

-логический – строгое следование законам и правилам логики (*широко используется в математике),

-аксиологический – обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям (*используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция).

Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.

Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские, и т.д. Так, среди последних существуют, такие как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.

Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, и связанной с этим передачи заведомо ложного знания — дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические — нарушение принципов и правил логики, и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т.п.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истиныэто не разные сорта истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерны ми признаками (свойствами).

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет.

Таким критерием считались, в частности, ясность и отчетливость знаний, их общезначимость, чувственные данные, полезность знаний и т.п.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена решающим в конечном итоге критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.

Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т.п.).

Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика, и только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

Понятие истины

Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, то есть корректное отражение действительности. Противоположностью истины выступает заблуждение.

Вопрос об истине – один из основных гносеологических вопросов. Все человеческие знания нацелены на достижение истины. В ходе познания у человека не только формируются знания, но он производит их оценку. Знание может оцениваться с точки зрения его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Истинность или ложность знания – центральный критерий среди всех разнообразных типов оценки знания.

Истина, в качестве гносеологического понятия, характеризует отношение знания к реальности, а точнее к определенному фрагменту реальности, который и составляет предмет познания. Современная трактовка истины сводится к следующему краткому определению.

Истина – это соответствие человеческого знания содержанию объекта познания.

Данное соответствие имеет несколько характеристик.

Характерная черта истины – наличие объективной и субъективной сторон. Истина может быть достигнута в противоречивом взаимодействии субъекта с объектом. Без объекта знание теряет всю свою содержательность, а без субъекта отсутствует само знание.

  • Курсовая работа Истина и заблуждение 430 руб.
  • Реферат Истина и заблуждение 240 руб.
  • Контрольная работа Истина и заблуждение 230 руб.

Истина может быть относительной и абсолютной. Представление о том, что истина достигается не сразу и целиком, а ее постижение – это сложный и противоречивый процесс, формировалось постепенно.

Абсолютная истина – это знание, которое нельзя опровергнуть дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такой тип истины существует только в качестве предела, к которому стремится все человеческое познание, в качестве идеала познания.

Относительная истина – это приблизительное знание, достижимое при соблюдении конкретно-исторических условий познания, то есть это не полное знание о познаваемом предмете.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Пределы познания ограничены исторически, однако по мере развития и совершенствования практики человечество непрерывно приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца.

Истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места и времени, а также многими другими обстоятельствами.

Понятие заблуждения

Заблуждение – это непроизвольное искажение результата познания или исследования. То есть такое содержание, которое не соответствует реальности, однако воспринимается как истинное.

Объективно, заблуждения характерны для любого познавательного процесса и возникают в связи со следующими причинами:

  • сложность решаемых проблем;
  • сложность предмета познания;
  • сложность выражения знания в знаковых формах;
  • ограниченность информации;
  • свобода выбора путей познания;
  • неразвитость научного инструментария и пр.

Для установления истинности знания необходимо использовать определенные критерии истины, способы проверки и обоснования знания. В процессе развития философии был предложен ряд критериев истины. Например, Декарт предлагал в качестве критерия истины использовать очевидность и ясность. Некоторые философы видели критерием истины общезначимость. В соответствии с этим, истина – это то, с чем все люди согласны, что является общезначимым. Мах предлагал критерием истины использовать понятие экономии мышления. Истинным является то, что просто и экономно мыслится. Прагматисты предлагали в качестве критерия истины использовать внутреннюю согласованность мыслей, их ценность и пр. Все такие критерии характеризует выраженный субъективизм.

Ясность мыслей и их согласованность, конечно, являются важнейшими критериями истины. При этом важнейший критерий истины – опыт, особенно опыт, который понимается в наиболее широком смысле, - в качестве общественно-исторической практики.

Практику отличает то, что она выступает объективным критерием истины: в практической деятельности соединены и соотносятся мысли об объекте и действиям над ним.

Практика в качестве критерия истины крайне противоречива: она абсолютна и относительна одновременно. Абсолютность практики в качестве критерия истины заключается в доказательстве истинность знаний для определенной предметной области, для определенных условий и с определенной точностью. Практика развивается в историческом разрезе и в каждом конкретном моменте ограничена. Но при всей относительности практики, если на определенном этапе развития познания подтвердила какое-то представление, то оно заключает в себе объективную истину.

Практика – это не только критерий истинности знаний. В ходе человеческого познания она играет основополагающую роль, выполняя следующие главные функции:

  • практика является источником познания, так как человек познает мир в той степени, в какой можем его практически освоить и преобразовать;
  • практика является движущей силой человеческого познания. Стремление к познанию формируется одновременно с развитием практических человеческих способностей. Она ставит ряд определенных задач перед познанием, поэтому является побудительной, движущей причиной познания;
  • практика выступает как цель познания, знания необходимы, чтобы выработать правильную стратегию действий.

Перечисленные выше функции практики делают акцент на ее значимости, как на одном из основных критериев истины.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Истина рассматривает отношение сознания к внешнему миру. В древнем Китае пробовали подойти к характеристике познания как процесса раскрытия причинности, выявления сходства и различия явлений, разделения вещей по родам. Выдвигались правила проверки истинности знаний: "основание", под которым имелись в виду опыт и суждения древних мудрецов; "источник", т. е. факты, которые слышали и видели простолюдины; "применимость", т. е. практическую пользу.

Истина представляет собой теоретическую форму разрешения противоречия между субъектом и объектом. В структуре знания выделяются два слоя: зависящий от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, способа переработки информации, языка; зависящий от объективной реальности, отражаемой познанием.

В отличие от метафизического материализма, представляющего истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета, диалектический материализм рассматривает истину как исторически обусловленный процесс. Пример: а) в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Крупица объективной истины здесь: светила Солнечной системы движутся; б) в учении Коперника утверждалось, что центром планетарной системы является Солнце, а планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него по концентрическим окружностям. Здесь доля объективного содержания знания выше; в) Кеплер показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не по окружностям, а по эллипсам; г) современная астрономия вычислила траектории и законы вращения планет еще точнее. Итак, с каждым новым открытием полнота объективной истины возрастает.

Между относительной и абсолютной истиной нет непереходимой грани. Каждая относительная истина - ступенька, приближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю абсолютной. Каждое "зерно" абсолютной истины, будучи сохранено последующим развитием научного знания, уточняется, изменяется. При этом выясняются границы, в рамках которых знание сохраняет свою объективную истинность. Например, механика И. Ньютона не была отброшена теорией относительности А. Эйнштейна, она вошла в состав этой теории как ее предельный случай. Вместе с тем, теория относительности показала границы, конкретные условия, в которых классическая механика остается объективной истиной.

В человеческой деятельности знания могут оцениваться как "полезные" и "бесполезные". В качестве истины прагматизм (Ч. С. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи) признает лишь то, что лучше всего позволяет приспособиться к жизни. Конечно, полезность и истинность знаний совпадают далеко не всегда (при субъективной, идеологически истолкованной полезности каких-то представлений). Вместе с тем, подход к мышлению в зависимости от того, служит ли оно действию, жизненной практике, имеет некоторые основания. Например, утверждение о необходимости преодоления в нашем обществе тоталитарных форм жизни адекватно (т. е. верно, истинно) отражает объективную тенденцию прогрессивного движения цивилизации и одновременно отвечает потребностям подавляющего большинства народа (т. е. полезно). В этом аспекте можно говорить о такой модели истины, как прагматическая. Часто осознание социальной пользы происходит постепенно, так как на стороне нового сначала стоят Щ лишь зачинатели движения, преодолевающие консерватизм значительной части населения.

Помимо эмпирических (опыт, практика) и внеэмпирических (логические, теоретические), имеются еще и такие критерии истины, как простота, красота, внутреннее совершенство знания.

Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение истины в себе в истину для науки невозможно без дискуссий и обсуждений.

Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соответствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречит истине.


Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

  • Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
  • Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.

Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания
  • Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.