Государство как субъект гражданских правоотношений шпора

Государство является особым субъектом гражданских правоотношений, поскольку оно само издает нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, и само же в таких отношениях участвует. Кроме того, государство представляет собой юридическую фикцию, которую невозможно, например, вызвать в суд в качестве истца или ответчика и т.д. В силу этого от имени государства в гражданском обороте участвуют специальные органы и организации (Правительство, министерства, ведомства, учреждения), которые, в свою очередь, должны обладать правами юридического лица. Что касается форм участия государства в гражданских правоотношениях, то они достаточно разнообразны. Так, государство, являясь собственником, осуществляет свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственной собственностью. Государство участвует в обязательственных правоотношениях, в частности, в сделках купли-продажи как продавцом (приватизация), так и покупателем; в поставке для государственных нужд, договоре контрактации; в договорах аренды, перевозки, подряда и т.д.; кроме того, государство может быть наследником. Государство также несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам и может быть истцом и ответчиком в суде.

Объекты гражданских правоотношений

Понятие и общая характеристика объектов гражданского права. Материальные и нематериальные блага и права. Имущество как объект гражданских прав. Классификация вещей. Деньги и ценные бумаги как особые объекты гражданских прав. Работы, услуги и объекты права интеллектуальной собственности.

Понятие объекта в гражданском праве является спорным. Общепринятым определением является следующее: объектами гражданских прав признается то, по поводу чего возникают гражданские правоотношения и на что направлены действия субъектов. Со времен римского права к объектам гражданских прав относятся материальные блага: имущество (имущественные блага и права), работы и услуги. Гражданский кодекс РК к числу объектов добавляет также объективированные результаты творческой деятельности и нематериальные, то есть личные неимущественные блага и права. Классификация вещей (имущества) берет свое начало в римском праве и дополнена новыми видами. Практическое значение классификация вещей имеет в разграничении отдельных видов договоров, предусмотренных особенной частью ГК. Так, например, предметом договора найма могут быть индивидуально определенные вещи, незаменимые, непотребляемые; а предметом договора займа могут быть вещи, определяемые родовыми признаками, потребляемые, заменимые. Недвижимое имущество всегда является индивидуально-определенным. Классификация личных неимущественных благ, не связанных с имущественными, дана нами в авторской версии. В качестве особых объектов гражданских правоотношений законодатель выделяет интеллектуальную собственность (ст. 125 ГК РК), служебную и коммерческую тайну (ст.126 ГК РК), деньги (ст. 127) и валютные ценности (ст. 128), а также ценные бумаги (статьи 129-139 ГК РК). Несмотря на то, что казахстанский законодатель исключил из перечня ценных бумаг, предусмотренных статьей 130 ГК РК, вексель и чек, в теории гражданского права, тем не менее, они являются общепризнанными ценными бумагами, что подтверждается и позицией российского законодателя (ст. 143 ГК РФ). Появление бездокументарных ценных бумаг пошатнуло в теории гражданского права понятие ценной бумаги как документа, действительного только при его предъявлении. Помимо бездокументарных, в законодательстве и практике появились и иные новые виды ценных бумаг: ипотечное свидетельство, складское свидетельство (варрант), зерновая расписка и т.д. Правовой статус ценных бумаг и порядок совершения сделок с ними регламентирован специальным законодательством.

К особым объектам гражданского права относятся также энергия (тепловая, электрическая - параграф 6 Главы 25 ГК РК) и энергоносители - газ, вода, нефть.

Понятие, и значение сделок в гражданском обороте. Формы и виды сделок. Обязательная форма сделки. Условия действительности сделок. Недействительные сделки. Последствия признания сделок недействительными.

Сделки являются основным, наиболее распространенным юридическим фактом, порождающим, изменяющим или прекращающим гражданские права и обязанности. Понятие сделки в гражданском праве является устоявшимся, традиционным: сделки - это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (правоотношений) (ст. 147 ГК РК).

Классификация сделок включает деление их на формы и виды по различным основаниям. Формы сделок изначально две: сделки могут совершаться в устной и письменной форме. В устной форме могут совершаться практически все сделки, для которых закон не предусматривает обязательной письменной формы; особенно сделки, исполняемые при самом их заключении. Устная форма - это выражение сделки в словесной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Письменная форма сделки в свою очередь может быть простой и квалифицированной. Квалифицированная письменная форма сделки - это ее нотариальное удостоверение и/или государственная регистрация. Несоблюдение требуемой законом простой письменной формы влечет два неблагоприятных последствия: первое - невозможность подтверждения свидетельскими показаниями в случае возникновения спора по факту заключения сделки, ее содержанию и т.д. Такое последствие применяется для сделок в предпринимательской деятельности и для сделок между гражданами на сумму свыше ста месячных расчетных показателей (100 МРП), если эти сделки не исполняются в момент их заключения, то есть если момент исполнения сделки отсрочен (статьи 152 и 153 ГК РК). Второе неблагоприятное последствие несоблюдения простой или квалифицированной письменной формы сделок - это признание таких сделок недействительными. В частности, договор купли-продажи предприятия, соглашение о залоге, внешнеэкономическая сделка и т.д. в силу прямого указания закона должны быть совершены в простой письменной форме; завещание, договор ренты - должны быть также и нотариально удостоверены, а все сделки с недвижимостью должны быть зарегистрированы в Центре недвижимости. Несоблюдение указанной законодателем формы для таких сделок влечет их недействительность.

Каждый из видов сделок необходимо охарактеризовать. В частности, деление сделок на односторонние и двух- и многосторонние зависит от количества участвующих в сделке лиц. Односторонние - это сделки, заключение которых зависит от воли одного лица и не требуют согласования с кем-либо (завещание, прощение долга, принятие наследства, публичное обещание награды, объявление конкурса и т.д.). Двух- и многосторонние сделки именуются договорами, их заключение зависит от наличия согласованной воли двух и более лиц. Основная масса сделок является договорами.

Для того, чтобы сделки повлекли именно те юридические последствия, на которые они были направлены, сделки должны быть действительными. Действительность сделки означает отсутствие пороков в следующих ее четырех элементах: форма сделки, субъекты сделки, содержание сделки и субъективная сторона (соответствие внутренней воли лица внешнему волеизъявлению). Недействительность хотя бы одного из указанных элементов влечет признание части или всей сделки недействительной. Потому закон признает недействительными сделки, совершенные под влиянием обмана, заблуждения, угрозы, шантажа, кабальные сделки и т.д. Недействительными являются также мнимые и притворные сделки (ст. 160 ГК РК). Пример наиболее распространенной притворной сделки - выдача доверенности на управление автотранспортом вместо заключения договора купли-продажи. В российском гражданском праве выделяются оспоримые и ничтожные сделки.

Признание сделки недействительной осуществляется судом и влечет, как правило, двустороннюю реституцию (приведение сторон в первоначальное положение). В некоторых случаях суд может применить одностороннюю реституцию и иные последствия, предусмотренные статьей 9 ГК РК.

Публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), их структурные подразделения, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществление ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву.

Российская Федерация - государство (в составе всех своих подразделений), отличающееся суверенностью, целостностью и призванное осуществлять функции публично-правового характера - организованность, безопасность, обороноспособность страны, устойчивое и восходящее развитие всего общества. Субъекты РФ - политические образования, имеющие в пределах Конституции свойства суверенности. Публично-правовой самостоятельностью отличаются и муниципальные образования - города, сельские поселения и др.

Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота.

Все эти публичные образования, выполняющие государственные и иные публичные функции, имеют также и гражданскую правосубъектность.

Все публичные образования (в том числе - образующие его учреждения, другие управленческие подразделения) в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, не охватываемых регулированием конституционным, административным правом, другими отраслями, обладают также гражданско-правовым статусом, соответствующим статусу юридического лица, если иное не вытекает из закона и особенностей данного субъекта.

Публичные образования могут своими действиями и от имени соответствующего публичного образования приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, возлагать на себя и исполнять гражданско-правовые обязанности, выступать в суде и др.

В соответствии с федеральными нормативными актами, актами субъектов РФ и муниципальных образований по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Органами, практически осуществляющими гражданскую правосубъектность от имени всего государства (Российской Федерации) и субъектов РФ, являются в рамках их компетенции Правительство, его органы, по имущественным вопросам - главным образом финансовые органы (казначейства). (В дореволюционной России для их обозначения использовалось понятие "казна". В настоящее время понятие "казна" означает исключительно имущество.)

Казну государства (всей Федерации, ее субъектов, муниципальных образований) образуют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

В соответствии со ст. 126 ГК РФ все три подразделения публичных образований (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), выступающие в качестве собственников соответствующей казны, не отвечают по обязательствам друг друга и по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, когда одно в отношении другого приняло в установленном порядке гарантию (поручительство).

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства определяются в соответствии с нормами международного частного права законом об иммунитете государства и его собственности. Такой закон еще не принят.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета. и поэтому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное собрание, Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, федеральные службы и агентства).
Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство экономического развития и торговли и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.
Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.
Отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг).
В отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд
В отношениях подряда для государственных нужд.
В отношениях дарения (когда имущество дарится государству).
Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.
Государство также является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.
Российская федерация может также выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставление кредитов. Такие договоры заключаются от имени правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.
В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: Республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно их участие и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты федерации могут быть также наследниками по завещанию.
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности и могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий. Полномочия муниципальных органов по участию в гражданско-правовых отношениях определены в закон РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В частности органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. (Ст.
29 ФЗ)
Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Государство участвует в гражданских правоотношениях и как унитарный моносубъект, и в лице отдельных органов и лиц. Последние являются либо представителями государства, либо наделяются самостоятельными имущественными правами.

Так, представителем Республики Беларусь в гражданских правоотношениях может быть Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь и др.

Но эти же органы могут выступать в гражданских правоотношениях и на основе облагаемых самостоятельных имущественных прав. Министерство финансов Республики Беларусь и его местные органы являются только представителем государства по вопросам владения, пользования и распоряжения казной. Оно представляет интересы государства по обязательствам из причиненного вреда, по спорам, связанным с конфискацией имущества, его арестом, описью и т.д. Здесь государство выступает унитарным субъектом.

Но это же министерство как юридическое лицо может заключать сделки от своего имени и нести по ним самостоятельную имущественную ответственность (например, покупка канцелярских принадлежностей и другого имущества для осуществления своих функций).

Государство в гражданских правоотношениях представляют, как правило, бюджетные учреждения. А по специальному поручению его могут представлять самостоятельные коммерческие предприятия и организации, а также организации смешанного характера, граждане.

Особенностью ответственности бюджетных учреждений и организаций является то, что они отвечают за причиненный вред только оборотными средствами и приравненными к ним. При недостаточности имущества бюджетной организации вред может компенсироваться потерпевшему из бюджетных источников (статья 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

На уровне административно-территориальных образований государство представляют соответствующие Советы депутатов и исполнительные комитеты. Они также могут быть как представителями соответствующего административно - территориального образования, так и самостоятельными носителями гражданских прав и обязанностей как юридические лица.

Таким образом, объективно существующие объединения и выделенное имущество для удобства имущественных отношений были оформлены правом в качестве конструкции право —— и обязанности — несущего субъекта, получившей название "юридическое лицо".

Практическое применение конструкции "юридическое лицо" очень обширно, вследствие чего данная конструкция встречается в любом законодательстве (в том числе и в правовой системе Республики Беларусь), являясь одним из основных его элементов.

Какие же признаки необходимы для того, чтобы то или иное объединение лиц или имущества либо выделенное лицом имущество было признано юридическим лицом?

В качестве основного объективного признака, отличающего такое объединение (либо выделенное имущество) от другого до момента, когда государство придаст этому объединению (имуществу) статус юридического лица, выступает направленность воли создателей (учредителей) объединения (лица, выделяющего имущество) на установление такого положения, при котором объединение (имущество) имеет самостоятельную судьбу, отличную от судьбы его создателей (участников). Если такая воля присутствует у создателей объединения (лица, выделяющего имущество), то, используя законоуложения, государство придает такому объединению (имуществу) статус юридического лица (если таковой воли нет, то объединение (имущество) не становится новым самостоятельным субъектом права).

Придание объединению (имуществу) статуса юридического лица выражается в том, что объединение (имущество) приобретает возможность иметь самостоятельные права и обязанности (в том числе собственную ответственность), отличные от прав и обязанностей создателей (учредителей);

собственное имя, отличное от имени создателей (учредителей); приобретает собственное имущество (либо возможность иметь собственное имущество), а также самостоятельную волю, которая проявляется через органы юридического лица (органы составляют определенную внутреннюю структуру данного лица).

Наряду с государственным влиянием важнейшим признаком, позволяющим рассматривать объединение лиц (имущество) как юридическое лицо, является наличие самостоятельной воли объединения, отличной от воли его учредителей (участников).

Следовательно, основное отличие юридического лица как субъекта гражданского права от физического лица — субъекта гражданского права заключается в наличии у юридического лица такого внутреннего строения (механизма проявления воли), которое регулируется правом, в то время как внутренний механизм проявления воли у человека правом не устанавливается.

Особенности государства как субъекта гражданских правоотношений. Формы участия государства в имущественном обороте. Государство как собственник. Государство как субъект гражданско-правовых сделок. Государство как наследник. Гражданско-правовая ответственность государства.

Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций.

Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений участвуют в них на равных началах с физическими и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК). Но названным субъектам гражданского права присущи особые свойства, которых нет у юридических лиц. Прежде всего, все они объединены единой территорией и составляют единую государственную систему – Российскую Федерацию, которая обладает политической властью и государственным суверенитетом, т. е. верховенством власти на всей своей территории и независимостью в международных отношениях. Одновременно каждый из них в этой единой системе структурно обособлен и выступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, будучи коллективными образованиями, обладают всеми признаками, необходимыми для такого рода субъектов гражданского права.

Для выступления в имущественном обороте государство в соответствии с основными началами гражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей.

Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать государственные органы, юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовых операций государство возлагает на специализированные организации, прежде всего на банки. Такие представители получили наименование агентов государства.

Какие же органы государственной власти и органы местного самоуправления могут, реализуя установленную для них компетенцию, действовать в сфере гражданского права от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований?

На федеральном уровне от имени государства возможностью своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде обладают Президент, Правительство, министерства, ведомства и другие органы государственной власти. Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, Министерство экономического развития РФ в пределах своей компетенции осуществляет от имени Российской Федерации управление и распоряжение федеральным имуществом, кроме случаев, когда выполнение указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов; закрепление находящегося в федеральной собственности имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений; предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, государственным учреждениям и казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, а другим организациям и гражданам – в аренду; принятие в установленном порядке решений о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении министерства учреждений; реализацию прав акционера (участника) акционерных обществ (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности; передачу для продажи в установленном порядке объектов приватизации специализированному государственному учреждению, которому Правительством РФ предоставлены функции по продаже приватизируемого федерального имущества, и т.п. Среди органов государства, выступающих от его имени в гражданском обороте, важная роль принадлежит Федеральному казначейству РФ. Казначейство представляет собой единую централизованную систему органов, состоящую из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов в республиках, краях, городах и районах. Органы казначейства являются юридическими лицами, организуют, осуществляют и контролируют исполнение бюджета, управляют доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, обслуживают совместно с Центральным банком государственный внутренний и внешний долг РФ, организуют и осуществляют в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, и др.

От имени субъектов РФ в гражданских правоотношениях могут выступать президенты республик в составе РФ, губернаторы, правительства, министерства и ведомства, администрации и др. Среди органов местного самоуправления (их наименования устанавливаются в уставах муниципальных образований), выступающих в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени муниципальных образований, следует назвать городские, сельские, поселковые собрания народных представителей, исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Наряду с изложенным порядком участия государства, субъектов РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях закон предусматривает и иной специальный правовой механизм такого участия. Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Случаи и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, нормативными актами федерального уровня и актами субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, выступление от имени государства, субъектов РФ и муниципальных образований в рассматриваемых случаях должно опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность, договор поручения и доверенность соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления

Формы участия государства в имущественном обороте.Государственные образования участвуют в имущественном обороте в различных качествах: как собственник, как сторона в разного рода сделках, как наследник или получатель выморочного имущества. Государство может быть также носителем прав интеллектуальной собственности (авторских и патентных), когда это специально предусматривается законодательством.

Сфера гражданско-правовых отношений, участниками которых являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, достаточно широка. Важнейшими среди них являются отношения собственности. Российской Федерации принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам РФ, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

Как и любому иному собственнику, Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям принадлежат права владения, пользования и распоряжения их имуществом. Они могут осуществлять правомочия собственника как непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и опосредованно, создавая самостоятельные субъекты гражданского права – унитарные предприятия и учреждения с закреплением за ними имущества на вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. В последнем случае имущество остается в собственности публично-правового образования.

Государство как собственник.Принадлежащие ему права собственности государство реализует прежде всего в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные и административные акты, влекущие гражданско-правовые последствия. Эти акты определяют принадлежность собственности самой Российской Федерации, ее субъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизации государственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия и учреждения, на которые возлагается дальнейшее использование государственного имущества. От имени государства совершаются разовые акты распоряжения собственностью, в частности оказывается финансовая помощь при экстремальных ситуациях в отдельных регионах страны.

Государство через свои органы ведет учет государственной собственности, а также включает в ее состав новое имущество, которое становится государственной собственностью в силу предусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК РФ) оснований: реквизиция, конфискация, изъятие недвижимого имущества, клады, бесхозное имущество и др.

Названные правомочия осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями в области приватизации и полномочиями собственника, в том числе правами акционера в сфере управления имуществом Российской Федерации. Государственной собственностью субъектов РФ распоряжаются их исполнительные органы, прежде всего правительства и губернаторы.

Правомочия владения и пользования своей собственностью государственные образования осуществляют посредством юридического лица. В этих целях создаются государственные учреждения с различными задачами и унитарные предприятия, которые наделяются необходимым им государственным имуществом для его использования на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления.

Государство как субъект гражданско-правовых сделок. Выступление государственных образований в качестве стороны гражданско-правовой сделки лишает их властных атрибутов и полностью переносит в сферу гражданского права, где стороны сделки равноправны и несут имущественную ответственность по своим обязательствам.

Круг совершаемых государством сделок обширен. Это прежде всего государственные контракты на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качестве заказчика выступает государственный орган, действующий от имени Российской Федерации или ее субъекта. Порядок заключения и исполнения таких договоров определен в ГК и более полно – в законах о выполнении таких закупок и работ.

Другой распространенной категорией сделок являются кредитные сделки с участием государства, которое может быть кредитором (кредитующей стороной) или же, напротив, должником (заемщиком). Нормы о кредитных операциях государства имеются в ряде законов Российской Федерации и постановлений Правительства РФ. Бюджетный кодекс и годовые законы о бюджете Российской Федерации устанавливают пределы, в рамках которых допускается совершение таких сделок. Порядок предоставления крупных государственных кредитов обычно определяется специальными постановлениями Правительства РФ, возлагающими их реализацию на Министерство финансов Российской Федерации.

В качестве заемщика государство выступает при выпуске государственных займов, облигаций и иных ценных бумаг. Изданы Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, которые устанавливают, что эмитентом займов от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, а генеральным агентом по их обслуживанию – Центральный банк РФ. Займы могут объявляться также субъектами РФ.

Эмиссия и обращение государственных и муниципальных ценных бумаг определяются Федеральным законом от 29 июля 1998 г., который допускает их выпуск как в отечественной, так и в иностранной валюте, и четко оговаривает, что они выпускаются от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования. Для обеспечения надежности таких ценных бумаг могут использоваться институты страхования, а также гарантии.

При совершении крупных по суммам и значению гражданско-правовых сделок, в частности кредитов, государство может выступать в качестве гаранта (поручителя) по обязательствам других субъектов гражданского права, о чем говорится в п. 6 ст. 126 ГК. За последние годы практика выдачи таких гарантий (поручительств) от имени Российской Федерации и ее субъектов стала весьма распространенной: они предоставляются для обеспечения разного рода обязательств, прежде всего при долгосрочном кредитовании на значительные суммы.

Государство как наследник. Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствии наследников принимает имущество умершего как выморочное имущество. В первом случае действуют общие правила гражданского законодательства о наследовании по завещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей. Во втором – действуют специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочного имущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета и использования такого имущества.

Гражданско-правовая ответственность государства.Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность государства предусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК РФ следующие основания:

· Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев (об этом далее). Данное правило не распространяется на случаи выдачи государственными образованиями гарантий (поручительств) по обязательствам других лиц;

· Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Это, согласно действующему законодательству, природные заповедники (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ), лесной фонд (ст. 19 Лесного кодекса РФ), памятники культуры и некоторые другие виды имущества.

Наряду с названными основаниями ответственности государственных образований в ГК и других законах определены конкретные случаи их ответственности. Они учитывают особенности договорной и внедоговорной ответственности, а также ответственности за незаконные административно-правовые акты, изданные государственными органами всех уровней.

В ряде статей ГК предусмотрена субсидиарная ответственность государственных образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ), а также по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120) ГК РФ. Аналогичную ответственность несет государство в случае банкротства унитарных предприятий (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Ответственность государства наступает в случаях принятия им на себя гарантий (поручительств) по обязательствам других субъектов гражданского права (п. 6 ст. 126 ГК РФ). Порядок предоставления таких гарантий определяется Бюджетным кодексом и специальными постановлениями Правительства РФ. Они указывают основания и пределы ответственности по выданной гарантии, которые могут быть и менее суммы обеспечиваемого гарантией денежного обязательства.

Принципиальное значение имеет ст. 16 ГК РФ, согласно которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием.

Особая норма установлена в ст. 1070 ГК РФ в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В тех случаях, когда к государству переходит имущество в порядке наследования (по завещанию или как выморочное), оно в пределах стоимости перешедшего к нему имущества отвечает по долгам наследодателя согласно общим правилам наследственного права (ст. 1175, п. 3 ст. 1151 ГК РФ).

Говоря о гражданско-правовой ответственности государства за причиненные убытки, необходимо иметь в виду, что она наступает при наличии общих оснований ответственности, установленных ГК. Это означает, что размер убытков и наличие причинной связи с действиями государства (его органов) должны быть доказаны заявителем требования, а государство в лице представляющего его органа может ссылаться на отсутствие вины, если законом не предусмотрена его безвиновная ответственность (ст. 401 и ст. 1070 ГК РФ).

Многие нормы действующего законодательства гласят, что при ответственности государства таковую несет его казна. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, ответчиком по такому требованию признается Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового либо иного уполномоченного органа. Это разъяснение имеет значение и для других установленных законом случаев ответственности государства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.