Функции правовых норм шпора

  • 1. Понятие финансов и их функции
  • 2. Понятие финансовой деятельности РФ, задачи и методы ее осуществления
  • 3. Конституционные основы финансовой деятельности
  • 4. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  • 5. Система финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельность
  • 6. Финансовая система РФ как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • 7. Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права
  • 8. Предмет и метод финансового права
  • 9. Система финансового права
  • 10. Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды
  • 11. Финансовые правоотношения. Их содержание и особенности
  • 12. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
  • 13. Понятие и значение финансового контроля
  • 14. Виды и органы финансового контроля

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовое право. Шпаргалка (О. Л. Шумаева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10. Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды

Финансово-правовая норма – установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Признаки финансово-правовых норм:

1) устанавливаются государством, поэтому их исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

2) возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;

3) выражаются в правовом нормативном акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Структура финансово-правовой нормы:

1) гипотеза указывает на те условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой;

2) диспозиция указывает на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой;

3) санкция указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию.

Классификация финансово-правовых норм:

1) в зависимости от выполняемых функций финансово-правовые нормы подразделяются на: а) регулятивные, непосредственно регулирующие общественные отношения путем предоставления участникам прав и возложения обязанностей;

б) охранительные, предусматривающие применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения;

в) обязывающие, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия;

г) запрещающие, устанавливающие обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме;

д) управомочивающие, предусматривающие возможность субъекта финансового права действовать в рамках финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению;

2) в зависимости оттого, какую операцию выполняют в процессе правового регулирования, финансово-правовые нормы подразделяются на:

г) оперативные финансово-правовые нормы;

д) рекомендательные нормы;

3) в зависимости от объема действия делятся на:

4) в зависимости от территории действия различают нормы, действующие:

а) на всей территории РФ;

б) на территории субъекта РФ;

в) на территории муниципального образования;

5) в зависимости от предмета финансово-правового регулирования, выделяют:

а) материальные финансово-правовые нормы;

б) процессуальные финансово-правовые нормы.

  • 1. Понятие финансов и их функции
  • 2. Понятие финансовой деятельности РФ, задачи и методы ее осуществления
  • 3. Конституционные основы финансовой деятельности
  • 4. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  • 5. Система финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельность
  • 6. Финансовая система РФ как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • 7. Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права
  • 8. Предмет и метод финансового права
  • 9. Система финансового права
  • 10. Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды
  • 11. Финансовые правоотношения. Их содержание и особенности
  • 12. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
  • 13. Понятие и значение финансового контроля
  • 14. Виды и органы финансового контроля

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовое право. Шпаргалка (О. Л. Шумаева, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.

Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4

Вопрос 2. Методология теории государства и права 5

Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8

Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11

Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13

Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16

Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19

Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19

Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20

Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21

Вопрос 11. Виды норм права 23

Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24

Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25

Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25

Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26

Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28

Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28

Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30

Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32

Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33

Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34

Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36

Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37

Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38

Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39

Вопрос 26. Объекты правоотношения 40

Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41

Вопрос 28. Содержание правоотношения 42

Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43

Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44

Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45

Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46

Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46

Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48

Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49

Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50

Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52

Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53

Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55

Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56

Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58

Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59

Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60

Вопрос 44. Законность и правопорядок 61

Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63

Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64

Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65

Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66

Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67

Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68

Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69

Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70

Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70

Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71

Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72

Вопрос 56. Понятие формы государства 74

Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74

Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77

Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78

Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79

Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80

Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81

Вопрос 63. Признаки правового государства 82

Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83

Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83

Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84

Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85

Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86

Экзамен1.docx

- принцип гласности судопроизводства.

Отраслевые принципы – действуют в рамках только одной отрасли права. К ним относятся:

- принцип равенства сторон в имущественных отношениях,

- презумпция невиновности (в уголовном процессе).

Вопрос 9. Функции права: понятие и виды

Функции права – это направления воздействия права на общественные отношения, выражающие роль права в организации общественных отношений. Функции права выражают сущность права, определяют содержание и виды функций различных правовых явлений.

Виды функций права:

1. Общесоциальные функции:

- экономическая функция права – выражается в регламентации экономических отношений; например, антимонопольном регулировании, закреплении различных форм налогообложения, стандартизации товаров и т.д.;

- политическая функция – направлена на упорядочение публично-правовой деятельности государства и его органов, прав и свобод граждан и их объединений и т.д.;

- экологическая функция – проявляется в установлении положений, направленных на защиту окружающей природной среды; например, нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и т.д.;

- демографическая функция – ориентирована на поддержание позитивной динамики прироста и сокращение смертности населения;

- идеологическая (воспитательная) функция – сконцентрирована на задаче формирования правомерного поведения, позитивного, уважительного отношения к праву со стороны его субъектов;

2. Специально-юридические функции права:

- регулятивная функция – выражается в фиксации правового статуса различных участников правоотношений, закреплении того или иного типа правового регулирования, различных юридических средств – дозволений, поощрений и т.д.. Выделяют два вида регулятивной функции:

регулятивная статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах;

регулятивная динамическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).

- охранительная функция – ориентирована на обеспечение и восстановление субъективных прав, а также на наказание лиц, нарушивших правовые запреты либо не исполнивших юридические обязанности.

Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов

Норма права – это формально определенное, имеющее общеобязательную силу правило поведения, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений, обеспеченное возможностью применения государственного принуждения.

Признаки нормы права:

- является результатом правотворческой деятельности и исходит от государства;

- является регулятором общественных отношений и определяет меру поведения, права и обязанности субъектов права в предусмотренных ею ситуациях, закрепляя возможное и необходимое поведение;

- является общеобязательным правилом поведения, в соответствии с которым должны действовать субъекты правоотношений;

- имеет общий характер, то есть распространяется на все случаи и ситуации, которые попадают в сферу действия нормы права;

- является формально- определенным правилом поведения, так как выражена в государственно-властном велении и закреплена в официальном документе – нормативном правовом акте;

- действие нормы права обеспечен о возможностью применения к нарушителям государственного принуждения;

- имеет внутреннюю структуру (гипотезу, диспозицию, санкцию) и одновременно сама является элементом системы права.

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы права, представляющее совокупность составляющих ее взаимосвязанных элементов.

Гипотеза – это элемент нормы права, который закрепляет условия, при наличии или отсутствии которых реализуется норма, а также в необходимых случаях закрепляет круг субъектов, которым адресуется норма.

Гипотезы бывают следующих видов:

- простая гипотеза – предусматривает одно условие, наличие которого является основанием для действия нормы права;

- сложная гипотеза – закрепляет несколько условий, при наступлении которых норма права будет действовать;

- альтернативная гипотеза – предусматривает несколько условий и связывает наступление действия нормы права с наступлением хотя бы одного из них.

Диспозиция – это часть нормы права, в которой содержится само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношения.

- прямая диспозиция – четко и последовательно закрепляет правило поведения, согласно которому должны действовать адресаты нормы права;

- альтернативная диспозиция – предусматривает два или более варианта поведения в той или иной ситуации и предоставляет адресатам нормы права право выбора их них;

- отсылочная диспозиция – закрепляет правило поведения в самой общей форме, отсылая субъектов к другой норме права в этом же нормативном правовом акте;

- бланкетная диспозиция – закрепляет правило поведения в самой общей форме, отсылая субъектов реализации к другим нормативным правовым актам.

Санкция – это часть нормы права, которая закрепляет неблагоприятные последствия, возникающие у субъектов в результате нарушения диспозиции правовой нормы, предусматривает меры государственного воздействия, которые могут быть применены.

- абсолютно-определенные санкции – закрепляют строго определенный вид и размер наказания (например, административный штраф в размере 200 рублей);

- относительно-определенные санкции – закрепляют вид и меру наказания, ограничивая их определенными пределами (например, лишение свободы на срок от 5 до 15 лет);

- альтернативные санкции – закрепляют варианты мер государственного воздействия, которые могут быть применены к правонарушителю с учетом обстоятельств совершенного им деяния (например, ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок);

- кумулятивные санкции – закрепляют возможность применения к правонарушителю как основного, так и дополнительного наказания (например, лишение свободы как основное наказание и лишение специального, воинского или почетного звания).

Варианты соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта:

1. Все элементы структуры нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция) содержатся в одной статье нормативного правового акта.

2. Размещение одной нормы права в нескольких статьях одного нормативного правового акта или в различных нормативных правовых актах путем отсылочного или бланкетного изложения.

3. Абстрактное изложение нормы права в статьях нормативных правовых актах путем обобщенного изложения данных.

4. Казуальное изложение нормы права в статьях нормативных правовых актов путем детального описания их индивидуальных признаков.

Вопрос 11. Виды норм права

Норма права – это формально определенное, имеющее общеобязательную силу правило поведения, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений, обеспеченное возможностью применения государственного принуждения.

Виды норм права по отраслевой принадлежности:

- конституционные нормы права;

- нормы гражданского права;

- нормы уголовного права;

- нормы административного права и т.д.

Виды норм права по методу правового регулирования:

- императивные нормы – строго регулируют общественные отношения, не допуская отклонений от предусмотренного поведения;

- диспозитивные нормы – имеют более мягкий по сравнению с императивными характер и позволяют участникам общественных отношений самостоятельно выбирать варианты своего поведения, не выходя при этом за рамки закона (например, самозащита);

- рекомендательные нормы – закрепляют варианты желательного поведения для государства;

- поощрительные нормы – закрепляют меры поощрения, стимулирующие субъектов права к наиболее активному правомерному поведению, к достижению определенного результата.

Виды норм права по характеру действия:

- материальные нормы – устанавливают правила поведения субъектов, закрепляют их права и обязанности;

- процессуальные нормы – устанавливают процедуру и порядок применения этих правил.

Виды норм права по сфере действия:

- нормы общего действия – имеют широкое распространение в рамках территории государства (например, нормы КРФ);

- нормы ограниченного действия – действие норм права ограничено определенной территорией в рамках конкретного государства, указанной в самом нормативном правовом акте;

- локальные нормы – действуют в рамках отдельных организаций, учреждений, предприятий.

Виды норм права в зависимости от выполняемых функций:

- регулятивные нормы – направлены на регулирование общественных отношений, возникающих между различными субъектами права в рамках правомерного поведения (могут иметь управомочивающий – предоставлять субъектам определенные права, обязывающий – возлагать на субъектов определенные позитивные обязанности, или запрещающий характер);

- охранительные нормы – направлены на охрану существующих общественных отношений и закрепляют меры государственного принуждения, которые применяются в связи с противоправным поведением субъектов;

- специальные нормы – нормы, которые выполняют особые функции в правовом регулировании, создавая необходимые условия для полноценного функционирования регулятивных и охранительных норм. В свою очередь специальные нормы подразделяются на:

Декларативные нормы – закрепляют цели, принципы и задачи правового регулирования;

Дефинитивные нормы – закрепляют легальные определения правовых терминов и категорий;

Коллизионные нормы – устанавливают порядок применения норм права в случае возникновения противоречий между ними;

Оперативные нормы – регулируют вопросы, связанные с действием норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц, то есть закрепляют время, порядок вступления в силу нормативного правового акта, отменяют его действие, распространяют действие нормативного правового акта на новые отношения или новых субъектов.

Виды норм права по времени действия:

Виды норм права по кругу лиц:

Виды норм права по юридической силе:

- нормы подзаконных нормативных правовых актов и т.д.

Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права

Источниками права являются официальные формы выражения или закрепления правовых норм, действующих в данном государстве. Источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.

С материальной точки зрения под источниками права понимаются существующие социальные, экономические, духовные, политические и иные отношения, обусловливающие содержание норм права.

С философской точки зрения под источниками понимаются философские идеи, образующие основу той или иной правовой системы.

К источникам с юридической стороны относят:

Правовой обычай – представляет собой признанное или допускаемое государством правило поведения, сложившееся в силу его многократного повторения.

Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый компетентными органами законодательной или исполнительной власти либо непосредственно населением путем реализации форм прямого народного волеизъявления, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений.

Судебный прецедент – ранее принятое решение суда, ставшее образцом при разрешении в будущем аналогичных дел судами равной или нижестоящей инстанции.

Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов правотворчества, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Религиозные тексты – система правил поведения, регулирующих отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Правовая доктрина – совокупность теорий, концепций, взглядов ученых-правоведов о государстве и праве.

Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды

Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый компетентными органами законодательной или исполнительной власти либо непосредственно населением путем реализации форм прямого народного волеизъявления, содержащий нормы права и направленный на регулирование общественных отношений.

Закон – это вид нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особой процедуре либо путем прямого народного волеизъявления на референдуме, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

- принимается высшим представительным (законодательным органом) – парламентом или непосредственно народом путем референдума;

- принимается, изменяется и дополняется путем особой законодательной процедуры;

- обладает высшей юридической силой, верховенством по отношению к иным внутригосударственным нормативным правовым актам;

- предусмотренные законом нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, представляющие значительный общественный интерес, ценность и важность для государства и общества;

- содержит нормы, обладающие большей степенью обобщенности и абстрактности, чем нормы подзаконных нормативных правовых актов.

Понятие и признаки нормы права. Классификация норм права

Норма права — общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы:

Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

Закрепляют , как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание ( представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством , закрепляются в официальных государственных актах;

Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

Носит общий характер, то есть отличается нормативностью ;

Характеризуется неперсонифицированностью — адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

Имеет многократное применение — не прекращает своего действия после ее исполнения;

Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

Содержание нормы права:

Волевое содержание — выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов .

Социально-юридическое содержание — общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества (сфере действия):

Нормы законов — нормы общего дей­ствия — распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства;

Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) — нормы ограниченного действия — имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей;

Локальные нормы — принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

2. По выполняемым функциям

регулятивные (нормы-правила поведения) — содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

ох­ранительные (нормы-стражи порядка) — направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и поря­док освобождения от наказания;

3. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме:

учредительные (нормы-принципы) — отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства;

обеспечительные (нормы-гарантии) — содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права;

декларативные (нормы-объявления) — включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления;

де­финитивные (нормы-определения) — формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);

коллизионные (нормы-арбитры) — призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

оперативные (нормы-инструменты) — устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;

4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): уголовно-правовые; гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.

Отраслевые нормы подразделяются:

материальные — предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;

процессу­альные — закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения норм права. Два вида процессуальных норм :

обслуживающие отрасль в целом — нормы уголовного, гражданского или административного процесса;

обслуживающие конкретный правовой институт — избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.

5. По методу правового регулирования:

им­перативные — категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);

диспозитивные — устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

поощрительные — предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом (shpora.su). Цель — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

рекомендательные — устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование — поощрение; игнорирование - негативные последствия).

6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

обязывающие — предписывают субъектам совершить определенные действия;

управомочивающие — предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия;

запрещающие — устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

7. По времени : постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

8. По кругу лиц :

общие — распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства;

специальные — распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников.

9. Специализированные нормы:

компенсационные — направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера;

коллизионные — предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

10. В зависимости от характера структурных элементов:

11. По степени определенности.

абсолютно определенные — не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте;

относительно определенные — не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.