Факторы и механизмы стратификационного деления шпора

Идентичность слоя зависит не от единообразия какой-то одной, двух или десяти характеристик людей, а от сложной модели или целой сети взаимосвязанных друг с другом характеристик и установок. Члены любого слоя не отличаются строгим единообразием в любом виде деятельности; их в большей степени отличали от других слоев размер дохода, профессиональный уровень и тип социального участия.

ФАКТОРЫ СТРАТИФИКАЦИОННОГО ДЕЛЕНИЯ:

1. ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ(формирова­нии культурно-коммуникационной сети, т. е. системы линий связи, путей и центров)

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ, С ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМИ КУЛЬТУРАМИ МИРА (под воздействием столкновения с другой культурой государствен­ные органы могут осуществлять отдельные заимствования из­вне, что также отражается на социальной структуре)

3. СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ, КРИЗИСЫ, ВЕДУЩИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ (Различия уровня жизни и интересов представите­лей разных социальных слоев и классов).

4. ИНФОРМАЦИ­ОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Новая информация и расширение познавательного пространства способны трансформировать шкалу предпочте­ний, способы взаимодействия людей.

Социальная структура современного белорусского общества.

На основании данных статистики и соц. исследований выделяют следующие группы:

Богатые(1,5 %).

Состоятельные (5-6 %), позволяющие себе дорогие покупки, путешествия, отдых в дорогих санаториях.

Обеспеченные (8-9 %), ощущающие ограничения при приобретении дорогостоящих вещей, отдыхе за рубежом, посещении ресторанов.

Среднеобеспеченные (14 %), вынужденные выбрать между бытовой техникой, дорогой одеждой или хорошим питанием.

Малообеспеченные (17 %), которые не могут купить бытовую технику и ощущают затруднения при покупке одежды и организации досуга.

Бедные (46 %), которые лишь изредка могут позволить себе покупать мясо, фрукты, одежду, не в состоянии оплачивать учебу детей, организовать себе культурный досуг.

Нищие (7%) – находятся на грани выживания, нуждаются в дополнительных средствах для обеспечения достойного уровня жизни.

Имущественное расслоение соответствует иерархии, построенной по социально-статусным критериям:

Высший слой – высшая государственная бюрократия и новая буржуазия.

Высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорат, наиболее успешные художники, артисты, телеведущие, ученые, владельцы частных медицинских учреждений.

Средний средний слой– профессура, врачи и юристы, руководители отделов преуспевающих и крупных предприятий, старшие офицеры.

Низший средний слой – учителя, рядовые инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие.

Низший слой – низко квалифицированные рабочие, служащие, сержантский состав ВС и ОВД.

Паразитические слои – представители оргпреступности, незаконного и полулегального бизнеса.

Маргинальные слои – нищие, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и др.

Социальные организации. Типология организаций. Формальные и неформальные организации.

Социальная организация— большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей

реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных).

Типология организаций – многомерная классификация, представляющая целостную систему типов, объединенных неким общим началом, общей природой, происхождением, общей средой существования, сущностными свойствами.

Формальная организация характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации – это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий.

Неформальная организация – это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий. Неформальные организации не регистрируются в государственном органе. Они создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Факторы социальной стратификации

Для того, чтобы определить различия в принадлежности к той или иной социальной группе необходимо выделить факторы, которые составляют первостепенные структурные характеристика нынешнего общества.

П. Блау, американский социолог, разработал систему параметров, определяющих позицию индивида в социуме.

К номинальным факторам относятся:

  • пол,
  • этническая принадлежность,
  • вероисповедание,
  • политическая ориентация,
  • место жительства,
  • раса,
  • язык.

К ранговым факторам принадлежат:

  • возраст,
  • престиж,
  • образование,
  • доход (заработная плата),
  • интеллигентность,
  • власть,
  • богатство (накопленное или наследство),
  • административная должность,
  • происхождение.

Представленные выше параметры могут быть применены как к отдельному индивиду, так и к каждой социальной общности. Сочетание этих параметров и станет определяющим фактором в определении места группы или индивида в социальной структуре.

Необходимость разделения факторов на ранговые и номинальные обусловлена наличием двух важнейших характеристик социальной структуры – неравенства и гетерогенности.

  • Курсовая работа Факторы социальной стратификации 420 руб.
  • Реферат Факторы социальной стратификации 230 руб.
  • Контрольная работа Факторы социальной стратификации 240 руб.

Социальное неравенство и гетерогенность

Большинство ученых корни социального неравенства усматривают в природных расхождениях людей в плане личностных качеств, внутренней энергии, физических данных, а также по мощности мотивации, которая направлена на достижение наиболее насущных, значимых потребностей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Неравенство, которое возникает первоначально, обыкновенно имеет крайне неустойчивый характер и совершенно не ведет к закреплению социальных статусов.

Сравнительно примитивная культура не имеет тяги к созданию социальных норм, направленных на жесткое закрепление отношений неравенства.

Образование сложных обществ, появление систем социальных институтов и совершенствование социальных отношений – все эти факторы предполагают существование более усложненной сети обменов социальными ценностями, которые взаимно пересекаются и в ходе которых осуществляется непрерывное перераспределение этих ценностей.

Первостепенные людские различия по личностным качествам и физическим данным приводят к тому, что наиболее высокомотивированные, энергичные, сильные и целеустремленные индивиды получат преимущества в ходе процесса обмена социальными ценностями. Данные преимущества позволяют таким индивидам совершать неравные, ассиметричные обмены.

В процессе постоянно происходящих, взаимопроникающих ассиметричных обменов начинает формироваться нормативная основа неравенства.

Нормативная база представляет собой систему специфических норм, которые закрепляют поведенческие проявления индивидов в зависимости от их ранга.

Начинается создание и закрепление законодательных основ для превозношения отдельно взятых социальных общностей.

Гетерогенность – показатель социальной структуры общества, характеризующийся совокупностью номинальных параметров.

Отличительная особенность таких номинальных параметров – это то, что распределение на их основании социальных групп и индивидов по ранговому принципу неосуществимо, то есть невозможно выявить, какой именно социальный объект из общего перечня занимает более низкую, а какой более высокую ступень в социальной структуре. К примеру, нельзя утверждать, что человек, который исповедует некое религиозный учение, занимает более низкое или более высокое место, чем человек, который исповедует другое религиозное учение.

Социальное пространство

Благосостояние человека в социуме, его привычки, верования, обычаи, взаимосвязи с окружающими его людьми, его установки и интересы во многом зависят от того места, на котором он находится в социальном пространстве.

Значительное количество исследований и наблюдений за поступками индивидов в социальных группах демонстрируют, что у людей, которые обладают одинаковыми или сопричастными статусами, наблюдаются более близкие отношения друг с другом и более тесные контакты.

Индивиды ощущают себя более комфортно, когда находятся в среде людей сопричастных им по статусу; у них не появляется чувства превосходства или неполноценности по отношению друг к другу.

Среди своего социального окружения люди пытаются сознательно или неосознанно найти себе подобных и создать на этой основе социальную группу. Помимо этого, в ходе многочисленных исследований было доказано, что люди, которые обладают одинаковыми или близкими статусами в нескольких плоскостях социального пространства, обычно имеют сходные установки и ориентации, симпатии и антипатии, политические приоритеты и многие другие составляющие структуры мышления.

Вследствие этого, социальные статусы и социальные позиции, можно определить, как достаточно важные для научного анализа обстоятельства, так как они являют собой абсолютно разные системы социальных взаимоотношений и несут в себе абсолютно разную суть.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества

Современные социологические опросы показывают, что люди остро ощущают неравенство, имеют сложившееся мнение о социальной иерархии, достаточно определенно указывают на свое место в иерархической структуре.

По данным ВЦИОМа, в 1996 г. ответы россиян на вопрос о том, к какому слою в обществе они бы себя отнесли, распределились следующим образом: к низшему слою — 12,9%, к рабочим — 37,9%, к среднему слою — 39,7%, к высшему слою — 1,2%, затруднились ответить 8,3% [1] .

Идентификация с определенным социальным слоем не означает, что индивид удовлетворен своей позицией в стратификационной структуре общества — более того, у него может возникать острое ощущение несправедливости. Но большинство людей мирятся с социальным неравенством, воспринимают его как неизбежность, нормальное, естественное состояние общества.

Видимо, в обществе складываются особые механизмы, защищающие и воспроизводящие социальную иерархию, заставляющие людей принимать ее логику и принципы. Это институциональные механизмы, механизмы легитимации неравенства и механизмы хаби- туализации (опривычивания) сложившегося способа неравенства в обществе. Рассмотрим их более подробно.

Институциональные механизмы — это совокупность институтов, закрепляющих статусное, экономическое и политическое неравенство в обществе. Например, институты политической власти устанавливают принципы политической иерархии, определяют, кто и при каких условиях может стать обладателем высших статусных позиций в системе государственной власти. Институт собственности и институт наследования делают неравными шансы богатого наследника и человека, родившегося в бедной семье, т.е. определяют их изначальную принадлежность к разным стратам.

Институты структурируют социальное пространство, делают контуры стратификации четкими, нормативно определенными, определяют условия, при которых индивид может претендовать на ту или иную статусную позицию, подавляют те виды социальных действий и взаимодействий, которые могут нарушить сложившийся каркас институциональных иерархических отношений.

Институциональное регулирование в сословном феодальном обществе, например, заключается в государственной защите привилегий высших аристократических слоев, предоставлении им исключительного права на управление, власть, недопущении или резком ограничении браков между представителями различных слоев. Институты, защищающие иерархию, опираются не только на силу власти, но и на целенаправленно создаваемую и распространяемую в массовом сознании систему соответствующих ценностей, нравственных правил, жизненных ориентиров. Так, католическая церковь, преодолевая эгалитаристские черты первоначального христианства, в странах Западной Европы превратилась в надежного идеологического стража феодальной иерархии.

В современном обществе, провозгласившем равенство всех граждан, тем не менее, существует своя система институтов, поддерживающих стратификационную структуру. К названным политическим институтам и институтам собственности и наследования можно добавить институт образования, позволяющий заниматься престижными видами деятельности лишь тем, кто обладает возможностями получить соответствующий диплом, институализацию управленческой деятельности в организациях и т.д.

С изменением принципов вертикального расслоения меняются и социальные институты, их обеспечивающие. Вместо институтов, закрепляющих аскриптивный принцип иерархии, возникают институты, ориентирующие индивидов на достижение. Однако социальные институты всегда остаются стражами социальной иерархии, обеспечивающими либо неприкосновенность границ между высшими и низшими ее эшелонами, либо превращающимися, как подметил П. Сорокин, в своеобразный селективный механизм, формирующий верхние пласты общества.

Механизмы легитимации неравенства — это устойчивый и непрерывный процесс усвоения населением ценностных суждений, представлений о необходимости и целесообразности сложившейся в обществе стратификационной структуры.

В культуре любого народа по мере иерархизации институциональных отношений складываются мифы, верования, идеологемы, призванные обеспечить подкрепление институционального порядка соответствующим мироощущением. Например, в средневековье была распространена идея о божественном происхождении государственной власти, и следовательно, принципы политической иерархии должны были восприниматься как данные сверху, не подлежащие пересмотру.

Легитимация неравенства обеспечивается путем интериориза- ции ценностных представлений, суждений, верований в ходе социализации. В средневековье в основе этого процесса лежало формирование веры в незыблемость традиций, их божественной предопределенности. В современном обществе также существуют определенные идеологические постулаты, которые дополняются возросшей рациональностью мышления, признанием важности существования специфических регуляторов социальной жизни, препятствующих хаосу и анархии. Эгалитаристские взгляды, проявляющиеся время от времени, встречают в настоящее время мощный идеологический отпор как несоответствующие сущности человека, который изначально имеет определенные способности, талант и потребности, противоречащие природе, требующей функционального различия между социальными группами, лишающие индивида внутренней побудительной силы к самосовершенствованию.

Важной особенностью современного общества является и то, что оно, поддерживая в массовом сознании представления о необходимости и целесообразности социальной иерархии, дает шанс каждому испытать свои силы в труднейшем подъеме на высшую ступень стратификационной лестницы. Тем самым создаются условия для направления энергии, генерирующей недовольство своим положением в иерархической структуре, не на разрушение самой структуры и охраняющих ее институтов, а на достижение личного успеха. В массовом сознании создается устойчивое представление о персональной ответственности за свою судьбу, за свое место в пирамиде власти, престижа и привилегий.

Механизмы легитимации — это не только усвоение определенных ценностных суждений о социальной иерархии в обществе, но — главное — усвоение ценностных представлений, моделей поведения, свойственных субкультуре каждого социального слоя.

Различия в культуре страт являются одной из важнейших характеристик социальной стратификации. В процессе жизнедеятельности люди создают на каждом этаже социальной иерархии особый мир, помогающий им жить, общаться между собой, удовлетворять свои потребности. Привыкая к этому миру, они стараются сберечь его и с недоверием относятся к иным принципам и взглядам. Особенно настойчиво охраняют свою социокультурную среду высшие слои общества.

У.Л. Уорнер выявил, что воспроизводство субкультуры того или иного слоя общества обеспечивается главным образом благодаря семье, кругам общения и некоторым относительно закрытым ассоциациям.

В семье прививаются определенные навыки поведения в соответствующей социокультурной среде, закладываются ценностные ориентации.

Принадлежность к определенным ассоциациям (например, престижным клубам) становится своеобразной гарантией повышения своей статусной позиции. Низшие слои также могут создавать ассоциации — например, профессиональные, которые способствуют поддержанию у них определенного стиля поведения.

О. Льюис, изучавший проблемы бедности в Мексике и на Кубе, четко выделил основные черты субкультуры наиболее обездоленных людей [4] : для того, чтобы компенсировать несчастья и лишения, бедняки формируют специфическую систему ценностей, стремясь взять от жизни как можно больше и не задумываясь о последствиях своих поступков; как правило, у них нет жизненных планов, уверенности в себе, они более склонны обвинять в своих бедах других людей или внешние обстоятельства, более агрессивны, конфликтны. Различия между социальными слоями проявляются даже в манере речи. В одном из экспериментов, проведенном американскими учеными, респондентам, имеющим разные статусы, предложили в течение 40 секунд читать одну и ту же басню. Затем эти короткие записи оценивали группы из 15—30 студентов колледжей из разных регионов, которым было предложено определить социальный статус говорящего. В 80% случаев их оценки реального социального класса респондента оказались точными. Когда респондентов попросили придать своему голосу схожесть с голосом богатых людей, точность оценок осталась по-прежнему высокой — 65%. Все респонденты соблюдали правила произношения, однако длина и структура предложений, скорость чтения менялись в зависимости от класса. В другом эксперименте, когда респондентов просили считать вслух от 1 до 20, оценки студентов также были верными в 65% случаев [5] .

Культурные различия порождают не только разные стили жизни, но и непонимание, недоверие: политиков обвиняют в амбициозности, богатых — в алчности, управляющих — в некомпетентности, народ — в нетерпимости, низкой культуре, непонимании задач и целей общественного развития.

Механизмы хабитуализации (опривычивания) — это множество социально-психологических процессов, раскрывающих особенности приспособления личности к существующей в обществе стратификационной структуре. Обычно человек мирится с существующей в обществе иерархией в силу усвоенной в ходе социализации необходимости следовать установленным нормам, принципам и законам. Вырастая в определенной социальной среде, воспринимая ее культуру, образ жизни, он, как правило, привыкает к определенному уровню потребления, соизмеряет жизненные цели со своими возможностями, руководствуется усвоенными правилами и нормами. Возникающее желание подняться выше нивелируется финансовыми трудностями, трудностями адаптации к новому окружению, незнанием его нравов и обычаев. Поэтому человек скорее будет стремиться реализовать свои жизненные планы на привычном, а не на более высоком уровне. Привычное, понятное, доступное, воплощающееся в его миропонимании, культуре, делают его заложником своего слоя.

Понятие социальной стратификации тесно связано с делением общества на социальные слои, а стратификационная модель общества строится на основе такого явления, как социальный статус.

Социальный статус - это положение, занимаемое человеком или группой в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Это положение всегда соотносительно, т.е. рассматривается в сравнении со статусами других индивидов или групп. Статус определяется профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением, расовой и национальной принадлежностью. Социальный статус характеризует место человека или социальной группы в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий и обязательно содержит оценку этой деятельности со стороны общества (других людей и социальных групп). Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях - авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, награда, звание, слава и т.п.[4]

Существуют различные виды статусов.

Личный статус - положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Социальный статус - положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной).

У каждого человека в обществе имеется не один статус, а скорее статусный набор - совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду. В этой связи возникает необходимость выделять главный статус - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Принято также выделять предписанный статус (независящий от желаний, стремлений и усилий данного человека) и достигаемый статус (положение, которое человек достигает благодаря своим собственным усилиям).

Таким образом, социальная стратификация - это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Термин “стратификация” позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация - определённый срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни люди, конечно, не стоят над или под другими.

В социологической науке можно встретить различные концепции (теории) социальной стратификации. Так, немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие “авторитет”, которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть. На основе этого подхода Р. Дарендорф представляет структуру общества состоящей из управляющих и управляемых. Первых он в свою очередь делит на управляющих-собственников и управляющих-несобственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую или рабочую аристократию и низшую - низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый “новый средний класс”.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков страты он выделил 4 параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. Другой же американский социолог Б. Барбер провёл стратификацию по шести показателям:

1) престиж, профессия, власть и могущество;

2) уровень дохода;

3) уровень образования;

4) степень религиозности;

5) положение родственников;

6) этническая принадлежность.

Французский социолог Ален Турен (р. 1925) считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять страты по доступу к информации.

Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Кроме названных концепций выделяют ещё и функционалистскую теорию стратификации. Например, К. Дэвис и У. Мур утверждают, что нормальное функционирование общества осуществляется как реализация различных ролей и их адекватное исполнение. Роли же различаются по степени своей социальной важности. Некоторые из них более важны для системы, и исполнять их сложнее, что требует специальной подготовки и вознаграждения.

С точки зрения эволюционизма, по мере усложнения и развития культуры происходят разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же - менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

Российский социолог А.И. Кравченко предлагает своего рода обобщающую модель социальной стратификации. Статусную иерархию сверху вниз он располагает по четырём критериям неравенства:

1) неодинаковые доходы,

2) уровень образования,

3) доступ к власти,

4) престиж профессии.

Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте.

Неравенство здесь является символическим. Оно может выражаться в том, что бедные слои имеют минимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и досуга, имеют низкий уровень образования и не занимают властных позиций в обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства отражают кроме всего прочего различия в уровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности.

Указанные критерии принимаются за основу типологизации социальной стратификации. Выделяют стратификации:

образовательную (уровень образования),

Каждую из них можно представить в виде вертикально расположенной шкалы (линейки) с нанесёнными делениями.

В экономической стратификации делениями измерительной шкалы выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или за месяц (индивидуальный или семейный доход, выраженный в национальной валюте). Каков доход респондента, такое место на шкале экономической стратификации он и занимает.

Политическую стратификацию трудно строить по единому критерию - такого в природе не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной иерархии от президента и ниже, посты в компаниях, организациях, посты в политических партиях и т.д. либо их комбинации.

Образовательная шкала строится по количеству лет обучения в школе и вузе - это единый критерий, свидетельствующий, что в обществе есть единая система образования, с формальной сертификацией его уровней, квалификации. Человек, имеющий начальное образование, расположится внизу, имеющий диплом колледжа или университета - в середине, а получивший степень доктора или профессора - наверху.

Престиж профессий можно определить только путём социологического опроса. Чтобы получить сведения в масштабах всего общества, опрос следует проводить на общенациональной выборке. Например, в США престиж профессий регулярно изучается с 1949 г. На общенациональной выборке определяется престиж 90 профессий и видов занятий от министра до сантехника. Поскольку спрашивают рядовых граждан, то получают срез общественного мнения, а не оценку экспертов. К наиболее престижным профессиям в США относятся: профессор университета, врач, юрист, учёный; к средним - менеджер, мелкий собственник, инженер; к низшим - водитель, сантехник, сельскохозяйственный рабочий.

Исходя из стратификационных теорий, в социологии принято различать четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Самый жёсткий тип - рабство. Раб - человек, являющийся собственностью другого человека. Такая форма собственности существовала один раз в истории.

Более мягкий тип - касты. Принадлежность к касте была пожизненной, закреплялась религиозно, но не экономически или политически. Собственность на человека отсутствовала. Касты основывались на пожизненном прикреплении к одной профессии.

Сословия - юридическое закрепление положения человека в социальной иерархии. Переход из низшего сословия в высшее возможен ещё при жизни, но при исключительных обстоятельствах. Так, в России за особые заслуги перед отечеством человеку мог быть пожалован дворянский титул.

Классы, появившиеся позже всех, знаменуют переход к открытому обществу. Принадлежность к классу никак не оформляется. Существует свободный переход из одного класса в другой. Доход становится главным определителем социально-экономического положения в обществе. Описанная выше четырёхмерная модель социальной стратификации характеризует именно современное общество.

В целом концепции стратификации рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоёв другими, привилегированного положения высших и подчинённого положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности.

Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса. Различают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной страты (сословия, класса) в другую и в зависимости от направления бывает восходящей и нисходящей. Если индивид переходит из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, то это - горизонтальная мобильность.[1]

Важное место в системе социальной стратификации современного общества занимает так называемый средний класс. Это - социальный класс, состоящий из людей, обладающих средним для данного общества стандартом жизни. Классической моделью общества среднего класса считаются США. Сегодня здесь выделяют 4 основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Каждый из них (за исключением рабочего класса) разбивается на 2-3 слоя. Средний класс в США составляет более 60%. Во всех экономически развитых странах, несмотря на культурные и географические различия, доля среднего класса достигает 55-60%. В странах же экономически слаборазвитых можно говорить лишь о процессе формирования среднего класса. Так, в современной России средний класс составляет по разным оценкам от 12 до 25% населения. Схожие цифры называют и белорусские социологи, оценивая долю среднего класса в Республике Беларусь в 18-20%.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.