Экономические школы и направления развития экономической теории шпора

Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.

Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.

В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.

В XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

В прошлом веке А.С. Пушкин , которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономика — это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом, а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства , которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика разделяется на две части научную и прикладную. Научная экономика еще называется экономической теорией — наукой о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности использования экономических законов , теорий и т.д., которые были разработаны экономической теорией, для работы разных элементов экономических систем.

Экономические школы

Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы

Период развития

Представители

Томас Ман (1571-1641)

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

20 — начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

20 — начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

20 — начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантилизм

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XVI в. – середина XVII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма , направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как "бесплодная" сфера, не создающая "чистого продукта".

Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.

Школа классической политэкономии

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости , показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.

Маржинализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.

Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.

Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.

С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Экономическая школа Институционализма

Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще.

Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Представители школы институционализма: Веблен, Митчелл, Гэлбрейт.

Школа Неоконсерватизма

Неоконсерватизм – (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридмен.

Экономическая жизнь многообразна и теорий, описывающих ее, множество. Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он выделился в результате длительного исторического развития. Проблемы, которые всегда интересовали экономистов – источники богатства нации и способы его увеличения. Предметом исследования и древних и современных ученых являются формы рационального хозяйствования, которые обеспечат рост благосостояния общества.

Первые представления об экономике мы находим у крупных мыслителей и отдельных правителей рабовладельческих государств, живших до нашей эры: свод законов месопотамского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), а также изречения древнекитайского ученого Конфуция, заложившего этико-политические основы учения, оказавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.

Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжелыми налогами и повинностями. Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т. е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

В Древнем Мире вопросы экономики исследовались великими мыслителями и философами древней Греции и Рима Аристотелем, Платоном, Ксенофонтом. Например, Аристотель изучал происхождение торговли и обмена, возникновение денег.

Затем экономика стала видом человеческой деятельности и наукой.

Меркантилизм возник в эпоху позднего средневековья, в период разложения феодализма и зарождения капитализма, бурного роста торговли и торгового капитала, развития товарно-денежных отношений.

Главной сферой человеческой деятельности в это время была торговля, а главной фигурой - купец, поэтому меркантилизм был идеологией торгового капитала. Для меркантилизма были характерны две черты: отождествление богатства с деньгами (золотом и серебром), активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Меркантилисты рекомендовали государству установить запрет на вывоз денег и драгоценностей и предлагали меры по привлечению их в страну.

Иностранные купцы, продав свои товары, обязаны были истратить все вырученные деньги на покупку местных товаров. Меркантилисты обращали свое внимание на активный торговый баланс и предлагали стимулировать производителей, создающих товары на экспорт, и сдерживать импорт. Таким образом, они считали, что богатство общества связано с накоплением драгоценных металлов и неэквивалентным обменом, а основой экономики является сфера обращения и торговли.

3. Английская классическая политэкономия (XVII-XIX вв.) У.Петти. Данное экономическое направление возникло в Англии, поскольку эта страна в XVII-XIX вв. была наиболее развитой в мире. Здесь раньше, чем в других странах, стали складываться капиталистические производственные отношения.

4. Классическая экономическая школа (XVIII в.) А. Смит, Д. Риккардо. Представители классической школы рассматривали экономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения.

Представители классического направления были против вмешательства государства в экономику, считая экономику саморегулирующейся системой. Они подвергли анализу не только производство, но и финансы, налоговую систему, внешнюю торговлю, а также положили начало решению проблемы трудовой теории стоимости.

К. Маркс подверг всестороннему анализу капиталистический способ производства, завершил, начатую другими учеными, разработку теории трудовой стоимости. Маркс выдвинул материалистическое понимание истории, сущность которого состоит в том, что человеческое общество развивается от низших форм к высшим. Основой жизни человеческого общества является производство материальных благ. Цель капиталистического производства, по его мнению, - производство и присвоение прибавочной стоимости и механизм капиталистической эксплуатации.

Марксисты сформулировали некоторые экономические законы. Разработали учение об общественно-экономических формациях. Подробно исследовали стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление.

6. Западная политэкономия (30-е гг. XIX в.) Ж.Б. Сэй, Мальтус, Милль, А. Маршалл.

Английский экономист А. Маршалл считал себя приемником учения Д. Рикардо и пытался соединить теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности.

7. Неоклассическое направление, включает три школы:

- австрийская (К. Менгер, Бем-Баверк);

- американская А. Кларк);

- математическая В. Парето, Э. Вальрас, Джевонс).

Американский экономист Д. Кларк дополнил теорию предельной полезности теорией предельной производительности труда и капитала. Центральной проблемой экономической науки он считал распределение общественного продукта, которое осуществляется в соответствии с вкладом каждого фактора производства, т.е. труда, капитала, земли.

1. Институционализм – (конец XIX века) Основоположником этого направления является Т. Веблен, последователи Д. Гелбрейт, У. Митчел, Я. Тинберген, Р. Коуз и др. Экономическая наука должна учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических. Экономисты должны изучать общественные институты: формы хозяйственной организации, нормы поведения социальных групп, юридические законы, стереотипы мышления и массового общественного сознания, обычаи и традиции.

Рынок, по их мнению, - это инструмент ресурсов, способствующий обогащению монополий. Основой власти монополий является техника, а не законы рынка. Объект изучения институционалистов - корпорация, являющаяся социально новым институтом по сравнению с частнопредпринимательской компанией в прошлом. В основе развития крупных корпораций лежит не собственность, а технический прогресс.

2. Кейнсианство и неокейнсианство – (30-е годы XX века). Основоположником этого направления является Дж. Кейнс, последователи Е. Домар, Э. Хансен и др. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. опроверг теории классиков. В после кризисный период Д. Кейнс выступил с новыми идеями. Он считал, что ключевыми проблемами капиталистического воспроизводства является емкость рынка и недостаток спроса. Кейнс различал два элемента эффективного спроса: потребительский спрос на предметы потребления и инвестиционный спрос предпринимателей на средства производства. Кейнс выступал за активное вмешательство государства в экономику страны и советовал регулировать налоговые поступления, доходы и расходы государственного бюджета.

Современные неокейнисанцы (Р. Харрод. Е. Домар, Э. Хансен и др.) восприняли основные положения теории Кейнса, разработали теорию темпов и факторов роста, модели экономического роста. Они считают необходимым постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику для регулирования экономических процессов.

3. Монетаризм – (70-е годы XX века) М. Фридмен, И. Фишер. Монетаристы приписывают денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливают причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Для регулирования экономических процессов они предлагают менять мощность и направления движения денежных потоков.

Производство - процесс создания материальных благ

1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей

Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Что производить - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Для кого производить - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательство. В современной экономической науке мы будем чаще встречаться с термином ресурсы. Дело в том, названные четыре фактора представляют собой весьма укрупненное представление об основных элементах экономического потенциала той или иной страны. Например, накопленные знания высококвалифицированного программиста следует отнести к труду или к капиталу как факторам производства?

А информацию? Вот почему все чаще экономисты стали употреблять термин ресурсы, под которыми подразумеваются производственные блага, созданные природой или людьми. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг (одежды, продовольствия, жилища, автомобилей, развлечений и т. д.). Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей и благ.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т.е. осуществлять производственную деятельность. В зависимости от того, являетесь ли вы пессимистом или оптимистом, можно выбрать одно из двух определений экономических потребностей.

С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Оптимисты предпочитают определять экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

1. По степени важности: первичные (низшие), удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.); вторичные (высшие), к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - могут.

2. По степени реализации:

- абсолютные носят первостепенный характер и появляются независимо от мыслей и материального достатка людей; проявляются в желании удовлетворить физиологические нужды, возникающие периодически у каждого человека;

- относительные потребности появляются одновременно с желанием самоутвердиться, быть не хуже других, приобрести какое-то преимущество.

3. По возможности отложить: неотложные и могущие быть отложенными;

4. Прямые и косвенные: прямые потребности дают точное описание (цвет, размер, цену, состав, прочность и многое другое); косвенные потребности, наоборот, лишены конкретности; очень абстрактны, обтекаемы и не дают точной информации о желаниях клиента.

5. По времени: настоящие и будущие;

6. По предмету: материальные потребности отражают зависимость человека от предметов материальной культуры; духовные потребности выражают зависимость человека от продуктов общественного сознания.




Зарождение Экономической теории

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

  • Томас Мен (1571-1641)
  • Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

  • Франсуа Кенэ (1694-1774)
  • Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

  • Карл Менгер
  • Фридрих Визер
  • Леон Вальрас
  • Эйген-Бем-Баверк
  • Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

  • Альфред Маршал
  • Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.