Дистальный отделы мышц упражнение

Является важным разделом комплексной работы логопедической службы и ЛФК. На занятиях ЛФК массажист:

§ создает предпосылки для осуществления движения: добивается снятия блоков, контрактур в верхних конечностях, нормализует мышечный тонус, устраняет порочные положения кисти и пальцев;

§ поэтапно формирует двигательную функцию руки (опорность, захват, манипуляции, мелкую моторику).

Логопед в свою очередь, включает формируемые умения в комплексе мероприятий, учитывающих рефлекторную природу движений:

§ развивает двигательные кинестезии последующим параметрам: точность, сила, устойчивость;

§ работает над улучшением динамического праксиса;

§ формирует комплекс двигательных, сенсорных и речевых
функций в ходе выполнения упражнений.

Реализуя эти задачи на занятиях ЛЛФК, используют:

§ элементы массажа по точкам для достижения экстензии и
супинации кисти руки;

§ вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн" (авторская разработка); резинки различной степени упругости;

§ разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" (авторская разработка) и др.;

§ пальчиковую гимнастику с элементами логоритмики.

"Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательных кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

"Разноцветные прищепки ". Этот прием заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов в институте физкультуры г. Москвы. Он был адаптирован и прошел успешную апробацию в детском психоневрологическом санатории №65 с группой детей 3,5 - 4 лет (15 человек) и 5-6 лет (13 человек). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, атонически-астатическая форма ДЦП.

Разработана схема проведения этого, весьма эффективного вида работы; продолжительностью процедуры от 3-5 минут до 7-10 минут.

1-3 дни - большой палец;

4-6 дни - большой и указательный пальцы;

7-9 дни - большой, указательный, средний пальцы.

Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.

Такое постепенное увеличение и уменьшение нагрузки помогает адаптироваться детям со слабостью контролирующей функции коры и низким порогом включения охранительного торможения.

Если во время сочетанной процедуры массажа и прищепок у ребенка возникают негативные эмоциональные реакции, возбуждение, процедуру необходимо прекратить.

Творческая фантазия специалиста может подсказать различные варианты дополнительного использования этих ярких разноцветных приспособлений. На занятиях с малышами они могут выполнять роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных, обозначающих цвет ("Возьми красные прищепки. Какие прищепки я посадила на пальчик?"). С их помощью у пятилетних детей можно закреплять представление о множестве, используя количественные и порядковые числительные ("Сколько прищепок я посадила па пальчики? Какого цвета вторая прищепка? Сколько сняли (посадили)? Сколько всего стало?").

Логопедическая щетка "ежик"


Рабочую поверхность "ежика" можно наготовить из массажной щетки для волос. Для этого используется резиновая основа с деревянными зубцами. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. На обратную сторону резиновой основы приклеивается кожа (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:

а) зубцами к ладонной поверхности руки,

б) зубцами кнаружи.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.

Разработана система занятий, направленных па последовательное решение следующих задач:

1. Коррекцию личностных нарушений (инактивности, негативизма) и трудностей адаптации:

§ установление телесного контакта с ребенком,

§ воздействие системой сенсорных стимулов с одновременным вызовом адекватных эмоциональных переживаний.

2. Формирование ритма движений.

3. Формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых (функций (слоговой анализ слова и звуковой анализ слога на этом этапе не проводится).

4. Развитие фонематического слуха и слуховой памяти, ритмико-интонационной и слоговой структуры слов.

В упражнениях используются попеременные и синхронные движения обеими руками. В случае резкого ограничения подвижности рук логопед помогает ребенку, используя совмещенные действия.

На первых этапах работы продолжительность занятий не регламентируется временем и количеством повторений, но зависит от эмоционального настроя ребенка, его готовности к совместным действиям. Система упражнений представлена в приложении 2.

Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

В ней используются три основных комплекса упражнений:

§ на отведение, противопоставление пальцев;

С первым комплексом упражнений можно познакомиться в книге "Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком" (авторы Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В.). Каждое задание этого комплекса отрабатывается многократно в разных вариантах предъявления (в "пальчиковом бассейне", на столе, различных поверхностях - шероховатых и гладких, твердых и мягких и пр.).

В комплексе упражнений на сопротивление широко используются резинки разной степени упругости. Надетые в виде восьмерки на разводящие пальцы, или соединяющие три пальца в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.

Упражнения на координацию обеспечивают формирование комплекса двигательных, сенсорных и речевых функций, а также тонких дифференцированных движений пальцев.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Особую значимость в практической работе приобретает сочетаемость коррекционно-развивающих методов и приемов, перспективное планирование которых проводится с учетом принципов:

2. Учета индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принципа поэтапного формирования навыков.

4. Дифференцированного подхода в логопедической работе.

Принцип комплексности

Принцип комплексности реализуется в двух направлениях. Первое направление определяется наличием "коррекционных зон взаимодействия" и выражается в содружественной координированной работе всех специалистов (см. табл.№ 3).

Зоны взаимодействия Содержание работы
Невропатолог и логопед Ежегодное невролого-логопедическое обследование, в ходе которого заполняется карта движений (см. Приложение), итогом является постановка речевого и интеллектуального диагнозов, адекватный подбор медикаментозных средств, планирование логопедической работы; обработка результатов невролого-логопедического обследования и определение содержания комплексных нагрузок (для каждого ребенка); общее динамическое наблюдение в течение всего периода обучения, целью которого является коррекция схемы. Лечения в соответствии с динамикой в обучении (или отсутствием таковой)
Служба ЛФК и логопед Определение направлений и постановка задач общей лечебной физкультуры (ЛФК) и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК); определение неврологического статуса ребенка с выделением ведущего неврологического синдрома, тяжести двигательного нарушения и составление индивидуальной схемы лечения; разработка комплекса психологических установок, учитывающего особенности личности каждого ребенка; интеграция методов и приемов ЛФК и ЛЛФК.
Физиотерапевт и логопед Физиотерапевтические мероприятия, направленные на: а)уменьшение проявлений неврологических синдромов, б) подготовку артикуляционного аппарата к проведению ЛЛФК (термоаппликации на область оральной мускулатуры, магнитотерапия на рефлекторные зоны, электросон при гиперкинезах и пр.). Физиотерапевтические процедуры приобретают особую значимость на первых этапах ЛЛФК.
Воспитатель и логопед соблюдение речевого и двигательного режима в группе на занятиях и в свободной деятельности.

Например, развитие двигательной активности руки является одной из основных задач коррекционной зоны взаимодействия логопеда и массажиста. На первом этапе массажист создает предпосылки для осуществления движения (устраняя тонические рефлексы, патологические позы и двигательные стереотипы) и формирует умения. Логопед, в свою очередь, включает эти умения в разнообразную деятельность, достигая устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения. С этой целью используются вспомогательные средства: "пальчиковый бассейн", резинки различной толщины, разноцветные прищепки, логопедическая щетка "ежик" и др.).

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

Упражнения для дистальных отделов конечностей, средних мышечных групп в сочетании с дыханием тренируют и улучшают функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Воспитание навыка сохранения правильной осанки при занятиях ЛФК достигается путем систематического многократного повторения упражнений, соблюдения правильности выполнения их и тренировки осанки. Пациенту необходимо встать спиной к стене, чтобы затылок, лопатки, ягодицы и пятки касались стены; напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его, затем отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10 — 30 с.

Пешие прогулки являются также хорошим упражнением, так как ходьба усиливает обменные процессы, активизирует моторно-секреторную функцию желудочно-кишечного тракта, тренирует сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы, формирует правильную осанку.

Во время занятий лечебной гимнастикой следует избегать резких движений и сильного напряжения, особенно сопровождающихся натуживанием и задержкой дыхания.

Продолжительность занятия лечебной гимнастикой в постгоспитальном периоде — 25 — 30 мин.

После операции на органах, расположенных в верхнем отделе брюшной полости, в течение года необходимо соблюдать ограничения в подъеме тяжестей и избегать больших физических нагрузок — тяжести носить в двух руках суммарно до 3 кг; по прошествии 1 года возможно до 5 кг.

Заниматься лечебной гимнастикой необходимо дважды в течение дня.

Как показали наши исследования, на электрогастрограммах нормокинетический тип моторики культи желудка появляется в пределах от 5 мес до 1 1/2 лет после операции, поэтому продолжительность постгоспитального периода конкретными сроками не определяется.

Большое внимание в период пребывания больного в стационаре уделяется выработке навыков самостоятельной формы занятий ЛФК, умению контролировать объем физической нагрузки по частоте пульса и субъективным показаниям.

Приводим схему лечебной гимнастики и примерный комплекс физических упражнений к ней в постгоспитальном периоде при операциях на желудке, двенадцатиперстной кишке и поджелудочной железе (смотрите таблицу ниже).

Схема процедуры лечебной гимнастики в постгоспитальном периоде при операциях на желудке, двенадцатиперстной кишке и поджелудочной железе

Раздел Содержание раздела Дозировка Методические указания Задачи упражнений
3 — 4 мин
I Дыхательные упражнения статического и динамического характера 5 — 7 раз Глубокий вдох, медленный выдох Подготовить организм к вы­полнению физической нагрузки основного раздела
Ходьба в движении 30 с Дыхание равномерное
Упражнения для верхних конечностей в сочетании с дыханием 8 — 10 раз
19 — 21 мин
II Упражнения для мышц брюшного пресса 8 — 10 раз Свободно, без напряжения Активизация функции пищеварительного тракта
Упражнения для туловища 5 — 7 раз Темп медленный Укрепление мышц брюшного пресса
Упражнения для нижних конечностей 7 — 9 раз
Упражнения для верхних и нижних конечностей в сочетании с дыханием 8 — 10 раз- Следить за дыханием Тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Ходьба с различными исходными положениями рук 30 — 60 с Следить за осанкой Выработка правильной походки и осанки
3 — 5 мин
III Дыхательные упражнения дина­мического характера 7 — 9 раз Дыхание равномерное Постепенно снизить физическую нагрузку
Ходьба 30 с Спокойная
Дыхательные упражнения стати­ческого характера 5 — 7 раз
Всего 25 — 30 мин

Плече-лопаточный периартрит — заболевание плечевого сустава и окружающих его тканей. Заболевание в большинстве случаев развивается исподволь. Вначале оно проявляется в связанности и нарушении привычных координации вполне определенных трудовых, бытовых и спортивных движений. Затем появляются незначительные ноющего характера боли, усиливающиеся при движениях. Возникает ограничение движений в плечевом суставе. Иногда наблюдается усиление боли но ночам. В дальнейшем эти симптомы могут быстро нарастать. В отдельных случаях симптомы заболевания проявляются остро.

Причины, вызывающие плече-лопаточный периартрит, многочисленны. К ним можно отнести травмы плечевого сустава и шейного отдела позвоночника; нарушение обмена веществ и дегенеративные изменения в периартикулярных тканях; шейный остеохондроз и т. д.

При плече-лопаточном периартрите имеет место наличие воспалительных явлений в тканях, окружающих плечевой сустав со спайками в сумочно-связочном аппарате, отложение извести в слизистых сумках под дельтовидной мышцей или клювовидным отростком лопатки, атрофия мышц, нарушение чувствительности.

Плече-лопаточный периартрит требует длительного и терпеливого лечения. В комплексном лечении его большое место занимает лечебная гимнастика.

В задачи лечебной гимнастики при лечении плече-лопаточного периартрита входит:
а) снятие болей в области сустава, обучение расслаблению мышц плечевого сустава;
б) восстановление объема движений в плечевом суставе;
в) восстановление мышечного тонуса и силы мышц пораженной конечности.

Занятия лечебной гимнастикой с плече-лопаточным периартритом в условиях поликлиники целесообразно делить на 2 периода.

1 период — период острых болей, большого ограничения подвижности в суставе.

Задачи лечебной гимнастики 1 периода:
а) снять боли, обучить расслаблению мышц плечевого сустава;
б) увеличить подвижность в плечевом суставе.

Исходные положения:
— сидя на стуле — лопатки прижаты к спинке стула;
— стоя;
— стоя у гимнастической стенки;
— лежа на спине;
— стоя с фиксированием лопатки.

Окончание периода условно можно считать со стиханием острых болей в плечевом суставе.

II период — период устойчивой ремиссии (уменьшение болей).

Задачами лечебной гимнастики II периода являются:
а) восстановление движения (по всем осям) плечевого сустава;
б) восстановление мышечного тонуса и силы мышц пораженной конечности.

Исходные положения:
— сидя;
— стоя;
— стоя у гимнастической стенки;
— лежа на спине.

Применяются упражнения на расслабление, на силу, на растягивание. Широко используются упражнения с предметами: гимнастическими палками, булавами, гантелями: упражнения у гимнастической стенки, с резиновыми бинтами, блоками, упражнения с фиксированием лопатки (специальное коромысло).

Занятия проводятся ежедневно, кроме того, больные должны заниматься лечебной гимнастикой самостоятельно дома 2-3 раза.

Лечение всегда должно быть комплексным.

Необходим индивидуальный подход с учетом заболевания, возраста и подготовленности больного.

Каждое занятие начинать с упражнений для дистальных отделов конечности, дыхательных упражнений и общеукрепляющих упражнений, затем включать специальные упражнения для плечевого сустава, лопатки и прилегающих к ним мышц.

Успех лечения в значителной мере связан с самим больным и настойчивостью в выполнении всех предписаний врача.

По окончании курса лечения рекомендуется ежедневно продолжать занятия лечебной гимнастикой, избегать перенапряжения рук и рывковых движений, а также работы с высоко поднятыми руками.

Ниже приводятся специальные упражнения лечебной гимнастики при плече-лопаточном периартрите. Используя их в сочетании с общеукрепляющими упражнениями, можно составить комплекс упражнений для восстановления объема движений в плечевом суставе в любом периода болезни.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ПЛЕЧЕ-ЛОПАТОЧНОМ ПЕРИАРТРИТЕ

18. Палка за спиной, подтягивать палку к лопаткам при различной ширине захвата ее руками и с различным хватом.
19. Палка за спиной, держать ее за концы, отводить палку вправо и влево.

20. Резина привязана к палке за концы, а середина — к любому устойчивому предмету (имитация гребли на байдарке, на лодке).
21. Резина привязана к гимнастической стенке на уровне плеч (имитация движения метания молота с поворотом корпуса на 360° в обе стороны).
22. Резина привязана к гимнастической стенке — сгибание, разгибание, отведение и приведение, круговые движения в плечевом суставе, стоя лицом, боком и спиной к стенке.

26. Рука опущена с кушетки, покачивание руки с расслаблением.

27. Руки вытянуть вперед и положить на пол. Пружинящим движением стремиться сесть на пятки, не сдвигая рук.

28. Стоя лицом к стенке, перехватывая рейки, поднимать руки вверх до предела опускать их вниз до уровня груди.
29. Приседать, держась за рейку прямой рукой на разной высоте.
30. Стоя спиной к стенке, приседать, держась за рейку на уровне поясницы.
31. Стоя боком к стенке, отводить руку в сторону, перехватывая с рейки на рейку.
Упражнения с коромыслом.
32. Отведение и приведение; круговые движения вперед и назад.

33. Боковые наклоны головы, наклоны вперед и назад повороты головы, круговые движения.

При шейном остеохондрозе подходить к этим упражнениям осторожно.

руки на висках, боковые наклоны головы.

35. Различные броски партнеру, в цель, одной и двумя руками, на месте и в движении.
36. Броски мяча в баскетбольное кольцо двумя и одной рукой.

Примечание. Во всех случаях восстановления объема движений в плечевом суставе необходимо стремиться выполнять изолированные движения в данном суставе. Для этой цели рекомендуется фиксировать лопатку специальными ремнями (ремень накидывается через больное надплечье) и использовать такие исходные положения, когда лопатка в меньшей степени участвует в движении плеча.

Главный врач - по понедельникам с 15:00 до 19:00 по предварительной записи у секретаря по телефону: +7 (499) 255-19-37

Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе - понедельник, среда с 15:00 до 18:00, вторник, четверг с 09:00 до 12:00

Деформирующий остеоартроз - хроническое дегенеративное (невос­палительное) заболевание суставов. В основе заболевания лежат нару­шение кровообращения и венозный стаз, приводящие к гипоксии тка­ней сустава: накоплению в них недоокисленных продуктов обмена, которые активизируют протеолитические ферменты и гиалуронидазу синовиальной жидкости, разрушающие протогликаны хряща. Возможны компенсированный вариант без реактивного синовита и декомпенсированный с признаками вторичного реактивного синовита и в сочетании с поражениями сердечно-сосудистой системы (атероск­лероз, гипертоническая болезнь), в климактерическом периоде и др.

Рентгенологически различают 4 стадии остеоартроза :

I стади я — незначительное сужение суставной щели, начальные остео­
фиты;

II стадия — отчетливое сужение суставной щели, значительные остеофиты, субхондральный остеосклероз и кисты;

IV стадия — все то, что в III стадии, плюс подвывихи.

Средства ЛФК направлены на уменьшение гипоксии тканей в ре­зультате активизации общего и местного кровообращения, уменьшение венозного стаза и отека вследствие улучшения микроциркуляции, улуч­шение регуляции водно-солевого обмена и нормализацию метаболизма, разгрузку и стабилизацию сустава путем укрепления мьшц, окружаю­щих сустав. Систематически проводимая и дозированная тренировка физическими упражнениями в сочетании с массажем приводит к функ­циональной адаптации организма, выработке компенсаторных механиз­мов, замещающих дефект функции локомоторного аппарата .

В период обострения задачи ЛФК : улучшение состояния сердеч­но-сосудистой и бронхолегочной систем, уменьшение болевых ощу­щений, расслабление приводящих мышц и сгибателей бедра (пря­мая мышца бедра, подвздошно-поясничная, портняжная, мышца, напрягающая широкую фасцию бедра, аддукторы бедра, нежная и полусухожильная), улучшение кровообращения в конечности и та­ким образом улучшение ее трофики.

В течение нескольких дней больному рекомендуют постельный ре­жим, в целях самообслуживания разрешается ходьба с помощью косты­лей (без осевой нагрузки на пораженную ногу). В занятиях лечебной гимнастики на фоне общетонизирующих упражнений выполняются изотонические (актив­ные) упражнения для дистальных отделов конечности (пальцы стопы, движения в голеностопном суставе в различных плоскостях), изометри­ческие напряжения ягодичных мышц (экспозиция 2—3 с) с последую­щим расслаблением этой группы мышц. Физические упражнения необходимо сочетать с массажем (легкие поглаживания, растирания пере­дней группы мышц бедра - группа мышц-сгибателей бедра).

Внимание! Пораженный сустав в период обострения не массируют.

Каждое занятие лечебной гимнастики завершается лечением положением. Напри­мер, положение слегка согнутой в тазобедренном и коленном суста­вах (с помощью ватно-марлевого валика) пораженной ноги меняют на разгибание через каждый час.

В подостром периоде ЛФК направлена на улучшение общего со­стояния больного, тренировку сердечно-сосудистой и бронхолегоч­ной систем, адаптацию всех систем организма к возрастающей фи­зической нагрузке, улучшение трофических процессов в пораженной конечности, нормализацию мышечного тонуса и улучшение объема движений в пораженном суставе ( при заболевании I — II стадии ).

В занятиях ЛФК на фбне общетонизирующих и дыхательных уп­ражнений широко используют и специальные:

-активные упражнения для дистальных отделов конечности (паль­цы стопы, голеностопный сустав);

-упражнения, выполняемые в облегченных условиях (лежа, подведе­ние под область сустава скользящей плоскости и др.);

-изометрические напряжения мышц-разгибателей и отводящих мышц бедра с последующим их расслаблением;

физические упражнения в лечебном бассейне (активные движения в дистальных суставах пораженной ноги, качательные движения в тазо­бедренном суставе, выполняемые в исходном положении стоя на здоровой ноге на под­ставке, что обеспечивает разгрузку сустава, и др.); плавание, движения, имитирующие езду на велосипеде (с поддержкой за поручни), и др.;

-тракция сустава с помощью манжетки с грузом, фиксирован­ным в области голеностопного сустава (вес груза до 1 кг, время про­цедуры 5—10 мин).

Процедуры выполняют в лечебном бассейне, исходное положение стоя на здоровой ноге на подставке;

-физические упражнения в водной среде в сочетании с гидромасса­жем (массируют мышцы ягодичной области, задненаружную повер­хность бедра и голени).

В периоде ремиссии основные задачи ЛФК: тренировка сердечно­сосудистой и бронхолегочной систем, адаптация всех систем организ­ма к возросшей физической нагрузке, сохранение объема движений в суставе, укрепление и тренировка мышц стабилизаторов пораженного сустава, коррекция статических наруше­ний позвоночника, тазового пояса и нижних конечностей, восстанов­ление оптимального двигательного стереотипа. На фоне общеразвивающих выполняют специальные упражнения: изометрическое напряжение мышц и мышц-разгибателей бедра длительностью до 5 с последующей релаксацией этих групп мышц. Укрепление ягодичной группы мышц выполняется в исходном положении стоя на здоровой ноге (на подставке). Для создания диастаза между суставными поверхностями на область голеностопного сустава накладывают манжетку с грузом 1—3 кг. В этом исходном поло­жении делают маховые движения и упражнения в удержании прямой ноги в направлениях отведения и разгибания (изометрическое напряже­ние мышц) длительностью 5-7 с.

В лечебном бассейне проводят упражнения в более быстром тем­пе с нагрузкой сопротивлением воды, дополнительным грузом или ластами, вынос ноги и ее статическое удержание над поверхностью воды. Тренировка ходьбы также может начинаться в бассейне, при этом следует обращать внимание на установку пораженной ноги в положение незначительного отведения и ротации. Это способствует снижению осевой нагрузки на деформированный сустав и профи­лактике болевых ощущений.

В процедурах лечебной гимнастикой обязательно применяют активные упражнения, направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса и кор­рекцию мышц тазового пояса в исходном положении лежа на спине, на животе и стоя на четвереньках. Укрепление этих мышечных групп направлено на стабилизацию поясничного отдела позвоночника и тазового пояса. Возрастающая в результате ограничения движений в тазобедренном суставе осевая нагрузка на стопу и голеностопный сустав уже на ранних стадиях заболевания требует активных упражнений для про­филактики осложнений (например, плоскостопия), а при их нали­чии - для стабилизации состояния.

При коксартрозе III стадии, резком ограничении движений в суставе и выраженных сопутствующих изменениях в локомоторном аппарате ос­новная задача ЛФК — тренировка компенсаторно-приспособительных ме­ханизмов и по возможности стабилизация состояния. Противопоказаны средства ЛФК, направленные на тракцию сустава и увеличение объема движений в нем. Мышцы укрепляют сначала в изометрическом режиме, затем изотоническими упражнениями (минимальная амплитуда движе­ний). Рекомендуется ходьба с дополнительной опорой на трость или костыли. Тренировки в ходьбе не проводят. Для уменьшения осевой нагрузки на сустав при ходьбе рекомендуется вырабатывать навык пере­движения с напряжением ягодичных мышц (например, передвижение мелкими шагами без раскачивания туловища).

Курс консервативного лечения продолжается не менее 1 мес (Героева И.Б., 1995).

Гонартроз — артроз коленного сустава, второе по частоте обычно двустороннее поражение, протекает легче и редко приводит к инва­лидности. Боль чаще с внутренней или передней стороны, возникает при ходьбе (особенно по лестнице) или длительном стоянии, прохо­дит в покое. При пальпации определяется болезненность по ходу су­ставной щели, отмечают хруст при движении, ограничение сгибания в суставе. При гонартрозе довольно быстро наступает гипотрофия четырехглавой мышцы бедра, которая усиливается по мере прогрес-сирования артроза, развивается контрактура. Слабость четырехглавой мышцы сама по себе служит источником нарушения функции суста­ва, а следствием становится увеличение нагрузки на связочный аппа­рат и суставные поверхности. Боль рефлекторно вызывает повыше­ние тонуса мышечных групп в области коленного сустава. Это в свою очередь увеличивает нагрузку на сустав и усиливает боль.

ЛФК направлена на снижение болевых ощущений, профилакти­ку и коррекцию возникшей тугоподвижности (контрактуры) в пора­женном суставе, укрепление мышц-разгибателей коленного суста­ва, повышение его стабильности и выносливости к физическим и бытовым нагрузкам.

В подостром периоде назначают активные упражнения, выполня­емые в положении разгрузки сустава: лежа на спине, на животе, на боку с подведением под конечность скользящих плоскостей и роли­ковых тележек. Изометрические напряжения мышц бедра (экспози­ция 5—7 с) с последующей релаксацией мышц. В результате много­кратного повторения движений (до легкой боли) и последующего расслабления мышц улучшается кровоток в конечности и нормализу­ется мышечный тонус. В эти сроки рекомендованы и приемы ПИР для мышц бедра.

Занятия целесообразнее проводить после массажа с использо­ванием расслабления мышц-сгибателей голени. Сустав при этом не массируют.

Процедура заканчивается лечением положением — пораженная ко­нечность находится в разогнутом положении (на 10—15 мин).

Для снижения болевых ощущений , уменьшения тонического на­пряжения группы мышц, увеличения диастаза между суставными по­верхностями назначают тракционное лечение (лейкопластырное, сухое или подводное), которое применяют 2—3 раза в день (по 20—30 мин с грузом 4—6 кг).

В фазе стихающих болей при палатном режиме тракционное ле­чение должно предшествовать применению физических упражне­ний. Физические упражнения, выполняемые после тракции, долж­ны содействовать максимальному улучшению кровоснабжения в пораженной зоне (область коленного сустава). Их проводят в усло­виях полной разгрузки (исходное положение лежа, сидя). Упражнения способствуют укреплению мышц бедра и голени, постепенному восстановлению опороспособности конечности.

В фазе ликвидации болей тракционное лечение целесообразно со­четать с физическими упражнениями, направленными на укрепление мышц бедра и голени, растяжение периартикулярных тканей.

Лечебная физкультура при полиартритах
Артрит - распространенное заболевание с тяжелыми субъектив­ными симптомами и расстройствами функции, которые приводят больных к потере трудоспособности и инвалидности. Возникнове­ние .

Лечебная физкультура при остеохондрозе позвоночника
Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Общие задачи ЛФК: укрепление всего организма, снижение патологической проприо-цептивной импульсации с шейного отдела позвоночника на плече­вой пояс и с .

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.