Дипломная работа на тему плоскостопье

Понятие и главные причины возникновения плоскостопия, ее разновидности и степени, принципы и подходы к диагностике. Способы лечения плоскостопия, распространенные упражнения физкультуры. Профилактика и коррекция, необходимость оперативного вмешательства.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 17.05.2015
Размер файла 412,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

упражнение физкультура плоскостопие

Одной из распространенных болезней у человека есть плоскостопие. Много людей ни разу не задумывались над тем, откуда в них проявляются боль в спине и мучает позвоночник, остеохондроз, сколиоз - все начинается из стоп ног.

Актуальность: По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам - у 32%, к шести годам - у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие. Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы. Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии. При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становиться трудно ходить.

Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации. [1] При нагрузке своды стопы несколько уплотняются, но по окончании ее тот час же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому ощущению стопы.

Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия занимаются с раннего возраста. Лучшим средством физической нагрузки является ходьба и другие комплексы упражнений, но только в том случае, когда они выполняются правильно и с соблюдением всех рекомендаций. Упражнения, не обеспечивающие ее правильность, могут привести к развитию плоскостопия или усилению других имеющихся деформаций ног (иксообразного искривления ног и др.). упражнения с их правильным выполнением должны проводиться в каждом занятии физической культуры не только с детьми раннего возраста, но и в последующих дошкольных возрастах. Для этого используют разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, физическими упражнениями, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы[4].Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Она должна быть по ноге детская обувь имеет совершенно плоскую подошву, без изгиба для свода стопы, и тем самым деформирует ступные мышцы ног, ведет к уплощению стопы. Детям нужна обувь на небольшом каблуке высотой 5-8 мм., с упругой стелькой, крепким задником. Предупреждать плоскостопие можно подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна.

В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот период. В последние годы ведущими направлениями по ФК стали изучение эффективности двигательных и качественных показателей развития движений (Е.Н. Вавилова, 1995 г.).
Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики и коррекции плоскостопия стоит остро. В связи с этим, перед учителями детских дошкольных учреждений стоит проблема: поиск новых путей, а возможно и возрождение забытых подходов профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Целью исследования являются: определение изменения стопы при коррекционно-профилактических занятиях с людьми разных возрастов.

Объект исследования: методы коррекционно-профилактической помощи при плоскостопии у людей разного возраста и способы воздействия на плоскостопие.

Предмет исследования: воздействие комплексного и одиночного лечения на людей с разными степенями плоскостопия.

Гипотеза: предположение, что использование комплексов коррекционно-профилактических упражнений на занятиях физической культурой и занятиях в самостоятельной форме позволят предотвратить плоскостопие при его наличии у детей.

Задачи исследования:

1. Изучить разновидности и степени плоскостопия.

2. Выявить причины появления плоскостопия.

3. Проанализировать методы воздействия на плоскостопие.

4. Установить наиболее качественной способ лечения.

1. Общие сведения о плоскостопии

Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций. В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма - стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций - пружинящая (рессорная). В этом случае тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног (голеностопный, коленный, тазобедренный). По своей природе они для этой функции не предназначены, поэтому справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя. Многим известны боли в спине и ногах, когда икры к вечеру словно налиты свинцом. Но не многим известно, что причина этих явлений - плоскостопие. Плоскостопие - заболевание, постоянно напоминающее о себе быстрым утомлением при ходьбе, болями в стопах, бедрах, голени, поясничном отделе. Боли появляются тогда, когда у организма уже кончаются силы обеспечивать нормальное передвижение. К этому времени успевают пострадать и коленный, и тазобедренный суставы, развиться патологическая осанка [13].Все это может привести к плачевному итогу - артрозу. Также при плоскостопии часто встречается сколиоз как результат нарушения опорной системы.

1.1 Проблема плоскостопия в современном обществе

Проблема плоскостопия незнакома людям, которые постоянно ходят и бегают по неровной поверхности, например, далеким от цивилизации племенам, живущим в Африке и Южной Америке. Постоянная ходьба без обуви по земле, песку, гальке держит мышцы стопы и голени в тонусе, что не позволяет развиваться плоскостопию. Современный человек передвигается по твердой ровной поверхности, причем зачастую в неподходящей обуви, что приводит к ослаблению мышц и связок стопы и голени, что приводит к появлению данного заболевания. Более склонны к приобретению этой болезни люди, чьи профессии связаны с длительным пребыванием на ногах (парикмахеры, курьеры, учителя) и другие.

Проблема плоскостопия также и отражается в спорте. К ограничениям, с которыми приходится сталкиваться детям и взрослым, больным плоскостопием, относятся ограничения на занятия спортом. Такие виды спорта, как тяжелая атлетика, игровые виды (футбол, волейбол, баскетбол) интенсивный бег, лыжи, коньки и прыжки будут небезопасны для больного. Поэтому родителям, чьи дети подвержены данному заболеванию, придется выбрать тот вид спорта, который разрешен и будет полезен при плоскостопии. К таким видам спорта относятся занятия восточными единоборствами, конным спортом, ходьбой на лыжах и плаванием[13], [16].

1.2 Причины возникновения плоскостопия

Плоскостопие может иметь разные причины возникновения. Избыточный вес, беременность или постоянная повторяющаяся перегрузка стопы с ударными нагрузками ослабляет свод стопы, приводит к ее уплощению. Плоскостопие характерно для людей с врожденной слабостью соединительной ткани. Стопа хорошо функционирует как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма - стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций - пружинящая (рессорная). В этом случае тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног (голеностопный, коленный, тазобедренный). По своей природе они для этой функции не предназначены, поэтому справляются с ней довольно плохо и быстро выходят из строя. Зачастую плоскостопием мучаются люди, которые вынуждены весь день проводить на ногах, - продавцы, парикмахеры, курьеры и представители других подобных профессий. Когда у человека слабый мышечный тонус, а его стопа перегружается вследствие избыточного веса, поднятия и ношения тяжелых вещей, а также других особенностей профессии, то появляются предпосылки для уплощения формы стопы. Но и это не обязательно. Стоит к слабости мышечно-связного аппарата добавить узкую, тесную, не соответствующую размеру, с высоким каблуком или совсем без него обувь, и плоскостопие тоже будет гарантировано. Соотношение мужчин и женщин с плоскостопием - 1 к 10. Даже если учитывать другие приводящие к плоскостопию факторы, нельзя не признать, что влияние каблуков на развитие деформаций стоп неоспоримо[3]. При ношении высоких каблуков происходит повышение и смещение ближе к оси тела центра тяжести, что в сумме с увеличением угла в голеностопном суставе приводит к усилению нагрузки на передний отдел стопы и подворачиванию стопы внутрь.

Поэтому чем меньше каблук, тем лучше. Для взрослых оптимальным будет каблук высотой 3 - 4 см, для детей - 1 - 1,5 см. Обувь с плоской подошвой также вредна. Особенно детям до 6 - 7 лет, у которых стопы только формируются, и людям, у которых только начинает развиваться плоскостопие. И только 3% детей рождаются с плоскостопием, которое передалось им от родителей.

Итак, вся приведенная информация показывается нам, как же зарождается такое заболевание, как плоскостопие. Этот материал можно конкретизировать и выделить основные группы причин появления плоскостопия:

· врожденное плоскостопие, при котором дефект стопы достается ребенку в наследство от родителей (3% всех случаев);

· последствие травм стопы: ушибы, растяжение, вывих, перелом - травматическое плоскостопие;

· специфические болезни (рахит, полиомиелит, сахарный диабет);

· ослабленный связно-мышечный аппарат;

· недостаток или избыток нагрузки на ноги;

· ношение неправильно подобранной обуви;

1.3 Разновидности и степени плоскостопия

Плоскостопие бывает нескольких видов: оно может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (распластанность переднего отдела стопы). Если имеется уплощение продольного и поперечного сводов, говорят о комбинированном плоскостопии. Кроме того, у детей бывает варусная или вальгусная установка стоп.

Сравнительная таблица поперечного и продольного плоскостопия

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Славогородская Лариса ВладимировнаНаписать 1273 10.06.2018

Номер материала: ДБ-1690124

  • Физическая культура
  • 10 класс
  • Научные работы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    10.06.2018 503
    08.06.2018 192
    07.06.2018 310
    06.06.2018 161
    29.05.2018 139
    28.05.2018 190
    23.05.2018 215
    11.05.2018 239

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Год написания: 2016

Количество страниц: 43

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования. В настоящее время сформировались негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей и подростков. В условиях интенсификации учебного процесса, на фоне неблагоприятных социально-гигиенических условий и сложной экологической обстановки, детский организм остро нуждается в двигательной активности, которой он обделен в силу вышеуказанных факторов.

По статистике, 60% детей – 6-7 лет имеют проявления плоскостопия, а во взрослом возрасте около 75% пациентов уже страдают от плоскостопия.

Иначе следует подходить к проблеме вальгусной деформации стопы. Данная патология развития опорно-двигательного аппарата проявляется уже в возрасте 9-12 месяцев, и заболевание требует максимально раннего начала лечения,

Актуальность исследования обусловлена тем, что плоскостопие – это самое распространенное заболевание опорно-двигательной системы, при котором происходит деформация свода стопы, приводящая к его уплощению.

Если вовремя обратиться к специалисту, можно навсегда забыть о таком заболевании, как плоскостопие. Улучшить состояние стоп возможно лишь в возрасте до 12-13 лет, когда свод стопы еще не полностью сформирован и его можно откорректировать. В более позднем возрасте вылечить плоскостопие невозможно. И необходимо заниматься лечением сопутствующих заболеваний опорно-двигательной системы, для предотвращения их прогрессирования и уменьшения болевых проявлений.

Степень изученности темы. Основные аспекты темы работы являются актуальным объектом современных исследований. Профилактика плоскостопия у детей подробно изучена такими авторами как: Васильева А.В., Гаврилова И.Ю., Дуйсенов Н.Б., Комачева О.А., Красикова И.С., Лернер В.Л., Лосева В.С., Недовесова Н.П., Очерет А.А., Раскова Г.В., Сухарев А.Г., Шалавина А.С. и др.

Вторая группа источников посвящена лечебной физической культуре при лечении и профилактике плоскостопия, авторы: Завьялова Т.П., Клишина А.А., Козлов Ю.В., Костромина А.С., Луценко С.А., Останко Л.В., Паташури Л.А., Пенькова И.В. и др.

Цель исследования: выявить методику сестринской деятельности в профилактике плоскостопия у детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:

– рассмотреть этиологию и клинику плоскостопия у детей;

– определить средства и методы профилактики и лечения плоскостопия у детей;

– исследовать организацию сестринского процесса в профилактике плоскостопия у детей;

– проанализировать сестринскую деятельность в профилактике плоскостопия у детей.

Объект исследования: сестринский процесс в профилактике плоскостопия у детей.

Предмет исследования: методика сестринской деятельности в профилактике плоскостопия у детей.

Методы исследования. При написании работы применялся обзорно-аналитический метод – анализ и обобщение научной литературы по обозначенным вопросам; использовались научные исследования специалистов в рассматриваемой области, современные периодические издания, учебные пособия, интернет-ресурсы.

Также для составления методики сестринской деятельности в профилактике плоскостопия у детей были использованы личные наблюдения.

Практическая значимость исследования заключается в том, материалы исследования, выводы и обобщения, сформулированные в данной работе, могут быть использованы, как в сестринской деятельности при профилактике плоскостопия у детей, так и в дальнейших исследованиях данной темы.

Структура работы определена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В ведение описаны проблема и актуальность исследования, поставлены цель и исследовательские задачи, определены предмет, объект работы и методы исследования, указана практическая значимость работы.

В первой главе описаны теоретические аспекты плоскостопия у детей, для чего определены этиология и клиника плоскостопия у детей и раскрыты средства и методы профилактики и лечения плоскостопия у детей.

Вторая глава посвящена исследованию сестринского процесса в профилактике плоскостопия у детей, проведен анализ организации и методики сестринской деятельности в профилактике плоскостопия у детей.

В заключении сделаны выводы о проведенной работе.

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Симптомы, признаки и причины плоскостопия у детей 6
1.2. Виды плоскостопия 12
1.3. Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 15
1.4. Методы лечебной физической культуры при плоскостопии у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Методы исследования 30
2.1.1. Анализ научно-методической литературы. 30
2.1.2. Педагогическое наблюдение 30
2.1.3. Плантография 31
2.1.4. Тестирование физической подготовленности 34
2.1.5. Методы математической статистики 34
2.1.6. Педагогический эксперимент 35
2.2. Организация исследования 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42
3.1 Результаты собственных исследований и их обсуждение 42
3.1.1 Результаты плантографии. 42
ВЫВОДЫ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

Вопросы диагностики, профилактики и коррекции нарушений состояния опорно-двигательного аппарата у детей являются чрезвычайно актуальными в связи с высокой распространённостью данных нарушений в детском дошкольном возрасте. Своевременная профилактика, ранняя диагностика и коррекция этих нарушений особенно актуальны в дошкольном возрасте в детских дошкольных учреждениях.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению различного рода отклонений в развитии стопы. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому при правильно подобранных физических упражнениях можно приостановить и исправить развитие плоскостопия.
Лечебная физическая культура оказывает стимулирующее, трофическое, компенсаторное и нормализирующее действие. Таким образом, возникает острая необходимость повышения эффективности использования различных средств ЛФК в коррекции нарушения функции стоп, с помощью эффективных, мощных по воздействию на стопу упражнений. Одним из главных условий должно быть обеспечение высокой заинтересованности детей предлагаемыми упражнениями, так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности детей - игра. Большая роль подкорковых влияний (ретикулярной формации, лимбических структур), отвечающих за высокую эмоциональность детей, требует широкого применения игровых средств [8].
Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности ЛФК детей дошкольного возраста является внедрение в практику работы дошкольных учреждений избранных элементов технологий спортивной тренировки. В нашем исследовании мы решили использовать прыжковые упражнения как мощное средство укрепления стоп детей.
Использовать прыжки для коррекции плоскостопия впервые предложила Брянчина Е. Б. Автор предлагает для гашения ударной нагрузки при выполнении прыжков и приземлении использовать не жёсткую, а мягкую опору (мат), поскольку в этом случае силы реакции опоры распределены наиболее оптимально в соответствии с функциональными особенностями мышечно-связачного аппарата нижней конечности. Тогда как при жёсткой плоской опоре наибольшая нагрузка сдвигается к медиальной стороне стопы, систематически её перегружая [2].
Использование при прыжках в качестве опоры снарядов с упругой поверхностью позволит в значительно степени устранить негативное влияние ударной нагрузки, существенно облегчить выполнение прыжковых упражнений, оказать мощное укрепляющее влияние на мышцы стопы, отвечающие за формирование свода и создать высокий уровень заинтересованности детей к занятиям данной физической подготовкой, обеспечивающий регулярность посещения занятий.
Степень научной разработанности.
Вопросами изучения плоскостопия у детей занимались такие учение как: А.Г. Беленький, И.С. Красикова, М.Р. Макарова, И.В. Пенькова, Л.Л. Силин и др.[1; 11; 17; 22; 29].
Использование средств лечебной физкультуры при коррекции плоскостопия занимались: Л.П. Гребова, Н.А. Гросс, О.В. Козырева, М.Б. Мякинченко, Г.И. Нарскин, А.П. Сорокин, C. Б. Шарманова и др. [4; 5; 9; 18; 20; 33; 42].
Использовать прыжки как средство коррекции плоскостопия рекомендовали использовать такие авторы как: Е.Б. Брянчина, Н.В. Макаров, И.П. Ратов.[2; 16; 24]
Следует отметить, что,несмотря на достаточно широкий круг научных исследования по теме работы, использование прыжков в коррекции плоскостопия детей дошкольного возраста остается мало-разработанной.
Гипотеза исследования
Предполагается, что использование средств лечебной физической культуры(прыжковых упражнений на упругой опоре) эффективно в коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования–лечебная физическая культура детей старшего дошкольного возраста с плоскостопием.
Предмет исследования - влияние средств лечебной физической культуры (прыжковых упражнений на упругой опоре) на процесс коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики применения лечебной физической культуры у детей старшего дошкольного возраста для коррекции плоскостопия.
Представленные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:
1. Изучить учебную, научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать средства коррекции плоскостопия у детей 5-6 лет на основе прыжковой подготовки на упругой опоре
3. Оценить эффективность прыжковой подготовки на упругой опоре на процесс коррекции плоскостопия и развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Симптомы, признаки и причины плоскостопия у детей

Стопа является важным опорным и рессорным аппаратом человеческого тела, а также органом, способствующим отталкиванию тела при беге, прыжках. В настоящее время за ней признаётся функция одного из активных периферических насосов. Здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо-физиологическое строение и от её состояния зависит плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.
Стопа имеет три основные функции: опорную, рессорную, балансировочную и толчковую. Функции стопы обеспечиваются её уникальным анатомическим строением: наличием сводов стоп, тонусом и согласованным сокращением мышц стопы и голени, нормальной работой суставов и периартикулярных соединительнотканных структур этой области. К тому же, в обеспечении рессорной функции стопы участвуют суставы, подвздошно-крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на остальные составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии компенсаторно увеличивается поясничный лордоз [6].
В настоящее время хорошо изучено анатомическое строение стопы, однако существует несколько точек зрения об особенностях функции стопы и силах, играющих основную роль в сохранении её сводов.
Основой стопы служит её скелет, состоящий из 28 костей [30].
Различают задний, средний и передний отделы стопы, а также тыльную иподошвенную её поверхности. Задний отдел представлен таранной и пяточной костями. Таранная кость представляет роль амортизатора, через еёцентр проходит ось вращения голеностопного сустава. На бугор пяточнойкости опирается задний отдел стопы. Средний отдел столпы формируеткубовидная, ладьевидная и три клиновидные кости. Передний отдел стопы состоит из пяти трубчатых плюсневых костей и фаланг пальцев.
Кости стопы, сочленяясь, образуют следующие суставы: таранно- пяточный (подтаранный); пяточно-кубовидный и таранно-ладьевидный, объединённые в сустав Шопара; сустав Лисфранка - между костями предплюсны и плюсны, плюснефаланговые и межфаланговые суставы.
Суставы стопы скреплены многочисленными прочными связками (межкостными, тыльными, подошвенными). Среди них особое значениеимеют межкостная таранно-пяточная, раздвоенная связка, укрепляющая поперечный сустав предплюсны, и длинная подошвенная, являющаяся одной из затяжек продольных сводов стопы.
В укреплении сводов стоп большое значение имеют мышцы, которые расположены на подошвенной и тыльной поверхностях, а также мышцы голени, имеющие прикрепление в среднем отделе стопы и на её подошвенной поверхности.
Мышцы стопы представлены коротким разгибателем пальцев, коротким разгибателем большого пальца и непостоянной третьей малоберцовой мышцей. Мышцы подошвы разделяют на внутреннюю, наружную и среднюю группы[47].
Мышцы вместе со связками образуют так называемую динамическую силу, которая препятствует уплощению стопы под влиянием нагрузки.
Большинство авторов считает, что костно-мышечный аппарат стопы образует два свода: поперечный и продольный. В свою очередь продольный свод делится на медиальный и латеральный. Некоторые авторы называют их внутренним рессорным и наружным опорным сводами. При этом рессорный свод эластичен и подвижен, а наружный - неподвижен. По некоторым источникам высота медиальной части продольного свода - 5 - 7 сантиметров, а по другим вершиной его является ладьевидная кость, отстоящая от пола при нагрузке стопы на 15 - 18 мм. Такие же расхождения имеются и по высотелатерального или наружного свода стопы. Так, одни авторы считают, что высота опорного наружного свода около 2 сантиметров, другие считают, что вершина наружной арки, кубовидная кость, приподнята на 3 - 5 мм.
Медиальная часть продольного свода образована пяточной, таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Латеральная часть - пяточной, кубовидной и 4-й и 5-й плюсневыми костями [48].

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.