Диалектический метод гегеля шпора

Гегель — профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского. Некоторое время был его ректором.

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике. Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания, на чем настаивал Кант, Гегель справедливо упрекал его в том, что он пытался представить их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека. Кант, как известно, выдвигал требование: познай способности познания до того, как начнешь что-то познавать. Это похоже на анекдот, который рассказывают о схоластике, не желавшем войти в воду раньше, чем он научиться плавать, иронизирует Гегель.

Вопреки Канту, вещь в себе, во-первых, развивается, вступая в многообразные отношения, и, во-вторых, познаваема, поскольку обнаруживает себя в явлениях.

Философская система

Философская система делится Гегелем на три части:

2) философия природы,

3) философия духа.

Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей — это одно и то же.

Логика. Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие — единство противоположностей. Абсолютное тождество, как у Шеллинга, исключает саму возможность развития. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом рациональный смысл гегелевского положения о конкретном тождестве.

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно. Многие ошибались, истолковывая тезис о разумности всего действительного как апологию всего существующего. На самом деле существующее, полагал Гегель, разумно лишь в определенном смысле, а именно, когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность. Только тогда существующее можно квалифицировать как нечто разумное. Но коль скоро исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому, таков истинный смысл формулы Гегеля.

Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

Логику он делит тоже на три части: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Каждая из указанных частей также является триадой. Учение о бытии, например, включает в себя:

1) определенность (качество),

2) величина (количество),

Качество состоит из трех частей:

b) наличное бытие,

c) для – себя – бытие.

Бытие, о чем мы уже говорили, это триада: чистое бытие — ничто — становление. Здесь достигнут предел деления, или триада, состоящая из категорий, каждая из которых не может быть разложена на триады.

Нет ни возможности, ни необходимости излагать всю эту сложную систему больших и малых триад. Остановимся на некоторых наиболее важных моментах. Результатом становления является наличное бытие. В отличие от чистого бытия это бытие определенное, наделенное качеством. Качество есть первая непосредственная определенность бытия; Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи не только отличаются друг от друга, но соотносятся между собой.

Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок в общем соответствует истории человеческого познания. Дикари (как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, т.е. не знают количественных соотношений.

Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.

Философия природы.

Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего.

Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития.

Философия духа.

Что же касается философии истории, то она у Гегеля носит телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Искусственный характер и предвзятость такой схемы совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.

Диалектический метод

произвольный, искусственный характер. Например, последняя

триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия

есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась

неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает

Философия Гегеля - это высший этап развития идеалистической философии второй половины XVIII и начала XIX в.в. Учение Гегеля относится к объективному идеализму, сам философ называл его абсолютным идеализмом. Основой всего существующего Гегель считал движение понятий - развитие абсолютной идеи, т.е. абстрактную, оторванную от человека мысль.

Материальные процессы, развиваясь, приводят к появлению жизни, человека и человеческого общества. С появлением человека абсолютная идея

прорывает чуждую ей материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - в форме сознания и мышления людей. На этой стадии абсолютная идея выступает в форме абсолютного духа, который представляет собой обогащенную в ходе своего саморазвития абсолютную идею.

Ступень абсолютного духа выступает в трех формах: в форме субъективного духа - индивидуального сознания, в форме объективного духа, т.е. общества, и в форме абсолютного духа, т.е. таких форм общественного сознания, как искусство, религия, философия.

Заканчивается история философии Гегеля тем, что свое учение он объявляет конечным пунктом развития философской мысли. Таким образом, им самим провозглашенный принцип развития вступает в противоречие с его замкнутой системой.

Гегель, как и все мыслители до него, под философской системой понимал достижение полного, абсолютного исчерпывающего знания. В угоду этой традиции Гегель объявляет свою философскую систему венцом развития абсолютной идеи. В практической области абсолютный дух, по Гегелю, олицетворяет прусская монархия, на которой и заканчивается развитие общества.

Центральное место в философской системе Гегеля занимает логика –учение о саморазвитии понятий, образующих основу всего существующего. Такая трактовка процесса развития мира имеет свои гносеологические корни, лежащие в процессе самого познания (напомним, что гносеология - это учение о познании мира человеком).

Философия Гегеля дает описание реального процесса производства и накопления знаний, описания положения вещей, на почве которого действует профессиональный теоретик, узкий специалист в сфере духовного производства. В этой философии предстает иллюзорное отражение деятельности чистого теоретика, его труда в обществе. Знание, которое он получает в процессе образования, дается ему в форме понятий, т.е. в форме словесно-знакового выражения. И понятия являются для теоретика и исходным, и конечным пунктом его специфической деятельности, целью этой деятельности. Теоретик не исследует вопрос о природе понятий, причине их возникновения и развития, а при таком подходе объективно-идеалистическая трактовка мира становится неизбежной.

Заслуга Гегеля состоит в разработке диалектики и во всесторонней критике метафизического метода мышления (как уже отмечалось, диалектика - это учение о развитии; противоположное учение, тяготеющее к построению статичной, однозначной картины мира, носит название метафизики).

Философия Гегеля – это идеалистическая диалектика, представляющая собой совокупность логических законов и категорий. Он обосновывает принцип всеобщности и необходимости развития, осуществляющегося путем выявления и преодоления внутренних противоречий, взаимопревращения противоположностей. Гегель учил, что переход количества в качество осуществляется скачкообразно, что развитие идет через отрицание старого новым. Согласно гегелевскому диалектическому методу, основу саморазвития, самодвижения составляет внутреннее противоречие, которое существует объективно в абсолютной идее и является формой ее движения. Гегель утверждал, что противоречие движет миром и является основой его жизненности.

До Гегеля было широко распространено мнение, что все процессы мира протекают постепенно, без прерывов постепенности. Гегель отверг эту метафизическую концепцию и обосновал положение, что на основе постепенных количественных изменений через прерыв постепенности (скачок) старое качество превращается в новое.

Характеризуя форму самодвижения понятий, Гегель сформулировал положение о диалектическом отрицании, развитии через отрицание отрицания. Каждое положение – тезис порождает свое отрицание –антитезис, результатом которого является синтез, удерживающий и сохраняющий в себе некоторые черты отрицаемого старого.

Отсюда Гегель сделал вывод о том, что движение идет от низших форм к высшим, т.е. поступательно, но в этом поступательном движении имеет место цикличность, как бы возврат к старому, но на новой высшей основе. Однако Гегель непоследователен в проведении своих диалектических принципов. Диалектический метод исходит из всеобщности и необходимости развития во всех сферах, а его философская система требует оборвать развитие с достижением абсолютной идеей высшей стадии развития.

Диалектический метод Гегеля основан на всеобщности противоречий, а система же, обрывая развитие, требует установления непротиворечивого абсолютно истинного состояния.

Диалектический метод предполагает преобразование существующей действительности, а система, напротив, ее оправдывает. Из-за своей противоречивости философия Гегеля давала простор для различных политических выводов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Философия Гегеля: система и метод.
Значение философии Гегеля состоит в том, что она положила конец старому метафизическому представлению о финальном характере результатов человеческого сознания и практики.

Гегель считал, что познание это процесс, и истина это не сумма положений, а истина тоже процесс, завершение которого невозможно.
Гегель был мастером афоризмов. Истина не отчеканенная монета, которую можно в случае необходимости можно положить в карман.
Гегель считал, что процесс познания состоит в историческом расширении знания.
В науке важен не результат, а результат вместе со своим становлением.

Философское учение гегеля представляет собой систему.

Первый раздел - логика - учение о мышлении, его формах и законах. Здесь он проводит различие в виде трех разделов - антологическая логика (бытие, сущность, действительность), учение о понятии (понятие, суждение, умозаключение), учение об идеях (идея жизни, познания, абсолютная идея).

Второй раздел - философия природы. Природа - инобытие духа. Сущностью природы является дух. Здесь есть три раздела - механика (пространство и время, материя и движение, конечная механика, абсолютная механика), физика (всеобщая индивидуальность, тотальная индивидуальность, особенная индивидуальность), органическая физика (геологическая природа, растительная природа, животный организм)

Третий раздел - философия духа - состоит из трех разделов - субъективный дух (душа, сознание, дух теоретический, практический, свободный) объективный дух (абстрактное право - собственностью, договор, моральность, нравственность - семья, гражданское общество, государство) абсолютный дух (искусство, религия откровения, философия).

Основополагающими принципами гегелевской системы - принцип тождества мышления и бытия - мышление является первичным, мышление субстанция всего, что существует, и бытие связано с мышлением - объективный идеализм. И поэтому Гегель начинает свою систему с мышления.
Второй принцип - принцип развития на основе тождества мышления и бытия. Развитие мышления происходит по определенной схеме - тезис - отрицание тезиса (антитезис) - отрицание отрицания (синтез).

Недостатки этого учения.
Недостаток - его идеализм.
Для гегеля, как для идеалиста было характерно то, что развитие начинается с мышлением с понятием. Понятие - то, что мы сейчас знаем о каком-то предмете.
Противоречие между методом, который носит диалектический характер, и системой - метафизической.
Диалектика - развитие не заканчивается.
Сам считал, что создал систему, лучше которой никто не создать, то есть она метафизическая, исключает дальнейшее развитие.

Гегель считал свой метод спекулятивным, в котором противоположности раздваиваются, а не обращаются в ноль.
В старой философии считалось, что противоположные стороны обнуляют друг друга.

26.Формирование и развитие марксистской философии.
Возникает как прямое продолжение материалистической философии 18-19 веков и положительной диалектики (идейно связанной с философией Гегеля)
Карл Маркс и Энгельс - основоположники
Идейные источники - какой комплекс идей лежит в основе.
Ленин в двух работах анализирует идейные источники марксизма. Первая работа определяет, что источники - все лучшее что есть в английской политической экономии, немецкой философии, французском социализме.
Во второй работе Ленин считает источники - маркс - великий продолжатель трех течений - классическая немецкая философия, классическая английская экономия, французского социализма в связи с французскими революционными учениями. Классическая немецкая философия - Гегель, Фиербах. Классик англ политэкономия - Смит, Рикардо.
Франц соц-изм - Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Франц революционные учения - Бобев, везами.
Класс нем философия - диалектика Гегеля (развитие на противоречиях) - идейный источник - и антропологический материализм Фейербаха ( те части мировоззрения, которые были связаны с борьбой против религии, с метафизикой)
Англ политэкономия - идея трудовой теории стоимости. На основе этой идеи развивает идею прибавочной стоимости. Ее источником является неоплаченный труд работника.
Риккардо - теоретической обоснование противоположностей интересов буржуазного предпринимателя и рабочего. Франц социализм (утопический социализм). Франц революционные учения - тесно связаны с французским социализмом, но с точки зрения практики.
У Бобева родилась основная коммунистическая теория - уничтожение частной собственности - коммунисты.
Социалисты - за ограничение частной собственности.
Идея революционного насилия, как главного средства изменения существующего общественного строя.
Революции - локомотивы истории - Маркс.
Насилие - повивальная бабка истории - Маркс.
Насилие от того, что человек несовершенен, а не отдельная личность.
Идея революционной диктатуры как переходной формы к новому общественному строю. Диктатура - сильная власть, которая опирается не на законы, а на силу. Маркс считал, что в переходный период власть должна быть сильной.
Маркс считал, что должна быть диктатура не просто отдельного лица, а диктатура пролетариата - он называл демократической диктатурой. Маркс и Энгельс будучи свидетелями диктатуры якобинского дали оценку тому, что происходило в это время. И оценка террора - террор бесполезная жестокость людей, которые сами испугались.
В результате развития этих идей - марксистская философия слагается из двух частей - диалектический материализм и исторический материализм.
Диалектический материализм - синтез материалистической теории и диалектики. Принципы диалектического материализма - принцип материального единства мира, в соответствии с которым, всякое бытие - вещь, либо свойство материальной вещи, либо отношение материальных вещей - в основе лежит материя, принцип развития - материальный мир не прибывает в статичном состоянии, пребывает всегда в развитии,
Источником и движущей силой развития является противоречие.
Исторический материализм - материализм связанный с пониманием истории развития человека и человеческого общества. В его основе лежит принцип - общественное бытие определяет общественное сознание. Прежде чем творить что-то возвышенное, человек должен произвести все необходимое ему для жизни. Материальное - первично.
Маркс считается основоположником материалистического материализма, раньше понималась история как идеализм.

27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
Категория бытия - одна из важнейших философской категорией, так как учение о бытии - онтология - является частью любой философской системы. В философии в широком смысле под бытием понимают как существование вообще в любой форме.
Иногда понимают существование в конкретной форме.
Обладать бытием - значит существовать.
Небытие - все, что не существует, что существовало и прекратило, что не существовало, но будет.
Что является критерием бытия и небытия.
Критерием существования у одних мысль, практика, опыт.
Беркли - существовать, значит быть воспринимаемым.
Формы бытия - абсолютное бытие.
Относительное бытие - обусловленное, конечное.
Реальное бытие - нереальное бытие.
Реальное - все, что существует в действительности, а не только в моем представлении. Нереальное - существует в представлении, но нет в действительности.
Объективное бытие - все, что существует как объект, независимо от воли, желания сознания субъекта.
Субъективное - зависит от субъекта.
Материальное бытие - материя, как объективная реальность.
Все категории рассматриваем с материалистического мировоззрения.
Материя - объективное бытие, объективная реальность - то, что существует независимо от сознания.
Критерии материальности - существовать независимо от сознания и вне сознания. Впервые такое определение материи дал Ленин.

Министерство образования и науки

Одесский национальный политехнических университет

Кафедра философии и методологии науки

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Студентка 2-го курса, заочного факультета, гр.ЗОА-151

Коверник Анастасии Олеговны

1. Диалектический метод и идеалистическая система Г. Гегеля 4-7

2. Сознание как форма отражения действительности и регуляции человеческой деятельности 8-9

3. Природа как предмет философского осмысления 10-12

Список использованной литературы 15

Диалектический метод был нечто больше чем абстрактно-аналитический метод. Сам Гегель не признавал его, он вывел диалектический метод и представил его, как более совершенный метод для трансформации одного определения в другое. Этот метод носил в себе принцип приносящий в саму суть науки внутреннюю связь и незаменимость. Так же метод диалектики представлял собой теорию развития, в основе которой стоит единство и борьба противоположностей. В довершение всего он включает в себя принципы изучения сущности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего.

В идеалистической системе Гегель исключил любое проявления произвольной деятельности. Считал, что в его системе определена абсолютная истина. Свою систему он разделил на три ступени развития познающей силы: 1-ая- логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе; 2-ая- философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии; 3-ья философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя.

Высшей формой отражения действительного мира есть сознание, а отражение свою очередь есть результат взаимодействия объектов. Сознание- это внутренний мир человека, это его чувства, прихоти, вопросы. То, что помогает человеку существовать в этом мире как личность.

Диалектический метод и идеалистическая система Г. Гегеля

Диалектический метод Г. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)- немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии.

Считал, что абстрактно-аналитический метод совершенно неприменим для философии. К применению конкретного предмета, а именно- сознания, философия не нашла своего истинного метода философской науки. Движение сознания - это восхождение от абстрактного к конкретному. Каждая последующая ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом, более высоком уровне.

Диалектика так же представляется как теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей. Но противоречие ступеней между друг-другом не исключает их единства.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Все стадии гармонизируют в единстве.

Наследием Гегеля, что вошло в сокровищницу мировой философской мысли, было то что он дал диалектический анализ всех важнейших классов философии и сформировал 3 основных закона. Вдобавок диалектический метод включает в себя принципы изучения сущности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего.

Гегель требовал переосмыслить природу понятия.

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития — утверждения, отрицания и отрицания-отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и

Идеалистическая система Г. Гегеля

В своей системе Гегель принял три ступени развития познающий силы, но устранил любое проявление произвольной деятельности.

Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая.

Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

Части системы Гегеля:

1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе.

Разработал учение о Бытии, о Сущности и о Понятии. Здесь Гегель определяет основные категории своей системы: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез), а также сопутствующие категории: качества, количества, меры (единство качества и количества), скачка, сущности и явления, тождества и различия, основания, формы и содержания, необходимости и случайности, причины и действия, взаимодействия и т.д., понятия, суждения, умозаключения, единичного, особенного, всеобщего, абстрактного, конкретного и т.д.

2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии.

Природа служит внешним проявлением саморазвития логических категорий. Философия природы распадается на механику, физику и органическую физику. В рамках этого отдела Гегелем были разработаны категории материи, движения, пространства, времени и т.д.

3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя.

Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание — самосознание — разум, психология показывает теоретические и практические способности духа.

Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали и нравственности.

Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Иначе говоря, — это духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений. Таким образом, Абсолютный дух — это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех чело­веческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний. Абсолютный дух проявляется в религии (в форме представления), искусстве (в форме созерцания) и высшей форме человеческой деятельности — философии (в форме понятия).

Диалектический метод философии Гегеля.

В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом. Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.

Характеризуя форму самодвижения понятий, Гегель сформулировал положение о диалектическом отрицании, развитии через отрицание отрицания. Каждое положение - тезис порождает свое отрицание -антитезис, результатом которого является синтез, удерживающий и сохраняющий в себе некоторые черты отрицаемого старого.

Отсюда Гегель сделал вывод о том, что движение идет от низших форм к высшим, т. е. поступательно, но в этом поступательном движении имеет место цикличность, как бы возврат к старому, но на новой высшей основе.

Однако Гегель непоследователен в проведении своих диалектических принципов.

Диалектический метод исходит из всеобщности и необходимости развития во всех сферах, а его философская система требует оборвать развитие с достижением абсолютной идеей высшей стадии развития.

Диалектический метод Гегеля основан на всеобщности противоречий, а система же, обрывая развитие, требует установления непротиворечивого абсолютно истинного состояния.

Диалектический метод предполагает преобразование существующей действительности, а система, напротив, ее оправдывает. Из-за своей противоречивости философия Гегеля давала простор для различных политических выводов.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются.

Философия истории. Цель и смысл исторического процесса.

История – сфера закономерности. Законы здесь реализуются посредством сознательной деятельности людей. Тем не менее возможность периодизации истории по отдельным эпохам показывает, что в истории властвует неличная закономерность.

1.Ниже всех – Древний Китай, Индия и Персия. Эти общества не способны прийти к полному осознанию самих себя, своей свободы. Индии вид является безвольным органом гос власти, там нет места для развития его индивидуальности.

2.Греческий мир. Античный полис – единство индивида и общины. Здесь уже не существует слепой подчиненности индивида общности. Индивид внутренне отождествляется с нравственными обычаями и познает в них свою волю.

3.Германский мир, охватывающий христианские народы Западной Европы. Доводит внутреннюю цель истории до полной действительности. Это происходит потому, что история западноевропейских народов опирается на принцип христианства, который провозглашает, что человек является в смысле бытия свободным, что все равны через свою свободу.

Общий вывод философии состоит в признании разумности мира. Однако разумен, истинен не результат развития сам по себе, а само развитие, включающее в себя и своей результат.

Г. фил. проникнута глубоким противоречием. Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл. абс. дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противор. у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл. источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи - нет ее развития во времени. Так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

Положение индивида в гегелевской философии

По Гегелю, индивид в первоначальном, детском природном состоянии, подчинен слепому инстинкту, животным страстям и тому эгоизму, который составляет отличительную черту животной жизни. Но, по мере развития разума, субъект признает в других индивидах равных себе, т. е. духовные существа. Он признает, что разум и свобода (дух) не есть лишь его исключительное свойство, но что он существует, в разных степенях, во всей совокупности индивидов его рода. Он признает духовность себе подобных и преклоняется перед ней, как перед законом, который он должен уважать. Так как дух, который он находит вне себя, есть синоним разума и свободы, то, преклоняясь пред разумом и себе подобными, он преклоняется перед их свободой. Индивид сознает себя свободным; ибо сознавать себя духом значит сознавать себя свободным. Но он сознает, что подобный ему, являясь таким же субъективным духом, свободен, как и он. Лишь только индивид обретает способность мыслить, он тотчас понимает, что его индивидуальная свобода ограничена свободой ему подобных.

Неограниченная свобода, полагает Гегель, принадлежит лишь совокупности различных существ, роду, человеку вообще. Индивиду принадлежит лишь более или менее значительная часть общей свободы, свобода относительная. Слова дух и свобода – синонимы, однако нельзя сказать того же о выражениях субъективный дух и абсолютная свобода. Свобода есть общее всем благо; поэтому индивид не может претендовать на исключительное обладание ею, не входя в противоречие с самой природой вещей. Факт свободы подобного мне индивида становится законом, уздой, ограничением моей собственной свободы. Свобода всех есть закон, исходящий из духовности всех. Эту всеобщую силу, стоящую над субъектом, Гегель называет объективным духом. Начало процесса развития объективного духа Гегель рассматривает в философии права.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.