Что обеспечивает шина сломанной кости

Травмы бывают самыми разными: вывихи, ушибы, переломы и т.п. И большинство людей сталкиваются с ними ежедневно. Для многих будет полезно узнать, как происходит правильное наложение шин, в каких ситуациях и для чего это делают. Исходя из типа повреждения и степени тяжести, подбирается необходимая техника. Например, при переломе голени, шина накладывается по внутренней и внешней сторонах ноги, от середины бедра до самой пятки с использованием мягкой ткани.

Правила наложения шины помогают максимально эффективно зафиксировать конечность, чтобы не осложнить ситуацию при транспортировке пациента. Зная как наложить шину при переломе костей голени, и при каких переломах транспортная шина должна захватить 3 сустава, можно значительно облегчить состояние пострадавшего и снизить риск вторичного смещения костных отломков.


Разновидность переломов

Перелом — это повреждение целостности той, или иной кости в организме человека. Такая травма очень неприятная и болезненная, требующая немедленного вмешательства квалификационных сотрудников медицинского учреждения. Чтобы понимать, как накладывать шину правильно, для начала необходимо ознакомиться с классификацией.

  1. Открытый — этот вид характеризуется повреждением мягких тканей и мышц посредством разрыва их отломками сломанной кости. При этой травме существует большой риск попадания микробов к поврежденному участку, которые после могут стать причиной заражения крови и других осложнений.
  2. Закрытый — перелом, при котором повреждаются только кости человека, не задевая при этом окружающие ткани и сосуды. В некоторых ситуациях закрытый перелом может стать открытым, например, при неправильной транспортировке пациента на территорию стационара. Тогда обломки кости во время движения могут повредить мышцы и прорвать кожный покров своими острыми краями.
  3. Компрессионный перелом — характеризуется сплющиванием или смещением частей кости, из-за сильного мышечного сокращения в момент происшествия.
  4. Полный перелом — разделение кости на две, и более частей посредством внешнего воздействия окружающей среды.
  5. Неполный перелом — этот вид иногда называют трещиной.

При обнаружении перелома, необходимо первым делом оказать первую помощь пострадавшему. Для этого шина накладывается на поврежденную конечность, после чего больной транспортируется в стационар. Если по причине каких-либо обстоятельств нет возможности транспортировать потерпевшего самостоятельно, нужно вызвать бригаду скорой помощи.

Признаки

Перед оказанием каких-либо действий по оказанию скорой помощи, необходимо точно определить тип и вид травмы. Для этого стоит ознакомиться с основными симптомами:

  • резкая боль в поврежденной области;
  • голень опухает в самый короткий срок;
  • крепитация (звук хруста частей кости);
  • если есть смещение, конечность становится заметно короче;
  • подвижность становится ограниченной;
  • наличие патологической подвижности частей кости;
  • при открытом переломе, из раны видны части кости.


В некоторых случаях симптомы могут проявляться слабо. Например, если один обломок входит во второй (встречается в трубчатых костях), тогда нет патологического движения костных обломков. А когда остается целой надкостница, то смещение обломков тоже не наблюдается. В такой ситуации сложно определить перелом, и для этого необходимо полное обследование травматологом.


От положения тела в момент получения травмы, перелом может характеризоваться как:

  • косой;
  • оскольчатый;
  • отрывной;
  • винтообразный;
  • продольный;
  • поперечный.

Причины таких повреждений могут быть самые разные, это необязательно механическое воздействие на кость. Можно получить перелом даже от сокращения мышц, например, если неудачно вывернуть конечность. Когда случилось происшествие с переломом, важно срочно обратиться за помощью в больницу. Перед транспортировкой пострадавшего важно обязательное накладывание шины при переломе.

Первая помощь

Чтобы предотвратить возможные осложнения, одним из самых важных аспектов является своевременное оказание первой помощи пострадавшему, и госпитализация его на территорию стационара. Дальнейшие последствия зависят от того, насколько правильными были действия по оказанию доврачебной помощи, и как быстро пациент попал в стационар.


Если случился несчастный случай, и симптомы указывают на перелом, нужно в первую очередь правильно иммобилизовать поврежденную конечность. Для этого используются такие устройства, как шины. Они могут быть самых разных форм и размеров, и являются оптимальным выходом в сложившейся ситуации. Такое устройство делается из подручных предметов (доска, фанера). Чтобы эффективно помочь пострадавшему, необходимо знать правила наложения шин при переломах.

  1. Фиксация поврежденного участка должна быть надежной. Если человек сломал руку или ногу, фиксировать нужно не только поврежденный участок, но и два ближайших к нему сустава. В случае перелома бедренной кости, наложение транспортной шины делается на 3 сустава вдоль ноги.
  2. Перед обездвиживанием сломанной конечности, нужно заранее приготовить все материалы для будущей шины. Предварительно подкладывается марля или вата. При открытом переломе, на выступающие отломки костей накладывается стерильная повязка, предварительно обработав края раны антисептическим препаратом.
  3. Для наложения шины, конечности нужно придать физиологическое положение, чтобы мышцы оставались полностью расслабленными. Чтобы это сделать, нужно слегка согнуть ее в крупных суставах. Угол сгиба должен составлять не больше чем 10°.
  4. При закрытом переломе можно выполнить вытяжение вдоль оси. В таком случае шина накладывается поверх одежды и обуви.
  5. Если наблюдается открытый перелом, категорически запрещены какие-либо манипуляции с костными отломками (вправление, вытяжение и т.д.). Фиксация производится точно в том положении, какое было в момент происшествия.
  6. Важно при открытом переломе обязательно остановить кровотечение. Для этого следует наложить жгут сверху на одежду, чтобы он оставался видимым. Также необходимо под жгутом оставить записку, на которой указать точное время наложения, так как жгут можно держать не более 2-х часов, и по приезду скорой помощи, персонал должен знать, когда его необходимо снять с пациента.
  7. При укладывании пациента на носилки, травмированная конечность не должна находиться на весу. Поэтому для ее поддержания необходим еще один человек в помощь.
  8. Шина обязательно изгибается по форме поврежденной конечности.
  9. Все процедуры необходимо выполнять предельно аккуратно, чтобы не усилить приступы боли у пострадавшего человека.

Наложение шин при переломах выполнятся только поверх одежды пострадавшего. Она не должна упираться концами в кожный покров, или производить давление на кровеносные сосуды и нервы, расположенные возле поврежденной области.

Шины для разных частей тела

В разных случаях шины имеют свои нюансы в технике наложения.


Исходя из того, какая часть подверглась перелому, на сломанную кость шина накладывается определенным способом:

  • Если у пострадавшего сломано плечо, иммобилизующая повязка должна накладываться таким образом, чтобы она надежно фиксировала локтевой, лучезапястный и плечевой суставы. При наложении руку необходимо согнуть в локте на 90°. Для дальнейшего поддержания ее в таком положении можно использовать косыночную повязку.
  • Фиксация при переломе бедра должна охватывать полностью всю ногу. Поэтому наложение шины проводится, начиная с подмышечной по всей длине ноги, захватывая ступню. В таком положении шина обхватывает тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.
  • Наложение шины при переломе голени должно захватывать колено и голеностопный сустав. В таком случае применяется шина Крамера — это три шины, имеющие разные размеры. Первая 120 на 11 см прикладывается на заднюю часть голени, она должна достигать первой трети бедра, а начинаться от стопы. Оставшиеся две накладываются по бокам поврежденной голени, на наружную и внутреннюю стороны. После эту конструкцию нужно перебинтовать.
  • Шины для пальцев руки накладывают вдоль поврежденного пальца с обеих сторон, и обматываются тремя полосками ткани. Между пальцем и шиной необходимо положить тонкую прокладку. Сначала нужно обмотать ее узкой повязкой и завязать над шиной, после чего еще раз обмотать место повреждения, и также завязать над шиной. Третьей полоской ткани обматывается шина и палец ниже травмированной области, завязывается так же над конструкцией. Если сломан мизинец, в качестве лангеты для пальца руки можно использовать простой карандаш. Он хорошо ложится вдоль пальца и по ребру ладони.

Иммобилизующие шины необходимо накладывать точно по технике в зависимости от локализации повреждения. Если шина была наложена неправильно, в дальнейшем она будет не только доставлять пациенту болезненные ощущения, но и может привести к осложнениям, например к смещению осколков кости.

По прибытии пациента на территорию стационара, его тщательно обследует травматолог, а также делается рентген поврежденной области. Определив вид и тип перелома, а также степень тяжести, в дальнейшем назначается курс лечения, а поврежденная конечность фиксируется при помощи гипса. Если первая помощь была оказана своевременно, и травмированная область фиксировалась правильно, то осложнений и последствий можно избежать.


Фото 1. Шина - временная замена гипсу для иммобилизации травмированной части тела. Источник: Flickr (handarmdoc).

Что такое шина

Транспортная шина применяется при различных повреждениях для придания неподвижности конечности. Стандартные шины выпускают нескольких типов: из дерева, пластмассы или проволоки, они бывают пневматическими и вакуумными.

При отсутствии стандартных шин обычно используют импровизированные приспособления.

Делают ее из того, что оказывается под рукой: палки, древесные ветки, лыжи и т.д. А получившийся каркас скрепляют с помощью любых доступных повязок.

Для чего накладываются шины при переломах

Шина накладывается для фиксации и удержания сломанной кости, поскольку к смещению отломков может привести любое движение пациента. Она поддерживает конечность и защищает от непредвиденных внешних воздействий. А также снижает болевые ощущения.

Фиксируя отломки, шина предотвращает возникновение дополнительных внутренних травм: разрыва нервных пучков или сосудов острыми концами поврежденной кости.

Правильно наложенная шина имеет большое значение в процессе транспортировки пациента, поскольку сводит к минимуму риск смещения отломков. Это влияет и на последующее лечение, и на скорость восстановления травмированной кости.

При каких переломах накладывают шину

Шину накладывают при повреждении костей и суставов, при открытых и закрытых переломах. Транспортировка пострадавших без иммобилизации категорически запрещается.

Однако при открытом переломе сначала надо обработать рану: очистить, если в ней есть загрязнения, наложить стерильную повязку, а при сильном кровотечении – жгут, чтобы остановить кровь. Только после этого пострадавшую кость можно шинировать, иначе разовьется травматический шок - тяжелое состояние всего организма, что возникает из-за серьезных травм, кровопотери и сильной боли.

Обратите внимание! Время наложения жгута обязательно следует сообщить врачу. И нельзя самостоятельно вправлять отломки, поскольку это может вызвать еще большее кровотечение, усилить боль и повысить риск травматического шока.

Переломы позвоночника и шеи требуют транспортировки пострадавшего на жестких носилках или доске, подложив под колени и шею валик из одежды или мягкой ткани и зафиксировав тело лямками. Доска и жесткие носилки в этом случае тоже служат транспортной шиной.

Исключением можно считать переломы ребер и ключиц. В этих случаях обходятся без шин, накладывая тугие повязки.

Виды шин

Существует две универсальные шины: шина Крамера и Дитерихса.

Первая изготовлена из гибкой проволоки, что дает возможность принимать любую форму. Такая шина подойдет и для нестандартных травматических ситуаций. Применяют же ее, как правило, для переломов предплечья или голени.

Шина Дитерихса – это деревянная конструкция, которая отличается стабильностью и крепкой фиксацией. Она представляет собой 2 костыля: наружный и внутренний, подстопник (планка для ступни) и специальные палочки. Эта шина обладает не только фиксирующими свойствами, но и создает вытяжение. Показана при переломах в области бедер, травмировании коленных и тазобедренных суставов.

Помимо этих шин, существуют и другие:

  • пневматическая, имеющая цельный корпус, в который вкладывают сломанную конечность, а фиксация создается за счет давления воздуха;
  • шина-воротник Шанца - представляет собой мягкий фиксатор, необходимый при травмах шейного отдела: он ограничивает подвижность шеи, создает ей тепло и обеспечивает покой.

Фото 2. В качестве шины можно использовать любой твердый предмет. Источник: Flickr (Charlie Holder).

Обратите внимание! Если перелом открытый, накладывать шину надо после того, как раны будут закрыты стерильными повязками.

Правила наложения шины

Перед накладыванием шины надо осмотреть пострадавшую конечность и определить тип перелома. Если он открытый или присутствуют раны на коже, кровь надо остановить охлаждением – льдом, замороженными продуктами, снегом. А если кровотечение сильное, наложить жгут сверху и снизу от участка травмы. Но держать его больше пары часов нельзя.

Далее порядок действий такой:

  • за исключением отдельных случаев, шина накладывается прямо на одежду, потому что, снимая ее, можно спровоцировать смещение костных отломков;
  • нужно убедиться, что шина не передавливает участки тела пациента, иначе это может привести к пережатию нервных окончаний и сосудов;
  • шина должна иммобилизовать как минимум 2 сустава – выше и ниже области перелома, а если травмирована крупная кость - 3 сустава: это необходимо для надежности фиксации;
  • центр шины должен быть расположен у участка перелома;
  • фиксировать шину бинтами или повязками следует на всем ее протяжении, а не только на месте травмы;
  • если у пациента началась истерика, его необходимо успокоить, и дать ему обезболивающее, чтобы не развился травматический шок;
  • если травмирована лучевая кость, то зафиксировать нужно лучезапястный сустав, а локоть не трогать;
  • если сломан палец, то он фиксируется путем приматывания тканью к здоровому пальцу.

И ни при каких обстоятельствах нельзя накладывать шину на голое тело, т.к. ее концы врежутся в кожу или сдавят нервы и сосуды.

Обратите внимание! Если необходимо снять или надеть одежду на пострадавшего, ни в коем случае нельзя его сажать или пытаться поднять!

Последующее лечение и правила ухода за больным

После того, как пострадавшего доставят в больницу, ему вправят костные отломки, если было смещение, и наложат гипс. Иногда при открытых переломах требуется операция. В любом случае, пока пациент находится в больнице, доктора ведут за ним динамическое наблюдение.

Лечение применяется следующее:

  • лекарственная терапия, чтобы снять боль и снизить риск воспаления;
  • специальная диета, способствующая срастанию костей, а также, возможно, курс витаминов.

После наложения гипса пациент далеко не все может делать сам. В зависимости от расположения травмированного участка правила ухода за ним будут меняться, однако общие действия включают:

  1. Применение обезболивающего и, если доктор позволил, легкий массаж: это облегчит боль, которую пострадавший будет испытывать долго.
  2. Внимательный осмотр тела пациента, если он из-за перелома не встает с кровати, поскольку могут образоваться пролежни. Иногда его можно очень аккуратно приподнимать и переворачивать, но только с позволения врача.
  3. Даже если у лежачего больного первое время будет недержание мочи, его нельзя ограничивать в питье – объем жидкости в день должен составлять до 1,5 литров.
  4. Необходимость не допустить резких движений пациента, обеспечить соблюдение диеты и выполнение всех рекомендаций доктора.

После снятия гипса назначают физиотерапию, массаж и ЛФК, чтобы быстрее вернуть травмированной конечности ее функции.

Во время оказания первой медицинской помощи при происходящих переломах первым делом обездвиживается поврежденная область. Это дает возможность подготовить человека к дальнейшей транспортировке и не делает травму более тяжелой. Спокойное состояние поможет заметно уменьшить или вовсе устранить ощущение боли, остановить шок, снизить вероятность появления других нарушений в работе внутренних органов.

Самый лучший метод для достижения таких хороших результатов – это наложение шины в случаях переломов. Но здесь следует знать и о том, как лучше всего накладывать шину во время переломов любой тяжести.

Первая помощь


Можно использовать транспортные шины всегда при серьезных переломах костей, нарушения работы суставов, повреждений нервов, а также при появлениях нарушений мягких тканей, если есть необходимость в обездвиживании конечности. Существуют уникальные шины, которые предназначаются в целях оказания первой помощи пострадавшему. Когда их нет, обездвижить конечность также можно и подручными вещами, которые попадутся под руку: ветки, фанеру, палки или доски.

Шина позволяет не только обездвижить сломанную конечность или вывихнутый сустав, но также поддерживает и обеспечивает надежную защиту для его повреждённой части. С ее помощью можно также:

  • Уменьшить боль;
  • Остановить прогрессирование травмы;
  • Помочь избежать шока.

Импровизированная шина

Шину можно делать практически из любых подручных вещей, которые будут под рукой во время неприятного происшествия, к примеру, из картона, ветки, толстой бумаги, палки, подушки, весла. Есть несколько разновидностей шин для сломанных конечностей, каждая из каких используется в отдельном случае.

Правила и рекомендации специалистов


  1. Для начала важно постараться снять с травмированной конечности одежду.
  2. Не пытайтесь самостоятельно поставить поврежденную кость либо вывихнутый сустав на место.
  3. Если при переломе образовались открытые раны их следует обязательно накрыть чистой тканью.
  4. В такой ситуации лучше и удобнее будет найти помощника. Вдвоем наложить шину будет гораздо удобнее, один человек будет поддерживать повреждённую конечность, а другой накладывать шину. Совместная работа поможет избежать нежелательного повторного повреждения.
  5. Готовую шину следует накладывать с учетом некоторых факторов, ее должно хватать также на места вокруг сустава.
  6. Во время наложения шины на поврежденную часть конечности, важно постараться захватить место вокруг сустава.
  7. Если есть возможность, то лучше накладывать шину с двух сторон травмированной части так, чтобы она была полностью обездвиженной.
  8. Положите между кожей и шиной какую-нибудь прокладку, в качестве ее можно использовать любую чистую и сухую ткань. Таким образом можно устранить давление на поврежденную часть.
  9. Можно дополнительно использовать ткань под колено, запястье, а также остальные впадины.

Не стоит привязывать готовую шину плотно к конечности, это легко может нарушить кровообращения и спровоцировать у пациента боль.


Если происходят следующие неудобства, рекомендуется немного сделать повязку слабее:

  • Пальцы больного заметно посинели, стали появляться отеки;
  • Пальцами нельзя пошевелить;
  • Под шиной не ощущается пульс;
  • Поврежденная часть конечности под шиной онемела, а также стало ощущаться легкое покалывание;
  • Попробуйте немного нажать на ногти, они должны через пару секунд вернуть прежний цвет.

Если у вас под рукой есть лед, то при переломах конечностей, после наложения шины, можно на несколько минут приложить лед к месту повреждения. Но это только тогда, как вы убедитесь, что в ней есть пульс.

Основные правила наложения шины


Чтобы освоить элементарные правила наложения шины, следует их прочитать немного ниже в статье. Они помогут оказать первую помощь больному на высоком уровне.

  • Иммобилизация всегда должна быть максимально надежной. Необходимо понимать, что при травме конечностей нужно зафиксировать переломанную часть, а также два самых ближайших к ней сустава по краям.
  • Перед тем, как выполнять обездвиживание, нужно приготовить шину. Необходимо проложить ее ватой и марлей. Можно при возможности надеть на сломанную конечность чехол, а если такой нет, тогда закрыть костные части с помощью плотных прокладок из ткани, а если есть, то ваты и марли. Таким образом можно избежать возможного образования пролежней, иначе у больного они начнут появляться.

  • Среднефизиологическое положение сломанной конечности позволяет снять мышечное напряжение. Этого можно достичь простыми путями, которые известны только опытным специалистам.
  • При возникновении закрытого перелома нельзя делать никаких резких движений, можно только лишь аккуратно вытянуть конечность по оси, причем накладывать фиксирующую шину на голое тело не стоит.
  • При возникновении открытого перелома, нельзя делать вправление или вытяжение частей кости. Их обязательно нужно надежно зафиксировать так, как находилась конечность при переломе.
  • Еще одним достаточно важным правилом для открытого перелома считается то, что на рану следует накладывать тугую повязку. Переломы такого типа зачастую сопровождаются сильными кровотечениями, которое нужно обязательно остановить. Это происходит с использованием обычного жгута, который обычно накладывают только на одежду, его нужно оставлять на виду. Помимо этого, также рекомендуется положить записку под жгут, в которой указать время и дату его наложения. Это нужно для медиков, потому как любое превышение времени зачастую вызывает необратимые последствия. Важно отметить, что жгут может наложен на конечности не более одного — двух часов.

  • Иногда случаются ситуации, когда с человека нужно снять одежду. Тогда нужно учитывать главное правило – сперва нужно снять одежду со здоровой конечности, а затем со сломанной. Если нужно надеть одежду, то нужно действовать в другом порядке.
  • Не рекомендуется, если нет такой необходимости, надевать и снимать одежду. Это может дополнительно травмировать конечность, усилить боль, а также значительно усложнить процесс терапии.
  • Когда пострадавшего переносят на носилки, следует дополнительно поддерживать сломанную часть тела, здесь одному не справиться.
  • Шину необходимо изогнуть по форме конечности.
  • Во время наложения шины старайтесь не допускать усиления боли, попробуйте делать все максимально аккуратно.
  • На тело без одежды накладывать шину нельзя. Кроме этого, следует следить, чтобы концы шины не давили на кожу.

О чем важно помнить?

  1. При наличии признаков для подозрения открытого перелома, самостоятельно вправлять осколки обратно в открытую рану запрещается. В таком случае врачу необходимо аккуратно убрать с поврежденной части любые загрязнения, после чего обработать средством поврежденную поверхность качественным антисептиком или просто положить на нее стерильную повязку.
  2. Чтобы наложить шину нет необходимости стягивать с больного одежду. Ее следует немного поднять вверх либо по шву разрезать острыми ножницами. Когда медик попробует снять с пострадавшего вещи, то такая манипуляция может вызвать другие смещения отломков и вызовет у пострадавшего дополнительную боль. В редких случаях одежда может положительно влиять при использовании шины.
  3. Не рекомендуется использовать шину для больного человека на оголенное тело. Врач, при наблюдении за больным, обязательно учитывает то, что концы повязки должны находиться в свободном состоянии. Неверно оказанная помощь может сильно сдавливать нервные окончания.
  4. Чтобы использовать жгут необходимо иметь четные показания и основания. Жгут следует накладывать на время не более 2 часов. Если врач использовал жгут, ему нужно положить под него листок, указав здесь точное время и дату наложения.
  5. Когда при получении повреждения были получены серьезные повреждения суставов, то в целях иммобилизации применяют эти же средства, как и в случае перелома.

Наложение шины нужно выполнять так, чтобы она плотно находилась в плотном состоянии с конечностью и не было между ними пустого места. Профессиональные медики с большим опытом работы в данной сфере надежно заматывают шины довольно тугими витками из марлевого бинта.

Правила использования шины


Если потребовалось сделать шину для наложения на череп, следует воспользоваться марлей и ватой. Сделать это очень просто: необходимо подготовить небольшую полоску из ваты, ширина которой будет около двенадцати сантиметров, а толщина не более 5 см. Самая оптимальная длина – это 45 — 50 см.


Готовая полоска скручивается в жгут, а после этого полностью оборачивается бинтом. Концы валика нужно соединить, используя любые подходящие вещи. Полученный бублик подкладывают под голову, а после этого бережно прибинтовывают к голове. Для валика можно использовать даже простое полотенце или другие материалы такого типа.

В каждом случае действует один и тот же принцип: аккуратность и не поспешность. При повреждении любой части тела, нужно соблюдать все вышеперечисленные правила. Важно также учитывать, в каких случаях не стоит использовать шину. Действовать нужно как можно быстрее, если случился серьезный перелом.

При этом ее использование обязательно в тех ситуациях, когда произошел даже банальный вывих.

Вполне может произойти так, что пациент с переломом может быть без сознания, и нуждаться в дополнительной медицинской помощи. Тогда рекомендуется привлечь еще несколько людей (лучше специалистов), но если нет возможности, необходимо действовать по ситуации. Ориентироваться в этой ситуации совсем нелегко, однако, когда от вас зависит судьба пострадавшего в будущем, вы сможете ему оказать помощь.

Транспортная иммобилизация при переломах костей представляет собой главный способ оказания доврачебной помощи потерпевшему, позволяющий обеспечить неподвижность и фиксацию травмированного участка. Каковы правила и сроки иммобилизации? Как оказать грамотную помощь при разных видах травм?

Для чего необходима?

Иммобилизация при переломе — это фиксация и обеспечение максимальной неподвижности пострадавшему, отдельному участку тела, органу, в период транспортировки больного в лечебное учреждение. При помощи транспортной иммобилизации удается достичь следующих результатов:

  1. Предотвратить смещение фрагментов и осколков кости, снизить риски развития возможных осложнений.
  2. Уменьшить болевой синдром.
  3. Создать оптимальные условия, необходимые для комфортной и безопасной транспортировки потерпевшего в травмпункт.


Любые движения, совершаемые человеком с переломом, доставляют ему сильную боль и могут нанести серьезный вред здоровью, усложнить лечебный процесс. Костные обломки, локализованные в области перелома, могут травмировать кровеносные сосуды, мягкие ткани, спровоцировать развитие кровотечения, процессов инфекционного характера, болевого шока.

Именно грамотная иммобилизация дает возможность минимизировать возможные риски и стабилизировать состояние больного до тех пор, пока ему будет оказана квалифицированная медицинская помощь. Перекладывать, переносить больного до проведения иммобилизации категорически запрещено. Сроки иммобилизации при переломах могут варьироваться от 2–3 часов до нескольких суток, в зависимости от состояния потерпевшего и расстояния транспортировки до больницы.

Когда нужна помощь?

На присутствие перелома, требующего проведения иммобилизации, указывает наличие следующих характерных клинических признаков:

  • Сильные болевые ощущения;
  • Нарушение двигательной активности;
  • Отечность поврежденного участка;
  • Подкожные кровоизлияния, гематомы;
  • Деформация поврежденной конечности, изменение формы и размеров;
  • Патологическая подвижность кости в области травмы.

В случае открытого перелома наблюдается кровотечение, в раневой поверхности можно увидеть фрагменты кости, костные обломки. При наличии перечисленных выше симптомов необходимо оказать потерпевшему адекватную доврачебную помощь и как можно скорее доставить его в медпункт.

Большое значение имеет скорость и оперативность проведения иммобилизации: чем быстрее будет наложена шина, тем меньше риски смещения и проще процесс восстановления. Практика показывает, что грамотная и своевременная иммобилизация в несколько раз уменьшает необходимость в хирургическом вмешательстве.

Как оказать помощь?

В первую очередь, необходимо провести обезболивание, чтобы избежать развития болевого шока — состояния крайне опасного не только для здоровья, но и для жизни пострадавшего. Для этих целей используются обезболивающие препараты, анальгетики. Причем наиболее быстрый результат дает инъекционное введение.


К пораженному участку можно приложить ледяной компресс, с целью уменьшения болезненных ощущений, предотвращения гематом и отеков. При открытом переломе, прежде всего, потребуется остановить кровотечение. После этого проводится иммобилизация, позволяющая уменьшить болевой синдром и предотвратить возникновении шокового состояния.

Специалисты-травматологи выделяют следующие правила иммобилизации при переломах:

  1. Перед наложением шины больному необходимо ввести препарат-анальгетик.
  2. Когда перелому сопутствует открытая рана, необходимо обработать ее с помощью антисептического раствора, во избежание возможного инфицирования, после чего закрыть чистой стерильной повязкой.
  3. При наличии соответствующих показаний накладывается жгут, под который следует обязательно поместить записку с точным временем наложения, для предупреждения процессов некротического характера.
  4. Средства для иммобилизации накладываются поверх одежды или обуви. Не нужно снимать их с пострадавшего, это может спровоцировать дополнительное травмирование. В любом случае, на тех участках, где шина соприкасается с кожными покровами, необходимо подложить мягкую ткань, марлевую повязку. Это смягчает давление на суставы, снижает риски пережатия кровеносных сосудов, следовательно, и онемения, нарушения кровообращения, кровоснабжения поврежденного участка, обескровливания.
  5. Следует избегать слишком тугого бинтования шины, поскольку это чревато нарушением процессов кровообращения и развитием целого ряда опасных осложнений. Необходимо добиться фиксации, позволяющей обеспечить абсолютную неподвижность поврежденного костного участка и расположенных около него суставов.
  6. В процессе иммобилизации важно действовать точно и аккуратно, чтобы не сдвинуть, не сместить костные обломки.
  7. В случае выпячивания сломанной кости, необходимо накладывать шину с другой стороны, не предпринимая попыток исправления костной деформации, поскольку такие действия повышают риски развития шокового состояния.
  8. При необходимости, подгонку шины человек, оказывающий первую помощь, проводит на себе. Делать подобные манипуляции на потерпевшем категорически противопоказано, поскольку они могут привести к смещению костного участка и дополнительному травмированию мягких тканей. При этом шина моделируется с ориентиром на здоровую конечность больного.
  9. При наложении на верхние или нижние конечности шина должна захватывать суставы, локализованные выше и ниже травмированного участка.
  10. Пальцы рук или ног должны оставаться открытыми, чтобы была возможность контролировать процессы кровообращения в области повреждения.
  11. Необходимо стараться зафиксировать конечность в физиологическом, функциональном положении (исключение составляют травмы эпизифов, разрывы сухожилий).
  12. При наличии костных выступов рекомендуется проложить под шину ватный или же марлевый слой, для предупреждения пролежней, натертостей и т.д.
  13. В осенне-зимний период иммобилизованный участок нужно обязательно утеплить, чтобы предупредить возможное обморожение.


Специалисты рекомендуют проводить данную процедуру вдвоем — это более удобно и позволяет действовать максимально точно. Например, в процессе перекладывания больного помощник сможет придерживать травмированную конечность.

Неправильная иммобилизация, чрезмерное или же, напротив, недостаточное фиксирование может нанести серьезный вред потерпевшему.

Как проводится процедура?

Травматологи предлагают следующий оптимальный алгоритм проведения иммобилизации, которого следует придерживаться при оказании доврачебной помощи пациенту с переломами верхних или же нижних конечностей:

  1. Согнуть травмированную руку или ногу больного под прямым углом.
  2. В область подмышечной впадины или подколенный участок подложить мягкий тканевой валик.
  3. Наложить 2 шины, фиксируя одновременно локтевой, лучезапястный и плечевой сустав (голеностопный, коленный, тазобедренный). Прибинтовывать шину рекомендуется по направлению к центру.
  4. Переломанную руку подвесить на косынку.

Если по какой-то причине нет возможности подыскать подручных средств, подходящих в качестве шины, то поврежденную конечность рекомендуется просто прибинтовать к телу, обеспечив, таким образом, необходимую фиксацию.

В случае повреждений бедренной кости, шину следует накладывать с внутренней поверхности так, чтобы голеностопный и коленный суставы были максимально зафиксированы и неподвижны. В паховую область необходимо поместить тканевый валик. Вторую шину накладывают с наружной стороны, так чтобы голеностопный, коленный и бедренный сустав были хорошо, надежно зафиксированы.


Практически аналогичная техника используется при переломах голени. Шину тоже накладывают с внутренней и наружной поверхности, таким образом, чтобы зафиксировать колено и голеностоп. Если произошел перелом стопы, используется шина Крамера. Ее накладывают вплоть до верхнего участка голеностопного сустава. Ногу можно также туго прибинтовать к неповрежденной конечности, однако такая методика, в силу своей неэффективности, используется лишь в редких случаях.

При повреждениях ключичной кости руку потерпевшего подвешивают на косынку. Если по каким-то причинам нет возможности в течении часа обратиться в травмпункт, то рекомендуется наложение повязки, напоминающей по своему виду цифру 8, позволяющей отвести предплечье и зафиксировать его в таком положении.

В случае перелома ребер, требуется наложение фиксирующей повязки на область грудной клетки пациента. Проводить бинтование рекомендуется во время выдоха. Подобная иммобилизация позволяет минимизировать болезненные ощущения, значительно уменьшать риски травмирования мягких тканей.

Оказание помощи при тяжелых переломах

Предельную осторожность следует проявлять, проводя иммобилизацию при наиболее тяжелых и опасных травмах, к которым специалисты относят переломы тазовых костей и позвоночника. В первом случае пострадавшего следует уложить на спину, полусогнув его ноги и подложив мягкие тканевые валики в подколенную область.

При переломах позвоночника потерпевшего аккуратно кладут на жесткую поверхность, очень осторожно, чтобы избежать возможного перегиба позвоночного столба, а затем фиксируют его в неподвижном положении, используя для этих целей мягкие лямки. Под шею подкладываются тканевые валики.


Оказывая помощь потерпевшему с переломом позвоночного столба, следует соблюдать максимальную аккуратность, действовать точно, поскольку смещение позвонков, может стать причиной разрыва спинного мозга.

Что использовать для иммобилизации?

Современные средства для проведения иммобилизации представляют собой специальные шины, которые могут отличаться по своей конструкции и размерам. Обычно их используют с целью иммобилизации поврежденных рук или ног. Для производства шин используют следующие виды материалов:

  • Проволоку.
  • Стальную сетку.
  • Дерево.
  • Плотный картон.
  • Пластиковые конструкции.
  • Фанеру.

Если пострадавшему необходима длительная транспортная иммобилизация, то рекомендуется применение лонгет, гипсовых бинтов. Данного рода шины изготавливаются по индивидуальной схеме, обеспечивая максимальную фиксацию и плотное прилегание к туловищу. В тех ситуациях, когда специальных шин нет, используются подручные средства иммобилизации, такие как доски, картон, плотные прутья, бинты, куски ткани.


Матерчатые и тканевые повязки могут использоваться при переломах ключичной кости, лопаток, повреждениях шейного позвоночного отдела. Используется и ватно-марлевый воротник, который изготавливается из марлевой повязки, с толстым ватным слоем. Конструкция фиксируется при помощи бинтов. Данное средство обеспечивает состояние покоя шейного отдела и головы больного в процессе транспортировки.

Если под рукой отсутствуют какие-либо материалы для изготовления шины, то ткань можно применять с целью прибинтовывания травмированной конечности к здоровой или же туловищу пострадавшего, что позволяет обеспечить необходимую фиксацию в экстренных ситуациях.

Если есть возможность вызывать скорую помощь для транспортировки потерпевшего, не рекомендуется использовать самодельные шины. В данном случае, лучше дождаться приезда медиков.

Иммобилизация — необходимая мера оказания первой помощи потерпевшему в случае переломов и других видов травм. Применение шин и прочих конструкций фиксирует поврежденный участок, облегчает состояние пациента, предупреждает развитие возможных осложнений в ходе транспортировки в травматологическое отделение. Соблюдение основных правил и алгоритма иммобилизации позволяет минимизировать риски, предотвратить болевой шок и дополнительное травмирование, существенно облегчая последующий лечебный процесс и восстановление.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.