Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения шпора

Общеизвестно, что уровень правонарушений, в том числе и бюджетных, существенно снижается, если уровень контроля обеспечивает наступление за них неотвратимой ответственности.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:

  • • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
  • • бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
  • • бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
  • • приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • • передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом. Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Б К РФ бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу. Бюджетные меры принуждения, предусмотренные БК РФ, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии). Финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных Кодексом, на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Виды бюджетных нарушений:

  • • нецелевое использование бюджетных средств;
  • • невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;
  • • нспсрсчислсние либо несвоевременное перечисление платы за

пользование бюджетным кредитом;

  • • нарушение условий предоставления бюджетного кредита;
  • • нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.

Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

12.2. Понятие и виды бюджетных нарушений

Новеллой бюджетного законодательства является введение Федеральным законом N 252-ФЗ понятий "бюджетное нарушение" и "бюджетные меры принуждения". Введение законодателем данного понятия породило различные дискуссии относительно соотношения бюджетного нарушения и бюджетного правонарушения (является ли бюджетное нарушение бюджетным правонарушением?).
--------------------------------
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комягин Д.Л. Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения: новации бюджетного законодательства // Реформы и право. 2014. N 2. С. 10 - 15; СПС "КонсультантПлюс"; Саттарова Н.А. Меры государственного принуждения в бюджетной сфере как фактор эффективного функционирования финансовой системы // Lex russica. 2015. N 8. С. 96 - 106; Полякова С.А. О бюджетных мерах принуждения // Право и экономика. N 4. С. 68 - 78.

Любое правонарушение объективно обусловлено его составом: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Кроме того, обязательными признаками правонарушения выступают: противоправность, общественная опасность, виновность, деяние, предусмотренность юридической ответственности. Для бюджетного правонарушения характерной особенностью является отсутствие такого обязательного субъективного признака, как вина.
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого в гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Общим объектом бюджетного нарушения являются общественные отношения, возникающие в результате нарушения предоставления средств из бюджета бюджетной системы РФ, действия (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Объективная сторона бюджетного нарушения выражается в противоправности самого совершенного деяния (действие или бездействие).
Субъектами бюджетного нарушения являются специфические субъекты - участники бюджетного процесса: финансовый орган, главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.
Вместе с тем стоит отметить, что такие субъекты, как автономные, бюджетные учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, юридические лица и иные субъекты (индивидуальные предприниматели, физические лица), которым выделяются бюджетные ассигнования, например в виде субсидий на основании ст. ст. 78, 78.1, 78.2 БК РФ, не являются участниками бюджетного процесса по смыслу ст. 152 БК РФ. И по логике к ним неприменимы меры бюджетного принуждения.
Субъективная сторона бюджетного нарушения не всегда является элементом состава бюджетного нарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, законодатель разграничивает понятия "бюджетное нарушение" и "действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство". И следовательно, "нарушение бюджетного законодательства" может быть совершено только участниками бюджетного процесса; "действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство" - иными субъектами, не являющимися участниками бюджетного процесса.

----------------------------------------------------------------------¬
¦ Меры бюджетного принуждения (ст. 306.2 БК РФ) ¦
L-T--------------------------------------------------------------------
¦ ------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного ¦
+-+бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету ¦
¦ ¦бюджетной системы Российской Федерации ¦
¦ L------------------------------------------------------------------
¦ ------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, ¦
+-+предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской ¦
¦ ¦Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации ¦
¦ L------------------------------------------------------------------
¦ ------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств ¦
+-+бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных¦
¦ ¦трансфертов (за исключением субвенций ¦
¦ L------------------------------------------------------------------
¦ ------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦передача уполномоченному по соответствующему бюджету части ¦
L-+полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя ¦
¦бюджетных средств ¦
L------------------------------------------------------------------

Данные меры принуждения носят либо правовосстановительный характер, например бесспорное взыскание пеней; либо пресекательный характер, например бесспорное взыскание суммы предоставленных бюджетных средств.
В силу ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Вместе с тем стоит отметить, что применение к участнику бюджетного процесса бюджетных мер принуждения не освобождает их должностных лиц от административной ответственности за связанное с ним административное правонарушение.
Также принятие в отношении участника бюджетного процесса, совершившего бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Порядок исполнения решения о принятии бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с БК РФ.
Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ, т.е. административную или уголовную.
Бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).
Исходя из ст. 306.3 БК РФ, финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.
Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств) на основании решений финансового органа об их применении.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений органов финансового контроля - Счетной палаты РФ и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора утвержден Приказом Минфина РФ от 11 августа 2014 г. N 74н .
--------------------------------
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 г. N 41.
Приказ Минфина России от 11 августа 2014 г. N 74н "Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации" // РГ. 2014. 19 нояб.

Наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Виды бюджетных нарушений (гл. 30 БК РФ) ¦
L-T------------------------------------------------------------------------
¦ ----------------------------------------------------------------------¬
+-+нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ) ¦
¦ L----------------------------------------------------------------------
¦ ----------------------------------------------------------------------¬
+-+невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 ¦
¦ ¦БК РФ) ¦
¦ L----------------------------------------------------------------------
¦ ----------------------------------------------------------------------¬
+-+неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование¦
¦ ¦бюджетным кредитом (ст. 306.6 БК РФ) ¦
¦ L----------------------------------------------------------------------
¦ ----------------------------------------------------------------------¬
+-+нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7 БК РФ)¦
¦ L----------------------------------------------------------------------
¦ ----------------------------------------------------------------------¬
L-+нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8 ¦
¦БК РФ) ¦
L----------------------------------------------------------------------

Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ). Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ) финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.
Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6 БК РФ) влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.
Нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7 БК РФ), предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 306.8 БК РФ). Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Совершение лицом правонарушения является основанием для привлечения его к юридической ответственности.

государственный финансовый бюджетный регулирование

Понятие бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения было введено в бюджетное законодательство в 2013 году вместе с принятием новой редакции БК РФ.

Бюджетным нарушением является совершенное в нарушение бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров, на основании которых предоставляются средства из бюджета, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета или источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Следует подчеркнуть ограниченный и исчерпывающий перечень лиц, которыми могут быть совершены бюджетные нарушения.

Бюджетные меры принуждения за совершение бюджетного нарушения применяются финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Предусмотрены следующие бюджетные меры принуждения:

- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета другому бюджету бюджетной системы;

- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджету;

- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

- приостановление предоставления межбюджетных трансфертов;

- передача уполномоченному по бюджету части полномочий главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств.

Бюджетные меры принуждения применяются на основании уведомлений органов финансового контроля в адрес финансовых органов, которые представляют собой обязательный к рассмотрению документ, содержащий основания для применения бюджетных мер принуждения.

Существуют следующие бюджетные нарушения:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;

- неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;

- нарушение условий предоставления бюджетного кредита;

- нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Имеет смысл зафиксировать ситуацию, которая существовала в бюджетном законодательстве до появления понятий бюджетного нарушения, мер принуждения и, вместе с ними, института бюджетной ответственности.

Прежняя редакция части четвертой БК сохранялась в почти неизменном виде с момента его принятия в 1998 году. Вплоть до вступления в силу новой редакции четвертой части БК в 2013 году в ней сохранялись ссылки на недействующий еще с 2002 года Кодекс об административных правонарушениях РСФСР (КоАП РСФСР). С вступлением в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 252-ФЗ) все нормы, описывающие нарушения бюджетного законодательства, в которых упоминался КоАП РСФСР, были исключены из БК и переместились в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях уже как административные правонарушения.

Принятие новой редакции части четвертой БК РФ являлось назревшим и долгожданным шагом еще и в связи с тем, что содержание данного раздела к 2013 году фактически противоречило другим его разделам. Так, многие термины утратившей силу части четвертой БК РФ уже не использовались в бюджетном законодательстве. Это, например, блокировка расходов, уведомления о бюджетных ассигнованиях, уведомления о лимитах бюджетных обязательств. Некоторые нормы предыдущей редакции части четвертой БК РФ даже технически не могли быть реализованы в бюджетном процессе. Например, диспозиция нормы о компенсации получателям бюджетных средств за неперечисление или несвоевременное перечисленное им бюджетных средств в размере недофинансирования содержала описание несуществующих в реальности отношений. Было неясно, в чем заключается нарушение и каким образом рассчитывается объем и изыскивается источник данной компенсации. Более того, при исполнении бюджетов денежные средства получателем бюджетных средств не перечисляются и БК не содержит легальных понятий "финансирование" и "недофинансирование".

Можно привести еще пример устаревших норм. В качестве нарушения бюджетного законодательства ранее в БК РФ указывалось несоответствие сводной бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, а также несоответствие уведомления о бюджетных ассигнованиях уведомлению о лимитах бюджетных обязательств. Однако, согласно ст. 217 БК РФ, существует обширный перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете, при этом решение принимается самостоятельно руководителем финансового органа. Бюджетные ассигнования, согласно ст. 6 БК РФ, являются предельными объемами денежных средств, предусмотренных в текущем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств и, значит, могут отличаться от показателей росписи в меньшую сторону. Таким образом, на практике несоответствие бюджетных ассигнований расходов бюджета (в пределах общих сумм расходов по разделам бюджетной классификации) является нормальной ситуацией, при этом руководители финансовых органов к ответственности не привлекались.

Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

  • · бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
  • · бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
  • · бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
  • · приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • · передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:

  • · Нецелевое использование бюджетных средств;
  • · Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;
  • · Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;
  • · Нарушение условий предоставления бюджетного кредита;
  • · Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.

Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Статьей 46 БК РФ определен порядок зачисления сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации. Все они являются источниками доходов бюджетов.

Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение, в частности, бюджетного законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

  • - за нарушение бюджетного (в части федерального бюджета), уголовного (в части преступлений против интересов государственной службы Российской Федерации) законодательства - в федеральный бюджет по нормативу 100%;
  • - за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в части бюджетов государственных внебюджетных фондов, - в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов по нормативу 100%, если иное не предусмотрено подп. 3 п. 1 ст. 46 БК РФ. Суммы денежных взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами в соответствии со ст. 48 - 51 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов в следующем порядке:
  • - в бюджет Пенсионного фонда РФ - по нормативу 83%;
  • - в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 17%;
  • - за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов - в соответствующие бюджеты и в государственные внебюджетные фонды бюджетной системы Российской Федерации по нормативу 100%.

Таким образом, требуется дальнейшее совершенствование бюджетного, административного и уголовного законодательства. Совершенствование положений об ответственности за нарушения в бюджетной сфере будет способствовать ясности законодательства, четкости соблюдения норм бюджетного законодательства в правоприменительной практике.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.