Банковский надзор и контроль шпора


Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?

Понятие банковского надзора

Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.

Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.

Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:

  1. правил проведения операций;
  2. нормативов отчетности и бухучета;
  3. нормативов ликвидности и достаточности капитала;
  4. ограничений по размерам резервов, финансовых рисков, кредитов, поручительств и банковских гарантий и др.


В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.

Задачи и функции банковского надзора

Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.

В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:

  1. проверку соблюдения банковской организацией позиций лицензии и норм устава;
  2. анализ отчетности и баланса финорганизации;
  3. изучение динамики показателей деятельности каждого банка и его перспектив;
  4. проверку работы руководящих и ревизионных органов банка;
  5. контроль законности полученных доходов;
  6. контроль над договорными отношениями организации с кредиторами, дебиторами, клиентами и исполнением ею договорных обязательств, включая детальную проверку размещения привлеченных кредитных и собственных средств;
  7. проверку формирования резервов;
  8. анализ управления рисками;
  9. изучение причин финансовых потерь банка, неэффективных / убыточных сделок и операций;
  10. выявление нарушений организацией правовых норм банковской деятельности, их мотивов, причин и обстоятельств

Виды и формы банковского надзора

Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:

ο юридический — проверяя соблюдение законности

ο пруденциальный — контролируя исполнение нормативов

Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:

  • дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов
  • контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте

Виды банковского надзора

Место осуществления надзора

Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:

  • надзор за обслуживанием / хранением средств бюджета
  • надзор за инвалютными операциями
  • надзор за обеспечением собственной ликвидности
  • другие

Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:

Методы надзора за банками

Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:

  1. непосредственно надзорные методы — проверка выполнения кредитными организациями нормативных актов
  2. методы административного воздействия — выдача, проверка соблюдения и отзыв лицензий, наложение запретов и ограничений на виновные в нарушениях банки
  3. методы регулирующего воздействия, направленного на снижение банковских рисков, включающие письменные рекомендации регулятора проблемным банкам
  4. методы экономического воздействия — изменения нормативов и налоговые меры по отношению к финорганизациям

Санкции по отношению к нарушителям

Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):

  • предупреждение учредителям с предложением увеличить капитал финорганизации до требуемого размера;
  • изменение нормативов, установленных для конкретного банка, на срок до 6 месяцев;
  • запрет на проведение банком отдельных операций;
  • запрет на реорганизацию банка;
  • штраф в размере до 1% уставного капитала кредитной организации;
  • требование проведения тех или иных мероприятий по финансовому оздоровлению ( санации ) банка;
  • принятие решения о санации финорганизации средствами подконтрольного Центробанку Фонда консолидации банковского сектора с переходом банка в госсобственность на период оздоровления или бессрочно (с 2017 года; ранее санирование проводилось средствами АСВ и частных санаторов, без огосударствления);
  • крайняя мера — отзыв лицензии, означающий ликвидацию банка

Эффективность надзора сомнительна


В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий. Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах. При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.

Понятие и основные направления банковского регулирования

Обеспечение стабильности банковской системы России является одной из приоритетных целей Банка России, поставленных ему законодателем. Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Банковское регулирование и надзор в широком значении понимается как форма управляющего воздействия на банковскую систему России со стороны Банка России, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Президента РФ, иных федеральных органов государственной власти.

Цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Таким образом, Банковское регулирование — регулирующее воздействие федеральных органов государственной власти и Банка России на банковскую систему в целях поддержания стабильности и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Направления банковского регулирования составляют:

  • установление порядка создания, регистрации и лицензированиякредитных организаций;
  • осуществление регистрационно-лицензионной деятельности;
  • установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
  • осуществление денежно-кредитного регулирования с использованием специальных инструментов и методов;
  • установление правил проведения валютных операций (валютное регулирование);
  • установление правил осуществления расчетов, организация денежного обращения;
  • установление специальных государственных стандартов банковской деятельности (обязательных нормативов).

Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, требовать по ней разъяснения. Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Основными правовыми формами банковского регулирования является издание нормативных правовых актов (нормотворчество), издание индивидуальных правовых актов (решение о государственной регистрации кредитной организации), заключение гражданско-правовых сделок: осуществление валютных интервенций, операции ни открытом рынке, выпуск Банком России от своего имени облигаций, рефинансирование банков, учет и переучет векселей и т. п. Данные формы относят к группе неадминистративных методов банковского регулирования.

Необходимость эффективного регулирования банковской деятельности и своевременного контроля за соблюдением банковского законодательства обособило банковское регулирование и надзор как ведущее направление деятельности Банка России.

Обязательные нормативы банков

Обязательные нормативы — закрепленные в нормативных актах правовые средства, применение которых призвано обеспечить надежность и стабильность банковской системы в целом и кредитной организации в частности. Обязательные нормативы являются государственными стандартами банковской деятельности, численные значения которых и методику расчета определяет Банк России. В основу разработки нормативных актов, определяющих стандарты банковской деятельности, были положены эффективные принципы банковского надзора, закрепленные в документах Базельского комитета по банковскому надзору.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

  1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
  2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  3. максимальный размер крупных кредитных рисков;
  4. нормативы ликвидности кредитной организации;
  5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);
  6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;
  7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
  8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
  9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Иные нормативы банковской деятельности определены в других нормативных актах. Так, в ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности устанавливаются минимальные размеры уставного капитала вновь регистрируемого банка, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии; в ст. 11.2 указанного Закона определяется минимальный размер собственных средств (капитала) для банка в сумме 180 млн руб.; для получения генеральной лицензии кредитная организация должна иметь собственные средства в размере 900 млн руб.

Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать. При этом основным методом банковского надзора следует считать невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, а банковского контроля — вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций с целью устранения допущенных нарушений. Реализация банковского контроля происходит в рамках отношений подчиненности с применением определенных санкций за выявленные в процессе надзора банковские правонарушения. Однако законодатель не разделяет эти две стороны управленческой деятельности Банка России и объединяет их одним термином — банковский надзор.

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И1. Основная цель проверок — оценка на месте общего состояния кредитной организации или отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

  • оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
  • оценка достоверности учета (отчетности);
  • определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;
  • оценка качества активов кредитной организации;
  • оценка величины и достаточности собственных средств;
  • оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля;
  • оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;
  • выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

Меры воздействия, применяемые к кредитным организациям

1. Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствии с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, если это специально не предусмотрено нормативными актами, производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений и общего финансового состояния кредитной организации.

Меры воздействия разделены на две группы — предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, т. е. на ранних стадиях возникновения недостатков.

Содержание предупредительных мер включает:

  • доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;
  • изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;
  • предложение представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);
  • установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за ее выполнением мероприятий по нормализации деятельности.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. К принудительным мерам воздействия относятся: штрафы; требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации; требование о реорганизации кредитной организации; ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций в случаях, угрожающих стабильности банковской системы и интересам кредиторов и вкладчиков. Как правило, принудительные меры воздействия оформляются в виде предписания.

Таким образом, в случае выявления нарушений к кредитным организациям применяются меры воздействия, вид которых определяется надзорным органом исходя из характера допущенных нарушений и обусловивших их причин.

Во всех странах с рыночной экономикой банковский надзор занимает важное место в системе мер по обеспечению стабильности функционирования банковского сектора.

Направления банковского надзора в разных странах практически одинаковые. Существенные различия касаются главным образом его организации, правовой основы, используемых инструментов и технологий.

Выделяются три типа надзорных систем, различающихся по организационной структуре.

К первому типу относятся страны, в которых надзорная деятельность полностью сосредоточена в центральном банке. Это - Италия, Греция, Чехия, Словакия, Китай, Аргентина.

Ко второму типу организации банковского надзора относятся Япония, Испания и Канада. В этих странах функции надзора разделены между центральным банком и министерством финансов.

Так, в Японии основную надзорную деятельность в соответствии с законодательством осуществляет Министерство финансов. Оно выдает лицензии на банковскую деятельность, проводит регулярный мониторинг и инспекционные проверки кредитных институтов, вводит корректирующие меры. Банк Японии также осуществляет мониторинг финансового состояния и инспекционные проверки, но применяемые им меры воздействия носят косвенный характер, т.е. выражаются в основном в отказе предоставлять некоторые услуги.

В Испании роль центрального банка в осуществлении надзора несколько выше. Так, на Банк Испании законом возложено проведение инспекционных проверок, их регистрация в соответствующих регистрах, а также применение в основном штрафных санкций за незначительные правонарушения. Разрешение на создание кредитных организаций дает Министерство экономики и финансов, которое также применяет санкции за серьезные правонарушения. Однако эти действия оно согласует с Банком Испании, который по его поручению разрабатывает и изменяет формы бухгалтерского учета и отчетности.

Выбор такой модели надзора основан на мнении, что министерство экономики и финансов или министерство финансов обладают большей объективностью в оценке финансовой устойчивости банков, а потому могут обеспечить более эффективный надзор.

Третий тип надзорной системы имеет место в большинстве развитых стран: Германии, Франции, США и др.

В этой модели наряду с центральным банком в систему надзора включены специально созданные органы. В Германии таковым является Федеральное управление по надзору за банковской деятельностью, которому в соответствии с законом отводится центральное место в проведении банковского надзора.

Разграничение полномочий между Федеральным управлением, подотчетным Министерству финансов, и Бундесбанком осуществляется следующим образом. Федеральное управление выдает и отзывает лицензии на ведение банковских операций, получает информацию от кредитных учреждений об их деятельности, наблюдает за исполнением ими банковского законодательства, издает нормативные акты. Однако большинство своих надзорных полномочий оно выполняет с участием Бундесбанка.

Формы участия Бундесбанка в надзорной деятельности разные. Так, располагая соответствующей сетью филиалов и головных подразделений, которых нет у Федерального управления, Бундесбанк осуществляет инспектирование кредитных организаций; получая отчеты кредитных организаций, он проводит их анализ и передает полученную отчетность Федеральному управлению вместе со своими комментариями. Нормативные акты, касающиеся регулирования капитала и ликвидности кредитных организаций, разрабатываемые Федеральным управлением, должны быть согласованы с Бундесбанком.

Во Франции законодательство распределило надзорные функции между четырьмя организациями:

  1. Национальным кредитным советом, играющим консультативную роль;
  2. Комитетом банковских правил, полномочным органом, ответственным за банковское регулирование;
  3. Комитетом кредитных институтов, отвечающим за лицензионную деятельность;
  4. Банковской комиссией, на которую возложена проверка финансовой отчетности, инспекционные проверки и аналитическая работа.

Участие Банка Франции в работе этих организаций осуществляется, во-первых, на уровне принятия решений, поскольку Управляющий Банка Франции является их членом; во-вторых, на уровне подготовки нормативных документов Комитетом банковских правил, проведения лицензионной работы Комитетом кредитных институтов, выполнения аналитической и инспекционной работы по поручению Банковской комиссии.

Служба финансового контроля призвана отвечать за применение национальных банковских законов, разработку правил и инструкций, регулирующих регистрацию устава, деловую практику, контроль и прекращение деятельности национальных банков. На нее также возложена функция ревизии национальных банков.

В то же время все органы по надзору за банковскими и небанковскими организациями должны:

  • осуществлять надзор за выполнением программ и норм банковской деятельности, принятых ФРС;
  • проводить анализ финансового состояния банков и других финансовых институтов для предупреждения их банкротства.

При проведении аналитической работы имеет место некоторое дублирование в деятельности различных надзорных органов. По мнению экспертов, такое дублирование повышает эффективность надзора, поскольку наличие нескольких надзорных органов создает своеобразную "систему сдержек и противовесов".

Наличие разных типов надзорных систем вызывает постоянные дискуссии об их достоинствах и недостатках для обоснования оптимального варианта организации надзора.

Как правило, подвергаются сравнению модель, в которой функции надзора сосредоточены в одном центре (центральном банке), и модель, в которой эти функции рассредоточены.

Сильными сторонами первого варианта считаются:

  • органическая связь надзора с такими направлениями деятельности центрального банка, как организация платежного оборота и рефинансирование кредитных институтов, в процессе которых центральный банк систематически изучает финансовое состояние кредитных институтов;
  • наличие у центральных банков опытных аналитиков, хорошо знающих банковское дело;
  • наличие у центральных банков более обширной информации, поскольку они занимаются изучением внутренних и зарубежных денежных и финансовых рисков, выполняя операции с валютными ценностями и ценными бумагами.

К числу слабых сторон этого варианта, дающих предпочтение второй модели, относятся следующие:

  • интеграционные процессы, происходящие на финансовых рынках, в частности появление финансовых холдингов, вторжение банков в сложные финансовые области, и наоборот, выполнение другими финансовыми институтами банковских операций делает невозможным использовать центральный банк в качестве надзорного органа за всеми финансовыми институтами;
  • сосредоточение в одном органе (центральном банке) эмиссионной и надзорной функций, по мнению ряда экспертов, может снизить доверие к центральному банку как проводнику денежно-кредитной политики, если окажется недостаточно эффективным банковский надзор.

Как видно из приведенных выше аргументов, каждая из моделей обладает сильными и слабыми сторонами. Вместе с тем общемировая тенденция интеграции банковских институтов с другими финансовыми институтами делает второй вариант организации банковского надзора более предпочтительным, что подтверждается выбором его большинством развитых стран.


О. И. Лаврушин считает, что регулирование банковской деятельностью это есть совокупность принципиальных требований к лицензированию кредитных организаций, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности и формированию обязательных резервов. В свою очередь же контроль направлен на выявление недостатков и отклонений в деятельности банков и на последующее устранение таковых [5, c.324].

При оценке терминологической сущности можно обратиться к лингвистическому подходу. В словаре С. И. Ожегова прослеживается следующее разграничение:

  1. Надзор - наблюдение за кем-либо/чем-либо, за соблюдением правил
  2. Контроль - проверка, наблюдение с целью проверки и надзора.
  3. Регулирование - упорядочивание, налаживание, приведение в порядок[7,c.467]

Таким образом, можно составить следующий логический ряд. Контроль является совокупностью двух основных блоков, а именно проверки и надзора. В свою очередь для надзора основной задачей является оценка соблюдений определённых правил, в то время как регулирование - это приведение в порядок выявленных в ходе надзора, являющегося частью контроля, недостатков в той или иной деятельности.

Перенося лингвистический подход на банковскую деятельность можно сделать следующие выводы.

В большинстве стран контроль над банковской деятельностью направлен на достижение главных целей, а именно - поддержание денежной и финансовой стабильности, уменьшение рисков и повышение стабильности, а также защита интересов вкладчиков.

Контроль над банковской деятельностью в Российской Федерации. Общие положения

Однако контроль предполагает не только непосредственно проверку финансовой деятельности коммерческих банков, но и несение санкций в случае недолжного выполнения своих функций. Если же будут выявлены какие-либо нарушения, связанные, к примеру, с предоставлением ложной или неполной информации Центральному Банку при получении лицензии, коммерческие банки могут претерпеть ряд мер воздействия, в зависимости от степени финансового правонарушения, а именно - запрет на осуществление отдельных банковских операций, назначение временной администрации, штраф, отзыв лицензии, замена руководителей, реорганизация в форме слияния или присоединения и т.д. При этом, несмотря на то, что законодательно предусмотрен контроль со стороны Банка России, этим же законодательством наложен и запрет на вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций со стороны ЦБ, который не имеет право вести контроль за направлением использования денежных средств клиентов и любым другим способом устанавливать какие-либо ограничения на распоряжение денежными средствами по своему усмотрению[3]. Кроме того, под запретом находится также принуждение к совершению ряда операций и действий, не предусмотренных учредительными документами коммерческих банков[2].

Стоит отметить, что кроме контроля со стороны Банка Российской Федерации, надзор над банковской системой возложен и на органы государственной власти. Так, государство в лице нижней палаты Федерального Собрания - Государственной думы, и Счетной палаты Российской Федерации осуществляет контрольные функции вплоть до надзора за деятельностью самого Центрального банка. Ведущее место в системе финансового контроля занимает Министерство Финансов Российской Федерации, которое напрямую регулирует вопросы финансовой политики страны, заключающейся в контроле по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Какие же виды государственного контроля за деятельностью банков существуют? Традиционная классификация делит государственный контроль на внутриведомственный, межведомственный, региональный и вневедомственный [10, C.122]. Несмотря на то, что цель контроля за банковской деятельностью схожа, тем не менее существуют различия, обусловленные существованием специальных контрольных органов, созданных для конкретного вида государственного контроля.

Опираясь на дефиницию слова "внутриведомственный", можно сразу отметить, что такой контроль осуществляется как бы "внутри", иначе говоря - самим банком, и имеет своей целью обеспечение эффективного функционирования действий подведомственных организаций банков и связанных с ними учреждений. Для осуществления такого контроля необходимо создание специального органа, который уполномочен на проведение таких проверок, а именно речь идет о контрольно-ревизионной службы. Несмотря на то, что на законодательном уровне нет как такового перечня функций, которые обязаны выполнять контроль-ревизионные отела коммерческих банков, круг их полномочий довольно обширный. Так, они осуществляют надзор в сфере планирования и должного использования денежных средств, направляют организацию на устранение недостатков и нарушений, разрабатывают программы для осуществления проверок деятельности тех или иных подразделений и т.д.

Межведомственный контроль характеризуется большей сложностью, а также многозадачностью. Межведомственный контроль – это по сути совокупность определенных министерств и ведомств, которые заинтересованы в проведении проверок большего охвата с целью устранения нарушений.

Вневедомственный контроль ставит перед собой задачи по проведению ревизий и проверок специальными компетентными органами власти, среди которых органы исполнительной власти.

Все данные виды контроля различаются в основном различными органами, в компетенцию которых входит осуществление проверок и ревизий, а также по обхвату контролируемых объектов.

Особую роль в области банковского контроля играет так называемый банковский аудит. Банковский аудит – это независимая проверка финансового состояния банка с целью формулирования мнения и дачи последующих рекомендаций для устранения нарушений. Тем не менее основной целью такого контроля является не сколько предупреждение банкротства, а дача независимой оценки по проверки финансовой отчетности. При проведении аудиторских проверок, субъекты аудиторской деятельности должны учитывать ряд факторов, которые отличаются от проверок иных аудируемых лиц:

  1. Хранение денежных средств должно обеспечиваться надлежащим образом ввиду их больших объемов;
  2. Банки принимают участие в реализации огромного количества финансовых операций, которые требуют более сложного хозяйственного учета и ведения большого количества отчетности;
  3. Банки имеют очень широкую географическую направленность, что приводит к сложности в приведении всей сети банков к единообразию

Таким образом, следует отметить, что контроль над банковской системой является необходимой частью для нормального функционирования кредитных организаций, а также имеет своей целью поддержание и обеспечение стабильности и надёжности экономической системы в Российской Федерации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.