Административная юстиция в российской федерации шпора

Революция 1917 года упразднила суды и адвокатуру. Однако почти сразу возникла потре6ность в разрешении уголовных и гражданских дел, а чуть

Административная юстиция (шпаргалка)

Юриспруденция, право, государство

Другие вопросы по предмету

Вопросы для студентов ЮИ ТГУ для подготовки к экзамену по курсу "Административная юстиция"

1 Предмет курса Общая характеристика административной юстиции

2 Правовые основы административной юстиции

3 Методы учебной дисциплины

4 Административная юстиция как отрасль права, отрасль законодательства, наука, учебная дисциплина Место права административной юстиции в системе российского права

5 Общее понятие юридического процесса

6 Особенности юридического процесса и его виды

7 Понятие административного процесса как вида юридического процесса

8 Административная юрисдикция

9 Административное судопроизводство как метод осуществления правосудия

10 Сущность административной юстиции Виды административного судопроизводства.

11 Проблемы развития административной юстиции в России

12 Система административной юстиции в России в конце 19 начале 20 столетия

13 Система административной юстиции в послеоктябрьской России

14 Постсоветский этап развития административной юстиции

15 Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ Система принципов и направления ее развития

16 Принципы, определяющие независимость судебной власти и организацию суда

17 Принципы, обеспечивающие охрану интересов общества и личности

18 Принципы, определяющие порядок деятельности суда при разрешении административного дела

19 Круг административных дел, подведомственный судам общей юрисдикции

20 Круг административных дел, подведомственный арбитражным судам

21 Круг административных дел, подведомственный Конституционному Суду РФ

22 Понятие и система субъектов, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

23 Суд как субъект административной юстиции Процессуальное положение должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении, процессуальное положение прокурора

24 Процессуальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности,

25 Процессуальное положение адвоката,

26 Потерпевший и его процессуальное положение,

27 Законные представители, свидетель, эксперт, переводчик и их процессуальное положение,

28 Методологические основы доказывания по делу об административных правонарушениях

29 Предмет и пределы доказывания по делу об административных правонарушениях

30 Структура предмета доказывания по делу об административных правонарушениях

31 Понятие доказывания по делу об административных правонарушениях

32 Структура процесса доказывания по делу об административных правонарушениях

33 Субъекты доказывания Обязанность доказывания по делу об административных правонарушениях

34 Понятие доказательства по делу об административных правонарушениях

35 Классификация доказательств по делу об административных правонарушениях

36 Виды доказательств по делу об административных правонарушениях

37 Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных отношений

38 Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

39 Порядок и особенности исполнения решения суда по административным делам

40 Обжалование и опротестование судебных решений по административным делам

41 Административная юстиция стран континентальной системы права

42 Административная юстиция стран англосаксонской системы права

1. Предмет курса. Общая характеристика административной юстиции (нормы, эффективность правосудия, история, современная административная юстиция)

Проблема взаимоотношений гражданина с властью и его структурами занимало человеческое общество с незапамятных времен Не случайно человеческое общество знает громадное число теоретических доктрин, пытавшихся так или иначе объяснить существо отношений между человеком , с одной стороны, и государством и его органами с другой Многие видные мыслители размышляли над способами ограничения государственного произвола Так постепенно родилась идея "правового государства" Юридический анализ этого термина и введение его в оборот сделаны впервые Робертом фон Молем - имперским министром юстиции Германии (1832 г) Известный русский юрист В Гессен в работе "О правовом государстве" дал следующее определение "Правовым, называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним" Я напоминаю вам признаки правового государства, которые ранее вами изучались С некоторыми вариациями их можно свести к следующим

1 В правовом государстве твердо проводится верховенство закона

2 В правовом государстве реализуется принцип единства права и закона (т.е. любой нормативно-правовой акт не только по форме, но и по смыслу и содержанию должен быть правовым)

3 Правовое государство осуществляет концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

4 Правовое государство гарантирует субъективные права гражданина по отношению к органам государства, в т ч и административным органам

Нас более всего интересует последний признак Всегда существовала проблема как ограничить произвол государственной власти, как сохранить права человека Гарантия субъективных прав обеспечивается в том числе возможностью граждан использовать судебную форму защиты против любых действий административных органов Насколько гарантированны эти субъективные прав, настолько государство правовое Это привело проф Чечота к обоснованному выводу, ( что административная юстиция является непременной принадлежностью правового государства

Что же такое административная юстиция ?

В самом общем виде право административной юстиции или "административно-исковое право" как определял его известный русский ученый административист НМ Коркунов - это совокупность административно -процессуальных норм, регламентирующих судебный порядок разрешения споров между гражданами либо юридическими лицами с одной стороны и органами государственной власти с другой, возникающее в определенной сфере сфере государственного управления Нормы этого права преимущественно административно-процессуальные Они регулируют общественные отношения, складывающиеся при судебном разрешении споров, где одной из сторон является обязательный участник - орган государственной власти, должностного лица, органа мсу.государственного служащего и муниципального служащего Таким образом можно определить предмет формирующейся отрасли права - права административной юстиции, составляющей основу административному судопроизводству Предметом отрасли права административной юстиции являются общественные отношения, складывающиеся при судебном разрешении споров, возникающих в особой сфере - сфере государственного управления, где одной из обязательных сторон является орган государственной власти

В связи с разрозненностью административно-процессуальных норм, отсутствием единого административно-процессуального кодекса трудно говорить о строгой системе права административной юстиции Это все споры с органами государственной власти, мсу и другие как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах и других Наблюдается единство процесса как в суде общей юрисдикции, так и в судах арбитражной системы Попробуем очертить круг вопросов, с которыми мы столкнемся при изучении курса Нам предстоит изучить ряд правовых институтов институт жалобы или институт административного иска, институт

производства по делам об административных правонарушениях; уяснить принципы административной юстиции; получить представление о доказывании по административному делу, исследовать понятие доказательства и ряд других важных вопросов.

В связи с изложенным попытаемся дать определение предмета науки административной юстиции. Это прежде всего административно-процессуальное право в статике; практика применения процессуального законодательства, перспективы его развития исторический опыт его развития в России и зарубежных странах.

2. Правовые основы административной юстиции

К ним относятся нормативные акты, в которых содержатся общие и конкретные правила, определяющие порядок административно-процессуальной деятельности

1. Прежде всего это Конституция РФ 12.12 93 г. Впервые в ч.2 ст. 118 К. закреплено, что "судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства". Эта норма дала безусловное основание поставить вопрос о наличии в российском праве самостоятельной отрасли - административного судопроизводства и необходимости принятия административно-процессуального кодекса. Административное судопроизводство один из способ осуществления правосудия Обращаю ваше внимание на ряд общих положений Конституции, которые имеют отношение к административному судопроизводству. Так, ст. 19 Конституции РФ закрепила, "Все равны перед законом". Это положение исключительно важно как для правосудия в целом, так и для административного судопроизводства в частности, т к лишь в судебном споре с субъектом власти гражданин или юридическое лицо является равноправной стороной.

Следует отметить и,п. 1,2 ст.46 К.РФ в соответствии с которой "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд" Обращаю ваше внимание, что некоторые из конституционных норм носят чисто процессуальный характер и вы наверняка их изучали в курсах уголовного и гражданского процессов. Напомню некоторые из них ч 1 с

Административное судопроизводство - это самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти в целях защиты прав, свобод и законных интересов частных лиц от нарушений со стороны органов публичной власти.

Признаки административного судопроизводства: 1. В рамках административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются споры граждан, организаций с органами власти. Наименование таких споров - административные дела

2. Основной функцией административного судопроизводства является судебный контроль за органами власти. При осуществлении административного судопроизводства суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где споры не связаны с деятельностью государственных органов или органов местного самоуправления и не затрагивают публичные интересы.

3. Особый субъектный состав - частное лицо и субъект публичного права. В административном судопроизводстве это, с одной стороны, гражданин, организация, права которых нарушены, а с другой - орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо.

4. Особый процессуальный порядок, позволяющий совместить частные и публичные интересы при соблюдении основных правил и принципов осуществления правосудия.

5. Целью и основным назначением административного судопроизводства является защита прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий, решений со стороны органов публичной администрации.

Виды административного судопроизводства: административное судопроизводство в арбитражных судах (в соответствии с нормами АПК РФ); административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (в соответствии с нормами КАС РФ).

Задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Законное и обоснованное решение (определение, постановление) по административному делу является важнейшим средством реализации задачи административного судопроизводства по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Особенности административного судопроизводства: 1) Административное судопроизводство, наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством, закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст.118 Конституции РФ). 2) Административное судопроизводство носит публично-правовой характер. 3) Основной функцией административного судопроизводства является рассмотрение и разрешение административных дел. 4) Административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство, имеет единую конституционную цель – защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.

В числе процессуальных особенностей рассмотрения административных дел в порядке административного судопроизводства учеными называются: во-первых, бремя доказывания, как правило, возлагается на орган публичной власти; во-вторых, активная роль суда на всех стадиях судебного разбирательства; в-третьих, основная тяжесть бремени доказывания возлагается на административного ответчика, а гражданин освобождается от обязанности доказывать противоправность, незаконность обжалуемого акта (решения, действия, бездействия); в-четвертых, установление жестких пресекательных сроков для подачи жалобы (административного иска) по административному делу; сроков подготовки дела к слушанию и непосредственного его рассмотрения судом; в-пятых, наличие возможности пересмотра принятого по административному делу решения суда вышестоящим судом.

Вопросы, связанные с теорией и практической организацией института административной юстиции, приобрели в настоящее время особую значимость, так как в условиях правового государства деятельность органов исполнительной власти должна носить подзаконный характер, т. е. осуществляться на основе и во исполнение закона. Специфика этой деятельности порождает необходимость именно судебного контроля за ее законностью. Этот контроль осуществляется в определенных формах, обусловленных спецификой взаимоотношений двух самостоятельных ветвей власти: исполнительной и судебной.

Административной юстиции – исторически сложившейся формы судебного контроля за действиями и решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализуемой путем подачи административного иска, рассматриваемого по правилам административного судопроизводства через специально созданную систему судебных органов в целях обеспечения законности при осуществлении публичного управления.

Цели административной юстиции – защита субъективных публичных прав граждан, защита правопорядка, обеспечение закономерности управления, гарантирование самостоятельности и независимости исполнительной (административной) власти.

Административная юстиция как институт административного права характеризуется следующими признаками:

а) главная характерная черта административной юстиции — представляет собой правосудие, судебную ветвь власти, а не исполнительную власть;

б) дело возникает в связи с подачей жалобы в форме иска гражданина на действия должностного лица или административного органа;

в) производство осуществляется в особом порядке и является разновидностью административного процесса;

г) рассматривая жалобу гражданина на действия (решения) должностного лица (органа), органы административной юстиции осуществляют форму контроля за деятельностью администрации.

Отличительное свойство административной юстиции, помимо перечисленных, — участие в административно-правовом споре органа управления, его должностного лица, действия, бездействия или акты которых обжалуются, т.е. речь идет о споре между сторонами, связанными отношениями власти — подчинения. Еще одна особенность — публичный характер объекта правонарушения (публичные права и свободы), что не исключает нарушения одновременно и иных прав, не относящихся к публичным.

Административная юстиция как правовой институт складывается из ряда элементов, к которым относятся:

- наличие у подданного (гражданина) субъективных публичных прав, в том числе права обращаться с жалобой на действия должностных лиц, нарушающих его права и законные интересы;

- система специальных административных судов или общих судов с административными отделениями, рассматривающих жалобы граждан на незаконные действия должностных лиц (органов) и отменяющих их, т.е. восстанавливающих права граждан;

- система административно-процессуальных норм, регламентирующих права и обязанности спорящих сторон, состязательный и публичный характер процесса.

Во многих европейских странах административная юстиция является сложившимся институтом (например, во Франции, ФРГ, Испании, Швейцарии); активно используются возможности административной юстиции в развивающихся странах; во многих государствах ведутся дискуссии, предметом которых является становление национальных институтов административной юстиции.

Необходимо рассматривать четыре основных способа осуществления правовой защиты граждан (четыре основных типа) от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и их служащих (четыре модели или четыре системы административной юстиции) и, соответственно, четыре подхода к правовому и организационному оформлению данной защиты, т е. к созданию системы специализированных органов – судов, трибуналов, коллегий и т.д. Этими способами обеспечения правовой защиты граждан в сфере действия публичного права являются:

2) Общесудебный(рассмотрение и разрешение судами общей юрисдикции при использовании гражданско-процессуальной формы жалоб на действия (решения) органов управления, нарушивших права и свободы граждан, такой способ судебной защиты применяется в настоящее время и в России).

Существует и иная классификация органов административной юстиции в зарубежных странах:

1) страны, в которых отсутствует система административных судов (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия, Израиль);

2) страны, имеющие отдельные системы административных судов (некоторые страны Западной Европы)[108].

В современной России существует так называемая общесудебная модель организации административной юстиции. Это означает, что рассмотрение и разрешение административных споров осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в рамках гражданского и арбитражного процесса. Специализированные органы для разрешения административных споров, имеющиеся в большинстве развитых стран мира, и административно-процессуальное законодательство в России не сложились в силу исторических причин.

Становление института судебного обжалования неправомерных действий государственных органов, должностных лиц прошло довольно сложный длинный путь своего развития в нашей стране. Различные формы судебной защиты прав граждан были известны уже с первых лет существования советского государства.

Сегодня административная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

1) это – разрешение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;

2) споры разрешаются обычными судами;

3) порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РФ и АПК РФ.

В настоящее время следует различать два способа судебного обжалования: 1) по общему праву и 2) на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные и конституционные (уставные) суды.

Судебный порядок рассмотрения жалоб является надежным способом охраны прав граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями должностных лиц. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, которые независимы, обладают необходимой для разбирательства дел квалификацией, а сама процедура судебного разбирательства наилучшим образом приспособлена для выявления истины.

В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: 1) нарушены права и свободы гражданина; 2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; 3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный, городской суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Он (оно) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

По закону жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд установлены следующие сроки: – три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; – один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Причем пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применение к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Судебное обжалование на основе специальных норм – исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляются в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием. Так, в КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление об административном правонарушении может быть направлена в суд (ст. 30.1 – 30.11).

В Высшем Арбитражном Суде РФ, федеральных окружных арбитражных судах субъектов Федерации образуются коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений. Общей нормой – ст. 22 АПК РФ – предусмотрено, что они рассматривают жалобы граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. В частности, арбитражным судам подведомственны экономические споры о нарушении прав собственника, об отказе в государственной регистрации, о взыскании штрафов, о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, о возмещении убытков, о несостоятельности (банкротстве) и др.

Специальные жалобы в арбитражные суды гражданами подаются, если установленный федеральным законом для определенной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров между сторонами соблюден (ст. 4 АПК РФ).

Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. По итогам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд принимает одно из следующих решений (ст. 100):

«1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;

В случае если Конституционный Суд признал закон, применяемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

В третьих, о принципах организации системы федеральных межрайонных административных судов, в отличие от рассмотренной выше системы федеральных окружных административных судов, в Проекте ФКЗ вообще ничего не сказано. Поэтому в этой части следует дополнить содержание Проекта (тем более что пояснительная записка предполагает реализацию программы по созданию 600-700 таких судов). По нашему мнению, было бы целесообразно вместо межрайонных федеральных административных судов создать федеральные административные суды субъектов Российской Федерации. К ведению данных судов необходимо отнести пересмотр решений (постановлений), принятых мировыми судьями, районными, городскими и районными в городах судами общей юрисдикции по делам, возникающим из административно-правовых отношений, в том числе постановлений по делам об административных правонарушениях.

В седьмых, создание административных судов является не только элементом судебной реформы, но и одно из направлений административной реформы. А как мы знаем многие институты исполнительной власти, благодаря реформам, меняют свои полномочия, поэтому возникает вопрос о последовательности реформ и о компетенции.

Именно поэтому в начале XX столетия в конце существования Государственной Думы был пересмотрен правовой статус 1-го департамента Сената в сторону приближения его к статусу высшего административного суда Российской империи. Существенное значение в этом отношении имел Закон от 26 декабря 1916 года, который признавал несменяемость судей – сенаторов, ослаблял влияние министерств на принятие решений Сенатом при рассмотрении спорного дела, и вводил в сенатское производство состязательное начало, причем сам процесс должен был быть и устным, и публичным. Закон от 26 декабря вводил элементы состязательного начала также в заседания губернских присутствий смешанного состава и, таким образом, системно охватывал как деятельность высшего органа, так и местных органов административной юстиции. Однако данный закон не был реализован в полном виде, т.к. в феврале 1917 года в России возникла новая политическая ситуация и к власти пришло Временное правительство.

Сегодняшние административные и судебные реформы, происходящие в России, напоминают ситуацию 1917 года. Россия идет повторно по тому же пути, по которому уже прошла долгий путь совершенствования до революции 1917 года.

В конце необходимо подчеркнуть, что административная юстиция – один из неотъемлемых институтов правового государства, в основе которого лежит идея правовой защиты индивида в его отношениях с публичной властью. Взаимодействуя с гражданами, публичная администрация может преднамеренно или непреднамеренно нарушать права и законные интересы отдельных лиц. Необходимость административной юстиции как механизма правозащиты вытекает из потребности урегулирования возникающих конфликтных отношений между гражданами и административными органами в процессе государственного управления.

Заключение

Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 1695 ;

Вопросы для студентов ЮИ ТГУ для подготовки к экзамену по курсу "Административная юстиция"

1 Предмет курса Общая характеристика административной юстиции

2 Правовые основы административной юстиции

3 Методы учебной дисциплины

4 Административная юстиция как отрасль права, отрасль законодательства, наука, учебная дисциплина Место права административной юстиции в системе российского права

5 Общее понятие юридического процесса

6 Особенности юридического процесса и его виды

7 Понятие административного процесса как вида юридического процесса

8 Административная юрисдикция

9 Административное судопроизводство как метод осуществления правосудия

10 Сущность административной юстиции Виды административного судопроизводства.

11 Проблемы развития административной юстиции в России

12 Система административной юстиции в России в конце 19 начале 20 столетия

13 Система административной юстиции в послеоктябрьской России

14 Постсоветский этап развития административной юстиции

15 Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ Система принципов и направления ее развития

16 Принципы, определяющие независимость судебной власти и организацию суда

17 Принципы, обеспечивающие охрану интересов общества и личности

18 Принципы, определяющие порядок деятельности суда при разрешении административного дела

19 Круг административных дел, подведомственный судам общей юрисдикции

20 Круг административных дел, подведомственный арбитражным судам

21 Круг административных дел, подведомственный Конституционному Суду РФ

22 Понятие и система субъектов, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

23 Суд как субъект административной юстиции Процессуальное положение должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении, процессуальное положение прокурора

24 Процессуальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности,

25 Процессуальное положение адвоката,

26 Потерпевший и его процессуальное положение,

27 Законные представители, свидетель, эксперт, переводчик и их процессуальное положение,

28 Методологические основы доказывания по делу об административных правонарушениях

29 Предмет и пределы доказывания по делу об административных правонарушениях

30 Структура предмета доказывания по делу об административных правонарушениях

31 Понятие доказывания по делу об административных правонарушениях

32 Структура процесса доказывания по делу об административных правонарушениях

33 Субъекты доказывания Обязанность доказывания по делу об административных правонарушениях

34 Понятие доказательства по делу об административных правонарушениях

35 Классификация доказательств по делу об административных правонарушениях

36 Виды доказательств по делу об административных правонарушениях

37 Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из административных отношений

38 Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

39 Порядок и особенности исполнения решения суда по административным делам

40 Обжалование и опротестование судебных решений по административным делам

41 Административная юстиция стран континентальной системы права

42 Административная юстиция стран англосаксонской системы права

1. Предмет курса. Общая характеристика административной юстиции (нормы, эффективность правосудия, история, современная административная юстиция)

Проблема взаимоотношений гражданина с властью и его структурами занимало человеческое общество с незапамятных времен Не случайно человеческое общество знает громадное число теоретических доктрин, пытавшихся так или иначе объяснить существо отношений между человеком , с одной стороны, и государством и его органами с другой Многие видные мыслители размышляли над способами ограничения государственного произвола Так постепенно родилась идея "правового государства" Юридический анализ этого термина и введение его в оборот сделаны впервые Робертом фон Молем - имперским министром юстиции Германии (1832 г) Известный русский юрист В Гессен в работе "О правовом государстве" дал следующее определение "Правовым, называется государство, которое признает обязательным для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним" Я напоминаю вам признаки правового государства, которые ранее вами изучались С некоторыми вариациями их можно свести к следующим

1 В правовом государстве твердо проводится верховенство закона

2 В правовом государстве реализуется принцип единства права и закона (т.е. любой нормативно-правовой акт не только по форме, но и по смыслу и содержанию должен быть правовым)

3 Правовое государство осуществляет концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

4 Правовое государство гарантирует субъективные права гражданина по отношению к органам государства, в т ч и административным органам

Нас более всего интересует последний признак Всегда существовала проблема как ограничить произвол государственной власти, как сохранить права человека Гарантия субъективных прав обеспечивается в том числе возможностью граждан использовать судебную форму защиты против любых действий административных органов Насколько гарантированны эти субъективные прав, настолько государство правовое Это привело проф Чечота к обоснованному выводу, ( что административная юстиция является непременной принадлежностью правового государства

Что же такое административная юстиция ?

В самом общем виде право административной юстиции или "административно-исковое право" как определял его известный русский ученый административист НМ Коркунов - это совокупность административно -процессуальных норм, регламентирующих судебный порядок разрешения споров между гражданами либо юридическими лицами с одной стороны и органами государственной власти с другой, возникающее в определенной сфере сфере государственного управления Нормы этого права преимущественно административно-процессуальные Они регулируют общественные отношения, складывающиеся при судебном разрешении споров, где одной из сторон является обязательный участник - орган государственной власти, должностного лица, органа мсу.государственного служащего и муниципального служащего Таким образом можно определить предмет формирующейся отрасли права - права административной юстиции, составляющей основу административному судопроизводству Предметом отрасли права административной юстиции являются общественные отношения, складывающиеся при судебном разрешении споров, возникающих в особой сфере - сфере государственного управления, где одной из обязательных сторон является орган государственной власти

В связи с разрозненностью административно-процессуальных норм, отсутствием единого административно-процессуального кодекса трудно говорить о строгой системе права административной юстиции Это все споры с органами государственной власти, мсу и другие как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах и других Наблюдается единство процесса как в суде общей юрисдикции, так и в судах арбитражной системы Попробуем очертить круг вопросов, с которыми мы столкнемся при изучении курса Нам предстоит изучить ряд правовых институтов институт жалобы или институт административного иска, институт

производства по делам об административных правонарушениях; уяснить принципы административной юстиции; получить представление о доказывании по административному делу, исследовать понятие доказательства и ряд других важных вопросов.

В связи с изложенным попытаемся дать определение предмета науки административной юстиции. Это прежде всего административно-процессуальное право в статике; практика применения процессуального законодательства, перспективы его развития исторический опыт его развития в России и зарубежных странах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.