Здоровьесберегающие технологии профилактика осанки

Наташа Сердюкова
Применение здоровьесберегающих технологий для улучшения осанки

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. Ведь именно до 7 лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладывается основные черты личности, формируется характер.

Поэтому тема моей самообразовательной работы звучит так применение здоровьесберегающих технологий. Главная цель работы сохранять и укреплять их здоровье. Дошкольное детство — важный период в формировании правильной осанки, так как несмотря на возросшие функциональные возможности организма ребенка, его костная система еще находится в стадии формирования. Осанка — это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

При любой работе, любом виде спорта необходимо уметь держать свое тело. Правильная осанка, сочетающаяся с координированными, слаженными и ловкими движениями, делает человека сильным, красивым.

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Нарушения осанки у детей: причины

Проблемы развития Обычно нарушение осанкивозникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников). Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника.

Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Игры на укрепление осанки

Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

1. разбегаться можно только после команды "Лови!";

2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;

3. пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад,они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

1. принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;

2. при повторении игры необходимо найти новую позу;

3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ.

Цель: формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас - Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стене? Надоело Буратино висеть, и решил он немного размяться.

И. п. — основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1. Поднять руки через стороны вверх — вернуться в и. п. (5—6 раз).

2. Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед — вернуться в и. п. ; то же - другой ногой (5—6 раз).

3. Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны - вернуться в и. п. (5—6 раз).

4. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же — в другую сторону (5—6 раз).

5. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди — вернуться в и.п: то же — с другой ногой (5—6 раз).

6. Поднять правую ногу, согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене, двигаются только шея и голова — вернуться в и. п. ; то же — левой ногой (5 - 6 раз).

7. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки - на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону - вернуться в и. п. ; то же в левую сторону (3—4 раза).

Для профилактики нарушений осанки разработали систему специальных упражнений,которые проводили в такой последовательности:

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.

2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.

4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны — вверх, опустить в исходное положение.

5. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены. Комплекс упражнений при нарушении осанки и сколиозе у детей

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимание прямых рук вверх — вдох, опускание — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибание колена к животу и возвращение в и. п. (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Упражнение № 6. И. п. -основная стойка, палка в опущенных руках. Приседание с вытягиванием рук вперед и возвращение в и. п. Спина прямая (4–5 раз).

Упражнение № 7. И. п. — основная стойка, руки перед грудью. Разведение рук в стороны ладонями вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох (3–4 раза).

Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей

И. п. — Ребенок стоит на коленях и упирается руками в пол.

1-выгибает спину (круглая спина, голова опущена вниз;

2-прогибает спину, голова смотрит вверх.

Дозировка 6-8 раз

И. п. — Ноги выпрямлены,

1- нагнуться, достать руками пола

2- пытается переставлять руки вперед

3- вернуться в исходное положение.

Это упражнение развивает гибкость позвоночника, тренируется поясничный отдел.

Дозировка — 4-6 раз

И. п. — лечь на спину, руки развести в стороны.

1. Ноги, согнутые в коленях, поворачивает в одну сторону, голову и руки — в другую.

2. Выполнить то же самое в противоположную сторону.

Дозировка 8-10 повторений. Это упражнение — хорошая профилактика сколиоза.

И. п. — Гимнастическую палку или скакалку держать сзади, ноги прямые.

1. Наклон вперед, руки с палкой или скакалкой поднимает вверх,

Дозировка 8-10 повторений.

Способствует укреплению мышц спины, поддерживающих позвоночник.

И. п. — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях. Обхватить их руками и катается по коврику покачивающимися движениями вперед и назад. Маленьким детям нужно помогать. Упражнение нужно выполнять очень аккуратно!

Дозировка 6-8 раз.

А еще для красивой и правильной осанки можно ходить с книгой на голове, для уверенности руки можно развести в стороны, приседать около стены. Спина при этом должна быть прямой и скользить по стене, руки выпрямлены.

Формирование правильной осанки у детей Формирование правильной осанки у детей Анастасия Свинухова Формирование правильной осанки у детей Статья для воспитателей дошкольных учреждений.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Статья: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного.

ЛФК при нарушении осанки по типу лордоз у детей 6–7 лет Актуальность. В стадии активного роста у детей 6-7 лет, могут появиться дефекты осанки. Они обусловлены недостаточной двигательной активностью,.

Повседневное формирование правильной осанки у детей. Консультация для родителей ПОВСЕДНЕВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ. Консультация для родителей. Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших.

инновационные технологии в работе по профилактике плоскостопия и нарушении осанки

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy_dlya_profilaktiki_ploskostopiya.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста.

Жизнь 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых Самой актуальной является проблема сохранения здоровья .

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Плоская стопа характеризуется опусканием её продольного или поперечного свода, а в дальнейшем и деформацией, в результате появляется быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии. Плоская стопа встречается у детей довольно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры. Основной причиной плоскостопия является слабость мышц связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода. [ Воротилкина.И.М.2004.]

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов оздоровлению детей базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Эффективная профилактика нарушении свода стопы у детей в процессе образовательной деятельности по физической культуре строилась на принципе интеграции и приобрела характер педагогической системы, в которой:

-цели формирования опорно-двигательного аппарата на разных этапах обучения определяются на основе особенностей его возрастной динамике и возрастных закономерностей индивидуального развития детей;

-основными принципами её эффективной работы будут комплексность формирования знания, умений и навыков у детей как общего характера, так и по решению индивидуальных проблем профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата в процессе образовательной деятельности по физической культуре; длительность воздействия, охватывающая дошкольный возраст; системность и систематичность проведения профилактических мероприятий.

-содержанием профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в образовательном процессе по физической культуре являются знания, умения и навыки физкультурно-оздоровительного характера, приобретаемые в процессе как непосредственной образовательной области, так и самостоятельных занятий детей в системе домашних занятий . [Заикин.В.Г.2000.]

Общая целевая направленность программы – формирование правильной осанки сводов стоп детей в процессе физического воспитания реализуется через решения следующих задач:

-улучшение здоровья детей ;

-приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни;

-формирования знаний, умений и практических навыков физкультурно-оздоровительного характера, составляющих основу профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата;

-формирование потребностей, мотивов, ценностно-нормативных ориентаций, обеспечивающих активное отношение детей к сохранению и укреплению собственного здоровья;

-развитие физических качеств обеспечивающих укрепление мышечных групп участвующих групп в удержании правильного положения туловища и сводов стоп.

Таким образом существует необходимость применения методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась профилактика и коррекция нарушений свода стопы и опорно-двигательного аппарата.[Заикин. В.Г. 2003.]

Применения программы позволят:

-вызвать интерес к оздоровительным занятиям физическими упражнениями у детей и сформировать потребность в них;

-ускорить формирования сводов стоп;

-дисциплинировать поведение ребёнка: воспитывать спортивный характер;

-формировать у детей творческое отношения к действительности.

Направления и содержание экспериментальной работы:

  1. Определение возрастных норм физического развития, эффективности оздоровительно-тренировочной работы путём сравнения результатов с возрастными нормами.
  2. Выявления сенситивных периодов физического развития по трём тестам: плантограмма стопы, прыжок в длину с места, проба Штанге (задержка дыхания).

В качестве рабочей гипотезе выдвигается предположение: ускоренное развитие физического качества прыгучести (соответственно и силы мышц ног) обеспечит устранение признаков плоскостопия .

После медицинского диагностирования в группу были отобраны 11 детей старших групп с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Возраст 4-7 лет является наиболее сенситивным периодом для реализации такого рода проекта, так как в 4-7 лет ребёнок особенно чувствителен к воздействию психолого-педагогических факторов. На каждого ребенка спецгруппы заведён паспорт здоровья, для заполнения которого проведена специальная диагностика. Она будет повторятся каждые 6 месяцев.

В практике работы с детьми используются тренировочные упражнения, двигательная деятельность. Они играют роль спортивных развлечений, имеют образные названия, вызывающие, соответствующие ассоциации и положительные эмоции. При этом дети максимально полно удовлетворяют свои потребности в двигательной активности, подражании, игре и фантазировании.

В результате систематических занятий получены следующие результаты: развитие прыгучести в течении 6 месяцев ускорилась в 2 раз, устранение признаков плоскостопия соответственно ускорилось в 8 раз.

Положительным результатом работы является то, что скорость устранения признаков плоскостопия увеличена по сравнению с естественной скоростью их устранения в 1,5 раз.

Таким образом, у детей 4-7 лет в результате использования методов, средств, форм программы были устранены признаки плоскостопия или отметилась положительная динамика к их устранению.

Каждый любящий родитель и педагог хочет видеть своего ребёнка и воспитанника счастливым, а счастливый ребёнок это здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Позаботившись о здоровье ребёнка сегодня, мы дадим ему полноценную жизнь завтра.

Заикин В.Г. Оздоровление детей и воспитание привычек здорового образ жизни средствами образовательной программы

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с.Старобалтачево

Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Дети дошкольного возраста здоровы, когда соблюдаются правила:

1. О ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКЕ…

Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, туловище выпрямлено, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

Правильная осанка — это, в первую очередь, сбалансированное положение тела, при котором нагрузка на позвоночник распределяется равномерно. Основой правильной осанки является не только позвоночник, но и мышцы, что примыкают к нему, именно они удерживают его в правильном положении.

С правильной осанкой не рождаются, а формируют. У детей правильная осанка появляется не сразу, они рождаются с ровной спиной без изгибов и уже по мере роста они развиваются и принимают свое нормальное или искаженное положение.

Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно- мышечной системы, а также внешней среды – питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Неправильные положения или неправильные движения тела ребенка могут деформировать грудную клетку, уменьшают ее подвижность, влекут за собой ограничения подвижности легких, а следовательно и газовый обмен в организме.

Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Между тем не во всех семьях уделяется этому должное внимание. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление отклонения позвоночника от вертикальной линии.

Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении.

Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (во время прогулки), развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки, обручи).

Основные требования к движениям детей, важные для формирования осанки:

Во время ходьбы ребенок должен идти не опуская головы, с развернутыми плечами. Чтобы приучить ребенка не наклонять голову вперед, надо дать ему поносить на голове мешочек с песком (200-300 гр) или использовать книгу.

Бег должен быть непринужденным, со свободными движениями рук.

Прыжкам надо обучать осторожно и заботиться больше всего не об овладении высотой или длинной, а о мягком приземлении.

Для выработки правильной осанки надо начинать обучение прыжкам с мягкого приземления (подскоки, подпрыгивания).

При упражнении в метании следует заботиться о правильном замахе, который вырабатывает навык метания и вместе с тем укрепляет мышцы плечевого пояса. Дети должны упражняться в метании как правой, так и левой рукой. Это развивает мышцы симметрично. В каждом движении важно наметить элемент, который надо выполнить особенно отчетливо, и подобрать для этого методический прием.

В упражнениях, связанных с отведением рук в стороны или качанием рук спереди назад, обращается внимание детей на большее отведение рук и плеч, на сведение лопаток.

При поднимании рук вверх дети обязательно должны поднимать и голову; добиться этого легче, если у ребенка в руках обруч, палка и на нее надо посмотреть.

В результате у детей укрепляется мышечная система, органы дыхания и кровообращения, совершенствуется координация движений. Все это способствует формированию правильной осанки.

2. Меры профилактики и лечения нарушений осанки

С рождения его нужно приучать к физическим упражнениям (велосипед, плавание, игра с мячом). Стоит заранее продумать и рабочее место ребенка, будь то школа или квартира. Высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Это позволит сохранить правильную позу во время сидения (коленные и локтевые суставы согнуты под прямым углом). Если же ноги свисают или поджимаются коленки, то происходит нарушение кровообращения. Глубина стула должна быть такова, чтобы две трети бедра находились на стуле, а одна треть выходила за его пределы. Спинка сидения должна доходить до нижнего края лопатки. Не стоит забывать и об освещении. Свет должен падать с левой стороны.

Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры, укрепляющие здоровье, повышающие жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Большое значение имеет полноценный сон, дающий отдых центральной нервной системе, мышцам и уменьшающий нагрузку на позвоночник и суставы.

Например, очень полезно: лежать. На спине или животе, пару раз в течение дня (только не сразу после еды - это как раз опасно) по 15 минут. Лежать надо ровно, желательно на твердой поверхности. Это позволяет разгрузить позвоночник.

Высота рабочего стола должна быть на уровне локтя свободно опущенной руки. Руки лежат свободно. Никакого напряжения мышц шеи и плечевого пояса.

Особо стоит обратить внимание - надо уметь спать. Крайне важно, чтобы толщина подушки равнялась длине вашего плеча, соответственно, в положении лежа на боку, всегда будет прямой угол между головой и плечом. Нельзя спать на жесткой поверхности!

Ребенок с нарушением осанки должен большую часть времени проводить в движении, в подвижных играх на улице или дома. Ребенок должен больше двигаться - это укрепляет мышцы и скелет.

Ещё одним распространённым средством исправления осанки можно считать водную терапию, благотворно влияющую на различные группы мышц, на развитие чувства равновесия. Чрезвычайно полезно плавание. Также исправление осанки предполагает использование лечебного массажа.

И чем раньше, тем больше шансов обрести правильную осанку.

Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми упражнениями, используемые в ходе образовательной деятельности в качестве динамической паузы.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки, укрепления костно-мышечной системы детей дошкольного возраста, развитие координации движений, а также снятия статического напряжения.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм.

Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода и уснул до весны. Солнышко стало пригревать сильнее и лучики солнца стали пробуждать цветок. Он медленно растет, поднимается, пробивается сквозь сугроб. Кругом лежит снег.

Ласковое солнышко так далеко. Цветочку очень хочется почувствовать тепло ласкового солнышка, но вот подснежник вырос и окреп, лепестки стали раскрываться наслаждаясь весенним теплом.

Использованная литература:

  1. Мацкеплишвили Т.Я. Нарушение осанки и искривление позвоночника у детей / Т.Я.Мацкеплишвили. - М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 1999. - 64 с.
  2. Милюкова И.В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. – 160 с.
  3. Хомякова Н. Правильная осанка - залог здоровья. // Навигатор. - 2003. - №45.








Здоровьесберегающие технологии в профилактике и коррекции отдельных недостатков

физического развития детей

дошкольного и младшего школьного возраста

Среди детей дошкольных образовательных учреждений и учеников начальной школы наиболее часто встречаются ОРВИ, разнообразные дефекты опорно-двигательного аппарата /нарушения осанки, плоскостопие/, снижение остроты зрения /близорукость/. Причины их возникновения во многих случаях кроются в несоблюдении необходимых санитарно-гигиенических и психогигиенических условий образовательного процесса, которые, воздействуя на физиологически незрелый детский организм, приводят к появлению и прогрессированию отклонений в психофизическом развитии детей.

Бывает немало случаев, когда респираторные вирусные инфекции приобретают характер хронического течения.

Резкая смена условий и режима жизнедеятельности ребенка при поступлении в школу способна в значительной степени обострить эти заболевания, что, в свою очередь, ведет к серьезным проблемам не только в здоровье и физическом развитии, но и в овладении учебной деятельностью. Воспитать здорового умного ребенка – это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка. Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как привило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний.

Характеристика правильной осанки.

Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран.

Виды нарушений осанки


  1. Нарушения в сагиттальной плоскости

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;

д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;

е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, - ребенка просят выпрямиться.

Деформация 1 степени - искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении;

Деформация 2 степени - отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке;

Деформация 3 степени - искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.


  1. Нарушения во фронтальной плоскости

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 стадия) характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника, наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси.

Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (при прогрессировании процесса - формирование реберного горба) и мышечного валика в поясничной области. На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника. В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени. Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

з) столы (парты) и стулья должны соответствовать росту ребенка, как в детском саду, так и в школе.

Для исправления дефектов осанки необходимо принять меры, способствующие улучшению физического развития (режим дня, питание, соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.

Первое, самое простое и в то же время, как показывает практика, непростое дело – это организация рационального режима дня для ребенка. Детям необходимо обеспечить: продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать); полноценное питание (вовремя, 4-х разовое) с достаточным наличием витаминов и разнообразных белков); ограничить пребывание у телеэкрана школьников (не более 1-1,5 часов и не больше 20 минут в сутки – для детей дошкольного возраста); обязательные прогулки на свежем воздухе 2-2,5 часа в сутки; ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.

Замечено, что нарушение осанки чаще развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку. Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота, следить за осанкой ребенка во время занятий. Упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, в занятия физкультурой в школе и детском саду, в спортивную тренировку, подвижную игру, динамические паузы между уроками.

Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Очень важно следить за осанкой детей и воспитывать умение правильно сидеть и стоять. Сидение – не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную мышечную работу. Мышцы-разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы, поэтому дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или вставать, чтобы подвигаться.

Коррекция дефектов осанки – задача не только физического воспитания, но и важный момент профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. При любых отклонениях в нарушении осанки у детей снижаются физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции, изменяется психика ребенка, понижается общий жизненный тонус

Значительные негативные отклонения в состоянии здоровья детей могут возникать и вследствие плоскостопия.

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому, естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на их функции и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. При наличии плоскостопия ребенок устает при движении, чувствует недомогание, головную боль, снижается тонус всего организма. Могут возникать боли в коленных суставах и в области поясницы, в центре свода стопы, во внутреннем крае пятки, под лодыжками. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Одной из современных причин плоскостопия у младших школьников является снижение двигательной активности, которая сопровождается понижением тонуса мышц и связок свода стопы, что, в конечном итоге и приводит к плоскостопию. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. Для того чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку. Ежедневная гимнастика, специальные игровые упражнения, подвижные игры, правильно подобранная обувь способствует профилактике и коррекции плоскостопия, укреплению мышц стопы.

Профилактика и коррекция нарушений зрения у детей также составляет сегодня серьезную проблему.

Помимо оздоровительных мер, дети с недостатками в физическом развитии и здоровье нуждаются в оказании им коррекционно-профилактической поддержки, которая обретает преимущественно форму специальных коррекционно-оздоровительных занятий с однородными группами детей. На таких занятиях предлагаются индивидуальные комплексы упражнений и игр, направленные на устранение и предупреждение дальнейшего прогрессирования отклонений. Оптимально, если такие занятия проводит специалист по лечебной физкультуре. Однако существенную роль в проведении профилактико-коррекционной работы в этом направлении может сыграть и воспитатель ДОУ и учитель школы. Обладая соответствующими знаниями и умениями, они могут вполне адекватно подобрать игры и игровые упражнения для детей и провести коррекционно-оздоровительные занятия.

Тренинг: комплексы игр и упражнений, направленные на профилактику и коррекцию недостатков физического развития детей (практические занятия проводят воспитатели ДОУ).

Коррекция и профилактика нарушений осанки.

Упражнения комплекса важно осваивать с дошкольного детства и выполнять на протяжении всей жизни. Комплекс помогает сохранить красивую осанку, подвижность суставов рук, укрепляет мышцы спины, улучшает кровообращение позвоночника и головного мозга.

У многих детей уже в школьном возрасте наблюдаются неприятные ощущения при поворотах головы, боли в шейном отделе позвоночника. Часто это является причиной головных болей, головокружения. Упражнения данного комплекса являются профилактикой таких проявлений, доступны детям и взрослым, могут выполняться в любое удобное время в комплексе или по отдельности, полезны при большой умственной нагрузке. Перед выполнением упражнений предложите детям сделать 2-3 вдоха и выдоха, при этом удлиняя выдох, пропуская его через мягко сомкнутые губы.

Комплекс заканчивается поглаживанием задней поверхности шеи.


  1. Физические упражнения при нарушениях осанки и сколиозах

- Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки


  1. И. п. – стоя, принять правильную осанку (затылок, лопатки, ягодичная область, икры ног и пяток должны касаться стены).

  2. И. п. – принять правильную осанку. Отойти от стены на 1-2 шага. Сохраняя правильную осанку.

  1. И. п. – принять правильную осанку. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

  2. И. п. – стоя у гимнастической стенки, принять правильную осанку. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 секунды – и.п.

  3. И.П. – принять правильную осанку. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и позвоночника. Медленно встать – и.п.

  4. Сидя на гимнастической скамейке, принять правильную осанку. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины – и.п.

  5. И.П. – лечь на коврик на спину. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела – и. п.

  6. И.П. – лежа на полу, прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку.

Коррекция плоскостопия

Игровые упражнения при плоскостопии 27

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия 9

Дыхательные упражнения для детей, часто болеющими ОРВИ

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Специальные дыхательные упражнения улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет выносливость человека, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. У детей дыхательные мышцы развиты слабо, поэтому необходимы специальные упражнения. Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений не только в профилактике простудных заболеваний, повышении жизненного тонуса, но и в привитии детям чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Массаж точек ушей

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день. Является доступным для детей всех возрастов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.