Запорожец ушастый и горбатый


Последний ушастый ЗАЗ-968А. Потом пошли мыльницы. Автомобиль вызывающий теплые чувства. Но. Обладать им желания нет. Любоваться да))) ПРОСТИТЕ! СНИЗУ ВИДЕО. ВИДЕО!




У меня в детстве был такой 😃и тоже красный, на поворотах сухари вылетали))за 2000рэ купили с пацанами, по даче рассекать))) прям как ща помню, мне 12))едем за спиртом, человек 8 в машине, и одна дура каркнула, хоть бы не в канаву😃 первый поворот и из канавы одни уши торчат🤣


Был у нас в семье. Потом пацанами купили для поездок на рыбалке по целине. Проходимость на уровне. А сел 4 чел за арки подняли перенесли и дальше поехали.


Как был уродом, так и остался…


Первый мой личный автомобильчик, достался в подарок от деда, 1974 года выпуска, 98 000пробега.Небесноголубого цвета.
Сначала я его отревизировал весь, затем заменил пол в ногах водителя и пассажира были дыры, съела ржа.Из серьёзного были текущие тормозные цилиндры заменил на "восьмые", убитые торсионы-новые
Амморты и задние стойки переделал из вазовских, мотор не тянул, оказалось сгорел клапан на 4-м цилиндре, заменил.Печка была отключена дедом, перебрал-отрегулировал, заработала хорошо.
Достался он мне в начале февраля 1997, я тогда в автосервисе работал, за месяц весь восстановил, потратил копейки.Однажды его чуть даже не угнали.Были и поездки в мартовские бураны, и на рыбалки по раскисшим грунтовкам, ни разу не подвел.
Проездил на нем чуть более полугода, замечательная машинка, я и в детстве с дедом на нем гонял.Оставил очень хорошие впечатления.
А какой у него ход, мягкий укачивающий, с прикольным звуком моторчика который не спутаешь ни с чем.Песня… Руль, пипка клаксона, мягкий клац закрываемых дверей, одна из самых удобных посадок с практически прямыми ногами.Это память на всю жизнь.
Кстати склонность к перегреву у него только на высоких оборотах и скорости, при движении до 80 км/ч проблем не было.
Но был продан, после него была новая вазовская пятерка, вот от неё я плевался, реальное гомно, вытерпел её только месяц, достала …


Спасибо Ивану, за интересный, и веселый Обзор. Очень понравилось, , Буквально можно почувствовать как Уши всасывают Воздух…, , Спасибо. На душе стало гораздо веселее! Запорожец был первым Автомобилем в нашей семье! в 1972 году Отец был очень доволен приобретением! Но спустя год, ему довелось ехать через Курдайский перевал. ( Киргизия). Когда он вернулся с поездки, был сильно разочарован машиной и продал ее. Что бы преодолеть перевал ему пришлось останавливаться практически после каждого поворота серпантина. В итоге, практически пол дня ушло на преодоление перевала.




Есть более ранний 968-й.
На ход в этом году поставлю (тормоза) — можно обзор делать.
В оригинале на 99%, редкий красный салон.


Катал на ЗАЗ968-005 (28л.с.) 88-93 год.
Ездили в отпуск Тагил-Чистополь.
С ночёвкой, нас двое и детей двое, умещались!
Сделал турбонагнетание от родного генератора-вентилятора )))
www.drive2.ru/r/zaz/968/288230376152054987/


Конструкторы может и готовы были сделать норм скопированный вариант авто … как всегда )) но вектор партии был больше автохлама и подешевле …


Насколько я знаю, конструкцию данного двигателя в свое время признали даже специалисты Porsche. Интересный мотор с балансиром и зубчатой передачей. Но исполнение как всегда было г-но. Лично разбирал мотор с завода с бракованным распредвалом с недосверленными каналами масляными — сверло тупо уходило вбок и процарапывало поверхность распредвала. Какой-то м-дак на заводе запихнул — пусть другие махаются, хотя это был 10000% брак, который невозможно было не заметить. Как итог — убитая головка у новой машины.


У мен, 968А был, достался в 92году с разбросаным по гаражу двигателем. Собрал по книжке и до 95г катался на нем))



немцы жука сделали — а наши это чудо! Для охоты и рыбалки самое то!


Немцы МАШИНУ сделали, а наши это уродище! Для копра- самое то!


Наши и ЖИГУЛЬ купили. То еще уродище. Хотя могли купить РЕНО переднеприводное, а не выпускать этот хлам до 85 года.


был такой у моего бати, два года в очереди столя, ну скажу.я вам даже для начала 80-х, это был хлам редкостный, к 40-ка тыщам, кроме коробаса ломась фсе! масло текло со всех щелей, качество комплектующих просто жесть, а перегрев это просто бич запора, зато зимой без паяльной лампы было не завести…


В штатах велюровый салон, АКПП, кондиционер. А у нас голубая мечта автомобилиста — приведение с мотором ))


был такой у моего бати, два года в очереди столя, ну скажу.я вам даже для начала 80-х, это был хлам редкостный, к 40-ка тыщам, кроме коробаса ломась фсе! масло текло со всех щелей, качество комплектующих просто жесть, а перегрев это просто бич запора, зато зимой без паяльной лампы было не завести…

У меня и в 25 мороза заводилась — нужно было знать как. Но в остальном да — машина проблема.Может тысяч 30-40 с завода ходила, если повезет, а потом камасутра.


Был у отца. Именно эта модель.
В год 130000 проезжал.
Любая охота, рыбалка.
Еще он плавал — реально.
Печку, тормозную и трос газульки сразу переделали.
Отец рассчитал и сделал водяное форсирование ДВС.
Этот ДВС идеально для этого подходит. Он изначально горячий.
Масло в него лили М-8. Так как это минералка, то перегрева оно не боялось как современная синтетика.
Его можно было не менять, а слив — профильтровать и лить обратно.
Бензин — 76-й, но можно лить и 72-й, поколдовав над УОЗ.

Его вездеходность — преимущество.
У друга отца была копейка. Так на охотоу ездили только на батином "запоре".
Копейка часто "садилась" в грязь, а этот авто виляя полз по глине.

Да еще. Он практически не ржавеет. Ниразу не видел проржавевшего насквозь "Запора".
Железо достойное (советское) а не говно современное — из консервов с помойки и пивных банок холоднокатанное.

Дядька в Красноярсе запихал в него 21083. Вот это было да! "Семерки" догнать не могли!

А вообще будучи пацаном видел (сдел рядом) реальную скорость с родным ДВС — 135 кмч.
Мог бы и больше, но, сука, взлетал.

Один знакомый немец, инженер-механик просто восхищался этой машиной.
Купил у вдовы модель уже без ушей. Разобрал до винтика, потом собрал.
И вынес вердикт (у нас в городе его очень уважали): " — Надо переделать передаточное число в КПП. Больше этому авто ничего не нужно."

А вообще это авто для путешествий.
Но для эксплуатации требует "голову и руки", а не только жопу.

Для своего времени авто очень передовое из тех что "в массах". Да… Советские инженеры и не такое делали. Они ведь не всё абсолютно "меряли бабками", работали в удовольствие, для души.




Заднемоторная компоновка была характерна для многих малолитражек 50-60-х годов

Однако один из поисковых вариантов внешнего вида ЗАЗ-966, созданный еще в 1961 году, заметно отличался оригинальным решением передней части, которая не имела ничего общего с дизайном немецкого автомобиля.

Но к середине шестидесятых годов смелые линии всё же несколько "сгладили", отчего серийные ЗАЗ-966 действительно стали напоминать малолитражку NSU.




Зато "уши", которым этот автомобиль обязан своим метким прозвищем, появились на опытных образцах в самом начале работ над новой моделью, причем подобных воздухозаборников не было ни у немецкого автомобиля, ни у заднемоторного Chevrolet.


Скорее всего, и в Европе, и в СССР просто наблюдали за тенденциями современной автомобильной моды и пытались следовать ей по мере собственных возможностей.


Во-вторых, для более крупного и тяжелого Запорожца разрабатывался и соответствующий двигатель ЗАЗ-966А мощностью 30 л.с., которым стали оснащать модернизированного предшественника с индексом ЗАЗ-965А.




Фонарь заднего хода появился на ЗАЗ-966 после 1971 года


Новый двигатель был не только мощнее, но и заметно долговечнее старого

"Один мотор с воздушным охлаждением, две фары и четыре колеса", как пелось в популярной песенке Олега Анофриева про ЗАЗ-965, сначала оценивался советским государством всего в 1 800 рублей. С одной стороны, сумма немаленькая, но с другой, всё равно несравнимая со стоимостью "большого" автомобиля вроде Москвича или Волги. Однако столько стоил лишь самый первый ЗАЗ-965, в то время как модернизированный "горбатый" подорожал уже до 2 200 рублей. Тем не менее, именно эта модель была самым доступным советским автомобилем, стоившим лишь вдвое дороже тяжелого мотоцикла с коляской. Но при этом, в отличие от любого мотоцикла, Запорожец уже был хоть и маленьким, но настоящим автомобилем с номинально четырёхместным салоном, каким-никаким багажником и (главное!) металлической крышей над головой.


Запорожец был своеобразным, но всё же автомобилем, а не мотоциклом

Однако более крупный и комфортабельный Запорожец заметно подорожал - к примеру, в 1969 году ЗАЗ-966В с таким же силовым агрегатом, как у "горбатого", стоил ровно три тысячи рублей — то есть, больше почти на треть! При этом вплоть до мая 1969 года ЗАЗ-965А и ЗАЗ-966 выпускались параллельно, причём спрос на более примитивный, но дешёвый Запорожец первой модели не снижался. Производство "горбатого" прекратили лишь по указанию сверху — всемогущий Госплан СССР приказал Коммунару свернуть производство ЗАЗ-965, полностью сконцентрировавшись на выпуске "ушастого".


Поэтому и в новом поколении Запорожец оставался наиболее доступным советским автомобилем, но… одномоментно подорожавшим для потребителя практически на 30%.


Москвич был настолько же лучше Запорожца, насколько и дороже




Воздухозаборники-уши – необычное техническое решение и символ этой модели

Во время испытаний 40-сильного двигателя два ЗАЗ-966 проехали 100 000 км со скоростью не менее 100 км/ч, а два других Запорожца прошли на скоростной дороге автополигона 10 000 километров с "полным газом". По утверждениям заводских испытателей, средняя скорость во время этих испытаний составляла около 120 (!) километров в час!







Тогда и было принято решение о производстве нового автомобиля в Запорожье, а двигателей для него — в Мелитополе. Первые ЗАЗ-965 (такой индекс получил новый автомобиль) сошли с конвейера в 1960 году. Машина имела расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения мощностью 23 л.с., скомпонованный в один узел с коробкой передач и приводом ведущих задних колёс. За счёт отсутствия карданного вала, салон автомобиля получился относительно просторным. При этом габаритная высота была небольшой, а центр тяжести располагался низко, что положительно сказалось на устойчивости и проходимости.







Первоначально автомобиль имел модифицированный двигатель предыдущей модели МеМЗ-966В мощностью 27…30 л.с., но с 1967 года стал оснащаться новым 40-сильным мотором МеМЗ-968. Впрочем, на некоторые модификации (в частности, для инвалидов), продолжали устанавливать двигатель 966В.









С 1974 года выпускалась модификация ЗАЗ-968А со стилизованной накладкой вместо фальш-решётки на передней панели.







Другие статьи о выставке советских автомобилей на ВДНХ можно посмотреть здесь .

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления .

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте .

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ .


Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

сегодня прочитал, что якобы информация о остановке завода до октября вроде не соответствует действительности. писали о 21000 сокращенных сотрудников, но прошла информация что при современной автоматизации производства на заводе работает всего 6000 человек. хотя информация о всего 8 выпущенных в июле легковых автомобилях подтвердилась.

Однако народ в то время был неприхотливый. К тому же советские автовладельцы были так рады долгожданному приобретению, что закрывали глаза на все неудобства. Главное автомобиль свой, родной. В три раза дешевле Волги !

Подпишись на RSS!

Подпишись на RSS и получай обновления блога!

Получать обновления по электронной почте:


Поскольку ЗАЗ-968 является развитием 966-й модели, то эти машины имеют много общих черт. Кроме того, в течение трёх лет завод вел параллельный выпуск обеих моделей.

Особенность системы охлаждения

В ходе эксплуатации ЗАЗ-965 выявилась недостаточная эффективность его системы охлаждения. Поэтому на новой машине 966-й модели она была значительно модернизирована. Конструкция воздухозаборников была получена в результате продувок моделей машины в аэродинамической трубе.


Обновление конструкции

После ряда модернизаций в 1971 году обозначение базовой модели сменилось на ЗАЗ-968. Машина мало отличалась от предшественницы. Ее основными отличиями были:

  • несколько иное оформление интерьера и экстерьера;
  • более современная светотехника;
  • передняя тормозная система.

До 1974 года шел параллельный выпуск обеих моделей.

Внешне такие машины отличить очень сложно. Основным признаком чистой 966-й модели может служить отсутствие белых светофильтров передних габаритных огней, установленных по углам кузова над бампером. Но в 1971-1974 гг. выпускалась версия 966В, оснащенная светотехникой от 968-й модели. Отличить автомобили можно по отделке салона и двигателям разных моделей.


Отличия ранней версии


Изменения в интерьере ЗАЗ-968 коснулись введения комбинированного блока переключателей под рулем, который управлял светом фар и работой указателей поворота. На ранних версиях ЗАЗ-968 оформление передней части кузова было идентичным 966-й модели - так называемая волговская решетка. Фото такой машины ниже.


На машинах до 1973 г. за спинкой заднего сидения имелось небольшое багажное отделение. Позднее из-за изменившейся конструкции топливного бака от отделения отказались.

Двигатель ранней версии

Заявленный ресурс двигателя ЗАЗ-968 составлял до 125 тыс. км. Но многие двигатели шли в капитальный ремонт намного раньше – на 50-60-й тысяче. Основной причиной было невнимательное отношение владельцев. Двигатель воздушного охлаждения ЗАЗ-968 чрезвычайно чувствителен к загрязнению рёбер охлаждения маслом и грязью. Но многие владельцы годами не очищали мотор, который был вынужден работать на повышенном температурном режиме и преждевременно выходил из строя.

С 1971 г. на задней панели кузова ЗАЗ-968 появилась подштамповка под фонарь заднего хода, но сам фонарь установили позднее. Двумя годами позднее панель начала оснащаться расширенной площадкой под номерной знак. Версия 966В с завода такой панелью не оснащалась.

Повышение безопасности

Однако в производстве осталась и модель ЗАЗ-968, которая производилась до 1978 года. Но доля такой модели в производственной программе постоянно уменьшалась. Внешне же машины были одинаковы.


Все они оснащались новой двухконтурной системой привода тормозов, соответствовавшей современным требованиям. Справедливости ради нужно отметить, что такую систему ставили с 1973 г. на экспортные версии автомобилей. В случае выхода из строя любого из контуров, на комбинации приборов зажигалась сигнальная лампа.

Новый двигатель и салон


Кардинально изменилась форма передних сидений, конструкция которых была скопирована с ВАЗ-2101. Сиденья регулировались в двух направлениях, при этом спинка могла раскладываться для устройства спального места. В конструкции сидений был стопор, блокировавший откидывание спинки при закрытых дверях.


Для обогрева салона по-прежнему использовался автономный отопитель, работавший на бензине. Отопитель вызывал нарекания у всех владельцев автомобилей ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения.

Обновленный внешний вид

Изменения внешнего вида оказались самыми незначительными. Вместо решетки в стиле 966-й модели стала применяться узкая хромированная накладка. Передние указатели поворота со светофильтром оранжевого цвета разместились около фар.

Угловые фонари сохранились, но теперь они выступали в роли габаритных огней. На задних крыльях стали ставить габаритные огни с красно-белым светофильтром. Общий вид передней части модернизированного автомобиля представлен на фото ниже.


Модификации для инвалидов

В СССР для инвалидов производилась мотоколяска СеАЗ и версии серийных автомобилей с ручным управлением. ЗАЗ выпускал следующие специализированные автомобили для инвалидов таких категорий:

  • ЗАЗ-968Б (АБ) поставлялся для инвалидов без ног, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Б2 (АБ2) - для инвалидов без правой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968АБ4 - без левой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Р - с одной рукой и ногой.

Дальнейшее развитие

Завод постоянно работал над улучшением характеристик и устройства ЗАЗ-968, внедряя на автомобиль многие системы с машин более высокого класса. Так, здесь поэтапно внедрили аварийную сигнализацию (в 1976 г.) и омыватель лобового стекла с электрическим насосом. В самом начале 1977 г. были упразднены фонари стояночного света.

С конца 1979 года ЗАЗ начал выпуск новой модели ЗАЗ-968М, который получил заметно измененное оформление экстерьера кузова.

968-й сегодня

С момента прекращения выпуска машины прошло уже почти 40 лет, поэтому "Запорожец" понемногу становится редкостью. Все больше людей покупают машины под восстановление. Особенно ценятся экземпляры первых лет выпуска.

Многие автомобильные издания периодически проводят тесты ЗАЗ-968 различных модификаций. Машины в разном состоянии являются неизменными участниками различных автомобильных выставок и шоу.


Вначале был "горбатый", потом "ушастый". Как венец эволюционного развития советского народного автомобиля в 1979 году появилась "мыльница", или ЗАЗ-968М. Казалось, время этого автомобиля давно прошло, но мы встретились с владельцем "запорожца" Александром Жосом, который уже несколько лет круглый год ездит на этом интересном автомобиле…



Ходят слухи, что "запорожец" хотят скрестить с "Порше". Рабочее название нового автомобиля - "запаршивец".

"Запорожец" - советский "Порше"! У этого уникального автомобиля заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, а в комплектацию входит автономный отопитель. Кузов - двухдверный седан, но называть его можно и купе. По проходимости "запорожцу", наверное, нет равных среди легковых автомобилей. Что нам "Порше"? Герой многочисленных анекдотов ЗАЗ-968М и его владелец - сегодня у нас в гостях.


Александр Жос - очень активный автолюбитель, председатель автомобильного клуба "ЗАЗ-гараж", организатор любительского ралли "Сезон", судья чемпионата Беларуси по ралли. Участник многочисленных слетов, любительских и ретроралли. В год на своем ЗАЗ-968М он проезжает около 20.000 км! Каждое лето с семьей путешествует на нем по странам ближнего зарубежья. В прошлом году ездили в Карпаты…



На "запорожце"! В Карпаты! 3000 км пути! Представляете? При этом отрезок путешествия пришелся на бездорожье - автомобиль 1993 г.в. в правильных руках выдержал испытание.

- Были у меня иномарки, но я давно прикипел к автомобилям из Запорожья. Сам я, к слову, из этого города родом, - рассказывает Александр. - Почему ЗАЗ? Сложно сказать, ведь любовь, как говорится, зла - полюбишь и козла (смеется). Нельзя сказать, что любишь кого-то за что-то. Любишь - и все. Так и я свой "запорожец"…



- У нас когда-то был "горбатый" ЗАЗ. Переехали в Беларусь в 1999 году. Были и другие "запорожцы". Потом пересел на Sierra и ездил на ней некоторое время, но замучила ностальгия - в 2008 году вновь купил "запорожец". Какой у него сейчас пробег, сказать не могу, но ездит он много. Разумеется, надо руки иметь, чтобы такой машиной владеть, так как ремонтировать приходится частенько. С другой стороны, в нем все просто и ремонтопригодно. Двигателей у меня два: один обычно перебирается, второй в это время ездит - ходят моторы обычно по 100 тысяч километров. Подвеска больше 5000 километров не выдерживает - надо перебирать. Кузов переваривался, красился, но пока держится. "Жучки" вылезают - подкрашиваю. Но особой ржавчины пока нет. И все равно мне нравятся эти машины. Новую иномарку покупать не хочу, хотя такая возможность имеется, да и супруга на это дело подбивает. В моем автомобиле есть душа - зачем что-то другое?


Мне тоже выпала возможность проехать на легенде. Кататься приходилось на многих советских легковушках, но с ЗАЗами до сей поры не сталкивался…


- Хорошая машина "запорожец" - шума мотора совсем не слышно.
- Что, так тихо работает?
- Нет, уши коленями зажаты.

На самом деле двигатель хорошо слышно, а уши коленями не зажаты. Казалось, что будет как в том анекдоте, но на деле устроиться за рулем этого автомобиля можно вполне сносно. Тесновато, но для водителя среднего роста проблем с посадкой почти никаких. Здесь грамотная комбинация приборов, удобный руль, хорошая обзорность. Нет только площадки для отдыха левой ноги - сильно выступающие арки сжигают пространство для ног передних пассажиров. Но в целом ездить на "запоре" можно. Только шумно. И страшно: ломается машина частенько, а барабанные тормоза всех колес со своей функцией справляются не очень охотно.


Под капотом - V-образная "четверка" с воздушным охлаждением объемом 1,2 л. Слава богу, ни один "Мерседес" нам по пути не попался, ведь, несмотря на недостаток "лошадок", "запорожец" по меркам советских автомобилей разгоняется шустренько, стараясь изо всех своих 40 лошадиных сил, оповещая округу звонким выхлопом глушителя.


Способствует разгону и на удивление четкая работа коробки переключения передач. Руль по сравнению с теми же "жигулями" в разы легче - с "рулежкой" на парковке и в поворотах проблем нет.


На ведущую заднюю ось своим весом давит силовой агрегат. У "запорожца" плоское днище, высокий дорожный просвет (190 мм!), относительно короткая база и узкая колея, большие углы въезда и выезда - теоретически отличный "проходимец"! Попробуем диагональное вывешивание…


Первым делом в воздухе повисает переднее колесо, заднее же держится до последнего - "запорожец" едет вперед. Передняя часть автомобиля очень легкая, задняя - сильно нагружена, поэтому проще опрокинуть автомобиль, чем лишить заднюю ось возможности пробивать дорогу вперед. При этом ход подвески для легковушки внушительный. "Запорожцу" бы еще блокировку дифференциала для пущей убедительности… Впрочем, некоторые народные умельцы уже давно освоили такой тюнинг.

Посмотрите это видео - в руках хорошего водителя ЗАЗ-968М с блокировкой заднего дифференциала заедет очень далеко! Да и без него машина не промах - "геометрия" уж очень хороша.


Для уверенного покорения сложных участков дорог в путешествиях Александр установил бобруйские шины БИ-508 175/70 R13. "Зацеп" в разы вырос за счет агрессивного рисунка, да и дорожный просвет слегка увеличился.



В путешествия? На "запорожце"? Почему бы и нет - сзади в передние спинки коленями будут упираться только высокие пассажиры. Мне было вполне комфортно: диван очень мягкий, спинка имеет относительно большой угол наклона, передние кресла стоят высоко - есть куда поставить ноги.



Конструктивные особенности независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами обеспечивают автомобилю достаточную плавность хода, в том числе на дорогах с неровным покрытием. Можно прыгать, скакать по ямам - подвески держат удар. Главное, чтобы на ходу от машины ничего не отвалилось…


Но все это не очень важно, ведь есть, есть душа в ЗАЗе! Я понимаю Александра Жоса - с этим автомобилем не соскучишься, в нем действительно есть что-то особенное. В то время как автопроизводители штампуют одинаковые машины, старая советская классика дает иные, давно забытые ощущения от автомобиля. Взять хотя бы этот знакомый с детства запах салона советской машины… Весь кайф - в ощущениях от "запорожца": он живой, он дышит!

Дела клубные


- Наш клуб "ЗАЗ-гараж" объединяет любителей "запорожцев". Вообще любителей этих автомобилей очень много, есть клубы даже в Восточной Германии. Активно сотрудничаем с украинцами. Объединяет нас то, что все мы всегда готовы помочь друг другу. Путешествовать не страшно: во-первых, машину знаешь как свои пять пальцев, во-вторых, в любом месте есть люди, которые всегда готовы помочь, - они на форуме оставляют контакты. В Беларуси я и мой товарищ тоже всегда готовы оказать техническую помощь. Как-то возле Львова шестерню срезало. Стоим на дороге - случайно встретили знакомых на ЗАЗах. Взяли они нашу машину на трос и повезли на базу, а по телефону передали: "Белорусы сломались!" И там приготовились нас принимать.


- Приезжаем - встречают наши ребята, - продолжает рассказ Ольга, дочка Александра. - У них все готово: бегут к нам с лампами, инструментами, отца за прокладкой клапанной крышки только отправили - все остальное сами оперативно сделали. На форуме всегда можно списаться с людьми из городов, через которые будешь проезжать. Там встретят со всей душой, покажут места интересные, которых на туристических картах нет. Очень дружный народ любители "запорожцев". Слеты проводим, встречаемся постоянно. Что-нибудь случится в дороге - наши ребята всегда придут на помощь.


- Женщины в клубе тоже есть. Особенно примечательны две близняшки, - говорит Ольга.- Одна из Львова, вторая из Германии - ездят на "горбатых" "запорожцах" и "Таврии"…

В этом году должен был проходить Императорский звездный ретропробег по маршруту Одесского автопробега 1914 года. Сто лет назад его запланировали, но провести не удалось - началась Первая мировая война. Спустя век решили повторить. Александр Жос должен был стать организатором этого пробега от Беларуси. На июль был назначен старт. Участники должны были собраться в Киеве, откуда стартовать по маршруту Киев - Умань - Одесса. Но опять началась война - ретропробег был отменен…

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Заметки на полях



Знаменитая бензиновая печка "запорожца" - зимой в машине можно греться с неработающим мотором.



Блок управления "советским Webasto".



"Запорожец" ломается часто, но под капотом есть лампочка, которая упрощает ремонт и обслуживание автомобиля в темное время суток.



Ручка управления пусковым устройством карбюратора (или "подсос" в народе) спрятана между передними сиденьями. Некоторые современные автолюбители, возможно, и не знают, для чего она предназначена.


5


Приемная камера системы охлаждения двигателя имеет специальную заслонку, закрыв которую в холодное время года, можно ускорить прогрев двигателя до рабочей температуры.



У "запорожца" абсолютно плоское днище. Жаль только, поддон ничем не защищен. С другой стороны, сделан он из прочной стали и расположен в задней части автомобиля.



80-го бензина нынче на заправках не сыщешь. Александр заливает 92-й, а для снижения риска детонации установил специальный прибор для подачи воды в камеру сгорания. Расход топлива - 7 литров на 100 км в смешанном цикле.



Воздушный фильтр ЗАЗ-968М инерционно-масляный. Его не нужно менять, обслуживание сводится к смене масла, промывке корпуса фильтра и фильтрующей набивки.



По сравнению с предшественником исчезли "уши" на боковых панелях моторного отсека - вместо них установлены плоские решетки. В связи с отсутствием "ушей" воздухозаборников в народе автомобиль быстро окрестили "мыльницей". Похожести формы корпуса с этим атрибутом способствовал и молдинг, который визуально делил машину на нижнюю и верхнюю части. В подкапотном пространстве ЗАЗ-968М была по-другому организована циркуляция воздуха, что позволило несколько улучшить охлаждение двигателя у этой модели.



А вы знаете, почему у "запорожцев" багажник спереди? Народная молва гласит, что на такой скорости за вещами надо присматривать.



Запасное колесо на ЗАЗ-968М, в отличие от предшественника, располагается в подкапотном пространстве.



На крышке багажника Александр установил своеобразные "релинги". Они очень выручают во время путешествий - к ним крепятся палатки, коврики и прочий скарб.



Передние сиденья раскладываются, а если их переставить, то появляется практически ровное спальное место. Но высокорослому человеку вряд ли здесь будет удобно.



Контрольная лампочка тормозной системы загорается во время каждого торможения, словно говоря водителю: "Не бойся! Есть, есть тормоза!"



Всего во дворе Александра я насчитал пять "запорожцев" и один "Москвич-2137". Последний проделал путь из Минска до Владивостока и обратно. Сегодня автомобиль путешественников Павла и Татьяны Глазковых находится на хранении у героя нашей статьи.


Есть и такие любители "запорожцев".



А этот "горбатый" приехал в пос. Дружба из Борисова своим ходом. В данный момент разобран. 24-летняя дочь Александра Жоса Ольга с помощью отца планирует восстановить автомобиль и ездить на нем. Сейчас они на этапе поиска хорошего кузовного мастера для пескоструйки и покраски кузова. Если среди наших читателей есть такие люди - Александр и Ольга просят отозваться на sunshine44a@yandex.ru.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.