Занятие по плаванию по формированию осанки


Очень интересные упражнения, которые учитель может использовать и на уроках, и на внеклассных занятиях. Дети выполняют упражнения с удовольствием, стараются. Время проходит незаметно и дети с сожалением замечают, что урок закончен. Упражнения подобраны с целью формирования правильной осанки, укрепления мышц, участвующих в формировании правильных физиологических изгибов.

Скачать:

ВложениеРазмер
как провести увлекательное занятие 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по плаванию

Место проведения: бассейн

Возраст детей: 6-8 лет

Инвентарь: доски для плавания

Укрепление здоровья, закаливание, формирование правильных физиологических изгибов позвоночника, укрепление мышц спины, верхнего плечевого пояса, профилактика плоскостопия

1.Овладение жизненно необходимыми навыками плавания:

2.Закрепить знания о правилах техники безопасности на воде;

3.Совершенствование техники отдельных элементов плавания кролем, брассом.

Упражнения на суше: ОРУ для ВПП, растягивание мышц бедра голени.

Подготовить мышечно-связочный аппарат к предстоящей нагрузке

И.П. – СТОЯ ЛИЦОМ К БОРТИКУ, РУКИ НА БОРТИК

1- НАКЛОН ВПЕРЕД, ГОЛОВУ МЕЖДУ РУК, ВЫДОХ В ВОДУ.

ВЫДОХ ДЛИТЕЛЬНЫЙ, ПОЛНЫЙ, РАССЛАБЛЕННЫМИ ГУБАМИ.

В МОМЕНТ ВЫДОХА РАСТЯГИВАЕТСЯ ШЕЙНО-ГРУДНОЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА.УВЕЛИ

ЧИВАЕТСЯ ЭКСКУРСИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

И.П. –ЛИЦОМ К БОРТИКУ.

1-ПРИСЕД В ВОДУ, КИСТИ НА БОРТИКЕ.

2-ПО СВИСТКУ ВЫДОХ В ВОДУ

ВЫДОХ БЫСТРЫЙ, ЭНЕРГИЧНЫЙ, ПОЛНЫЙ.ВЫДОХ 1ТОЛЬКО ПО СВИСТКУ

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗАДЕРЖКУ ДЫХАНИЯ

И.П.-СТОЯ НА НОСОЧКАХ СПИНОЙ К БОРТИКУ, РУКИ НА ПОЯС, ЛОПАТКИ СВЕДЕНЫ, ЖИВОТ ПОДТЯНУТ.

ПО СИГНАЛУ ПРЫЖКИ НА 2 НОГАХ С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЕД, ЗАТЕМ СПИНОЙ

СЛЕДИТЬ ЗА ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКОЙ. ПЕРЕДВИГАТЬСЯ МЕЛКИМИ ПРЫЖКАМИ.ПРЫЖОК НЕВЫСОКИЙ.

УКРЕПЛЯЕТ ГОЛЕНОСТОП, СВОД СТОПЫ,РАЗВИВАЕТ МЫШЦЫ ГОЛЕНИ, ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ. ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ СТЕРЕОТИП ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

И.П.-ЛЕЖА НА ГРУДИ, РУКИ НА БОРТИК.

1.СГИБАНИЕ-РАЗГИБАНИЕ НОГ В КОЛЕННОМ СУСТАВЕ.

ПО СИГНАЛУ ЭНЕРГИЧНО БИТЬ ГОЛЕНЬЮ ПО ВОДЕ, СОЗДАВАЯ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ БРЫЗГ,ПО ДВОЙНОМУ СВИСТКУ-НОГИ КРОЛЕМ.

У ДЕТЕЙ ЧЕТКОЕ ПОНИМАНИЕ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ РАБОТОЙ НОГ КРОЛЕМ И ИНОЙ РАБОТОЙ. УКРЕПЛЯЮТСЯ МЫШЦЫ БЕДРА.

СКОЛЬЖЕНИЕ НА ГРУДИ БЕЗ РАБОТЫ НОГ

СКОЛЬЖЕНИЕ С САМОВЫТЯЖЕНИЕМ, ПОДБОРОДОК ПРИЖАТ К ГРУДИ.

РАСТЯГИВАНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА И МЫШЦ ГРУДИ.

МАРШИРОВАТЬ, ВЫСОКО ПОДНИМАЯ ПРЯМЫЕ НОГИ.

СПИНУ ДЕРЖАТЬ ПРЯМО, НОГИ НЕ СГИБАТЬ В КОЛЕНЯХ

ПРЕКРАСНО УКРЕПЛЯЕТ МЫШЦЫ ПЕРЕДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ БЕДРА, ЯГОДИЦ И СПИНЫ.

СКОЛЬЖЕНИЕ НА ГРУДИ БЕЗ РАБОТЫ НОГ, НО С ПОЛНЫМ ВЫДОХОМ В ВОДУ

ПОДБОРОДОК ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИЖАТЬ К ГРУДИ ВО ВРЕМЯ ВЫДОХА

РАСТЯГИВАЕТСЯ ШЕЙНО-ГРУДНОЙ ОТДЕЛ РОЗВОНОЧНИКА.

И.П.-СТОЙКА, РУКИ НА ПОЯС.ПРЫЖКИ С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЕД ПООЧЕРЕДНО КАЖДОЙ НОГОЙ

СПИНУ ДЕРЖАТЬ ПРЯМО, ПЛЕЧИ РАСПРАВИТЬ, ВЫСОКО ПОДНИМАЯ КОЛЕНИ

УКРЕПЛЕНИЕ ПРЕССА, МЫШЦ СПИНЫ И ПЕРЕДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ БЕДРА(ППБ)

СКОЛЬЖЕНИЕ НА ГРУДИ С РАБОТОЙ НОГ КРОЛЕМ И ВЫДОХОМ В ВОДУ

ТУЛОВИЩЕ ДЕРЖАТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНО, НОГИ НЕ СГИБАТЬ В КОЛЕННОМ СУСТАВЕ

ЭФФЕКТ КАК В П.№5, №7

И.П.-СТОЯ, РУКИ В СТОРОНЫ, ШАГ ВПЕРЕД, ПЫТАЯСЬ СЕСТЬ НА ПРОДОЛЬНЫЙ ШПАГАТ.

ШАГИ СЧИТАТЬ ОТ ОДНОГО БОРТИКА ДО ДРУГОГО, ВЫДОХ В ВОДУ, СПИНУ ДЕРЖАТЬ ПРЯМО

РАСТЯГИВАНИЕ ЗАДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ БЕДРА, ПОДКОЛЕННОЙ СВЯЗКИ, УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ СПИНЫ.

И.П.-СТОЯ, РУКИ НА ПОЯС

1-ПРЫЖОК НА ОБЕИХ НОГАХ С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЕД, ПОВЕРНУВШИСЬ НАПРАВО.

СПИНУ ДЕРЖАТЬ ПРЯМО, ПЛЕЧИ РАСПРАВИТЬ

УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ БЕДРА ,ГОЛЕНИ, СПИНЫ.

И.П. -СТОЯ БОКОМ К БОРТИКУ, РУКИ В СТОРОНЫ.

ВЫПОЛНЯЕМ ШАГ В СТОРОНУ, ПЫТАЯСЬ СЕСТЬ НА ПОПЕРЕЧНЫЙ ШПАГАТ.

СПИНА ПРЯМАЯ, ВЫДОХ В ВОДУ

ПРЕКРАСНО РАСТЯГИВАЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ БЕДРА, УКРЕПЛЯЕТСЯ ПОЯСНИЧНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА И ПРЕСС.

И.П.-СТОЯ ЛИЦОМ К БОРТИКУ, ВЗЯВШИСЬ РУКА-МИ ЗА БОРТИК, УПЕРЕТЬСЯ НОГАМИ В СТЕНК-У БАССЕЙНА. ВЫПОЛНЯТЬ ПОКАЧИВАНИЯ ВВЕРХ-ВНИЗ.

СТАРАТЬСЯ ВЫПРЯМИТЬ НОГИ

РАСТЯГИВАНИЕ ПОДКОЛЕННОЙ СВЯЗКИ И ЗПБ, МЫШЦ СПИНЫ

СКОЛЬЖЕНИЕ НА ГРУДИ БЕЗ РАБОТЫ НОГ, В КОНЕЧНОЙ ФАЗЕ ДВИЖЕНИЯ-ЗВЕЗДОЧКА (МЕДУЗА)

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗАДЕРЖКУ ДЫАНИЯ И РЕЛАКСАЦИЮ

СКОЛЬЖЕНИЕ НА СПИНЕ БЕЗ РАБОТЫ НОГ, В КОНЕЧНОЙ ФАЗЕ ДВИЖЕНИЯ-ЗВЕЗДОЧА.

СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ НОСОЧКИ НОГ И ПОДВЗДОШНЫЕ КОСТИ БЫЛИ НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м.

В методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки.

«Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это .

Результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста.

Самое важное для родителей и педагогов – здоровые дети! Здоровый образ жизни формируется с раннего детства из множества составляющих, где каждый компонент важен по-своему. Приучайте детей соблюдать зд.

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большо.

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большо.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Уник Елена МихайловнаНаписать 754 10.10.2017

Номер материала: ДБ-742367

  • Физическая культура
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    10.10.2017 368
    10.10.2017 1414
    10.10.2017 415
    10.10.2017 228
    10.10.2017 641
    10.10.2017 472
    10.10.2017 272
    10.10.2017 313

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % детей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %. В нашем дошкольном учреждении таких детей около 19%.

В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи , но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.

В работе представлена примерные упражнения для занятий в бассейне (рекомендуемые специалистами), также задачи, средства и методы коррекции осанки с помощью плавания в дошкольных учреждениях.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей детей.

Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы по коррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • развитие волевых качеств;
  • эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

Далее в таблице приведены упражнения, направленные на коррекцию осанки с помощью плавания.

Цель упражнения Вид упражнения Методические указания
Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. Скольжение на груди, скольжение на спине. Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.
Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц. Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием. Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.
Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. Плавание брассом на спине. Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).
Коррекция искривления позвоночника. Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук. Руку противоположную искривлению поднимают вверх.
Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища. Вдох после толчка ногами.
Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. Скольжение на спине, ноги брасс. По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.
Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника. Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения. Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.
Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки. Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников). Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..
Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки. Плавание брассом в полной координации. В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.
Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры. Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем. При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.
То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры. То же без доски. Руки все время вытянуты вперед.
Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей. Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем. На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.
Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника. Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем. Плечевой пояс и таз не опускать.
Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения. Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль. Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

  • укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;
  • приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений;
  • выработка правильной осанки;
  • улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы;
  • повышение общего уровня физического развития;
  • улучшение координации движений;
  • закаливание;
  • функциональная подготовка детей к школе.

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж.

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и педагогов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

Осанка как привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Основные причины и предпосылки ее нарушения. Использование стилей плавания в процессе коррекции.

Рубрика Спорт и туризм
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 26.12.2017
Размер файла 18,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Плавание как средство коррекции нарушений осанки

Грамотное физическое воспитание детей - это прежде всего анатомо-физиологическое познание возрастных особенностей детского организма. В ортопедии принято считать, что показателем гармонического развития физических и нравственных сил человека является осанка.

Осанка - это привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности человека или о том, что он болен. Правильная осанка - это не просто красиво. Это свидетельство того, что вы уверены в себе и благополучны.

При неправильной осанке страдает весь организм. Происходят грубые нарушения в работе всех его органов и систем, искажается нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, затрудняется дыхание, Появляется быстрая утомляемость, плохое самочувствие. Нарушения осанки приводят к целому ряду серьезных заболеваний, в первую очередь - к болезням позвоночника и корешков спинного мозга, что приводит к ухудшению работы тех органов, которыми они управляют. Осанка определятся, во-первых, состоянием мышечного аппарата, то есть степенью развития мышц шеи, спины, груди, живота и нижних конечностей, а также функциональными возможностями мускулатуры, ее способностью к Длительному статическому напряжению. Во-вторых, - эластическими свойствами межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканных образований суставов позвоночника, определяющими подвижность позвоночника, а также таза и нижних конечностей. В-третьих, - состоянием стоп и ног в целом.

Нарушения осанки различают в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Существует пять видов нарушения осанки в сагиттальной плоскости, вызванных уменьшением или увеличением физиологических изгибов.

Во фронтальной плоскости обычно говорят об асимметричной осанке. Оно вызывается нарушением срединного расположения остистых отростков. Асимметричная осанка характеризуется отклонением головы вправо или влево, отмечается разная высота плеч, неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса, снижение общей и силовой выносливости мышц.

Нарушение осанки - это не заболевание, это состояние, которое не является необратимым процессом, а подлежит исправлению. Исправление осанки - кропотливая комплексная работа, которая должна включать в себя целый комплекс мероприятий, учитывающих индивидуальность случая.

· Постоянная двигательная активность, включая ходьбу пешком, прогулки, занятия физическими упражнениями. Особенно полезно для спины плавание и гимнастика в воде, о чем еще будет сказано ниже более подробно.

· Неусыпный контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок и других тяжестей

· Сон на жесткой постели с невысокой подушкой, которую лучше заменить валиком под шею. Йоги считают идеальным местом для сна деревянную поверхность, покрытую нетолстым ватным матрасом.

· Сбалансированное питание, включающее в себя достаточное количество минеральных элементов и витаминов D, А, С.

· Курс корригирующей гимнастики.

· Массаж и мануальная терапия.

· Профилактика и исправление деформаций стопы, что приводит к выравниванию нарушений осанки в области таза и правильному распределению нагрузки на позвоночник. Безопорная нагрузка на мышцы стопы во время плавания во многом способствует достижению этого эффекта.

Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Второе особенно важно для ослабленных детей, большинство из которых страдает нарушениями осанки. Чтобы достичь наилучшего эффекта, вода не должна быть холодной - не ниже 28-29°. Иначе не достичь желаемого эффекта разгрузки позвоночника.

Продолжительная разгрузка позвоночника в воде дает возможность без ущерба выполнять самые разные упражнения, сочетая их с освоенными навыками различных стилей плавания. Примерная схема занятий для детей девяти-десятилетнего возраста такова: вводная часть (5 минут), состоящая из общеразвивающих упражнений для всех групп мышц, и основная часть занятия, которая длится 25-30 минут.

Деформация позвоночника сопровождается деформацией грудной клетки и ребер, что в свою очередь вызывает изменения мышц самого позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища.

Из-за деформации трудной клетки развиваются нарушения в легких: уменьшается их жизненная емкость, снижается насыщение тканей кислородом, происходят изменения в сердечно-сосудистой системе.

Для точной постановки диагноза необходимы рентгеновские снимки. Сколиозы могут сочетаться с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости, наиболее часто - с дефектами уменьшения нормальных физиологических изгибов позвоночника.

В зависимости от угла искривления выделяют четыре степени развития сколиоза:

I степень - угол искривления до 10°;

II степень - угол искривления 11-30°;

III степень - угол искривления 31-50°;

IV степень - угол искривления свыше 50°.

Лечение сколиоза включает три взаимосвязанных направления: мобилизация искривленного отдела позвоночника, коррекция деформации и стабилизация позвоночника в положении достигнутой коррекции. Помимо этого, лечение также направлено на ликвидацию патологических изменений других органов. Наиболее трудной задачей является не собственно ликвидация искривления, а стабилизация позвоночника в корригированном положении. Выполнением именно этой задачи и определяется подлинное исцеление от сколиотической болезни. Оно может быть достигнуто только длительным настойчивым лечением на протяжении всего периода роста позвоночника с обязательным комплексным использованием ортопедического лечения. Этот процесс очень сложен и, к сожалению, не всегда успешен.

Ведущая роль при избавлении от сколиоза принадлежит лечебной физкультуре (ЛФК), способствующей формированию мышечного корсета, способного удерживать позвоночный столб в нужном положении. Одним из важнейших звеньев такого лечения является лечебное плавание. Во время плавания:

· осуществляется естественная разгрузка позвоночника;

· самовытяжение во время скольжения дополняет разгрузку зон роста;

· исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц;

· восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков;

· укрепляются мышцы живота, спины, конечностей;

· совершенствуется координация движений;

· воспитывается чувство правильной осанки.

Лечебное плавание рекомендуется всем больным сколиозом независимо от тяжести заболевания. Противопоказанием является запрет лечащего врача-педиатра или терапевта, дерматолога, лорврача, психоневролога.

Со стороны сколиоза противопоказанием может быть лишь нестабильность позвоночника с разницей между углом искривления на рентгенограмме в положении стоя и лежа более 10-15°. Но и в этом случае проблема может быть решена опытным инструктором, умеющим обеспечить детей индивидуально подобранными программами.

При проведении лечебного плавания с больными сколиозом необходимо учитывать некоторые важные требования:

· плавательные упражнения и стиль плавания подбираются строго индивидуально с учетом типа сколиоза, его степени, наличия изменений осанки в сагиттальной плоскости и сопутствующих заболеваний других органов;

· особое внимание следует уделять постановке правильного дыхания;

· учитывая нарушения координации у больных сколиозом, целесообразно предварительно осваивать на суше элементы каждого упражнения;

· полностью должны быть исключены упражнения, мобилизующие позвоночник, увеличивающие его гибкость, а также упражнения, вращающие позвоночник вокруг продольной вертикальной оси туловища;

· использование приспособлений для пассивного вытяжения позвоночника должно быть исключено;

· деторсионные упражнения в воде должны применяться очень осторожно, так как их выполнение довольно сложно технически, а неправильное выполнение очень вредно.

Основным стилем плавания для лечения сколиоза, исходя из описанных выше требованием, является брасе на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой происходит максимальное вытяжение позвоночника и максимальное напряжение мышц, возможность увеличения подвижности и вращательных движений корпуса и таза минимальна. Плечевой пояс расположен параллельно поверхности воды и перпендикулярно направлению движения, движения рук и ног симметричны, выполняются в одной плоскости. Плавание стилями кроль, баттерфляй и дельфин в чистом виде для лечения сколиоза применяться не может. Но могут применяться элементы этих стилей. Кроль, например, физиологически наиболее близок к ходьбе. Именно с него начинается обучение плаванию. При плоскостопии очень полезны движения ногами в стиле кроль, для усиления воздействия на мышцы ног можно использовать ласты. При плоской спине в работу может быть введено плавание в стиле баттерфляй, в полгребка, без выноса рук из воды.

Подбор индивидуальной программы лечебного плавания учитывает степень сколиоза. При сколиозе I степени используют только симметричные плавательные упражнения (брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног). При сколиозе II-III степени задача коррекции деформации влечет необходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции должно занимать на уроке 40-50% времени. Это позволяет снять нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника. Особое значение приобретает подбор исходного положения коррекции: оно выбирается строго индивидуально, в зависимости от типа сколиоза. При трудном типе сколиоза, например, с вершиной на 8-9 грудном позвонке для снижения компрессии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные исходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперед (при стоянии - вверх). При поясничном (вершина дуги на 2-3 поясничных позвонках) и грудопоясничном типе (вершина дуги на 12-м грудном позвонке или 1-м грудном позвонке) сколиозе для коррекции дуги могут использоваться асимметричные исходные положения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на доске. При комбинированном сколиозе с двумя первичными дугами (грудной и поясничной) особое внимание уделяется коррекции грудной дуги.

При IV степени на первый план выдвигается не задача коррекции деформации, а улучшение общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому, как правило, используют симметричные исходные положения, особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. Но для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходимо вводить индивидуально под строгим контролем проплывание небольших скоростных участков. Чрезвычайно важно совершенствование техники плавания, в особенности у тех больных, симптомом которых является нестабильность позвоночника. В том случае, когда угол искривления позвоночника на рентгенограммах в положении стоя и лежа заметно отличается, следует максимально исключить движения позвоночника в перпендикулярном направлении и вращения позвоночника.

Занятие лечебным плаванием должно начинаться подготовительными упражнениями - дыхательными упражнениями у бортика, плаванием брассом на груди. Затем следует переходить к основной программе - корригирующим упражнениям целенаправленного воздействия. Оно состоит из нескольких видов упражнений.

· Упражнения, активно вытягивающие позвоночник (плавание брассом на груди с максимально удлиненной паузой скольжения).

· Упражнения, выполняемые в изометрическом режиме в положении коррекции основной дуги сколиоз с симметричным исходным положением для плечевого и тазового пояса.

· Плавание, корректирующее позвоночник в сагиттальной плоскости, а также другие деформации и плоскостопие.

· Упражнения, развивающие силу мышц - скоростное плавание, плавание с ластами на ногах или пластинками на руках.

· Вольное плавание и игры на воде.

Использование всех видов плавательных движений сопровождается постановкой правильного дыхания на суше и в воде, дыхательными упражнениями, дозированным плаванием с задержкой дыхания на вдохе и выдохе, с удлиненным выдохом.

Библиографический список

осанка плавание мышечный

1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М., 2005.

2. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М., 1986.

4. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общ. ред. проф. С.И. Попова. Ростов н\Д, 1999.

Размещено на Allbest.ru

Осанка как привычная поза в покое и при движении, ее виды. Понятие правильной осанки и причины ее нарушения. Дефекты осанки и заболевания позвоночника. Классификация патологий нарушения осанки. Признаки нормальной осанки, упражнения для ее контроля.

реферат [260,5 K], добавлен 20.12.2011

Методика исследования состояния позвоночника у младших школьников. Основные причины и предпосылки нарушения осанки, пути и способы ее коррекции, экспериментальная проверка их эффективности. Разработка системы занятий по коррекции осанки школьников.

курсовая работа [71,5 K], добавлен 27.10.2010

Термические особенности холодной воды. Основные принципы адаптивного спорта. Плавание как средство коррекции нарушения осанки. Лечебная гимнастика в воде, ее значение для посттравматических больных и больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

презентация [515,2 K], добавлен 29.06.2015

Понятие об осанке и телосложении. Причины нарушения осанки, способы ее коррекции. Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Комплекс физических упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

контрольная работа [52,1 K], добавлен 22.06.2015

Характеристики и причины возникновения нарушений осанки. Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки. Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза. Педагогический эксперимент, его результаты.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 28.06.2012

Рациональная осанка, ее значение, признаки. Нарушение осанки: классификация и основные симптомы. Причины и профилактика нарушений осанки. Физическая реабилитация пациентов с нарушением осанки: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, упражнения.

курсовая работа [673,4 K], добавлен 03.07.2012

Осанка как физиологическое положение позвоночника. Осанка и здоровье школьника. Отклонения в структуре осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Организация двигательного режима для детей с нарушением осанки на уроке физической культуры.

курсовая работа [262,2 K], добавлен 31.05.2013

Общие понятия об осанке. Нарушения осанки. Профилактика нарушений осанки. Методика и средства ЛФК. Сколиозы. Классификация сколиозов. Рентгендиагностика и чтение рентгенограмм. Прогноз. Методы лечения. Плоскостопие. Диагностика. Методика занятий ЛФК.

контрольная работа [35,2 K], добавлен 01.03.2007

Кроль и брасс как наиболее популярные и быстрые спортивные способы плавания. Общее представление о технике плавания шестиударным кролем на груди. Положение тела и движение ногами. Движения руками и дыхание. Техника плавания брассом: основные правила.

презентация [222,0 K], добавлен 19.11.2011

История плавания, первые Олимпийские игры. Механизм воздействия плавания на органы дыхания. Плавание как эффективное средство закаливания. Основные средства общей физической подготовки. Группы силовых упражнений. Характеристика основных свойств воды.

доклад [14,2 K], добавлен 11.01.2012


  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.