Валеология что такое осанка

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Осанка – это обычная поза, в которой человеку удобно находиться. При этом учитывается мышечный тонус, физическое развитие и форма позвоночника.

Привычное расположение определяется рефлексами. Правильная осанка является важной составляющей внешнего образа, признаком здоровья и нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Давайте выясним, что такое сколиотическая осанка и как ее можно исправить. Существуют разнообразные типы осанки, которые могут формироваться на протяжении многих лет.

На создание некоторых вариантов влияют сильные физические нагрузки, отсутствие движений и нездоровый образ жизни.


Вялая осанка

Важным фактором является форма корпуса. Вялая осанка со временем проявляется негативным изменениями во внешнем виде, а также проявлением остеохондроза позвоночника и сколиоза.

Так называется неустойчивое положение спины. В расслабленном состоянии появляется сутулость, а при правильной позе убирается.

У человека возникает сниженный иммунитет, болезни и дискомфортные ощущения.

Вялая осанка возникает у детей. Стоит отметить следующие причины ее появления:

  1. Сутулость.
  2. Нехватка физической активности.
  3. Слишком мягкий матрас.
  4. Врожденные заболевания.
  5. Излишки веса.
  6. Неправильное положение туловища при сидении за компьютером.

Вялая осанка может проявляться разными симптомами. Родителям нужно обращать внимание на простудные болезни хронического типа, сутулость в сидячей позе и болезненность в грудной клетке.

К показателям относится неровность изгибов позвоночника и различная длина ног. ЛФК помогает корректировать проблемы с осанкой. Регулярное выполнение комплекса стимулирует подвижность, увеличивает выносливость организма и формирует нормальную осанку.

Какой тип осанки считается нормальным

При правильной позиции все изгибы слишком не выделяются. Человек ощущает свободу в движениях и в мышечной системе. Корпус остается подтянутым.

Голова всегда поднята, плечи расправлены, а живот подтянут. При таком положении не возникают заболевания позвоночного столба. Не проявляется зажимов в грудной области.
Нарушения осанки могут создаваться при ношении сумок и портфелей. Это влияет на кривизну в в области шеи.

Кифотическая осанка


Существуют различные виды осанки. И один из них – кифотическая осанка. При такой форме возникают сложности с физическими движениями и управлением телом.

Развитие патологии влияет на округление спины. Патологический кифоз проявляется сильным искривлением. Ели заболевание еще только развивается, возникает круглая спина.

В зависимости от степени нарушения выделяют следующие разновидности:

  • врожденный проявляется проблемами с передним отделом позвоночника;
  • генотипический обусловлен наследственными факторами;
  • компрессионный кифоз отличается специфическими переломами;
  • мобильный является результатом ослабленных мышц;
  • старческий возникает при проблемах с межпозвоночными дисками.

Деформации позвоночника бывают при сутулой и круглой спине. Проявляются значительные прогибы в позвоночном столбе. При подобном диагнозе голова наклонена вперед, живот выпячивается, а плечи сводятся спереди.

Сколиотическая


Теперь узнаем, в чем отличие сколиотической осанки. Состояние характеризуется боковым смещением позвоночного столба во фронтальной плоскости. Такие искривления носят функциональный характер.

Спровоцировать недуг могут такие факторы:

  • болезни внутренних органов;
  • осложнения после родовых травм;
  • деформирующие рубцы в области спины;
  • кривошея.

Искривление характеризуется мышечными спазмами при наклонном положении. Постепенно меняется нормальная осанка.
Есть и определенные признаки сколиотической осанки.

Это значительный изгиб в позвоночном столбе. А также асимметрия лопаток. При размещении на ровной поверхности все симптомы проходят.

Искривления могут быть вызваны напряжением и ослаблением мышц в спине. При такой проблеме наблюдается головная боль, уменьшение трудоспособности и утомляемости.
При обнаружении первых признаков, необходимо обратиться к специалисту. Если своевременно заметить проблему, искривление легко исправляется.

Лечение сколиоза предполагает такие методы:

  • выполнение комплекса упражнений;
  • стабилизация режима труда и отдыха;
  • методики мануальной терапии.

Если своевременно не предпринять каких-то мер, то неправильная осанка перерастет в сколиоз. Первые признаки недуга проявляются в 6-7 лет.

В некоторых случаях сколиоз является врожденной патологией. Проблемы с межпозвоночными дисками вызывают плохое кровоснабжение. В позвонках формируются изменения костей.

Нарушения с осанкой бывают при снижении двигательной активности. Негативным эффектом отличается и неправильно выбранная мебель.

У взрослых дефекты проявляются при продолжительных прибываниях в неудобной позе.
Основным методом лечения является лечебная гимнастика. Рекомендуются приседания, наклоны, прогибы в спине и заведения рук с палкой за спину.
Лечебная физкультура должна занимать не мене 30-40 минут в день. Каждое движение должно проделываться по 8-10 раз.

Лордотическая осанка


К видам осанки относится и лордотическая осанка. Она характеризуется сильной изогнутостью в отделе поясницы. Также происходит выпячивание живота.

Ощущается дискомфорт и происходят проблемы с внутренними органами. При таком недуге, можно ли заниматься спортом, сможет подсказать врач.

Кифосколиотическая осанка

Подобный тип осанки является смешанным. Наблюдаются фронтальные и саггитальные признаки. Проявляется сразу и сколиоз и кифоз.

Такое нарушение возникает у подростков. Сначала возникает сколиоз, а затем присоединяются симптомы кифоза.

К нарушениям осанки приводят такие факторы:

  1. Врожденные причины возникают еще при развитии плода.
  2. Последствия переломов и травм являются приобретенными факторами.
  3. Вызвать проблемы со спиной может туберкулез, рахит и радикулит.
  4. Негативно воздействует сидячая работа и малоподвижный образ жизни.

К внутренним причинам нарушений стоит отнести хронические болезни, разную длину ног и проблемы со зрением.

Стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. Неправильное расположение головы.
  2. Проблемы с системой дыхания.
  3. Зауженная грудная клетка.
  4. Выдвинутый живот.
  5. Проблемы с репродуктивной системой.
  6. Согнутые колени.


Также наблюдается высокая утомляемость, пониженная чувствительность нижних конечностей и возникновение сутулости. В запущенных случаях наблюдаются проблемы с сердцем и сосудами.

Для подтверждения диагноза производится рентгенографическое обследование. Во время исследования осуществляется проверка рефлексов мышц.

Чтобы определить тип деформаций выполняется магнитно-резонансное исследование и компьютерная томография.

Нарушения осанки легко поддается коррекции. Это влияет на уменьшение болевого синдрома, восстановление нормального положения тела и укрепление мышц.

Для лечения применяется физиотерапия с применением электрофореза, ультрафиолетового облучения и гальванизации. Подобное лечебное воздействие помогает уменьшить боль, стимулировать кровоток и оказывает благотворное влияние на кровоток.

Методы мануальной терапии особенно эффективны на начальной стадии болезни. Активно применяется ортопедическая коррекция.

Физические упражнения способствуют формированию мышечного корсета исправлению нарушений. Физкультура рекомендуется, когда у больных не наблюдается острых болей и высокой температуры.
На сегодня у меня все. Надеюсь, мой обзор вам пригодится! До новых встреч, друзья!

(У воспитателя в руках тряпичная кукла). Ребята, посмотрите, какая у меня кукла. Она не может ни сидеть, ни стоять, ни ходить. – А вы можете? Встаньте! Сядьте! Подойдите ко мне! - Видите, вы легко можете стоять, двигаться. А почему? Хотите, я вам немного расскажу об этом. Если бы у человека не было костей, он выглядел бы как эта тряпичная кукла. Он не мог бы ни играть, ни бегать, потому что без костей это невозможно. У человека более 200 костей. У каждой кости есть своё место и свои обязанности.

Основной стержень человека – позвоночник, проходящий посредине спины. Как у дерева есть ствол к которому прикреплены ветви, так и у человека есть свой ствол – это позвоночник. Если провести по спине рукой, то его можно обнаружить. – У вас он есть? - Найдите позвоночник друг у друга. Позвоночник – это гибкий столб; он состоит из отдельных позвонков: шейных, грудных, поясничных и крестцовых (показ на схеме). Каждый из позвонков очень важен и отвечает за отдельную работу. Если что-то нарушается, то человек ощущает боль (пример).

К позвоночнику прикреплены рёбра. Рёбра – это изогнутые дугой кости, спереди не полностью прикреплённые к грудине; получается что-то вроде клетки, вот она так и называется грудная клетка. Грудная клетка хранит в себе очень важные органы: сердце и лёгкие. Сзади и с боков органы, расположенные в животе человека, защищает таз. Пощупайте свои бока, и вы легко найдёте тазовые кости – они очень крупные. К тазу прикреплены кости ног.

Места, где кости соединяются друг с другом, называются суставами (показ схемы). Большинство костей в суставе подвижны. Согните руку, потрогайте место, где кости соединены. Это локоть. И сустав называется локтевой. – Он подвижный или нет? - А где конечный сустав? - Правильно, там, где колено. - А этот сустав подвижный? - Внутри сустава есть жидкость, которая смазывает сустав и облегчает движение.

Но кости сами по себе двигаться не могут. Их приводят в движение мышцы. Мышцы прикреплены к костям. Найдите у себя мышцы. У каждого сустава есть две мышцы, которые работают по очереди. Если вы очень много двигались, бегали, прыгали, то мышцы перегружаются, в них появляется отравляющее вещество, поэтому вы ощущаете усталость.

Позвоночник, кости и мышцы образуют специальный аппарат, который помогает опираться и двигаться. Этот аппарат так и называется опорно – двигательный аппарат. Мы должны беречь наш опорно-двигательный аппарат: следить за осанкой. Что такое осанка? Это правильное положение тела и в покое, и в движении. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и здоровой. На физкультурных занятиях мы с вами выполняем специальные упражнения, которые помогают сохранить правильную осанку.

А сейчас давайте встанем и сделаем несколько упражнений, которые помогают нам сохранять правильную осанку, а, значит и наше здоровье.

1. Ходьба с мешочком песка на голове.

2. Встаньте к стене и прижмите плечи к стене. Теперь в таком положении попробуйте пройти по залу.

3. Когда вы сидите за столом, спину нужно держать прямо, не сутулиться (показ). Ноги надо ставить ровно, руки положить на стол.

А вы знаете, что скелет человека с давних времён сильно изменился? Древний человек ходил на четвереньках, не мог стоять на двух ногах. Потом ему понадобилось пользоваться передними конечностями (доставать пищу, делать какую-то работу), поэтому ему пришлось подняться с четверенек, встать на две ноги, научиться ходить. Позвоночник принял вертикальное положение, т.е. стал проходить сверху вниз. Изменились кости рук и ног. Так постепенно менялся скелет человека. В конце он стал таким, как у нас. Посмотрите, это уменьшенный скелет человека (показ).

Итог. Сегодня вы многое узнали о вашем опорно-двигательном аппарате, и я сейчас проверю, как вы запомнили, о чём мы говорили. – Что проходит посередине спины? - Как называются кости сбоку от грудины? - Как называются конечности? - Как называются кости на сгибах рук и ног? - Что надо делать, чтобы опорно-двигательный аппарат был здоров? Теперь вы знаете, из чего он состоит, можете следить за своей осанкой, следить за здоровьем.

На основании валеологического самоанализа оценить отдельные особенности своего организма.

УРОК ВАЛЕОЛОГИИ НА ТЕМУ:

Учитель начальных классов

Цель моей работы:

Учить управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить своё здоровье.

На основании валеологического самоанализа оценить отдельные особенности своего организма.

Разработать комплекс упражнений, позволяющих улучшить состояние человека, у которого есть заболевания опорно-двигательной системы.

Место данного мероприятия в системе воспитательной работе.

Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.

Место занятий по избранной теме.

Считаю, что тема очень важна.

Гиподинамия – недостаток подвижности. Малая подвижность снижает активность биологического окисления, перестают в достаточном количестве вырабатываться вещества, богатые энергией, за счёт которых образуются клеточные структуры: митохондрии, сократительные нити. Мембраны клетки, мышцы становятся дряблыми. Теряют былую силу. Из костей уходят соли кальция. Они поступают в кровь, связываются с содержащимся там веществом холестерином и образуют наросты на внутренних стенках сосудов, нарушающие кровообращение. Это называется атеросклерозом. Человек становится слабым и вялым. Малая подвижность приводит и к искривлению осанки. Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует правильному функционированию внутренних органов и органов движения. Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом, может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвонковые хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь – остеохондроз, человеку трудно ходить и нагибаться. По ночам его мучают боли, он не может уснуть. Болезнь может начаться и в подростковом возрасте. Различают три степени нарушения осанки.

1 степень: отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держаться прямо и контролировать себя.

2 степень: отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры и корригирующей гимнастики.

3степень: искривления затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом.

Оборудование.

Содержание подготовительной работы.

валеологический самоанализ, разучили упражнения, выпрямляющие спину,

Ход мероприятия.

Введение в тему.

Здоровый образ жизни. Его основные составляющие.

Образ жизни человека. Его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека зависит на 49-53% от его образа жизни.

Человек имеет право на здоровье. Права человека тесно связаны с его ответственностью. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более двух третей населения страны не занимаются спортом. До 30% населения имеют избыточный вес, около 70 млн человек курят. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас. Чтобы быть ответственным, нужно знать, что имеют в виду, когда говорят о здоровом образе жизни.

Значение двигательной активности в жизни.

Многовековая эволюция запрограммировала наш организм на активную, во многом аскетическую и суровую жизнь, связанную с расходованием больших физических усилий. Постоянная физическая нагрузка необходима и очень полезна. Она не только не истощает организм, но, и напротив, делает его выносливее и крепче, устойчивее к болезням.

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – умственной работоспособности и психическому здоровью. Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить.

Для каждого рода деятельности существует определённый оптимизм эмоционального напряжения, при котором физические реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективность выполнения работы достигает своего максимума. Без достаточной физической нагрузки организм человека не может нормально развиваться и функционировать. Эта закономерность возникла и закрепилась в ходе эволюции. Самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавлении этой потребности неизбежно ведёт к тяжёлым последствиям для здоровья.

Рассказ ученика о скелете.

Скелет человека состоит из 86 парных, 34 непарных костей, скреплённые между собой, они являются опорой, своеобразным каркасом тела. Прочность и гибкость обеспечивается за счёт соединения костей: подвижного и неподвижного. Большинство костей скелета соединены с помощью суставов, поэтому человек может передвигаться, наклоняться, поворачиваться. Значение скелета – защита мозга и внутренних органов. Ещё одна обязанность костей – кроветворная. Дело в том, что кости содержат костный мозг. Он вырабатывает красные и белые клетки – эритроциты и лейкоциты Больше всего костного мозга в позвонках и плоских костях.

Особую роль в организме играет позвоночник. Он является стержнем скелета. Состоит позвоночник из 24 подвижно соединённых между собой позвонков. А также крестца и копчика, которые представляют собой сросшиеся позвонки. Различают 7шейных, 12 грудных и 5 поясничных позвонков. Подвижность позвонков по отношению друг к другу обеспечивается хрящевыми прокладками (межпозвоночными дисками), а также суставами и связками.

Состояние позвоночника очень важно для здоровья. Объясняется это просто: помещённый внутри позвоночника спинной мозг является центром чувствительных и двигательных нервов, расходящихся через межпозвоночные отверстия во все участки тела. Повреждения позвоночника могут привести к поражению этих нервов. А далее – к нарушению работы тех органов, которые управляются этими нервами.

Валеологический анализ. Рассказ учителя.

Среди школьников и студентов заболевания позвоночника занимают ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Человек должен всю жизнь следить за своей осанкой. Наиболее важно это для подростков, так как в переходном возрасте быстро растёт костная ткань. Таким образом, начиная с 11 -12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. А чтобы заняться этим по-настоящему, важно знать, от чего зависит крепость позвоночника.

Многое зависит от наследственности. Обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять, ходить… Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, неудачные падения, вынужденные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

Правила, которые позволят сберечь позвоночник. Беседа.

Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами. Потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно надо встать, походить или полежать.

Стоять и выполнять различную работу следует с максимально выпрямленной спиной. На высоких каблуках нельзя ходить более двух часов подряд.

Лежать надо только на жёсткой постели. Подложив под голову небольшую подушку.

При подъёме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину и держать груз поближе к туловищу. Не следует поднимать большие грузы, особенно рывком и с поворотом туловища. Не следует носить грузы в одной руке.

При падениях надо стараться приземлиться набок.

Выполнять эти правила надо в течение всей жизни, кроме того, заниматься физкультурой. Необходимо правильно питаться. В рацион питания включать молоко, масло, яйца, сыр, рыбу, печень, орехи, морковь. Продукты, богатые микроэлементами (кальцием и фосфором) и витаминами.

Валеологический самоанализ. Практическая работа.

Нормальная ли у тебя осанка?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать следующее.

Встать перед большим зеркалом и по очертаниям головы, шеи, плеч и талии определить, насколько соразмерны друг другу правая и левая сторона тела.

Встать спиной к стене так, чтобы пятки, икры ног, ягодицы и спина плотно прилегали к ней. Попросить кого-нибудь измерить прогиб позвоночника в области шеи и поясницы. При правильной осанке глубина этих прогибов должна быть примерно одинаковой, около 4 см.

Упражнения, выпрямляющие спину. Практическая работа.

Эти упражнения использую в комплексе на уроках физкультуры, частично для физминуток.

1. Лечь на живот. Руки согнуть в локтях и положить на них голову. Вытянуть носки, пятки соединить вместе. А теперь приподнимать верхнюю часть туловища, одновременно разводя руки в стороны. Выполнять 6 – 10 раз.

2. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки раскинуты в стороны. Сильно упираясь руками в пол, выгнуть грудную клетку, опираясь на голову. Повторить 5-8раз.

4. Встать на колени, опираясь о пол руками, расставив их на ширине плеч. Поднимаем правую руку вперёд и вверх, одновременно отводя левую ногу назад. Затем то же проделать левой вой рукой и правой ногой. Повторить 6-8 раз.

Для следующих упражнений необходимо иметь деревянную палочку, соразмерной росту, строению туловища.

6. Ноги на ширине плеч. Деревянная палочка в руках. Руки на раз поднимаем вверх, на два – перед грудью, на три - вниз опускаем. Производим счёт при выполнении данного упражнения. Минимальное количество 10 раз.

Вообще же с данным предметом (деревянной палочкой) возможна любая импровизация упражнений: от индивидуальных предпочтений выполняющего упражнение субъекта до общеизвестных норм и видов упражнений.

-.Выпрямляем спину.

И.п.- сидя на пятках. Руки в стороны.

1-сгибая руки в локтях за спиной, правую руку сверху, левую снизу, переплести пальцы;

2-3 –держать позу;

5-8-то же, поменяв положение рук.

-Напрягаем руки.

И.п.- сидя по-турецки, руки сзади, пальцы переплести.

1-глубокий наклон вперёд, руки назад - вверх;

-Расправляем плечи.

И.п. - сидя по-турецки, руки за головой.

1-4-пружинящие отведение локтей назад;

5-отводя локти назад, глубокий наклон вперёд;

-Красивые наклоны.

И.п. - сидя, руки в упоре сзади.

1-глубокий наклон вперёд, обхватить стопы руками.

5-лёжа, руки в упоре сзади, прогнуться;

-Прогибаемся назад.

И.п. - лёжа на животе, руки согнуты у груди.

1-2-разгибая руки, в упоре лёжа на бёдрах, прогнуться назад, согнув ноги назад;

Только регулярное выполнение упражнений поможет ребёнку сохранить осанку. Не обязательно выполнять приведенный комплекс полностью. Достаточно сделать несколько упражнений в день. Все упражнения выполняются в медленном темпе.

В своей работе я попыталась вместе с учащимися разобраться с тем, как нужно бороться со сколиозом.

Цель: формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

-познакомить со способами выявления нарушения осанки;

- развивать умение применять полученные знания самостоятельно,

-воспитывать желание заботиться о своем здоровье,

- укрепление мышечного корсета для выработки правильной осанки,

- обучение элементам самомассажа спины с применением гимнастических палок,

-развивать устойчивое равновесие и координацию движений,

-развивать умение применять знакомые упражнения самостоятельно,

-воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки.

Ход занятия.

- Ребята, а вы думаете в какой семье люди красивее? (ответы детей)

–Почему? (ответы детей)

-Красота у человека бывает внутренняя (это его мысли, его чувства, его характер) и внешняя (это черты лица, рост, фигура, осанка)

- Ребята, а как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека или на сутулого, сгорбленного? А почему?

-А как вам больше нравится ходить – попробуйте!

(дети встают и показывают)

- Посмотрите на скелет солдатика. Держать правильно осанку нам помогает позвоночник – это основной стержень тела. Он проходит посередине спины. К позвоночнику присоединены рёбра, они защищают внутренние органы от повреждений. Если позвоночник у человека прямой, то осанка правильная.

-При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку и другим важным органам.

-Повернитесь друг к другу и проведите рукой по позвоночнику.

- Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, в юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно. Поэтому солдатик с детства занимался физическими упражнениями, спортом, и не раз слышал от родителей: “Не сгибай спину! Расправь плечи! Сиди прямо!”

- Посмотрите на позвоночник горбуна.

-Какие изменения произошли с его позвоночником?

- Почему у горбуна такая кривая спина? (ответы детей).

-У горбуна - нарушение осанки. Эта болезнь называется сколиозом. Это значит, что позвоночник деформирован, т.е. искривлен. Эта болезнь лечится трудно и долго.

- Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве научиться держать спину прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

Упражнения для проверки осанки.

-Ребята, давайте проверим свою осанку!

-Сядьте так ровно, как у кого получится!

- Посмотрите, какая ровная спина у …

-Подойдите к стене и встаньте так, чтобы затылок, лопатки, пятки плотно прилегли к ней. Отойдите от стены и постарайтесь сохранить это положение как можно дольше.

- Почему трудно сохранить такое положение?

-Ребята, как вы думаете, может ли вы сами сформировать правильную осанку? (ответы детей)

-Почему искривляется позвоночник у детей?

- Что надо делать, чтобы сохранить правильную осанку? (систематически заниматься физкультурой, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в спортивные игры).

4. Комплекс упражнений для сохранения правильной осанки.

-В семье горбунов дети были ленивые. Они считали, что их спины и так красивые, поэтому не стоит прилагать лишних усилий, чтобы сделать осанку стройной.

Но однажды случилась беда. У детей в семействе горбунов заболели спины, они не могли встать с постели, ходить в школу.

-Что делать? И тут они вспомнили, как стойкий солдатик приговаривал всегда: “Я позвоночник берегу…Я от болезней убегу…”.

И они решили позвать солдатика, чтобы он помог им.

-Ребята, давайте попробуем выполнить задания, которые предложил солдатик.

-Положите себе на голову мешочек с песком.

1). Ходьба с мешочком на голове по кругу в медленном темпе.

(медленная музыка).

2). Ходьба с мешочком на голове по кругу в быстром темпе.

(быстрая музыка).

-В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, мешочек упадет.

Полуприседания с мешочком на голове. (Медленная музыка).

Дети делятся на 2 команды. (Медленная музыка).

1). Упражнение на гимнастической скамейке. Ходьба с мешочком на голове по скамейке. (1команда).

2). Упражнение с гимнастическими палками. Самомассаж спины.

Дети передвигаются на четвереньках, мешочек с песком лежит на спине

Дети объединяются парами, встают спиной друг к другу, сцепляются согнутыми в локтях руками друг с другом и начинают движение.

5.Заключение.

-Почему? (ответы детей)

-Все дети выздоровели, стали красивыми, стройными, подтянутыми. А главное они перестали лениться, поэтому необходимо соблюдать правила сохранения правильной осанки.

Памятка для родителей.

Упражнения для сохранения правильной осанки у детей.

1.Для проверки осанки.

Подойдите к стене и встаньте так, чтобы затылок, лопатки, пятки плотно прилегли к ней. Отойдите от стены и постарайтесь сохранить это положение при ходьбе как можно дольше.

2. Ходьба с мешочком на голове по кругу в медленном темпе.

3. Ходьба с мешочком на голове по кругу в быстром темпе.

4.Полуприседания с мешочком на голове.

5. Ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке.

6. Самомассаж спины с использованием гимнастических палок.

И.П.- основная стойка, палка за спиной. Сгибаем локти, поднимая палку вверх за спиной, затем опускаем вниз.

Дети передвигаются на четвереньках, мешочек с песком лежит на спине. Если мешочек падает, то осанка неправильная.

Дети объединяются парами, встают спиной друг к другу, сцепляются согнутыми в локтях руками друг с другом и начинают движение

УРОК ВАЛЕОЛОГИИ НА ТЕМУ:

Оборудование.

Содержание подготовительной работы.

валеологический самоанализ, разучили упражнения, выпрямляющие спину,

Ход мероприятия.

Введение в тему.

Здоровый образ жизни. Его основные составляющие.

Образ жизни человека. Его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека зависит на 49-53% от его образа жизни.

Человек имеет право на здоровье. Права человека тесно связаны с его ответственностью. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более двух третей населения страны не занимаются спортом. До 30% населения имеют избыточный вес, около 70 млн человек курят. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас. Чтобы быть ответственным, нужно знать, что имеют в виду, когда говорят о здоровом образе жизни.

Значение двигательной активности в жизни.

Многовековая эволюция запрограммировала наш организм на активную, во многом аскетическую и суровую жизнь, связанную с расходованием больших физических усилий. Постоянная физическая нагрузка необходима и очень полезна. Она не только не истощает организм, но, и напротив, делает его выносливее и крепче, устойчивее к болезням.

В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – умственной работоспособности и психическому здоровью. Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить.

Для каждого рода деятельности существует определённый оптимизм эмоционального напряжения, при котором физические реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективность выполнения работы достигает своего максимума. Без достаточной физической нагрузки организм человека не может нормально развиваться и функционировать. Эта закономерность возникла и закрепилась в ходе эволюции. Самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавлении этой потребности неизбежно ведёт к тяжёлым последствиям для здоровья.

Рассказ ученика о скелете.

Скелет человека состоит из 86 парных, 34 непарных костей, скреплённые между собой, они являются опорой, своеобразным каркасом тела. Прочность и гибкость обеспечивается за счёт соединения костей: подвижного и неподвижного. Большинство костей скелета соединены с помощью суставов, поэтому человек может передвигаться, наклоняться, поворачиваться. Значение скелета – защита мозга и внутренних органов. Ещё одна обязанность костей – кроветворная. Дело в том, что кости содержат костный мозг. Он вырабатывает красные и белые клетки – эритроциты и лейкоциты Больше всего костного мозга в позвонках и плоских костях.

Особую роль в организме играет позвоночник. Он является стержнем скелета. Состоит позвоночник из 24 подвижно соединённых между собой позвонков. А также крестца и копчика, которые представляют собой сросшиеся позвонки. Различают 7шейных, 12 грудных и 5 поясничных позвонков. Подвижность позвонков по отношению друг к другу обеспечивается хрящевыми прокладками (межпозвоночными дисками), а также суставами и связками.

Состояние позвоночника очень важно для здоровья. Объясняется это просто: помещённый внутри позвоночника спинной мозг является центром чувствительных и двигательных нервов, расходящихся через межпозвоночные отверстия во все участки тела. Повреждения позвоночника могут привести к поражению этих нервов. А далее – к нарушению работы тех органов, которые управляются этими нервами.

Валеологический анализ. Рассказ учителя.

Среди школьников и студентов заболевания позвоночника занимают ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Человек должен всю жизнь следить за своей осанкой. Наиболее важно это для подростков, так как в переходном возрасте быстро растёт костная ткань. Таким образом, начиная с 11 -12 лет надо особенно беречь свой позвоночник и развивать его гибкость. А чтобы заняться этим по-настоящему, важно знать, от чего зависит крепость позвоночника.

Многое зависит от наследственности. Обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять, ходить… Повреждению межпозвоночных дисков и смещению позвонков способствуют неправильно выполняемые человеком движения, неудачные падения, вынужденные позы при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела.

Правила, которые позволят сберечь позвоночник. Беседа.

Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами. Потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно надо встать, походить или полежать.

Стоять и выполнять различную работу следует с максимально выпрямленной спиной. На высоких каблуках нельзя ходить более двух часов подряд.

Лежать надо только на жёсткой постели. Подложив под голову небольшую подушку.

При подъёме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину и держать груз поближе к туловищу. Не следует поднимать большие грузы, особенно рывком и с поворотом туловища. Не следует носить грузы в одной руке.

При падениях надо стараться приземлиться набок.

Выполнять эти правила надо в течение всей жизни, кроме того, заниматься физкультурой. Необходимо правильно питаться. В рацион питания включать молоко, масло, яйца, сыр, рыбу, печень, орехи, морковь. Продукты, богатые микроэлементами (кальцием и фосфором) и витаминами.

Валеологический самоанализ. Практическая работа.

Нормальная ли у тебя осанка?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать следующее.

Встать перед большим зеркалом и по очертаниям головы, шеи, плеч и талии определить, насколько соразмерны друг другу правая и левая сторона тела.

Встать спиной к стене так, чтобы пятки, икры ног, ягодицы и спина плотно прилегали к ней. Попросить кого-нибудь измерить прогиб позвоночника в области шеи и поясницы. При правильной осанке глубина этих прогибов должна быть примерно одинаковой, около 4 см.

Упражнения, выпрямляющие спину. Практическая работа.

Эти упражнения использую в комплексе на уроках физкультуры, частично для физминуток.

1. Лечь на живот. Руки согнуть в локтях и положить на них голову. Вытянуть носки, пятки соединить вместе. А теперь приподнимать верхнюю часть туловища, одновременно разводя руки в стороны. Выполнять 6 – 10 раз.

2. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки раскинуты в стороны. Сильно упираясь руками в пол, выгнуть грудную клетку, опираясь на голову. Повторить 5-8раз.

4. Встать на колени, опираясь о пол руками, расставив их на ширине плеч. Поднимаем правую руку вперёд и вверх, одновременно отводя левую ногу назад. Затем то же проделать левой вой рукой и правой ногой. Повторить 6-8 раз.

Для следующих упражнений необходимо иметь деревянную палочку, соразмерной росту, строению туловища.

6. Ноги на ширине плеч. Деревянная палочка в руках. Руки на раз поднимаем вверх, на два – перед грудью, на три - вниз опускаем. Производим счёт при выполнении данного упражнения. Минимальное количество 10 раз.

Вообще же с данным предметом (деревянной палочкой) возможна любая импровизация упражнений: от индивидуальных предпочтений выполняющего упражнение субъекта до общеизвестных норм и видов упражнений.

-.Выпрямляем спину.

И.п.- сидя на пятках. Руки в стороны.

1-сгибая руки в локтях за спиной, правую руку сверху, левую снизу, переплести пальцы;

2-3 –держать позу;

5-8-то же, поменяв положение рук.

-Напрягаем руки.

И.п.- сидя по-турецки, руки сзади, пальцы переплести.

1-глубокий наклон вперёд, руки назад - вверх;

-Расправляем плечи.

И.п. - сидя по-турецки, руки за головой.

1-4-пружинящие отведение локтей назад;

5-отводя локти назад, глубокий наклон вперёд;

-Красивые наклоны.

И.п. - сидя, руки в упоре сзади.

1-глубокий наклон вперёд, обхватить стопы руками.

5-лёжа, руки в упоре сзади, прогнуться;

-Прогибаемся назад.

И.п. - лёжа на животе, руки согнуты у груди.

1-2-разгибая руки, в упоре лёжа на бёдрах, прогнуться назад, согнув ноги назад;

Только регулярное выполнение упражнений поможет ребёнку сохранить осанку. Не обязательно выполнять приведенный комплекс полностью. Достаточно сделать несколько упражнений в день. Все упражнения выполняются в медленном темпе.

В своей работе я попыталась вместе с учащимися разобраться с тем, как нужно бороться со сколиозом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.