Урок осанка и здоровье человека

Задачи урока:

  1. Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека,
  2. Научить учеников заботиться о правильном положении тела,
  3. Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Оборудование:

  1. Рисунки с правильной и неправильной осанкой; памятки родителям.
  2. Картинки: балерина, фигуристка, спортсмен, фотомодель т.д.
  3. Цветные карточки (черная, зеленая, оранжевая).

Ход урока

1. Беседа по теме.

- Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!”. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

2. Осанка – стройная спина.

- Что дает человеку правильная осанка?

- Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?

- Какие профессии человека невозможны без красивой осанки?

- Почему искривляется позвоночник у детей?

- Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Осанка – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Правила для поддержания правильной осанки.

- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

  1. Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
  2. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
  3. При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
  4. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  5. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  6. Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
  7. Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

3. Нарушение осанки.

У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

4. Игровой блок.

Учащимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из–под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования и карандаш или несколько карандашей. Они должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать любой рисунок. Пока учащиеся рисуют, звучит музыка.

5. Информационный блок.

Предложить ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!

  1. Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
  2. Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.
  3. Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
  4. Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.
  5. Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.
  6. Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
  7. Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.
  8. Осанку нарушает езда на велосипеде.
  9. Осанку может исправить сон на жестком матраце.
  10. Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Эти правила проговариваются с учащимися.

6. Двигательный блок.

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

Комплекс показывает сам учитель, ребята повторяют. Все упражнения выполняются под музыку.

Упражнение Кто я? Какой я?

Нужно лечь на спину, руки прижать к туловищу, все тело должно представлять собой одну сплошную линию. Вытянувшись, нужно приподнять голову и плечи, осмотреть себя и положение своего тела и вернуться в исходное положение.

Лежа на спине и прижав руки к туловищу, поочередно поднимать левую и правую ногу, сгибая их в коленях.

Лечь на живот, руки положить перед собой, на них положить голову. Приподнимать голову и плечи насколько это возможно.

Упражнение Прямой угол.

Лежа на спине, отвести руки за голову.

- поднимать ноги поочередно вверх по возможности под прямым углом;

- горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

Лечь на живот, положить подбородок на руки. Отвести руки назад и максимально приподнять. То же самое необходимо сделать с ногами.

Лечь на живот, поднять руки вверх и сцепить пальцы. Прогнуться, повернуть туловище влево, вправо (под левой и правой рукой заглянуть в “окошко”).

Упражнение Игра с морской галькой.

Сесть на коврик на полу, ноги согнуть, стопы поставить параллельно. Захватывать пальцами ног камешки (их можно купить в магазине) или такие предметы как ластик, воланчик, ракушки.

Упражнение Тренировка ног.

Сесть на коврик, согнуть ноги в коленях и:

- “сложить” стопы вместе, развести ноги и максимально вывернуть стопы наружу;

- держа спину максимально ровной, вытянуть ноги и носочки вперед;

- вытянуть ноги вперед и, держа их на весу, максимально выдвинуть пятки вперед;

- сводить и разводить ноги, соприкасаясь попеременно пятками и пальцами ног;

- попеременно ставить ступни на пятку и на носок;

- шевелить пальцами ног, сначала медленно, а затем убыстряя темп;

- “вибрировать” ногами, то, убыстряя, то, замедляя темп.

Упражнение Учимся ходить.

Походить по комнате:

- на наружных и внутренних краях стоп ног;

- на наружных краях стоп;

- перекрестными шагами, занося вперед поочередно левую и правую ноги;

- как ходят модели на подиуме;

- как ходят балетные танцовщики.

Для выполнения упражнения можно использовать несколько мячей, от маленького до средних размеров. Сидя на стуле, нужно:

- захватить стопами мяч и поднять его как можно выше;

- покатать мяч попеременно левой и правой ногой;

- взять мяч, положить его на ногу и постараться продержать его как можно дольше, не роняя;

- подложить под стопы левой и правой ноги маленькие одинаковые мячи и постоять на них;

- разложить вокруг себя несколько мячей на равном расстоянии и, захватывая их обеими ступнями, менять мячи местами.

Уважаемые папы и мамы!

Еще несколько советов перед тем, как вы начнете серьезно и целенаправленно бороться за здоровье и счастье своего ребенка.

Помогите своим детям сделать упражнения необходимыми и привычными в их жизни.

Постарайтесь быть примером своему ребенку в выполнении упражнений, делайте их вместе с ним.

Не ругайте ребенка, если он делает что-то не так, постарайтесь, чтобы он выполнял упражнения охотно, только тогда они смогут перерасти в привычку.

Подчеркивайте, пусть маленькие, достижения ребенка.

Во время выполнения упражнений радуйтесь хорошей музыке, возможности общения, улыбайтесь друг другу, поддерживайте друг друга во всех начинаниях!

Успехов и удачи!

7. Итог урока

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают цветные карточки, с помощью которых оценивают урок.


Задачи урока:

Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека,

Научить учеников заботиться о правильном положении тела,

Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_zdorovya.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок здоровья "Значение осанки в жизни человека"

Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека,

Научить учеников заботиться о правильном положении тела,

Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Рисунки с правильной и неправильной осанкой; памятки родителям.

Картинки: балерина, фигуристка, спортсмен, фотомодель т.д.

1. Беседа по теме.

- Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому вам взрослые все время говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!”. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.

2. Осанка – стройная спина.

- Что дает человеку правильная осанка?

- Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?

- Какие профессии человека невозможны без красивой осанки?

- Почему искривляется позвоночник у детей?

- Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Осанка – это превратившаяся в строгую привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Правила для поддержания правильной осанки.

- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.

Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.

3. Нарушение осанки.

У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиоз (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается он, как правило, в 8 – 10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (можно показать рисунок).

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Учащимся предлагается сесть на скамейки. На голове ученики держат стаканчики из–под йогурта, рядом с каждым учеником на скамейке лежит блокнот для рисования и карандаш или несколько карандашей. Они должны взять в руки блокноты и карандаши и нарисовать любой рисунок. Пока учащиеся рисуют, звучит музыка.

5. Информационный блок.

Предложить ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!

Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.

Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.

Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.

Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.

Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.

Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.

Нельзя читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.

Осанку нарушает езда на велосипеде.

Осанку может исправить сон на жестком матраце.

Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.

Учащиеся выступают в роли судей. Они получают цветные карточки, с помощью которых оценивают урок.

Цель: на основе знаний о скелете познакомить учащихся с правильной осанкой и соблюдением правил посадки.

Коррекционно-образовательные:

- формирование у учащихся представлений о правильной и неправильной осанке, причинах нарушения осанки и мерах предупреждения и исправления нарушений осанки.

Коррекционно-развивающая:

- коррекция и развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), устной речи;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание бережного отношения учащихся к своему здоровью, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.

- воспитывать интерес к предмету

Практическая:

- формировать умение работы с учебником, таблицами.

Тип урока: комбинированный

Методы работы:словесные, наглядные, практические.

Структура урока:

Организационный момент 1 мин.

Дыхательная гимнастика 1 мин.

Проверка домашнего задания 5 мин.

Объявление темы урока 5 мин.

Изучение новой темы 10 мин.

Выступление врача 3 – 5 мин.

Работа с учебником и тетрадью 3 – 5 мин.

Гимнастика для глаз 1 мин.

Продолжение работы 5 – 7 мин.

Исправление осанки 5 мин.

Физминутка 1 мин.

Закрепление изученного материала 5 мин.

Итог урока 2 мин.

Домашнее задание 1мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок природоведение. На нашем уроке присутствуют гости, посмотрите и поздоровайтесь.

2.Дыхательная гимнастика

Хорошо! А теперь встаньте прямо.

Начнём урок с самокоррекции.

Дышим ровно, глубоко…

Спинка ровная у нас,

А осанка высший класс…

3. Проверка дом. зад.

Прежде чем, мы перейдём к изучению новой темы давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке?

-Назовите основные части скелета.

Покажите основные части скелета

- Найдите в учебнике какова роль скелета человека? С.120

4. Объявление темы урока.

Ребят, чтобы узнать нашу новую тему, нужно разгадать кроссворд.

1. Что нужно беречь смолоду?

2. Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье…

3. Занимайся физкультурой и гордись своей…

4. Во время утренней зарядки мы делаем различные ……

5. Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день…

6. Хорошая разминка для ног, это –

Какое же слово у нас получилось?

манера держать себя.

5. Изучение новой темы.

Давайте запишем в тетрадях число и тему урока.

Прочитайте, что же такое осанка.

Осанка – это непринужденное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.

Давайте запишем это определение в тетрадь.

Осанка бывает правильной и неправильной. Посмотрите на рисунки, как вы думаете, на каком рисунке изображен человек с правильной осанкой?

6. Выступление врача

Ребята к нам пришел врач Наталья Александровна, и она нам расскажет, что происходит при неправильной осанке и какая должна быть правильная осанка.

Принеправильной осанке - сведенные и опущенные плечи, впалая грудь. Затрудняется работа внутренних органов, в первую очередь органов дыхания, сердца, сосудов головного мозга. Часто возникают боли в спине и пояснице.

Мне нужен доброволец, для того чтобы показать какая должна быть правильная осанка.

Итак, при правильной осанке – у человека спина прямая, голова не наклонена вперед, плечи на одном уровне и расправлены, живот втянут. Риск заболевания органов дыхания, сердца, сосудов головного мозга, позвоночника, при правильной осанки - снижен.

Пожелать здоровья.

7. Работа с учебником и тетрадью.

Давайте поблагодарим Наталью Александровну, скажем ей спасибо.

Спасибо, Наталья Александровна.

Скажите, а какое значение имеет правильная осанка в жизни человека? Давайте в учебнике найдем правильный ответ. С 120

Запишем это в тетрадь.

8. Гимнастика для глаз

Ребята, а теперь давайте расслабим наши глазки.

9. Продолжение работы.

Есть много причин нарушения осанки?

Давайте узнаем, о них послушав сообщение, которое подготовили ребята.

Итак, ребята, назовите причины нарушения осанки.

Пра­виль­ная осан­ка не да­ет­ся нам с рож­де­ния, она вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся в те­че­ние жизни. И чтобы ее сохранить нужно выполнять правила: (с опорой на слайды)

- Правильно сиди за партой

- Подбирай удобную одежду и обувь

- Правильно переноси тяжести.

Все эти правила лежат у вас на партах, выучите их и строго выполняйте.

10. Исправление осанки.

Ребят, можно про­ве­рить пра­виль­ность своей осан­ки. В положении стоя и сидя. И мне нужен доброволец.

Нужно встать к за­кры­той двери (стене) так, чтобы за­ты­лок, ло­пат­ки, пятки и кон­чи­ки ми­зин­цев, опу­щен­ных и при­жа­тых к телу, рук ка­са­лись по­верх­но­сти двери (стены).

Еще можно походить с книжкой на голове. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, книга упадет.

А как нужно сидеть за партой найдем в учебнике и прочитаем. С 121

Мы знаем, что оснОвой осанки является позвоночник. И чтобы он был крепким надо не только делать упражнения, и выполнять все правила для выработки правильной осанки, но и кушать полезные продукты для позвоночника.

Это молочные продукты, творог, сыр, молоко, кефир, йогурт и подобные продукты делают прочным позвоночник.

Лук и чеснок. Защищают позвоночник от инфекционных заболеваний, укрепляют иммунитет человека.

Морковь предотвращает старение костной ткани.

Морепродукты необходимы для прочности позвонков.

Кушайте эти продукты и ваш позвоночник будет сильным и крепким!

11. Физминутка

И давайте немного разомнемся.

Вы, наверное, устали?

А сейчас все дружно встали.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись.

12. Закрепление изученного материала.

Итак, сделаем вывод. Прочитаем в учебнике зачем человек должен следить за правильной осанкой? С.120

А теперь давайте выполним задание по карточкам.

Какое предложение у тебя получилось?

Какое слово ты выбрал?

Какую картинку ты выбрал? Повесь ее на доску.

(Если осталось время включить видео для закрепления)

13. Итог урока.

Итак, скажите, какая была тема урока?

Какая осанка бывает?

Какие правила нужно соблюдать, чтобы осанка была правильной?

14. Домашнее задание.

Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание.

Строго выполнять правила для выработки правильной осанки. С. 120- 122 прочитать, ответить на вопросы.

Ангелина и Гульнара, вам даю карточки. Нужно зачеркнуть картинки с неправильной осанкой.

Здоровье человека – самое большое богатство, его не купишь ни за какие деньги, не выпросишь.

Чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми вспомните заветные слова:

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

Ребята, вы большие молодцы. Спасибо за урок.

ИЗУЧАЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ

Педагог дополнительного образования

Борисова Татьяна Ивановна

Цель: формирование у детей представлений о значении правильной осанки в жизни человека.

- учить детей осознанно относиться к своему здоровью;

- познакомить со строением скелета, с правильной осанкой и соблюдением правил посадки;

- разучить с детьми упражнения, позволяющие поддерживать и формировать правильную осанку.

- Что человеку нужно для счастья? (Слава, власть, богатство. Но чтобы это получить, нужны прежде всего ум, воля, трудолюбие и упорный труд. И что-то еще. здоровье.)

- Что такое здоровье? (это слаженная работа всех органов человека) - Значит, чтобы быть здоровым, надо знать, как устроен организм человека.

- Как вы думаете, важно ли каждому из нас знать какие-либо сведения о своём организме?

-Очень давно люди не знали, как они устроены, как надо лечиться, если заболели? Поэтому в древности жили очень недолго.

50 000 лет назад- 19-20 лет

300 лет назад- 29 лет

100 лет назад- до 40 лет

в наше время - 70 лет.

- Значит, чтобы быть здоровым, надо знать, как устроен организм человека, из каких частей он состоит и как эти части работают. Человеческий организм устроен так сложно, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны.

Каждый из вас уникален по поведению, внешности. Однако тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково. Проверим?

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.

2. Покажите, где находится ваша шея.

5. Погладьте себя по животу.

6. Поднимите правую руку вверх.

7. Спрячьте левую руку за спину.

8. Согните правую ногу в колене.

9. Топните левой ногой.

- Ваше тело хорошо вас слушается, а для этого внутри вашего организма

происходит сложная работа.

- Отгадайте, о чём сегодня пойдёт речь.

Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю.

Китайские мудрецы называют позвоночник деревом жизни, и считают, что именно от его состояния зависит здоровье человека.

- Наверное, ни для кого из вас не секрет, что внутри нас находится скелет – это каркас человеческого тела, благодаря которому тело поддерживает форму. Как вы думаете, что станет с телом человека без скелета. (Отвечают).

Мне приснился страшный сон:

Мой скелет исчез. Где он?

На кого я стал похож?

Некрасив и непригож,

Голова, как сдутый мяч.

Жаль мозги свои, хоть плачь.

Ноги, руки, словно плеть,

Мне не прыгать, не сидеть.

Стержня нет внутри меня.

Я – не я, червяк, змея.

И лежу огромной кляксой.

Как же тут не станешь плаксой?

Я проснулся. Вот он я.

Руки, ноги, голова.

Нет, хорошо, что есть скелет.

Он опора внутри нас

И защита, и каркас.

- Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально? Если не могут, то почему?

- Кроме того, скелет защищает внутренние органы от ударов.

- Если у человека правильно сформирован скелет, про него говорят, что у него хорошая осанка. Осанка – это то, как мы сидим или стоим, умение держать своё тело.

- Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.

Когда вы были совсем маленькие, ваши кости были мягким, а мышцы такие слабые, что невозможно было удержаться на ногах. Вам потребовался год, чтобы ваши мышцы окрепли и вы смогли ходить. До 18 – 19 лет кости и мышцы развиваются и крепнут.

За это время со скелетом могут произойти неприятные вещи: позвоночник изогнется вправо или влево, то врач ставит диагноз: сколиоз (искривление). Как вы думаете, может быть не стоит на это обращать внимание? (Искривление не только уродует фигуру, но и вредит здоровью. Если есть искривление, то позвоночник смещается и пережимает нерв – возникают болезни).

Я думаю, что каждому из вас интересно проверить свою осанку.

Встаньте спинной к стене, так чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены, между стеной и поясницей попробуйте просунуть кулак, если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Как вы думаете, что нам мешает сохранить хорошую осанку?

- сидячий образ жизни – большая часть времени за занятиями;

- работа за компьютерами (даже в выходной);

- мало гуляем, выходим в походы, лес, больше дома за TV и компьютером.

- мало времени для занятия спортом.

- носим тяжёлые портфели.

Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Давайте составим Рецепт здоровья, а в частности рецепт сохранения правильной осанки. (исходя из причин, изложенных выше).

У каждого ученика пустой стаканчик из-под йогурта. Дети ставят его на голову, руки на пояс, медленно поднимаются на носки, затем опускаются на ступню.

Вода в Индии – дорогое удовольствие. Люди ходят за ней, носят наполненные кувшины на голове. Давайте отправимся к ручью.

Правильная осанка – залог здоровья. Для чего нужна человеку правильная осанка? Правильная осанка делает фигуру человека красивой и помогает работе двигательного аппарата и всего организма. Чтобы вы это помнили, сохраните эту памятку и старайтесь всегда выполнять все советы.

Правильно сиди за столом, партой, не горбись.

При переносе тяжестей равномерно нагружай руки.

При переносе школьных принадлежностей используй рюкзак.

Не нагружай портфель лишними вещами.

Спи на жесткой постели с невысокой подушкой

Больше двигайся.

Ежедневно по утрам делай зарядку

Каждый день смотри в зеркало, оно подскажет, какая у тебя осанка.

Конспект классного часа во 2 классе

- Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения осанки.

- Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.
- Дать рекомендации по профилактике нарушений осанки.

- Воспитывать интерес к вопросам здоровья.
Оборудование:

Ход классного часа :

Приветствие.

Вступительное слово учителя.

-Ребята, я хочу начать наш классный час с притчи.

Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:

- Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.

- Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.

Больная мать сказала:

- Давайте впустим Здоровье.

Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску ( на плакатах пословицы о здоровье)

-Как вы думаете, кто из странников сегодня у нас на классном часе? (Здоровье).

- Да, действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье.

-Здоровье – это счастье в жизни любого человека. Не зря в народе говорят: Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял - всё потерял.

-Ребята, а что значит быть здоровым? ( быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным).

-Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего классного часа, предлагаю вам отгадать загадку:

Быть здоровою должна

- Сегодня мы поговорим о спине, о правильной и красивой осанке.

-Представьте двух молодых людей.

Идёт молодой человек, сутулится, спина круглая, голова наклонена, ноги волочит, точно специально старается подошвы поскорее стереть.

А вот другой: походка пружинистая, ступни легко отрываются от земли, торс прямой, плечи расправлены, голова приподнята.

-На кого приятней смотреть?

- Да, второй человек красив, статен.

- Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно сформирован скелет. При правильной осанке легче работает сердце и другие важные органы. Правильная осанка не дается человеку при рождении, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвоночниках еще не заменилась костной. Поэтому все взрослые постоянно говорят: “Не горби спину. Сиди прямо!” Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине и пояснице.

-Ученые провели наблюдение. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, то он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

-Что же такое осанка?

Осанка - это привычная поза непринужденно стоящего или сидящего человека.

Правильная осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, туловище выпрямлено.

Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова приподнята.

-На осанку влияет, прежде всего, позвоночник – осевой орган. Позвоночник – это не просто стержень нашего организма. Вместе со скелетом он служит для защиты внутренних органов от внешних повреждений.

- Ребята, а кто имеет красивую осанку? ( ответы учащихся)

-Да, правильную красивую осанку имеют балерины, гимнасты, фигуристы, фотомодели.

-Ребята, посмотрите, кто это к нам пожаловал?

-Можно ли сказать, что у неё красивая осанка?

-Ребята, поднимите руку те, кто хочет узнать какие правила нужно выполнять, чтобы ваша осанка была правильной и красивой.

Всем известно, азбука обучает чтению,
Трудному, но главному для детей умению.
А у Айболита азбука другая,
Она привычкам правильным деток обучает:
Как простуды избежать,
Слух и зренье сохранять,
Закаляться, развиваться
И здоровым оставаться.
Азбуку здоровья чаще открывай!

Учи советы важные и в жизни применяй!

Совет №1: " Правильно сиди за партой"

- Ребята, как нужно сидеть за партой? ( ответы учащихся)

-При правильной посадке голова держится прямо, плечи развернуты, живот подобран, ноги ровно стоят на полу, пятки вместе.

На стуле рекомендуется сидеть прямо, свободно, не горбясь и не облокачиваясь, не следует раскачиваться на стуле, сидеть на краешке либо "верхом". Садиться и вставать нужно бесшумно.

Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна


Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.
Ну, а чтобы не устать
Позу нужно поменять,
А минут так через тридцать,
Походить не полениться.

- Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что в нашем классе стоят парты разные по высоте. Правильный подбор мебели также имеет большое значение при сохранении осанки.

Совет №2: Занимайся спортом!

- Почему нужно заниматься спортом? ( ответы учащихся)

Чтоб успешно развиваться,
Нужно спортом заниматься.
От занятий физкультурой,
Будет стройная фигура.

Нам полезно без сомненья,
Все, что связано с движеньем.
Вот, поэтому ребятки,
Будем делать мы зарядку.

- Чтобы осанка была правильной надо двигаться, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой и спортом.

- Укреплению позвоночника и сохранению правильной осанки способствуют пешие прогулки, катание на велосипеде или роликовых коньках. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.

-Предлагаю послушать замечательную песенку и подвигаться!

Совет № 3: Спи на жёсткой постели.

-Ребята, а почему нужно спать на жёсткой постели? ( ответы учащихся)

Береги свой позвоночник
Утром, днём и даже ночью.
Чтобы кости не болели,
Спи на жёсткой ты постели.

Совет №4. Соблюдай режим дня.

- Почему нужно соблюдать режим дня? ( ответы учащихся)

- Кто из вас соблюдает режим дня?

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает каждая семья

Должен быть режим у дня.

Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять -
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.

Совет №5. Занимайся плаванием.

- Особенно полезно для спины плавание и гимнастика в воде. Плавание – эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза.

Совет №6.Правильно переноси грузы.

-Ребята, как правильно нужно переносить грузы? ( ответы учащихся)

Груз тяжёлый и большой,
Не носи в руке одной.
Поровну распределяй ,
В две руки,
И в путь ступай.

-Ребята, а в чём лучше носить учебники и все школьные принадлежности?

-Многие ребята ходят с сумкой на плече. Это отрицательно влияет на позвоночник. Масса ранца учащегося начальных классов должна весить 2 кг 700г.

Совет №7. Правильный подбор обуви и одежды.

-Правильно подобранная обувь даёт стопе ограничение, замкнутое пространство , которое способствует правильному формированию стопы, в дальнейшем поможет избежать травм и сформировать правильную походку.

Совет №8. Правильно питайся!

- Ребята, какое питание является правильным? ( ответы учащихся)

-Для сохранения осанки необходимо правильное питание. Питание должно быть: разнообразным, регулярным, богатое овощами и фруктами и без спешки.

-Многие ребята отказываются от пищи, содержащей витамин D (печень, рыбий жир, яичный желток и пр.)

Витамин D нужен для того, чтобы кости были прочные и правильно развивались.

Знаем мы - нужна всегда всем полезная еда:
Разные продукты - овощи и фрукты.
А для осанки помни, дружок,
Очень полезный продукт - творожок!

Мера нужна и в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде.
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемножку, по несколько раз.

-Перед вами лежат продукты питания.

Задание: разложить эти продукты на две части.

Первая - продукты, полезные для здоровья.

Вторая - продукты, вредные для здоровья.

А теперь совет № 9: Следи за своей походкой!

-Чтобы сохранить правильную осанку, необходимо следить за своей походкой.

- Ребята, почему нужно следить за своей походкой? ( ответы учащихся)

-Например, женщины Востока и Африки носят на голове сосуды с водой, корзины с фруктами, совсем не поддерживая их руками. Эти женщины отличаются стройностью, гордой осанкой.

- Но, к сожалению, не все следят за своей осанкой.

-Ребята, можно ли эти позы назвать правильными?

- Посмотрите, на позы, способствующие формированию неправильной осанки.

-У некоторых детей возникает нарушение осанки. В дальнейшем может развиться сколиоз.

-Что же такое сколиоз?

- Сколиоз- это боковое искривление позвоночника.

-Послушайте сказку о сколиозе.

Сказка о Сколиозе.

В одной ужасной стране – стране Болезнии высоко в Горбатых горах жил – был очень вредный и злой колдун Сколиоз. Он был очень маленького роста, у него был большой горб и очень длинные руки. Но самым неприятным в нём было его лицо: всегда угрюмое и нахмуренное, зеленоватого цвета с красными глазами, наверное, от злости. Сколиоз никогда не улыбался и не смеялся, и терпеть не мог человеческие улыбки и смех.

Когда он вылетал из своего логова и пролетал над человеческими поселениями, то надевал на себя шапку – невидимку, и поэтому никто из людей его никогда не видел. Но когда Сколиоз слышал человеческий смех, или видел, как люди улыбаются, то ему казалось, что они смеются над ним, над его некрасивой внешностью. Из-за этого он ненавидел всех людей! Особенно он ненавидел красивых, стройных и здоровых людей.

Думал он, думал и придумал, как навредить людям. Он сварил колдовское зелье, которое делало людей похожих на самого Сколиоза. Сколиоз брызгал зельем на спину людям, и у них постепенно искривлялся позвоночник, вырастал горб, руки опускались ниже колен. Люди переставали улыбаться и смеяться. Конечно, когда имеешь такую фигуру, то не до смеха.

И в наши дни злой колдун Сколиоз летает невидимкой среди людей и брызгает на них своё зелье.

Но не на всех действует это зелье! Оно совершенно не действует на спортсменов и на людей, которые всегда следят за своей осанкой.

-Задумайтесь, ребята, а на вас подействует зелье Сколиоза?

-Народом создано много пословиц и поговорок о здоровье.

- Ребята, объясните смысл пословицы.

(вы будете ощущать себя до тех пор молодыми, пока будет здоров ваш позвоночник)

Практическая часть.

-Ребята, а вы хотите узнать правильная ли у вас осанка?

(вызывается ученик из класса)

Проверяем наличие сутулости.

Мерной лентой измеряем расстояние между крайними точками плеч сначала со стороны груди, а потом со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы – всё в порядке, если второе число намного больше первого – сутулость есть.

Проверяем наличие искривления позвоночника.

Встаньте спиной к стене, плотно прижмите пятки, ягодицы и лопатки к стене. В этом положении между стенкой и поясницей должна проходить ладонь. Если проходит кулак – осанка нарушена.

-Существуют комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

Комплекс упражнений лечебной физкультуры.

Приступать к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно. Лучше сделать этот шаг сегодня, чем завтра.

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека –

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

- Ребята, каково ваше мнение о нашем классном часе?

- У вас у каждого на парте лежат звездочки трёх размеров. Давайте создадим своё звёздное небо. Оцените свои ощущения от классного часа, выбрав звезду нужного размера. Чем больше положительных эмоций вы испытали, тем большую звезду вы можете выбрать. Затем запишите 3 – 4 совета, которые помогут вам сохранить осанку правильной. (Учащиеся приклеивают звёзды на заранее подготовленный лист ватмана на доске).

- Закончить классный час мне хотелось бы такими словами:

Мы рождены, чтоб жить на свете долго,

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Следите за своей осанкой!























Презентация к уроку

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.