Упражнения на мышцы спины физкультминутка


Осанка человека — фасад души. Бальтасар Грасиа 1

  • Не горбитесь, заботьтесь о своём скелете — это всё, что останется от нас. К. Билица

- Детям должно быть комфортно выполнять движения.

-Упражнения должны выполняться с достаточной амплитудой.

- Следует учитывать степень утомления детей (увеличивать или уменьшать продолжительность упражнений).

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется регулярно включать в физкультминутки упражнения для профилактики нарушения осанки. Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Подводя итог, следует сказать, что правильная осанка не возникает сама по себе, как и любой двигательный навык, её необходимо формировать. Взрослые должны научить ребёнка не только правильной осанке, но и научить его расслабляться. Поэтому физкультминутку можно бесспорно назвать средством профилактики нарушения осанки. Только правильное соблюдение и организация двигательной активности, в том числе проведение физкультминуток, может привести к сохранению и укреплению здоровья

Физкультминутки для формирования правильной осанки

Разогни спинку

Очень низко наклонюсь

Выпрямлюсь и улыбнусь.

Стоя у стола, наклониться вперед, коснуться кончиками пальцев рук носков ног. Выпрямиться, заложив руки за спину. Повторить 6 раз.

Белки

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ноге)

Деревья и птицы

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета

Руки подняли и помахали – ( Подняться на носочки, выполнять)

Это деревья в лесу. (махи руками вверх, в стороны).

Локти согнули, кисти встряхнули – (встряхивать кистями рук,)

Ветер сбивает росу. (руки согнуты в локтях)

Плавно руками помашем – (Поднять руки в стороны, махать руками)

Это к нам птицы летят,

Как они сядут – покажем: (Присесть, руки назад, кисти)

Крылья сложили назад. ( Соединить тыльной стороной).

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Вы достать хотите крышу

Потянитесь вверх повыше —

Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)

И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Быстро делаем движенья.

Надо плечи нам размять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Выросли деревья в поле

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)

Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Кошка и котята

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса,

верхних и нижних конечностей

Кошка с котятами (Ходьба в произвольном направлении)

Кошка котяток (Ползание с опорой на колени и кисти рук)

Весело прыгать, (Прыжки на обеих ногах)

Хвостом помахать (И.п.: стоя на четвереньках)

Вот как котята (Выполнять повороты тазобедренной части туловища.))

Самолетик-самолет

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища,

мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата

Самолетик-самолет ( Развести руки в стороны, ладонями вверх)

Отправляется в полет (Выполнять поворот вправо)

Постою и отдохну. (Встать прямо, опустить руки, пауза.)

Я налево полечу, (Поднять голову, вдох, выполнять поворот влево)

Постою и отдохну. (Встать прямо, опустить руки, пауза.)

Физкультминутки для формирования свода стопы

Ванечкины сапожки

Цель: мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, укрепление

связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка

Вот обул на ножки (И.п. – о.с., наклоны вперед, вниз)

Новые, красивые, (Ходьба по залу, следить за осанкой)

Синие, как сливы.

Будет дождик сильно лить – (Стоя на месте, выставлять вперед пятку

Ног теперь не промочить! Правой, а затем левой ноги.)

Прогулка в лес

Цель: развитие координации движений, укрепление связочно-мышечного

аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки

Мишка косолапый Ходьба на наружной стороне стопы

Вразвалочку идет, руки чуть согнуты в локтях

Заинька трусливый Прыжки на обеих ногах

Скачет и поет. с продвижением вперед

Серый волк сердитый Ходьба гимнастическим шагом,

Важно выступает, руки за спиной

А лисичка рыжая Ходьба на носках

Пружинки

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней

Покачаемся на ножках, Ритмичное приседание, сгибание и

Вот так, вот так!

Вот как детки хороши, Ходьба на месте

Скачут, скачу от души! Прыжки на двух ногах

Масленица

Цель: укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы

Ой. Ты, масленица годовая, Переступать с ноги на ногу, не отрывая

Наша гостьюшка дорогая! носков от пола

Приезжай на конях вороных Подниматься на носках и опускаться,

Да на саночках расписных. Стуча пяточками

Чтобы слуги были молодые, Пятки вместе, разводить носки ног в

Нам подарки везли дорогие: стороны и сводить их вместе

И блины, и калачи Носки вместе, разводить в стороны

к нам в окно мечи! Пятки

Елочка

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней

Мы в лесок пойдем, Ходьба спортивным шагом

Елочка-красавица Ходьба на носках, руки вверх

Деткам очень нравится.

Стройная, пахучая Ходьба на носках, руки внизу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей.Специально подобранные гимнастические упражнения – это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы.

Цель: Демонстрация опыта работы с детьми дошкольного возраста по формированию правильной осанки. Задачи: Погрузить педагогов в проблему по формированию правильной осанки. Показать систему педагог.

В дошкольный период формируется основы физического и психического здоровья ребенка. Вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим о.

Физкультминутки направленные на формировании правильной осанки.

Помощь молодым родителям. Как правильно формировать правильную осанку у детей.

Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям по предупреждению нарушения осанки у детей", "Формирование правильной осанки у .

Уважаемые родители! Кого по-настоящему волнует здоровье наших детей? Правильно – только нас. Только мы сами можем создать оптимальные условия для физического развития ребёнка, воспитать правильн.

Упражнения для физкультминуток

Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения на расслабление и напряжение для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.

1. исходное положение (и.п.) – стоя, 1 – голову наклонить направо, 2 – и.п., 3 – голову наклонить налево, 4 – и.п., 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6 – и.п. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – голову наклонить вперед, 6 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

3. и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.

4. и.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

5. и.п. – стоя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

6. и.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и.п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз. Темп средний.

7. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

8. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повернуть туловище направо, 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

9. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 3 -4 – быстрый, 1-2 – медленный.

Упражнение “Ленивые восьмерки”

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку ( знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой од новременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и о беими одновременно.

Упражнение “Вращение шеи”

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опус тите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сто рону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круго вые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

Упражнение “Брюшное дыхание”

Представьте, что у вас в животе воздушный шарик. Положите руки на живот. Сделайте медленный глу бокий вдох через нос надуйте шарик. Медленный выдох через рот сдуйте шарик. Повторить 3-4 разка.

Упражнение “Энергизатор”

Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

Упражнение “Сова”

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохни те глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распря мите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслаб ляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

Упражнение “Активизация руки”

Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя. То же самое повторить с левой рукой.

Упражнение “Сгибание стопы ног”

Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттяги вайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.

Упражнение “Кнопки мозга”

Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее ос нование ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

Упражнение “Энергетическая зевота”

Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение

Упражнение “Крюки”

Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекре стите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твер дому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.

Подготовил Радаев В.А., педагог-психолог лицея

Комплексы физкультминуток для проведения на всех уроках с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Комплексы упражнений для физкультминуток

Для детей младшего школьного возраста

Упражнения стоя

1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое другой ногой.

2. И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и. п.

4. И. п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5. И. п. — ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

7. И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

8. Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в и. п. — выдох.

9. И. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Еще несколько примеров упражнений, которые помогают избегать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И. п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания.

И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо; 4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 —левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 — медленный.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п., 3 — поворот головы налево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, 6 — и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для глаз

Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Упражнения для снятия утомления, предложенные И. А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, Усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 минут — и стало жарко. Повторить три раза.

2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

Для школьников средних и старших классов

1. Физкультминутка общего воздействия (вариант 1).

Физкультминутка общего воздействия (вариант 2).

2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 1).

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 2).

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (вариант 3)

1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и. п.; 3 — поворот головы налево; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

3. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 1)

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук (вариант 2)

1. И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2. И. п. —стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И. п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища

1. И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

5. Физкультминутка для глаз

Упражнения выполняйте в домашних условиях через каждые 20-25 минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут. Было бы полезно, чтобы этими советами воспользовались и учителя в середине каждого урока.

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

Физкультминутки для 1-4 классов

1-2- встать у парт;

1-4- 4 шага на месте с хлопком в ладоши на каждый шаг.

1-8- 8шагов бега на месте.

1-4- встать на носки, руки вверх, наклон головы назад, потянуться.

1-4- присед ,руки за голову.

1-4- встать на носки, руки вверх, наклон головы назад, потянуться.

1-2- присед, руки вперед, пальцы в кулаки;

3-4- встать на носки руки за голову.

1-4- сесть за парту.

1-4 – встать на носки, руки вверх, потянуться – выдох.

1-2- 2 пружинящих наклона вперед – выдох;

3-4 – 2 пружинящих наклона назад – вдох.

1-8- 8 шагов на носках на месте, на шаг левой - хлопок в ладоши справа, на шаг правой – хлопок в ладоши слева.

И. п. – руки вверх пальцы в кулаки.

1-2 наклон назад - вдох,

3 – 4 руки в стороны, пальцы разжать, наклон вперед – выдох.

1 -2 – наклоны влево – вдох;

3 – 4 руки вниз, пальцы разжать, выдох.

1-4- 4 шага на месте, на шаг левой - пальцы в кулаки, на шаг правой- пальцы разогнуть.

1-2 – наклон головы назад;

3-4 – тоже вперед.

1-2 – 2 хлопка в ладоши слева;

3-4 – 2 хлопка в ладоши справа;

1-4 – 4 хлопка в ладоши над головой.

1-8 – 8 шагов бега на месте.

И. п. – руки вперед.

1-8 – 8 шагов на месте на носках с поворотом на 360 градусов.

И. п. – руки вперед.

1 – пальцы в кулаки;

И. п – о. с., руки веред, пальцы сжаты в кулак, указательный – разжат;

1 – 4- попеременное сгибание - разгибание рук в локте;

1-8 –8 шагов бега на месте, на шаг левой - пальцы в кулаки, на шаг правой пальцы разжать.

И. п. – руки в стороны,

1-4 – 2 полуприседа с волной руками в стороны на каждый полуприсед.

И. п. – руки вперед.

1-4 – 4 шага на месте, на каждый шаг волна руками вперед.

1-8 – 8 шагов на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, наклон головы вперед, на шаг правой – пальцы разогнуть, выпрямиться.

1-8 – 8 шагов бега на месте.

И. п. – руки вперед ладонями вверх.

1-4 – 4 шага на месте, на шаг левой – руки к плечам, на шаг правой – и. п.

И. п. – руки вверх.

1 – наклон влево;

2 – наклон вправо;

3 – наклон вперед;

4 – наклон назад.

1-2 – присед пальцы в кулаки;

1-2 – встать на носки, руки вверх, потянуться вдох;

3- 4 – о. с. – выдох.

(для расслабления кистей рук и мышц туловища)

1. Выполняется сидя за столом.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

2. Выполняется 2 раза сидя за столом,

руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.

1-2-3-4-5- будем пальчики считать.

Крепкие, дружные. Все такие нужные.

На другой руке опять - 1-2-3-4-5.

Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.

3. Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

(Физкультминутка для глаз)

Выполняется сидя (каждое упр. Повторять 4- 5 раз)

Видят глазки все вокруг,

1- посмотреть вверх;

2 – посмотреть вниз;

3 – посмотреть направо;

4 – посмотреть налево.

Нарисую ими круг.

Видеть глазкам все дано –
Где кино, а где окно.

1-4 – 4 раза перевести взгляд на разные предметы.

Нарисую ими круг,
Посмотрю на мир вокруг.

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи, (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Я обжечься не хочу (4 поворота головы)

примеры физкультминуток обучающего характера для уроков окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Зелёный дом".

Игра "Деревья, кустарники, травы" направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников, может быть использована как физкультминутка при изучении темы "Какие бывают растения?" во втором классе для закрепления знаний о классификации жизненных форм растений.

при назывании дерева - дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие,

кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие),

травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

По аналогии можно проводить подобные физминутки и на других уроках окружающего мира, требующих классификации объектов и явлений окружающего мира ("Какие бывают животные?", "Какой бывает транспорт?").

На уроке по теме "Как развивается растение" можно провести игру

"Как росло растение": учитель предлагает детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву - (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек).

Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение:

- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться - (мышечное напряжение, глаза зажмурены).

Весной солнечные лучи согрели землю, и семя отогрелось, расправило свои плечи - (расслабление мышц).

Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки -(дети встают на ноги, открывают глаза)

и первые листочки - (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях).

Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями - (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук).

И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам - (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву - (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).

Вот так целый год росло растение.

Данное упражнение несёт в себе элементы псих гимнастики, движения в нём направлены как на мышечное напряжение, так и на расслабление; улыбки друг другу настраивают детей на позитивное отношение друг к другу и окружающему миру, снимают эмоциональное напряжение. В то же время, в своих движениях дети как будто проживают жизнь растения в течение года, что направлено на закрепление полученных знаний.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.