Укрепление костно-мышечной системы формирование правильной осанки

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание — эффективное средство укрепления скелета, активно

В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

Осанка, т. е. привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью: голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные. Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз - боковое искривление позвоночника.

Профилактические меры:
1. Жесткая постель.
2. Подбор мебели по росту.
3. Удобная одежда.
4. Достаточное пребывание на свежем воздухе.
5. Ходьба босиком по песку, траве, гальке.
6. Обувь по размеру, на эластичной подошве, на небольшом каблуке, с фиксированной пяткой.
7. Полноценное питание.

Виды неправильной осанки у детей и ее влияние на организм ребенка

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз - боковое искривление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

Для лордотпческой осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.

Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми стдронами туловища).

Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мышечной системы.

При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством квалифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.


Влияние неправильной осанки на организм человека

На осанку ребенка родители должны обращать внимание с самого раннего возраста. Исправить осанку в старшем возрасте очень сложно, поэтому формирование правильной осанки у детей следует держать под контролем с первого года жизни ребенка.

Искривление позвоночника не является проблемой только эстетического характера, а приводит к негативным последствиям, которые оказывают влияние на состояние всего организма. Происходит деформация внутренних органов и нарушается их нормальное функционирование (затрудняется дыхание, нарушается кровоснабжение органов и.т.д.), что, в свою очередь влечет за собой обширный перечень заболеваний.

Неправильная осанка может спровоцировать образование грыжи на позвоночнике, мышечных спаек, повышенную утомляемость. Данное заболевание, как правило, сопровождается периодическими болями в спине, головными и мышечными болями.

Дети с неправильной осанкой, довольно часто сталкиваются и с психологическими проблемами, так как заметное физическое отклонение может вызывать неуверенность в себе и закомплексованность.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 316 ;

Автор: Зайцева Маргарита Евгеньевна.

Научный руководитель: Н. В. Петрова, преподаватель высшей квалификационной категории

В настоящее время все чаще обнаруживаются проблемы неправильно сформированной осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Для дошкольника это один из немногих важнейших факторов, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста. По данным Всемирной организации здравоохранения 48% детей имеют те или иные нарушения опорно-двигательного аппарата, из-за чего в последующем нарушается осанка и возникают различные серьезные отклонения состояния здоровья.

Данная проблема значима, ведь многие родители не задумываются, насколько важным является фактор формирования осанки и правильного свода стопы. Зачастую проблема осанки и плоскостопия у детей начинается с того, что, занимаясь с детьми дома, родители больше внимания уделяют выполнению задания, которое выполняет ребенок, а не то, что ребенок сидит неровно на стульчике.

Дети дошкольного возраста характеризуются стремительным развитием, изменениями в функционировании организма, в частности нервной системы, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, а также сердечно сосудистой системы. На этом этапе развития у ребенка наблюдается стремительный рост, прибавление в весе, начинаются изменения в пропорциях тела. Самое главное в этом возрасте, это изменения, происходящие в процессах высшей нервной деятельности.

Как считает А. М. Козлова, мозг ребенка, находящегося в возрасте шести лет схож по своим показателям с мозгом взрослого человека. Это период развития, когда ребенок, достигнув возраста 5-7 лет готов к тому, чтобы перейти на новую ступень своего развития. На новом этапе развития ребенка предполагаются более активные умственные нагрузки, физические нагрузки, которые обусловлены началом обучения в школе [1, с. 328].

Значение правильной осанки, правильного свода стопы в развитии детей дошкольного возраста

Нарушения осанки представляют собой одну из наиболее актуальных проблем современной теории физического воспитания. Для формирования нарушения осанки достаточно минимального изменения тонуса мышц. Нарушение осанки у ребенка дошкольного возраста чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности. Наследственные факторы могут обуславливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки.

Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата должно быть комплексное. Оно предусматривает широкое использование физической культуры совместно с физиотерапией, массажем, закаливанием и гигиеническими процедурами в режиме труда и отдыха [6].

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия, и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной; плоскостопие и врожденная косолапость. Развитию дефектов осанки способствует несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели); однообразные движения и спортивные упражнения (отталкивание при езде на самокате, при прыжках одной и той же ногой, ношение груза в одной и той же руке) [7].

Возможности физических упражнений в формировании правильной осанки и правильного свода стопы

Проблема увеличения численности детей, имеющих нарушения состояния опорно-двигательного аппарата, а в частности, отклонения в состоянии стоп всегда была и остается одной из важных аспектов нашего времени. По некоторым данным именно от правильного формирования стопы зависит состояние всего опорно-двигательного аппарата – это здоровые коленные и тазобедренные суставы, правильно сформированный позвоночный столб, нормальное кровообращение головного мозга.

Доказано, что большое значение в предупреждении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах. Занятия физическими упражнениями положительно влияют на функции центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, происходит становление сердечно-сосудистой и дыхательной систем [4, с. 89].

Возможности физических упражнений в формировании правильной осанки и правильного свода стопы

Для того чтобы коррекционно-формирующая работа была успешной, в условиях дошкольного образовательного учреждения должна быть создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда. Для этого в спортивном зале ДОУ предусмотрено наличие необходимого оборудования и инвентаря, способствующего формированию мышц стопы и голени и благотворно влияющего на укрепление сводов стопы. Это массажные коврики, массажные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи, ребристые доски и т. д. [2, с. 101]. На практических занятиях по физическому воспитанию дети занимаются в носочках, а при выполнении специально-формирующих упражнениях босиком. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение для обеспечения эмоционального фона и в хорошо проветриваемом зале, что благотворно влияет на закаливающий фактор.

К специальным упражнениям, формирующих нижний отдел опорно-двигательного аппарата, мы относим физические упражнения, направленные на укрепление длинной малоберцовой мышцы, осуществляющей пронацию переднего отдела стопы; большеберцовой мышцы и длинных сгибателей пальцев, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и пронирующих голень кнаружи; длинного сгибателя большого пальца и коротких сгибателей пальцев, задней большеберцовой мышцы, способствующих углублению продольного свода [3, с. 259].

Разрабатывая систему физических упражнений, направленных на формирование сводов стопы детей, необходимо учитывать, что стопа ребенка не является уменьшенным подобием стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности. Так, например, костный аппарат стопы дошкольников во многом имеет хрящевую структуру, связки более эластичные и растяжимые, мышцы недостаточно сильные и выносливые.

В группу упражнений для укрепления свода стопы мы включили упражнения, направленные на укрепление мышц голени и стопы, а также циклические и прыжковые упражнения уступающе-преодолевающего характера, способствующие не только повышению выносливости нижних конечностей, но и способствующие формированию правильной осанки, что в свою очередь обеспечивает нормальную работу ЦНС и сердечно-сосудистой системы (ходьба, бег, прыжки и их разновидности) [5, с. 42].

В качестве укрепления мышц нижних конечностей и разнообразия занятий мы предлагаем использовать прыжковые элементы уступающе-преодолевающего характера со скакалкой. Несмотря на общедоступность и простоту использования, скакалка не так часто использовалась на занятиях по физическому воспитанию в экспериментальных дошкольных образовательных учреждениях, так как ее применение требует высокой организации и детей, и педагога.

Прыжки со скакалкой сочетают в себе эффективность длительного бега, атлетическую мощь различных прыжков и красоту танцев. Данный вид движений мы включали в каждое занятие и отводили им 7–10 мин от общего времени занятий.

Однако двигательные действия на повышение выносливости нижних конечностей, мы считаем недостаточными, так как они будут вызывать утомление мышц стопы и возможное опущение сводов. Мы рекомендуем их применять в сочетании с общеразвивающими упражнениями для нижних конечностей, включенных в подготовительную часть, а для разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы необходимо проделывать специальные упражнения в положении сидя и лежа, применяемых в заключительной части занятия (совершенствование двигательных действий происходило за счет увеличения количества повторений, применения гимнастических предметов и выполнения упражнений с партнером).

Проанализировав литературные данные,мы пришли к выводу:

1. Детский организм достаточно восприимчив к внешним воздействиям, благоприятным и не очень, в силу незавершенности своего развития. Поэтому разного рода неблагоприятные факторы (наследственность, неправильное питание, недостаточная или наоборот избыточная физическая нагрузка и прочие) приводят к появлению тех или иных морфофункциональных нарушений ОДА в дошкольном возрасте. Но благодаря этой же податливости детского организма, пока не закрыты точки окостенения, легче предупредить или исправить деформации стоп, осанки, закрепить правильную походку.

2. Визуальный осмотр, проводимый хирургами и ортопедами в рамках ежегодных мониторингов здоровья воспитанников ДОУ, не позволяет выявить стопные деформации на начальных этапах их развития. Высокая степень распространения стопных деформаций у подростков и взрослых это только подтверждает. Поэтому сделав плантографию частью процесса мониторинга физического здоровья у воспитанников ДОУ, объединив при этом усилия медперсонала, педагогов, физкультурных работников и родителей, можно осуществлять профилактическую и коррекционную работу в рамках физического воспитания более личностно направленно.

3. Большинство дошкольных учреждений в профилактических целях включают в состав занятий комплексы упражнений для профилактики плоскостопия. С детьми, имеющими другие стопные нарушения, работа практически не ведется. Чтобы индивидуализировать физкультурно-оздоровительную работу в дошкольном учреждении, в зависимости от того или иного типа и степени нарушения, необходимо внедрить в практику обследование стоп, что в свою очередь поможет разработать наиболее оптимальную коррекционно-оздоровительную методику.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.


Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

Упражнения для исправления осанки у детей. Укрепление опорно-двигательного аппарата ребенка

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.


Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: "Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение".

В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, фитотерапия, бассейн.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание — эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.

Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На первых занятиях нужно научить детей правильно принимать основные исходные положения лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя. В каждом последующем занятии вспоминаем все, что прошли на предыдущем. В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Их учат элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Частыми гостями на таких занятиях бывают медицинская сестра и врач-ортопед. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.

Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.

Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью мы регулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, открытые просмотры занятий, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду.

Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит от их интересов, желания заниматься различными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в разных соревнованиях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (описание игр выставляются в родительском уголке).

На период летних каникул для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям выдаются описания комплексов упражнений и методические рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры.

В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры мы доходчиво объясняем воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.

Задачи ортопедических игр:

  • воспитывать сознательное отношение к занятиям;
  • усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;
  • обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;
  • обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;
  • обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами;

В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп.

  1. Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.).
  2. Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.).
  3. Направленные на ознакомление с окружающим (животные, растения и т.д.).
  4. Направленные на развитие физических качеств.
  5. Проводимые как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.

В нашей практике мы успешно используем оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки.

Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).

На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.

Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.


Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

  1. разбегаться можно только после команды "Лови!";
  2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;
  3. пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

  1. принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;
  2. при повторении игры необходимо найти новую позу;
  3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

В результате проведения ортопедических игр и коррекционной работы с детьми, на основании диагностических карт ЛФК и осмотра врача-ортопеда, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки. Но мы убеждены, что проблема оздоровления детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.

Мы рады, что по результатам обследования Городской медико-педагогической комиссией отмечено, что наши дети не имеют ухудшений в состоянии здоровья, а наоборот, налицо улучшение и стабилизация.

Новосёлова Р.А., воспитатель
Якунина Г.В., воспитатель,
МДОУ ЦРР — д/с № 461 "Золотая рыбка",
г. Новосибирск

Статья предоставлена научно-практическим журналом "Инструктор по физкультуре", № 3, 2009

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.