Тонизирующий массаж спины и конечностей ребенку


Организм маленьких детей очень чувствителен к любым внешним воздействиям. Именно поэтому все массажные манипуляции необходимо проводить в щадящем режиме. Во время их выполнения большое внимание уделяется настроению крохи, его реакциям, самочувствию. По этим критериям судят об эффективности процедур, одной из которых является тонизирующий массаж.

У деток постарше он повышает активность, избавляет от апатии, гарантирует прилив бодрости и энергии. Тонизирующий массаж для грудничков эффективен как метод коррекции, эффективно используемый при возникновении гипотонуса мышц, двигательных дисфункций.

Особенности и приемы тонизирующего массажа для детей

Продолжительность бодрящей процедуры гораздо меньше, чем расслабляющей или профилактической. Она занимает не более 15 минут, а результат наступает практически сразу же. Основой такого тонизирующего массажа являются вибрирующие движения. Также используются разминания, поколачивания, похлопывания и другие элементы:

  1. Поглаживания и растирания. Именно с них начинается детский тонизирующий массаж. Они применяются для того, чтобы тело ребенка разогрелось, было готово к следующему этапу воздействия.
  2. Разминания. Прекрасно увеличивают приток крови к зонам воздействия. Пробуждают жизненные силы.
  3. Похлопывания, поколачивания. Помогают активизировать процессы, происходящие в глубинных слоях тканей.
  4. Вибрация. Основной элемент процедуры. Закрепляет и увеличивает действие всех предыдущих манипуляций.

Польза детского тонизирующего массажа

С помощью вышеперечисленных манипуляций достигаются великолепные результаты:


  • Улучшается обмен веществ.
  • Снимается сонливость.
  • Повышается работоспособность.
  • Стимулируется умственная деятельность.
  • Концентрируется внимание.
  • Снижается заторможенность и раздражительность.
  • Нормализуется работа сердечно-сосудистой системы.

Тонизирующий массаж для детей нельзя проводить долго, иначе грудничок устанет, и результат будет совершенно противоположный ожидаемому. Его рекомендуется выполнять не более 15 минут, желательно это делать после общеукрепляющих воздействий.

Техника выполнения детского тонизирующего массажа

Методика бодрящей процедуры предусматривает выполнение всех вышеперечисленных манипуляций быстро и энергично, но в определенной последовательности:

  1. Сначала обрабатываются мышцы спины. Применяются все приемы, включая вибрацию (кроме области почек и сердца).
  2. Делается тонизирующий массаж ягодиц.
  3. Потом выполняются манипуляции на ногах.
  4. Малыш переворачивается на спину.
  5. Массируется грудная зона, руки.
  6. Далее обрабатывается передняя поверхность ног, очень полезно при этом использовать прием валяния.

Особенности выполнения тонизирующего массажа у грудничков

Для новорожденных главной целью проведения тонизирующих процедур является стимуляция ослабленных мышц. Общий тонизирующий массаж для грудничков лучше всего делать с утра, после пробуждения. Проводить его должен опытный специалист, который будет активизировать состояние детей с помощью поглаживаний, растираний, пощипываний. Манипуляции проводятся глубокие и импульсивные. Необходимо выполнять следующие действия:


  1. Погладить ножки, спинку, ручки, животик.
  2. Катающими движениями костяшек пальцев очень легко пройтись по частям тела в такой же последовательности.
  3. Для новорожденных постарше можно добавить легкие похлопывания.
  4. Составляющей тонизирующего массажа для грудничков являются упражнения для укрепления мышц:
  5. Кроха лежит на спинке. В его ладошки нужно вложить пальцы, он их должен рефлекторно обхватить. Его ручки разводятся в стороны, а потом соединяются на груди так, чтобы наверху оказывались поочередно разные.
  6. Исходное положение такое же. Ручки грудничка поочередно подтягиваются, имитируя боксерские движения.
  7. Пальцы по-прежнему находятся в ладошках у карапуза. Обхватить своими руками его и немножко потянуть на себя так, чтобы кроха попытался поднять головку и плечики. Достаточно достигать полусидячего положения под углом в 45 градусов к поверхности.
  8. Взять малыша за ножки. Касаясь поверхности столика для массажа, сгибать и выпрямлять их скользящими движениями.

При выполнении тонизирующих манипуляций деткам разного возраста, а особенно грудничкам, необходимо помнить, что процедуру нужно проводить максимально осторожно, ведь грудничок отличаются повышенной чувствительностью к любым физическим воздействиям.


Массаж для грудничков – это очень важная процедура для полноценного развития малыша, для укрепления мышц и развития моторики, улучшения самочувствия и эмоционального состояния. В зависимости от состояния здоровья крохи, массаж может быть разных видов: общий либо специальный, лечебный либо профилактический, бодрящий либо успокаивающий. Любой массаж начинают выполнять малышу в возрасте старше одного месяца, после того, как ребенок преодолеет самый важный и ответственный послеродовой адаптационный период в своей жизни – период новорожденности.

Для активации работы всех органов и систем организма проводят тонизирующий массаж для грудничков. Массаж общий тонизирующий для грудничка – это общий, профилактический массаж, при помощи которого активируется работа всего организма малыша, кровообращения, стимулируется формирования нервной системы, активируются обменные процессы, и улучшается работа пищеварительной системы.

Тонизирующий массаж для грудничков проводят обычно в утреннее время суток, через 1,5 — 2 часа после еды, когда кроха находится в хорошем расположении духа, для того, чтобы зарядить малыша энергией и хорошим настроением на целый день. Не допускается крик и плач малыша во время проведения тонизирующего массажа, таким образом, кроме психологического потрясения, ребенку можно нанести вред от самих массажных движений. Массаж общий тонизирующий для грудничка проводит специально обученный специалист, для такого вида массажа характерны активные и энергичные движения, быстрый темп массажных движений. В тоже время необходимо адекватно рассчитывать собственные силы и помнить о том, что перед Вами находится грудной ребенок, у которого все органы и системы находятся в периоде активного формирования. Малыш должен получать удовольствие от проведения массажа и должен понять, то массаж – это хорошо и приятно.

Тонизирующий массаж для грудничка включает в себя не один – два сеанса, а представляет курс, который состоит из 10 процедур или сеансов, которые проводятся ежедневно или через день. Общий тонизирующий массаж 10 для грудничков повторяют с определенной периодичностью в зависимости от общего состояния малыша и его индивидуальных особенностей. Повторять можно как один курс в 2 — 3 месяца, так и один курс в 6 — 12 месяцев.


Тонизирующий массаж для грудничков состоит из комплекса упражнений, где основным упражнением является поглаживание, а также используют такие приемы, как активное растирание кожи малыша и похлопывание. Проводят массаж по направлению сверху вниз, для начала разминают ручки, ребенка укладывают на спинку и выполняют поглаживающие движения рук в направлении от плечевого сустава к запястью, поглаживания сменяются похлопыванием и растиранием. Затем проводят такие же массажные движения на нижних конечностях в такой последовательности: тазобедренные суставы, колени, стопы. Потом малыша переворачивают на живот и повторяют массажные движения на верхних и нижних конечностях.

Следующий этап тонизирующего массажа – это массаж в области живота, где начинают массаж с боков, а потом выполняют поглаживания живота по часовой стрелке, при этом движения должны быть совсем легкие, чтобы не нанести вред грудничку. Дальше массаж в области живота сменяется укреплением мышц позвоночника и спины в направлении от шеи к поясничной области, проводят поглаживающие массажные движения по спине, затем выполняют легкое растирание от шеи к пояснице, сменяющиеся нежным похлопыванием, создавая легкую вибрацию подушечками пальцев. Упражнения в каждой области повторяются по 4-5 раз, продолжительность одного сеанса тонизирующего массажа 20 — 30 минут. Также при тонизирующем массаже у малышей хорошо зарекомендовала себя техника точечного массажа, где выполняются воздействия на определенные активные точки на теле грудничка, это помогает еще с большей силой стимулировать работу всех органов и обменных процессов.


Необходимо помнить, что могут существовать противопоказания для проведения тонизирующего массажа у малыша, поэтому перед проведением такого курса массажа необходима консультация и назначения педиатра.

Общий тонизирующий массаж 10 для грудничков – это оздоровительные процедуры, которые помогают ребенку правильно развиваться физически, а также расти здоровым и активным.
Тонизирующий массаж имеет огромное значение для правильного формирования психического и физического развития Вашего любимого малыша, выполняя такой массаж, Вы делаете огромный вклад в здоровье и правильное развитие крохи.

  1. Массаж при косолапости у детей
  2. Врожденная кривошея лечение
  3. Массаж при гипертонусе мышц шеи
  4. Массаж ребёнку при гидроцефалии
  5. Рахит у детей

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

В массаже выделяют условно два вида воздействия – тонизирующая и седативная методика. Для каждой из методик характерен дифференцированный подход. Тонизирующий массаж пользуется большой популярностью. Он показан людям с повышенной сонливостью, утомляемостью, апатией. Снижение работоспособности, невозможность сконцентрироваться, раздражительность – все эти проблемы решает тонизирующий массаж.

  1. Особенности методики тонизирующего массажа
  2. Ароматические масла тонизирующего действия
  3. Техника выполнения тонизирующего массажа
  4. Тонизирующий массаж видео

Особенности методики тонизирующего массажа

Приемы тонизирующего массажа выполняются в быстром темпе. Энергичные, активные движения рук массажиста способствуют расширению кровеносных сосудов, улучшению обмена веществ. Клетки тканей быстро наполняются кислородом и питательными веществами. Во время сеанса массажа активизируются нервные рецепторы. В процесс вовлекается эндокринная система, выделяя в кровь гормоны, отвечающие за бодрое состояние.

Движения во время массажа должны быть прерывистыми, с малой силой давления и малой амплитудой. Все движения главным образом направлены поперечно мышечным волокнам. На каждую отдельную мышечную группу в среднем массажист должен уделять не более 2-3 минут.

Несмотря на то, что все приемы выполняются довольно энергично, они не должны приносить дискомфорт и болевые ощущения. Продолжительность сеанса массажа влияет на достижение эффекта. Рекомендованная длительность сеанса – 15-20 минут. Более длительное время массажа включает процессы торможения и приводит к обратному эффекту.

Следует отметить, что тонизирующий массаж лучше делать в первой половине дня, иначе повышенный тонус может привести к бессоннице. При эмоциональной нагрузке или раздражительности лучше делать массаж по успокоительной методике.


Тонизирующий массаж

Ароматические масла тонизирующего действия

В качестве смазывающих средств можно применять смеси ароматических масел. Помогают взбодриться эфирное масло базилика, мускусного ореха, корицы, герани, гвоздики. Восстановят жизненные силы масло мирры, розмарина, лимона. Свежий яркий аромат перечной мяты поможет избавиться от сонливости. Приятные ароматы цитрусовых (апельсин, мандарин, грейпфрут) вызывают прилив сил и энергии. Похожее действие и у пряных ароматов (черный перец).

Их можно применять и как вспомогательные средства в ароматических лампах во время сеанса массажа. Но следует учесть, что эфирные масла очень концентрированные. Для достижения тонизирующего эффекта их достаточно несколько капель (масла можно сочетать). Иначе вместо состояния бодрости и прилива сил появиться раздражительность и головная боль. В чистом виде эфирные масла не наносятся на кожу. Их добавляют в базовую основу – растительное масло или нейтральное массажное масло.

Техника выполнения тонизирующего массажа

Методика тонизирующего массажа включает практически все приемы классического массажа. Основное внимание уделяется растиранию, разминанию, прерывистой вибрации. Массаж выполняют в определенной последовательности. Во время сеанса пациент должен быть полностью расслаблен.

Начинают массаж с обработки мышц спины. Массажист выполняет энергичные приемы, включая ударную вибрацию (поколачивание, похлопывание). На проекции почек и сердца ударные приемы не применяются. Здесь целесообразно применять приемы непрерывной вибрации. Обработав мышцы спины, массируют тазовую и ягодичную области, применяя приемы классического массажа. После переходят к массажу ног. Затем пациент переворачивается на спину и проводится массаж грудной клетки, рук и передней поверхности ног.

Для сохранения сил и увеличения эффективности применяются приемы с отягощением. В качестве тонизирующего приема вибрации на конечностях используется валяние. Массажист обхватывает мышцу и прижимает ее кости. Затем прерывистыми движениями перекатывает ее между ладонями.

Быстро помогает снять усталость массаж воротниковой области и головы. Его можно делать самостоятельно в домашних условиях или в перерывах на работе. Воздействие на воротниковую область увеличивает прилив крови к головному мозгу, снимает утомление и повышает концентрацию внимания.

После тонизирующего массажа активизируется работа сердечно-сосудистой системы, стимулируется умственная деятельность. Человек выходит из состояния сонливости, чувствует прилив сил и энергии. Незаменим массаж при подготовке к умственным и физическим нагрузкам.

МАССАЖ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ (ТОНИЗИРУЮЩИЙ И УСПОКАИВАЮЩИЙ)

Массаж широко применяется для нормализации эмоционального состояния человека. С помощью успокаивающего массажа можно снять излишнее эмоциональное и физическое напряжение, возбуждение, бессонницу.

Тонизирующий массаж, напротив, действует на организм человека возбуждающе, выводит из состояния апатии, сонливости и заторможенности, вызывает чувство бодрости и прилив энергии.

Тонизирующий массаж проводится в течение 10-15 минут. Необходимо использовать во время сеанса массажа такие приемы, как разминание, выжимание и ударные приемы прерывистой вибрации (поколачивание, рубление и похлопывание). Выполнять приемы следует энергично и в быстром темпе, они должны быть глубокими, но в то же время неболезненными и грубыми.

При выполнении тонизирующего массажа следует соблюдать строгую последовательность. Сначала массировать нужно область спины, затем тазовую область и заднюю поверхность бедер. Далее массируется грудная клетка, передняя поверхность бедер, нижние конечности.

Спина. Сначала необходимо выполнить глубокое поглаживание, затем - выжимание с отягощением. Далее следует выполнить растирание основанием ладони или кулаком, используя обе руки. Выполнять поглаживание и растирание следует по всей поверхности спины. Затем основанием ладони нужно выполнить разминание длинных мышц спины, далее подушечками четырех пальцев следует выполнить растирание межреберных промежутков.

Широчайшие мыщцы спины нужно массировать, применяя двойное кольцевое разминание. Затем производятся приемы прерывистой вибрации, а после этого - гребнеобразное растирание средними фалангами пальцев кисти, сжатой в кулак. Завершить массаж спины следует растиранием основания ладони спиралевидно.

Область таза и задней поверхности бедер нужно растирать кулаком гребнеобразно. После этого массируемый должен лечь на спину.

Массаж грудной клетки проводится кистью одной руки с выполнением приемов выжимания, разминания и прерывистой вибрации.

Массаж передней поверхности бедер нужно проводить, используя прием выжимания с отягощением, Затем производится гребнеобразное растирание (прямолинейно и спиралевидно) средними фалангами пальцев, сжатыми в кулак, а также приемы прерывистой вибраций. Эти приемы не рекомендуется выполнять на внутренней поверхности бедер. После этого нужно применить такие приемы разминания, как двойное ординарное разминание, двойное кольцевое, и двойной гриф.

Икроножная и передняя большеберцовая мышцы массируются с использованием приемов выжимания, ординарного разминания, потряхивания, встряхивания.

Проводить успокаивающий массаж следует в течение 5-10 минут. При выполнении его нельзя использовать ударные приемы.

Успокаивающий массаж включает следующие приемы: поглаживание, которое должно занимать большую часть сеанса, поверхностное разминание и потряхивание. Поглаживанием начинается и заканчивается массирование каждого участка.

Поглаживание следует начинать с области спины, затем применить этот прием на областях ягодиц и задней поверхности бедер. Далее на широчайших мышцах спины следует произвести двойное кольцевое разминание, предварив его поглаживанием. Затем следует перейти к поглаживанию областей шеи и затылка, и волосистой части головы. После этого на этих же участках проводится прием кругообразного разминания подушечками пальцев. Закончить массаж шеи и головы следует поглаживанием.

Следующий этап - повторный массаж ягодичной области, начинаемый с поглаживания. Далее необходимо провести потряхивание этой области, а затем можно перейти к массажу задней поверхности бедер. Массаж этой области включает поглаживание, разминание, потряхивание и снова поглаживание. Массаж грудной клетки начинается с поглаживания. Затем следует выполнить поглаживание бедер. После этого нужно опять перейти к массажу груди и выполнить прием ординарного разминания с потряхиванием. Закончить массаж груди следует поглаживанием.

Последний этап - массаж бедер, при котором выполняется поглаживание, поверхностное валяние и потряхивание, а также неглубокое разминание передней, задней, наружией и внутренней поверхностей бедер. Все эти приемы следует чередовать с поглаживанием.


К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы и, как следствие, нарушение мышечного тонуса- самая распространённая патология раннего детского возраста, внимательное ежедневное наблюдение за ребёнком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.

Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций центральной нервной системы

Для начала оцените мышечный тонус ребёнка: Вашему ребёнку 3-4 месяца, полностью разденьте малыша и положите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребёнку это положение нравится, он способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивает её в стороны, руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперёд, кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы, грудь слегка приподнята над поверхностью стола, живот и таз плотно прижаты к столу, бёдра слегка разведены, голени приподняты, туловище- прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки, у детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно смещена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы). Выпрямите ноги ребёнка и сведите их, посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Ребёнок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтения какой-либо стороне, сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола. Понаблюдайте за положением вашего ребёнка на спине, вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается, голову ребёнок держит по средней линии, свободно поворачивая её в стороны. Руки уже достаточно свободны, ребёнок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот, туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос- подбородок- грудина- пупок- лобок, правая и левая стороны должны быть симметричны, ноги согнуты, бёдра широко разведены, в случае, если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу. Вашему ребёнку 6-7 месяцев. Оцените его физическое развитие в этом возрасте: положите раздетого малыша на живот, обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь приподнята над поверхностью стола, живот и таз ещё прижаты к столу, ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются, при взгляде сверху позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лёжа на спине, ребёнок играет со своими руками и ногами, движения стали целенаправленными и согласованными, голова лежит посредине между плечами, легко наклоняется вперёд , малыш самостоятельно поворачиваеться со спины на живот, он начинает садиться, при сидении обратите внимание на спину ребёнка- она должна быть прямая. Оцените развитие ребёнка в возрасте 9-10 месяцев: малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени, руки выпрямлены, кисти раскрыты, ребёнок может опираться только на одну руку, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь, живот и бёдра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной поверхностью. Ребёнок начинает ползать на четвереньках назад и вперёд, свободно перенося свой вес с рук на ноги, возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает ногами, следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не поднимаясь на носки.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБЩЕМУ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ ТЕЛА РЕБЁНКА

Ранее уже отмечалось, что массаж детей первых месяцев жизни носит, в основном, расслабляющий характер, прекрасным расслабляющим эффектом обладает приём поглаживания, его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приёмы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе. Из специальных приёмов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений, при этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребёнка, как бы сливаясь с ней, и мелко дрожит, направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняется. Сначала это движение может показаться слишком сложным, с целью тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращённую ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш, во время выполнения приёма карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кривую, она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов. Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию), он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определённую зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от неё в течение пяти-пятнадцати секунд, колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное дрожание), быстрые, причём лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале помедленнее, в середине быстро, в конце снова помедленнее), давление на точку также меняется от поверхностного к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание. Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики: поза эмбриона- ребёнок лежит на спине, руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперёд, позу фиксируют руками взрослого, в этой позе можно покачивать ребёнка к себе-от себя и с одного бока на другой 5-10 раз, движения делать плавно, ритмично. покачивание на мяче- с помощью укладывания ребёнка на мяч и покачивания его в этом положении, также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса, упражнения проводят следующим образом: ребёнка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно покачивают вперёд-назад, вправо-влево и по кругу, медленное размеренное покачивание ребёнка на мяче (лёжа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперёд. покачивание на весу- держа ребёнка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону, это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребёнка в вертикальном или горизонтальном положении. Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие, ежедневное купание в тёплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ-СГИБАТЕЛЕЙ РУК, РАЗВИТИЮ ХВАТАТЕЛЬНОЙ И ОПОРНОЙ ФУНКЦИЙ РУК

прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе эмбриона или на мяче, при покачивании на мяче вперёд старайтесь, чтобы ребёнок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти. Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передневнутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод), используется лёгкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья- захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребёнка движений. Эти приёмы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями, причём упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без особых усилий.

Несколько специальных упражнений- ребёнка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой- за ноги (сверху вилочкой), взрослый слегка подбрасывает ребёнка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч, вызывается рефлекс опоры на игрушку- происходит протягивание вперёд рук и раскрытие кистей и пальцев. Поддерживая ребёнка под грудь и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребёнка назад к себе- кисти раскрываются (пальцы разведены). При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребёнка вперёд и, наклоняя мяч вперёд, побуждайте малыша опираться на руки. Удерживая ребёнка за ноги вилочкой одной рукой, другой- поддерживая туловище, спускайте медленно ребёнка со своих колен, дивана или кресла на пол головой вниз, важно, чтобы малыш при этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них, позже, при самостоятельном передвижении по диванам и креслам, этот навык может очень пригодиться, отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая, часто разбивают себе носы. Ребёнок лежит на животе, опираясь на кисти, взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук. Ребёнок стоит на четвереньках, взрослый поднимает его голову- происходит выпрямление рук и разгибание пальцев. Тачка- ходьба на руках. Во втором полугодии жизни ребёнка следует развивать манипуляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать её, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать пирамидку, давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики руки (движений пальцев) и умственным развитием ребёнка, если вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям для кистей и пальцев, кроме вышеперечисленных, следует потренироваться в противопоставлении пальчиков (большого- всем остальным) в сгибании и разгибании, хорошо, если есть возможность позволить ребёнку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, играть на пианино и тому подобное.

ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ ПРИВОДЯЩИХ МЫШЦ БЕДРА, ЗАДНЕЙ ГРУППЫ МЫШЦ ГОЛЕНИ, РАЗВИТИЮ ОПОРНОЙ ФУНКЦИИ СТОП

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ МЫШЦ

многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребёнка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус), для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приёмы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание, широко применяются лёгкие ударные приёмы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание. Эффективен точечный массаж- тонизирующий метод. Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определённую точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка: частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе, если ребёнок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника, повороты со спины на живот с помощью и без, рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. Поза пловца- взрослый поддерживает ребёнка одной рукой под грудь, другой- за ноги, парение на животе с опорой- взрослый поддерживает ребёнка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот, парение без опоры ног. Удерживание туловища на весу- положите ребёнка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу, удерживание ног на весу- ребёнок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу, в обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем. Для более старших детей полезны наклоны из положения стоя, тачка- ходьба на руках, поднимание из положения на животе. Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках- это прекрасная тренировка всего тела ребёнка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание, лазание. Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приёмов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж, в положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами. С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно: повороты на бок, повороты со спины на живот, переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно (это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях, следите, чтобы голова не запрокидывалась), выкладывание спиной на мяч, парение на спине или подготовка к нему, присаживание за отведённые в стороны руки, за согнутые руки, наклоны из положения стоя, поднимание выпрямленных ног (достань ногами до палочки), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно, повороты туловища в стороны (более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку).

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЁМЫ МАССАЖА ПРИ АСИММЕТРИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ

внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса, если туловище ребёнка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону, это повод для беспокойства. При асимметрии тело ребёнка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса, ноги и таз повёрнуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону, движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне. Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам, основная задача- нормализовать тонус мышц всего тела ребёнка, то есть расслабить напряжённые и укрепить ослабленные мышцы. На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приёмы. Массировать надо всё тело ребёнка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип. Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приёмами массажа, так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребёнка на живот выпуклым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватите ребёнка со стороны спастически сокращённых мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребёнком, при этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища, производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна- к подмышечной впадине, другая- к ноге ребёнка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции, в этом положении можно носить ребёнка на руках. Кроме этого упражнения следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их, при движениях конечностей широко используется потряхивание. Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через вогнутый бок, задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника. Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребёнок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос- подбородок- грудина- пупок- лобок), сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых- две скатки из пелёнок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребёнка.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны. Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок. Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.