Тест драйв горбатого запорожца


Говорят, что в семье бывает два позора — беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах. “Горбатый” вообще удивительная машина — он собрал в себя все возможные и невозможные недостатки, но ничего милее и уютнее на наших дорогах никогда не было. И, видимо, уже не будет.

О б истории этого автомобиля написано уже столько, что ничего нового сказать уже просто невозможно. Мы даже как-то пытались развеять некоторые мифы о ЗАЗ 965, причём постарались сделать это весьма аргументировано. Повторяться не будем, поэтому перейдём к чуть более интересной части повествования: о том, как в семье Даниила появилась эта машина. Кстати, никогда не называйте в обществе зазоводов Запорожец “запором” — это считается обидным до невозможности, и за это можно получить по лицу торсионом передней подвески.

Когда Даниил был маленьким, рядом с его домом была охраняемая стоянка, где автовладельцы ставили свои машины. В один прекрасный день её решили застраивать, и машины оттуда пришлось убирать. Но один ЗАЗ 965 оказался никому не нужным. Он стоял долго, его владелец никак себя не проявлял, и машина по запчастям стала переезжать в комнату Даниила. Что поделать: ребёнок очень хотел себе Запорожец… А вот его мама Запорожец не хотела, поэтому запчасти “горбатого” было предложено вынести из комнаты куда подальше, желательно — свалку. И собрать себе автомобиль маленький Даниил тогда не смог.


Потом он вырос и купил себе большую машину. Большую по сравнению с “горбатым” — ЗАЗ 968М. Но вот беда: этот автомобиль хоть и Запорожец, да не тот… Мечта не давала спать спокойно, и пришлось заняться поиском именно 965-го.

И вот наконец спустя год после покупки первого Запорожца в семье появился второй чудесный автомобиль с заднемоторной компоновкой. Было это в 2012 году. Казалось бы, в дом пришло счастье, но нет. И не из-за того, что машину пришлось вытаскивать из кустов, шесть лет ремонтировать и ставить на учёт в МРЭО, а из-за того, что жена Даниила решила, что муж-зазовод — горе в семье. Честно говоря, отчасти она права. Рыскающий по просторам Интернета в поисках запчастей муж с красными глазами — то ещё счастье. Машину от греха подальше утащили на дачу, и пока все нормальные мужики по выходным днём ездили в Ашан со своими жёнами и детьми, а вечером дули пиво с друзьями, Даниил ковырялся в своём горбатом счастье. Делать пришлось многое.



Машина, выпущенная в апреле 1968 года, обошлась Даниилу в 20 тысяч рублей. Кто-то подумает, что это много, но на самом деле “горбатых” со сравнительно целым кузовом, а главное — документами, осталось так мало, что торговаться за машину было бы кощунством.

А дальше пошли тяжёлые годы восстановления Запорожца. Найти на него детали не очень просто, а ведь сначала Даниил даже думал сделать из своего Запорожца экспортную версию — “Ялту”. Но от идеи пришлось отказаться: во-первых, негоже “колхозить” и без того редкую машину, во-вторых, всякая мелочёвка для “Ялты” стоит слишком дорого, а в природе практически не встречается.


После шести лет восстановления машина наконец-то выехала на улицы города. Ей как раз исполнилось 50 лет — самое время начинать вторую жизнь.

Честно говоря, я немного удивился реакции проходящих мимо автомобиля людей. Мы снимали машину утром в немноголюдном дворике, так что прохожих было немного. Почти все они улыбались, глядя на Запорожец и… спрашивали, что это за машина. Я уже не удивляюсь тому, что у нас на фестивалях путают ЗиС с “полуторкой”, а Виллис — со Студебеккером, но забыть легендарный “горбатый”. Или я здорово постарел, или слишком молодой народ гулял в то утро мимо машины.



Не секрет, что при разработке Запорожца конструкторы тщательно рассматривали некоторые импортные аналоги. Например, Bond Minicar, Isetta, Fuldamobil, Lloyd 600, Goggomobil T300 и Zündapp Janus. Некоторые до сих пор считают ЗАЗ 965 копией Fiat 600. Это не совсем так, но несущая конструкция кузова Запорожца действительно во многом повторяет фиатовскую. Кузова всех остальных машин оказались для наших условиях либо недостаточно крепкими, либо слишком дорогими в изготовлении. ЗАЗ 965 не мог быть дорогим, поэтому пришлось идти на некоторые ухищрения, которые сейчас кажутся совсем уж бюджетными.

Так, всю боковину кузова штамповали из одного листа металла. Вроде бы, получилось дёшево, но не дай бог помять крыло — придётся менять пол машины. Зато переднее и заднее стёкла тут взаимозаменяемые. Ограничители дверей сделаны как в довоенных грузовиках — из обычных ремней, а мотор вообще никак не крепится к кузову — в машине его удерживает трёхточечное крепление к картеру трансмиссии (мотор с коробкой представляют единый силовой агрегат, который снизу крепится к днищу, а сверху через коромысло к стенке моторного отсека).


Зато “горбатый” может похвастаться такими техническими решениями, которые нельзя было встретить на его иностранных аналогах. Например, передняя подвеска у него торсионная, что позволяет ездить по таким дорогам, куда всякие Фиаты даже не сунутся. Задняя подвеска была независимой, на двух А-образных рычагах с диагональной осью качания. Такого не было ни у Москвичей, ни даже у Волг. Правда, без нагрузки задние колёса стояли “домиком”, а если в повороте сильно нажать на газ, колесо можно было “заломить” под кузов. Но такое случалось не так уж часто: с мотором 887 “кубиков” сильно не погоняешь.


Зато сам мотор тоже очень и очень интересен. Он довольно редкой компоновки — V4. Нечто подобное в мире выпускали всего три компании, помимо ЗАЗа: итальянская Lancia, американская AMC и европейский Ford. Причём последний делал два совершенно разных V4 — один для рынка Великобритании, другой — для континентальной Европы. Но вернёмся к Запорожцу.

Вообще, изначально ЗАЗовцы хотели построить оппозитный четырёхцилиндровый мотор (наподобие того, что стоял у немецкого Жука) и даже сделали такой мотор, но его оказалось слишком сложно обслуживать. Пытались воткнуть Запорожцу мотоциклетный двухцилиндровый МД-65, но он для машины оказался слабеньким. Его приходилось хорошо “крутить”, а от этого его ресурс до капитального ремонта сокращался до неприемлемых 30 тысяч километров. Ну, а так как параллельно с разработкой Запорожца думали ещё и над транспортёром-амфибией ТПК, то и мотор решили делать для них один общий. В результате сошлись на конфигурации V4. На первых “горбатых” стоял мотор МеМЗ-965 объёмом 746 см3 и мощностью 23 л.с., в 1962 появился двигатель МеМЗ-966 (887 см3, 27 л. с.), а на нашей машине стоит МеМЗ-966Г образца 1966 года — того же объёма, но выдающий аж 30 л. с.


Как вы знаете, этот мотор с воздушным охлаждением. Для начала 1960-х — самое то: нормального антифриза всё равно не было, сливать на ночь воду зимой было хлопотно, так что чисто теоретически двигатель с воздушным охлаждением был самым правильным решением. Ну а на практике он всё же грелся… Иногда в этом были виноваты сами владельцы: переделывали воздухозаборники, позволяли зарасти ему маслом и грязью, неправильно выставляли угол опережения зажигания.

Впрочем, и сама конструкция получилась не слишком удачной: с дороги летела пыль, оседая на рёбрах цилиндров, стенки цилиндров были тонкими, а ГСМ середины прошлого века качеством тоже не отличались. Кстати, в инструкции по эксплуатации прямо говорили о том, что мыть мотор нужно хотя бы раз в год, а масло использовать и вовсе для дизельных моторов (например, ДП-11): масла для бензиновых двигателей этому мотору не подходили.

В качестве достоинств мотора можно назвать его отличную ремонтопригодность, чему способствовали удобство его демонтажа из машины, съёмные цилиндры и малая масса. Мотор можно было вытащить из машины, забрать с собой и починить дома на кухне, как в мультике про миграцию городского населения в Простоквашино.


Запорожец часто пытаются оскорбить, говоря, что в нём нет совсем никаких удобств. Врут! Есть там удобства. Печки нормальной нет, а удобства есть. Хотя, вообще-то, и печка есть — автономная, ненадёжная и пожароопасная. А вот с комфортом тут порядок.

Во-первых, пролезть во чрево этого тулупа на колёсах не так сложно благодаря заднепетельным дверям, которые распахиваются на немыслимый угол. Во-вторых, тут есть регулировки сидений: водитель может отрегулировать кресло вперёд-назад или изменить наклон его спинки. Есть впереди даже 12-вольтовая розетка, солнцезащитные козырьки, освещение салона и петли на боковых стойках возле крыши (они тут вместо ручек). В целом, очень даже богато.


Вначале был "горбатый", потом "ушастый". Как венец эволюционного развития советского народного автомобиля в 1979 году появилась "мыльница", или ЗАЗ-968М. Казалось, время этого автомобиля давно прошло, но мы встретились с владельцем "запорожца" Александром Жосом, который уже несколько лет круглый год ездит на этом интересном автомобиле…



Ходят слухи, что "запорожец" хотят скрестить с "Порше". Рабочее название нового автомобиля - "запаршивец".

"Запорожец" - советский "Порше"! У этого уникального автомобиля заднемоторная компоновка, V-образный двигатель воздушного охлаждения, а в комплектацию входит автономный отопитель. Кузов - двухдверный седан, но называть его можно и купе. По проходимости "запорожцу", наверное, нет равных среди легковых автомобилей. Что нам "Порше"? Герой многочисленных анекдотов ЗАЗ-968М и его владелец - сегодня у нас в гостях.


Александр Жос - очень активный автолюбитель, председатель автомобильного клуба "ЗАЗ-гараж", организатор любительского ралли "Сезон", судья чемпионата Беларуси по ралли. Участник многочисленных слетов, любительских и ретроралли. В год на своем ЗАЗ-968М он проезжает около 20.000 км! Каждое лето с семьей путешествует на нем по странам ближнего зарубежья. В прошлом году ездили в Карпаты…



На "запорожце"! В Карпаты! 3000 км пути! Представляете? При этом отрезок путешествия пришелся на бездорожье - автомобиль 1993 г.в. в правильных руках выдержал испытание.

- Были у меня иномарки, но я давно прикипел к автомобилям из Запорожья. Сам я, к слову, из этого города родом, - рассказывает Александр. - Почему ЗАЗ? Сложно сказать, ведь любовь, как говорится, зла - полюбишь и козла (смеется). Нельзя сказать, что любишь кого-то за что-то. Любишь - и все. Так и я свой "запорожец"…



- У нас когда-то был "горбатый" ЗАЗ. Переехали в Беларусь в 1999 году. Были и другие "запорожцы". Потом пересел на Sierra и ездил на ней некоторое время, но замучила ностальгия - в 2008 году вновь купил "запорожец". Какой у него сейчас пробег, сказать не могу, но ездит он много. Разумеется, надо руки иметь, чтобы такой машиной владеть, так как ремонтировать приходится частенько. С другой стороны, в нем все просто и ремонтопригодно. Двигателей у меня два: один обычно перебирается, второй в это время ездит - ходят моторы обычно по 100 тысяч километров. Подвеска больше 5000 километров не выдерживает - надо перебирать. Кузов переваривался, красился, но пока держится. "Жучки" вылезают - подкрашиваю. Но особой ржавчины пока нет. И все равно мне нравятся эти машины. Новую иномарку покупать не хочу, хотя такая возможность имеется, да и супруга на это дело подбивает. В моем автомобиле есть душа - зачем что-то другое?


Мне тоже выпала возможность проехать на легенде. Кататься приходилось на многих советских легковушках, но с ЗАЗами до сей поры не сталкивался…


- Хорошая машина "запорожец" - шума мотора совсем не слышно.
- Что, так тихо работает?
- Нет, уши коленями зажаты.

На самом деле двигатель хорошо слышно, а уши коленями не зажаты. Казалось, что будет как в том анекдоте, но на деле устроиться за рулем этого автомобиля можно вполне сносно. Тесновато, но для водителя среднего роста проблем с посадкой почти никаких. Здесь грамотная комбинация приборов, удобный руль, хорошая обзорность. Нет только площадки для отдыха левой ноги - сильно выступающие арки сжигают пространство для ног передних пассажиров. Но в целом ездить на "запоре" можно. Только шумно. И страшно: ломается машина частенько, а барабанные тормоза всех колес со своей функцией справляются не очень охотно.


Под капотом - V-образная "четверка" с воздушным охлаждением объемом 1,2 л. Слава богу, ни один "Мерседес" нам по пути не попался, ведь, несмотря на недостаток "лошадок", "запорожец" по меркам советских автомобилей разгоняется шустренько, стараясь изо всех своих 40 лошадиных сил, оповещая округу звонким выхлопом глушителя.


Способствует разгону и на удивление четкая работа коробки переключения передач. Руль по сравнению с теми же "жигулями" в разы легче - с "рулежкой" на парковке и в поворотах проблем нет.


На ведущую заднюю ось своим весом давит силовой агрегат. У "запорожца" плоское днище, высокий дорожный просвет (190 мм!), относительно короткая база и узкая колея, большие углы въезда и выезда - теоретически отличный "проходимец"! Попробуем диагональное вывешивание…


Первым делом в воздухе повисает переднее колесо, заднее же держится до последнего - "запорожец" едет вперед. Передняя часть автомобиля очень легкая, задняя - сильно нагружена, поэтому проще опрокинуть автомобиль, чем лишить заднюю ось возможности пробивать дорогу вперед. При этом ход подвески для легковушки внушительный. "Запорожцу" бы еще блокировку дифференциала для пущей убедительности… Впрочем, некоторые народные умельцы уже давно освоили такой тюнинг.

Посмотрите это видео - в руках хорошего водителя ЗАЗ-968М с блокировкой заднего дифференциала заедет очень далеко! Да и без него машина не промах - "геометрия" уж очень хороша.


Для уверенного покорения сложных участков дорог в путешествиях Александр установил бобруйские шины БИ-508 175/70 R13. "Зацеп" в разы вырос за счет агрессивного рисунка, да и дорожный просвет слегка увеличился.



В путешествия? На "запорожце"? Почему бы и нет - сзади в передние спинки коленями будут упираться только высокие пассажиры. Мне было вполне комфортно: диван очень мягкий, спинка имеет относительно большой угол наклона, передние кресла стоят высоко - есть куда поставить ноги.



Конструктивные особенности независимой подвески передних и задних колес с телескопическими амортизаторами обеспечивают автомобилю достаточную плавность хода, в том числе на дорогах с неровным покрытием. Можно прыгать, скакать по ямам - подвески держат удар. Главное, чтобы на ходу от машины ничего не отвалилось…


Но все это не очень важно, ведь есть, есть душа в ЗАЗе! Я понимаю Александра Жоса - с этим автомобилем не соскучишься, в нем действительно есть что-то особенное. В то время как автопроизводители штампуют одинаковые машины, старая советская классика дает иные, давно забытые ощущения от автомобиля. Взять хотя бы этот знакомый с детства запах салона советской машины… Весь кайф - в ощущениях от "запорожца": он живой, он дышит!

Дела клубные


- Наш клуб "ЗАЗ-гараж" объединяет любителей "запорожцев". Вообще любителей этих автомобилей очень много, есть клубы даже в Восточной Германии. Активно сотрудничаем с украинцами. Объединяет нас то, что все мы всегда готовы помочь друг другу. Путешествовать не страшно: во-первых, машину знаешь как свои пять пальцев, во-вторых, в любом месте есть люди, которые всегда готовы помочь, - они на форуме оставляют контакты. В Беларуси я и мой товарищ тоже всегда готовы оказать техническую помощь. Как-то возле Львова шестерню срезало. Стоим на дороге - случайно встретили знакомых на ЗАЗах. Взяли они нашу машину на трос и повезли на базу, а по телефону передали: "Белорусы сломались!" И там приготовились нас принимать.


- Приезжаем - встречают наши ребята, - продолжает рассказ Ольга, дочка Александра. - У них все готово: бегут к нам с лампами, инструментами, отца за прокладкой клапанной крышки только отправили - все остальное сами оперативно сделали. На форуме всегда можно списаться с людьми из городов, через которые будешь проезжать. Там встретят со всей душой, покажут места интересные, которых на туристических картах нет. Очень дружный народ любители "запорожцев". Слеты проводим, встречаемся постоянно. Что-нибудь случится в дороге - наши ребята всегда придут на помощь.


- Женщины в клубе тоже есть. Особенно примечательны две близняшки, - говорит Ольга.- Одна из Львова, вторая из Германии - ездят на "горбатых" "запорожцах" и "Таврии"…

В этом году должен был проходить Императорский звездный ретропробег по маршруту Одесского автопробега 1914 года. Сто лет назад его запланировали, но провести не удалось - началась Первая мировая война. Спустя век решили повторить. Александр Жос должен был стать организатором этого пробега от Беларуси. На июль был назначен старт. Участники должны были собраться в Киеве, откуда стартовать по маршруту Киев - Умань - Одесса. Но опять началась война - ретропробег был отменен…

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Заметки на полях



Знаменитая бензиновая печка "запорожца" - зимой в машине можно греться с неработающим мотором.



Блок управления "советским Webasto".



"Запорожец" ломается часто, но под капотом есть лампочка, которая упрощает ремонт и обслуживание автомобиля в темное время суток.



Ручка управления пусковым устройством карбюратора (или "подсос" в народе) спрятана между передними сиденьями. Некоторые современные автолюбители, возможно, и не знают, для чего она предназначена.


5


Приемная камера системы охлаждения двигателя имеет специальную заслонку, закрыв которую в холодное время года, можно ускорить прогрев двигателя до рабочей температуры.



У "запорожца" абсолютно плоское днище. Жаль только, поддон ничем не защищен. С другой стороны, сделан он из прочной стали и расположен в задней части автомобиля.



80-го бензина нынче на заправках не сыщешь. Александр заливает 92-й, а для снижения риска детонации установил специальный прибор для подачи воды в камеру сгорания. Расход топлива - 7 литров на 100 км в смешанном цикле.



Воздушный фильтр ЗАЗ-968М инерционно-масляный. Его не нужно менять, обслуживание сводится к смене масла, промывке корпуса фильтра и фильтрующей набивки.



По сравнению с предшественником исчезли "уши" на боковых панелях моторного отсека - вместо них установлены плоские решетки. В связи с отсутствием "ушей" воздухозаборников в народе автомобиль быстро окрестили "мыльницей". Похожести формы корпуса с этим атрибутом способствовал и молдинг, который визуально делил машину на нижнюю и верхнюю части. В подкапотном пространстве ЗАЗ-968М была по-другому организована циркуляция воздуха, что позволило несколько улучшить охлаждение двигателя у этой модели.



А вы знаете, почему у "запорожцев" багажник спереди? Народная молва гласит, что на такой скорости за вещами надо присматривать.



Запасное колесо на ЗАЗ-968М, в отличие от предшественника, располагается в подкапотном пространстве.



На крышке багажника Александр установил своеобразные "релинги". Они очень выручают во время путешествий - к ним крепятся палатки, коврики и прочий скарб.



Передние сиденья раскладываются, а если их переставить, то появляется практически ровное спальное место. Но высокорослому человеку вряд ли здесь будет удобно.



Контрольная лампочка тормозной системы загорается во время каждого торможения, словно говоря водителю: "Не бойся! Есть, есть тормоза!"



Всего во дворе Александра я насчитал пять "запорожцев" и один "Москвич-2137". Последний проделал путь из Минска до Владивостока и обратно. Сегодня автомобиль путешественников Павла и Татьяны Глазковых находится на хранении у героя нашей статьи.


Есть и такие любители "запорожцев".



А этот "горбатый" приехал в пос. Дружба из Борисова своим ходом. В данный момент разобран. 24-летняя дочь Александра Жоса Ольга с помощью отца планирует восстановить автомобиль и ездить на нем. Сейчас они на этапе поиска хорошего кузовного мастера для пескоструйки и покраски кузова. Если среди наших читателей есть такие люди - Александр и Ольга просят отозваться на sunshine44a@yandex.ru.


Больше интересен способ управления Запорожцем из едущего рядом Москвича. "Разрушители легенд" интересуются.

Ты не поверишь, но Европейские краштесты в категории "удар в столб"

производятся на скорости всего лишь 29км\ч.

50 км/ч вродь скорость

Давайте поржём над тем, что в 1960-х требования к безопасности были не такие, как в 2020.

Сборочная линия "Запорожцев"





Реклама ЗАЗ СССР

















Кусочек СССР


Пару дней назад, гуляя после дождя наткнулся на этот экземпляр на одной из улиц города. Решил щелкнуть на память, очень уж обстановка понравилась. Уже после заметил, что номера на нем еще старого образца, да и вообще окружение, если не считать нескольких деталей, как будто "оттуда". Ретушировать ничего не стал, пусть будет как будет.


Испытания электрички

ЭР22-ОП1
СССР, Московская область, ЭК ВНИИЖТ, Щербинка, 1970 год



Краткая история "ушастого Запорожца" в фотографиях

История развития того самого "ушастого Запорожца" классической модели 966 – от первых макетов до серийных машин. 1960 – 1972 год.


Макет №1 (1960)


Макет №2 (1960)


Макет №3 (1960)


Опытный образец серии "Вариант I" (1961)


Опытный образец серии "Вариант II" (1961-1962)


Опытный образец серии "Вариант III" (1962-1963)


Опытный образец серии "Вариант IV" (1963-1964)


Опытный образец серии "Вариант IV" (1963-1964)


Серийный вариант (с 1966 года, на фото ранний образец, богатый на декор)


Серийный вариант (поздние машины, с 1971 года и вплоть до окончания выпуска в 1973 году)


Мой самый первый автомобиль."Запорчик",я тебя помню.

Первой машиной у меня был инвалидный "Запорожец",тестю как ветерану и инвалиду войны бесплатно такой автомобиль выдавали.А он отдал его нам с женой .Смешная была машинка, с ручным управлением в 28 л.с. ,жутко тихоходная,но проходимости необыкновенной.Ездил я на нём по таким дорогам где современный джип-паркетник завязнет наглухо.Но он практически никогда меня не подводил ,а если глох наглухо ,то только то перед гаражом,в который я его на руках заталкивал и ремонтировал. Гонял я его по полям и лесам и в хвост и в гриву.

От такой езды по бездорожью глушак у него и прогорел.Запчастей тогда было не достать и я при помощи асбеста ,жести и проволоки до поры до времени латал в глушителе всё новые дыры, наматывал всё это как на больной пальчик, слой за слоем. Много разного я накрутил на глушак.

Как то за городом газанул посильнее и все мои заплатки одномоментно отвалились. Вот это был рёв.Мне показалось что у меня под днищем бомба взорвалась.А соседние автомобили аж в сторону шарахнулись с испугу.Да я и сам чуть не выпрыгнул из "Запора".Затормозил ,вышел из машины,а сзади по всей дороге мои пластыри валяются.Ехать до гаража было долго,но стараясь не газовать я кое как, распугивая легковушки и даже грузовики добрался до дома.

С тех пор я когда слышу рёв спорткара,или байка представляю себе не мощный автомобиль ,а свою развалюху с оторванным глушителем.

Историй с моим железным конём было много.Воспоминания в большинстве о нём остались самые хорошие.Да,ломался он так часто ,что казалось что я его больше ремонтирую ,чем езжу на нём.Зато моими соседями по гаражу были инвалиды,ветераны войны и когда я возился со своей ,или с их машинами они мне рассказывали случаи из жизни и помогали с запчастями.

И что бы не говорили об этом чуде советского автопрома ,для меня он навсегда останется самым первым и самым любимым автомобилем.

Я уверен что у машин есть своя,машинная душа и у моего первого автомобильчика она была добрая и вот такого солнечного цвета.


Это не мой "Запор",но выглядел он именно так.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.