Темы по физкультуре про осанку

Конспект на интерактивный видео-урок

Урок № 5. Осанка

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Урок посвящён формированию правильной осанки.

Лордоз – это физиологический или патологический изгиб позвоночника, при котором его выпуклость обращена вперед.

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Сколиоз – это искривление позвоночника вправо или влево относительно своей оси. Чаще всего встречаются сколиозы грудного и поясничного отделов позвоночника.

Сутулость – это одно из многих возможных нарушений осанки, деформации спины, возникающей в связи со слабостью мышц.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Интернет-ресурсы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Школьники растут, и в их организме происходит окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно формируются кости таза, кистей, предплечий. Позвоночный столб в это время очень чувствителен к различным воздействиям, т.к. его костная основа еще не сформирована.

Что же такое осанка?

Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Важно добиться оптимальной осанки, которая будет максимально разгружать мышцы. Кроме того с помощью оптимальной осанки снижаются риски нарушений и отклонений, связанные с состоянием здоровья и развитием растущего организма.

Посмотрите, как выглядит здоровый позвоночник у человека с N осанкой


Естественные изгибы позвоночника очень важны. Они начинают формироваться уже в течении первого года жизни. Их основной функцией является распределение нагрузки, которая ложится на позвоночник. Кифоз – прогиб позвоночника назад, лордоз – прогиб позвоночника вперед.

Но изгибы позвоночника могут возникать и вследствие нарушения осанки. Это сколиоз и сутулость.

Сутулый человек отличается приподнятыми плечами, в которую втянута голова, и согнутой спиной. У человека со сколиозом одно плечо выше (или ниже) другого.

Сколиоз является серьезным заболеванием. Изогнутая часть позвоночника давит на нервы, отходящие к внутренним органам. Могут возникать боли в области спины и тех органов, к которым эти нервы подходят.

Существует множество упражнений для укрепления мышечного корсета. Мы покажем самые доступные и эффективные. Их можно делать и детям и взрослым.

Упражнения для профилактики нарушений осанки:

Упражнение № 1 Построение, ходьба с движениями рук, ходьба на носках.

Упражнение № 2 И. п. — основное положение. Поднимаем прямые руки вверх — вдох, опускаем — выдох (3–4 раза). Темп медленный.

Упражнение № 3 И. п. — основная стойка, руки на поясе. Сгибаем колени к животу и возвращение в исходное положение (3–4 раза каждой ногой).

Упражнение № 4. И. п. — основная стойка, гимнастическая палка в опущенных руках. Поднимание палки вверх — вдох, опускание — выдох (4–5 раз).

Упражнение № 5 И. п. — основная стойка, палка на лопатках. Наклон корпуса вперед с прямой спиной и возвращение в и. п. (4–5 раз). При наклоне корпуса — выдох, при выпрямлении — вдох.

Эта группа специальных упражнений позволяет вытягивать позвоночник, воздействовать на его деформированные отделы, а также укреплять мышцы живота.

Очень важно не только регулярно делать специальные упражнения, но и следить за правильным положением осанки и в обычное время. Необходимо слушаться родителей, когда они вам говорят, чтобы вы держали спину ровно. Это очень важно и сейчас мы узнаем, почему.

Правильная осанка – это залог отличного настроения и уверенности в себе. Попробуйте выпрямить спину, а потом сгорбиться. В каком состоянии вы чувствуете себя лучше? Видели ли когда-нибудь успешных людей со сгорбленной спиной? Нет, обычно плечи у них всегда расправлены, голова гордо смотрит вперед. Берите с них пример.

Помимо психологических преимуществ здоровая осанка приносит пользу и нашему физическому состоянию. Хорошая осанка позволяет увеличивать вместимость легких, за счет чего организм лучше обогащается кислородом. Позвоночник даже влияет на голос. Если у вас ровная спина, диафрагма открывается, и ваш голос лучше звучит.

И невозможно добиться красивой фигуры без здоровой осанки. С хорошей осанкой вы всегда будете выглядеть на 2-2,5 кг стройнее, и ваша одежда будет лучше на вас сидеть.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Осанка – это ____ положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Варианты ответа:

  • Обычное
  • Привычное
  • Необычное
  • Естественное

Решение. Осанка – это привычное положение, которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

2. Что такое кифоз?

Варианты ответа:

  • прогиб позвоночника назад
  • прогиб позвоночника в сторону
  • прогиб позвоночника вперед

Решение. Кифоз - это прогиб позвоночника назад.

Цель: закреплять знания детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения.

1. Формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, выработки правильной осанки.

2. Формировать навыки самоконтроля, саморегуляции в процессе двигательной активности.

3. Формировать коммуникативные навыки общения со взрослыми и детьми по поводу профилактики плоскостопия и сохранения осанки.

4. Развивать связную речь, мышление,память, зрительное восприятие, воображение.

5. Воспитывать чувство любви к своему организму, желание следить за своей осанкой.

Интеграция образовательных областей: здоровье, коммуникация, социализация, познание,физическая культура.

Развивающая среда: следы плоской и правильной стопы из картона, мультимедийный проектор,домик Клепы.

Спортивный инвентарь: палки гимнастические, мешочки.

Ход занятия.

Дети подходят к музыкальному залу, воспитатель обращает их внимание на следы

(плоской стопы, из картона на полу).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, здесь какие-то следы необычные, мне интересно, кто бы мог их оставить, а вам? Как же узнать, чьи это следы?

Дети: Пройти по следам.

Воспитатель: Тогда в путь.

По следам приходим к домику веселого клоуна Клепы.

Воспитатель: Ой, ребята к кому же мы пришли? Давайте я постучу в дом?

Выходит Клепа, здоровается с детьми (Клепа идет неуклеже, спина сгорблена, плечи опущены, вид больного человека).

Клепа: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Меня зовут Клепа.

Воспитатель: Здравствуй, Клепа! Что с тобой? Почему у тебя такое плохое настроение?

Клепа: Я не знаю, что со мной? У меня сильно болит спина!

Воспитатель: Ребята,как вы думаете, почему болит спина у Клепы?

-Что особенного в движениях Клепы вы заметили?

Дети: У него неправильная осанка, он горбится,он грустный,ему плохо.

Воспитатель: Ребята, по-моему, мы должны Клепе помочь! Как вы думаете?

Дети: Да, поможем Клепе!

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем изобразить человека с неправильной осанкой.

Воспитатель: Как он ходит, двигается, удобно ли вам?

Покажите, как сидит человек с неправильной осанкой? (дети садятся на стулья)

Воспитатель: Хорошо себя чувствуете? Что вы ощущаете?

Воспитатель: Ребята, как сидит человек с правильной осанкой? Покажите Клепе, что для этого нужно сделать.

Воспитатель: Очень важно научиться правильно сидеть. Спина должна быть прямой!

Это сложно, но постепенно мышцы спины окрепнут, и человек перестанет сутулиться.

Воспитатель: Попробуй, Клепа сядь правильно, у тебя получится.

Клепа садиться правильно. Ребята, мне уже легче!

Воспитатель: Ребята, я хочу напомнить о том, что правильная осанка формируется с первых дней жизни человека, до 18 лет. Приятно смотреть на стройного человека.

У него ровная спина, голова поставлена прямо, он широко

и уверенно шагает, смотрит вперед.Про такого человека говорят: у него хорошая осанка. Хорошая осанка может быть у каждого.

-Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, для того чтобы у человека была хорошая осанка?

Какие правила нужно знать?

(Ответы детей: делать зарядку, укреплять мышцы спины и живота, развивать гибкость позвоночника, следить за осанкой во время ходьбы и сидя на стульях, заниматься спортом, правильно питаться, больше двигаться, спать на жесткой постели с невысокой подушкой, не поднимать тяжелые предметы, не носить груз в одной руке).

Человек с хорошей осанкой легко дышит, поэтому он не чувствует усталости, даже когда много работает.Воспитатель: У стройного человека правильно сформирован скелет, а значит легче работать сердцу, легким, желудку и другим органам. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой, у человека появляются мучительные боли в спине.

Клепа: Ребята, оказывается вот почему у меня так сильно болит спина!

Воспитатель: Да, Клепа от того что у тебя не правильная осанка. А что бы спина больше не болела, нужно знать правила для соблюдения правильной осанки, которые ребята нам перечислили.

Инструктор: Ребята, как можно проверить свою осанку?

Дети: надо встать у стены, затылок, лопатки, пятки должны касаться стены.

Инструктор: Правильно! Клепа, ты хочешь проверить свою осанку?

Клепа: Да, конечно хочу!

Инструктор: Встаньте у стены, а теперь сделайте шаг вперед, сохраняя тоже положение тела. Вернитесь к стене, опять проверим свою осанку. Снова сделайте шаг вперед. Вот такая красивая спина должна быть у вас всегда.

-А еще как можно проверить свою осанку?

Дети: Положить на голову любой предмет. Если легко идти и предмет не падет, значит осанка правильная.

Ходьба по залу, сохраняем правильную осанку.

Инструктор: Дети, никто из вас мешочек не уронил. Значит, какая у вас осанка?

Дети: У нас правильная осанка, мы ничего не уронили.

Инструктор: Ребята, помните, без труда и физических упражнений мышцы слабеют и дряхлеют. Если с детства помнить об этом, систематически трудиться и заниматься физкультурой, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в спортивные игры, то скелетные мышцы укрепляются, и осанка остаётся ровной. Не будем откладывать дело на потом, предлагаю укрепить мышцы спины.

Дети берут гимнастические палки и врассыпную встают по всему залу.

И. п. : о. с., палка внизу.

1 - палка вверх, правая нога назад, на носок.

2 - палка вниз, ноги вместе.

3-4 – тоже левой ногой.

Повторить 8 раз.

И. п. : ноги на ширине плеч, палка внизу за спиной, в опущенных руках.

1 – наклониться вперёд, голову не опускать, руки отвести вверх.

И. п. : стоя, ноги врозь, палка внизу.

2 – поворот вправо.

Повторить 6 раз.

И. п. : о. с., палка внизу.

1 – палка вверх, правая нога назад, на носок.

2 – палка вперёд, касаемся палки правым коленом.

3 – палка вверх, правая нога назад, на носок.

5-8 – тоже левой ногой.

Повторить 8 раз.

И. п. : упор, стоя на коленях.

Повторить 8 раз.

И. п. : лёжа на животе, палка в прямых руках.

1 – руки и ноги вверх, прогнуться.

И. п. : стоя сбоку от палки, руки на поясе.

Ходим по палке вправо, затем влево.

Повторить 6 раз.

И. п. : о. с., палка на полу перед ребёнком. Прыжки через палку вперёд, назад.

Повторить 6 раз.

Инструктор: Молодцы, теперь я уверена, что сегодня мышцы вашей спины укрепились. Предлагаю убрать спортивный инвентарь.

Воспитатель: Отлично! Присядем, продолжим нашу беседу. Еще одной из причин

нарушения осанки является плоскостопие.

-Ребята, давайте мы сравним следы Клепы с следами зеленого цвета.

(Дети находят отличия)

Воспитатель: Вот так выглядит здоровая стопа (указывает на след зеленого цвета).А вот так плоская (след красного цвета)Это стопа больного человека нашего Клепы.

Казалось бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на ступне.Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, ходим,прыгаем.

- Знаете, ли вы вы,какую обувь нужно носить,чтобы не было плоскостопия?

(Ответы детей)

Инструктор: Ребята, я вам предлагаю выполнить упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Встаньте все в круг, и выполняйте упражнения в соответствии с моим текстом.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята.

Ну, а если надоест,

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

Инструктор: А, чтобы наши спины не болели, очень полезен массаж, мы его сейчас выполним. Вставайте, дети, в круг.

(Движения выполняются в направлении сверху вниз.)

Дождик бегает по крыше-

По веселой звонкой крыше-

(Постукивают пальчиками.)

- Дома, дома посидите –

(Легко постукивают кулачками.)

Никуда не выходите-

(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.)

А уйду – тогда гуляйте…

(Поглаживание ладонями.)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами обсудили важную тему. Теперь вы понимаете, почему важно иметь правильную осанку. Вспомните, какие правила нужно соблюдать каждый день,чтобы была красивая осанка?

(Ответы детей).

- Ребята,а что вы пожелаете Клепе (ответы детей)

Клепа:Спасибо,ребята! Я обязательно буду соблюдать все правила,что бы

моя спина больше не болела!

Клепа прощается с детьми.

Программа кружковой работы по ЛФК. Программа кружковой работы по ЛФК. Нурсаетова З. Г. Инструктор по физической культуре МБДОУ №5 г. Лениногорск РТ Пояснительная записка.

Правильная осанка у человека, означает, то, что он полностью здоров и не имеет проблем со спинной. Возможными причинами нарушения ее, могут быть вызваны переутомления позвоночника, а также из-за длительного и неправильного положения туловища. Сильно влияет на спину и ее состояние сидящая работа. Не исключено, что проблемы с осанкой могут оказаться врожденными. Главной причинной появления не правильной осанки, является недостаточная работа спинных мышц.

Профилактические меры.

Рекомендуется при обнаружении проблемы, как можно, раньше обратится к специалистам за оказанием медицинской профессиональной помощи. Так как в юном возрасте легче исправить нарушения осанки, а спустя время и годы, труднее и больнее исправить проблемы с позвоночником.

Если не лечить выявленные нарушения, в дальнейшем приведут к таким заболеваниям спины как:

  • Остеохондроз – это комплекс нарушений в суставах хряща;
  • Сколиоз – это трех плоскостная деформация позвоночника;
  • Артроз – деструктивно – дистрофическое заболевание суставов, появляется оно из-за поражения хрящевых тканей в суставных поверхностях.

Обладатели прямой и правильной осанки спины, не только выглядят привлекательно и красиво, но и не имеют проблем с внутренними органами, а также исключено появление болей в спине. Ведь из-за проблем с осанкой у человека появляются проблемы с походкой, с внешним видом, так как появляется сутулость и горбатость.

Поэтому рекомендуется, не относится к своему здоровью безразлично, а следить за ним. И при выявлении, каких либо нарушений, как можно раньше производить лечение.

Вариант №2

Осанка – это вертикальное положение тела человека. Одной из наиболее распространенных болезней позвоночника является сколиоз.

Еще со школьной скамьи мы приобретаем искривление позвоночника в силу неправильного положения тела за партой и низкой физической активности.

  1. Ношение неудобной обуви, например, высоких каблуков.
  2. Слишком жесткий упор на стопу во время ходьбы.
  3. Какие-нибудь генетические предрасположенности.
  4. Постоянное нахождение в одной и той же позе. Например, сидячий образ жизни.
  5. Слабые мышцы позвоночника.
  6. Травмы.

Чтобы не допустить сколиоза, необходимо соблюдать определенные правила.

Когда Вы стоите . Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Голова смотрит прямо. Плечи сводим вместе, но не напрягаясь. Живот втянуть.

В положении сидя за столом.

  • Расстояние между столом и глазами должно быть 30 см.
  • Стул должен находиться на таком уровне, чтобы колени были ниже ягодиц, а ноги плотно стоять на полу.
  • Спинка стула должна соответствовать изгибу спины. У нее должен быть упор в области поясницы, чтобы снять максимальное напряжение.
  • Во время сидение необходимо спину держать ровно.
  • При работе за гаджетом расстояние между глазами и экраном должно быть 25 см, а угол просмотра 30градусов.

  • Матрас должен быть жестким. Лучше если он будет ортопедическим.
  • Во время сна максимально необходимо расслаблять мышцы.
  • Когда мы спим на животе, то наши мышцы спины максимально расслабляются, однако мышцы шейного отдела при этом не отдыхают.
  • Спите на боку.
  • Подбирайте правильную подушку. Она не должна быть высокой и слишком мягкой.

Следить за своим здоровьем необходимо изначально. Исправить неправильную осанку сложно. Необходимо все время следить за собой. Плечи должны постоянно находиться в прямом положении, т.е. слегка отведены назад. Голова должна быть прямой. А также необходимо распределять нагрузку равномерно на обе ноги при ходьбе.

В экстренных случаях помогает ношения ортопедического пояса.

Никогда не следует забывать о том, что движение – это залог здоровья. Спорт помогает укреплять мышцы спины и устраняет многие заболевания.

2, 3, 4, 5, 6 класс. Кратко

Правильная осанка


Популярные темы сообщений

Вомбаты принадлежат семейству сумчатых и млекопитающих, состоящих в отряде двурезцовых. Они обитают в Австралии, их домом выступают вырытые норы, а питаются вомбаты растениями, которые удаётся обнаружить при ночных вылазках из норы.

На юго-западе Сибири, в южной части Кузбасса находится город Новокузнецк. Кузнецкий острог был основан в 1618 г., а в 1622 году получил статус города и имя Кузнецк-Сибирский. В 2019 г. население Новокузнецка составило 552 тысячи человек.

Ежегодно обучающиеся нашей школы проходят медицинский осмотр. Оказалось, что у обучающихся 1-4 классов есть проблемы нарушения осанки и плоскостопия.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Проект по физической культуре

Руководитель: учитель физической культуры

Ширяева Лилия Рифгатовна

1.Этапы реализации проекта 6

2. Методы и организация исследования 7

3. Результаты исследования проекта 10

Заключение 15

Список использованных источников 21

Ежегодно обучающиеся нашей школы проходят медицинский осмотр. Оказалось, что у обучающихся 1-4 классов есть проблемы нарушения осанки и плоскостопия. Это отображено в таблице№1.

учебный год

Количество обучающихся

Нарушение осанки

(к-во человек)

(к-во человек)

Плоскостопие (к-во человек)

По моему мнению, мы школьники, должны проявлять интерес к данной проблеме, так как это наше здоровье. Попробуем проанализировать результаты медицинского осмотра за 3 учебных года и анкетирование 3 класса. Но, к сожалению, возможностей заработать неправильную осанку много, что мы и решили выяснить:

начиная с тяжёлого рюкзака и систематического неправильного ношения школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух);

много времени проводят за партой, перед телевизором, компьютером в полусогнутом состоянии,

недостаточная двигательная активность;

Впоследствии, если не обращать внимания на осанку, то это приведёт к заболеванию позвоночника (сколиоз) суставов, стопы и внутренних органов.

До 10 % детей нашей школы переходят в среднее звено с нарушением осанки (см. таблица№1). Но, несмотря на всё это, нарушение осанки можно исправить. Это требует постоянного контроля родителей и учителей.

Объект исследования: правильная осанка обучающихся 3 класса.

Предмет: правильная осанка и факторы влияющие на неё.

Гипотеза: мы предполагаем, что для формирования правильной осанки необходимы физические упражнения, так как это наше здоровье.

Цель: выявить факторы, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников, разработать комплекс упражнений на формирование правильной осанки.

Провести тестирование, анкетирование и выявить факторы, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников;

Разработать упражнения на формирование правильной осанки в школе и дома, рекомендации для учащихся и их родителей;

Организационный этап:

создание активной группы из 4 человек и распределение обязанностей в группе (последовательность работы над проектом);

выявление интересов детей с помощью анкетирования;

Подготовительный этап:

написание плана работы группы (см. Приложение№1);

анализ справочной литературы по данному вопросу;

установление сроков выполнения проекта;

подбор информационных ресурсов.

Этап реализации проекта 2018 год:

самостоятельная работа в группах по сбору информации по теме для

решения поставленных задач;

систематизация собранного материала;

анализ полученных результатов медицинского осмотра;

тест на правильную осанку;

составление таблиц, графиков, диаграмм;

подготовка и оформление результатов в виде буклетов, презентаций;

обработка и описание полученных результатов и оформление.

Заключительный этап 2018 год:

оформление портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта);

выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проекта (продолжить работу дальше в 5-8 классах,10-11 классах);

ознакомление учащихся, родителей, учителей с результатами проекта.

Планируемый результат:

разработать упражнения на формирование правильной осанки, составить буклеты для обучающихся 1-4 классов;

получить практические навыки контроля над своей осанкой.

2. Методы и организация исследования.

2.1 Методы исследования.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

- анализ научно-методической литературы;

- сбор статистических данных медицинского осмотра;

- тестирование (определение плечевого индекса (ПИ));

- методы математической статистики (вес рюкзаков и портфелей, сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189).


2.2 Организация исследования. Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 9 лет, поэтому объектом исследования стала правильная осанка обучающихся 3 класса МОУ СОШ № 3 г. Надыма.

Для исследования мы создали активную группу. Спланировали работу группы на 2017-2018 учебный год.

1) Исследования проводились в 4 этапа в МОУ СОШ № 3 г. Надыма.

На первом этапе:

- провели анализ научно-методической литературы, по изучаемой проблеме;

Осанка - важный показатель, характеризующий физическое развитие человека, которое рассматривается как прямое отражение здоровья.

Затем мы изучили факторы, которые влияют на правильность осанки и решили исследовать некоторые из них в нашей школе (Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей. сб. Физическое воспитание детей школьного возраста. - Новокузнецк, 1998 г.) :

- отрицательное влияние окружающей среды;

- длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела (за партой, перед телевизором, компьютером);

- несоответствие мебели росту ребенка;

- превышение веса портфеля;

- систематическое неправильное ношение школьного портфеля;

- неправильное освещение;

- несоблюдение здорового режима дня (че­редовать учебу, отдых на свежем воздухе, отдых дома);

- слабость мышц, недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия).

На втором этапе:

- провели анализ полученных результатов медицинского осмотра 3 класса за период с 2016-2017 учебного года;

- всего было исследовано18 человек;

- с помощью тестирования выяснили, у кого правильная осанка.

Тест на правильную осанку. Определение плечевого индекса (ПИ).

Измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины - плечевую дугу. При измерении спереди сантиметровая лента проходит на уровне ключиц, а при измерении сзади - по надлопаточным остям.

Плечевой индекс = ширина плеч : плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка; Если величина ПИ меньше 90% – есть признаки нарушения осанки; Если показатель ПИ очень низкий 60-70 % это значительные признаки нарушения осанки, при которых необходима консультация ортопеда.

На третьем этапе:

На четвертом этапе исследования:

- обработали и описали полученные результаты и оформили работу;

- разработали упражнения на формирование правильной осанки;

Глава 3. Результаты исследования.

В процессе исследования были получены следующие результаты: 1) Составили таблицу и диаграмму медицинского осмотра 3 класса (за 3 года) 2015 - 2018 учебных годах. Таблица №2

учебный год

Количество обучающихся

Нарушение осанки

(к-во человек)

(к-во человек)

Плоскостопие

(к-во человек)

во 2 классе

Диаграмма 1

Проанализировали анкетирование

Количество обучающихся принимали участие в анкете

Письменный стол освещён

неправильное

Вес рюкзака превышает норму больше 2 кг

Не имеют дома спортивного уголка

Диаграмма 2

Вывод: Данная диаграмма 2 показывают, что более поло­вины учащихся имеют отклонение от норм по трём основным фактором:

Неправильно освещённый письменный стол.

Превышение веса портфеля.

Отсутствие спортивного уголка.

3) Провели тестирование в 3 классе.

Плечевой индекс(ПИ) = ширина плеч : плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка; Если величина ПИ меньше 90% – есть признаки нарушения осанки. И сделали диагностику правильной осанки в 4 классе.

Вывод: Диагностика показала, что у 8 человек в 3 классе правильная осанка, а у 10 нарушение осанки.

4) Результаты математической статистики отобразили в таблице - вес рюкзаков и портфелей и сравнили с нормами СанПиН от 29 декабря 2010 г. N 189 Таблица №4.

Всего проанкетированных человек

Вес рюкзака от 1,5 до 2,0 кг.

Вес рюкзака

(больше 2 кг)

Нормы СанПиН

12 ( в норме)

23 ( в норме)

По данным СанПиН, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг.

В действительности из 62 ранцев, взвешенных в ходе исследования в нашей школе, лишь 36 % весили до 2 кг. Сумки весом более 2 кг носят с собой почти 64 % учеников 1-4 классов. Лишь менее 20% родителей рассказали, что они каждый день следят за тем, что ребенок носит с собой в школу. При взвешивании выяснилось, что сильнее всего на вес школьных портфелей влияет спрятанные в них игрушки, книги и бутылки с водой. Суммарный вес ненужных вещей в ранцах некоторых детей достигает 2 килограммов.

Вывод: необходим контроль за весом школьного рюкзака и портфеля.

5)Разработали комплекс упражнений (см. Приложение№4, №5).

7)Рекомендации для учащихся и их родителей по формированию правильной осанки:

- выполнять физические упражнения по укреплению туловища;

-учебный уголок должен находиться возле окна;

-мебель должна соответствовать росту;

-свет должен падать слева (у левши - справа);

-сидеть за письменным столом нужно пра­вильно: голову слегка наклонить вперед, спину держать прямо;

-через каждые 20 минут работы за столом необходимо делать перерыв;

-некоторые устные домашние задания мож­но выполнять, лежа на полу, на животе, подло­жив опору под локти;

-детская кровать должна быть жесткой и на 20-25 см больше роста ребенка.

-необходимо контролировать вес школьного портфеля. Он должен весить не более 3 кг, и но­сить его надо за спиной в виде ранца( на двух лямках);

-важно соблюдать здоровый режим дня (че­редовать учебу, отдых на свежем воздухе, трудовые дела дома).

Наш проект показал, что на правильную осанку и состояние здоровья школьников влияет не один, а несколько факторов.

Дети должны стремиться выработать у себя правильную осанку. За собой надо следить: как сидишь, как стоишь, как хо­дишь. Особенно важно заниматься физическими упражнениями, укреплять мышцы, соблюдать режим дня и пита­ния, заниматься физкультурой и спортом, под­бирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки.

Если человек непринужденно, свободно дер­жит голову и корпус прямо, плечи слегка опу­щены, отведены назад на одном уровне, живот подтянут, колени выпрямлены, грудь несколько выступает вперед, то можно сказать, что у него правильная, хорошая осанка. Она отражает и внутреннее состояние чело­века - его настроение и самочувствие. Известно, что когда мы здоровы, бодро настроены, мы внешне подтягиваемся - распрямляем плечи, ровнее держимся, чувствуем себя уверено. Мы верим, что проблему нарушения осанки в нашей школе будем решать вместе: учителя, родители, ученики.

Исправление осанки требует настойчивой, систематической, кропотливой работы со стороны учителя, а прежде всего - со стороны самого школьника и его родителей, которые обязаны строго контролировать осанку ребёнка дома.

Проект можно использовать на уроках физкультуры, классных часах и родительских собраниях. Продолжить тему с уклоном на среднее звено, провести более глубокое изучение, заслуживает положительной оценки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.