Статья по физической культуре осанка

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания всегда сложнее, чем научить с детства полезным привычкам. В данной статье отмечено, насколько важно уделять внимание формированию правильной осанки ребенка начиная с раннего возраста. А так же представлены специальные советы и упражнения способствующие профилактике нарушения осанки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Шубный Антон Петрович,

учитель физической культуры

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №201

Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.

Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания всегда сложнее, чем научить с детства полезным привычкам. В данной статье отмечено, насколько важно уделять внимание формированию правильной осанки ребенка начиная с раннего возраста. А так же представлены специальные советы и упражнения способствующие профилактике нарушения осанки у детей.

По данным ВОЗ 80% населения России страдают от хронических болей в спине и конечностях. Чаще всего причиной болей является различные нарушения осанки и сколиозы.

Нарушения осанки являются одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. По данным Государственного доклада , число детей с нарушениями осанки в России достигает от 30 до 60 %. Возникшие заболевания такого рода создают благоприятные условия для возникновения ряда других функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве, а в последствии, оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. В то время, как правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма.

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке все части тела располагаются симметрично относительно позвоночника, плечи у человека развернуты, голова немного приподнята, руки и ноги разогнуты в суставах, а живот подтянут.

При правильной осанке вертикальная ось тела начинается с середины темени, пересекает условные линии, соединяющие наружные слуховые проходы, углы нижней челюсти и тазобедренные суставы и оканчивается впереди голеностопных суставов между стопами .

Проверить правильность своей осанки можно следующим образом: надо встать спиной к стене без плинтуса (к двери), касаясь её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. В области поясницы должна свободно проходить вертикально поставленная ладонь. Сделайте шаг вперёд, затем, сохраняя это положение, шаг назад к стене и ещё раз проверьте положение тела. Если после шага назад положение тела не такое, каким оно было в исходном положении, значит, у вас имеются нарушения осанки.

Известно, что в своё время воспитанницы строгих гувернанток носили на голове книги, привязывали к поясу прядки своих волос (забывшись и ссутулившись, они невольно вскрикивали от боли, так как волосы при этом натягивались). Это не описание средневековых пыток, это всего лишь мероприятия, направленные на то, чтобы не испортилась осанка. Мудрыми гувернантками не только обеспечивалась своим воспитанницам прекрасная гордая осанка, но и общее физическое здоровье организма

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы .

В этом виноваты многие причины:

- отсутствие физических нагрузок в повседневной жизни человека,

– Неверное положение тела во время занятий (сутулость, закидывание одной ноги на другую).

– Проведение большей части времени перед телевизором, за компьютером.

– Ношение на спине тяжёлых портфелей, которые и делают осанку неправильной.

– Режим дня, когда сну отводится очень мало времени.

– Наличие различных заболеваний, например: рахита, радикулита, туберкулёза, полиомиелита, близорукости.

– Полученная травма (например, перелом позвоночника).

Основным средством профилактики нарушения осанки и гармоничного телосложения является физическая культура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также специальные физические упражнения. Основные правила статико-динамического режима:

1 Постель должна быть жесткой, ровной, устойчивой с невысокой плоской подушкой. Спать надо на спине или на боку, но не свернувшись.

2 Приходя домой после учебы необходимо лечь, отдохнуть час-полтора чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник

. 3 Необходимо правильно организовать рабочее место: а) освещение должно быть рассеянным и достаточным; б) высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего человека до поверхности стола была около 30 см; в) высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 90 градусов; г) иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного сокращения при длительные занятиях в статическом напряжении.

4 Необходимо соблюдать правильную рабочую позу во время письма или чтения. Основные требования для рабочей позы во время занятий – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение. Правильная, симметричная установка одинаковых частей тела производится последовательно: стопы в опоре на полу, колени под стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом), равномерная опора на обе половины таза, туловище периодически опирается на спинку стула, между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь), предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны, голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см, при письме тетрадь расположена под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет школьник или студент, должен соответствовать середине груди.

5 Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке.

6 Следует бороться с порочными позами – так называемым косым положением плечевого пояса при письме, когда левая рука свешена со стола, или косым положением таза, когда пишущий или читающий сидит, подложив ногу под ягодицу, привычкой стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

В целях профилактики нарушения осанки необходимо так же выполнять физические упражнения!
Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках.

Ниже приведены основные упражнения для укрепления осанки:

1. Упражнения у стены.

Ребенок встает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь). Пусть ребенок, не меняя этого положения:

– сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение (далее и.п.);

– присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

– стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

– поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.

2. Упражнения лежа.

И. п. ребенка – лежа на животе, руки в стороны.

– на счет раз – ребенок должен прогнуться, поднимая руки, ноги, туловище и голову вверх;

– на счет 2 и 3 – он должен держать принятое положение;

– на счет 4 – он должен принять и. п.

И.п. ребенка – лежа на животе, руки вверх.

– на счет 1 – ребенок прогибается, поднимая голову, руки, туловище и ноги вверх;

– на счет 2-3 – выполняет одновременные скрестные движения руками и ногами;

– на счет 4 – принимает и.п.

3. Упражнения с предметами.

Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполненный солью или песком.

Стоя у стены, ребенок держит мешочек на голове:

– он должен пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

– отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение;

– встать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз

Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка - это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.

Вырабатывание красивой и правильной осанки, а также процесс закрепления достигнутого результата – это длительная тяжелая работа. Уделяйте внимание самым различным факторам: как сидит за столом, стоит и двигается ребенок, соблюдает режим сна и отдыха, а так же занимается спортом. Помогите ему вырасти успешным и здоровым человеком.

Все советы и специальные упражнения приведенные в данной статье рекомендуется использовать в своей программе не только учителям физкультуры,но и учителям начальных классов,а так же учителям-предметникам.

1)Вилесов А. Медников Н. Соколова Е. О формировании осанки у детей.

2) Куркова Л.Б. Профилактика осанки у детей.// Журнал “Адаптивная физическая культура” № 2, 2002 г.

3)Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей) / И.Д.Ловейко. - М.: Просвещение, 1970. - 95 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в моей статье вы найдете много интересногоьв моей статье вы найдете много интересного и полезного для себя и вашего ребенка. в ней описаны причины влекущие за собой нарушение осанки, также.

Консультация для родителей.

Стаья о профилактике нарушения осанки и плоскостопия.

Об ухудшении уровня физической подготовленности и физического развития свидетельствует возросшие в последние годы у школьников количества дефектов осанки. Принято считать, что нарушения осанки н.

Причины нарушений осанки у детей школьного возраста. Упражнения для исправления осанки.

Создание условий, способствующих повышению интереса у обучающихся к познанию своего организма, систематизации знаний обучающихся о строении своего тела, развитию потребности в формировании правильной .

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся со способами профилактики и способами определения нарушения осанки в домашних условиях.ЗАДАЧИ:Образовательные: обеспечить усвоение учащимися понятия о.


Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 15.11.2016 2016-11-15

Статья просмотрена: 6104 раза

Исправление различных нарушений осанки — процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требует особенно строго подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Эти занятия должны проводиться систематически, не реже 3 раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях.

В детских учреждениях, школах и кабинетах лечебной физкультуры поликлиник и диспансеров занятия корригирующей гимнастикой проводятся группами по 10-15 человек.

В подготовительном периоде таких занятий у детей вырабатывается представление о правильной осанке и путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений создаются физиологические предпосылки для ее формирования. В основном периоде последовательно решаются все лечебные и воспитательные задачи.

Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а так же положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них для развития и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная нагрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым относятся положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и четвереньках.

При ассиметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия).

При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза упражнение, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а так же брюшного пресса; при уменьшении угла наклона таза упражнение для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.

Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигается в ряде случаев уменьшением подвижности позвоночника, улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой спине).

Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнения с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а так же на растягивание грудных мышц.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного положения лежа на спине. Наиболее эффективные из них такие, когда одновременно вызывается максимальное для данного человека напряжение прямых и косых мышц живота.

Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для предоставления правильной осанки, и показе ее приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений. Для этого используют тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом; принятие правильной осанки с исправлением ее дефектов у стены, мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные (во время прижатия спины, ягодиц и пяток к стене); исправление дефектов осанки по указанию инструктора или методиста лечебной физкультуры.

Выработка и закрепление навыков правильной осанки происходят так же во время исполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, а так же упражнения в равновесии и на координацию. Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Основное упражнение для осанки.

Начните с основного упражнения для осанки. Встаньте спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. Затылок, плечи, икры касаются стены. Теперь постарайтесь прислониться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите живот, вытяните шею немного вверх и поднимите плечи. Проанализируйте "чувства" всех частей тела. Особенно мускулов спины и живота. Другими словами начните программирование своего позвоночного компьютера в положение нормальной осанки. Выполняйте это упражнение как можно чаще в течении дня. Как только вы сможете удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, тогда, сохраняя ту же осанку, идите вперед.

Правильная осанка при ходьбе.

Если у вас сильный, вытянутый позвоночник и вы ходите прямо, то удары при ходьбе погашаются хрящевыми пластинками и дисками, которые выполняют роль пружины и защищают спину и головной мозг от повреждения.

Если при ходьбе появляются боли, то вы должны контролировать два ключевых места — ноги и позвоночник. Упражнения для позвоночника могут сделать вашу походку плавной.

Ноги — это упругие рычаги, которые выносят тело вперед при каждом шаге, и, хотя они и нуждаются в хорошей защите от жестких тротуаров, обувь не должна ограничивать или стеснять свободу действий. Туфли на низких резиновых каблуках, или, еще лучше, на резиновой подошве помогают смягчить удары.

Вы должны идти так, будто ноги начинаются в середине вашего торса, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног. Пусть руки ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо.

Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением, которое омолаживает весь организм.

Как правильно сидеть.

Сидеть надо так же правильно, как и стоять. Основание позвоночника должно находиться на задней части жесткого и прямого сидения. Спина должна плотно прилегать к спинке стула, форма которого должна соответствовать кривой позвоночника. Живот должен быть плоским и твердым, не расслабленным; плечи прямые, голова высоко поднята. Другими словами сидите прямо.

Плоское сидение стула должно быть короче бедра, что бы край стула не давил на артерии под коленями. Высота от сидения до пола должна быть такой же, как расстояние от бедра до пола.

Не кладите ногу на ногу. Это вызывает боль в нижней части позвоночника и может вызвать заболевания половых органов. Не плюхайтесь со всего маха на стул! Этим каждый раз наносится резкий удар по позвонкам, от чего постепенно стираются хрящевые пластинки и диски. Садясь на стул, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперед и вверх, шея расслаблена, позвоночник вытянут. Вес тела приходится только на ступни, лодыжки и бедра — эти мощные и упругие рычаги должны мягко и упруго опускать тело на стул. Нужно научиться так же правильно подниматься со стула, это улучшает осанку и тренирует основные мускулы и связки. Поднимаясь, выталкивайте тело вверх, позвоночник же будет держать голову и торс прямо. Не помогайте себе руками, когда встаете и садитесь. Первое время будет очень трудно правильно сидеть, но однажды вы почувствует полное расслабление и отдых, так как тело будет находиться в естественном положении.

В постели позвоночник тоже должен быть ровным.

Если говорить о полном отдыхе и расслаблении, то позвоночник тем более должен быть ровным в постели, будь то ночной сон или небольшой отдых. Треть нашей жизни мы проводим во сне, и, если матрас на геле плохого качества, это грозит большими неприятностями позвоночнику. Мягкий, прогибающийся матрас не может дать хорошей опоры самой тяжелой части тела — тазу, и это искривляет позвоночник в ту сторону, на которой человек спит. Достаточно твердый матрас заставляет позвоночник изгибаться в противоположную сторону. Сон на спине или на животе не дает позвоночнику соответствующей поддержки.

Жесткий, плоский, но достаточно эластичный матрас дает возможность костям плеч и таза сформировать свой собственный естественный прогиб. Поместив широкую ровную доску между матрасом и пружинами кровати, получите желаемый тип постели. Небольшая и достаточно мягкая полка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна. Никогда не допускайте чтобы какая-нибудь часть тела давила на другую, так как это препятствует циркуляции крови. Непроизвольно напряженные лицевые мускулы часто вызывают напряжение шейных позвонков, поэтому старайтесь постоянно думать о чем-нибудь приятном, что вызвало бы улыбку на вашем лице.

Упражнения для позвоночника.

Позвоночник как никакая другая часть тела реагирует на ваше к нему внимание. Приступая к выполнению оздоровительных упражнений, следует руководствоваться следующими правилами: первое — не прилагайте резких усилий к окостеневшим местам; второе — выполняйте упражнения, соизмеряя нагрузки со своими физическими возможностями; третье — не старайтесь выполнить упражнение с максимальной амплитудой движения.

Можно полностью восстановить функции позвоночника в любом возрасте, с помощью простых упражнений, выполнение которых не представляет никаких трудностей. Эти упражнения способны оздоровить весь организм, так как, тренируя позвоночник, мы создаем условия для защиты от травм, отходящих от нервов спинного мозга, которые управляют различными органами.

Рассчитываете свои силы.

Выполнение всего комплекса не занимает много времени и не вызывает значительной усталости. Движений, которые мы совершаем в повседневной жизни совершенно недостаточно для поддержания позвоночника в гибком и удлиненном состоянии. Вы должны рассчитать свою силу и энтузиазм. Не переутомляйтесь! В течение первой недели делайте упражнения достаточно медленно. Если почувствуете боль или утомление, прекратите на время их выполнение. С каждым днем вы все сильней будете ощущать, как высвобождается нервная энергия, и укрепляются мышцы.

Здесь представлены пять основных упражнений для позвоночника, отличающихся друг от друга по эффекту действия, хотя внешне они сходны между собой.

После каждого упражнения можно отдохнуть, но выполнять всю серию нужно обязательно.

Упражнение № 1.

Это упражнение оказывает воздействие на ту часть нервной системы, которая обслуживает голову и глазные мышцы, а так же на целую сеть нервов, идущих к желудку и кишечнику. Таким образом, выполняя только это одно упражнение, мы оказываем воздействие на источник таких недугов, как головня боль, напряжение глаз, несварение желудка и плохо усвоение пищи.

Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину дугой. Тело опирается только на ладони и пальцы ног. Таз должен быть расположен выше головы. Голова опущена. Ноги расставлены на ширину плеч, колени и локти выпрямлены.

Опустите таз почти до пола. Помните, что руки и ноги должны быть прямые, что придает особую напряженность позвоночнику. Поднимите голову и резко откиньте ее назад.

Делайте это упражнение медленно. Опустите таз как можно ниже, а затем поднимите таз как можно выше, выгнув вверх спину, снова опустите, поднимите и опустите. Если вы делаете это упражнение правильно, то почувствуете через несколько движений облегчение, так как происходит расслабление позвоночника.

Упражнение № 2.

Это упражнение предназначено главным образом для стимуляции нервов, идущих к печени и почкам. Оно приносит облегчение в случае заболевания этих органов, возникающих по причине нервных расстройств. Вялая печень и затвердевшие почки, преждевременно постаревшие, в результате этого упражнения снова начнут хорошо функционировать.

Исходное положение тоже, что и для упражнения № 1.

Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину, тело опирается на ладони и пальцы ног, руки и ноги прямые. Поверните таз как можно больше влево, опуская левый бок как можно ниже, а затем вправо. Руки и ноги не сгибайте. Движения делайте медленно и постоянно думайте о растяжении позвоночника.

Сначала упражнение покажется вам очень утомительными. Но постепенно делать его будет все легче, не потому, что усиливаются мышцы, а потому, что значительно укрепляется нервная система. Помните, что это упражнение никогда не будет для вас слишком простым, в отличие от обычного раскачивания тела.

Упражнение № 3.

В этом упражнении позвоночный столб расслаблен сверху до низу. Стимулируется каждый нервный центр. Облегчается состояние тазовой области, усиливаются прикрепленные к позвоночнику мышцы, наиболее важные для его поддержки в вытянутом состоянии, стимулируя рост межпозвоночных хрящей.

Исходное положение: сядьте на пол, упритесь на расставленные прямые руки, расположенные чуть сзади, ноги согнуты.

Поднимите таз. Тело опирается на расставленные согнутые ноги и руки. Это упражнение надо делать в быстром темпе. Поднимите тело до горизонтального положения позвоночника. Опуститесь в исходное положение. Повторите движение несколько раз.

Упражнение № 4.

Упражнение № 4 придает особую силу той части позвоночника, где сосредоточены нервы, управляющие желудком. Кроме того, оно эффективно для всего позвоночника, растягивает его, приводя организм к сбалансированному состоянию.

Лягте на пол на спину, ноги вытянуты, руки в стороны. Согните колени, подтяните их к груди и обхватите руками. Оттолкните колени и бедра от груди, не опуская рук. Одновременно поднимите голову и попытайтесь коснуться подбородком колен. Держите это положение в течении пяти секунд.

Упражнение № 5.

Это упражнение — одно из самых важных из растягивающих позвоночник. Кроме того, оно приносит облегчение толстому кишечнику, стимулируя управляющие нервы.

Исходное положение то же, что и для упражнения № 1.

Лягте на пол, лицом вниз, поднимите высоко таз, выгнув дугой спину и опираясь на прямые руки и ноги, в таком положении обойдите комнату.

И так мы рассмотрели пять основных упражнений для позвоночника, отличающихся друг от друга по эффекту воздействия, хотя и сходных внешне между собой.

  1. Милюкова И. В. Лечебная и профилактическая гимнастика: практическая энциклопедия / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. — М.: Эксмо, 2004. — 496 с.
  2. Грачев О. К. Физическая культура: учеб. пособие / О. К. Грачев. — М.: МарТ; Ростов н / Д: МарТ, 2005. — 464 с.
  3. Фурманов А. Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. — Минск: Тесей, 2003. — 528 с.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — О. А. Сбитнева

В данной статье рассматривается проблема осанки у студентов. Отражается значимость физической культуры. Предоставляется информация по группам физического здоровья . Предложены упражнения для формирования правильной осанки . Даны рекомендации студентам для самостоятельных корригирующих занятий

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О. А. Сбитнева

THE IMPACT OF EXERCISE ON THE HEALTH STATUS OF STUDENTS WITH INCORRECT POSTURE

This article deals with the problem of students posture . The importance of physical culture is reflected. Information on physical health groups is provided. The exercises for the formation of correct posture are proposed. The recommendations for independent corrective classes are given to students.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема осанки у студентов. Отражается значимость физической культуры. Предоставляется информация по группам физического здоровья. Предложены упражнения для формирования правильной осанки. Даны рекомендации студентам для самостоятельных корригирующих занятий.

Ключевые слова: здоровье, осанка, сколиоз, группы физического здоровья, корригирующие упражнения.

Технический прогресс не стоит на месте, ежедневное увеличение количества новой информации и необходимого объема знаний, делают учебу студента все более тяжелой и напряженной. Уже сейчас обычный день студента составляет восемь-десять часов, а в период сессии нагрузка на студента увеличивается. Все это требует высокой мозговой активности, снижая одновременно объем двигательной активности, что приводит к разным заболеваниям. В последнее время все больше и больше обращается внимание на здоровье студентов (65% студентов России имеют хронические заболевания). Здоровье студента имеет прямое отношение к его работоспособности. Анализируя состояние проблемы здоровья у студентов, в частности нарушение осанки, следует отметить, что студенты долго пребывают в неудобных позах в привычных положениях: лежа, сидя, при ходьбе, а также имеют врожденные недостатки опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки имеет отрицательное воздействие на костную, нервно-мышечную и сердечно-сосудистую систему.

Студентам самым доступным и действенным способом для поддержания здоровья осанки и сопутствующих ей систем является занятие физической культурой, физическими упражнениями. Но имеется ряд ограничений, которые вызваны группой здоровья. Если студент числится в основной группе здоровья (1 группа), то он

В процессе формирования правильной осанки выделяется два типа упражнений: подготовительные (1 этап) и основные (2 этап). На первом этапе решается задача увеличения гибкости позвоночника и его восстановление путем специальных упражнений. На втором этапе основой является задача воспитания и контроля правильной осанки. Для этого используются упражнения: Статические (у стены): мельница; ножницы или альтернативный мостик; упражнения, во время которых удерживается предмет на голове; жонглирование; общеразвивающие и строевые упражнения; упражнения на разгрузку позвоночника; а также, самые важные, корригирующие упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющихся дефектов осанки или с целью её профилактики. Суть корригирующих упражнений в том, чтобы восстановить мышечный баланс, напряженные мышцы надо расслабить, а расслабленные мышцы наоборот сократить и таким образом, восстановить нормальную работу мышц, удерживающих

туловище в правильном положении. Также корригирующие упражнения могут выполняться без снарядов, со снарядами и на снарядах, их можно выполнять как дома, так и на уроках физической культуры. Корригирующими занятиями рекомендуют заниматься 2 раза в день: утром и вечером. Обычно в гимнастику входит 4-6 корригирующих упражнения, которые выполняются в виде комплексов. Продолжительность занятия может варьироваться от 10 до 40 минут. В комплекс занятий необходимо включить хотя бы одно упражнение для разгрузки спины. Спина испытывает колоссальные нагрузки: межпозвоночные диски в положении лежа испытывают давление в - 50 кг, в положении стоя - 100 кг, в положении сидя с выпрямленной спиной без опоры - 140 кг, стоя без груза в руках при наклоне туловища вперед на 20 градусов -150 кг, с десятикилограммовыми гантелями в каждой руке - 225 кг. Стоит уделять внимание разгрузке и расслаблению спины. Такие упражнения позволяют создать в межпозвонковых дисках давление ниже атмосферного (в результате чего питательным веществам будет проще поступать в межпозвоночные диски.) позволяют ослабить напряжение и снизить давление в суставах. Студентам, решившим начать самостоятельные корригирующие занятия, и желающим повысить свой уровень функционального состояния организма и физической подготовки, стоит соблюдать ряд рекомендаций. На протяжении выполнения комплекса упражнений обязательно следует уделять внимание формированию и поддержанию правильной осанки. Во время занятий необходимо следить за самочувствием и пульсом. Нагрузки стоит планировать с учетом нарушения осанки и группы здоровья. Соблюдать врачебно-педагогический контроль. При заболевании заниматься упражнениями не рекомендуют. Помнить о медицинских противопоказаниях: хронические заболевания, пороки сердца, сердечная и легочная недостаточность, заболевание почек. Исключаются бег и прыжки. Выполнять небольшие паузы для отдыха, во время которых стоит выполнять упражнения на расслабления. Стоит избегать резких движений.

Разрешается выполнять упражнения без предмета, с предметом. Если студент числиться во 2 или 3 группе здоровья из-за заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки или сколиоз), следует проконсультироваться с врачом или педагогом, для дальнейших рекомендаций. В основном задачи для воспитания в данной группе следующие: улучшение кровообращения в суставах, борьба с атрофией мышц, укрепление мышечной системы и повышение её работоспособности, выравнивание позвоночника, укрепление стопы и голени, а также увеличение амплитуды движения в суставах. Этой группе здоровья рекомендуется: занятие плаванием, греблей, прогулки на лыжах, упражнения на расслабление и координацию. Ограниченно рекомендована: осевая нагрузка на позвоночник, пассивные упражнения для

тивопоказаны упражнения, фиксирующие позвоночник и его искривление, прыжки в длину и высоту, поднятие тяжестей, двигательные действия, связанные с ассимет-ричными позами, упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника, висы с расслабленной спиной.

больных суставов, а также прыжки. Про-

1. Григорович Е.С., Переверзев В.А., Трофименко А.М. Физическая культура в жизни студента. - Минск. Министерство образования республики Беларусь, 2000.

2. Кривощекова О.Н., Зелова Т.Ф. Методы оценки и коррекция нарушений осанки у студентов. - Омск. СибАДИ. 2011.

3. Рогов О.С., Кошелев В.Ф., Бердникова Ю.Г., Смолина Т.Н. Методические рекомендации к проведению занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы. - Екатеринбург, 2014.

4. Ярчиковская Л.В, Токарева А.В. Физическая культура студентов с ослабленным здоровьем. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2012.

THE IMPACT OF EXERCISE ON THE HEALTH STATUS OF STUDENTS

WITH INCORRECT POSTURE

O.A. Sbitneva, senior lecturer

Perm state agrarian and technological university named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. This article deals with the problem of students posture. The importance of physical culture is reflected. Information on physical health groups is provided. The exercises for the formation of correct posture are proposed. The recommendations for independent corrective classes are given to students.

Keywords: health, posture, scoliosis, physical health groups, corrective exercises.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.