Школа осанки доктора копылова

" в конце слова из фразы. Например:

" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:


Сколиоз@net. Как остаться здоровым : учебное пособие для родителей / [Аптекарь И. А.]. - Тюмень : Издатель Пашкин, 2007-. - 24 см. - (Школа здоровой осанки доктора Аптекаря).; ISBN 978-5-902846-09-3
(Школа здоровой осанки доктора Аптекаря)
Авт. указан на обороте тит. л.
Здравоохранение. Медицинские науки -- Педиатрия -- Болезни детей -- Травматология и ортопедия детского возраста -- Деформации и функциональные нарушения позвоночника у детей -- Искривления позвоночника у детей -- Профилактика -- Популярные издания
Позвоночник у детей - Популярные издания

LDR01414nam#a2200229#ia4500
001004345250
00520090710121203.0
008090610m2007####ru############000#|#rus|d
020##
$a 978-5-902846-09-3
040##
$a RuMoRKP
$b rus
$e rcr
$d RuMoRGB
0410#
$a rus
080##
$a 616.711-007.55-053.2
084##
$a Р733.458.250.53-8я9
$2 rubbk
1001#
$a Аптекарь, И. А.
24510
$a Сколиоз@net. Как остаться здоровым :
$b учебное пособие для родителей
$c [Аптекарь И. А.]
24620
$a Как остаться здоровым
260##
$a Тюмень
$b Издатель Пашкин
$c 2007-
300##
$c 24 см
4900#
$a Школа здоровой осанки доктора Аптекаря
500##
$a Авт. указан на обороте тит. л.
650#7
$a Здравоохранение. Медицинские науки -- Педиатрия -- Болезни детей -- Травматология и ортопедия детского возраста -- Деформации и функциональные нарушения позвоночника у детей -- Искривления позвоночника у детей -- Профилактика -- Популярные издания
$2 rubbk
650#7
$2 nlr_sh1
$0 RU\NLR\AUTH\66809084
$a Позвоночник у детей
$v Популярные издания
Автор
ЗаглавиеСколиоз@net. Как остаться здоровым : учебное пособие для родителей
Дата поступления в ЭК 10.06.2009
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности[Аптекарь И. А.]
Выходные данныеТюмень : Издатель Пашкин, 2007-
Физическое описание24 см
Серия(Школа здоровой осанки доктора Аптекаря)
ISBNISBN 978-5-902846-09-3
ПримечаниеАвт. указан на обороте тит. л.
ТемаЗдравоохранение. Медицинские науки -- Педиатрия -- Болезни детей -- Травматология и ортопедия детского возраста -- Деформации и функциональные нарушения позвоночника у детей -- Искривления позвоночника у детей -- Профилактика -- Популярные издания
Позвоночник у детей - Популярные издания
BBK-кодР733.458.250.53-8я9
ЯзыкРусский

Сколиоз@net. Как остаться здоровым : учебное пособие для родителей / [Аптекарь И. А.]. - Тюмень : Издатель Пашкин, 2007-. - 24 см. - (Школа здоровой осанки доктора Аптекаря).
Ч. 1. - 2007. - 71 с. : ил., табл., цв. ил., табл.; ISBN 978-5-902846-09-3 ещё
Хранение: FB 13 09-2/118;

Аудио



В выпуске – о риске в работе врача, о допустимом и недопустимом, об опыте применения специфических подходов в лечении больных, не входящих в медицинские стандарты, например плацебо.



На уникальных примерах из практики врачей-неврологов рассматриваем тему "Приветствуется или наказуемо творчество в профессии врача?"



В выпуске – об особенностях разных видов спорта, о том, как предупредить нежелательные последствия занятий, о допустимых нагрузках и методах самоконтроля. Гость студии – мэтр спортивной медицины Андрей Вадимович Смоленский.


23 февраля 2019


Гость Ольги Копыловой – спинальный нейрохирург Игорь Анатольевич Борщенко


16 февраля 2019


Современные представления об атеросклерозе. Лекарства нового поколения. Гость эфира – профессор Марат Ежов.


09 февраля 2019


Гость студии – мэтр отечественной пульмонологии академик РАН Александр Григорьевич Чучалин. Программу ведёт Ольга Копылова.


02 февраля 2019


Гость автора и ведущей передачи Ольги Копыловой – член-корреспондент Российской Академии наук, профессор, директор клиники эндокринологии и заведующий кафедрой эндокринологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова – Валентин Фадеев.



Гость эфира – главный гериатр Минздрава РФ Ольга Ткачева. Тема беседы: Гиподинамия как фактор старения. Способы поддержания двигательной активности в пожилом возрасте, в том числе у людей, ограниченных в движении. Восстановление физической активности после травм и операций.



Новые исследования и перспективные технологии. Итоговый выпуск с главным акушером-гинекологом Минздрава РФ Лейлой Владимировной Адамян



Гость автора и ведущей передачи Ольги Копыловой – врач-дерматолог, косметолог Лидия Андреевна Шошина. Темы: Опасные для здоровья методики боди-арта и сомнительные косметические манипуляции. Альтернативные безоперационные и малотравматичные методики.

Малыша удалось спасти - в семье остались трое детей

18.05.2020 в 17:03, просмотров: 43374

Больше 10 дней Татьяна провела на аппарате ИВЛ. Переливание крови плазмы с антителами COVID-19 не помогло.


Мы созвонились с мужем Татьяны Виктором Фрейдлиным вечером. Это был тяжелый разговор.

– Конечно, я расскажу о своей Тане, – сразу согласился мужчина. – Только недолго, мне еще детей укладывать.

В телефонной трубке слышу плач малыша. Совсем рядом. Скорее всего, Виктор держал сына на руках.

– Справляюсь. Куда же мне деваться. Теперь все на мне.

– Бабушки, дедушки помогают?

– Пока к нам нельзя. Мы на карантине.

– Дети нормально себя чувствуют?

– Да, они не болели. Тесты у всех отрицательные.

Таких пауз было много в нашем разговоре. В последнее время журналисты часто разговаривают с теми, кто похоронил близких. Казалось бы, можно привыкнуть. А я до сих пор не знаю, какие правильные слова подобрать во время беседы.

– Ваша жена сама врач. Она боялась заразиться?

– Именно потому, что врач, поэтому еще больше боялась. Таня, как никто другой, понимала, всю опасность вируса, последствия. Объясняла мне, какие изменения происходят с легкими. Когда началась эпидемия, мы сразу купили много масок, перчаток, антисептиков. Таня изучала все новости по теме, отслеживала, из какого дома увезли зараженных.

– Кто первый заболел в семье?

– Мы с ней практически одновременно заболели. Я чуть раньше. Хотя впоследствии мои тесты пришли отрицательные. Таня начала меня лечить, а сама… Поймите, она ведь была беременна, не могла принимать некоторые препараты, ей даже КТ было противопоказано. Сразу врача мы не вызвали, температуры у Тани не наблюдалось. Через несколько дней Тане стало хуже, но не критично. Вызвали доктора.

– Ее коллеги знали, что Таня заболела?

– Понимаете, все произошло так стремительно. Таня не успела никому сказать.


– Где она могла заразиться?

– Не знаю. Сейчас не понятно, откуда можешь принести заразу. Я мог принести, например, из магазина. Сама Таня никуда не ездила, дома сидела. Расскажу, как все было. История совсем короткая.

25 апреля мы вызвали на дом врача. Таню отвезли в поликлинику на КТ, недалеко от нашего дома на Динамо. Оттуда – в другую больницу. Там ей стало плохо. Госпитализировали в больницу №15. Сразу подключили к аппарату ИВЛ. 29 апреля сделали экстренное кесарево сечение. Ребёнок родился семимесячный.

– Вы обратились за помощью к коллегам Татьяны из института Сеченова?

– Беременность сыграла свою роль?

– Мне говорили, если бы не беременность, то 95 процентов - Таня бы выжила. Когда ей сделали кесарево, ее иммунитет сильно упал. 9 мая мне позвонили, сказали, что моя Таня умерла. Я верил до последнего, что она выживет.

– Когда вы последний раз говорили с Татьяной?

– Кто у вас родился?

– Мальчик. Теперь в нашей семье три мальчика.

– Назвали как?

– Анатолием, в честь отца Татьяны.

– Вам показали мальчика?

– Конечно. Я теперь часто приезжаю в больницу, где он лежит. Привожу сыну памперсы, салфетки. К ребенку пока не пускают.

– У новорожденного нет коронавируса?

– Хоронили жену в закрытом гробу?

– Конечно, сейчас по-другому не хоронят.

– Кто-то из родных Татьяны был на кладбище?

– Никого не пустили. Я один прощался с Таней около могилы. Хорошо, коллеги согласились в это время посидеть с моими детьми. Дети у меня хоть и самостоятельные – старшему 10, младшему – 1,3 года, но контролировать их нужно, чтобы ничего не натворили.


– Как дальше собираетесь справляться с детьми?

Знаете, у Тани ведь непростая судьба. 4 года назад она похоронила первого мужа, который умер от внезапной остановки сердца. Рядом с ним и похоронили жену. От первого брака у нее остался сын. Сейчас ему 10 лет, надо заняться опекунством.

– На работу планируете выходить?

– Мы с Таней, когда вдвоём были, смеялись - как будем на работу ходить, когда все успеем. А теперь я один остался. В ближайшее время не до работы. Оформлю декрет. Но на службу рано или поздно выйти придется, детей кормить надо. Сам я работаю в уголовном розыске, работы хватает.

Пока мы разговаривали с Виктором, детский плач стих.

– Качал сына, он и уснул, – вздохнул собеседник. – Пойду его перекладывать в кровать…

Мы попрощались. Я повесила трубку. Поняла, что о многом еще не спросила. Но перезванивать и снова донимать вопросами, стало неудобно.

В списке памяти врачей, погибших во время пандемии COVID-19, имя Татьяны Фрейдлиной под номером 203.

Коллеги о Татьяне Фрейдлиной

Старшая медсестра Анастасия Волхонская: «Татьяна в медицине давно. Когда училась в вузе, работала в Сеченовке медсестрой, потом стала анестезиологом-реаниматологом. О том, что она заболела, мы узнали от коллег из 15-й больницы, куда ее госпитализировали. Сама Таня никому об этом не сказала.

Ей сделали экстренное кесарево, потому что стояла угроза жизни ребенка и матери. Ребенок спасли, мальчик сейчас в Тушинской больнице. Таня не справилась.

Где она могла заразиться, не знаю. Есть только предположения. Сейчас беременные не могут сдать все анализы в одной женской консультации. УЗИ приходится делать в одной поликлинике, скриниг в другом учреждении, еще какие-то анализы – в третьем.

Борис Подмазов, анестезиолог-реаниматолог: "С Таней познакомились на прошлом месте работы, на базе одной из клиник Сеченовского университета, где она занимала должность врача-реаниматолога. Она была светлым, добрым человеком, могла справиться с любыми проблемами.

Таня за короткое время стала для меня, тогда ещё студента, не только наставником, но и другом. Она всегда была готова прийти на помощь и оказать максимальную поддержку, даже когда ей самой было тяжело. Невзгод на ее пути хватало с лихвой. В такие моменты мы ее поддерживали. Иногда отправлялись в путешествия в другие города, просто бродили в московских парках, беседуя обо всем на свете.

Таня не падала духом даже тогда, когда встать, казалось, было невозможно. Она была сильным человеком, с крепким характером.

Незадолго до болезни она мне писала, интересовалась особенностями лечения новой инфекции. На тот момент я работал врачом уже в другом месте, тогда только открылись на прием больных с вирусом. Поговорили, успокоили друг друга. Закончили разговор, как обычно, на позитивной ноте.

О ее болезни я узнал уже позже, от друзей, когда Таня была в тяжёлом состоянии, на искусственной вентиляции лёгких. Болезнь протекала стремительно. В день, когда ее не стало, мне сообщили об этом коллеги.

По роду деятельности, в реанимации каждый день вижу, как уходят люди. Среди них и молодые и пожилые. Стараешься относиться к этому профессионально. Но к уходу близких коллег, привыкнуть невозможно. Все рамки профессионального отношения в этот момент стираются.

Организм Тани не справился с инфекцией. При том, что ей была оказана высококвалифицированная медицинская помощь в полном объеме и всеми доступными в наше время средствами. Человеческий организм - не рукотворный механизм, где можно абсолютно всё исправить, поэтому исход заболевания не всегда зависит от возможностей современной медицины".

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.


Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

Причины нарушений осанки у детей

Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

К дефектам спины могут привести определенные условия:

  1. Сумка или портфель носится в одной руке.
  2. Нехватка двигательной активности.
  3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
  4. Некачественное освещение.

Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

Как определить нарушение

Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.


Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
  2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
  3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
  4. При движениях слышится хруст.

Последствия плохой осанки

Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

  1. Нарушения с расположением внутренних органов.
  2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
  3. Уменьшение объема легких.
  4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

Лечение и профилактика

Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.


Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

  1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
  2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
  3. Регулярное проведение специальных упражнений.
  4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
  5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

  1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
  2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
  3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.


Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

  1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
  2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
  3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
  4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
  5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

Вот некоторые движения:

  1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
  2. Мельница состоит из круговых движений руками.
  3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
  4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
  5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
  6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 210 с.

2. Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности //Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002, - Ростов-на-Дону, 2002. - С.129.

3. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. - 290 с.

4. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 2001. - 300 с.

5. Васильева Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры и методистов / Васильева Т.Д.; ГЦОЛИФК. - М., 1998. - 21 с.

6. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1999. № 2. с. 114 -- 123.

7. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Педагогика, 2004. - 384 с.

8. Дехтяр С.К., Смирнова Т.Н., Поляков В.Е. Деформации позвоночника у детей. // Детская хирургия, 2001, №2. -С.12-21.

9. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М.: Сфера, 2002. - 199 с.

10. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1993. - 64 с.

11. Калб Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции //Вестник новых медицинских технологий. - Тула, 2001. -№4, -C.62-64.

12. Копылов Ю.А. Беречь осанку смолоду //Физическая культура в школе. 1998, № 2, с. 16-17.

13. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2000. С. 21-23.

14. Кузьмищева Л.Г., Трегубова И.Л., Садовая Т.Н. Некоторые аспекты диагностики и лечения сколиоза по материалам санаторной школы для больных сколиозом //Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 1996. -С.84-85.

15. Кучма В.Р., Сарнадский В.Н., Стихин Н.В., Чепрасов В.В. Современные проблемы диагностики, коррекции, реабилитации, и профилактики отклонений осанки детей и подростков // Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи детям и подросткам //Материалы научно-практической конференции. Москва, 21-24 мая 2001г. -C.89-91.

17. Мельничук Н.В., Корнилова Г.К. Метод БОС в реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом //Биологическая обратная связь. 2000. -№2. -C.47.

18. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002. - 451 с.

19. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Владос, 1998.

20. Пешкова А.П. Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни / Пешкова А.П. - Омск: б. и., 1997. - 74 с.

21. Садовой М.А., Трегубова И.Л., Садовая Т.Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника //О реализации программы "Здоровая семья" (по материалам Научно-практической конференции), - Новосибирск, 1996. -С.28-31.

22. Ситко Л.А., Фетодов В.К., Степкина М.А., Пристяжнюк П.А. Компьютерно-оптическая топография как метод скрининговой и динамической оценки деформации позвоночника у детей //Материалы конгресса педиатров России, Москва, 16-18 февраля 1999. -М, 1999. -С.493.

23. Степкина М.А., Жуков С.Ю., Сарнадский В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. - Санкт-Петербург, 2001. - С.175-176.

24. Фомичев Н.Г., Садовой М.А., Сарнадский В.Н. Система раннего скрининга и мониторинга деформаций позвоночника у детей //Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 1996. - С.145-146.

25. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - Киев, Освита, 2002. - 400 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.