Самолет по прозвищу горбатый


Мир. Политика. История

Прошлый век, конец тридцатых годов. Советский Союз уже поднялся с колен после тотальной разрухи, которую принесла гражданская война, и всеми силами догоняет индустриально развитые государства. Тогда мы отставали по очень многим позициям.


Чтобы хоть как-то оправдать эти потрясающие результаты роста экономики, прозападные экономисты часто списывают успехи того времени на труд заключенных. Не будем кривить душой — такое в нашей истории было. Но не за счет страха и репрессий произошел такой феноменальный индустриальный и технологический скачок в развитии нашей страны. Причиной было единение народа на пути к достижению общей цели. Это был единый трудовой порыв большинства населения нашей страны.

Но не суть. Времена тогда были суровыми везде, и весь мир готовился к очередной мировой войне. Колониальным державам было еще, что поделить и что украсть. А вы как думали? Войны начинают политики, а их на это подвигают финансисты. Такой порядок сложился с наполеоновских войн, таким он сохраняется и сейчас.

Советский Союз не имел колониальных интересов, но тоже готовился к войне. Страна массово производила пушки, танки и самолеты. Правда, в массе своей они были несколько устаревшими, а тактика их применения была в основном теоретической. Германский вермахт и люфтваффе на тот момент обладали достаточно современным оружием и, что самое главное, реальным боевым опытом.

Инициатива



Ил-2 появился не по указке сверху, а благодаря инициативе Ильюшина. Известный конструктор, создавший дальний бомбардировщик ДБ-3, тогда был начальником Главка авиационной промышленности. Административная должность, конечно, отвлекала его от разработки новых самолетов, но одновременно давала определенные преимущества. Было понятно, что если просто обвешать самолет бронеплитами, то он не сможет летать из-за нарушения аэродинамики и резкого увеличения веса. Самолеты того времени фактически не имели бронирования, а ведь в низколетящий штурмовик будет стрелять все, что есть, и все, что может, — от зениток до пистолетов. Только в голову, свободную от стереотипов и догм того времени, могла прийти идея сделать несущую броню, и только руководитель авиационной промышленности страны мог дать специалистам-металлургам задание в короткий срок разработать технологию изготовления особой штампуемой неоднородной брони. Это было сделано для самолета, которого пока не было.

О прозвищах


Сделано в СССР

Самолет все равно получился тяжелым и неповоротливым. Мощного, отработанного двигателя для него на тот момент не было, а машина была нужна. Сергей Ильюшин принял непростое решение — уменьшить массу самолета за счет стрелка. Оборона задней полусферы исчезла. Это сделал именно Ильюшин, а не Сталин или Ворошилов, как принято считать. Этот шаг знаменитого конструктора оценивают по-разному. С одной стороны самолет без защиты унес огромное число жизней своих пилотов и еще большее количество своих стрелков, которые все-таки появились в дальнейшем, и были практически незащищены, но… С другой стороны вы представьте, какое количество жизней наших бойцов он спас! Да, именно спас. Об этом свидетельствуют разнесенные в хлам колонны фашистской техники, убитые, раненые и как минимум деморализованные германские солдаты. Лично мне хочется сказать этому самолету — спасибо. Спасибо, что ты был.

Подвиг трудовой, нечеловеческий



Первые серийные Ил-2 были изготовлены в Воронеже, на заводе № 18. Осенью 1941 года в Куйбышев пришло множество эшелонов. На них перевезли из Москвы оборудование авиационного завода № 1, моторного завода № 24, а из Воронежа — авиационного завода № 18. Это была глобальная эвакуация. Правительство СССР потребовало не позднее чем через два месяца после переезда организовать на новой площадке в районе станции Безымянка полноценное серийное производство боевого самолета Ил-2. Невозможно? Переезд прошел в течение всего лишь 10 дней. Вы только подумайте — 10 дней! Сейчас за это время не могут перевезти офис небольшой фирмы, да что тут говорить — переезд обычной квартиры за это время не осуществляется. Разве это не подвиг?

За это невероятно короткое время на берега Волги были вывезены все рабочие и служащие завода, станки и оборудование. Рядом с ним заработал еще один самолетостроительный завод № 18, эвакуированный из Воронежа.

Далее Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в Москве.

В жутких условиях, работая в две смены по 12 часов, в дикий мороз, в недостроенных цехах началось серийное производство штурмовиков. Не было воды, не было еды, не было канализации. Нам такое трудно даже представить. К тому же среди рабочих мужчины составляли только 10%. Остальные — женщины и дети.


Многие заводы города Куйбышева в годы войны обеспечивали выпуск комплектующих деталей для боевого самолета. Механический завод № 207 за очень короткий срок освоил серийный выпуск бронекорпусов. Завод аэродромного оборудования поставлял узлы крепления пушек, блочные держатели для подвески бомб, пулеметные установки.

Время поменяло многое. Теперь, в наше время, эти заводы производят ракеты, делают ракетные и реактивные двигатели. Современная аэрокосмическая Самара обязана этим самолету Ил-2.

Патриот не тот, кто кричит на каждом углу, что мы лучшие и всех победим. Патриот тот, кто предпринимает усилия для достижения этой цели.

Разбор полетов

Давайте беспристрастно выясним, на чем основана достаточно массовая критика Ил-2.

Главным обвинением является несовершенство машины, отсутствие бортового стрелка и, как следствие, большое количество потерь летного состава. Давайте разберем по порядку. Да, машина действительно была несовершенной. Она имела проблемы с двигателем, с маневренностью, да и качество сборки было не лучшим. Проблемы тогда решались просто — в процессе войны. Вот так. Не больше, не меньше. Ил-2 начал поступать в войска за несколько месяцев до начала войны, на момент начала боевых действий этот самолет был новым и мало изученным. Не существовало инструкций по его боевому применению, их просто не успели разработать. Во время войны ситуация стала еще хуже.

Мне кажется, что наши потери были связаны не с конструкционными недостатками штурмовика, не с отсутствие стрелка. Решающую роль сыграли несколько факторов:


1. Прикрытие с воздуха. А что? Штурмовик надо прикрывать, и это правило существует и сейчас. Пока одна машина работает по земле, другая должна закрыть над ним небо. Беда в том, что в первые годы войны прикрывать было некому. Наши истребители практически отсутствовали в небе. Фашисты просто заходили в хвост и щелкали Илы, как орешки.


3. Тактика боевого применения штурмовика. Самолет был новый, и отработанных тактических решений в начале войны не существовало. В то время чаще всего применялась штурмовка передовой. Учитывая то, что противник находился в укрытиях и обладал большим количеством зенитных средств, результат атак был минимальным. Реактивные снаряды (РС) наносили больше психологический ущерб, бомбы, сброшенные с предельно малой высоты, поражали бронированные цели с эффективностью близкой к нулю, пушки и пулеметы не пробивали немецкую танковую броню. Прицел был абсолютно бесполезен для бомбометания.


4. Отсутствие нормальных прицельных приспособлений. Прицел ПБП-16 при ударе с бреющего полета был практически бесполезен — цель скрывалась из глаз слишком быстро, чтобы пилот успел прицелиться. Поэтому на фронте его обычно снимали и целились на глазок. Для бомбометания с малых высот стали пользоваться метками, нанесенными на лобовое стекло фонаря кабины и капот самолета. Мой дед, который на Ил-2 прошел всю войну, рассказывал, что они крепили спички на лобовое стекло. Они служили прицельными метками для разных параметров полета.


5. Низкая технологичность. Вот тут я бы поспорил. Корявенький по сравнению с отшлифованными и нежными зарубежными образцами, но работающий в условиях войны. Получивший сотню пробоин Ил-2 можно было починить в полевых условиях, чего не скажешь о зарубежных машинах. Например, за счет не полностью убирающихся шасси и бронекорпуса он мог сесть на брюхо и при этом получить минимальные повреждения. Конечно, чинить его было очень неудобно, но он чинился! Машина была очень живучей.

Время перемен


Но все поменялось, враг откатился от Москвы, Ил-2 получил свой двигатель, предприятия начали выпуск самолетов сотнями, мы наступали…

Выработались новые тактические приемы боевого применения. Не только построение в круг над целью, когда один самолет прикрывает другой, но и неожиданные массированные атаки, проводившиеся с разных направлений.

Главными целями стали не укрепленные позиции врага, а немецкие колонны на марше — война же была позиционная, и войска перемещались постоянно. Колонны вражеской техники взрывались и горели под залпами пушек и РСов. Илы неожиданно появлялись над противником и, особо не целясь, вываливали на него бомбы и ракеты, добивая его на втором заходе из пушек и пулеметов.

Особенно эффективно проявили себя противотанковые кумулятивные бомбы малого калибра (ПТАБ). Ил-2 неожиданно появлялись над танковой колонной и буквально засыпали их сотнями маленьких бомбочек. Об эффективности этого оружия можно судить по тому, что немцы в срочном порядке начали менять порядок построения своих колон на марше. Это, конечно, снизило эффективность применения самолета по бронетехнике, но остались переправы, артиллерийские и минометные позиции и даже корабли. Неожиданные и массированные атаки штурмовиков с разных направлений, эффектные залпы реактивных снарядов — и противник разбит и деморализован.



На фронтах Великой Отечественной войны самой широкой известностью пользовался наш штурмовик Ил-2. Ни одна армия не имела даже приблизительно равного ему по боевым качествам самолета-штурмовика. В необходимости специализированного бронированного самолета для действий на малой высоте против живой силы и техники противника военные специалисты и авиаконструкторы были убеждены давно. И не случайно в нашей стране разработка опытных образцов таких самолетов велась еще в начале тридцатых годов. Были созданы опытные тяжелые штурмовики ТШ-1, ТШ-2, ТШ-З. При разработке и реализации проектов самолета для поля боя конструкторы настойчиво добивались создания такого бронирования, которое по возможности не ухудшало бы аэродинамику самолета.


Пока броня была только в виде плоских и гнутых кусков, форма фюзеляжа получалась угловатой, плохо обтекаемой, а самолеты очень тяжелыми. При двигателях недостаточной мощности разбег был велик, а скорость - невысокой. Изобретение двояковыпуклой брони, появление мощных двигателей при новом инженерном решении использования самой брони, как составной части конструкции, позволило в конце 30-х годов создать настоящий самолет-штурмовик, каким и стал знаменитый Ил-2. Предшественником Ил-2 был двухместный самолет ЦКБ-55 (БШ-2, бронированный штурмовик-второй) с жидкостным двигателем АМ-35. Его еще в 1938 году создал конструкторский коллектив, возглавляемый С.В.Ильюшиным. От всех существовавших тогда самолетов ЦКБ-55 отличался прежде всего тем, что его экипаж и все жизненные части машины защищались броневыми листами. Конструктивно объединенные в бронеотсек, они вошли составной частью в силовую схему планера. Ил-2 моноплан смешанной конструкции. В первые годы для экономии дефицитного металла хвостовую часть фюзеляжа и консоли крыла (его площадь - 38,5 кв.м, удлинение - 5,55) делали из дерева и фанеры (с конца 1944 года - металлические). Шасси - обычное.


Обе стойки с колесами складывались назад и убирались в крыло. Выступающая часть шасси закрывалась обтекателем. Бортовое вооружение устанавливалось в крыле, бомбодержатели - во внутренних отсеках центроплана. Помимо того, под крылом штурмовика находились направляющие для реактивных снарядов. Серийные машины с двигателем АМ-35 развивали скорость до 400 км/час при посадочной - 140 км/час. В 1939 году начались всесторонние испытания ЦКБ-55 (БШ-2). Они подтвердили высокие боевые качества штурмовика. Однако тогда было сочтено целесообразным серийно самолет строить в одноместном варианте. Вскоре была построена одноместная машина, получившая название ЦКБ-57. Осенью 1940 года летчик В. К. Коккинаки начал испытания. Новый вариант штурмовика, как и первый, обладал хорошими летно-тактическими качествами. После небольших доводок он был принят и строился заводами серийно с апреля 1941 г. под маркой Ил-2. Опыт первого года войны показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей с задней полусферы. Успехам на фронте сопутствовали очень большие потери. Бывало, что за 10 успешных боевых вылетов летчик получал звание Героя Советского Союза (а обычно после ста вылетов).


В начале 1942 г. в Бюро новой техники была проведена конференция фронтовых летчиков-штурмовиков, летчиков-испытателей Ил-2 и конструкторов по обмену опытом. Пожелания штурмовиков, уже не впервые высказывавшиеся, сводились к необходимости выпуска двухместного варианта, к усилению пушечного вооружения, к увеличению мощности двигателя. Поэтому в середине 1942 года конструкторы вернулись к двухместному варианту машины. Крупнокалиберный пулемет на задней подвижной установке усилил оборону Ил-2 от атак истребителей и позволил несколько расширить диапазон боевого применения самолета. С 1942 года заводы выпускали Ил-2 с двигателем АМ38Ф в 1720 л. с. Улучшенная аэродинамика и более мощный двигатель позволили и при возросшем взлетном весе (в зависимости от бомбовой нагрузки от 5873 до 6360 кг) обеспечить штурмовику максимальную скорость до 420 км/час. Было усилено и вооружение самолета.


Два из четырех пулеметов заменили 20-мм, а затем и более крупного калибра пушками ВЯ-23. В состав бомбовой нагрузки стали включать специальные противотанковые бомбы кумулятивного действия. В этом варианте крыло оставалось с прежним углом стреловидности консолей (деревянных - временно). Лишь с 1943 года консоли были переконструированы, и угол их стреловидности доведен до 15 градусов по передней кромке - Ил-2 (крыло со "стрелкой"). В связи с появлением кабины стрелка изменилась конструкция бронекорпуса, а также хвостовой части фюзеляжа. Масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Элементы бронекорпуса проверялись отстрелом. Ил-2 двухместный с успехом применялся в авиации морского флота для уничтожения кораблей и других плавсредств противника. Летчики вели активную борьбу с железнодорожными эшелонами и автомобильными колоннами противника. Основным же назначением Ил-2 была непосредственная поддержка войск на поле боя и борьба с танковыми и моторизованными группировками противника на линии фронта и в ближних тылах, на переправах, при подготовке атак и т.д. Бытовало его название "летающий танк". По "тиражу" самолет Ил-2 не имел себе равных. Заводы построили более 36 тыс. машин этого типа.


Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Общая выживаемость Ил-2 за войну составила около 53 самолёто-вылетов на одну безвозвратную потерю. В течение всей войны выживаемость в штурмовой авиации была ниже чем в бомбардировочной и истребительной, несмотря на то, что Ил-2 превосходил по защищенности все советские самолёты. Причина этого — тактика применения, Илы большую часть времени висели над линией фронта на небольших высотах, притягивая к себе огонь всей вражеской зенитной артиллерии. По данным анализа боевой работы штурмовых подразделений 3-й воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шяуляйской операциях, общий уровень боевых потерь Ил-2, характеризуемый безвозвратными потерями, составил 2,8 процентов от общего количества самолёто-вылетов. При этом боевые повреждения регистрировались в 50 процентах самолёто-вылетов. Отмечались случаи, когда самолёт самостоятельно возвращался с боевого задания, имея более 500 пробоин в крыле и фюзеляже. После восстановительного ремонта, проводимого силами полевых армейских мастерских, самолёт возвращался в строй.


Валентин Григорьевич Аверьянов (лётчик, Герой Советского Союза): Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие.


Николай Иванович Пургин (лётчик, Герой Советского Союза): … Ил-2 был устойчив к повреждениям, но утюг. Горку на нём не сделать, тысячу метров с бомбами набираешь минут десять… Пикировать градусов под 45-60 он мог.


Штангеев Николай Иванович (лётчик): Машина, конечно, не манёвренная, но очень живучая. Самолёт сохранял устойчивость в полёте, даже имея серьёзные повреждения. Обзор из кабины был отличный, да и сама кабина просторная.


Усов Валентин Владимирович (механик, воздушный стрелок): Я думаю, что на то время это был единственный самолёт, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую манёвренность и броневую защиту… Конечно, 20-миллиметровый снаряд броня не держала, но на рикошет уходило очень много попаданий… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колёса позволяли сажать машину на живот. При этом, естественно, масляный радиатор сносило, но такие повреждения возможно было исправить в полевых условиях. Единственный недостаток, который я могу выделить, — низкая эксплуатационная технологичность.


В 1943 году Ил-2 начал поступать на вооружение в иностранные подразделения. Около 650 штурмовиков получили Польша, Чехословакия, Югославия и Болгария, а после войны более 2000 машин было отправлено в Китай и Северную Корею. В некоторых странах, включая Польшу и Чехословакию, Ил-2 получил новое местное наименование, поскольку многие машины модифицировались — их оснащали самым разным оборудованием, вооружением и даже делали заднюю часть фюзеляжа из обтянутых тканью сварных стальных трубок.


"Колонны пленных немцев, при пролете над ними Ил-2, падали на землю. Конвой понимая тщетность попыток поднять строй спокойно покуривая ждал когда у них пройдет приступ страха."


2 октября исполняется 80 лет со дня первого полета самолета ЦКБ-55 (или БШ-2 — бронированного штурмовика), впоследствии знаменитого Ил-2, оказавшегося самым массовым советским самолетом в истории Великой Отечественной войны и вообще рекордсменом по числу построенных экземпляров в мире. Ил-2 стал таким же символом Победы над гитлеровской Германией, как пистолет-пулемет ППШ, танк Т-34 или установка залпового огня "Катюша".

Авиаконструктор Сергей Ильюшин создавал самолет, который должен был атаковать противника на поле боя, а это означало, что он должен был быть хорошо защищенным от мощного ответного огня с земли. Однако бронирование самолета утяжеляло его и резко ухудшало летные качества. Ильюшин нашел оригинальное решение: он включил броню самолета, первоначально весящую около 700 кг, в силовую схему, сделав ее частью планера, и разработал хорошо обтекаемый бронекорпус, заключавший в себе все жизненно важные части самолета: двигатель, кабину пилота, бензо- и маслосистему. Таким образом, у самолета были и неплохие летные данные, и хорошая бронированная защита.

В новой машине Ильюшин, к 1937–1938 годам уже накопивший немалый опыт конструкторской и административной работы, использовал новейшие достижения отечественной науки и техники. Он установил мощный двигатель жидкостного охлаждения, скорострельные авиационные пушки, реактивные снаряды, применил штампуемую гетерогенную, с высокой твердостью наружного слоя броню и прозрачную авиационную броню. Разработал двухместный свободнонесущий моноплан под мотор АМ-35 с низкорасположенным крылом.

Требования военных

После недолгих испытаний ЦКБ-55, которые успешно провел Владимир Коккинаки, ранее получивший известность благодаря своим беспосадочным перелетам на Дальний Восток и в Северную Америку, самолет приняли в серию под обозначением Ил-2. Поскольку военные потребовали увеличить дальность, усилить вооружение, поставить более мощный, но не высотный мотор АМ-38, то в результате появился одноместный вариант, который и встретил войну летом 1941 года. Правда, к этому времени выпустили всего 249 "Илов", а освоить машину успели лишь единицы летчиков.

Ожесточенные сражения подтвердили правоту замыслов Ильюшина — его штурмовик оказался чуть ли не единственной машиной, способной поражать наземные силы врага на линии фронта и в его ближнем тылу. Однако наряду с этим штурмовая авиация несла большие потери. Так, в наиболее жаркие дни Сталинградской битвы Ил-2 до своей гибели в среднем выполнял всего 13 самолето-вылетов. Поэтому наиболее частые и общие пожелания фронтовиков касались необходимости срочно ввести второго члена экипажа — стрелка для защиты задней полусферы.

Перед главным конструктором стояла задача: быстро провести доработку так, чтобы никоим образом не снижалось серийное производство. Поэтому кабину стрелка с крупнокалиберным пулеметом смонтировали вне бронекорпуса; такие машины стали выпускать с осени 1942 года.

Может показаться, что в развитии штурмовика было противоречие. Действительно, в начале войны, когда "Мессершмитты" фактически господствовали в небе и имели возможность с близких дистанций расстреливать одноместные "Илы" с задней полусферы, ее защита стрелком была бы кстати. Затем, когда количество и качество нашей истребительной авиации возросло, имелась возможность надежно прикрыть идущие на задание штурмовики, то их стрелки-радисты вроде бы были уже не нужны.

Но это не так. Поскольку "Илы" действовали на поле боя и с малых высот, то небронированные "Лавочкины" и "Яковлевы" не могли без серьезного риска снизиться — а следовательно, и надежно защитить штурмовики, и тут все надежды были на расторопность и меткость воздушного стрелка.

"Илы" против "Тигров" и "Пантер"

Строго говоря, до лета 1943 года Ил-2 не являлся противотанковым самолетом. Ведь пушки ВЯ-23 и тем более ШВАК-20 не пробивали броню средних немецких танков, не говоря уже о более тяжелой бронетехнике. Попасть в танк фугасной бомбой или реактивным снарядом со средних высот можно было только случайно. Все изменилось с принятием на вооружение ВВС КА кумулятивных авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 конструкции Ивана Ларионова.

При сбрасывании с высоты 75–100 метров с каждого самолета Ил-2 по 192 бомбы создавалась полоса шириной примерно 15 метров и длиной 70 метров, в которой прожигались все цели, включая новейшие "Тигры" и "Пантеры". Впервые примененные массированно 5 июля 1943 года в ходе Курской битвы, наши штурмовики этими бомбами нанесли огромный урон бронетанковой технике и вынудили немецких танкистов отказаться от использования сосредоточенных строев.

В ходе боев росло мастерство летчиков-штурмовиков. Александр Ефимов, который в годы войны выполнил 222 успешных боевых вылета преимущественно в составе 198-го штурмового авиаполка, нанес огромный урон живой силе и технике неприятеля, за что дважды был удостоен звания Героя Советского Союза, а впоследствии стал маршалом авиации, подчеркивал роль ведущих групп в благополучном выполнении заданий при минимальных потерях. Опытные и грамотные ведущие стремились выйти на цель там, где их не ждало ПВО противника, точно оценивали воздушную обстановку, всегда "собирали" группу при отходе, не позволяя вражеским истребителям добивать поврежденные машины.

Операция "Багратион", 75-летие которой отмечали совсем недавно, стала одной из наиболее успешных из тех, что Красная армия провела в третьем периоде Великой Отечественной войны. В ее ходе была разгромлена большая часть группы армий "Центр", освобождена территория Белоруссии и юго-восток Прибалтики. Наша авиация внесла огромный вклад в эту победу, а штурмовики (к началу операции во всех четырех воздушных армиях насчитывалось 1744 Ил-2), казалось, были просто вездесущими. Массированных ударов в период с 23 июня по 29 августа 1944 года оказалось немного, но штурмовики действовали эшелонированно, а эскадрильи часто меняли друг друга в воздухе. Урон неприятеля был огромным, что подтверждали и сами немцы, которым посчастливилось уцелеть.

Так, командир 65-й дивизии генерал-майор Иоахим Инзель в плену заявил: "В настоящей операции, в успехах русских войск авиация сыграла первостепенную роль. Она повлияла, уже абсолютно ясно, на ход всей летней кампании на центральном участке фронта. Применяемые в большом количестве самолеты-штурмовики явились эффективным средством, нарушавшим планомерный отход войск на новые оборонительные рубежи. Расстроив походный порядок колонн, вызвав панику, русская авиация не позволила нашим соединениям оказать организованное сопротивление на таком мощном и естественном рубеже, как река Березина. Моральное воздействие от налетов на войска было исключительно большим".

Поразительная живучесть

Во всех крупных операциях, проводимых Красной армией в 1944–1945 годах, штурмовики играли важную роль. Поскольку им приходилось действовать в зоне массированного огня малокалиберной зенитной артиллерии противника, количество которой возрастало от месяца к месяцу, то потери Ил-2 оставались высокими. В то же время при самых значительных повреждениях планера с разрушением силовых узлов конструкции машины благополучно возвращались на свою территорию и даже садились на аэродромы. Трудно сказать, скольким экипажам таким образом была спасена жизнь.

В ходе штурма нашими войсками Будапешта и отражения многочисленных контратак немецко-венгерских войск, например, многие "Илы" приземлялись с десятками прострелов фюзеляжей, винтов, плоскостей… 7 января 1945 года на Ил-2 210-го штурмового авиаполка (10-го штурмового корпуса) зенитный снаряд повредил управление рулем высоты, но летчик, младший лейтенант П.А. Таранович, перетянул линию фронта и совершил вынужденную посадку в поле, изрытом окопами. При этом произошла деформация фюзеляжа со смещением узлов, машину разобрали на запчасти, но летчик и стрелок не пострадали.

Аналогичных живучих самолетов не имели ни наши противники, ни союзники. Хотя формально германский Hs 129 можно считать бронированным штурмовиком, он не получил распространения, а с наземными войсками на поле боя бо́льшую часть войны взаимодействовали пикировщики Ju 87. В англо-американской авиации функции штурмовиков выполняли истребители-бомбардировщики, такие как "Тайфун", "Темпест", "Тандерболт" и др.

"Горбатые" и реактивная эпоха

В конце войны Ил-2 стали заменять более совершенными штурмовиками Ил-10, но именно Ил-2, любовно называемые экипажами "ильюшами", "горбатыми", "летающими танками", вынесли на своих плечах основной груз боев. В 1941–1945 годах серийные заводы выпустили 36 163 "Ила".

Бронированные штурмовики Ильюшина оказали влияние и на послевоенное развитие нашей авиации уже в период реактивной эры. Речь идет о штурмовике Ил-40, силовой установкой которого служили два турбореактивных двигателя АМ-5Ф. Первый полет опытный экземпляр совершил 7 марта 1953 года под управлением все того же Владимира Коккинаки. Самолет являлся простым в пилотировании: летчикам, освоившим МиГ-15, не составляло большого труда переучиться на Ил-40.

У земли новый штурмовик разгонялся до 993 км/ч (против 385 км/ч у серийных Ил-2), имел нормальную бомбовую нагрузку 1000 кг. В процессе подготовки серийного производства Ил-40 военные сделали вывод, что рост эффективности войсковой системы ПВО приведет к большим неоправданным потерям штурмовиков, несмотря на их мощное бронирование. А 29 апреля 1956 года было принято решение ликвидировать штурмовую авиацию как род войск, работы над самолетом Ильюшина свернули.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.