Реабилитация нарушений осанки дипломная

Выбранный для просмотра документ ╧∙аа╛ЕГ С∙Л.doc

Выберите книгу со скидкой:


Ингредиенты: Химия и алхимия гастрономического творчества

350 руб. 990.00 руб.


Почему мы любим: природа и химия романтической любви (Покет)

350 руб. 290.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Сапега Мария ЮрьевнаНаписать 15202 09.04.2017

Номер материала: ДБ-347717

  • Физическая культура
  • Научные работы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    09.04.2017 1067
    09.04.2017 2923
    09.04.2017 550
    09.04.2017 605
    09.04.2017 715
    09.04.2017 564
    09.04.2017 652

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Физическая реабилитация при нарушениях осанки

Тип: Дипломная работа | Цена: 1750 р. | Страниц: 78 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: whatsapp, viber +79169449174, Skype dip-master, E-mail info @ prof-diplom.ru. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8

1.1. Анатомо-физиологическая характеристика позвоночного столба 8

1.2. Причины, влияющие на нарушение осанки 15

1.3. Характеристика нарушений осанки 19

1.4. Возможности физической реабилитации при нарушениях осанки 23

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 38

2.1. Цель и задачи исследования 38

2.2.1. Анализ литературных источников 38

2.2.2. Педагогическое наблюдение 40

2.2.3. Педагогический эксперимент 41

2.2.4. Антропометрия 43

2.2.5. Функциональные пробы для мышц туловища 44

2.2.6. Методы математической статистики 46

2.2.7. Анкетирование 46

2.3. Организация исследования 47

ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ И ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ МЕТОДИКИ ПИЛАТЕС 48

ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

Актуальность. С каждым годом во всём мире лавинообразно увеличивается, принимая масштабы эпидемии, количество людей, имеющих функциональные нарушения позвоночника, что является одной из основных причин временной нетрудоспособности и инвалидизации лиц трудоспособного возраста (Г.С. Юмашев, М.Е. Фурман, 1984; В.П. Веселовский, А.Ш.Билалова, 1989; В.Д. Григорьева, В.К. Орус-оол, Н.Е. Фёдорова, 2001; В.А. Челноков, 2004).

Названные отклонения обусловлены как особенностями формирования и развития опорно-двигательного аппарата, начиная с рождения, так и влиянием на эти процессы физического воспитания и двигательной активности, что сказывается неблагоприятным образом в снижении функциональных воз¬можностей организма, повышенной утомляемости, деформаций фигуры, возникновении психологических и социальных проблем (А.Ф. Каптелин, 1969; Н.Г. Аксёнова, 1984; И.Д. Ловейко, М.В. Фонарёв, 1988; И.И. Бахрах, В.А. Перепекин, С.В.Барков, 2000).

Особую тревогу вызывает тенденция к омоложению нарушений функции позвоночника (А.П. Фроленков, 1991; ВОЗ, 2003). По данным клинико-диагностического обследования среди выпускников 9-11 классов, будущих студентов только 8% признаны здоровыми, число детей с различными функ¬циональными нарушениями и заболеваниями позвоночника увеличивается до 67% (Long В., 1992; С.Г. Ахмерова, 2001; Чоговадзе и соавт., 2003).

В связи с этим выраженная стадийность различных нарушений функ¬ции позвоночника определяет прерогативу ранних профилактических мероприятий, среди которых одним из приоритетных направлений является раз¬работка педагогических программ, направленных на повышение физической активности лиц зрелого возраста (ВОЗ, 1987; В.А. Челноков, 2005).

В то же время анализ научно-методической литературы показал, что разработанные методики физической реабилитации и профилактики функциональных нарушений и заболеваний позвоночника (в частности – лордоза) для лиц зрелого возраста нуждаются в дальней¬шем усовершенствовании (М.Т. Пушкарёва, 1995; Т.И. Губарева, 1989; Н.И.Бурмистрова, 1992; И.В.Пенькова, 1997).

Единичны научные разработки и для лиц студенческого возраста, у которых патологические нарушения сформиро¬вались ещё в предыдущие годы, а занятия корригирующей гимнастикой по¬сещались лишь частью из них в младшем и среднем школьном возрасте, учебная же нагрузка в ВУЗе способствовала дальнейшему прогрессированию патологических нарушений.

При этом следует отметить, что проведение курса физической реабилитации в стационаре, санаторно-курортных условиях и даже на поликлиниче¬ском этапе не избавляет от различных проявлений нарушенных функций по¬звоночника, так как в период ремиссии многие испытывают ощущение боли и дискомфорта в опорно-двигательном аппарате, остаётся и некоторое сни¬жение работоспособности (К.Б. Петров, 2005; Д.А. Бурмистров, B.C. Степа¬нов, 2005).

Данное положение связывают не только с недостаточностью конкрет¬ных рекомендаций по физической реабилитации, но также и с плохой информированностью населения о некоторых превентивных мерах.

Существующие в настоящее время профилактические мероприятия чаще всего включают схемы занятий лечебной физической культурой, разработанные для реабилитации в стадии обострения, то есть когда преобладают патогенетические реакции. В период ремиссии необходимы стимулирующие саногенетические методики. При этом универсальный характер имеют сред¬ства физической культуры.

Вместе с тем рекомендуемые базовой учебной программой средства физической культуры в ВУЗе для специальных медицинских групп, предусматривающие указания на включение упражнений, укрепляющих осанку, нуждаются в уточнении и совершенствовании в мето¬дическом плане с целью использования их для вторичной профилактики и физической реабилитации на¬рушений функции позвоночника.

В современных условиях достаточно эффективной методикой для физической реабилитации при лордозе признается методика Pilates. Pilates - широко известная и популярная во всем мире система упражнений. Она была создана Джозефом Пилатесом больше ста лет назад и получила новое развитие в наши дни в качестве одного из направлений фитнеса "Body & Mind".

Пилатес хорош тем, что им можно заниматься как в фитнес-клубе, так и самостоятельно дома. И это лишь одно из немногих его достоинств. Пилатесом могут заниматься люди любого возраста и пола, с любым уровнем физической подготовки. Возможность травм здесь сведена к минимуму.

Несмотря на то, что данная методика успешно зарекомендовала себя в плане профилактики и коррекции нарушений осанки, эффективность ее практического использования для физической реабилитации при лордозе еще нуждается в дополнительном изучении. Этот вопрос и определил актуальность нашего исследования.

Цель исследования - выявить особенности и эффективность занятий с использованием методики Пилатес для физической реабилитации нару¬шений функции позвоночника у студентов.

Объект исследования - студенты с нарушениями функции позвоночника в форме лордоза.

Предмет исследования - средства и методы физической культуры в профилактике нарушений функции позвоночника у студентов.

Гипотеза. Можно предположить, что средства физической культуры (в форме занятий с использованием методики Пилатес), позволит более эффективно осуществлять профилактику нарушений осанки в целом и лордоза – в частности.

Научная новизна. В рамках данного исследовании разработана профилактическая программа занятий с использованием методики Пилатес, направленных на профилактику и физическую реабилитацию нарушений осанки. Также, экспериментально доказана эффективность разработанной програм¬мы физической реабилитации при лордозе для студен¬тов.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Выявлено двукратное за три года увеличение студентов с наруше¬ниями функции позвоночника, характеризующимися снижением общей и си¬ловой выносливости мышц, дыхательной функции, наличием болевых ощу¬щений. Отмечено отсутствие информированности и практических навыков использования средств физической культуры с целью предупредительных мер прогрессирования нарушений. Полученные результаты диктуют необхо¬димость разработки в учебном процессе физкультурно-оздоровительной про¬граммы физической реабилитации и профилактики выявленных нарушений.

2. Экспериментальная программа (теоретико-практического содержания) физической реабилитации при лордозе у студен¬тов включает применение методики Пилатес.

1. 10000 советов. Пилатес. М.: Харвест. 2008. – 128 с.

2. Александрова И.Э. Первичная профилактика заболеваемости учащихся. /И.Э. Александрова, Т.В. Шумакова. //Вестник образования России. 2004, №5. С. 63-70.

4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спор¬тивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) /В.К. Бальсевич // Теор и практ. ФК. - 2008. - №4. - С.21-27.

5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого /В.К.Бальсевич. - М.:Физкультура и спорт, 2007.- 207с.

6. Бахрах И.И. Инновационная технология воспитания правильной осанки у школьников. /И.И. Бахрах, В.А.Перепекин, С.В.Барков. //Сборник науч. тру¬дов/ под редакцией Л.Л. Кобзевой. Смоленск, 2006. С.71-74.

7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно¬сти. /Н.А. Бернштейн. - М: Медицина, 1966 - 349с.

8. Бурмистрова Н.И. Осанка под контролем /Н.И.Бурмистрова //Физическая культура в школе - 2006. - №5.-С. 14-16.

9. Бурмистров Д.А, Программа устранения болевого синдрома в спине. /Д.А. Бурмистров, B.C. Степанов // Теория и практика физической культуры -2005.- С.20-24.

10. Быков Е.В. Особенности показателей гемодинамики детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Е.В.Быков, М.С.Лапшин, А.В.Чипышев //Формирование здорового образа жизни, посвященной 60-летию Тюменской области: (материалы Всерос. Научно-практич. конфер., 25-26 марта 2004г.) - Тюмень, 2004. - С.240-243.

11. Вайруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. /М.Е. Вайруб, А.С.Волошук. - Киев: Здоровья, 1988. - 135с.

13. Важенина Е.Н., Манжелей И.В. Формирование здорового стиля жизни студенческой молодёжи /Е.Н.Важенина, И.В Манжелей «Формирование здо¬рового образа жизни //материалы Всерос. научно-практич. конф.) — Тюмень. 2004.-115-117с.

14. Вейдер С. Йога + пилатес = йогалатес. Модный фитнес для души и тела. М.: Феникс, 2006. – 224 с.

15. Войтенко В.П. Здоровье здоровых: /В.П. Войтенко. — Киев: Здоровья, 1991.-246с.

16. Гукасрва Н.А. Лечебная физическая культура в системе комплексного ле¬чения сколилза: / Н.А Гукасова. - Москва, 1987. - 47с.

17. Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю. /А.Г. Дембо. - М.: Физ-ра и спорт. 1976. - 81с.

18. Дикунов А. М. Пути совершенствования педагогической системы физ¬культурного образования // Тез. докл. науч. конф. по итогам работы за 1991 г. -Омск: СибГАФК, 1994. -С. 119-121.

19. Добровольский В. К. Физическая культура - мощное средство профилак¬тики различных заболеваний /В.К. Добровольский //Теор. и практ. физич. культ. - 1962. -№12. -С. 29-31.

20. Егорычев А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А.О. Егорычев, Б.Н. Пецик, К.А. Бондаренко, Ю.А. Смирнова// Теор. и практ. фи¬зич. культ.-2003.- №2. С. 53-56.

21. Епифанов В.А. Средства физической реабилитации в терапии остеохонд¬роза позвоночника. / В.А.Епифанов, И.С.Ролик. - М; ВНТИЦ 1997.-344с.

22. Жарков П.Л. Поясничные боли. /П.Л. Жарков, А.П.Жарков, С.М.Бубновский. - М.: Из-во ООО Юниарпринт, 2007. - 143с.

24. Ильинич В.И. Некоторые проблемные вопросы внедрения профессио¬нально-прикладной физической подготовки студентов /В.И. Ильинич //Массовая физическая культура и профессия (Тезисы. Докл. регион. Науч. практ. конф.) 13-14 июня, Омск,1990. С. 35-36.

25. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. /К. Купер. - М.: Физ-ра и спорт, 1989.-224с.

26. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, ско¬лиозах и плоскостопии. /И.Д. Ловейко. Ленинград: Медицина, 1982. - 143с.

27. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позво¬ночника у детей. /И.Д. Ловейко, М.И.Фонарёв. Ленинград: Медицина, 1988. — 143с.

28. Лубышева Л.И. Теоретическое- методологическое обоснование физиче¬ского воспитания студентов /Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных //Теор. и практ. физич. культ. - 2007.-№б. С. 9-13.

30. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. /Э.Г.Мартирсов. М.: Физ-ра и спорт, 2005. - 198с.

31. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания /Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. Издание 2-е исп. и доп. - М.:Физкультура и спорт, 2006. - 303с.

32. Мошков В. Н. Об умеренности физических нагрузок в лечебной физкульту¬ре // Вопросы курортологии физиотерапии и ЛФК. -1991. -№ 5. -С. 62-64.

33. Ненашева Т.В. Физические методы лечения диспластического сколиоза у детей. /Т.В.Ненашева, Л.А.Комарова. //Вопр. курорт., физиотерап. и ЛФК. -2005. №5,-С. 44-45.

34. Носова Р.Ш. Индивидуально дифференцированный подход в физиче¬ском воспитании студентов I-IY курсов технического вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук /Р.Ш. Носова. - Москва, 2008. - 24с.

35. Остин Д. Пилатес для Вас. М.: Попурри, 2006. – 320 с.

36. Пеганов Ю.А. Позвоночник гибок - тело молодо. /Ю.А.Пеганов, Л.А.Березина. М.: Сов. спорт, 2006. - 76 с.

37. Плотников В.П. К вопросу о классификации физических упражнений. /В.П.Плотников, Б.А.Поляев, А.В.Чоговадзе. //Вопр. курорт., физиотерап. и ЛФК.-2007.№3.-С.19-22.

38. Потёмкина Р.А. Изучение вопросов физической активности в России /Р.А.Потёмкина, И.С. Глазунов, И.С. Петрухин //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 1998.-№6. С. 26-29.

39. Радченко С.Ю. Качество жизни как проблема качественных критериев в науке, культуре и искусстве /С.Ю. Радченко //Россия в III тысячелетии: про¬гнозы культурного развития, качество жизни: (материалы науч. конф., 6-7 декабря 2002г.) Екатеринбург из-во АМБ, 2002. С. 12-25.

40. Ресслер С. Лекарство для позвоночника. /С. Ресслер. спец. программа по оздоровлению: пер. с нем. М.: Интерэксперт., 1997 - 235с.

41. Робинсон Л., с соавт. Пилатес - управление телом. М.: Попурри, 2009. – 272 с.

42. Робинсон Л., с соавт. Пилатес для профилактики и снятия болей в области спины. М.: Попурри, 2005. – 256 с.

43. Робинсон Л., с соавт. Пилатес. Путь вперед. М.: Попурри, 2006. – 192 с.

44. Сафонова Ж.Б. Новое направление в методике физического воспитания студентов-юношей специальной медицинской группы /Ж.Б. Сафонова //Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физиче¬ской культуры и спорта /Матер. Всерос. Межвуз. Науч-практ.конф. 22-23 апр. 1999.-Москва-Малаховка, 1999.-С 301-302.

45. Сафонова Ж. Б. Динамическая оценка физического развития и работо¬способности студентов специальной медицинской группы /Ж.Б. Сафонова // Спорт и образ жизни. / Матер, межрегион, симпозиума . -Омск: СибГАФК, 1994.-С. 154-156.

46. Сумарукова Н.М. Специфические условия организации и содержания занятий по физической культуре со студентами, имеющими отклонения в со¬стоянии здоровья /Н.М. Сумарукова //Организация и методика учебного про¬цесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы (материалы ме-ждунар. конф.,2004г.) - Москва, 2004. - С. 74-76.

48. Томсон Д. Здоровая спина за 10 минут в день /Д. Томсон. - М.: Экмо-Пресс, 2001.-122с.

49. Царфис П.Г. Физические методы профилактики заболеваний. /П.Г.Царфис. М.: Знание 1982 - 96с.

51. Физическая культура: Всероссийская базисная учебная программа для высших учебных заведений. /Государственный комитет РСФМР по делам науки и высшей школы. - М:. 1990. - 46с.

На первом этапе необходимо создать у занимающихся целостное представление о рациональной осанке. Следует обеспечить всестороннее восприятие правильного положения тела и

Физическая реабилитация при нарушениях осанки

Другие курсовые по предмету

Российский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма

Институт заочного и дистанционного образования

Кафедра лечебной физкультуры, массажа и реабилитации

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ

Студентки 12 группы 4 курса ИЗДО

(второе высшее образование)

Капустиной Натальи Владимировны

физическая реабилитация осанка

. Рациональная осанка, ее значение, признаки

. Нарушение осанки: классификация и основные симптомы. Причины нарушения осанки

. Профилактика нарушений осанки

. Физическая реабилитация при нарушениях осанки

В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка - ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее жаловаться он может на что угодно: головную боль, повышенную утомляемость, плохую память. Мало кто знает, что все эти нарушения могут быть вызваны состоянием позвоночника. Позвоночник - это сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу; межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют позвонки между собой, мышцы обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника. Во фронтальной плоскости позвоночник в норме должен быть прямым, даже незначительное искривление позвоночника (сколиоз) следует расценивать как отклонение от нормы.

Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.

.Рациональная осанка, ее значение, признаки

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека; осанка определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В более широком понимании осанка - это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая ее правильное развитие и исправление осанки.

Нормальная осанка является одним из критериев, который определяет состояние здоровья человека.

Признаки правильной осанки:

прямое положение головы

одинаковый уровень надплечий, сосков, углов лопаток

равная длина шейно-плечевых линий - расстояние от уха до плечевого сустава

равенство треугольников талии - углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой

прямая вертикальная линия остистых отростков позвоночника

равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости

одинаковый рельеф грудной клетки и поясничной области в положении наклона вперед

наличие физиологических изгибов в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах

прямая конфигурация позвоночного столба во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины)

нижняя часть отвеса (верхняя часть которого приложена к седьмому шейному позвонку - он находится у основания шеи и больше всех выступает назад) проходит ровно через межягодичную складку

глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента

Таким образом, при правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника. Нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза - во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек.

Правильная осанка у дошкольника, школьника, а также у юноши и девушки в период полового созревания различается:

.Нормальная осанка дошкольника: грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.

.Нормальная осанка школьника: плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

.Нормальная осанка юноши и девушки: остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне; лопатки прижаты к спине; грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне; треугольники талии хорошо заметны и симметричны; живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке; физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей - грудной кифоз.

Линия, условно проведенная через центр тяжести головы, плечевой сустав, большой вертел, головку малоберцовой кости, наружную сторону голеностопного сустава, должна быть непрерывной вертикальной.

На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном всех частей скелета. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, удерживает его в равновесии, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Он представляет собой стержень, состоящий из отдельных позвонков. Это обеспечивает ему большую подвижность. Наиболее подвижен позвоночник в шейном и поясничном отделах; стоя на месте, можно легко повернуть голову и туловище в ту или иную сторону. В грудном отделе подвижность позвоночника очень незначительна.

. Нарушения осанки: классификация и основные симптомы

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка - это или проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в мёжпозвонковых дисках (остеохондроз). Плохая осанка снижает запас прочности организма. Изгибы позвоночника тесно связаны между собой, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Вместе с позвоночником деформируются грудная клетка и ребра, что вызывает изменения мышц самого позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища. Дыхание становится поверхностным, затрудняется работа сердца. Из-за недостаточного поступления кислорода могут быть головные боли, малокровие, сниженный аппетит, нарушение сердечной деятельности, ухудшение зрения. Ухудшение сердечной деятельности может привести к застою крови в области черепа, брюшной полости и таза. Слабость мышц может содействовать нарушениям пищеварения и местного кровообращения, опущению внутренней брюшной полости. Поэтому при малейшем подозрении на нарушение правильной осанки ребенка нужно показать врачу-ортопеду, чтобы вовремя установить характер и степень нарушения. Чем раньше обнаружено нарушение осанки, тем легче его исправить.

В настоящее время принята следующая классификация нарушений осанки:

Нарушения осанки, обусловленные деформацией позвоночника в саггитальной плоскости:

грудной кифоз увеличен - вершина кифоза находится в верхней части грудного отдела, кифотическая дуга заканчивается на уровне Th7-Th8 позвонков

поясничный лордоз сглажен

плечи опущены и сведены вперед

лопатки не прилегают к спине - крыловидные лопатки

.2. круглая спина:

кифоз равномерно увеличен на всем протяжении грудного отдела

поясничный лордоз несколько сглажен

голова наклонена вперед

плечи опущены и сведены вперед

лопатки не прилегают к спине

устойчивое положение тела сохраняется благодаря небольшому сгибанию ног в коленях

характерны (в большей степени, чем для сутуловатости) впалая грудная клетка и плоские ягодицы

ограничено разгибание в плечевых суставах (из-за укорочения грудных мышц) - ребенок не может полностью поднять руки вверх

все изгибы позвоночника увеличены

голова, шея, надплечья наклонены вперед

живот выступает и свисает

колени максимально разогнуты или даже переразогнуты, чтобы удержать центр тяжести в пределах

Пример готовой дипломной работы по предмету: Физическая культура

Содержание

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ

1.1 Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного

1.2 Характеристика правильной осанки……..………………………………… 13

1.3 Нарушение осанки у детей………………………………………………….19

1.4 Комплексная реабилитация детей среднего школьного возраста

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

2.2 Организация исследования…………………………………………………38

2.3 Анализ результатов исследования………………………………………… 42

Выдержка из текста

Воспитание подрастающего поколения бодрым, здоровым, жизнерадостным – одна из важных задач современного общества. Здоровье детей во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских учреждениях.

Физическое воспитание, является той единственной формой социального воздействия на биологическое развитие, которое повышает функциональные и адаптационные возможности организма и оказывает общеоздоровительное влияние.

В настоящее время неуклонно растёт процент детей с нарушением осанки. Ежегодно на школьных профилактических осмотрах выявляются дети с этим нарушением. Это связано с уменьшением физической активности детей: пропал интерес к урокам физической культуры в школе, возрос интерес к занятиям на компьютерах, проведение свободного времени возле телевизора, а не на спортивной площадке, от постановки физической культуры в семье.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Осанка не бывает врождённой, не передаётся по наследству.

Её воспитывают у человека с детских лет в семье, в детском учреждении и в школе. На формирование осанки влияет ряд факторов: состояние центральной нервной системы, развитие и тонус мускулатуры, состояние скелета и связочного аппарата.

Детям необходимо создавать все условия для правильного физического развития и устранять всё, что может быть причиной нарушения осанки.

Нарушения осанки сказываются на функции органов дыхания, кровообращения, пищеварения и выделения.

Нарушение осанки не является заболеванием, но это первый сигнал о том, что необходимо обратить внимание родителей на мышечно-связочный аппарат ребёнка, и своевременно начать активные действия по его укреплению.

Однако, несмотря на всю важность проблемы нарушения осанки в литературе уделено много внимания данному вопросу, но нет единой направленности медицинских работников и специалистов физической культуры, что и послужило для нас актуальностью.

Проблемой нарушение осанки у детей занимались Г.А. Халемский, А.Ф. Каптелин, Л.И. Лубышева, М.Л. Лазарев, Е. Ф. Древинг, В. В. Никитин и др.

Исходя из выше изложенного, целью данной работы является выявить особенности и эффективность физической реабилитации при нарушении осанки детей среднего школьного возраста.

  • апробировать разработанные занятия на практике, провести анализ полученных данных.

Объектом исследования является процесс физической реабилитации детей среднего школьного возраста при нарушение осанки.

Предметом исследования является применение методик для коррекции нарушений осанки у детей среднего школьного возраста.

Гипотеза: если применить специально подобранный комплекс упражнений, игры и домашнее задание, закрепляющие этот комплекс упражнений, то произойдёт улучшение физической реабилитации подготовленности детей с нарушениями осанки.

  • метод анализа литературных источников;
  • метод тестирования (контрольные испытания);
  • метод педагогического эксперимента;
  • метод математико-статистической обработки, полученных в исследовании данных.

Научная новизна заключается в применении разработанной нами методики в общеобразовательных учреждениях при организации работы с детьми с нарушением осанки на уроках физической культуры и занятиях ЛФК.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что разработанная методика физической реабилитации, позволяющая эффективно повышать функциональные показатели опорно — двигательного аппарата у детей с нарушениями осанки, может быть использована специалистами по физической реабилитации в условиях поликлиники, реабилитационных центрах, в школах интернатах у детей с нарушениями осанки.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Список использованной литературы

1. Андрианов В. Л., Баиров Г. И., Садофьева В. И., Райе Р. Э. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков.- М., "Медицина", 1985. – 364 с.

3. Андрианов В.Л. Заболевания и повреждения позвоночника у дошкольников / В. Л. Андрианов [и др.].

– М.: Медицина, 1985. – 216 с.

4. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. / Отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1978. — 399 с.

5. Абросимова Л.И. Детская спортивная медицина: учебник / Под ред. С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущева. – М.: Медицина, 2014. – 361 с.

6. Арсланов В.А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и её влияние на функциональное состояние некоторых систем организма: афтореф.дисс.: канд.биол.н. (13.00.04) / В.А. Арсланов. – Казань. — 2013. — № 8. – С. 11-17.

7. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 2012. – 102 c.

8. Аташари А. Коррекция нарушений осанки у школьников 11-13 лет средствами АФК: автореф. дис. канд-та пед. наук /А.Аташари. – М., 2010. – 19 с.

9. Барклай В.М. Валеодиагностика: методическое пособие по валеологии / В.М. Барклай. – Ростов-на-Дону, 2010. – С. 89-105.

10. Белякова Н.Т. Формирование правильной осанки / Н.Т. Белякова // Физкультура в школе. – 2009. – № 4. – С.7-12.

11. Буков Ю.А. Основы физической реабилитации / Ю.А. Буков — Симферополь: 2004. – 191 с.

12. Боголюбов В.М. Техника и методики физио-терапевтических процедур. — ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 406 с.

14. Васичкин В.И. Справочник по массажу. — Л.: Медицина. 1991. – 176 с.

15. Волков М.В. Болезни костей у детей.- 2е изд. — М.: Медицина, 1985. – 512 с.

17. Верхало Ю.Н. Тренажеры и устройства для восстановления здоровья и рекреации инвалидов /Ю.Н. Верхало. – М.: Советский Спорт, 2009. – 536 с.

18. Готовцев П.И., Субботин А.Д., Селиманов В.П. Лечебная физическая культура и массаж. – М.: Медицина, 2009. – 196 с.

19. Дубровский В.И. Лечебная Физкультура. – М.: Владос, 2005. — 600 с.

20. Дубровский В.И., Дубровская А.В. Лечебный массаж. ГЭОТАР-МЕД – 2005 – 504 с.

21. Дорошина Л.А. Программа физической реабилитации сколиотической болезни /Л.А.Дорошина //Адаптивная физическая культура. – 2012. — №;. – С. 22-24.

22. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / Алексей Григорьевич Сухарев. – Москва: Медицина, 1991 . – 272 с.

23. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж — М.: Издательский дом ЭОТАР Медицина, 2002. – 495 с.

24. Иванова Д.А. Нарушения осанки. — М.: Медицина, 1986. — 256 с.

25. Иванникова Н.Г. Методика гигиенического обучения и воспитания по формированию правильной осанки у детей. — М.: 1972. – 50 с.

26. Ковалева Л.Б. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки и сколиозах у детей школьного возраста на базе Читинского ОВФД /Л.Б.Ковалева, В.Я.Макаров, Г.А.Васильченко //Теория и практика оздоровления населения России: мат. I Национал. научн. – практ. конф.- Смоленск, 2013.- С.102 – 103.

27. Ловейко И.Д., Фонарёв И.Д. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. — М.: Медицина, 1988. — 140с.

28. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при деформации осанки, сколиозах и плоскостопии — Л.: Медицина, 1982. – 143 с.

30. Лечебная физкультура в системе физической реабилитации / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой — М.: Медицина, 1995. – 215 с.

31. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н. Зависимость состояния опорно-двигательного аппарата школьников от уровня минерализации костной ткани //Российский педиатрический журнал. – М.: Медицина, 2014. — № 5. – С. 26-28.

32. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физическая культура/ Новейший справочник — Санкт – Петербург: Сова, 2010. — 495с.

33. Мартинихин В.С. ЛФК и другие методы немедленного воздействия при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учебное пособие /В.С.Мартинихин. – Малаховка, 2011. – 110 с.

34. Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза — монография, 2009. – 268 с.

35. Обрасов А.Н., Карачевцева Т.В. Ясногородский В. Г. и др. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний – М.: Медицина, 2009. – 383 с.

36. Попов С.Н. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс. — 2009.- 608с.

37. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей. — К.: Здоровье, 1980. — 144с.

38. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 415 с.

40. Стояновский Д.Н. Боль в области спины и шеи: Симптомы заболеваний; Причины их возникновения; Диагностика: Профилактика и лечение, Агентство Мультипресс, 2006 – 320с.

41. Синицкий Ю.Ф., Мурзина М.И., Дудин М.Г. Основные принципы реабилитации детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата в условиях санатория. Всесоюзная конференция по организации санаторно-курортной помощи детям. — М., 2013. – 190 c.

42. Сквознова Т.М. Проблемы и возможности современной тренажерной гимнастики при функциональных нарушениях опорно-двигательной системы /Т.М. Сквознова //ЛФК и массаж. — 2014. — № 4. — С 14 – 19.

43. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.К.Добровольского. — М.: ФиС, 1974. — 480с.

44. Фонарёв М.И. и Фонарёва Т.А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. 2е изд., — Л.: Медицина. — 1981. – 280 с.

45. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье Знание. — 2009. — № 1 – С.96.

46. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2014. – 225 с.

47. Шитиков Т.А. Эффективность комплексной реабилитации детей и подростков с нарушениями осанки и функциональной сколиотической деформацией./Т.А.Шитиков //ЛФК и массаж. – 2009. — № 9. – С. 37-44.

48. Шкляренко А.П. ЛФК в комплексном санаторном лечении сколиотической болезни у детей и подростков /А.П.Шкляренко //Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. – 2012. — № 1. – С. 44-47.

49. Эрденко Д.В. Методика коррекции нарушений осанки с использованием нетрадиционной гимнастики тайц-зиц-юань и мячей большого диаметра /Д.В. Эрденко, С.Н.Попов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. — № 1. — С. 21-24.

50. Язловецкий В.С. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. – К.: Здоровье, 2009. – 231 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.