Разработать рекомендации по профилактике нарушения осанки


Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_po_pravilnoy_osanke.docx 15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации правильной осанки

Каждый родитель желает, чтобы их ребенок был здоровым, умным, красивым, успешным. Поэтому многие прилагают немалые усилия по воспитанию и обучению. Не стоит забывать и о физическом воспитании, особенно уделить много внимания необходимо позвоночнику ребенка. Осанка малыша достаточно неустойчива, легко изменяется под действием различных негативных факторов. Критический и важный момент наступает в дошкольном и школьном возрасте, когда ребенок начинает больше времени проводить за занятиями на стуле. Однако и другие положения – стоя, лежа, ходьба и игра могут проявить слабость мышечного корсета. Родителям нужно больше внимания обращать на позы ребенка, убрав отрицательное воздействие на позвоночник.

Что нарушает осанку ребенка? Не подходящая по росту и потребностям мебель – стол, стул, кровать. Высокая подушка. Мягкий и неудобный матрас. Несбалансированное питание. Стрессы, плохое самочувствие.

Еще один фактор нарушения осанки – это врожденная деформация позвоночника. У детей до 7 лет она очень сложно диагностируется. Поэтому если вы переживаете за нормальное развитие ребенка и замечаете малейшие отклонения в осанке – обращайтесь к специалистам, проводите обаятельный ежегодный медосмотр, а по надобности – еще чаще.

Рекомендации по формированию осанки у ребенка Сидячее положение. При выборе парты для дома и кресла для школьника, учитывайте их функциональные качества. Отличным вариантом будет стол с регулировками по высоте, чтобы по мере роста фиксировать нужные настройки. Кресло или стул должны быть такими, чтобы в сидячем положении ребенок ступнями мог полностью касаться пола, а ноги были согнуты в коленях под прямым углом. При этом нужно следить, чтобы ребенок сидел прямо, опирался на обе руки, плечи были расправлены, локти не свисали со стола. Каждые полчаса необходимо менять положение тела, по возможности – немного пройтись. Лежачее положение. Неправильное положение во время сна плохо для осанки. Если ваш ребенок часто спит калачиком на боку, возможно, ему надо сменить подушку или матрас. Ведь в такой позе позвоночник прогибается, вызывая сколиоз. Детский матрас должен быть жестким или средней жесткости, с плотным материалом, имеющим ортопедические свойства. Подушку берите невысокую, с качественным наполнителем. Ходьба. Походка ребенка играет немаловажную роль в формировании осанки. Следите за тем, чтобы ребенок не размахивал руками, не шаркал, не разводил носки в стороны, не горбился, не раскачивался при ходьбе. Ведь при этом будет увеличиваться напряжение на мышцы, вызывая быстрое утомление. Ведя малыша в садик или школу, родители часто опаздывают и тянут детей за руку. Данный факт может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушить осанку. Поэтому старайтесь выходить раньше и идти неспешным шагом. Физические упражнения. Гимнастика и зарядка каждое утро являются обязательными в дошкольных учреждениях. Не забывайте о них и в школьном возрасте. Регулярные умеренные нагрузки положительным образом развивают мышцы спины, влияют на подвижность суставов.

О том, как сидеть правильно?

Человек умственно труда большую часть дня проводит сидя. Однако, наш организм предназначен для движения, а не для сидения. Кроме того, большинство из нас сидит, как придется: скрючившись, нога за ногу. Чтобы снизить ежедневную нагрузку на позвоночник нужно соблюдать следующие правила:

Для начала не сидите нога за ногу, ступни должны располагаться на полу;

Бедра должны располагаться на стуле чуть выше уровня колен. Это позволяет весу тела равномерно распределиться между ступнями, коленями, бедрами, ягодицами и поясницей;

Плечи должны быть расслаблены и расправлены, мышцы живота в тонусе (напряжены, но не слишком);

Голова и шея располагаются в одной линии со спиной;

Для того чтобы поддерживать прямую спину, необходимо чтобы компьютер стоял прямо перед вами, а экран располагался на уровне глаз;

Если вы работаете с ноутбуком, купите специальную подставку, чтобы экран располагался на уровне глаз, либо просто подложите под лэптоп книжки, которые приподнимут его под углом.

Контролируйте свою осанку, когда сидите. Каждые полчаса, вставайте, разминайтесь минуту другую. Это поможет предотвратить переутомление сухожилий и поясницы.

О том, как правильно стоять?

Правильное положение позвоночника предполагает внутренний изгиб в районе поясницы и шеи, легкий изгиб наружу в районе лопаток. Чтобы добиться этого положения необходимо сделать следующее:

Поставьте ступни в нескольких сантиметрах друг от друга, равномерно распределите вес тела по всей длине ступни, так как многие люди переносят вес тела на пятки.

Грудь и живот слегка выдвиньте вперед. Пупок и область вокруг него слегка подтяните к позвоночнику. Таким образом, вы создадите стабильный каркас, на котором можно нести тело.

Колени должны находиться в естественном состоянии, если вы их вытянете и зажмете, автоматически произойдет сжатие поясничных дисков, что приведет к переутомлению спины.

Держите голову и шею на одной линии со спиной, а подбородок параллельно полу.

Плечи должны быть расслаблены, но не сгорблены.

Чтобы проверить правильно ли вы стоите, достаточно прислониться спиной к стене и поставить ступни в нескольких сантиметрах друг от друга. Поместите в область поясницы небольшое скрученное полотенце. Оно поможет вам, ощутить и запомнить правильный изгиб.

Первое время вы можете ощущать себя непривычно и некомфортно в правильных позах, потому что тело к ним не привыкло, и поддержание поз требует мышечных усилий. Будьте настойчивы по отношению к себе, и вы своего добьетесь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи урока:1. Обучение преодолению гимнастической полосы препятствий.2. Формирование правильной осанки.3. Во.

Базовый комплекс корригирующей гимнастики при нарушении осанки и сколиозе 1 степени.

Комплекс упражнений при нарушении осанки в сагиттальной плоскости.

Рекомендовано для преподавателей и родителей.В настоящее время всё чаще связывают ухудшение здоровья детей с учёбой, но, как известно, любой человек в течение жизни приобретает болезни. Тем не менее, .

Данная презентация составлена для сопровождения лекционного занятия по теме "Нарушение осанки у детей". Это позволяет лучше визуализировать данные, что в свою очередь улучшает.

Методическая разработка занятия по МДК 03.01 "Теория и практика массажа в педиатрической практике". В методической разработке представлена хронокарта занятия по этапам, вопросы к входному фронтальному.

Елена Денисова
Методические и практические рекомендации по профилактике нарушения осанки в ДОУ

Формирование правильной осанки на физкультурных занятиях

Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений. В предупреждений и коррекции дефектов осанкиу дошкольников надо исходить из двух основных положений: улучшение физического развития детей путем широкого использования различных видов физических упражнений и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник.

Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. Почти любое хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Дошкольникам можно рекомендоватьследующие формы физических упражнений: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий, дополнительные физкультурные занятия для дошкольников, страдающими дефектами осанки и плоскостопием, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе.

Особую роль в педагогическом воздействии воспитателей должны играть советы и рекомендации воспитанникам о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо и отводя плечи назад, опираясь на обе ноги. Очень полезно, работая на участке, в огороде, копать землю половину времени с правой руки, а половину – с левой.

Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягиванию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги.

Приводим примерный комплекс упражнений утренней гимнастики, который воздействует на мышцы спины, живота и др., укрепление которых положительно скажется на осанке.

Для устранения нарушений осанки большинство специалистов рекомендуют использовать среднее (4—6 раз) и большое (8—12 раз) количество повторений каждого специального упражнения. Не менее важным является и учет соматотипа ребенка при определении программы профилактического или лечебного воздействия.

Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.

Устранение нарушения осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки.

Упр. 1. И. п. (исходное положение)- стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 2. И. п. – стоя, руки в стороны, круговые движения руками назад (повторить 8-10 раз, дыхание произвольное.

Упр. 3. И. п. – стоя, руки к плечам, наклон корпуса вперед с прямой спиной – выдох, возвращение в и. п. - вдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 4. И. п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз).

Упр. 5. И. п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз).

Упр. 6. И. п. – стоя, с палкой в руках, поднимание палки, возвращение в и. п. – выдох (повторить 4-5 раз).

Упр. 7. И. п. – лежа на спине, попеременное поднимание ног вверх (повторить 3-4 раза).

Упр. 8. И. п. – лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 3-4 раза).

Упр. 9. И. п. – стоя на четвереньках; попеременное вытягивание прямой руки и ноги – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 3-4 раза).

Многие ученые-практики считают, что лучшее средство выработки правильной осанки – упражнения для мышц плечевого пояса, спины, затылка и напряженные выгибания. В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей.Последнее достигается с помощью следующих упражнений: положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками – отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть; поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок; ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук; принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове, наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук; приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной; наклоны назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках; из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке; висы на гимнастической стенке; ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени; приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.

Во время движений туловища изгибы позвоночника то увеличиваются, то уменьшаются. Так, например, при наклоне туловища вперед шейная и поясничная кривизна уменьшаются, а грудная увеличивается. Наклон туловища назад вызывает противоположное изменение кривизны.

Значительное внимание следует уделять координации движений, без которой невозможно усвоение правильной осанки.

При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

Приведем варианты планирования вводной части занятия.

Второй вариант. Обычная ходьба. Ходьба с гимнастической палкой за спиной. Ходьба на носочках с палкой, поднятой вверх, опущенной за спину (упражнение повторяется 5 раз). Прыжки с продвижением вперед через палки, положенные на пол (20 прыжков). Перестроение в колонну по четыре.

Периодически вводную часть физкультурного занятия следует начинать с контрольных упражнений у стены. Внимание детей при выполнении упражнений направляется на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить.

Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

Рационально применять такую последовательность:

1. Упражнения в исходном положении стоя.

а) Для укрепления мышц рук и плечевого пояса –потягивание: ребенок поднимает руки вверх и выпрямляет спину, вытягивает позвоночник.

б) Для укрепления мышц плечевого пояса и спины –сведение лопаток: ребенок отводит руки в стороны или назад, прогибая спину, грудная клетка расширяется.

в) для увеличения подвижности позвоночника, укрепления мышц спины,живота: наклоны и повороты в стороны.

г)для совершенствования опорной функции ног: различные приседания.

д) для развития координации движений и воспитания навыка правильной осанки: сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры.

2. Упражнения в исходном положении на четвереньках – для вытягивания позвоночника, развития его гибкости и укрепления мышц туловища – выполняются как на месте, так и в движении.

3. Упражнения в исходном положении лежа на спине и животе для укрепления мышц живота и спины – выполняются с разнообразными движениями ног и прогибанием туловища.

При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы. Например, в упражнениях с потягиванием, когда ребенок поднимает руки вверх, следить за тем, чтобы руки были раздвинуты шире плеч, голова поднята. Высоко поднятая голова – это не просто техническое требование; такое положение увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. При выполнении упражнений с отведением рук в стороны обращать внимание на то, чтобы руки и плечи дети отводили назад сильнее. В упражнениях из исходного положения стоя на четвереньках добиваться, чтобы дети хорошо прогибали спину и не опускали голову.

В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

Интересными и доступными для внедрения в детские учреждения являются упражнения для дошкольников.1-ая группа упражнений наиболее проста - их четыре:

Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий - это

подвижные игры, в которых основная двигательная активность про

является в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки,

ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят

от возраста детей : чем меньше ребенок, тем проще правила.

В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.

5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально ху-дожественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

Практические рекомендации

1. Результативным средством предупреждения нарушений осанки, плоскостопия в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

2. Для профилактики и исправления дефектов осанки у детей необходимы общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи и др., у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке, стульях. Эти упражнения при правильной методике их применения помогают укреплять недостаточно развитые мышцы ребенка и тем самым способствуют пропорциональному развитию ребенка.

3. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

4. Для формирования правильной осанкиисключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке.

5. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

6. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

7. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко.

8. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.

9. В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

10. Эффективно использовать подвижные игры, главный вид деятельности дошкольников, для физкультурно-оздоровительной работы. В подвижные игры, игры-эстафеты следует включать корригирующие движения

Использование оздоровительной, корригирующей гимнастики в режиме двигательной активности дошкольников. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г. БелгородаТема статьи: Использование оздоровительной, корригирующей.

Рекомендации: "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия"

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок — это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими.

Анкетирование, проведенное в вашей группе, показало, что всех родителей без исключения волнует вопрос сохранения и укрепления здоровья своего ребёнка. Но в силу разных причин (дефицита времени, усталости, собственной лени) детям уделяется недостаточно внимания со стороны родителей. К большому сожалению, далеко не все родители делают вместе с детьми зарядку, регулярно гуляют на свежем воздухе, делают им массаж, к тому же отдают предпочтение не подвижным играм, а интеллектуальным и развивающим. Всё это подтверждают и результаты опроса, проведённого среди детей.

Показатели ежегодных медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников (растёт число детей состоящих на диспансерном учете в детской поликлинике с различными заболеваниями, увеличении числа детей с патологиями опорно-двигательного аппарата, в том числе с плоскостопием. Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание.

Плоскостопие – болезнь серьезная из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что многие годы человеку прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью: вкалывать – так до упаду, заболел – не раскисай, и вообще – если уж умирать, так с музыкой, и непременно на работе.

Но времена громких лозунгов миновали, оставив человека наедине со своими недугами, смертельными и несмертельными. В число последних и входит плоскостопие.

Что же такое плоскостопие?

Это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов.

Почему у современных детей всё чаще и чаще наблюдаются данные нарушения, какие факторы влияют на формирование свода стопы?

Причинами развития плоскостопия обычно бывают: раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д.

Нередко плоскостопие становится одной из причин нарушения осанки. Неправильная форма стопы приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч, к формированию сколиотической осанки или сколиоза.

К тому же стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние и на весь организм в целом. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли.

До 4,5-5 лет у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы является патологией. Поэтому медицинское заключение о плоскостопии выносят лишь с пятилетнего возраста.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов и коррекцию имеющихся у детей нарушений. Плоскостопие у детей в большинстве случаев излечимо! Но следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Поэтому в нашем детском саду мы пытаемся создать все условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, НОД по ф/р, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, ЛФК, лечебный массаж, корригирующая гимнастика после сна.

Но как показывает практика, всего этого оказывается недостаточно. Данная работа должна проводиться совместно с родителями. Необходимо не только в детском саду, но и дома в повседневной жизни создавать необходимые условия для правильного полноценного физического развития ребёнка:

* общее укрепление организма (рациональное питание, длительное пребывание на свежем воздухе, разнообразная двигательная активность,

* правильный подбор обуви для ребенка,

* проведение закаливающих процедур (босохождение по различным поверхностям, ножные ванны,

* специальные упражнения для укрепления мышц стопы и пальцев,

* использование тренажеров для стоп, в том числе нетрадиционного оборудования, которое легко изготовить в домашних условиях и мн. др.

Значение пальчиковой гимнастики велико:

— способствует овладению навыками мелкой моторики;

— помогает развивать речь;

— повышает работоспособность коры головного мозга;

— развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Памятка для родителей.

Плоскостопие. Как его выявить?

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы. Мы предлагаем вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы вашего сына (дочери) — плантографию.

Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор зеленки либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на стопы ребенка одно из этих красящих веществ. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы — плантограммы.

ПРИМЕЧАНИЕ. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся на бумаге контур.

Оценка плантограммы. Возьмите карандаш и линейку и прочертите две линии.

Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы — стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.

Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается); тяжелая, косолапая походка; обувь, сношенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?

· Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.

· Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

· При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

· Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается физиологическое плоскостопие, которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

· Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.

· Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

· Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст больший эффект.

Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата школьников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств: занятия физической культурой с элементами ЛФК, плавание в бассейне, упражнения на тренажерах, коррекционную гимнастику, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, подвижные игры и т. д. Однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребенка отводится семье. Поэтому комплекс упражнений, направленных на укрепление свода стопы, следует ежедневно выполнять дома.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием:

1. Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например, по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками, — мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т. д.

3. Из положения сидя на полу (стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку, на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).

4. Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

5. Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6. Хождение на внешней стороне стопы.

10. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) по полу в течение трех минут.

· собрать веревку пальцами ног;

· ходьба на носках, пятках;

· ходьба на внешней стороне стопы;

· ходьба по массажной дорожке;

· прокатить палку по полу стопами ног.

В комплекс упражнений для детей, у которых выявлена сутулость, необходимо включить задания :

· походить с палкой за спиной;

· стать к стене спиной, прикасаясь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками;

· идти с предметом на голове;

· упражнения из положения лежа на спине, на животе.

Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, а, следовательно, и профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата , необходимо уделять организации этих мероприятий особое внимание.

После обливания ног обязательно необходимо дать несколько профилактических упражнений :

· переступания с пятки на носок;

Затем необходимо провести подвижную игру, в которой принимают участие все дети.

Систематическая работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата дает хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний.

Для повышения эффективности нашей работы способствуют тесные контакты с родителями. Они должны поддерживать все наши мероприятия, и продолжать работу дома, руководствуясь рекомендациями инструктора физической культуры и воспитателей.

Правильно подобранная одежда и обувь обеспечивает правильное физическое развитие ребенка. Одежда и обувь должна быть удобной.

Работа по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата - один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, инструктора физической культуры, воспитателей, родителей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.