Радикулит езда на машине


О том, как уберечь свое тело от перегрузок за рулем, рассказывает практикующий терапевт Александр Александрович Очерет

— О чем прежде всего нужно позаботиться женщине-водителю?

— О собственном скелете. Дело в том, что в положении сидя позвоночник испытывает самые большие нагрузки. На него падает вес буквально всего тела (даже, как это ни покажется странным, тех частей, что ниже пояса). Для того чтобы избежать усталости, травм, патологии, нужно прежде всего правильно сидеть.

— Есть такое представление: если сидеть удобно, значит — все хорошо, все правильно. Какова на самом деле "правильная" посадка?

— Естественно, человек инстинктивно чувствует, что для него хорошо, а что плохо. Но это может быть и сравнительное, "скомпенсированное" удобство, когда после неправильной он принимает чуть более удобную (но все же неправильную) позу. Поскольку позвоночник имеет физиологические изгибы, сиденье должно этим изгибам "потворствовать". Спинка кресла на уровне лопаток должна быть как бы провалена. Поясничный отдел, напротив, нужно подпирать подушечкой. Поэтому на большинстве зарубежных автомобилей предусмотрен так называемый "поясничный валик", который компенсирует это сглаживание. Если его нет, надо купить специальную подушечку под поясницу, выполненную с учетом анатомии позвоночника. Очень недорогие и хорошего качества такие подушки выпускает американская фирма "Champion". Желательно, если такая подушка будет еще и опоясывать туловище, давая поддержку его боковым поверхностям и препятствуя перемещению во время виражей.

Хорошее автомобильное кресло, конечно, должно иметь подголовник. Он служит для предотвращения хлыстовой травмы (при ударе в машину сзади); даже если подголовника нет на машине — надо купить и поставить. Отдельно надо сказать о подушке сиденья — она должна быть жесткой. В хорошем автомобиле, помимо регулировок кресла, есть регулировка рулевого колеса. Люди ведь все разного роста: мужчина сделает сиденье пониже (чтобы не биться головой о крышу), женщина — повыше. И если сиденье можно поднимать-опускать, то и руль тоже надо регулировать вверх-вниз.

— Каковы основные черты "женской" посадки?

— Женщина обычно водит более. испуганно, я бы сказал. Она старается сесть ближе к рулю, к ветровому стеклу. Женщина часто озирается по сторонам, буквально лежит грудью на руле. Это обусловлено, конечно, и физиологией: у женщины короче руки, короче ноги. Если она сядет за руль машины, настроенной "под мужчину" даже одного с ней роста, ей придется подвинуть кресло вперед.

— Есть ли какие-то "плюсы" у близкой посадки?

— На мой взгляд, никаких. Если человек сидит, растопырив локти, задевая при этом (особенно в маленькой, "женской" машине) дверь и соседа, — его руки устают, устает и плечевой пояс.

Поэтому женщине в автомобиле не надо думать, что, чем больше она наклоняется к ветровому стеклу, тем больше видит. Я бы советовал сидеть подальше, так, чтобы руки были вытянуты или почти вытянуты. На современном автомобиле (с маленьким рулем, не требующим приложения больших усилий) руки устают меньше, если они вытянуты, а не свисают. И, кроме того, при резких торможениях или даже столкновениях выпрямленные руки более безопасны.

— Как проверить правильность посадки?

— Вы садитесь в кресло и откидываетесь назад. При этом каждая часть тела должна как бы лечь в свой футляр. Голова (или шея) — на шейный валик, спина — в спинное углубление, поясница — на поясничную подушку; бедра при этом не должны сползать вперед. Вес тела не должен падать на какую-то одну его часть. Естественно, когда вы тронетесь с места, вы не останетесь в этой позе, а чуть подадитесь вперед. Но на трассе, когда не нужно вертеть головой, я себе позволяю откинуться в кресло и, держа двумя пальчиками руль, просто отдохнуть.

Маша Жукова

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Многие из водителей ощущают на себе последствия от вождения автомобиля, которые проявляются в виде болей в позвоночнике. Но мало кто знает, чем это чревато. Так может всем нам пересесть на городской транспорт, и проблема будет решена?


Безболезненная, уникальная методика доктора Бобыря

Дешевле, чем мануальная терапия

Мягко, приятно, нас не боятся дети

Только с 1 по 10 июля! Записывайтесь сейчас!


В не движущемся автомобиле нет никакой разницы между водителем и пассажиром. Но, как только машина начинает свое движение, водитель начинает получать нагрузку на позвоночник. В то время как пассажир находится в расслабленном состоянии. Усложняет ситуацию и то, что за рулем водитель активно использует ноги для нажатия на педали.

Уже не одно десятилетие разработчики автомобилей пытаются создать сидения наиболее функциональной формы, которые бы не только эстетично выглядели, но и создавали комфортные условия для человека за рулем.

Ученые из Британии выделили несколько основных требований к автокреслу:

  • спинка кресла должна регулироваться по наклону;
  • сидение должно иметь регулировку по высоте и расстоянию;
  • глубина посадки также имеет значение;
  • желательны регулируемые подлокотники и подголовники;
  • для снижения вибрации обязательна амортизация.

Учеными доказано, что при постоянном воздействии вибрации и вертикальной компрессии на позвоночник в межпозвоночных дисках образуются микротрещины. Кроме того, на межпозвоночных дисках может появиться грыжа шморля. Отмечена зависимость между регулярным вождением (свыше пяти часов в сутки) и болезнями, связанными с позвоночником, а также нарушениями в костно-суставном аппарате.

Существует несколько правил, которых стоит придерживаться во время вождения, для снижения нагрузки на позвоночник:

1. Не стоит сутулиться. Как уже было сказано выше, долгое нахождение в такой позе очень опасно;

2. Нельзя, садясь в автомобиль, сначала ставить ногу в салон, а потом всем весом падать на сидение. Таким образом, вы создаете сильнейшую нагрузку на позвоночник в крестцовом отделе. Вследствие этого может произойти смещение в пояснице позвонков или, что еще хуже, тазовых костей;

Запомните! Сначала нужно аккуратно сесть на сидение автомобиля, а уж потом поставить ноги в салон.

3. В современных автомобилях спинки сидения оснащены механизмом регулировки в районе поясницы. Эта функция позволяет сохранить естественный поясничный изгиб.

Если же у вас такой функции нет, купите или изготовьте самостоятельно валик, который установите на уровне поясницы максимально удобно;

4. Отрегулируйте расстояние сидения. Вы уже заняли удобное положение, теперь подвиньте сидение до тех пор, пока ноги и руки не будут согнуты ориентировочно на 120 град. Плечи должны быть прижаты к спинке;

5. Настройте правильно подголовник. Он должен быть расположен таким образом, чтоб верхний его край находился на уровне между вашими глазами и макушкой и немного наклонен от головы;

6. И самое важное - при вождении сохраняйте спокойствие.

Для предотвращения профессиональных заболеваний во время остановок делайте ряд несложных упражнений:

  • 8-10 раз сильно прижмитесь к спинке, затем расслабьтесь;
  • 5-10 раз пожмите плечами;
  • как можно сильнее вытяните шею, а потом расслабьтесь 5-10 раз;
  • разомните кисти рук, плечевые суставы, шею, проделав несколько круговых движений вправо-влево;
  • выполните 5-6 наклонов головы вперед-назад.

Помните! Правильно занятое положение во время вождения – это метод профилактики серьезнейших заболеваний позвоночника.

Если выполнить все приведенные ниже указания, то на борьбу с острой болью в пояснице потребуется не более суток, а через 5–6 дней пройдет и ощущение дискомфорта в этой зоне.


Средства первой помощи при люмбаго

И начнем опять с того, что делать категорически нельзя. Не следует, превозмогая боль, производить резкие движения, пытаться разогнуться, выпрямиться. Главное, чем лечится радикулит в первые минуты, часы и даже дни, – это покой. Больного необходимо уложить в постель и проследить, чтобы он принял удобную для него позу, в которой боль чувствуется меньше всего, а мышцы спины максимально расслабляются.

Практика показывает, что комфортнее всего больной чувствует себя лежа на животе с вытянутыми ногами и с подложенной под живот подушкой. Однако можно лечь и на спину, согнув ноги в коленях под прямым углом и подложив под голени диванные подушки. При этом можно еще приподнять верхнюю часть туловища на 45° так, чтобы шея и спина находились на одной линии. Некоторым помогает поза на боку с подложенной на уровне талии подушкой.

Хорошо, если матрас на кровати ортопедический. Если нет, то под обычный матрас надо положить деревянный или картонный щит, чтобы кровать не прогибалась. Около кровати необходимо поставить костыли на тот случай, если больному надо будет пройти в туалет. Костыли помогут не нагружать и без того травмированный позвоночник.

Если через полчаса боль не отпустит, то прием лекарства надо повторить. Если и это не поможет, тогда необходимо прибегнуть к более сильным анальгетикам. При этом надо помнить, что их можно принимать не более 3 раз.

Кроме обезболивающих средств, больному надо дать 2 таблетки но-шпы, дибазола или папаверина для снятия мышечного спазма, а также какой-нибудь диуретик или настой мочегонных трав (почечного чая, хвоща, толокнянки и т. д.) для уменьшения отека сдавленного корешка. Улучшить питание тканей пораженного участка позвоночника помогут 2–3 капсулы комплексного препарата, содержащего витамины С, В6, В12 и минералы – калий, кальций, магний, марганец, фосфор.


Из наружных средств рекомендованы йодная сетка (через некоторое время ее надо растереть камфарным спиртом или специальной растиркой) и препараты типа анестезина или ментола, а также мази с вольтареном, бутадионом, пироксикамом и кремы на основе конского каштана. Перечисленные средства эффективно снимают отек и прочие симптомы воспаления, тем самым уменьшая боль.

Через 3–4 часа после проведенных мероприятий необходимо растереть поясницу больного мазями, содержащими пчелиный или змеиный яд. Эту процедуру надо проводить 2–3 раза на протяжении 5–6 дней, то есть до полного исчезновения боли.

Однако, если больной страдает сахарным диабетом, каким-либо заболеванием печени или почек, мази на основе этих ядов ему противопоказаны. Точно так же, как и беременным женщинам.

Наряду с аптечными препаратами рекомендуется использовать и народные средства: настойку стручкового перца или корней крапивы жгучей на водке, сок хрена, смешанный в равных пропорциях со спиртом, и т. д.

Некоторые наружные средства могут вызвать местную аллергическую реакцию, которая, как правило, проявляется в виде зуда, отека, покраснения и раздражения кожи. Для быстрого реагирования на эти негативные проявления необходимо всегда иметь под рукой какое-либо антигистаминное средство. Перед тем как дать больному противоаллергическую таблетку, надо удалить мазь с поясницы с помощью ватного тампона, смоченного водкой или спиртом. В дальнейшем от использования средства, приведшего к аллергической реакции, надо отказаться, каким бы эффективным оно ни было.

Для снятия болевого синдрома больному можно посоветовать разгрузочную диету хотя бы на сутки. Дело в том, что медики считают голод экстремальным анальгетиком, который не хуже лекарственных препаратов избавляет от боли. В течение дня надо есть только те продукты, которые хорошо очищают организм от шлаков и способствуют быстрому выведению жидкости. Это могут быть, например, яблоки (1 кг) или небольшой арбуз, которые надо запить кефиром (1–1,5 л). Однако, если такой способ лечения для больного очень проблематичен, от диеты лучше отказаться. Главное в его положении – это покой, в том числе и душевный.


Несколько раз в день очень полезно делать самомассаж. Для этого достаточно 5 минут. Легкие массирующие движения можно выполнять в любом удобном положении – лежа, сидя или стоя:

• ладони соединить, зажать их между коленями и энергично потереть друг о друга, затем раскрыть их, сразу же положить на поясницу и дождаться, пока тепло от разогретых рук не проникнет вглубь (повторить 4–5 раз);

• разогреть руки, как описано выше, затем раскрытые ладони положить на поясницу так, чтобы большие пальцы оказались по бокам туловища и были направлены точно вниз, а остальные – слегка наискосок, после чего растирать поясницу энергичными движениями сверху вниз и обратно;

• пальцы обеих рук расположить на пояснице перпендикулярно к позвоночнику и массировать подушечками участок, находящийся с двух сторон от позвоночного столба, выполняя при этом сначала прямолинейные движения, а затем круговые;

• руки сжать в кулаки и тыльной стороной кисти помассировать вдоль гребня подвздошной кости;

• кисть левой руки положить тыльной стороной на поясницу, плотно прижать ее правой рукой и, не меняя захвата, разминать кожу вдоль позвоночника, выполняя круговые движения.

Из книги "Жизнь без боли в спине. Лечение сколиоза, остеопороза, остеохондроза, межпозвонковой грыжи без операции", Валентин Григорьев

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Каждый день почти 90% поездок в мире осуществляются с помощью автомобилей и другого наземного транспорта. Многие из нас не представляют свою жизнь без машины, так как она является основным средством передвижения. Мы используем автомобиль для поездок на работу, в магазин, и для удовольствия. Британские исследователи подсчитали, что в среднем мужчины проезжают 51 километра, а женщины – 43 километра каждый день. Кроме того, стоит помнить, что для многих людей вождение является неотъемлемой частью профессии: дальнобойщики, таксисты, водители общественного транспорта, личные шоферы, водители машин скорой помощи, пожарных автомобилей и т.д.

В принципе, когда автомобиль не движется, то пассажир и водитель находятся в абсолютно равных условиях. Разница появляется, как только автомобиль начинает движение.


Позвоночник и вождение автомобиля

В отличие от обычного пассажира, обычно сидящего расслабленным в удобном кресле, позвоночник водителя во время вождения подвергается большим нагрузкам. Кроме того, во время вождения автомобиля активно используются ноги для нажатия на педали газа и тормоза (правая), а также сцепления (левая). Обратите внимание на то, что когда ноги водителя нажимают на педали, то они не могут быть использованы для поддержки и стабилизации позвоночника. Уже давно доказано исследователями, что сочетание этих неблагоприятных факторов в несколько раз увеличивает вероятность возникновения болей в спине и заболеваний позвоночного столба.

Разработчики автомобилей годами стараются улучшить функциональность автомобилей и комфорт во время вождения. И надо отдать им должное, у них это получается: сравните автомобили 10, 20 и 30 лет назад. Но все же, пока нет никаких достоверных данных о том, насколько дизайн и удобство современных автомобильных сидений способны снизить риск и прогрессирование заболеваний позвоночника.

Когда Вы водите автомобиль, Ваш позвоночник получает серьезные нагрузки, особенно его поясничный отдел. Американские ученые проводили лабораторные исследования и изучали вибрацию тела человека, сидящего в водительском кресле. Было установлено, что вибрация во время движения авто приводит к высоким нагрузкам нижней части спины, а это, в свою очередь, может вызвать дискомфорт и боли в спине. Давно известно, что регулярная вибрация с вертикальной компрессией вызывает микротрещины в межпозвонковых дисках, увеличивает риск протрузий и грыж межпозвонковых дисков. Вредит вибрация и суставам, вызывая дегенерацию костно-суставног о аппарата. Кроме того, ряд исследований установили прямую зависимость между длительным вождением и наличием заболеваний позвоночника.

Недавнее сравнение профессиональных водителей в США и Швеции установило, что в каждой стране около 50% опрошенных подтвердили наличие у них боли в нижней части спины и различных заболеваний позвоночника.

Анализируя возможные причины выявленной закономерности, ученые установили, что длительное воздействие вибрации и вертикальной компрессии является одним из самых главных факторов риска прогрессирования патологий всех отделов позвоночника. Было установлено, что вероятность развития заболеваний позвоночника повышается в 5 раз, если Вы проводите за рулем более 4 часов в сутки.


Поза банана – самая вредная для позвоночника поза водителя

Правило 1: Не сутультесь, когда водите автомобиль

Если Вы водите автомобиль и сутулитесь, Вы значительно повышаете вероятность навредить себе и своему позвоночнику. Длительное пребывание в сгорбленной позе чрезвычайно опасно для Вашей спины.

Правило 2: Садиться в машину необходимо вначале задней частью бедер

Что это значит? Некоторые люди сначала ставят одну ногу в салон, и затем, держась рукой за руль, резко садятся в кресло всем телом: такого делать категорически нельзя! Вы провоцируете колоссальную нагрузку на пояснично-крестц овый переход позвоночника, что может вызвать смещение поясничных позвонков или костей таза, и вызвать боль в пояснично-крестц овом отделе позвоночника. Нужно сначала сесть в кресло на ягодицы, а затем аккуратным поворотом занести обе ноги в салон, после чего занять удобное положение в кресле. Выходить из салона рекомендуется в обратном порядке.

Правило 3: Изгиб под поясницу у сиденья

Если конструкция вашего сидения имеет изгиб спинки кпереди в области поясницы или позволяет отрегулировать эту часть спинки кресла – это отличная опора для поясничного отдела позвоночника. Настройте кресло в такое положение, при котором спина будет иметь максимально комфортное положение, сохраняя физиологический изгиб поясничного отдела (поясничный лордоз).

При отсутствии соответствующего изгиба у кресла желательно купить валик под поясницу в магазине автотоваров и установить его в кресло по инструкции. В качестве временной альтернативы можно использовать маленькое покрывало или полотенце, чтобы повторить физиологический поясничный лордоз и уменьшить нагрузку на пояснично-крестц овый отдел позвоночника. Это даст возможность создать максимально физиологичное положение для Вашего тела. Если Вы не чувствуете, что Ваш позвоночник напряжен, значит Вы все правильно сделали.

Правило 4: Правильная регулировка кресла

Правильное расстояние между рулем и телом является важной частью хорошей осанки. Ваши ноги не должны участвовать в поддержке тела в вертикальном положении, они должны просто лежать. Чтобы правильно отрегулировать дистанцию, расположите позвоночник удобно на спинке кресла, а затем двигайте сидение вперед до тех пор, пока ваши колени не примут согнутое положение, примерно под углом 120 градусов. Теперь плотно прижмите плечи к спинке кресла так, чтобы Вы держали руль руками, согнутыми под углом тоже примерно 120 градусов в локтевых суставах.

Конструкция кресла должна создавать как можно более физиологичное положение для Ваших ног. Убедитесь, что обзор из окон достаточный, что Вы видите все приборы на панели управления. Если же Ваш рост высокий, попробуйте отрегулировать положение руля для максимального комфорта.

Если в автомобиле регулируется нижняя часть кресла, установите его под таким углом, чтобы Ваши бедра полностью лежали на ней во время нажатия педалей. Между подколенными ямками и сидением должно остаться расстояние в 5-6 см.

Правило 5: Настройте подголовники

Многие считают, что подголовники неудобны. Однако, Вы просто должны установить их в правильное положение и тогда Вы почувствуете, как Ваш шейный отдел позвоночника расслабляется. Вначале будет немного непривычно, но постарайтесь не обращать на это внимание. Со временем Вы привыкнете к такому положению, и Вам это даже понравится.

Верхний край подголовника должен быть не ниже уровня глаз, но не выше Вашей макушки. Он должен быть наклонен под углом примерно на 2 см от Вашей головы. Это играет очень важную роль в Вашей безопасности. Если подголовники настроены слишком высоко, это увеличивает нагрузку на шейный отдел позвоночника, а также в случае аварии не сможет защитить от травмы.

Правило 6: Не горячитесь!

Старайтесь быть терпеливыми и сохранять спокойствие за рулем. Для того, чтобы выработалась привычка, вероятно потребуется время, но оно того стоит!

На основе детального анализа докладов автомобильных технологов, научных журналов и текстов, а также медицинских исследований, британскими учеными был разработан список требований для идеального водительского сидения. В идеале, чтобы минимизировать риск прогрессирования патологий позвоночника, автокресло должно иметь:

  • регулировку наклона спинки сидения (100 градусов регулировки считаются оптимальными);
  • регулировку глубины сидения;
  • регулируемую высоту посадки в кресло;
  • регулируемую по горизонтали и вертикали опору для поясничного отдела позвоночника;
  • наличие подлокотников, желательно – регулируемых;
  • регулируемые подголовники;
  • амортизацию сидения, чтобы снизить вибрацию, столь вредную для позвоночника;
  • регулировку сидения вперед-назад для регулировки расстояния от ног до педалей.

Современные автомобили премиум-класса, в основном, имеют соответствующие сидения.

Важно помнить о том, что водители часто страдают от так называемых, профессиональных заболеваний. К этим заболеваниям относятся заболевания позвоночника, проблемы с суставами, варикозное расширение вен и другие неприятные последствия. Кроме того, сюда можно причислить ожирение, снижение остроты зрения и гипертонию.

Как можно предотвратить, или хотя бы отдалить развитие заболеваний позвоночника? Оказывается, британскими реабилитологами для водителей был разработан специальный комплекс упражнений, выполняя которые, можно значительно снизить риск боли в спине и шее, остеохондроза и других проблем с позвоночником.

Упражнения за рулем

Эти упражнения хороши тем, что их можно делать прямо за рулем, например, когда Вы стоите на светофоре и не знаете чем себя занять. Не рекомендуется выполнять такие упражнение во время движения, особенно на опасных участках дороги!

Упражнения во время остановки

Если же Ваша остановка обещает быть длительной, у Вас будет достаточно времени и возможности, чтобы выполнить этот несложный и полезный комплекс упражнений.

Для начала разомните и помассируйте пальцы рук и кисти, можете делать движения, как будто вы моете руки. Далее можете немного помассировать шею и плечи. Не забудьте также о глазах: они тоже должны отдохнуть – посмотрите вдаль около минуты, затем на зеркало, повторите несколько раз. Зажмурьтесь крепко и посидите несколько минут с закрытыми глазами. Теперь можете выполнить несложную гимнастику:

  • приподнимете ноги и поочередно тяните носки на себя, после 8-10 повторений выполните еще 5-6 круговых движений ступнями сначала против, затем по часовой стрелке;
  • теперь совершайте круговые движения в плечевых суставах сначала вперед, затем назад (8-10 повторов);
  • расположите ладони со скрещенными пальцами на затылке и напрягайте шею, противодействуя движению ладоней;
  • повторить аналогичное упражнение, только теперь ладони расположите на лбу;
  • поочередно поднимайте и опускайте руки вверх, насколько позволяет салон автомобиля;
  • согните ноги в коленях и поднимите их, а теперь максимально вытяните ноги вперед;
  • раздвиньте немного колени, а теперь упритесь локтями во внутренний край бедер; пробуйте сдвинуть, сомкнуть колени, противодействуя силе рук; особенно полезно это упражнение будет для автолюбительниц;
  • поочередно смыкайте и раздвигайте лопатки;
  • сидя на краю кресла, поочередно переносите вес то на одну, то на другую ягодицу;
  • сделайте несколько медленных наклонов и поворотов головой в разных направлениях.

Полезно также будет выйти из машины, сделать несколько приседаний, пройтись на носках и на пятках вокруг автомобиля. Можно также сделать наклоны туловища вперед – назад, вправо – влево.

И в заключение, еще раз повторяем, что когда Вы водите автомобиль, Ваш позвоночник терпит очень серьезные нагрузки, в особенности его пояснично-крестц овый отдел. Верное положение тела при вождении является основным методом профилактики заболеваний позвоночного столба, таких как остеохондроз, радикулит и многих других.

Важно!
Неправильное положение за рулем является одной из основных причин возникновения дискомфорта или боли в различных отделах позвоночника, а также – развития серьезных патологий позвоночного столба и суставов у тех, кто регулярно водит автомобиль.

Если выполнить все приведенные ниже указания, то на борьбу с острой болью в пояснице потребуется не более суток, а через 5–6 дней пройдет и ощущение дискомфорта в этой зоне.


Средства первой помощи при люмбаго

И начнем опять с того, что делать категорически нельзя. Не следует, превозмогая боль, производить резкие движения, пытаться разогнуться, выпрямиться. Главное, чем лечится радикулит в первые минуты, часы и даже дни, – это покой. Больного необходимо уложить в постель и проследить, чтобы он принял удобную для него позу, в которой боль чувствуется меньше всего, а мышцы спины максимально расслабляются.

Практика показывает, что комфортнее всего больной чувствует себя лежа на животе с вытянутыми ногами и с подложенной под живот подушкой. Однако можно лечь и на спину, согнув ноги в коленях под прямым углом и подложив под голени диванные подушки. При этом можно еще приподнять верхнюю часть туловища на 45° так, чтобы шея и спина находились на одной линии. Некоторым помогает поза на боку с подложенной на уровне талии подушкой.

Хорошо, если матрас на кровати ортопедический. Если нет, то под обычный матрас надо положить деревянный или картонный щит, чтобы кровать не прогибалась. Около кровати необходимо поставить костыли на тот случай, если больному надо будет пройти в туалет. Костыли помогут не нагружать и без того травмированный позвоночник.

Если через полчаса боль не отпустит, то прием лекарства надо повторить. Если и это не поможет, тогда необходимо прибегнуть к более сильным анальгетикам. При этом надо помнить, что их можно принимать не более 3 раз.

Кроме обезболивающих средств, больному надо дать 2 таблетки но-шпы, дибазола или папаверина для снятия мышечного спазма, а также какой-нибудь диуретик или настой мочегонных трав (почечного чая, хвоща, толокнянки и т. д.) для уменьшения отека сдавленного корешка. Улучшить питание тканей пораженного участка позвоночника помогут 2–3 капсулы комплексного препарата, содержащего витамины С, В6, В12 и минералы – калий, кальций, магний, марганец, фосфор.


Из наружных средств рекомендованы йодная сетка (через некоторое время ее надо растереть камфарным спиртом или специальной растиркой) и препараты типа анестезина или ментола, а также мази с вольтареном, бутадионом, пироксикамом и кремы на основе конского каштана. Перечисленные средства эффективно снимают отек и прочие симптомы воспаления, тем самым уменьшая боль.

Через 3–4 часа после проведенных мероприятий необходимо растереть поясницу больного мазями, содержащими пчелиный или змеиный яд. Эту процедуру надо проводить 2–3 раза на протяжении 5–6 дней, то есть до полного исчезновения боли.

Однако, если больной страдает сахарным диабетом, каким-либо заболеванием печени или почек, мази на основе этих ядов ему противопоказаны. Точно так же, как и беременным женщинам.

Наряду с аптечными препаратами рекомендуется использовать и народные средства: настойку стручкового перца или корней крапивы жгучей на водке, сок хрена, смешанный в равных пропорциях со спиртом, и т. д.

Некоторые наружные средства могут вызвать местную аллергическую реакцию, которая, как правило, проявляется в виде зуда, отека, покраснения и раздражения кожи. Для быстрого реагирования на эти негативные проявления необходимо всегда иметь под рукой какое-либо антигистаминное средство. Перед тем как дать больному противоаллергическую таблетку, надо удалить мазь с поясницы с помощью ватного тампона, смоченного водкой или спиртом. В дальнейшем от использования средства, приведшего к аллергической реакции, надо отказаться, каким бы эффективным оно ни было.

Для снятия болевого синдрома больному можно посоветовать разгрузочную диету хотя бы на сутки. Дело в том, что медики считают голод экстремальным анальгетиком, который не хуже лекарственных препаратов избавляет от боли. В течение дня надо есть только те продукты, которые хорошо очищают организм от шлаков и способствуют быстрому выведению жидкости. Это могут быть, например, яблоки (1 кг) или небольшой арбуз, которые надо запить кефиром (1–1,5 л). Однако, если такой способ лечения для больного очень проблематичен, от диеты лучше отказаться. Главное в его положении – это покой, в том числе и душевный.


Несколько раз в день очень полезно делать самомассаж. Для этого достаточно 5 минут. Легкие массирующие движения можно выполнять в любом удобном положении – лежа, сидя или стоя:

• ладони соединить, зажать их между коленями и энергично потереть друг о друга, затем раскрыть их, сразу же положить на поясницу и дождаться, пока тепло от разогретых рук не проникнет вглубь (повторить 4–5 раз);

• разогреть руки, как описано выше, затем раскрытые ладони положить на поясницу так, чтобы большие пальцы оказались по бокам туловища и были направлены точно вниз, а остальные – слегка наискосок, после чего растирать поясницу энергичными движениями сверху вниз и обратно;

• пальцы обеих рук расположить на пояснице перпендикулярно к позвоночнику и массировать подушечками участок, находящийся с двух сторон от позвоночного столба, выполняя при этом сначала прямолинейные движения, а затем круговые;

• руки сжать в кулаки и тыльной стороной кисти помассировать вдоль гребня подвздошной кости;

• кисть левой руки положить тыльной стороной на поясницу, плотно прижать ее правой рукой и, не меняя захвата, разминать кожу вдоль позвоночника, выполняя круговые движения.

Из книги "Жизнь без боли в спине. Лечение сколиоза, остеопороза, остеохондроза, межпозвонковой грыжи без операции", Валентин Григорьев

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.